На ваше имя выпущена электронная подпись что это значит
Обновлено: 06.07.2024
На Госуслугах появился раздел, в котором каждый пользователь портала может отследить электронные подписи, оформленные на его имя.
Электронные подписи (ЭП или ЭЦП) с вашим именем, а точнее их сертификаты, теперь отображаются в личном кабинете на Госуслугах. Портал показывает информацию о действующих и недействующих сертификатах ЭП: серийный номер, срок действия и удостоверяющий центр, выдавший сертификат.
Также Госуслуги присылают оповещения о действиях с сертификатом ЭП на ваше имя, если сертификат выпущен, использовался для входа на портал или у него скоро закончится срок действия. Оповещения приходят в виде смс или писем на электронную почту — по телефону или e-mail, которые указаны в вашем профиле на портале.
Зачем нужна проверка электронной подписи на сайте Госуслуг
Сервис проверки выпущенных сертификатов поможет, если вы подозреваете, что кто-то мог получить сертификат вместо вас. Например, недавно потеряли паспорт или оставили его скан на подозрительном сайте, а значит кто-то мог использовать данные документа в корыстных целях.
На Госуслугах вы увидите, если кто-то выпустит сертификат на ваше имя. Этот сертификат вы сможете отозвать, тогда им не смогут воспользоваться посторонние. Подробнее о том, как защищаться от махинаций с электронной подписью, мы рассказывали в статье.
«Сфера электронной подписи становится еще более надежной и безопасной. Теперь возможность бороться с мошенниками есть не только у удостоверяющих центров и регулятора, но и у каждого человека. Получив уведомление от Госуслуг о незнакомом сертификате, пользователь может отозвать сертификат и помешать мошеннику еще до того, как произойдут махинации»,— отмечает руководитель Удостоверяющего центра Контура Сергей Казаков.
Инструкция по проверке ЭЦП на Госуслугах
Если в разделе отображаются сертификаты, которые вы не получали, то это повод забеспокоиться. Сперва уточните у руководителя, бухгалтера или сотрудника, ответственного за обращение с электронными подписями, не оформляла ли ваша организация эту электронную подпись на вас. Если нет, то, возможно, кто-то незаконно получил сертификат на ваше имя. В этом случае сертификат электронной подписи нужно отозвать — подпись перестанет действовать, и никто не сможет ей воспользоваться.
Чтобы отозвать сертификат, обратитесь в УЦ, который его выпустил. Скорее всего, вам понадобится прийти в офис УЦ с паспортом и написать заявление на отзыв. В течение 12 часов сертификат отзовут — проверить это можно на сайте удостоверяющего центра, там ежедневно публикуется перечень отозванных сертификатов.
Редко в сервисе проверки могут возникать ошибки, например, не отобразится сертификат, который у вас есть. Сообщите об этом в техподдержку портала, она поможет устранить недочеты.
Если у вас еще нет электронной подписи, вы можете ее оформить у нас. Получите подпись для ведения бизнеса, участия в торгах, сдачи отчетности или подписания договоров в электронном виде.
Директор компании узнал на сайте Госуслуг, что на его имя выпущена электронная подпись. Что теперь ему делать и куда бежать?
«Директору через Госуслуги пришла информация, о том, что кто-то выпустил ЭЦП от имени физлица на юрлицо (для чего понятно). Как узнать, в каком УЦ изготовлена ЭЦП и что делать-то?».
В комментариях пишут, что обычно там же можно увидеть, в каком УЦ выпущена электронная подпись.
Автор пишет, что в данном случае это не указано.
Автору советуют, что ЭП нужно блокировать. И пишут, как можно сделать.
«Пусть блокирует. Это можно сделать прямо на госуслугах и попробует попасть в МФЦ или налоговую, там должны дать такую информацию или заблокировать подпись».
Еще советуют срочно в налоговую бежать.
«Срочно бежать в налоговую и писать заявление, что без вашего присутствия невозможны никакие операции! Столкнулись с таким в прошлом году, мошенники пооткрывали с помощью ЭЦП банковские счета и проворачивали фиктивные сделки, деньги снимали. В итоге мы все суды проиграли».
Проверить, в каком удостоверяющем центре выпущена электронная подпись, можно и в личном кабинете на сайте ФНС.
«В личном кабинете налогоплательщика-юрлица посмотрите, мошенники могли подавать через ЛК какие то заявления и подписывать этой ЭЦП. В таком случае этот сертификат ЭП можно скачать и там будет видно, кем выпущена ЭЦП».
Кто-то делятся своим случаем:
«Нам тоже прилетела так гене, заблокировали через госуслуги сразу, потом выяснилось, что эта ЭЦП для мос.ру. Но она больше не нужна, восстанавливать не стали, потому что после историей с подделкой ЭЦП уже все страшит».
А еще советуют в первую очередь обратиться в полицию.
«Первоначально и обязательно обращение в ОБЭП, а потом уже своя, или 46-я налоговая.Без заявления о мошеничестве не удастся доказать,что это был не сам директор».
Подписывайтесь на канал «Бухучет и налоги». Там 10 754 подписчика. А мы хотим больше.
С 1 июля 2021 года в налоговых органах юрлицам, ИП и нотариусам можно бесплатно получить квалифицированную электронную подпись (ЭЦП).
Обычные пользователи тоже могут оформить ЭЦП, но пока ещё платно.
Что такое ЭЦП?
Электронно-цифровая подпись — это, согласно закону, информация в электронной форме, которая присоединена к другой, подписываемой, информации в электронной форме. Простыми словами, это аналог собственноручной подписи для удостоверения электронных документов. Применяется для определения лица, подписывающего документ.
Где применяется ЭЦП? Для чего она нужна?
С ЭЦП можно совершать действия на сайтах Госуслуг, Росреестра, ИФНС: дарить недвижимость, подавать налоговые декларации, заявление для восстановления паспорта и т.д.
ЭЦП призвана облегчить жизнь всем пользователям в целом и предпринимателям в частности. Так, она помогает экономить на документообороте, не посещать инстанции, получать государственные услуги дистанционно, обмениваться документами онлайн.
ЭЦП надёжна?
В том, для чего она предназначена, — да. Это защита авторства, целостность и неотказуемость (заверения действия, факт выполнения которого потом нельзя отрицать).
Однако для ЭЦП существуют другие риски, как-то:
– получение доступа к компьютеру владельца ЭЦП (чаще всего удалённо с помощью установки ПО);
– получение ЭЦП человеком, не имеющим на это права (попадание документов владельца ЭЦП к мошенникам, по которым они могут получить дубликат ЭЦП);
– человеческий фактор работников удостоверяющего центра.
Как обезопасить себя при использовании ЭЦП?
Для этого нужно делать следующее:
– тщательно выбирать удостоверяющий центр для получения ЭЦП;
– никому не передавать свою ЭЦП;
– обязательно заменить заводской пароль ЭЦП на надёжный;
– не оставлять компьютер разблокированным;
– защитить компьютер от взлома;
– не открывать подозрительные электронные письма;
– если ЭЦП утеряна, то её следует незамедлительно отозвать; кроме того, обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники;
– никому не передавать копии паспорта, СНИЛС, не оставлять их на сайтах, не пересылать.
Почему в списке рисков находится утечка копий документов?
Используя копии ваших документов, мошенники могут сделать ЭЦП от вашего имени и дальнейшем — зарегистрировать юрлицо, получить кредит и т.д.
Такие случаи уже бывали?
В апреле этого года полиция Москвы возбудила уголовное дело о незаконной регистрации юрлиц с использованием электронных цифровых подписей (ЭЦП), оформленных по персональным данным подставных лиц. В таких ситуациях граждане узнают , что являются «руководителями» множества фирм только после возбуждения уголовных дел.
Если раньше мошенники, как правило, использовали данные лиц без определенного места жительства, то теперь — купленные в разных организациях копии паспортов обычных граждан. Для получения ЭЦП они просто отправляют по электронной почте в удостоверяющие центры копии паспортов граждан.
Как проверить, не оформили ли на меня кредитов?
▪️ В личном кабинете Госуслуг есть возможность узнать какие ЭЦП и в каких удостоверяющих центрах были выданы.
Если обнаружили незаконно выпущенную ЭЦП, обратитесь в удостоверяющий центр с заявлением об отзыве и с запросом копий документов, на основании которых была оформлена ЭЦП.
▪️ На сайте Госуслуг есть возможность проверить вашу кредитную историю, с помощью которой можно обнаружить незаконно оформленные кредиты.
С октября Госуслуги присылают своим пользователям письма о некоторых действиях с сертификатом КЭП на их имя.
Также на Госуслугах вы можете посмотреть, какие сертификаты выпущены на ваше имя. Список сертификатов находится в разделе «Настройки и безопасность», на вкладке «Электронная подпись». Для каждого сертификата указан серийный номер, срок действия и УЦ, который его выдал.
Данные о сертификатах Госуслуги берут у удостоверяющих центров — УЦ обязаны отправлять информацию о выданных сертификатах на портал.
Особенности электронной подписи на Госуслугах:
1. Список сертификатов
В личном кабинете клиент видит все сертификаты, в которых указаны его данные: и сертификаты физлица, и сертификаты юрлица. При этом название юрлица не указывается, поэтому клиенты часто принимают сертификаты юрлица за незаконно выпущенные сертификаты.
2. Директор не увидит сертификаты, выданные на сотрудников своего юрлица — только выпущенные на себя.
Если в личном кабинете отображается сертификат, который ни клиент, ни его работодатель не получали, сертификат нужно отозвать. Для отзыва клиент должен лично прийти в любой СЦ и удостоверить личность.
3. Дубль сертификата
Иногда на Госуслугах отображается дубль сертификата — два сертификата с одинаковой датой выпуска, но разными серийными номерами. Дублем является сертификат, в номере которого нет буквы, только цифры. Чтобы его скрыть, нужно написать в техподдержку портала.
4. Заблокировать сертификат на портале
На Госуслугах около сертификатов есть кнопка «Заблокировать», но с помощью нее сертификат невозможно отозвать полностью. Можно лишь заблокировать его работу на портале и на сайтах, где клиент авторизовался с учетной записью Госуслуг (ЕИС, налог.ру, некоторые банки). Для полноценного отзыва нужно обращаться в УЦ, который выдал сертификат.
Если у вас остались вопросы по работе с электронными сертификатами, свяжитесь в нашими специалистами:
Читайте также: