Нужны ли компьютеры в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Гурьянова Екатерина Петровна
Описание работы: вашему вниманию предоставлен материал, который раскрывает значимость использования компьютера на занятиях.
Использование компьютера на занятиях — современный подход к обучению в дошкольном образовательном учреждении
Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.
Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка расширяет и обогащает содержания знаний, умений и навыков ребенка.
Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.
В настоящее время первостепенной задачей становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
С недавнего времени воспитатели нашего детского сада стали использовать
информационно-коммуникационные технологии на занятиях. Благодаря им занятия стали яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. При этом компьютер только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. Интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Компьютер применяется и в работе с родителями. Создание презентаций «Моя
семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, воспитывают гордость за свою семью.
Таким образом, практический опыт показал, что применение компьютерных технологий позволяет:
• организовать обучение более интенсивно и качественно;
• содействовать развитию творческих способностей у детей
• активно вовлекать детей в познавательный процесс.
Список литературы:
1. Иванова, А. Е. «Лонгитюд» – современная компьютерная система индивидуального сопровождения развития ребенка/А. Е. Иванова// Дошкольная педагогика. – 2004.-№3.- С. 40-44.
2. Никишина, Т. А. Компьютерные занятия в детском саду/Т. А. Никишина //Информатика и образование. – 2003.- №4.- С. 89-95; №5.- С. 83-89.

Одной из самых актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики несомненно является мало эффективное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Появление персонального компьютера в процессе воспитания дошкольников, безусловно, способствует развитию творческого потенциала ребенка, становлению его личности, обогащает его интеллектуальные возможности, позволяет расширить инструментарий педагога и создает мощную базу для приобщения детей к сложным компьютерным обучающим программам в будущем.

Научно-технический прогресс и всеобщая компьютеризация диктуют нам необходимость повышения роли дошкольной подготовки детей, ведь с развитием современных информационных технологий взаимосвязь «ребенок - компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всего общества. И чем раньше мы начнем контролируемые нами взаимоотношения ребенка с компьютером, тем быстрее и успешнее будет развиваться наше общество, все более требующее от своих членов знаний и навыков работы с компьютером.

Современные технологии передачи информации раскрывают перед нами огромные возможности в сфере образования дошкольников, ибо знакомство ребенка с миром знаний начинается в дошкольном возрасте. И если дома родители дают ему возможность развлекаться с помощью компьютера, то задача педагогов - продолжить эту линию, вводя новую составляющую, а именно обучающий и образовательный характер использования компьютера. Педагоги с помощью информационных технологий должны научить ребенка рисовать и сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные отношения и получать первые знания об окружающем мире, познакомить его с геометрическими фигурами.

ВложениеРазмер
statya.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Ковалева Светлана Юрьевна,

педагог-психолог ГБОУ д\с № 1428

Одной из самых актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики несомненно является мало эффективное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Появление персонального компьютера в процессе воспитания дошкольников, безусловно, способствует развитию творческого потенциала ребенка, становлению его личности, обогащает его интеллектуальные возможности, позволяет расширить инструментарий педагога и создает мощную базу для приобщения детей к сложным компьютерным обучающим программам в будущем.

Научно-технический прогресс и всеобщая компьютеризация диктуют нам необходимость повышения роли дошкольной подготовки детей, ведь с развитием современных информационных технологий взаимосвязь «ребенок - компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всего общества. И чем раньше мы начнем контролируемые нами взаимоотношения ребенка с компьютером, тем быстрее и успешнее будет развиваться наше общество, все более требующее от своих членов знаний и навыков работы с компьютером.

Современные технологии передачи информации раскрывают перед нами огромные возможности в сфере образования дошкольников, ибо знакомство ребенка с миром знаний начинается в дошкольном возрасте. И если дома родители дают ему возможность развлекаться с помощью компьютера, то задача педагогов - продолжить эту линию, вводя новую составляющую, а именно обучающий и образовательный характер использования компьютера. Педагоги с помощью информационных технологий должны научить ребенка рисовать и сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные отношения и получать первые знания об окружающем мире, познакомить его с геометрическими фигурами.

Имеющиеся программы предоставляют широкие возможности для развития мышления детей. С другой стороны, мы понимаем, что используемые в ДОУ методы и средства реализуют далеко не все заложенные в них возможности. Новые подходы к внедрению разнообразных форм и методов обучения детей помогут решить сложившиеся противоречия. Что же это за подходы?

Разумеется, на первом месте используемое оборудование. В помещении, предназначенном для обучения с помощью информационных технологий, должно быть по меньшей мере 4-5 компьютеров нового поколения, объединенных в локальную сеть. Мониторы должны быть обработаны антибликовым покрытием. Необходим цветной лазерный принтер, позволяющий педагогу распечатать детские работы с любого подключенного в сеть компьютера.

Оснащение помещения интерактивной доской весьма поможет педагогу развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию мышления и речи. Намного динамичнее и ярче становятся занятия с ее использованием.

Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи отпечатанных копий каждому из педагогов или рассылки. Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Кроме того, доска может быть использована в качестве белого экрана при проецировании изображения.

Условия работы детей на ПК. Не только родителя, но и педагога беспокоит вопрос о возможном отрицательном воздействии компьютера на ребенка. Как правило, детям дошкольного возраста не рекомендуется находиться перед экраном ПК более 15-20 минут в день. Но более уместной была бы дифференциация в зависимости от типа монитора и клавиатуры. При этом всегда нужно помнить, что самый верный индикатор негативного воздействия компьютера — это самочувствие ребенка. Понимая, что компьютер является новым мощным средством интеллектуального развития ребенка, мы также должны помнить и о том, что неконтролируемое его использование вредно, и очень тщательно относиться к организации как самой системы обучения в целом, так и к условиям для обучения, в частности.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для проведения занятий необходимо оборудовать специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м на одно рабочее место.

Мастерство и образованность педагога. Работа с детьми на компьютерах требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка в отдельности и руководить одновременно игрой целой группой детей.

Вместе с тем педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Ведь построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и прочее, длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть перед экраном не более 7-10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 4-5 детей, для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 часов.

Только педагог-мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша.

Педагог должен стараться работать творчески. Он всегда исследователь. Он должен умело переключать внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, развивая у них инициативу, творческий потенциал. Ребенок в игре всегда предстает не как исполнитель, а как творец своей деятельности.

В современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации педагог вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением программ, за непрерывно меняющимися приемами и методами работы с ними.

Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. От мастерства педагога зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт.

Планирование игровых программ и подготовка к обучению. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Планируя работу на каждое полугодие, необходимо заранее подобрать 10-15 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро, на одном занятии. Трудные по содержанию игры увлекают детей, их лучше повторять с интервалом 2-3 раза.

Безусловно, оправдывает свое назначение так называемая «тетрадь для календарного планирования компьютерных игр» в каждой возрастной группе.

В тетради фиксируются название игры, раздел работы, который связан с ее содержанием. В графе «Подготовительная работа» намечаются дальнейшие планы работы в условиях ДОУ или семьи. Эта тетрадь является связующим звеном между педагогом компьютерного класса и воспитателями каждой возрастной группы.

Следующий необходимый документ — листок учета усвоения каждым ребенком пройденных программ. Большую помощь в работе оказывает также «дневник педагога», который ведется в свободной форме, в нем записывают успешные и неуспешные занятия, приемы, замечания к компьютерным программам, особенности отношения детей разного возраста к той или иной игре, яркие примеры поведения детей.

Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями. Чтобы повысить эффективность освоения ПК детьми, необходимо провести работу, связанную с более широким знакомством педагогического коллектива с вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования. С этой целью организовать проведение ряда семинаров-практикумов по конкретному содержанию компьютерных программ и методических рекомендаций к ним. При умело поставленной планомерной работе компьютер довольно скоро перестанет быть «инородным телом» в детском саду.

Одним из важных направлений в работе педагога является работа с родителями. Согласно плану работы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся с компьютерами, необходимо организовать собрания в компьютерном классе. В непринужденной беседе показать те или иные компьютерные математические игры, продемонстрировать, как они влияют на развитие логического мышления, ориентирование в пространстве и т.д. Используя возможности интерактивного оборудования, педагог мог бы продемонстрировать видеозаписи занятий. У родителей будет возможность увидеть, как управляются их дети с современной техникой и каких результатов они достигли. Обязательно сделать акцент, что родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждать успехи детей, предлагать конкретные рекомендации помощи.

Обучение на компьютере – это игра. Почему компьютер играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии дошкольника? Потому что компьютер привлекателен для них, как любая новая игрушка. Именно так большинство детей и смотрит на него. Поэтому общение дошкольников с компьютером должно начинаться с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

О возможности овладения компьютером в возрасте 3-6 лет свидетельствуют исследования в области дошкольной педагогики Моторина К.Н., Холодной М.А., Шапкина С.А., Первина С.П. и др., так как именно этот возраст совпадает с пиком интенсивного развития мышления ребенка, переходящего от наглядно-образного к абстрактно-логическому.

Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению школе.

Особо необходимо отметить, что все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, должны строиться по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы должен подсказывать детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте должны широко применяться приемы внешнего поощрения. Например, ребенок слышит веселую музыку при правильном решении игровых задач либо видит печальное лицо, если задача решена неправильно. Дети ждут оценку и эмоционально реагируют на ее характер.

Завершая, можно добавить, что научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованных и проводимых специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показывают, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

А вот что касается детей, то к компьютеру их следует подпускать где-то в 6-7 лет, не раньше. И то только одаренных и здоровых, которые достаточно занимаются спортом, часто бывают на воздухе. И с условием, что ребенок будет играть не в дикие, а развивающие игры.

Елена ДЕШОВАЯ, методист РИМЦ, Краснодар: Канарейка на экране

Кафедра развития ребенка младшего возраста краевого института дополнительного профессионального педагогического образования разработала рекомендации по формированию развивающей среды в ДОУ, которые предполагают необходимость использования компьютера APPLE Макинтош в изостудии, библиотеке, кабинете логопеда, психолога.

Используя рисовальные программы, дети могут создавать интереснейшие рисунки, графические фантазии. Лазерный диск позволяет не только увидеть канарейку на экране, но и услышать ее пение.

Нина СЕМИЛЕЙСКАЯ, учитель русского языка и литературы, станица Каневская, Краснодарский край: Синдром усталости обеспечен

Я считаю, компьютер нежелателен. В детском саду должны превалировать занятия с пластилином, конструктором. Для развития образного мышления нужны рисование, пение, аппликация. Ребенок должен почувствовать все это руками, увидеть глазами и лучше без компьютера. Действительно, кажется, что уже с рождения у ребенка должно быть все, он якобы лучше развивается.

Это заблуждение. Сначала есть скачок в развитии, зато потом трудно избежать синдрома усталости.

Валентина ПАШКОВА, заведующая Центром развития ребенка, Курган: По принципу

Для педагогов, методистов у нас компьютер имеется, он используется для оформления документов и педагогических разработок. Этого достаточно.

Я не ретроградка и понимаю, что нужно шагать в ногу со временем, но в отношении детей склонна придерживаться принципа: «не навреди».

Александра ЛЕОНТЬЕВА, главный специалист отдела инспектирования Главного управления образования, Курган: Лучше живое общение

К тому же информация, полученная из компьютера, не развивает ни интеллект, ни чувства. В дошкольном возрасте они больше нуждаются в живом общении со сверстниками, со взрослыми. В Америке это уже поняли, поскольку долгое сидение за компьютером делает из детей роботов. Показать ребенку прекрасные картины Эрмитажа, Лувра можно и с помощью видеофильмов.

Можно ли использовать компьютер в детском саду? А если можно, то как?

Сегодня мне хочется поделиться соображениями о вреде и пользе компьютерного обучения для дошкольников, а также обсудить наиболее эффективные формы использования компьютеров в дошкольных учреждениях.

Давайте начнем с отрицательных сторон применения компьютеров в образовательном процессе. (Воспитатели выстраивают свое видение по заданной теме). Итог:

  1. Компьютеры отрицательно влияют на здоровье детей.
  2. Компьютерные образовательные игры являются калькой с рабочих тетрадей, уже давно используемых в детских садах, и ничего нового в процесс обучения не вносят.
  3. Компьютерное обучение вредно, поскольку из процесса исключается педагог, с которым дети могут обсудить варианты решений, а рассуждения в процессе нахождения решения порой даже важнее, чем само решение.
  4. Подростки настолько увлечены компьютерными играми, что часто теряют связь с настоящим миром. Зачем же приучать их к играм с малолетства?

Итак, первый вопрос: «Вреден ли компьютер для здоровья ребенка?»

«Для физического здоровья компьютер не полезен». Точно так же, как и телевизор. Точно так же, как и книги. Да, чтение книг тоже вредит здоровью. Вспомните, сколько детей докомпьютерной эры испортили себе глаза и осанку из-за пристрастия к чтению? Да и кто из нас читал, как положено: сидя за столом, книга на подставке, свет слева?

Конечно, для физического здоровья детям нужно больше гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Однако если мы собираемся давать детям образование, без книг им не обойтись. А теперь и без компьютера тоже. Потому что на вопрос: «Полезен ли компьютер для образования и обучения?» - можно дать такой же однозначный ответ: «Да! Очень полезен, если использовать хорошие обучающие программы». Это обусловлено, прежде всего, необычайной привлекательностью компьютера для детей, полным погружением и вовлеченностью в выполнение заданий. Да и сами задания выглядят как захватывающие игры.

Обращаю ваше внимание на то, что речь идет о хороших и полезных разработках. Ведь дело не в компьютере, а в программах, которые предлагают детям взрослые. И к их выбору следует отнестись со всей серьезностью, поскольку дело это не простое.

Как же найти хорошие, полезные и качественные программы? Выход только один. Нужно искать информацию в журналах и на сайтах, связанных с дошкольным образованием.

Какие же программы следует использовать для дошкольного обучения?

Полезные программы

В первую очередь следуют выбирать те программы, которые мотивируют малыша к обучению, особенно если задания нельзя реализовать некомпьютерными средствами.

Пример мотивирующей игры. Есть задание - составить слово из набора букв.

Настольный вариант задания. Дается набор букв, написанных на карточках, нужно из них составить заданное слово.

Компьютерный вариант. Дорогу к избушке Бабы-яги охраняют гуси-лебеди. Они пропустят только того, кто знает пароль. Слово-пароль изображено на картинке, а на каждом гусе написана буква. Нужно переставить гусей так, чтобы слово читалось. Когда игрок тащит гуся на свое место, тот вредничает, шипит, щиплет клювом курсор.

Казалось бы, оба варианта одинаковы. Однако разница есть и очень значительная. В первом случае ребенок выполняет задание - составляет слово из букв. Во втором случае он играет и должен освободить дорогу от вредных гусей. Произошла незаметная для ребенка подмена цели. Составление слов - это только способ достижения этой цели. Если малышу еще сложно составлять слова, то для него такая игра является мощнейшим стимулом научиться делать это. В трудных случаях на помощь конечно должны приходить взрослые. В такой форме объяснения уже не выглядят как нудные занятия чтением. Это уже конкретная и своевременная помощь мотивированному ребенку, которая очень быстро принесет свои плоды.

Пример задания, нереализуемого некомпьютерными средствами

Говоря об удачном опыте использования компьютерных игр в обучении, нельзя не упомянуть игры, которые могут быть реализованы на компьютере существенно проще и нагляднее, чем на реальных моделях.

Приведу одну из игр на развитие пространственного воображения и логического мышления. Нужно собрать систему труб из отдельных фрагментов. При правильном решении вода течет по трубам к колонке, и кузнечик может полить кустик земляники. При неправильном соединении вода вытекает в землю, а земляника засыхает.

Важно, что в компьютерной игре даже при отрицательном выходе нет безысходности. В нее можно играть снова и снова, пока ребенок не получит правильное решение.

А теперь поговорим о бесполезных программах

Использовать игры, которые просто повторяют в электронном виде упражнения с карточками или являются кальками игр из рабочих тетрадей, нет никакого смысла. Но ведь при появлении компьютера в детском саду никто не отменяет обычные занятия с детьми и не отнимает традиционные средства обучения. Воспитатель вправе отказаться использовать бесполезные программы, а компьютер использовать там, и только там, где он является реальным помощником.

Вредные программы

Кроме полезных и бесполезных, существуют еще и вредные программы. И их, к сожалению, много. Сейчас мы не будем обсуждать жестокие игры или тупые «стрелялки». Их вред очевиден. А вот менее очевидный пример вредной «обучалки». Детский графический редактор. В нем можно выбирать цвет и рисовать линии, геометрические фигуры и заливать полученные объекты различными цветами. В чем же вред? В рисовании мышкой. Сложные движения мышью вредны для маленькой руки ребенка, к тому же этот опыт никогда не пригодится ему в жизни, поскольку все компьютерные художники используют электронное перо и планшет. Гораздо полезнее привычное рисование карандашами и красками, которое к тому же еще и развивает мелкую моторику.

Теперь мы с вами подобрались к вопросу: как же можно использовать компьютер в детском саду?

Говоря об использовании компьютера в дошкольном образовании, обычно имеют в виду выполнение детьми различных заданий на компьютере. С моей точки зрения компьютер можно использовать гораздо шире.

Об этой общепринятой форме использования компьютера говорилось выше. При правильном подборе обучающих и образовательных программ компьютер может стать хорошим дополнением к занятиям по обучению чтению, математике, логике, окружающему миру и т. д.

Нужно обязательно отметить, что в этом случае компьютер может иметь еще дополнительную функцию контроля.

Во-первых, он осуществляет контроль выполнения задания и сообщает ребенку, правильно или неправильно он его выполнил. Во-вторых, он может вести учет успеваемости каждого ребенка и выдавать информацию воспитателю об успехах каждого малыша. Сколько раз он играл в ту или иную игру, какие ошибки сделал, сколько времени ушло на выполнение задания, был ли прогресс при следующем прохождении игры и т. п.

Компьютер может оказать большую помощь воспитателю при объяснении материала на занятиях. Возьмем, например, занятия по изобразительному искусству. Дети проходят на нем такую трудную тему, как линейная перспектива. Преподаватель запускает на компьютере наглядное пособие по ИЗО и показывает, какими приемами пользуется художник, чтобы изображение приобрело объем.

Далее дети могут сами попробовать построить улицу в компьютерной программе и закрепить полученные знания. Затем логично попробовать нарисовать на бумаге рисунки с учетом закона Перспективы.

Компьютер поможет воспитателю совершить уникальные экскурсии, например, в музей или заповедник.

Современные технологии панорамных съемок позволяют разрабатывать уникальные программы для совершения подобных путешествий.

Например, можно посетить такие крупные музеи, как Третьяковская галерея и Эрмитаж или старинные боярские палаты. Воспитатель, управляя с помощью мыши круговой панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает возможность рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине можно щелкнуть мышкой и получить ее увеличенное изображение и даже прослушать объяснения электронного экскурсовода.

Еще большее впечатление производят интерактивные панорамные фильмы. Например, путешествие по заповеднику «Лосиный остров». Во время просмотра фильма можно «посмотреть» вбок или даже «оглянуться». Щелкнуть мышкой по цветку или замеченному гнезду. Получить фотографию выбранного объекта и объяснение, что это такое.

Поскольку групповые экскурсии для детей дошкольного возраста обычно организовать сложно, такие занятия помогут расширить у детей представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием.

С помощью компьютера можно организовать коллективную творческую деятельность. Например, подготовить спектакль театра теней).

Сначала детям читают сказку, потом героев сказки можно распечатать, вырезать их и скрепить детали веревочками. Далее воспитатель показывает на компьютере мультфильм с этими героями, озвученный профессиональными актерами, распечатывает сказку и разучивает с детьми роли. В программе предусмотрена даже фонограмма-минусовка, которую можно использовать в качестве сопроводительной музыки при показе теневого спектакля.

Таким образом, использование компьютера в детских дошкольных учреждениях вполне оправдано и может принести большую пользу. Что касается опасений, что дети, приобщившись к компьютеру слишком рано, впоследствии могут уйти из реального мира в мир вымышленный, то они нам кажутся надуманными. Ведь когда мы учим детей читать, то не боимся, что потом они будут читать сомнительную литературу. Наоборот, хорошие книги, прочитанные в детстве, служат всю жизнь эталоном литературы. Точно так же и с компьютерными программами, если в детстве ребенок понял, сколько всего интересного, полезного, увлекательного можно узнать, используя компьютер, то это открытие может уберечь его от бездумного и вредного времяпрепровождения за компьютером в подростковом возрасте.

Читайте также: