Математика и компьютерные науки что это за профессия кем работать

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.

Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.

Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ.
Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).

Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.

Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.

Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.

В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников :) Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.

  • Слабая техническая оснащенность. Не в каждом ВУЗе вам покажут настоящий сервер или мощный коммутатор.
  • Преподавательский состав. Стареет и теряет квалификацию. Специалистов из отрасли мало. Кто будет читать курс по ERP за зарплату 12000 руб.?
  • Учебные пособия. Не знаю как было у вас, но у нас все книжки были только советских времен.
  • Английский язык. Как правило, слабый и не имеющий отношения к ИТ.
  • Контроль. Государство работу ВУЗа контролирует слабо. Аттестация ВУЗов неэффективна и коррумпирована.
  • Информационное обеспечение хромает. Кем ты станешь, какие дисциплины будут преподаваться, чем занимается выпускающая кафедра — многие узнают только к третьему курсу, когда уже поздно что-то менять.

Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать :) Текст для среднестатистического абитуриента/студента.

  • Не поступайте в непрофильный ВУЗ.
  • Не поступайте на абы какую специальность.
  • Поступайте на аккредитованную специальность.
  • Не поступайте на вечернее, заочное и дистанционное образование — чаще всего это туфта. Во всяком случае, точно хуже дневного.
  • Настороженно относитесь к негосударственным ВУЗам. Пока лучше поступать в государственный.
  • Постарайтесь разузнать о кафедре, на которую поступаете. Но тут все равно не угадаешь: в моем ВУЗе две специальности с самым большим конкурсом учили из рук вон плохо, а среднячок — вполне достойно.
  • 230100 Информатика и вычислительная техника — сисадмин, сетевик, программист
  • 230400 Информационные системы и технологии — аналитик, проектировщик ИС
  • 230700 Прикладная информатика — аналитик, проектировщик ИС
  • 231000 Программная инженерия — тестировщик, программист, проектировщик ПО
  • 231300 Прикладная математика — программист
  • 010200 Математика и компьютерные науки
  • 010300 Фундаментальные информатика и информационные технологии — программист, проектировщик ПО (?)
  • 010400 Прикладная математика и информатика — программист
  • 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем — программист
  • 080500 Бизнес-информатика — аналитик, менеджер
  • 090301 Компьютерная безопасность — безопасник
  • 09030* Информационная безопасность… — безопасник
  • 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
  • 220400 Управление в технических системах
  • 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
  • 221000 Мехатроника и робототехника
  • 221700 Стандартизация и метрология

Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.

  • Не расслабляйтесь первые два курса.
  • После второго курса постарайтесь найти подработку по специальности, не мешающую учебе. Нагрузка не больше, чем полставки. Можно устроиться на кафедру, тогда возможны некоторые плюшки.
  • Самостоятельно повышайте квалификацию. Изучайте языки, технологии. Можно пойти на курсы, но тогда надо четко понимать, зачем они вам, есть ли у вас требуемая предварительная подготовка — иначе вы потратите время и деньги зря.
  • Следите за конференциями, вебинарами, курсами. Многие из них для студентов бесплатны.
  • Если образовалось «окно», не надо просиживать его в кафе: в институте есть читальный зал, а в нем — периодика. Читайте отраслевые журналы: «Открытые системы», «Системный администратор» и т.п.
  • Если есть возможность стажировки, постарайтесь на нее попасть. Балдеть летом 2,5 месяца — непозволительная роскошь.
  • Учите английский язык. Поставьте цель получить доп. высшее образование по языку или сертификат типа FCE.
  • Старайтесь творчески подходить к решаемым задачам. Например, в курсовом проекте по программированию добавьте от себя дополнительные функциональные возможности — это будет интересно вам и обеспечит хорошее отношение преподавателя к вашей работе.
  • Напишите «приличный» диплом. Постарайтесь, чтобы это была реальная разработка, а не растекание мыслею по древу. Еще лучше, если вы ее внедрите на предприятии и подпишите акт о внедрении.

По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 27102 рублей/месяц.


Данные предоставлены Министерством образования в 2015 году как результат масштабного исследования и на данный момент являются самой свежей информацией от официальных источников на данную тему. Вы должны четко понимать, что зарплата в каждом конкретном случае зависит от вашей точки приложения усилий. На странице указаны средние зарплаты по опрошенным выпускникам. Все в ваших руках!

Кем работать

Знания, полученные студентами, позволяют им найти работу в двух разных сферах. Их деятельность может быть ближе к программированию: Web-дизайн, работа с базами данных и т.п. Также они могут заняться созданием вычислительных алгоритмов, разработкой методов матобработки данных и выполнять другие схожие функции, требующие хорошего знания математики. Должности, на которые можно претендовать после получения диплома:

  • администратор прикладных систем;
  • прикладной программист;
  • инженер-математик;
  • специалист по математическому моделированию;
  • разработчик приложений;
  • программист-аналитик;
  • инженер-программист.

Те, кто тяготеет к педагогической деятельности, могут работать преподавателями физико-математических и компьютерных дисциплин.

Перспективы

Карьерные перспективы весьма заманчивы. Специалисты востребованы во многих российских и зарубежных фирмах. Начальная позиция, чаще всего, программист или младший аналитик. В дальнейшем сотрудники могут заниматься аналитикой и информационной безопасностью. Для карьерного роста желательно закончить магистратуру либо курсы повышения квалификации. Специальность относится к числу тех, где важны практические навыки и профессионализм. Поэтому востребованность выпускника повышает участие в конференциях и семинарах, наработка портфолио, полученные грамоты и сертификаты и т.п. Можно посвятить себя науке и принимать активное участие в создании новых разработок в этой сфере.

Карьера по специальности Математика и компьютерные науки — вузы России

Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.

Для поступления в вуз на данную специальность (как и для любого другого направления) необходимо сдать ряд экзаменов. Русский язык и математика являются профильными предметами и присутствуют в списке каждого вуза, также существует ряд дополнительных предметов: физика, информатика и ИКТ, иностранный язык, химия.

Последние четыре экзамена являются непрофильными. Это значит, что, в зависимости от своих требований и особенностей, каждое учебное заведение выбирает две дисциплины (например, физика и химия). Между этими двумя предметами может выбирать сам поступающий. В итоге, абитуриент сдает три предмета. Например, русский язык, математику и химию.

Данное направление лучше всего подходит тем, кто увлекается ИТ и математикой, однако конкретно со специальностью не определился. Студенты, обучающиеся специальности «Математика и компьютерные науки», получают обширные знания в данной сфере, учат «все по чуть-чуть». Однако не стоит выбирать это направление тем, кто любит «конкретику» и глубокое изучение узкой тематики.

Общее описание специальности

«Математика и компьютерные науки» - специальность для «непостоянных» абитуриентов, которые один день хотят одно, а другой – другое, однако точно определились, что хотят работать в сфере математики или информационных технологий. В процессе обучения вы получите поверхностные знания обо всех разделах соответствующих наук, узнаете их основы. Для более глубокого изучения какого-либо направления после окончания бакалавриата вы можете поступать на магистра в своем вузе или в любом другом.

Профессиональная деятельность

Уже получив высшее образование по данной специальности, выпускник сможет пользоваться математическими методами и компьютерными технологиями в различных областях. Естественно, информационные технологии необходимы везде: в медицине, бизнесе, архитектуре… Именно поэтому данная специальность так востребована.

Профессиональная деятельность в большей степени связана с научно-исследовательской деятельностью, решением разнообразных задач с помощью математического моделирования, преподаванием цикла математических и «компьютерных» дисциплин.

Сроки обучения

По этому пункту специальность «Математика и компьютерные науки» мало отличается от любых других среднестатистических направлений. На дневной (очной) форме необходимо окончить 4 курса для получения диплома бакалавра, на других формах (заочная, вечерняя, очно-заочная и т.д.) – 5 лет.

Основные дисциплины

В первую очередь студент первых курсов изучает «общие» дисциплины, которые одинаковы для всех: философия, иностранные языки, правоведение, химия, физика, русский язык, экономика и т.д. Естественно, уже на первом курсе будет отмечаться сильная загрузка в области математических дисциплин.

Ниже представлен список профильных дисциплин:

  • Основы компьютерных наук;
  • Технология программирования и основы работы на компьютере;
  • Теоретическая механика;
  • Мультимедиа-технологии;
  • Операционные системы;
  • Теория кодирования и информации;
  • Математический, функциональный, стохастический анализы;
  • «Обычная» и компьютерная алгебры;
  • Дифференциальная, аналитическая, компьютерная геометрии;
  • Дискретная математика, математическая логика, а также их использование в области информатики;
  • Дифференциальные уравнения;
  • Математическое моделирование;
  • Базы данных;
  • Web-программирование;
  • Администрирование локальных систем и другие.

«Результат» обучения

Окончив обучение по специальности «Математика и компьютерные науки», недавний студент сможет:

  • Применять для анализа прикладных проблем математическое и алгоритмическое моделирование;
  • Использовать базовые математические задачи или методы в научных исследованиях;
  • Участвовать в работе разнообразных конференций, семинаров, симпозиумов и представлять там свои научные достижения, статьи и отчеты;
  • Решать прикладные задачи в области защищенных телекоммуникационных систем и технологий и ИТ;
  • Обрабатывать общенаучную и техническую информацию, приводить ее к форме задачи-проблемы, анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • Применять математические методы в решении различных задач в сфере производства и технологий;
  • Использовать ИТ и компьютерные системы для управления объектами;
  • Быть преподавателем физико-математических дисциплин и информатики в школах и колледжах.

Возможности для дальнейшего обучения

Многие студенты считают, что диплома бакалавра для получения постоянной и высокооплачиваемой работы недостаточно. И отчасти они правы, так как большинство работодателей стремятся заполучить специалиста с опытом работы, большим количеством «бумажек»: грамот, благодарностей, сертификатов и т.д.

Для того чтобы занять «должность мечты», неплохо окончить магистратуру. Однако об этом в другой раз. Хорошим решением также будет желание участвовать в разнообразных конкурсах, семинарах и симпозиумах, проходить курсы переподготовки и повышения квалификации.

Будущая профессия

Выпускник специальности «Математика и компьютерные науки» может быть:

  • Программистом-аналитиком;
  • Математиком (в том числе преподавателем математики);
  • Прикладным программистом;
  • Администратором прикладных систем;
  • Разработчиком приложений, математических и компьютерных моделей;
  • Инженером-математиком;
  • Консультантом по математическому моделированию;
  • Инженером-программистом.

Не стоит также отрицать возможность получения должности, которая относится к смежным специальностям. Зачастую работодателей не столько интересует список профессий, которые «привязаны» к конкретной специальности, сколько умения, навыки и опыт потенциального сотрудника.

«Математика и компьютерные науки» - специальность высшего образования, квалификация – академический бакалавр (020301). Обзор специальности: условия поступления, сроки обучения, изучаемые предметы, будущая профессия, отзывы и подходящие вузы.

Из списка 25 самых перспективных профессий США по версии ресурса Glassdoor 12 относятся к сфере информационных технологий. Среди них:

  • Архитектор высоконагруженных web-серверов;
  • Разработчик пользовательских интерфейсов;
  • Аналитик данных;
  • Специалист по машинному и глубокому обучению;
  • Продакт-менеджер и другие.

«Высокие финансовые перспективы в профессии влияют на стоимость образования. На западе большинство программ высшего образования платные. Но в России в ведущих технических вузах больше половины мест на программы бакалавриата — бюджетные. При этом некоторые программы в России имеют международные аккредитации, а значит ничем не уступают по качеству. Можно сделать вывод, что у российских школьников есть возможность получить качественное образование международного уровня вне зависимости от финансовых возможностей семьи».

IT-специальности
В сфере IT множество программ обучения. В этой статье разберемся, какие базовые специальности представлены в российских технических вузах.
Условно все специальности можно разделить на три категории:

Компьютерные науки — в этой категории происходит создание или улучшение программных продуктов, а не физических устройств. Например, разработка интерфейсов, тестирование программного обеспечения, анализ данных, информационная безопасность. К этой категории относятся специальности «прикладная математика и информатика», «программная инженерия», «информационная безопасность».

Инженерные специальности — для тех, кому нравится «работать с железом» и при этом немного программировать. Эти специальности обычно объединяет то, что для поступления надо сдавать ЕГЭ по физике, а не по информатике. Например, это специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» или «Информатика и вычислительная техника».
Управление — если есть желание работать с людьми. Например, управлять командой разработки или командой, осуществляющей внедрение продукта.

Здесь и далее перед названием специальности будет указан числовой код — это код специальности по ОКСО ( Общероссийский классификатор специальностей по образованию ). По нему можно найти интересующую специальность в любом вузе России.

Компьютерные науки

  • Линейная алгебра и геометрия;
  • Математический анализ;
  • Функциональный анализ;
  • Дискретная математика и другие.
  • МФТИ — 301
  • НИУ ВШЭ — 303
  • МГУ — 440 (нужно сдать 5 экзаменов)
  • МГТУ им. Баумана — 238

В связи с этим базовые математические дисциплины занимают меньший объем в учебных планах по сравнению с предыдущей специальностью. Зато больше времени уделяется различным языкам и методам программирования.

  • НИУ ВШЭ — 300
  • МГТУ им. Баумана — 289
  • МАИ — 260

Другая часть сотрудников занимается «Яндекс.Поиском», разрабатывает поисковые алгоритмы — например, в каком порядке информация будет ранжироваться в результатах выдачи. Перед ними каждый день стоит большое количество сложных математических задач. В случае если вам интересна математика, анализ данных, машинное обучение, искусственный интеллект, создание наукоемких программ, то вам стоит присмотреться к «Прикладной математике и информатике». Если вам ближе технологический процесс, который состоит из большого количества этапов, начиная с выявления предпочтений пользователей и заканчивая выводом продукта на рынок, то вам прямая дорога в «Программную инженерию».

2.10.03.01. Информационная безопасность — программа ориентирована на подготовку специалистов, обладающих современными методами защиты информации. Студенты этой программы изучают базовый курс математических дисциплин, общую физику, а также криптографию, защиту информации и передачу данных в качестве профильных дисциплин. В ВШЭ часть курсов по этой специальности ведется на английском языке. Не путайте с компьютерной безопасностью: она похожа по названию, но находится в инженерном блоке. Эта специальность больше про защиту информации на уровне «железа», а не на уровне программ.

Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо иметь широкое понимание разных разделов фундаментальной математики и представление обо всех отраслях информационных технологий, а также знать все текущие тренды. Такие специалисты ищут уязвимости в программных продуктах, которые зачастую находятся в использованных в них технологиях. Например, в JavaScript библиотеке, которую используют все, допущена уязвимость: если мы про нее знаем, то можем получить данные из всех web-приложений, которые ее используют.

Информатика. 11 класс

Инженерные специальности

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи — программа, ориентированная на работу в сфере инфокоммуникационных технологий, в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. Будущим специалистам необходимо будет разбираться в работе операционных систем и в элементах программирования. В основном они работают с физическими устройствами, а не с программами.

02.09.03.01. Информатика и вычислительная техника — программа для инженеров, специализирующихся на робототехнике и проектировании систем реального времени. Кроме математических дисциплин в программу входит курс физики. Выпускники этого профиля создают программно-аппаратные комплексы, закладывая в него программные решения. OCR — программно-аппаратный комплекс (сочетание железа и софта), именно их учатся делать на этой специальности.

Управление

5.38.03.05 Бизнес-информатика. Что обычно изучают студенты: менеджмент, бизнес-аналитику, бизнес-процессы, а также интеграцию информационных систем в процесс работы. Целевой выпускник программы — сотрудник консалтинговой компании с навыками бизнес-аналитики и автоматизации бизнес-процессов, с хорошим пониманием возможностей информационных технологий и их спектра, но без прикладных навыков программирования (либо на базовом уровне).

02.09.03.03. Прикладная информатика — можно сказать, что программа тоже ориентирована на подготовку управленцев в области информационных технологий и интеграторов, но более узкоспециализированных. В чистом виде специальность «Прикладная информатика» встречается редко, гораздо чаще встречаются, например, «Прикладная информатика в экономике» или «Прикладная информатика в строительстве» — это всегда применение специализированных для этой отрасли программ и подходов автоматизации и цифровизации.

В современном мире не только университеты участвуют в образовании будущих программистов. Во многих крупных IT-компаниях есть бесплатные программы обучения и стажировок, ориентированных на студентов старших курсов. Обычно приложения о стажировках публикуют на сайтах и в социальных сетях университетов.

В пользу программирования

Новички в сфере информационных технологий окружены стереотипами и из-за этого им бывает сложно начать учиться. Ведь многие считают, что хорошими программистами становятся только очень умные и талантливые люди. На самом деле IT-специалисты — это обычные люди, которые испытывают страсть к созданию компьютерных программ, игр и приложений. Чтобы писать код не обязательно быть гением. Куда важнее иметь интерес к сфере и быть дисциплинированным. Люди не выигрывают олимпийские игры просто благодаря хорошей генетике. Их спортивные достижения — это, в первую очередь, результаты упорных тренировок. Так что и программистами не рождаются, ими становятся.

Тем более программирование само помогает приобрести особый тип мышления, благодаря которому IT-специалисты так легко справляются с математическими и логическими задачами. Они обращают внимание на детали, легко моделируют ситуации в повседневной жизни и способны оценивать объекты, полагаясь на большое количество факторов. Ученые при помощи МРТ установили, что во время работы над кодом активируются те же отделы мозга, что отвечают за естественные языки. Так что программирование положительно влияет как на мыслительные процессы, так и на память.
Не забывайте, что программирование — это не просто владение одним языком. На самом деле это целый набор навыков: работа с кодом, эффективное взаимодействие с членами команды, декомпозиция задач, оформление и ведение документации, тестирование, само кодирование на языке программирования, причем часто не на одном.

Как мы видим, любой желающий, приложив достаточно усилий, может стать «тем самым программистом, который родился гением и поэтому работает в лучшей IT-компании».

Что поможет?

Не стоит игнорировать возможности саморазвития. Тем более, сегодня всю необходимую информацию о программировании можно найти в интернете. Студенты, которые еще до поступления в вуз успели собрать десяток сайтов и приложений, в будущем будут на голову выше своих одногруппников. Онлайн-курсы, книги, форумы, тематические сайты — все это позволит собрать хорошую базу знаний и для этого даже не нужно выходить из дома.

Подбирая материалы для чтения, обращайте внимание на год выпуска издания. В сфере информационных технологий все меняется очень быстро, поэтому не стоит приобретать материалы десятилетней давности. Например, книга Роберта Мартина «Чистый код» учит грамотно писать на языке программирования.



«Искусство программирования» — фундаментальная монография известного американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута, посвященная рассмотрению и анализу важнейших алгоритмов, используемых в информатике. В 1999 году книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия.

Если у вас в ходе изучения возникают вопросы, то вы всегда можете задать их более опытным пользователям. На ресурсе «Хабр» желающие публикуют собственные статьи на компьютерные темы, рассказывают, с какими трудностями столкнулись во время работы и как с ними справились. На сайте можно найти ответы практически на все вопросы начинающих специалистов.

Некоторые Youtube-каналы прорабатывают сразу несколько тем. Например, канал «Гоша Дударь», в первую очередь, о Game Development. На канале много видеоуроков по созданию игр на различных движках (Unity, Unreal Engine, Game Maker, Corona SDK), а также по играм без движков (С++, Java или Python). При этом автор охватывает и разработку сайтов, и мобильную разработку, и веб-программирование, и языки программирования. Еще у некоторых факультетов бывают свои каналы, куда они выкладывают часть лекций.

Некоторые предпочитают более развлекательные форматы обучения. Например, игры. Одна из самых известных — это JavaRush. Это многопользовательская браузерная игра, которая помогает выучить языки программирования. Курс разбит на 40 уровней. Вы можете перейти на следующий уровень, только если решили большую часть задач текущего уровня. Начиная с маленьких и легких и заканчивая большими и очень полезными. Каждый, дошедший до конца, получит 500+ часов практического опыта. Так что это хороший вариант совместить приятное с полезным.

Также можно попробовать присоединиться в профессиональному сообществу. В Москве, например, действует Московский клуб программистов. Здесь можно неформально пообщаться со специалистами, которые собираются каждые две недели, чтобы обсудить интересные им темы и поделиться знаниями.

Не стоит концентрироваться на одном направлении. Наиболее эффективно будет выбрать несколько способов, например, онлайн-курсы + книги + изучение материалов на специализированных ресурсах. Помните, что чем больше времени вы будете посвящать программированию, тем быстрее вы наберетесь знаний и опыта.

Выводы

IT-сфера очень разнообразна и требует различных навыков: веб-разработка, построение интегрированных корпоративных систем, создание нейросетей и моделей машинного обучения. Сейчас наибольших спрос рынка на фронтенд и мобильных разработчиков, растет спрос на специалистов по анализу больших данных и машинному обучению.

Для наукоемких отраслей программирования хорошая подготовка по базовым математическим дисциплинам необходима также, как навыки программирования на языке и навык постоянного самообучения.

Для того, чтобы понять, какую именно специальность выбрать, нужно проанализировать учебный план и дополнительные возможности, которые предоставляет вуз.
Самое главное, о чем стоит помнить — программист создает себя сам. Очень важно участвовать в проектах, получать практический опыт начиная с первого курса, проходить дополнительные онлайн курсы на открытых образовательных платформах, участвовать в олимпиадах по программированию и хакатонах.

Читайте также: