Не хватает компьютеров в школе

Обновлено: 07.07.2024

На совещании у Владимира Путина министр просвещения Сергей Кравцов доложил президенту о том, что, несмотря на незначительные трудности, система дистанционного образования полностью готова к ликвидации последствий пандемии.

Среди родителей школьников это заявление уже вызвало неоднозначную реакцию. Еще в середине мая в рамках еженедельной планерки учителей и родителей в рамках мероприятия движения «Школа – наше дело» самым острым вопросом стало как раз дистантное обучение школьников в условиях пандемии. Основная проблема даже не в том, что система образования оказалась не готова к переходу в онлайн. Много нареканий как со стороны родителей, так и учителей вызвало то, что большинству детей не на чем учиться, а учителям – не на чем преподавать.

В России сегодня больше 40 тыс. школ, 23 тыс. из них расположены в сельской местности. В 80% российских школ уроки информатики и технологии проводятся в устаревшем формате. 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), российским детям для удаленного обучения нужны, по предварительным оценкам, от 1,5 до 2 млн компьютеров.

Эти цифры говорят о колоссальных проблемах с обеспеченностью российских семей техникой, которая необходима для онлайн-обучения. Странно, но ни слова об этом не было сказано на совещании у президента. Как показала практика последних двух месяцев, обучаться в цифровой среде школы учителя и дети оказались катастрофически не готовы. Так в чем же причины провала?

Во-первых, была сделана привычная ставка на оборудование школ, а не на создание цифровых сред и развитие компетенций по работе в них. В среднем, по данным за 2018 год, в российских школах на шесть учеников приходится один школьный персональный компьютер. Однако режим самоизоляции лишил систему образования даже этого плюса – компьютеры остались в школах, а учителя – без цифровых сред, компетенций и ноутбуков.

Во-вторых, все последние годы мы были свидетелями войны школы с гаджетами, которая чуть не закончилась полным запретом пользоваться электронными устройствами.

В-третьих, программы переподготовки и повышения квалификации учителей не проходили экспертизы на предмет обучения работе в дистанционном формате, и ожидаемого эффекта они тоже не дали. Хотя денег на эти цели было израсходовано немало.

В результате сегодня учитель оказался заложником ошибок Минпросвещения с 2016 по 2020 год. Можно ли что-то изменить? И нужно, и можно. После нашей планерки мы выработали рекомендации, на которые, мне кажется, стоит обратить внимание тем, кто принимает решения.

Прежде всего к таким рекомендациям надо отнести обеспечение каждого школьника цифровыми устройствами. Эта проблема решается достаточно просто и экономно: вместо поставки компьютеров в школы перейти на внедрение технологий BYOD («принеси свое устройство») и дать возможность ученикам и учителям использовать в образовательных целях собственные смартфоны, планшеты и ноутбуки вместо борьбы с ними (стоимость смартфона – от 8 тыс. руб., хороший планшет – от 20 тыс.).

Второй важный шаг – обеспечение доступа в интернет учеников и учителей, причем удобнее говорить о мобильном интернете. Это, например, решается соглашениями с ведущими мобильными операторами о специальных образовательных тарифах.

Далее необходимо запустить в школах все аттестационные и контрольные процедуры – ОГЭ, ЕГЭ, ВПР – в режиме онлайн. Обязательно пересмотреть нацпроект «Образование», значительно расширив финансирование таких проектов, как «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа». Дело в том, что дополнительного финансирования по нацпроектам, которое было запланировано, решительно не хватает, для того чтобы оказать существенную поддержку отрасли образования в условиях такого изменения жизненного уклада.

Пересмотреть это нужно и для того, чтобы сделать акцент на развитие именно компьютерных навыков и грамотности у педагогов, у администрации школы, у родителей, которые сегодня как никогда раньше вовлечены в учебный процесс. Именно на это надо направлять значительную часть средств нацпроекта «Образование». В противном случае школы так и будут наполняться не очень востребованным «железом», а образовательный процесс останется таким же архаичным.

Каждый раз, когда министр просвещения говорит такие слова как "цифровизация", "компьютеризация", "дистанционное обучение" - я всегда недоумеваю - насколько же царь не знает, что в его царстве делается.

Так уж случилось, что мне довелось вести информатику в школе почти 10 лет. Так как я не профессионал, то я уделял больше внимание практике, нежели математической теории. Мне так было проще.

А с практикой было непросто.

Представьте - на дворе второе десятилетие 21 века, а мои школьники сидят втроем за одним компьютером. Один, значит, мышкой елозит, второй - на кнопки нажимает, третий - пальцем в экран тычет.

Вот она проблема - в провинциальных небольших школах мало компьютеров. Первые компьютеры в нашу школу выдали в начале 2000-х. Потом еще дали три штуки. А потом примерно в 2011 году. Так они и стоят до сих пор.

Но вот только компьютеры выдали настолько бюджетные-пребюджетные, что включить на них что-то кроме "ворда" и "экселя" было не всегда просто. Я даже как-то смотрел сумму, по которой эти компьютеры поступили из бюджета. Сумма мне показалась немного очень сильно завышенной.

Для кабинетов за это время тоже выдали 2 или 3 компьютера. Но они стоят в кабинетах.

Вспомнил, еще выдавали учительские моноблоки. Но они, в основном, приказали долго жить.

А в кабинете информатики так и стоят несчастные компьютеры, которые устарели еще до того, как их выдали.

Когда я отказался вести информатику по причине недостатка времени, то даже вздохнул свободно. Командовать школьными компьютерами - то еще удовольствие. Хочешь сделать как лучше, но не можешь - а от этого и сам расстраиваешься.

От кого зависит материально-техническое оснащение школы - я понятия не имею. Мне кажется, что это зависит не от кого, а от чего - от уровня благосостояния региона и района.

Общаешься к примеру, с учителями из нашего нашей области - в деревнях у всех такая картина. Общаешься с учителями с "Севера" - кажется, что они живут в другой стране под названием "Финляндия" или "Исландия". Там вообще таких вот "деревенских" проблем нет. У них даже интерактивные доски есть.

За 14 лет работы школе я ни разу не видел интерактивную доску. Их нет. Картинки смотрел. Даже как-то в курсах участвовал на тему "Как работать с интерактивной доской, которой у вас нет и вряд ли когда она у вас будет". Вещь это очень интересная. Я бы не отказался с такой работать. Да и ученикам было бы интереснее. Но нет. Пусть космические корабли и бороздят просторы Вселенной, а у нас тут своя атмосфера.

Самое ужасное будет, если вдруг скажут "Объявляется дистанционное обучение. Но учителя должны приходить в школу и проводить обучение по вебкамерам на школьных компьютерах".

Во-первых, где брать вебкамеры. А во-вторых, школьные компьютеры не потянут работу в режиме онлайн.

Но теперь это не мои заботы. Теперь все "страненькие" распоряжения и обещания из министерства воспринимаются лишь с долей иронии. Теперь уже можно воскликнуть, как тот мальчик из Ералаша:


Саратов. «Урок — 20 минут, а домашку мы с сыном делаем 6 часов»

Во всех крупных городах и поселках Саратовской области с 27 сентября ввели дистанционное обучение для школьников с 1-й по 11-й классы до 11 октября. На 29 сентября в регионе выявили 303 заболевших коронавирусом, 47 из них — до 20 лет.

Дистанционные занятия школы проводят как с применением онлайн-уроков, так и без них. Все зависит от конкретной школы.

— И младшему ребенку во втором классе, и старшему — в седьмом — прислали задания. Будем решать, — рассказывает Татьяна из Энгельса. — Я спросила, нужно ли отправлять выполненные задания классному руководителю, но мне ответили: как выйдут дети с дистанционки, учителя соберут тетради и все проверят. Онлайн-уроки не ожидаются. В нашей школе от них отказались после прошлогодних скандалов с программой Zoom, когда кто-то детям порно включал во время урока.

В Саратовской области школьников отправляют на дистанционное обучение в третий раз. Впервые онлайн-уроки были введены здесь весной 2020 года. Затем во вторую волну пандемии — в ноябре-декабре 2020-го.

Мама саратовского второклассника — Елена — считает, что дети не могут заниматься дистанционно без сопровождения взрослых, а также техники:

— Нужны устройства с выходом в интернет и программами для проведения конференций. На эту конференцию надо зайти и не опоздать. Если ты опаздываешь, то есть шанс, что ты урок пропустишь. У нас такое иногда происходит. Учитель ведет урок. У нее нет возможности каждые пять минут смотреть — кого еще нужно добавить в конференцию, кто опоздал, у кого интернет вылетел и так далее.

Елена в декрете. Ей приходится по полдня делать уроки с ребенком — с домашними заданиями школьник в одиночку не справляется. А онлайн-уроки всего по 20 минут, остальное дети делают самостоятельно.

— Сегодня у нас ушло шесть часов на учебу — с 9:00 до 15:00. А вчера было шесть уроков плюс домашка. Муж пришел вечером с работы и спрашивает: «А вы почему до сих пор уроки делаете?» Но это должна делать школа. Либо там должны давать такие задания, чтобы ребенок мог их выполнить сам. Я бы убрала задания по технологии, физкультуре и ИЗО, потому что это просто лишняя нагрузка, которая ничего не дает, а время тратит. Мне очень жаль родителей, которые работают и вынуждены всем этим заниматься вечером.


— Если бы учитель вел онлайн-урок 45 минут и они бы все успевали, то я была бы всеми руками за дистанционку, — продолжает мама второклассника. — Но за 20 минут ни рисунок нарисовать, ни поделку сделать, естественно, ребенок не может. И приходится испытывать незабываемые чувства. Ты вроде взрослый — окончил школу. И тут ты снова в нее возвращаешься. Она тебя настигла.

Для некоторых учителей дистант тоже стал испытанием. Ольга (имя изменено по просьбе собеседницы) — учитель начальных классов, у которой двое детей-школьников.

— Это ужасно — я разрываюсь. Если онлайн-уроки совпадают, то нужны три компьютера. Пытаемся как-то выкручиваться с тем, что есть, — рассказывает она. — Я работаю в начальных классах. По СанПиН для них проводят онлайн только 20% уроков от общего количества. То есть если в неделю у нас, например, шесть уроков русского языка, то только два из них я должна давать онлайн. Поскольку дети маленькие, длительность таких уроков — около 20 минут.

Представляете, что можно объяснить за 20 минут? И что за это время можно получить от детей?

Только кратко объяснить тему? Я не вижу рефлексии, не понимаю, усвоили они сказанное или нет. Очень мало времени.

Ольга работает в две смены — в первом и четвертом классах, в каждом из них по 30 человек. По ее словам, только 10 из 30 быстро усваивают материал, с остальными нужно работать.

— У меня первый класс. Мы успели пройти только несколько букв с ними. Они читать не умеют, писать не умеют, считать не умеют, обращаться с компьютером не умеют… Как с ними проводить онлайн-уроки? Для меня это просто катастрофа. Ну и для семей, думаю, тоже, — говорит педагог.

27 сентября Ольга проводила опрос среди родителей, есть ли у них техника для обучения. У большинства есть компьютеры или хотя бы смартфоны. Но это не гарантия стабильной учебы. «Родители уходят на работу, а ребенок в учебное время остается у бабушки — та не знает, как включить компьютер и войти в Zoom», — сетует учитель.


— С четвертым классом в конце года мы будем писать Всероссийскую проверочную работу (ВПР). Сейчас дети присылают выполненные задания, всех проверить во время короткого онлайн-урока просто нет возможности — там в основном все время уходит на объяснение темы. Если я задаю им пройти тест, то, скорее всего, они это делают при помощи интернета или родителей, сидящих рядом. Соответственно, по итогам этого обучения у всех детей будут одни пятерки. В худшем случае — четверки. Но как они их подтвердят на ВПР?

Ольга согласна, что временно закрыть школы было нужно: «Много детей заболело. У меня половина класса слегла. В основном ОРВИ». Но она считает, что лучше было бы объявить карантин, а через две недели вернуться в классы.

— Уроки у средних и старших классов сокращены до 30 минут, — рассказывает Виктория, учитель саратовской школы. — Также сокращено их количество: вместо семи — четыре. Списывание идет постоянно, с этим ничего не сделаешь. В ходе онлайн-уроков через Zoom или Skype дети иногда хитрят, выключают камеру и занимаются своими делами. Это часто очень заметно.

Старшеклассников контролировать некому. Это практически самостоятельное обучение, к которому не все готовы.

Очная форма обучения должна вернуться спустя две недели — 11 октября. Но некоторые родители боятся, что дистант затянется. В мессенджере Viber активизировался чат «Саратов против дистанта!». До 24 сентября 2021 года там состояло около 600 человек, на сегодня — 1,5 тысячи. В чате предлагают всем несогласным писать заявления на отказ от дистанционного обучения и подавать их в школу.

Такое заявление написал отец ученика школы №77 Владимир Баландин.

— Мы живем с двумя детьми в однокомнатной квартире, при том, что я сам работаю на удаленке. Просто физически неудобно, если ребенок одновременно рядом учится, — рассказал Владимир «Правмиру». — Я отнес заявление в школу об отказе от дистанционного обучения. Потом позвонил директору. С 30 сентября мой сын будет учиться в школе. Учитель будет в школе вести дистанционно урок, а ребенок — в классе вместе с этим учителем сидеть и заниматься очно.

Воронеж. «Онлайн-уроков нет, а дети учатся сами»

К 28 сентября из-за всплеска заболеваемости ОРВИ и ковида ученики 55 классов из 25 школ региона перешли на удаленный формат обучения. Пока это 1,5% воронежских школьников.

Школа №44 уже перешла на дистанционное обучение.

— Для нас, учителей, это было довольно неожиданным, но, с точки зрения здоровья детей, верным решением, — рассказывает Мария Коваль , учитель географии. — Переход на дистанционное обучение на этот раз прошел гораздо проще и легче, чем в прошлом году. У детей и их родителей, так же как и у учителей, уже есть навыки работы через различные образовательные платформы. В этом году нам понадобился всего один день для разъяснения детям и родителям формы обучения на дистанте. Со следующего дня дети уже выполняли задания и присылали выполненные работы в «Дневнике.ру».

Но есть и трудности. «Мне как учителю географии проблематично объяснить параграф школьнику, не показав материал на карте», — отмечает Мария. Она надеется, что скоро все вернутся в школы.

Дочь Алеси Вылегжаниной учится в 10-м классе. Их перевели на карантин с 24 сентября.

— Детям дают задания в общем чате или через платформу «Дневник.ру», они в какой-то срок должны их выполнить и выслать учителю по электронной почте. Видеоуроков пока нет, расписание до сих пор меняется, — говорит Алеся. — По моему мнению, опыт прошлого года пока не учли. Четких правил обучения на дистанционке нет. Это не слишком позитивно отражается на дисциплине. В таком виде, как сейчас, без объяснений учителя, дистанционка по сути — самостоятельное обучение, когда дети учатся искать ответы на свои вопросы не только в учебнике, но и других источниках.


Многие школы региона продолжают учиться очно. Там соблюдают меры безопасности: на входе — термометрия, в коридорах и кабинетах — дозаторы для обработки рук, школьники занимаются преимущественно в одном кабинете, а любые мероприятия, где дети из разных классов могли встретиться, запретили.

— У нас пока тишина, но учителя уже тревожно переглядываются. Мысль только одна: «Лишь бы нас не прикрыли», — рассказывает Анна Кулида , учитель русского языка и литературы в МБОУ СОШ №61. — Во время локдауна учителя не знали, как вести урок в непривычных условиях. Это и камера, которая многим сбивает мысли, и непонимание реакции учеников. Кто-то из учителей не мог выходить в прямой эфир, потому что плохо владеет технологиями. Кроме того, до сих пор не у каждого педагога дома есть соответствующее оборудование.

Уфа. «В школе плохой интернет — ради дистанта еду домой на такси»

В Уфе с 29 сентября на дистанционное обучение перешли ученики 70 школ — это 35 тысяч детей. Еще с 22 сентября стали учиться удаленно школьники 12 районов Башкирии.

В Башкирии за 29 сентября коронавирус подтвердили у 391 человека. В стационарах лечатся 733 пациента, из них 34 в тяжелом состоянии.

— Большинство уфимских школ технически готовы к дистанционному обучению: и техники хватает, и интернет работает без сбоев. Но коллеги из районов часто жалуются на то, что не все ученики могут присутствовать на уроках из-за отсутствия компьютеров или мобильных телефонов. У родителей не хватает средств на это, а в школе свободной техники нет. Также в некоторых районах остаются проблемы с качеством интернета, — рассказала учитель математики уфимской школы Анастасия Егорова.

Еще один педагог говорит, что учителям приходится разрываться между очными и онлайн-уроками.

— Часть детей перевели на удаленку, другая осталась в школе. Для учителя это мучительно. У нас в школе очень плохо работает интернет — всего 10 мегабит в секунду: мы иногда не можем зайти в интернет-журнал, не то чтобы вести конференцию. Поэтому учителя вынуждены проводить один урок очно, затем вызывать такси и ехать домой, чтобы провести дистанционный урок, а потом снова возвращаются в школу, — рассказывает педагог из Белорецка, пожелавшая остаться анонимной.

По ее словам, такая же ситуация была и в прошлом году. Руководство школы обращалось к провайдеру, но качество связи так и не улучшили. Компенсации затрат учителей на такси или интернет добиться так и не удалось.

— Нам ничего не оплачивают. В прошлом году прошел слух о том, что если учитель ведет уроки из дома, то ему компенсируют затраты на оплату интернета, электроэнергии, но на деле ничего этого не было. Ты просто должен делать свою работу, а посредством чего — никого не волнует, — сетует учительница.


Проблемы с отсутствием необходимой техники остаются в районах до сих пор.

— Сын и дочь учатся в начальных классах. Нашу школу пока на дистанционное обучение не перевели. И я, как и многие родители, надеюсь, что этого не будет. Дело в том, что уроки проходят одновременно. И на одну семью сразу нужно два гаджета. В первую волну у нас в семье проблем с этим не было: был и ноутбук, и телефон, и дети поочередно пользовались ими. Этим летом ноутбук сломался. Если нас переведут на удаленку, то придется покупать им телефон или новый компьютер. А денег на это нет, — рассказывает жительница Уфимского района Ирина Осипова .

Еще одна проблема — ученик в большинстве случаев предоставлен сам себе: родители на работе, а учитель по ту сторону экрана.

— Часто бывает, что ребенок подключается к конференции, а сам занимается своими делами. У всех звук отключен, иначе не получится провести занятие. Бывает такое, что мы докричаться до ученика не можем. После урока звоним родителям, а они на работе. Нам приходится потом на очных уроках находить время на материал, который должны были изучить на удаленке, — говорит одна из учителей.

Учитель русского языка и литературы инженерного лицея № 83 Анна Юревич считает, что дистант — это возможность развивать в детях организованность.

— Нужно помнить одно: человек, который хочет учиться, всегда найдет способ для этого.

Минус большой в том, что у большинства детей нет мотивации к учебе, поэтому они расслабляются. Плюсы в том, что не нужно рано вставать и тратить время на дорогу.

Педагог перестроила уроки, чтобы они были понятны детям.

— Когда я работаю в классе, то пишу на доске: число, классная работа, обозначаю тему урока. Дети понимают, что происходит, и сразу вовлекаются в процесс. Когда мы проводим занятие онлайн, я должна вовлечь ребенка через монитор компьютера. Для этого я постоянно делаю новые презентации, готовлю интересный материал. Конечно, все это можно сделать и на словах, но это будет скучный и никчемный урок. Потому что открыть учебник и прочитать они тоже сами могут, зачем им учитель.

По словам директора уфимской гимназии №64 Инны Белолапкиной , дистанционная работа полностью отлажена: в день проходит три урока онлайн, остальные задания ребята получают в электронном виде. Но проблемы тоже есть.

— По санитарным нормам на дистанционном обучении урок не может длиться дольше 30 минут. Этого времени катастрофически мало: нет возможности задавать больше вопросов или проводить индивидуальные занятия. Поэтому учителя отрабатывают материал, когда дети возвращаются с удаленки.

Родителей решение властей о переводе детей на дистанционное обучение не радует. Они рассказывают, что дети стали меньше учиться и у них появились трудности в живом общении.


— Дети очень полюбили такой формат, потому что занятий меньше и больше свободного времени. Но тут возникает другая проблема — пробелы в знаниях, — рассказывает мама семиклассника лицея № 155 Эльвира Бакиева. — Поэтому родителям нужно быть в курсе того, что происходит. Мне в этом случае повезло: я работаю из дома и могу контролировать весь процесс, несмотря на то, что мой сын учится уже в седьмом классе. Дети в этом возрасте могут забыть, во сколько у них начнется урок.

— Моя дочь ждала с нетерпением того, когда введут дистанционное образование. Ей это очень нравится: просыпается за 10 минут до начала урока, не тратит время на дорогу, — говорит мама восьмиклассницы из Уфы. — Даже оценки стали лучше. Но мне не нравится то, что у нее нет живого общения со сверстниками. Дочь может несколько дней не выходить из квартиры. Она привыкла лишь переписываться в своих чатах.

Новосибирск. «В семье один компьютер, а учеников-то двое»

В Новосибирской области из-за коронавируса на дистанционное обучение перевели 91 класс, приостановлена работа 18 школ. По данным минобразования, в школах заболели 148 человек: 131 ребенок и 17 учителей.

В регионе на 29 сентября выявили 72 случая коронавируса за сутки. В ковид-госпиталях находятся 1 888 пациентов, в том числе 30 детей.

Светлана — мама двух младших школьников. В сентябре в классе младшего сына заболел ребенок и учеников с 24 сентября перевели на дистанционное обучение.

— На карантине только один класс как контактный. Старшие дети при этом продолжают ходить в школу, будучи контактными с младшими. Родители продолжают ходить на работу, если не получилось взять больничный или за свой счет.

Учитель отправляет на почту задания без объяснений, как их делать.

— Одно дело, когда старший сын учился дистанционно в четвертой четверти первого класса. Дети хоть как-то влились в учебный процесс. И другое дело — третья неделя первой четверти. Очень сложно в плане организации и мотивации ребенка, — говорит Светлана. — Я считаю, недопустимо в начальной школе проводить уроки удаленно. Дети сами в Skype или еще куда-то не выйдут.

Многодетный отец Дмитрий, в семье которого два школьника: первоклассник и пятиклассник — тоже переживает трудности.

— Мучаемся на дистанте, — рассказал он «Правмиру». — Целое дело — зарегистрироваться в программах, в которых учителя выкладывают задания. Нужно время, чтобы разобраться. Особенно когда в семье не один ребенок.

В многодетной семье один компьютер, второй позволить не могут — дорого. Школьники ждут своей очереди, чтобы позаниматься.

— Еще когда один школьник на дистанте — более-менее. Когда двое начинают задания получать — сложнее. Их иногда к определенному времени нужно делать. Тесты бывают очень сложные.


Отец 17-летней девушки, воспитывающий дочь в одиночку, перевод на дистанционное обучение воспринял спокойно:

— У меня дочь самостоятельная, все делает сама. В этом плане дистант меня особо не напрягает. Дом у нас большой, частный. Мы друг другу не мешаем. Она может уединиться в своей комнате и спокойно заниматься. Конкурентов на компьютер у нее нет.

Ирина, мама одиннадцатиклассника, не работает. Она помогает сыну в учебе, смотрит, как он расходует время.

— Приходится прикладывать усилия, но разбираемся потихоньку. В прошлом году было непривычно, что ребенок постоянно дома, что выполненные задания нужно отсылать, я впадала в панику, когда он не понимал новые темы. В этом году многих страхов уже нет. Думаю, что в этом году снова будет длительный дистант. К этому невозможно никак приготовиться. Это надо просто принять.

Материал подготовили Тимофей Бутенко, Евгения Гвозденко, Ольга Корзик и Татьяна Сушенцова

В данной статье сделана попытка выделить основные проблемы, возникающие в процессе компьютеризации школ. Несмотря на то, что за основу изучения берутся сельские школы, большинство рассмотренных проблем наблюдаются и в остальных учебных заведениях. Поэтому статья претендует на более общий характер. Намечены систематизация и классификация данных проблем по некоторым признакам.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Ю. А.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ (2001-2005 годы)». ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Исследование состояния компьютеризации общеобразовательных школ Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе К вопросу о методике преподавания математики в средней школе и высшем учебном заведении i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы компьютеризации сельских школ»

Рис. 4. Изображение графиков с наилучшей суммой невязок

основные проблемы компьютеризации сельских Школ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра информатики и методики преподавания информатики

В данной статье сделана попытка выделить основные проблемы, возникающие в процессе компьютеризации школ. Несмотря на то, что за основу изучения берутся сельские школы, большинство рассмотренных проблем наблюдаются и в остальных учебных заведениях. Поэтому статья претендует на более общий характер. Намечены систематизация и классификация данных проблем по некоторым признакам.

Научно-техническая революция выдвинула на находятся школы - в большом городе или маленьком

передний план проблему применения новых информационных технологий в школьном и вузовском образовании. При этом компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, которые, с одной стороны, связаны с неиспользованными возможностями информационных технологий, а с другой - несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера.

на современном этапе компьютеризации средней школы, в частности сельской школы, созданные компьютерные классы используются преимущественно для обучения основам информатики. Однако более важная задача - научить учащихся пользоваться компьютером как дополнительным средством в самостоятельной познавательной деятельности. Кроме того, компьютеризация сельской школы может позволить решить одну из центральных проблем системы образования на современном этапе - создания равных образовательных возможностей для всех детей, независимо от того, в каком типе школы они обучаются и где

селе. Поэтому термин «компьютеризация» следует понимать в более широком смысле, чем принято.

но, как и в любом процессе, при компьютеризации школ возникает целый ряд проблем, без решения которых невозможно достичь оптимального результата. Выделим наиболее важные из этих проблем применительно к сельским школам и попытаемся расположить их в порядке убывания значимости.

В настоящее время одной из самых острых стала проблема обеспечения сельских школ (да и всех учебных заведений) соответствующим программным обеспечением и электронными образовательными ресурсами. Вряд ли найдется хоть одна сельская школа, которая может похвастаться лицензионными программными продуктами, а ведь от этого зависит сама возможность функционирования компьютеров на селе.

На второе место поместим проблему обслуживания и ремонта компьютерной техники на селе, отсутствия квалифицированных специалистов в области администрирования компьютерных классов, установки

программного обеспечения и оборудования. Чаще всего на селе эти функции выполняет учитель информатики, причем не всегда профессионально и грамотно. И это в лучшем случае.

Следующая проблема связана с нехваткой педагогических кадров в сельских школах, с несоответствием преподаваемых дисциплин и квалификаций учителей. Сюда же можно отнести проблему информационной культуры педагогов и их готовность к применению новых информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Четвертая проблема связана с выходом в глобальные компьютерные сети, в региональное образовательное пространство. Несмотря на то, что в настоящее время в большинстве сельских школ есть выход в Интернет по различным каналам, чаще всего эта возможность используется не в полной мере. И сельская школа по-прежнему остается изолированной от центра в плане своевременного обеспечения и обмена информацией.

Пятая проблема связана с обеспечением учебного процесса прикладными обучающими программами, так как компьютер в школе - это не только объект изучения информатики, а одно из средств реализации учебного процесса. В соответствии с этой задачей обучающие программы, применяемые в школе, должны отвечать вполне определенным требованиям. Этого, к сожалению, в настоящее время пока не наблюдается, хотя продвижения в этом направлении есть.

В-шестых, не стоит забывать о проблеме оснащенности школ современными техническими средствами. И хотя в настоящее время прилагаются большие усилия в этом направлении, уровень оснащенности школ (в том числе и сельских) ниже зарубежных показателей в 5-6 раз.

Таким образом, на первый план выдвинулись, в основном, экономические и технические проблемы компьютеризации сельских школ. И это не случайно, так как прежде чем говорить о проблемах применения компьютеров в обучении, необходимо решить организационные вопросы (поставка, установка, обслуживание компьютеров, обмен информацией, доступ к ней, и т. п.). И не стоит забывать о подготовке квалифицированных специалистов по вопросам преподавания и обслуживания. Только после этого можно говорить об остальных проблемах компьютеризации сельских школ.

7. Отсутствие научной теории оптимального применения ЭВМ в учебном процессе. Современное состояние психолого-педагогической и других наук не позволяет дать четкого анализа последствий массированного применения компьютерной техники на разных этапах обучения. Фактически нет работ по исследованию функциональных возможностей высшей нервной системы (мозга) человека в условиях постоянного взаимодействия с машинным интеллектом, хотя в некоторых случаях этот процесс может носить стрессовый характер. Соответственно нет и научной теории оптимального применения компьютеров в учебном процессе.

8. Неэффективное использование компьютерной техники в школе. Чаще всего компьютер в школе используется только на уроках информатики. При этом его возможности гораздо шире и богаче. Нужно просто научиться их использовать в учебном процессе.

9. Проблема индивидуализации процесса обучения при использовании компьютерной техники. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т. е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 занятия учащиеся будут находиться на разных стадиях изучения нового материала. Это приведет к тому, что преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной классно-урочной системе. С одной стороны, это, конечно, хорошо, но потребует перестройки всей сложившейся сегодня у нас системы образования, что вряд ли возможно.

10. Проблема «виртуальной реальности» заключается в том, что, работая с моделирующими программно-педагогическими средствами, пользователь может создавать различные объекты, которые по некоторым параметрам могут выходить за грани реальности, задавать такие условия протекания процессов, которые в реальном мире осуществить невозможно. Появляется опасность того, что учащиеся в силу своей неопытности не смогут отличить виртуальный мир от реального.

11. Проблема различия «машинного» и человеческого мышления.

Таким образом, выделились основные проблемы компьютеризации сельских школ. Конечно, это далеко не полный перечень, но на данный момент названные выше проблемы, на наш взгляд, являются основными.

В заключение хотелось бы отметить основные проблемы компьютеризации одной из школ районного центра Пензенской области.

Из беседы с учителем информатики можно прийти к выводу, что проблем с оснащением школы компьютерной техникой нет. За последние 2-3 года в школу поступило достаточное количество компьютеров с неплохими характеристиками. Помимо этого поступили периферийные устройства (принтеры, сканеры, мультимедийный проектор, экран для проектора и др.) Кроме того, школа имеет выделенную высокоскоростную линию для подключения к сети Интернет.

Проблема заключается в другом, а именно в лицензионном программном обеспечении. Можно сказать, что его нет вообще. В связи с последними событиями (проверка образовательных учреждений, выявление фактов использования нелицензионных программ) эта проблема становится одной из главных на сегодняшний день.

Еще одна из основных проблем - отсутствие специалистов по ремонту и обслуживанию компьютерной техники, а также по администрированию компьютерных классов. Конечно, в идеале, хотелось бы, чтобы это был один человек, причем не приходящий, а постоянно присутствующий в школе во время учебного процесса. В этом случае учитель информатики отвечал бы только за учебный процесс. А так ему приходится еще и думать об обслуживании компьютерного класса, при-

глашать специалистов со стороны в случае проблем. А на все это нужно дополнительное время, которого в школе и так не хватает. Как следствие страдает учебный процесс.

Остается под вопросом проблема оснащения школы прикладными учебными программами и их использования в учебном процессе. Даже если эти программы и есть, то они не используются должным образом, так как нет еще достаточно разработанной методики их применения. Поэтому компьютеры в школе используются только на уроках информатики и на кружковых занятиях по информатике. А значит,

встает проблема нерационального использования компьютерной техники в учебном процессе.

Так что проблем в компьютеризации сельских (да и городских) школ достаточно много. Некоторые из них почти не влияют на учебный процесс, другие, напротив, оказывают сильное воздействие. Но в любом случае, без их решения невозможно говорить об успешном процессе компьютеризации и информатизации процесса образования.

Остается надеяться, что в ближайшее время все эти проблемы будут учтены и найдены эффективные пути их решения.

Онлайн-издание «Мел» опубликовало результаты исследования, которое демонстрирует, как переход на дистанционное обучение изменил отношение российских учителей к цифровым инструментам и онлайн-формату занятий. В исследовании приняли участие 9429 учителей из 79 регионов: 70% респондентов из Москвы и Московской области, 14% — из Санкт-Петербурга, 9% — из Новосибирской области. Исследователям удалось получить ответы учителей практически из каждого региона России, кроме Брянской области, Мордовии, Ненецкого автономного округа, Карачаево-Черкесской Республики и Еврейской автономной области. Все результаты были сбалансированы, чтобы полученные выводы отражали реальность школ по всей стране, а не только в Москве.

89,5% участников опроса работают в государственных школах, большая часть из них имеет большой стаж, и только около 1% учителей преподают меньше года. Чаще всего на вопросы исследования отвечали преподаватели гуманитарных предметов (50%), реже — физико-математических (22%) и естественных (12%) наук.

Исследователи выяснили, что после возвращения к очному обучению с дистанционного многие учителя (49,8%) перестали использовать в работе цифровые инструменты. С другой стороны, 26,7% опрошенных продолжают применять столько же диджитал-инструментов и сервисов, а 17,3% преподавателей стали пользоваться ими чаще.

Также оказалось, что 34% учителей со стажем меньше трех лет никогда не использовали видеоплатформы для уроков: Zoom, Discord или MS Teams. И, напротив, только 23% их более опытных коллег, чей стаж превышает 30 лет, заявили то же самое. В целом сервисами для проведения видеоуроков пользуются 3370 респондентов — чаще всего это специалисты, которые работают в городах-миллионниках.

Наибольшей популярностью среди российских учителей пользуются онлайн-сервисы для опросов: Google Forms, «Kahoot!» и Quizlet. С этими платформами каждый урок или каждые два-три урока работают 6302 преподавателя.

Основная задача исследования — понять, почему многие учителя отказываются от диджитал-инструментов в своей работе. Главным препятствием, по мнению 30% преподавателей, является недостаточная оснащенность школ. Респондентам не хватает компьютеров, проекторов, электронных досок и даже интернета — некоторые участники опроса писали, что самостоятельно оплачивают услуги провайдеров для использования цифровых инструментов и сервисов на уроках. Также учителя рассказывали, что на многие видео на YouTube, которые нужны для образовательного процесса, в школе установлена блокировка.

Еще одна проблема — нехватка доступной информации о технологиях. 80% респондентов узнают про цифровые инструменты от коллег. Обучение работе с различными диджитал-платформами является основным запросом российских учителей — об этом сказали 55% участников опроса. Преподаватели хотят обучаться не только в онлайн-формате, но и посещать индивидуальные консультации и занятия с разбором ошибок и сложностей. Оплачивать обучение учителей должна школа, как считает 61% респондентов, или государство — такого мнения придерживаются 53% участников. Всего 5% учителей (в основном это жители городов-миллионников) согласны оплачивать свое обучение самостоятельно.

Читайте также: