Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно телекоммуникационной сети это

Обновлено: 07.07.2024

5. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д .

6. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации

Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме

Выберите один ответ:

1. 24 часа в сутки 5 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика

2. 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика

3. 8 часов в сутки 5 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика

7. Действие Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» не распространяется на отношения, возникающие при:

Выберите один ответ:

1. Обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных, связанных с ними семейными отношениями

2. Обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд

3. Обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных

8. Информация

Выберите один ответ:

1. становится доступной, если она содержится на материальном носителе

2. характеризуется всеми перечисленными свойствами

3. не исчезает при потреблении

4. подвергается только "моральному износу"

9. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется

Выберите один ответ:

1. Решением Совета образовательного учреждения

2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения

4. Расписанием учебных занятий

10. ИКТ-грамотность – это

Выберите один ответ:

1. грамотное написание терминов из области информатики

2. навыки и умения необходимые для работы на компьютере

3. особый вид компетенции необходимый для успешной работы программиста

4. использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе

11. Укажите, на достижение каких целей направлено изучение информатики в школе в соответствии с ФГОС :

Выберите один ответ:

1. Владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работу с ними

2. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделей

3. Владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях, повлиявших на развитие техники и технологий

12. Укажите устройства ввода алфавитно - цифровой информации

Выберите один ответ:

4. клавиатура

13. Строка состояния приложения Microsoft Word отображает:

1. Информацию о языке набора текста и состоянии правописания в документе

2. Сведения о количестве страниц, разделов, номер текущей страницы

3. Окна открытых документов приложения

4. Информацию о свойствах активного документа

14. Команда СОХРАНИТЬ КАК применяется в программе Блокнот

Выберите один ответ:

1. При сохранении файла на винчестер

2. Для первого сохранения файла с новым создаваемым именем или в новое место

3. Для записи файла с рисунками

4. Для записи файлов в оперативную память

15. Укажите тип урока по представленной структуре: 1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала; 2) этап усвоения новых знаний; 3) этап закрепления новых знаний; 4) этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: (выберите правильный ответ)

Выберите один ответ:

1. Урок повторения и обобщения изучаемого материала

2. Урок закрепления изучаемого материала

3. Урок усвоения нового знания

4. Комбинированный урок

16. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

Выберите один ответ:

1. педагогику сотрудничества

2. школу творчества И.П. Волкова

3. педагогику требований

4. православную педагогику

17. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во)

Выберите один ответ:

1. Конвенции о правах ребенка

2. Всеобщей декларации прав человека

3. Конституции РФ

4. Международном пакте о гражданских правах

18. В текстовом редакторе необходимым условием выполнения операции копирования, форматирования является…

Выберите один ответ:

1. установка курсора в определенное положение

2. распечатка файла

3. сохранение файла

4. выделение фрагмента текста

19. Какая клавиша используется для удаления неправильно введённого символа, расположенного слева от курсора?

Выберите один ответ:

2. BASKSPACE

20. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа)

2. клавиатура

21. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом

Выберите один ответ:

22. В текстовом редакторе копирование становится возможным после

Выберите один ответ:

1. сохранения файла

2. распечатки файла

3. установки курсора в определенное место

4. выделения фрагмента текста

23. Основными элементами электронной таблицы являются:

Выберите один ответ:

24. Где должна быть размещена информация об образовательном учреждении (согласно "Закону об образовании"):

Выберите один ответ:

1. на компьютере администрации в образовательном учреждении

3. на официальном сайте образовательного учреждения в сети "Интернет"

25. К текстовым редакторам относятся следующие программы:

1. Блокнот

2. Приложения Microsoft Office

4. Internet Explorer

26. Укажите режим, при котором документ на экране представлен в том виде, в каком в последствии будет выведен на печать

Выберите один ответ:

3. разметки страниц

27. Информатизация образования это –

Выберите один ответ:

1. развитие умений пользователей получать информацию с помощью компьютера

2. использование компьютеров в системе образования

3. комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий

4. обучение педагогического работника работе на компьютере

28. К поисковым системам относятся:

Выберите один ответ:

29. Укажите, в каком направлении должны выходить окна в кабинете информатики:

Выберите один ответ:

30. Укажите мультимедийные устройства

4. веб-камера

31. Укажите, чем отличается естественный язык от формального:

Выберите один ответ:

1. Однозначностью соответствия между группами знаков

2. Физической природой знаков

3. Наличием строгих правил грамматики и синтаксиса

32. При запуске Microsoft Word по умолчанию создается новый документ с названием:

Выберите один ответ:

2. Новый документ1

3. Документ1

33. Информация, зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, называется

Выберите один ответ:

1. коммерческой тайной

3. документированной

34. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно-деятельностном подходе:

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Б. выявление места и причины затруднения;

В. мотивация к учебной деятельности;

Г. рефлексия учебной деятельности;

Д. построение проекта выхода из затруднения;

Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Ж. реализация построенного проекта;

З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

И. включение в систему знаний и повторение.

Выберите один ответ:

1. В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е, Г

2. В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г

3. З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е

35. Сайт - это:

Выберите один ответ:

1. список файлов, доступных для загрузки

2. совокупность гипертекстовых документов

3. файл, открывающийся с помощью Internet Explorer

4. совокупность web страниц

36. Контроль результатов обучения – это

Выберите один ответ:

1. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения

2. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме

3. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций

4. механизм проверки только знаний учащихся

37. Что такое браузер?

Выберите один ответ:

1. Программа для защиты от вирусов

2. Это Internet Explorer

3. Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети

38. К методам проведения социальных исследований относятся

Выберите один ответ:

3. все перечисленное

39. Электронная почта позволяет передавать

Выберите один ответ:

40. Команда «Формат» позволяет осуществить:

Выберите один ответ:

1. вставку рисунка

2. сохранение документа в папке

3. выбор параметров абзаца и шрифта

4. вставку таблицы

41. К внутренним критериям сформированности навыка относят

Выберите один ответ:

1. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания

2. снижение числа ошибок при выполнении задания

3. повышение самостоятельности при выполнении задания

4. повышение скорости выполнения задания

42. К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится

Выберите один ответ:

1. Расширение самостоятельности школ

2. Сохранение и укрепление здоровья школьников

3. Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя

4. Совершенствование учительского корпуса

5. Переход на новые образовательные стандарты

43. Информационно-телекоммуникационной сеть с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже:

Выберите один ответ:

2. 512 Кбит/с

44. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется

Выберите один ответ:

1. Коллективным договором

2. Трудовым соглашением

3. Трудовым договором

4. Двусторонним договором

45. Социализация личности – это

Выберите один ответ:

1. освоение нравственных ценностей социума

3. адаптивность, активность

4. все перечисленное

46. Отметьте интернет - ресурсы, которые являются социальными сетями?

3. ВКонтакте

4. Одноклассники

47. К сервисам сети Интернет не относятся:

(выбрать правильный ответ)

Выберите один ответ:

1. Передача файлов FTP

2. Электронная почта e-mail

3. Стандартные приложения Microsoft Windows

4. Телеконференции Usenet

48. С точки зрения психологии процесс воспитания – это

Выберите один ответ:

1. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка

2. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка

3. ведущая профессиональная функция педагогов

4. составная часть процесса обучения

49. Файл с расширением .zip является:

Выберите один ответ:

4. файлом приложения Microsoft Office

50. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает

Выберите один ответ:

1. переход по гиперссылке с первой загруженной страницы

2. ввод слова (словосочетания) в адресную строку

3. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку

51. Что такое IP адрес?

Выберите один ответ:

1. Адрес провайдера

2. Адрес Вашей регистрации в паспорте

3. Уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети

52. Принципы обучения – это

Выберите один ответ:

1. приемы работы по организации процесса обучения

2. средства народной педагогики и современного педагогического процесса

3. базовые идеи теории обучения

4. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий

53. Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является

Выберите один ответ:

1. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

2. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование»

3. «Собрание законодательства РФ»

4. «Вестник образования»

54. Педагогическая технология – это

Выберите один ответ:

1. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки

2. инструментарий достижения цели обучения

3. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

4. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями

55. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»:

(выбрать правильный ответ)

Выберите один ответ:

56. Инструменты дистанционной поддержки учащихся

1. сетевая форма обучения

2. электронные модули в системе дистанционного обучения Moodle

3. предметные сайты учителей

4. официальный сайт образовательного учреждения

5. электронные ресурсы сети Интернет

57. Укажите верное определение термина «учебная задача»

Выберите один ответ:

2. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала

3. Учебная задача – это решение математической задачи разными способами

4. Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке

58. ИКТ–компетентность – это

Выберите один ответ:

1. уверенное владение пользователем всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности

2. умение набирать тексты с большой скоростью печати

3. использование цифровых технологий, инструментов коммуникации для получения доступа к информации

4. знание различных компьютерных программ и использование их для обработки информации

59. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит

Выберите один ответ:

60. Обработка и форматирование информации в текстовом процессоре MS Excel. К возможностям форматирования информации относятся:


ГОСТ Р 52653-2006

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Information and communication technologies in education. Terms and definitions

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "Станкин" (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании". В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам Российской Федерации и гармонизированные с международными стандартами.

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

За стандартизованным термином приведены отделенные точкой с запятой их краткие формы, представленные аббревиатурой.

Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, а за ними в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи. Эти терминологические статьи заключены в рамки из тонких линий.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Приведен алфавитный указатель терминов на русском и английском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым шрифтом в тексте и в алфавитном указателе.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных и научных организаций, а также объединений юридических лиц.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в данный стандарт.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 Термины в области информатизации

Примечание - В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р ИСО 9000, информацией являются значимые данные.

данные: Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.

3.1.3 информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.

3.1.4 информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Примечание - Примером информационно-телекоммуникационной сети является сеть "Интернет".

information telecommunication network

3.1.5 информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

information and communication technology; ICT

3.1.6 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.

3.1.7 корпоративная информационная система: Информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Примечание - Круг лиц могут составлять граждане и/или юридические лица.

corporate information system

3.1.8 информационно-коммуникационная система: Совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

information and communication system; ICS

3.1.9 оператор информационной системы: Лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.

information system operator

3.1.10 электронный документ: Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

3.1.12 электронная цифровая подпись: Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

electronic digital signature

3.1.13 документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.

3.1.14 конфиденциальность информации: Обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

защита информации; ЗИ: Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

3.1.16 компьютер: Техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.

Примечание - Термин компьютер по смыслу близок к термину электронно-вычислительная машина (ЭВМ).

3.1.17 база данных: Совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.

3.1.18 программный продукт: Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.

Примечание - В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р ИСО 9126, программной продукцией является программный объект, предназначенный для поставки пользователю.

3.1.19 медиа-средство: Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.

3.1.20 мультимедиа: Совместное использование нескольких медиа-средств.

3.1.21 гипермедиа: Представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.

Примечание - Гиперсвязь представляет собой однонаправленное логическое соединение между двумя различными блоками данных в информационно-телекоммуникационной сети.

3.2 Термины в области электронного обучения

3.2.1 дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

distant learning technology

3.2.2 открытое образование: Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.

3.2.3 электронное обучение: Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

3.2.4 мобильное обучение: Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

mobile learning; m-learning

3.2.5 сетевое обучение: Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

3.2.6 автономное обучение: Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

3.2.7 смешанное обучение: Сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.

3.2.8 совместное обучение: Образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.

3.2.9 система управления обучением: Информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.

learning management system; LMS

3.2.10 система управления образовательным контентом: Информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.

learning content management system; LCMS

3.2.11 технологическая система обучения: Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.

learning technology system

3.2.12 электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

Примечание - Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

electronic learning resource

3.2.13 образовательный контент: Структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.

Примечание - В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса.

3.2.14 метаданные (образовательного контента): Информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.

Примечание - Метаданные ЭОР содержат стандартизованную информацию, необходимую для поиска ЭОР посредством технологической системы обучения.

Действующее законодательство РФ, а именно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании ), допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий:

  • электронного обучения (ЭО),
  • дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Эти два понятия достаточно тесно соприкасаются между собой, но все же имеют определенные различия. Однако, многие этих различий часто не замечают. Поэтому мы попробуем с вами разобраться, в каких случаях целесообразно использовать ЭО, а в каких ДОТ.

Электронное обучение. Под ним понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Иными словами, здесь речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен.

Дистанционные образовательные технологии. В отличие от ЭО под ДОТ понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды для реализации такого взаимодействия здесь не является обязательным, более того, оно может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей (например, пересылка материалов по почте и т.п.). Примером применения ДОТ могут быть занятия, при которых обучающийся и/или педагогический работник находятся вне аудитории.

В связи с тем, что эти два понятия очень тесно переплетаются между собой в большинстве случаев организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют смешанное обучение, совмещая при этом ЭО, ДОТ и/или обучение в учебных кабинетах. Между тем не запрещается применять и исключительно ЭО, ДОТ. В этом случае создание электронной информационно-образовательной среды является обязательным, в связи с чем нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО.

Причем при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть применены разные модели обучения (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»):

  • исключительно дистанционное обучение (освоение образовательной программы происходит полностью удаленно с использованием специальной дистанционной оболочки, через которую происходят все взаимодействие с педагогическим работником),
  • частичное использование ДОТ (реализация образовательной программы происходит посредством чередования очных занятий с дистанционными).

Также необходимо иметь в виду, что не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, например, Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО.

Между тем при реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательно среды, которая включает в себя:

  • электронные информационные ресурсы,
  • электронные образовательные ресурсы,
  • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся образовательной программы в полном объеме независимо от места его нахождения.

Необходимо иметь в виду, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления такой деятельности признается именно место нахождения такой организации или ее филиала, независимо от места нахождения самого обучающегося (п. 4 ст. 16 Закона об образовании).

Следует добавить, что в настоящее время Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816.


Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Выделяют две основные задачи обучения с применением ДОТ.

Повышение качества обучения достигается с помощью:

внедрения инновационных образовательных технологий;

интеграции различного рода информации;

предоставления педагогу возможности творческого подхода к созданию системы преподавания своего предмета, автоматизации образовательного процесса.

Индивидуализация образовательного процесса подразумевает:

обучение студентов по индивидуальному графику в соответствии с их индивидуальными образовательными возможностями и занятостью;

формирование навыков самостоятельной деятельности и творческого подхода к процессу обучения.

Основу образовательного процесса с применением ДОТ составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, с помощью систем вебинаров на различных информационно-коммуникационных платформах.

Модели организации образовательного процесса с использованием цифрового образовательного контента

Рассмотрим модели организации образовательного процесса с использованием цифрового образовательного контента на примере моделей Образовательно-издательского центра «Академия».

Модель 1. Традиционное обучение с применением элементов цифровых учебных материалов как дополнительного материала

Модель 2. Смешанное обучение с использованием цифровых учебных материалов

Модель 3. Онлайн-обучение на основе цифровых учебных материалов

Тип контента: ЭУМК, программно-учебные модули, виртуальные практикумы

Тип контента: ЭУМК, программно-учебные модули, виртуальные практикумы

Тип контента: онлайн-курсы

До 30 % времени при освоении дисциплины отводится на работу с цифровыми учебными материалами, предполагаются онлайн-консультации, промежуточный и итоговый контроль (кроме итоговой аттестации) с использованием контрольно-оценочных средств с автоматизированным оцениванием. Происходит интенсификация самостоятельной работы студента за счет привлечения цифрового образовательного контента

До 70–80 % времени при освоении дисциплины занимает изучение теории с применением цифровых учебных материалов, промежуточный и итоговый контроль (возможна итоговая аттестация) с использованием контрольно-оценочных средств с автоматизированным оцениванием, проведение регулярных онлайн-мероприятий. Цифровой образовательный контент становится одним из основных источников получения знаний, наряду с преподавателем и учебной литературой. Сокращение аудиторной учебной нагрузки на 30–50 %

90–100 % времени при освоении дисциплины отводится на изучение теории с применением цифровых учебных материалов, промежуточный и итоговый контроль (в том числе итоговая аттестация) с использованием контрольно-оценочных средств с автоматизированным оцениванием, проведение регулярных онлайн-мероприятий. Основным источником получения знаний становится цифровой образовательный контент. Преподаватель выполняет роль куратора (тьютора). Сокращение аудиторной учебной нагрузки на 90–100 %. Основная форма учебной работы — самостоятельная работа студента

Модель 1. Традиционное обучение с применением элементов цифровых учебных материалов как дополнительного материала

Первая модель не затрагивает традиционной структуры учебного процесса, все виды занятий, формы текущей и промежуточной аттестации реализуются в традиционном формате, в соответствии с формой обучения.

Цифровой образовательный контент (ЭУМК, программно-учебные модули, виртуальные практикумы, онлайн-курсы) используется как дополнительный учебно-методический материал, привлекательный за счет мультимедийности, компактности и информационной насыщенности.

Возможно использование цифрового образовательного контента:

как дополнительного материала по дисциплине, обеспечивающего углубленное изучение предмета;

как основы для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся разного уровня;

как обязательного ресурса, обеспечивающего часть самостоятельной работы студента.

Цифровой образовательный контент выбирается преподавателем с учетом задач, которые он может решить в дисциплине. Алгоритм использования проектируется на уровне рабочей программы дисциплины, а при необходимости и на уровне электронного учебного курса, поддерживающего дисциплину на Платформе.

Преподаватель в данной модели управляет учебной деятельностью студентов через рекомендации в отношении разделов и тем, времени прохождения материалов.

Также цифровой образовательный контент может стать базой для аудиторной работы студентов, осуществляемой с использованием активных методов обучения (например, послужить основой дискуссий и обсуждения альтернативных точек зрения, для разбора кейсов и с собственными выводами и решениями).

Модель 2. Смешанное обучение с использованием цифровых учебных материалов

Данная модель предполагает использование цифрового образовательного контента (ЭУМК, программно-учебных модулей, виртуальных практикумов, онлайн-курсов) для замещения определенной части очных занятий. Учебный процесс частично переносится на Платформу, меняется привычная организация таких компонентов, как самостоятельная работа студента, лекции, текущая и итоговая аттестация.

Ключевыми принципами модели являются:

сокращение аудиторной нагрузки за счет использования цифровых теоретических учебных материалов;

использование цифровых контрольно-оценочных средств для текущей и итоговой аттестации (при возможности использования технологии прокторинга) по дисциплине;

вспомогательный характер взаимодействия с преподавателем.

Модель реализуется в форме комплексной поддержки студента через определенное количество лекционных и практических занятий и консультаций.

Теоретический (лекционный) материал реализуется с помощью теоретических модулей ЭУМК/ПУМ, видеолекций; изучается студентом самостоятельно и проверяется с помощью контрольно-оценочных средств ЭУМК или ПУМ.

Сокращение аудиторной нагрузки может идти также по линии практических занятий и контрольных работ, когда студенту предлагается выполнить практическое задание или контрольную работу самостоятельно (практические модули ЭУМК/ПУМ, ВП).

Модель 3. Онлайн-обучение на основе цифровых учебных материалов

Использование третьей модели может быть реализовано либо на основании решения образовательной организации, либо по инициативе студента при условии нормативной поддержки подобных инициатив в данной образовательной организации.

Для реализации модели за потоком студентов (или за студентом, в случае обучения по индивидуальному плану) закрепляется тьютор (это может быть преподаватель-руководитель образовательной программы или сопровождающий из числа учебно-вспомогательного персонала), в задачи которого входит только организационно-техническое сопровождение онлайн-обучения, а также мониторинг процесса обучения.

Тьютор следит за равномерностью работы студентов, запрашивает данные мониторинга о текущей успеваемости студента, информирует (если нужно) руководителя образовательной программы и самих студентов об их текущей успеваемости, решает технические проблемы, связанные с регистрацией студентов, прохождением промежуточных тестов и итоговой аттестации. Студент может обратиться за тьюторской поддержкой по собственной инициативе.

Для реализации третьей модели используется такой вид цифрового образовательного контента, как онлайн-курс. Онлайн-курс включает всю необходимую инфраструктуру обучения: цифровые учебные материалы и контрольно-оценочные средства, инструменты взаимодействия (онлайн-консультации и вебинары) участников, инструменты диагностики достижения заявленных результатов обучения, идентификации личности и контроля прохождения итоговой аттестации.

Необходимо предусмотреть обязательное организационное занятие до начала обучения, подробно вводящее студентов в организационные условия обучения на Платформе, включая место нахождения курса, правила регистрации, итоговой аттестации, а также условия поддержки обучения, на которые могут рассчитывать студенты со стороны преподавателя: календарь событий, расписание очных встреч и онлайн-консультаций и т.д.

Далее, в зависимости от сложности дисциплины, в курсе планируется определенное количество лекций. Это могут быть установочные лекции, дающие при необходимости вводные данные для понимания курса и установку на понимание отдельных сложных вопросов.

Для обеспечения качества обучения рекомендуется и сохранение ряда практических занятий: например, дополнительный лабораторный практикум для отработки практических навыков.

Процедура итоговой аттестации в данной модели происходит в рамках обучения студентов на Платформе.

Факторы, влияющие на выбор модели использования цифрового образовательного контента в учебном процессе по дисциплине

На выбор модели будут влиять:

уровень образования: СПО, бакалавриат, магистратура, аспирантура;

форма обучения: очная, очно-заочная, заочная;

характер дисциплины: техническая, гуманитарная и др.;

место дисциплины в образовательном процессе: базовая, общепрофессиональная, специальная, дисциплина по выбору.

На выбор модели могут влиять и дополнительные задачи, которые ставятся в образовательной организации: обеспечение условий для обучения лицам с ОВЗ, адаптация к процессу обучения, тренинги по профессиональному использованию иностранного языка, подготовка к поступлению в вуз и др.

Уровень образования. Все модели предполагают разную степень подготовленности студента к эффективному обучению. В системе СПО и на младших курсах бакалавриата студенты еще могут быть не готовы к серьезной доле самообучения. Только что вышедшие из средней школы, они привыкли к классно-урочной системе и серьезной организации со стороны учителя. Поэтому на начальных этапах профессиональное обучение проводится с использованием первой и иногда второй моделей. Эти модели предполагают постепенное и мягкое введение студентов в материалы и специфику электронного обучения при продуманной преподавателем стратегии преподавания.

Форма обучения. Все модели применимы к очному обучению. Специфика очно-заочной и заочной форм обучения — это обучение работающих людей. Так, для обучающихся заочно необходимо организовать учебный процесс, насыщенный в плане материалов в межсессионный период, но в то же время достаточно свободный в плане организации. Преимущественной моделью в данном случае является смешанное обучение при консультационной поддержке преподавателя. Для обучающихся в вечернее время по очно-заочной форме может использоваться смешанное обучение и онлайн-обучение.

Характер дисциплины. Выбор модели зависит и от места дисциплины в образовательном процессе. Так, для изучения базовых общеобразовательных дисциплин (социально-гуманитарных, экономических, естественно-научных) рекомендуется использование цифрового образовательного контента как дополнительного материала и при смешанном обучении.

При освоении общепрофессиональных дисциплин рекомендуется использование смешанного обучения. На выбор модели будет влиять способность отобранного цифрового образовательного контента обеспечить достижение результатов обучения, связанных в том числе с организацией проектной работы, лабораторных практикумов.

Для специальных или новых дисциплин, по которым отсутствуют специалисты достаточно высокого уровня, для расширения базы современных курсов по выбору студентам рекомендуется использовать онлайн-курсы.

Использование цифрового образовательного контента возможно в образовательной организации при поступлении в магистратуру студентов разных специальностей, в качестве части программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе ДПО. Эти и другие примеры реализуются, как правило, с использованием онлайн-обучения с последующим перезачетом результатов освоения в образовательной организации.

Период пандемии и изоляции выявил недостаточность дистанционного обучения как основной технологии обучения при решении образовательных задач в случае, если преподаватели и студенты реализуют процесс обучения полностью в удаленном формате. Более перспективной формой организации образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации было признано смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн- и очного форматов обучения.

В соответствии с ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», смешанное обучение — это педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (онлайн) обучения с очным или автономным обучением. Автономное (онлайн) обучение предполагает, согласно тому же ГОСТу, обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

Смешанное обучение может быть реализовано на основе разнообразных моделей, на разных уровнях учебного процесса:

на уровне учебного плана — в онлайн выводят те или иные элементы образовательной программы: модули, дисциплины, курсы, факультативы, практики;

на уровне учебного предмета — в онлайн выводят некоторые разделы или этапы работы в рамках учебного предмета;

на уровне раздела или темы в рамках учебного предмета — различное соотношение online/life при реализации типовых дидактических этапов освоения учебной темы: изучение нового материала, закрепление, контроль;

на уровне учебного занятия — в рамках одного занятия чередуют этапы «живого» (life) обучения и онлайн-работы студентов;

на уровне технологии обучения, жестко не привязанной к классно-урочной логике организации учебных занятий, — часть этапов работы в рамках данной технологии реализуется в очном формате, часть — онлайн.

Сотрудники ФИРО РАНХиГС В.И. Блинов и И.С. Сергеев (2021), работающие по направлению «Цифровая дидактика», выявили и описали девять качественно различных моделей организации смешанного обучения, которые можно использовать для решения различных организационно-педагогических и дидактических задач в системе профессионального образования.

Модели организации смешанного обучения

Модель обучения

Смешанный учебный план
Смешанный индивидуальный учебный план
Учебное меню

Очная сессия
Смешанный учебный предмет

Раздел, тема в рамках учебного предмета

Перевернутый класс
Объяснительный класс

Смешанный урок
Смена рабочих зон (ротация станций)

Смешанный проект/смешанное исследование

Наиболее распространенными и методически проработанными в отечественной образовательной практике являются модели «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон».

«Перевернутый класс» — это образовательная модель, в которой меняются местами этапы дидактического цикла: начало дидактического цикла осуществляется онлайн (студенты самостоятельно изучают новый материал, используя те или иные электронные ресурсы), а завершение — очно (аудиторное закрепление, отработка умений и навыков, текущее оценивание).

Педагог предоставляет студентам доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе по модели «Перевернутый класс» возрастает ответственность самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активности, ответственности, инициативности) и метапредметных навыков (самоорганизации, управления временными ресурсами). Значимый дидактический эффект этой модели в том, что основное внимание уделяется этапу закрепления знаний, от которого зависит успешность процесса обучения, особенно его практико-ориентированной составляющей. Обязательное условие ее применения — наличие у обучающихся домашнего персонального компьютера с выходом в Интернет.

Не менее интересно в практике профессиональных образовательных организаций выглядит реализация модели «Смена рабочих зон». Ее сущность заключается в выстраивании индивидуальных маршрутов, позволяющих освоить требуемые компетенции. В идеале пространство учебного кабинета (или смежных кабинетов) делится на зоны:

зона работы с преподавателем;

зона работы в группах или в парах;

зона работы в информационной образовательной среде.

На учебном занятии обучающиеся распределяются на подгруппы и реализуют свой маршрут обучения, последовательно проходя зоны, организованные с соответствии с целями учебного занятия. Благодаря изменению видов учебной деятельности студентов на занятии применение данной модели оказывает положительное влияние на учебную мотивацию и качество освоения учебного материала.

Возвращение обучающихся к одному и тому же материалу, представленному в разных форматах, дает закрепляющий эффект. Если при этом предусмотрено еще и физическое перемещение студентов по учебному пространству, то обеспечивается и более высокое качество восприятия учебного материала студентами-кинестетиками, которые нуждаются в двигательной активности непосредственно в процессе обучения. В ходе такого занятия может быть обеспечена высокая степень индивидуализации учебного процесса за счет сочетания разных форм работы с разной степенью сложности учебных заданий, различным уровнем учебной помощи со стороны педагога (Блинов В.И., Сергеев И.С., 2021).

Таким образом, основными моделями организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются смешанное обучение с применением цифровых учебных материалов и онлайн-обучение. Цифровой образовательный контент при реализации данных моделей становится одним из основных источников получения знаний.


-75%

Читайте также: