Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека вывод

Обновлено: 07.07.2024

Теоретическая часть. В основе явлений памяти лежит способность организма воспринимать информацию, фиксировать ее и воспроизводить. Различают две формы памяти: кратковременную и долговременную. Предполагают, что кратковременная и долговременная память – два параллельных процесса.

Кратковременная память — это возможность ограниченного во времени хранения незначительного объема информации, которое основано на непро­должительной циркуляции импульсов по замкнутым цепям нейронов и облег­чении проводимости этих импульсов в местах контактов (синаптических зо­нах) в специфическом нейронном ансамбле. Долговременная память — это непрерывное (длительное) хранение практически неограниченного объема информации, прошедшей предварительную обработку и основанной, главным образом, на стойких химических или морфологических изменениях нерв­ной системы. Поскольку субстратом, в основе которого лежат механизмы памяти, являются нейронные ансамбли, связанные посредством синаптических контактов, именно этим структурам отводится определяющая роль.

Кратковременная память характеризуется затухающей со временем циркуляцией электрической активности в замкнутых цепях нейронов. Она опосредована облегчением проведения нервных импульсов в синапсах с предвари­тельной активацией их рецепторного аппарата. Все воздействия на организм, приводящие к нарушению циркуляции электрических импульсов в нейрон­ных цепях (наркоз, электрический шок, гипотермия, контузия), устраняют кратковременную память, но не влияют на долговременную. В то же время ингибиторы синтеза белка и нуклеиновых кислот не влияют на кратковремен­ную память. Наконец, время, необходимое для формирования кратковременной памяти, гораздо меньше продолжительности синтеза белка и нуклеиновых кислот. Достаточность этих аргументов для утверждения, что кратковременная память связана с формированием нейронных ансамблей, очевидна.

Объем кратковременной или мгновенной памяти — это наибольшее число отдельных элементов (фигуры, буквы, цифры, слоги, слова и т. д.), которое может быть безошибочно воспроизведено после однократного предъявления (устного или письменного) этих элементов в определенной последовательности.

Цель работы. Определение объема кратковременной памяти.

Оборудование и материалы. Цифровые ряды, набор слов.

Ход работы. Оценку кратковременной памяти проводят в несколько этапов.

Память на числа. Исследователь монотонно зачитывает каждый ряд чисел, начиная с самого короткого, делая равные паузы между цифрами. Исследуемые письменно воспроизводят каждый ряд цифр после окончания его произнесения исследователем.

Взрослый человек обычно безошибочно воспроизводит ряд, состоящий из семи-девяти цифр.

Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помо­щи той же самой методики, которая была представлена и исполь­зована для решения аналогичной задачи в комплексе стандарти­зированных психодиагностических методик, рассчитанных на изучение детей дошкольного возраста.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. на­ходится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данны­ми и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной Памяти ребенка приблизитель­но равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показате­лей кратковременной памяти в стандартные показатели по де­сятибалльной шкале.

Оценка результатов

10 балловполучает ребенок, имеющий объем кратковремен­ной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов— 10— по­лучают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковре­менной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 балловоценивается объем кратковременной памяти ре­бенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов— 8— получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной па­мяти, равный 6-7 единицам.

4 баллаполучает 6-9-летний ребенок, имеющий объем крат­ковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же ко­личеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балластавится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 едини­цы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняет­ся 2-3 единицам.

В 0 балловоценивается память 6-9-летнего ребенка, имею­щая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.


метод Джекобса для определения объема кратковременной памяти 5. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных роботов: монография. - Пермь : Перм. гос. ун-т, 2010. - 256 с.

Теория эмоциональных роботов главным образом занимается построением модели коммуникации и взаимодействия между роботами. Это является ее основной целью. Она предполагает дальнейшее развитие понятийного аппарата, в т.ч. для описания характеристик памяти робота.

Проведение параллелей между характеристиками памяти человека и робота может дать новые идеи для построения модели коммуникации между роботами. Так, например, применение гипотезы советского психолога Д.Н. Узнадзе помогло решить проблему пресыщения воспитания робота [4]. С другой стороны, использование некоторых характеристик человека для вычисления показателей робота, сопоставимых с человеческими, может обосновать или опровергнуть применимость теории эмоциональных роботов для описания некоторых сторон психической деятельности человека.

Цель исследования

Цель данного исследования состоит в том, чтобы найти психологический метод для определения объема кратковременной памяти человека, адаптировать его для нахождения коэффициента кратковременной памяти человека таким образом, чтобы его можно было использовать в качестве эквивалента коэффициента кратковременной памяти робота.

Материал и методы исследования

Один из психологических методов определения объема кратковременной памяти человека является метод Джекобса [6], основанный на законе Миллера [2], который говорит о том, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта. Метод Джекобса заключается в следующем. Для определения объема кратковременной памяти человека проводятся n серий испытаний. В каждой серии испытуемому предъявляются r последовательностей цифр, начиная с минимальной длины l и увеличивая длину последовательности на k. В каждой последовательности не должно быть повторяющихся цифр. Пример последовательностей цифр одной серии испытаний при r = 7, l = 4, k = 1 - 5840; 46023; 254061; 7842369; 34086125; 598623174; 4520761938.

На практике последовательности предъявляются испытуемому с интервалом 1 секунда. После просмотра каждой последовательности через 2-3 секунды испытуемые воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись. Объем кратковременной памяти человека определяется по формуле [6]:


, (1)


где A - наименьшая длина последовательности, которую испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно, C - количество правильно воспроизведенных последовательностей, длина которых больше, чем A.

В таблице 1 можно найти оценку уровней объема кратковременного запоминания для анализа результатов по методу Джекобса [1].

Таблица 1 - Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Объем памяти V

Уровень кратковременного запоминания

Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого обычно повторяют через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Использование коэффициента для оценки кратковременной памяти человека

В человеческую кратковременную память попадают разные объекты: цифры, буквы, геометрические фигуры, объекты реального мира и т.д. Перед психологами «встает вопрос об измерении "размера" элемента, который входит в кратковременную память» [3], т.е. вопрос о единице изменения или базовой единице памяти.

Существует «правило, согласно которому объем кратковременной памяти не зависит от количества информации в отдельном элементе, а определяется постоянным числом ячеек памяти, которые могут быть как богаты, так и бедны информацией» [3]. Следовательно, для исследования кратковременной памяти можно использовать относительные или безразмерные величины, которые будут сравнимы при запоминании различных объектов. Таким образом, целесообразно перейти к измерению коэффициента кратковременной памяти θ, определяющего часть запоминаемой информации от общего поступившего количества информации. Для этого воспользуемся аналитической формулой объема кратковременной памяти по методу Джекобса (1).


Из формулы (1) следует, что величина V не подходит в качестве коэффициента кратковременной памяти человека, т.к. значения коэффициента θ должны принадлежать отрезку [0; 1], в то время как в общем случае справедливо неравенство .

Для получения коэффициента кратковременной памяти человека θ необходимо выполнить нормировку значения объема кратковременной памяти человека V:


. (2)


V достигает минимума в том случае, если тестируемый человек не запомнил ни одной последовательности цифр, т.е. A = 0, C = 0. Тогда .

Для нахождения максимума функции преобразуем ее к функции, зависящей только от параметра A. Количество последовательностей цифр, предложенных испытуемому во всех сериях, обозначим . Максимальная длина последовательности в каждой серии испытания равна m, где . Минимальное количество последовательностей h, которые испытуемый воспроизвел правильно среди всех серий испытания, имеет вид . Количество последовательностей, которые испытуемый воспроизвел точно не правильно, .

Максимальное количество правильно воспроизведенных последовательностей, длина которых больше, чем A, во всех сериях будет вычисляться по формуле . После преобразований получаем .

Для нахождения подставим в функцию V(A,C). Обозначая , получим соотношение .

Очевидно, что является линейной функцией относительно A, где , , . Исследуем функцию на максимум.

Отметим, что согласно практическому смыслу задачи . Отсюда Q > 0 и P > 0. Это означает, что достигает максимума в точке m (рис. 1).



Рис. 1. Максимум функции .


Отметим, что согласно построению справедлива цепочка равенств .

Основываясь на проведенном исследовании, подставив Vmin и Vmax в формулу (2), получаем коэффициент кратковременной памяти человека, который примет вид:


. (3)

Таким образом, коэффициент кратковременной памяти человека показывает, какую долю информации человек способен точно воспроизвести после ее однократного предъявления.

В теории эмоциональных роботов [5] приведено математическое определение коэффициента кратковременной памяти робота, который является относительной величиной и лежит в интервале [0; 1]. Поэтому коэффициент (3) по формальным математическим свойствам может быть использован в качестве коэффициента кратковременной памяти робота.

Программная реализация

Для практического определения коэффициента кратковременной памяти человека разработан демонстрационный прототип программы, использующий метод Джекобса.

При запуске программы пользователю предлагается заполнить анкетные данные (рис. 2), где он может, в т.ч. на свое усмотрение, оценить свою память до начала тестирования.


Рис. 2. Заполнение анкеты в программе.

После изучения небольшой инструкции испытуемый начинает тестирование, в процессе которого на экране монитора появляются цифры (рис. 3), которые испытуемому необходимо запомнить.


Рис. 3. Тестирование. Вывод изображения цифр.

Для получения репрезентативной последовательности цифр для тестирования используется генератор псевдослучайных чисел из диапазона от 0 до 9. Последовательности цифр выводятся на экран. Каждая последовательность не содержит повторяющихся цифр. После того как система выведет на экран все цифры последовательности, пользователю предлагается ввести те цифры, которые он запомнил (рис. 4).


Рис. 4. Тестирование. Ввод цифр пользователем.

В файле psysettings.xml находятся настройки, предназначенные для адекватного использования метода Джекобса. Эти настройки определяют количество серий испытаний, величину удлинения цифрового ряда, время между предъявлениями рядов, название шрифта, жирность, курсив, подчеркнутость и др.

Фразы для мультиязычного интерфейса пользователя задаются в файле settings.xml. Есть возможность расширять количество языков интерфейса программы без перекомпиляции программы. В данной версии есть возможность переключения на английский вариант интерфейса.

Исследователь имеет возможность указать в программе электронный адрес, на который он хотел бы получать файлы с результатами экспериментов. После проведения тестирования программный продукт создает сериализованный файл с результатами, который может быть отправлен на электронный ящик экспериментатора. Для передачи электронной почты используется низкоуровневый протокол SMTP (рис. 5). Предложенное решение на уровне психолога-исследователя может быть использовано для получения и агрегации результатов.


Рис. 5. Архитектура программного продукта.

Результаты исследования

Результатом исследования является введение коэффициента кратковременной памяти человека, который является относительной и безразмерной характеристикой, решающей проблему единиц измерения памяти. Также результатом работы является демонстрационный прототип программы, реализующий метод Джекобса и определяющий коэффициент кратковременной памяти человека.

Заключение

В перспективе программа должна перерасти в программный продукт, который будет использоваться для верификации положений теории эмоциональных роботов, возможностей ее применения для описания взаимосвязей характеристик памяти человека.

Расширение функциональности программы и увеличение количества настроек позволит автоматизировать создание новых методик исследования памяти и проведение их верификации. Программа представляет собой не просто воплощение определенных методов, но также оставляет место для творчества психолога-исследователя, позволяя ему адаптировать тест под необходимую выборочную совокупность.

Автоматизация психологических тестов избавляет от рутинной обработки, исключает субъективный фактор тестирующего во время проведения эксперимента, снижает риск ошибки при подсчетах результатов. Появляется возможность использовать старые, проверенные годами тесты, настраивая их параметры, и в то же время создавать новые методики и автоматизировать их верификацию.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Особенности памяти у детей с ЗПР: диагностика и развитие Особенности памяти у детей с ЗПР: диагностика и развитие

Статья

Аннотация: При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.

Статья:

Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Развитие памяти у детей с ЗПР

Различают 4 разновидности памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.

Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.

В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.

Зрительная память у детей с ЗПР

В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.

Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.

Произвольная память у детей с ЗПР

Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.

Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.

Зрительная память у дошкольников с ЗПР

У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.

У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.

Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти у детей ЗПР

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы

Положительные Отрицательные
Чем больше будете проявлять заботы, любви, внимания своему ребенку, тем результаты занятий будут эффективнее – это проверено уже не раз. Все занятия проводятся на полном позитиве, никакого раздражения со стороны родителей не должно быть, и если уж что-то и не получается, поддержите своего кроху, не убивайте мотивацию. (Алина) Плохо, что основная часть работы все-таки перекладывается на родителей, точнее на мам. В нашем городе, например, нет ни единого центра, где бы могли оказать профессиональную помощь в коррекции поведенческих особенностей детей. (Лиля)
Мы свой первый стих выучили во втором классе, до этого было очень трудно даже с просьбами, доченька просто забывала, что ее просили буквально через минуту. Да, иногда просто руки опускались и хотелось все оставить как есть, но смотря на ее старания понимаешь, нет, все обязательно получится. Родители берите себя в руки и тренируйте своим деткам память, все реально, даже если случай очень тяжелый. (Ира) Сколько бы не тренировали память, наверное, не каждый случай подлежит коррекции, так как сколько бы мы не старались, даже счет до 10 освоить не можем, зато, как зовут всех родственников мы знаем (странный парадокс). И что главное, курсы коррекции проходим у специалистов.
Нам никак не поддавались падежи (обо всех в третьем лице), сказку помнила, что нравится, а вот героев назвать не могла, запоминались только небольшие фрагменты: как делают животные, цвета, цифры не более.

Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас.

Даже на кухне со мной готовила и проговаривала ингредиенты отдельных блюд. Вот в этом году идем в школу и верю, что образовательный процесс нам будет теперь даваться легче. (Виталина)

Вывод

Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти. Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.

Читайте также: