Нужно ли детям запрещать компьютерные игры

Обновлено: 07.07.2024

Как видеоигры могут повлиять на детскую психику и на самом ли деле во всем виноват компьютер? Рассказываем, стоит ли запрещать игры, и какую пользу они могут принести.

Куда ни глянь, все хулят видеоигры, мол, они учат детей жестокости, мешают умственному развитию, тормозят социализацию и вообще, ничего хорошего в себе не несут. На самом деле, нет никаких оснований запрещать детям играть и игры, которые созданы для них. А вот поговорить о некоторых ограничениях здесь стоит, и уделить этому нужно больше внимания, чем просмотру передач, где главным злом выставляют покемонов и говорящих котов. Как же наладить отношения с игровой индустрией и не дать ей повлиять на ребенка слишком сильно?

Выбирайте вместе и проявляйте интерес

Это самое главное правило, которое поможет вам подружиться с желанием ребенка подольше посидеть за компьютером. Возрастные ограничения придумали не дураки, и нет смысла жаловаться на то, что CS сделал 9-летнего ребенка жестоким, если там четко указан возрастной рейтинг 15+. Детская психика формируется до 14-15 лет, поэтому любая информация, которую дети получают, должна соответствовать текущему уровню развития. Чем более развита психика, тем более сложные образы и темы сможет анализировать ребенок. Поэтому для учеников младшей и средней школы, и уж тем более для дошкольников выбор подходящей игры всегда должен проходить под чутким родительским контролем. Но это не значит, что ваша роль заключается только в том, чтобы строго говорить “нет” на каждое “а может, вот эту?”! Ваша задача - направлять юного игрока в выборе и предлагать альтернативу на каждый отказ.

Предлагайте побольше семейных игр, в которые можно играть вместе. Если в вашем понимании видеоигра - это неинтересная стрелялка без особого смысловой нагрузки, то пора расширить кругозор и познакомиться с гигантской индустрией видеоигр заново. Развивалки, квесты, логические головоломки и конечно, множество танцевальных и спортивных симуляторов, которые не многим детям полюбились так сильно, как их родителям. Нужно просто найти что-то, что будет интересно всем. Но даже если вы далеки от подобных развлечений, не думайте, что можно купить ребенку любую игру и забыть об этом. Поинтересуйтесь, нравится ли ему в нее играть, как дела с прохождением, все ли дается просто или надо потрудиться, чтобы пройти уровень. Чем больше любопытства вы проявите к этой части жизни ребенка, тем больше интереса у него будет вызывать рассказ о ней и ваша эмоциональная реакция, чем само сидение за игровым устройством.

Не кнут и не пряник

Не сделаешь уроки - никакого компьютера! Говорили такое хоть раз? Вот зря. Вы прекрасно знаете, что запретный плод сладок, поэтому стремление не делать дурацкие уроки, а посидеть вместо этого за игрульками возрастает в несколько раз после каждой подобной угрозы. Это не только уроков касается, а любого проступка или нежелания что-нибудь делать. Не сделаешь уборку - отберем телефон, не поедешь с нами в деревню - никаких игр, не получишь пятерку по контрольной - попрощайся с аккаунтом в Steam. Мотивация здесь понятна, но она искажена. Психологи и педагоги всегда говорят: наказание должно быть сопоставимо с проступком. Отнять или ограничить возможность играть в игры можно только в том случае, если проступок с ними связан. Например, ребенок обошел родительский контроль и купил без спроса игру за несколько тысяч рублей - тогда можно и запретить на какое-то время играть. А вот пятерка по контрольной требует больше заниматься, а не меньше играть, хоть это и две стороны одной медали. Расставляйте акценты правильно и постарайтесь не делать развлечение способом наказания.

То же самое касается и другого: игра не должна быть псевдопоощрением. “Давай ты погуляешь с собакой/ запишешься в кружок/ будешь дружить с сыном тети Лены, а мы тебе разрешим поиграть/ купить ту игру?” Подобные сделки сразу разводят события на плохое и хорошее, где хорошее, разумеется, награда - видеоигры, а плохое - все остальное. Но гулять с собакой нужно не чтобы поиграть, а потому что собаке нужен уход, и в кружок записываются, чтобы дополнительно развиваться. Игра - это самостоятельный вид деятельности, который не нужно смешивать со всеми остальными.

Установите ограничения

Чтобы игры не отнимали слишком много времени, распланируйте режим дня. Множество рекомендаций о том, сколько времени нужно проводить за экраном детям разных возрастов, разнятся в числах, но в среднем это где-то 15-20 минут для дошкольников, 30-40 минут для 1-3-классников, для детей 11-13 лет - 60-80 минут, а для подростков - до 100 минут. Но давайте посмотрим в глаза реальности: сейчас даже уроки за это время сделать не получится, а без интернета в этом процессе даже в начальной школе теперь не обойтись. Поэтому установите правило: видеоигры должны занимать не больше половины или даже трети того времени, которое ребенок тратит на обязательные занятия. Это замотивирует не растягивать подготовку уроков на сто часов и повысить их качество.

Ограничивать нужно не только время, но и выбор игр. Если вы планируете покупку диска, здесь проще уследить за возрастным ограничением, потому что это вещь материальная, которую вы наверняка увидите, потрогаете и сможете оценить, насколько она достойна поселиться в памяти компьютера или приставки. Но что делать, если это онлайн-покупка или вообще онлайн игра, которая не требует установки? Поставьте на устройства родительский контроль - это легко сделать как на планшете, так и на компьютере или консоли. Можно ограничить и время пользования, и стоимость игр, и возрастной рейтинг, чтобы все были довольны.

Получается, что запрещать игры не стоит - нужно просто создать комфортные условия для ребенка и для себя, чтобы они приносили только пользу. Не верите, что видеоигры могут приносить пользу? Результаты исследования СПбГУ говорят об обратном - оказывается, игры могут приносить даже больше пользы, чем литература. Будьте внимательны к детям, чтобы ничего не пришлось списывать на видеоигры!

Я знаю, что некоторые родители негативно относятся к тому, что их ребенок пользуется или будет пользоваться компьютером. Некоторые на столько кардинально решают этот вопрос, что и вовсе отказываются от компьютера в доме . Или сами пользуются чем-то очень старым, что еле дышит и кое-как запускает браузер.

От части такой подход можно понять и даже оправдать. Родители просто волнуются за своих детей, и не хотят чтобы те видели перед своими глазами лишь монитор. Хотят, чтобы у них было нормальное детство с реальными друзьями и играми на улице.

Намерения конечно очень благие, но принесут ли они пользу вам и вашему ребенку? Или же будет больше проблем?

Тут нужно сразу сказать, что такой политики придерживаются далеко не все родители , и чаще всего детям дают пользоваться компьютером, но определенное время.

И здесь мы уже получаем первую проблему . Если своему ребенку вы запрещаете пользоваться компьютером, и при этом он общается со сверстниками, которым разрешают играть, то он будет чувствовать себя ущемленным.

Наибольший интерес, как правило, появляется во время учебы в школе. Одноклассники будут активно обсуждать игры, делиться впечатлениями, что-то рассказывать друг другу, а вашему чаду обсудить будет особо и нечего.

Все это может вызвать нездоровую тягу к компьютеру из-за излишнего любопытства. Ни к чему хорошему это не приведет!

Скорее всего, ваш ребенок при любой возможности будет стараться попасть в компьютерный клуб . Или будет играть у друзей, если представиться такая возможность.

Когда технологии по всюду, практически невозможно не подпускать к ним детей. Да и неправильно это. Все должно быть в меру. Компьютеры присутствуют практически во всех аспектах нашей жизни. Без них сейчас никуда.

Будет лучше, если ваш ребенок будет воспринимать компьютер, как нечто обыденное , чем только и будет думать, как до него добраться. Вам же в свою очередь нужно просто определить допустимое время, которое ваши дети могут за ним проводить.

В воспитательных целях можно и условия какие-то придумать . Например, компьютерные игры только после того, как будут сделаны уроки, или после того как почитает книгу. Тут уже от вашей фантазии зависит, главное не перегибать планку. В таком случае можно будет совмещать приятное с полезным.

Если вы согласны с тем, что детям нужно разрешать играть на компьютере - поставьте палец вверх на статье! Спасибо за внимание!

© Ask Health News

Чему дети могут научиться, играя в мобильные и компьютерные игры, и почему родителям не стоит из-за этого беспокоиться, поделилась своим мнением практикующий гештальт-психолог, педагог-психолог Ольга Третьякова с корреспондентом Tengrinews.kz

Почему родителей тревожит, когда дети играют в мобильные и компьютерные игры

Ольга Третьякова отметила, что для начала нужно разграничить детей по возрасту. Основные рекомендации в материале касаются детей 10-11 лет, уже не дошкольный возраст, но еще и не подростки.

"Я думаю, что сейчас этот вопрос так актуален, потому что мы - взрослые, очень встревожены. Ведь в нашем детстве такого не было, а все то, чего не было в нашем детстве, нам кажется подозрительным. Это естественная реакция. Автоматически все, что было в нашем детстве, мы - взрослые, считаем хорошим и правильным. А то, что сейчас есть у современных детей, нас настораживает, и мы склонны видеть в этом угрозу. Я бы предложила родителям, прежде чем паниковать и тревожиться и что-то делать с детьми, начать что-то делать со своей тревогой", - рекомендовала психолог.

К примеру, на листе бумаги запишите, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Почему вы считаете, что компьютерные, мобильные игры - это плохо. Именно с этим убеждением критически оценить ситуацию, так ли уж верны ваши доводы, как вам кажется на первый взгляд.

"В силу того, что на родителях лежит огромная ответственность за детей, за их здоровье, мы склонны паниковать по любому поводу. Если мы слышим, что один ребенок где-то когда-то пострадал от мобильных и компьютерных игр, мы автоматически перекладываем ситуацию на своего ребенка. И теряем критичность восприятия", - сказала Ольга Третьякова.

Поговорите с ребенком, что ему нравится в игре

Прежде чем начать критиковать ребенка и запрещать ему играть, стоит обсудить с ним, что ему нравится в данной игре.

"Если человек проводит большое количество времени за каким-то занятием, то совершенно точно, какая-то потребность в этом занятии удовлетворяется. Мне кажется, стремиться понять важнее, чем пугаться. И попробовать соотнести это с чем-то, что было в вашем детстве.

К примеру, в нашем детстве родители переживали, когда мы играли в чужом дворе, как-то тревожились. Я наблюдаю в этом некое повторение, сейчас дети играют не во дворе, а в онлайн-пространстве. У них появились технологичные атрибуты для игр", - сказала педагог-психолог.

То есть, прежде чем пугаться, нужно понять, но не для того, чтобы рассказать, как это плохо. А для того, чтобы понять, какой смысл игры представляют для ребенка.

"Задонатить". Как реагировать, когда дети просят деньги для мобильной игры

"Я думаю, детей это учит тому, что за все в жизни нужно платить, ту или иную цену. Когда мы чего-то достигаем, то платим либо временем, либо деньгами.

Мы можем уйти в оценку, хорошо это или плохо, наличие таких игр, но от нашей оценки мир не изменится, разработчики не перестанут зарабатывать, с этой целью игры и создавались. Это такой бизнес. Но мы можем выстроить отношения с ребенком так, чтобы стремление "прокачать персонажа" лило воду на нашу мельницу. И тогда мы подходим к вопросу взаимодействия ребенка с деньгами", - отметила Ольга Третьякова.

Так как дети самостоятельно не зарабатывают, деньги могут стать хорошим мотиватором для выполнения каких-то требований перед ребенком.

"Взрослые получают деньги за свой труд, а ребенок, к примеру, может получать небольшую сумму за учебу, которая тоже для него нелегка, или еще за что-то. За рубежом эта система заработка детьми распространена: стричь газон или посидеть с ребенком. У нас с этим сложнее, меньше предложений, и они гораздо более не безопасны.

Поэтому, почему бы не воспользоваться моментом и не научить ребенка накапливать, тратить, зарабатывать деньги, что-то делать, чтобы их получить. А на них он сможет "прокачивать" своего персонажа, или тратить как-то иначе, - сказала психолог.

Какую опасность несут мобильные игры

Ольга Третьякова отметила, что игра - это символическая реальность, в которой дети тренируют социальные навыки. К примеру, игра в парикмахера, врача, доктора, дочки-матери. Это условно символическая реальность, где они играют и примеряют роли в жизни.

"Среди прочих компетенций, которыми дети должны овладеть, - контролировать свою агрессию, направлять энергию эмоций в действие. Ведь в игре ребенок может долгое время упорно выполнять трудную или рутинную задачу. Например, уметь сдерживать злость, переживать неудачу, чтобы терпеливо и упорно развивать свои навыки.

Нам взрослым хотелось бы, чтобы ребенок с таким же рвением читал книги или учился, но мы переживаем такое время, когда наша система образования проигрывает игровой империи. Игры построены интересно, а обучение построено неинтересно. Если обучение геймифицировать, а такие попытки уже есть, то дети начнут взахлеб учиться, а не играть", - считает педагог–психолог.

Не стоит детей ругать за то, что они играют в мобильные и компьютерные игры

"Дети в играх многому учатся, а наше предвзятое отношение вредит детям гораздо больше. Потому что тогда у них возникает ощущение, что они занимаются чем-то плохим, постыдным, неподобающим и формируют у них представление о себе, как о неудачниках. Вроде, есть хорошие дети, которые читают литературу, а есть плохие, которые играют в танки", - говорит психолог.

Запреты никогда не были эффективны.

Сколько ребенок может играть в день

По мнению педагога-психолога, должно быть чувство меры, баланс. Для каждой возрастной категории детей должен быть свой лимит.

Ольга Третьякова рекомендует детям до семи лет больше проводить времени со своими сверстниками, где им нужно приобретать социальные навыки. И для них полезнее общение с детьми, чем с гаджетами.

"Нельзя сказать, сколько ребенок должен проводить в игре. В каждой ситуации индивидуально. Это зависит от возраста, загруженности ребенка и определяется его самочувствием. Главное, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался", - заключила педагог-психолог.

Компьютерные и видеоигры — одна из любимых «мишеней» учителей и родителей, когда нужно найти, кто виноват во всех бедах ребенка. Много нервничает, мало спит, плохо учится — где искать причину? Конечно, в компьютерных играх!Так ли это на самом деле? Надо ли запрещать детям играть? Или можно оставить доступ только к играм конкретных жанров? Как контролировать школьника, чтобы не испортить с ним отношения? О пользе и вреде видеоигр рассуждают учителя, родители и врачи.Мнение директора онлайн-школы «Фоксфорд» Алексея Половинкина

Я бы спросил: «А можно ли запрещать играть в видеоигры?» Раньше детям запрещали читать романы, теперь видеоигры стали частью массовой культуры. Запрещать бесполезно, ведь рано или поздно он начнет играть. Сидеть и смотреть на экран несколько часов подряд опасно для здоровья — это факт. Но нет научных данных, что одни игры более вредные или полезные, чем другие. Ученик младшей школы может играть в игры, которые популярны среди сверстников, если хочет, конечно.В сетевых командных боях дети общаются, вместе побеждают врагов. За виртуальные заслуги ребенок получает уважение сверстников в реальном мире.

Если игра важна, не стоит запрещать, однако время нужно дозировать.

Устанавливайте правила, при этом уважайте потребности ребенка. Скажем, битва длится 2 часа 40 минут, а вы разрешаете играть только час в день. Если запретите участвовать, ребенок подведет команду, разозлится на вас и будет расстроен долгое время. В этой ситуации лучше договориться, что эти три часа он получает авансом за два следующих дня.

Другому школьнику безразличен исход игры, тогда он легко выключит компьютер — нужен гибкий подход.Если вам интересно, попросите показать и рассказать о процессе игры. Не критикуйте, если вам все это кажется ерундой.

Играйте вместе, если вы оба этого хотите. Если нет — дайте ребенку самостоятельно действовать хотя бы в виртуальном пространстве.

Кроме того, общительный школьник познакомится с ребятами из разных стран и улучшит разговорный английский. А кто-то заинтересуется обратной стороной — захочет придумывать сценарии, писать коды и разрабатывать дизайн игр.Мнение детского офтальмолога, заведующей отделением детских глазных клиник «Ясный взор» Анны Алексеевны Никитиной

Компьютерные и видеоигры приводят к развитию близорукости у детей. Причина — чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии, которые усугубляются:

мерцанием и свечением экрана;

фокусировкой на мелких движущихся объектах;

временем фокусировки без переключения близь-даль более 15-30 минут;

ранним увлечением играми: чем раньше ребенок начал играть, тем его зрительная система более не подготовлена к нагрузке и выше риски развития близорукости, астенопии (дискомфорт и утомляемость, быстро наступающие при зрительной нагрузке на близком расстоянии).

Кроме того, погружение ребенка в виртуальный мир отдаляет его от мира реального.

Если избежать видеоигр нет возможности, создайте условия:

приобретите компьютер с большим экраном;

соблюдайте расстояние до экрана — не менее 40 см, расстояние должно быть строго фиксированным;

обеспечьте правильное освещение: свет яркий, но не ослепляющий, для левши должен падать справа, для правши — слева;

следите за осанкой ребенка, искривления в позвоночнике могут спровоцировать развитие близорукости.

Ограничьте время пребывания у компьютера — не более 20 минут в день.

Мнение мамы двоих детей и детского писателя Ольги Митькиной

Я считаю, что компьютерные игры для детей — это здорово, но надо соблюдать несколько ограничений. Детям до школы они не очень нужны, потому что столько еще интересного и неопознанного вокруг, что совсем не до игр в компьютере. Кроме того, малышу очень трудно усидеть на одном месте. Однако с 6 лет компьютерные игры могут принести ребенку пользу. Например, у моего сына до школы были проблемы с концентрацией внимания.

Мы купили ему диск с играми на развитие внимания. Оно значительно повысилось через некоторое время.

Второй пример. У дочки были трудности с математикой. Мы зарегистрировались на обучающем сайте, где можно тренироваться по математике в игровой форме. После таких игр ей стал нравиться предмет.

Еще одно ограничение — отсутствие компьютерных игр с элементами насилия.

Например, моя дочь очень любит игры, где надо выбрать себе персонажа и за ним ухаживать: поить, кормить, укладывать спать, одевать. Замечаю, что ей нравятся игры с элементами дизайна, то есть где надо обустраивать дом и комнаты, придумывать фасоны платьев и другой одежды. Кто знает, может, именно эта незатейливая игра вдохновит ее на выбор профессии в будущем.Мнение управляющей компанией Questime Ксении Тимофеевой

С позиции управляющего компанией живых квестов скажу, что подростки, «живущие» в виртуальной реальности, теряют главный на сегодня навык — способность к социальному общению. Как правило, они замкнуты и сложно сходятся с людьми. На играх наши мастера частенько сталкиваются с этой проблемой, и лишь к середине квеста такие игроки полностью вовлекаются во взаимодействие с другими игроками.

Поэтому мой совет — ограничивать время погружения в «виртуалити», если его нельзя исключить совсем.

Вместо этого пусть родители общаются со своим ребенком, проводят совместные праздники по поводу и без.

Мнение учителя курса робототехники гимназии им. Е.М. Примакова Петра Цина

Игра в любой форме — это получение и закрепление новых знаний, навыков и умений. Игры и дети — две части одного пазла. Заинтересовать ребенка естественными науками, привить знания из базовой школьной программы становится огромной проблемой, когда есть такой большой соблазн в виде смартфона и компьютера. Как раз с помощью образовательных компьютерных игр, программирования и обучающих интернет-сайтов можно привить детям понимание того, что компьютер — это не только «игрушки и развлечения», но еще и полезный образовательный инструмент.

Без сомнения, детям нужно давать играть в компьютерные игры, но полную свободу действий в выборе игр им давать нельзя.

Например, различные аркады, платформеры зачастую требуют от игрока небывалых способностей мышления, и данный вид игр служит не только для развлечения, но и может помочь ребенку выработать неплохую реакцию и улучшить логические навыки. В стратегиях зачастую отражены реальные политические и мировые события прошлых лет, и очевидно, что ребенку будет интересно и познавательно принимать участие в них, тем самым дополняя свои знания, полученные на уроке истории.

Однако раньше 6-7 лет ребенку не нужно погружаться в мир компьютерной игры, лучше постараться привлечь его внимание к другим занятиям: спорту, творчеству, чтению, музыке, танцам.

У ребенка должна быть возможность пробовать себя в разных сферах.

Более взрослым детям можно разрешать проводить за компьютером какое-то время, но важно делать это в свободное от уроков время и не перед сном, с обязательным перерывами для отдыха и, конечно, под контролем взрослого человека. А если родитель будет еще и участвовать в процессе, ребенок будет в восторге.

Читайте также: