Майнят ли компьютерные клубы

Обновлено: 06.07.2024

  • Как мы потеряли половину клиентов и вышли в прибыль.
  • Почему берем с сотрудников 1000 рублей за поездку на конференцию.

Перед тем как рассказать о сотрудничестве с компьютерными клубами, немного теории о самом проекте распределенного гейминга от Playkey. Это разновидность облачного гейминга, только здесь нет дата-центров и стоек с серверами. Запущена сеть была в 2017 году. Она все время расширяется, сейчас к ней подключены владельцы игровых ПК из Новосибирска, Красноярска, Москвы, Питера, Перми и некоторых других городов России и других стран.

Поддерживают работу сети два типа пользователей:

  • Владельцы мощных игровых ПК, которые предоставляют ресурсы компьютеров за деньги
  • Геймеры, которые могут играть в требовательные к характеристикам компьютера игры на своих слабых машинах, «арендуя» мощные ПК через облако.

Работает это так: игрок запускает игру, активируется ближайший к нему игровой ПК, что дает возможность снизить задержки — разницы с игрой на собственном игровом ПК практически нет. Мы получаем деньги от геймеров и передаем их владельцам игровых ПК, оставляя себе определенный процент. Это win-win-схема для всех.

Владельцы ПК получают деньги не за физическую машину, а за виртуальную. Виртуальная машина — это программная система, которая эмулирует полноценный компьютер. На одном реальном компьютере может быть запущено несколько таких систем — все зависит от мощности реального ПК. Если учесть, что на одном ПК можно запустить несколько виртуальных машин, то заработать можно существенную сумму .

Сейчас проект находится в стадии открытого тестирования. Желающие сдать ресурсы своих ПК в пользование геймеров заполняют заявку, с ними связывается поддержка Playkey и подключает компьютеры к распределенной сети.

В самом начале работы за виртуальную машину мы платили всего $4–10. Но тогда мы оценивали доходность самого проекта. Сейчас оплата поднялась до $50 в месяц из расчета на одну виртуалку — при условии непрерывной ее работы. В дальнейшем возможны новые эксперименты с бизнес-моделью. Вот как это работает на практике.

59FPS — пермский киберспортивный клуб и база для проведения киберспортивных турниров российских команд. Открылся в октябре прошлого года и сразу же стал популярным. Его основатель — глава пермского отделения Федерации компьютерного спорта России.

Но уже 28 марта пришлось закрыться, так что доходы клуба резко упали до нуля при том, что расходы остались прежними. Аренду помещения, коммунальные платежи и зарплаты сотрудникам никто не отменил и не поставил на паузу.

Как и говорилось выше, каждая виртуальная машина зарабатывает в месяц $50 — оплата фиксированная. В договоре зафиксирована сумма в 130 рублей день, получается около 80 тысяч в месяц при 20 игровых ПК, постоянно работающих в распределенной сети. Около 60% от этой суммы уходят на оплату коммунальных услуг, аренду помещения и те расходы, которые не получилось заморозить на период самоизоляции.

Чистая прибыль — 30 тысяч рублей в месяц. Да, это не так много, но это стабильный доход, который позволяет выжить в кризис. Многим он придется очень кстати.

Примерная спецификация игрового ПК, который подключен к игровой сети:

  • CPU AMD Ryzen 5 3600. Количество ядер — 6, частота — 3.6 GHz.
  • RAM DDR4 16 ГБ PC4-21300 2666 МГ2 Corsair, 2 шт x 8 ГБ.
  • VGA Palit GeForce RTX 2060 SUPER JS PCI-E 3.0 8192 MB.
  • Сетевое подключение — 500 Мбит/c.

После закрытия многие компьютерные клубы решили заработать на геймерах, готовых взять мощные игровые ПК во временное пользование. Сначала я хотел поступить также — открыл прием заявок на аренду и начал проверять желающих. Пятеро из шести проверку провалили: оказалось, что в течение последних лет судебные приставы безуспешно пытались взыскать с них незакрытые задолженности — штрафы, кредиты и налоги. Суммы доходили до 180 тысяч рублей! Отдавать технику даром и вести напрасные судебные разборки в будущем я не хотел, поэтому решил найти другое решение.

На тот момент в сообществе владельцев компьютерных клубов активно обсуждали системы распределенного гейминга — и, недолго думая, я выбрал Playkey. Почему? Их головной офис находится в моем родном городе — Перми. Оборудование к сервису подключили быстро, а проблемы, возникшие при установке, решили также оперативно — саппорт у компании не только вменяемый, но и грамотный.

Еще мы сотрудничаем с компанией из Украины, из Днепра, которая разрабатывает навигационные сервисы. Компания подключила к сети четыре мощных компьютера, на каждом из которых развернуто три виртуальные машины. Для четырех ПК получилось 12 виртуальных машин, каждая из которых приносит $50 в месяц.

Примерно половину дохода, как и в предыдущем случае, съедают регулярные платежи, но прибыль все равно есть. Доход в этом случае составляет около $600, прибыль, соответственно, $300. В скором будущем к системе подключат дополнительные компьютеры и заработок увеличится.

Кроме того, наши партнеры продолжают работать удаленно, выполняя и профильную работу, так что все достаточно неплохо.

Основная сложность сейчас в том, что сервис пока не открыт для всех, а проходит обкатку. Вообще, подключиться может как обычный геймер, так и компьютерный клуб или любая организация, в которой есть простаивающие мощные ПК. Вот примерные характеристики подходящей машины: шестиядерный процессор, 16 ГБ ОЗУ, графический адаптер не хуже Nvidia GTX 1070, проводной интернет канал не ниже 50 Мбит/с.

Для подключения нужно:

  • Подать заявку на playkey.io/ru/miners/.
  • Подождать ответа.
  • Дать доступ саппорту Playkey к компьютерам, дождавшись установки и настройки партнерского ПО.
  • Profit!

Оценивая возможности распределенного сервиса, нужно понимать следующее.

  • Подключение к распределенной сети это не курица, несущая золотые яйца. Скорее, это возможность загрузить простаивающие ресурсы — один или несколько компьютеров, получив небольшую прибыль.
  • Исключительно для такого заработка покупать оборудование не стоит. По расчетам одного из участников сети, срок окупаемости составляет три года. Подключаться лучше всего, если компьютер уже есть.
  • Нужно позаботиться о том, чтобы оборудование могло работать непрерывно. Это касается не только самих ПК, но и сети. Значит, нужен контроль и мониторинг. Если у компании несколько компьютеров, то придется найти время для этого.

Ну а сам распределенный формат сети для облачных игр будет продолжать развиваться. Быстрый интернет становится обыденностью — надвигается 5G, скоро начнет работу спутниковый интернет, плюс операторы во время кризиса спешно нарастили мощности из-за роста трафика.

На этом фоне распределенный игровой сервис, который позволяет немного заработать — это отличный вариант в кризис как для владельцев одного ПК, так и для тех, у кого их несколько.


По ходу, децентрализация ворвалась в рунет. Увидел на Хабре статью «Игры за деньги: опыт работы в распределенной игровой сети владельца нескольких серверов» и понял, что в той же сети работаю. Только майнингом я никогда заниматься не пробовал, у меня вообще игровой клуб.

В октябре прошлого года я открыл в Перми киберспортивный компьютерный клуб 59FPS. Он создавался в качестве базы для проведения киберспортивных турниров, и все шло хорошо до того, как… ну вы все в курсе эпидемии, да. Под катом — рассказ о том, как клубу удается почти нормально работать в кризис благодаря распределенному геймингу.

История открытия клуба


Я несколько лет возглавляю пермское отделение Федерации компьютерного спорта России. Работаем давно, и все это время развитию мешает проблема. А именно — отсутствие современной оборудованной площадки для проведения киберспортивных соревнований. В итоге мне показалось логичным создать такую площадку самому. Правду говорят — “Хочешь хорошо сделать — сделай сам”, чем я и занялся. В итоге открыл компьютерный клуб с мощным оборудованием и комфортным для игроков окружением.

После того, как мы открылись, пошли отзывы. Судя по ним, клуб действительно получился неплохим.

Оборудование клуба


Помещение не очень большое, в нем всего 20 игровых мест, которые, впрочем, размещены так, чтобы киберспортсменам было удобно. Места оборудованы с прицелом на проведение турниров по киберспорту и тренировку киберспортсменов.

  • CPU AMD Ryzen 5 3600. Количество ядер — 6, частота — 3.6 GHz.
  • RAM DDR4 16 ГБ PC4-21300 2666 МГ2 Corsair, 2 шт x 8 ГБ.
  • VGA Palit GeForce RTX 2060 SUPER JS PCI-E 3.0 8192 MB.
  • Сетевое подключение — 500 Мбит/c.

Эпидемия и режим работы


Почти с самого открытия к нам пошли посетители. Собственно, почему бы и нет? Компьютерные клубы отнюдь не вымерли — они до сих пор пользуются популярностью среди тех клиентов, кому важен командный дух в процессе игры, личный контакт с другими участниками игрового процесса. Да и одиночки время от времени приходят посмотреть и поиграть.

В целом, дело пошло неплохо. Но, к сожалению, клуб был открыт, как и говорилось выше, в октябре, так что в нормальном режиме удалось поработать всего несколько месяцев.

Даже после того, как стало известно о вирусе в Европе и РФ (но до объявления карантина) посетители продолжали играть. Последние несколько дней перед карантином был небольшой спад посещаемости, но лишь в отдельные дни. В целом, выручка сохранялась на прежнем уровне, с этим проблем не было.

Но, к сожалению, 28 марта пришлось закрыться. Я думал, что клуб сможет продержаться до официальных обязательных выходных (30 марта). Но нет — 28 марта, когда в клубе тренировались несколько киберспортсменов (они участвовали в отборочном этапе на чемпионат РФ по компьютерному спорту) к нам пришли сотрудники полиции. Правоохранители напомнили о том, что клуб нужно закрыть. Пришлось подчиниться. Сейчас соревнования проводим исключительно в онлайне.

Поиск новых возможностей


Клуб пришлось закрыть, и я оказался среди тех, чей бизнес внезапно перестал приносить доход. Даже хуже — он с первого дня карантина стал убыточным, ведь регулярные платежи никуда не делись. Коммуналка, аренда и т.п. — все это нужно продолжать оплачивать. Начал искать возможность заработать на тех ресурсах, которые остались — оборудование и стабильное подключение к интернету.

Многие компьютерные клубы во время карантина стали сдавать игровые ПК в аренду, отдавая машины частным пользователям. Мы тоже решили попробовать и открыли прием заявок на получение игровой машины во временное пользование. Но не бросились в омут с головой, а проявили осторожность. Стали тщательно проверять желающих поиграть дома на мощном компьютере. Как оказалось, осторожность оказалась оправданной: 5 заявителей из 6 имели незакрытые задолженности перед судебными приставами. Это долги по кредитам, штрафы, налоги. Суммы доходили до 180 тысяч рублей, а размер задолженности много лет не менялся или даже увеличивался. Это значило только одно — у человека нет официального источника заработка, из которого приставы могли бы списать долг или часть его.

Соответственно, если такие клиенты по каким-то причинам не смогут вернуть компьютер, или возвратят его не в полной комплектации, то даже обратившись в суд и выиграв его, я не смогу вернуть деньги или оборудование. Риск был огромным, тем более, в текущей ситуации, поэтому я решил отказаться от услуги “игровой ПК в аренду” и придумать еще что-нибудь.


Подходящий вариант удалось найти достаточно быстро. Так, в сообществе владельцев компьютерных клубов активно обсуждали системы распределенного гейминга — чаще всего упоминался сервис Drova и Playkey. Рисков здесь было гораздо меньше, чем в случае аренды, так что решили попробовать.

Выбрал я Playkey — просто потому, что его головной офис находится как раз в Перми, моем родном городе. Не только «родственные» чувства сыграли свою роль, но и желание помочь геймерам из нашего города улучшить навыки игры, плюс дать возможность принять участие в киберспортивных соревнованиях.

Подключение к сети


Я оставил заявку на сайте, и со мной сразу же связались. Началась работа по подключению оборудования к сервису. В ходе реализации проекта возникли некоторые проблемы, но их быстро решили — благо, саппорт у компании не только вменяемый, но и грамотный. Главная проблема была связана с тем, что процессоры в моих серверах — от AMD. Они в геймерских машинах встречаются реже, поэтому и подключение несколько более сложное. Также пришлось извлечь SSD M.2 из машин, поскольку они, по словам сотрудников поддержки, мешали нормальной работе ПО от Playkey. Но все технические сложности мы быстро решили. Как мне объяснили — версия CentOS, которая использовалась сервисом для установки на клиентские ПК, не поддерживала этот тип SSD. Позже проблему решили обновлением ядра ОС, поэтому сейчас снимать накопители с компьютеров для работы с распределенной сетью уже не нужно.

Компьютеры, подключенные к распределенной сети, становятся нодами, ресурсы которых доступны для геймеров, которые хотят поиграть в облаке. В момент подключения геймера сервис ищет ближайшую к нему ноду и запускает игру именно на этом сервере. Плюс для геймера — низкие задержки, качество игры приближается к геймплею на собственном ПК. Ну а компания и партнер, предоставивший сервер, получают оплату.


Сколько зарабатывает клуб при помощи сервиса?

Каждая машина приносит $50 в месяц — оплата фиксированная. В договоре зафиксирована сумма в 130 рублей в день, это получается 78 000 в месяц при 20 машинах, работающих в сети.

Это около 6-10 часов загрузки для каждой машины в день.


Но около 60% от этой суммы уходят на затраты, которые связаны с работой клуба. В первую очередь, это коммунальные платежи — электричество, интернет и т.п. Плюс расходы самого клуба, которые не удалось заморозить на период карантина. Чистая прибыль составляет около 30 тысяч рублей в месяц. В принципе, это неплохо, поскольку то, что бизнес не терпит убытки, это уже хорошо, мы не закроемся. И после завершения карантина тренировки киберспортсменов возобновятся.


Мне кажется, что распределенная схема работы в будущем будет развиваться, поскольку это выгодно всем, как участникам сети, так и сервисам, которые эту схему предлагают. Мой клуб продолжает работать, можно сказать, что в нем и в период карантина полно геймеров, хотя и виртуально. Если статью читают пермяки, то вот его адрес — ул. Советская, 3. Находится он рядом с социокультурным пространством “Завод Шпагина”.

Читайте также: