Pad на звуковой карте что это

Обновлено: 07.07.2024

Вот так выглядит звуковая карты интегрированная в материнскую плату Вот так выглядит звуковая карты интегрированная в материнскую плату

Предисловие

Тот, кто разбирал компьютер, знает, что существует маленький стальной прямоугольничек с разноцветными гнёздами. Это и есть ваша звуковая карта. О её интерфейсе мы и будем вести речь.

Рассмотрим типовую встроенную звуковую карту

При беглом взгляде на данный девайс можно заметить разноцветные интерфейсы. Как правило, они все 3,5 мм и настроены под определённые коннекторы. В среднем, их насчитывают в количестве 3 штук, и они представлены следующими типами:

  • линейный вход обозначен синим цветом и нужен для подключения CD - проигрывателя, внешних звуковых гаджетов и электрогитар;
  • вход для микрофона обозначается красным или розовым цветом для питания монофонического микрофона;
  • линейный выход обозначается зелёным цветом и позволяет подсоединять наушники, звуковые системы различных форматов.

Обнаружить данную систему у себя в системном блоке несложно. От вас потребуется наклониться за стенку блока, и вы её встретите. Если рассматривать ноутбуки и нетбуки, то данные гнёзда прячутся на торце корпуса. Однако, вы сможете найти лишь два интерфейса: стерео выход и вход для микрофона. Цветом они не обозначены, но зато имеют маркировку, так что не запутаетесь при подключении.

Внешние девайсы

Все выше описанные гнёзда присутствуют и в дискретных звуковых решениях. Только к ним добавляются ещё несколько специфичных интерфейсов. Для подключения таких гаджетов существует интерфейс PCI и стандартный USB.

Если мы хотим подсоединить акустическую систему формата 5.1, то нам стоит обратить внимание на дополнительные порты, окрашенные в другие цвета. Они представляют из себя следующие типы:

  • серый - боковые сателлиты в системе 8.1;
  • чёрный - задние колонки в квадросистеме;
  • зелёный или салатовый - служит для активации передних колонок в системе от 4 единиц;
  • оранжевый - служит для подключения сабвуфера в системах с большим количеством колонок.
  • S/PDIF - представляет собой цифровой тип подключения для мощной акустической аппаратуры. Обычно, представлен оптикой и коаксиальным портом.
  • MIDI/gameport - интерфейс служащий для подключения инструментов или игрового девайса.

В конце можно добавить, если вы вставили штекер не в то гнездо, то ничего страшного не произойдёт, он просто не будет работать. Повреждения своей акустике вы не нанесёте.

Выбираем звуковую карту для студии и выступлений

Среди звукорежиссеров и музыкантов давно утихли споры на тему качества аудиоинтерфейсов разного уровня — почти все позволяют делать профессиональные записи и сводить проекты с высоким битрейтом. Поэтому при выборе аудиокарты стоит исходить из желаемых целей и поставленных задач.

Звуковые карты для записи вокала и акустических инструментов

Первое, на что нужно обратить внимание — количество и тип входов и выходов. От количества «инпутов» зависит, сколько источников сигнала можно обрабатывать одновременно. Количество независимых выходов на наушники определяет, сколько раздельных миксов с разным балансом и настройками можно предоставить исполнителям для мониторинга.


Tascam US-16x08 имеет 16 входных и 8 выходных каналов

  • Если хотите записывать рэп или поп-музыку, хватит одного балансного входа для подключения микрофона и одного выхода на наушники.
  • Для записи песен под гитару потребуется два входа одновременно — один для вокального микрофона, другой — для инструментального.
  • Акустические барабаны попросят 7–8 входов для полноценной записи (бочка, два оверхеда, три тома и один-два микрофона для малого барабана).
  • Для записи репетиций рок-группы прибавьте к этому еще два входа для гитары и баса и один вход для вокалиста. Итого — 10–11 каналов.
  • Качественно записать хор, несмотря на большое количество вокалистов, можно с помощью всего трех микрофонов (с центра, справа и слева).
  • То же касается небольших музыкальных групп с оркестровыми или народными инструментами. Главная сложность здесь — организовать мониторинг каждому исполнителю: понадобится столько выходов на наушники, сколько участников. Как правило, в аудиоинтерфейсах столько нет, придется докупать отдельный преамп для наушников.


Steinberg UR22mkII справится с большинством задач для начинающего музыканта или звукорежиссера

Для записи вокала часто используются конденсаторные микрофоны. Они требуют наличия в звуковой карте фантомного питания +48 В. Пригодится также функция прямого мониторинга, которая позволяет слышать входящий сигнал без участия компьютера.

Обращайте внимание на возможности встроенного в карту процессора эффектов — DSP. Он поможет при записи вокала. Чаще всего в карты интегрируют ревербератор, который позволяет вокалисту почувствовать объем голоса и лучше сосредоточиться на исполнении. В DSP встраивают гейт, компрессор, эквалайзер и даже пресеты настроек. Последние помогут в профессиональной студийной работе, чтобы не настраивать звук с нуля под каждого, когда есть несколько «штатных» вокалистов.


Микшер аудиокарты RME Fireface предлагает множество полезных функций и DSP-эффектов

Отдельно стоит сказать о задержках при мониторинге. Большинство современных устройств поддерживает ASIO 2.0 и выше, поэтому обладает примерно одинаковым временем задержки. Минимальное значение буфера — 64 или 128 бит. Это, соответственно, 1,5 и 3 мс задержки, которые физически не ощущаются. Например, если гитарист отойдет от гитарного комбо примерно на метр, он получит те же 3 мс задержки в звуке.

Скоростные типы подключения (USB 3.0, Thunderbolt, PCI-E) позволят записывать сразу много дорожек с минимальными задержками в мониторинге. Это понадобится для одновременной записи большой группы музыкантов. Например, Firewire (IEE1394) был изначально спроектирован для передачи потоковых данных — аудио и видео. И десять лет назад большинство аудиокарт использовали именно Firewire. С развитием USB 2.0 и появлением USB 3.0 порт Firewire перестал быть «аудиостандартом» — ему на смену пришел Thunderbolt, которым оборудованы, например, аудиоинтерфейсы UAD и линейки Clarett, Saffire и Red от Focusrite. Хотя в последнее время Focusrite ориентируется на перспективный рынок USB Type-C: карты Scarlett от третьего поколения и Clarett USB используют этот разъём.


Внешняя звуковая карта Focusrite Clarett 4Pre USB с разъемом USB Type-C

Звуковые карты для записи электронных инструментов

Напряжение сигнала, поступающего со звукоснимателей электрогитары, бас-гитары, электроскрипок и других электрических инструментов намного выше напряжения сигнала микрофона. Поэтому для их записи в аудиокарте должен быть высокоомный вход, который снижает напряжение сигнала до приемлемого. Обычно он маркируется как вход Hi-Z или INST — инструментальный.


В моделиTascam US-2x2 входы комбинированные: их можно переключать из микрофонного или линейного в инструментальный режим.

Более того — некоторые современные звукосниматели на гитарах настолько мощные (чтобы сохранить читаемость гитары на больших уровнях гейна в тяжелом роке), что производители аудиокарт добавляют специальную кнопку PAD. Она снижает чувствительность входа на 20 dB, чтобы предотвратить перегрузку сигнала.

В последнее время у рок-групп стандартом стала запись электрогитар в домашней студии с помощью недорогой профессиональной аудиокарты. Гитара подключается напрямую в карту, записанный таким образом DI-сигнал затем отправляется на реампинг («ре» — «заново», «амп» — «усилитель»). Аудиокарта подключается к специальному устройству — реамперу, который преобразует линейный сигнал в удобоваримый для гитарного усилителя. Усилитель окрашивает сигнал и передает гитарному динамику, который также вносит в звук свой характер. Полученный результат записывается микрофоном и отправляется на сведение.

Поэтому любой профессиональной аудиокарты с Hi-Z входом и режимом PAD хватит не только для записи демо, но и для серьезной студийной работы.


Аудиоинтерфейс Line 6 Pod Studio UX-2

Некоторые аудиокарты специально «заточены» под нужды гитаристов и басистов. Например, Line 6 Pod Studio UX-2 имеет в комплекте софт, который задействует встроенный DSP и может виртуально подключать к гитаре ампсимуляторы и различные эффекты. Два отдельных входа для подключения педалей позволяют этими эффектами управлять.

Звуковые карты для сведения и мастеринга

Здесь стоит вспомнить про частоту дискретизации и разрядность. Аудио CD записываются в формате 44.1 кГц\16 бит. Звукорежиссеры часто записывают музыку в 48 кГц\24 бит или в 88.2 кГц\24 бит, для фильмов нередко используется 96 кГц\24 бит. Профессиональный аудиоинтерфейс должен иметь в характеристиках все эти частоты, но на практике чаще всего используются 44,1 кГц\16 бит.


Опрос о частоте дискретизации на крупнейшем российском форуме профессиональных звукорежиссеров и мьюзикмейкеров

Сегодня на рынке представлены модельные ряды настольных аудиокарт для домашних студий, которые отличаются большим регулятором громкости, (например, Tascam US-366). Некоторые карты оснащены полезным для звукорежиссеров функционалом, например, кнопкой, позволяющей быстро проверять результат сведения в моно.


На лицевой панели компактной Arturia AudioFuse расположился целый набор полезных функций: mono, mute, большой регулятор громкости, выбор аудиовыхода, два регулятора громкости наушников и многое другое

Несколько независимых линейных выходов пригодятся тем, кто занимается или планирует профессионально заниматься микшированием музыки — в карту подключаются сразу несколько пар аудиомониторов, чтобы сравнивать результаты работы на разных системах. С той же целью желательно наличие нескольких выходов на наушники.

Стоит посмотреть и на аудиософт, который поставляется в комплекте с девайсом. Помимо драйверов производители прикладывают урезанные версии DAW и библиотеки семплов. Вместе с аудиокартами Focusrite поставляется Avid ProTools и набор из дилея, сатюратора, ревербератора, эквалайзера, компрессора и мастерингового процессора, стоимость которых по отдельности сопоставима с самой картой.

Для живых выступлений

Чаще всего с компьютера через аудиокарту запускается плэйбек — аранжировки или сам минус песни. Для рок-группы с барабанщиком будет важно наличие двух раздельных выходов в линию и наушники — чтобы в один стереоканал пустить плэйбек, в другой — метроном барабанщику.

Аудиокарты для живых выступлений отличаются надежным софтом и конструкцией. Проверяйте отзывы покупателей о стабильности драйверов, о проблемах с обновлениями. Идеально, если карта для таких задач будет заключена в железный рэковый корпус. Тогда ее можно будет привинтить к стойке и не опасаться за сохранность.


С рэковой аудиокартой Tascam US-16x08 вряд ли что-то случится во время тура

У гастролирующих рок-групп и музыкантов набирают популярность цифровые микшеры со встроенной звуковой картой, вроде Behringer X32 или Soundcraft Ui24R. Они позволяют подключить в себя всю группу и полностью отстроить микс с помощью ноутбука или iPad. Встроенный аудиоинтерфейс позволяет запускать плэйбек и метроном, и записывать всю группу поканально. Но это устройства другой категории, где аудиоинтерфейс, скорее, дополнительная опция.


Behringer X32 rack — цифровой микшер с функцией звуковой карты

Профессиональные аудиоинтерфейсы

Профессиональные интерфейсы — это условная категория аудиокарт, которые популярны среди профессиональных звукоинженеров и музыкантов. Их можно разделить на два типа: рэковые и десктопные.

Рэковые представляют собой «комбайны» со множеством входов и выходов всех возможных типов, DSP с большим количеством обработки, пресетами и даже возможностью дистанционного управления. Такие аудиокарты рассчитаны на любую ситуацию, какая только может возникнуть в студии звукозаписи. Таковы, например, RME Fireface, FOCUSRITE Scarlett 18i20, TC Electronic Studio Konnekt 48.


Внешняя звуковая карта Focusrite Scarlett 18i20 2nd Gen USB

Десктопные профессиональные интерфейсы обычно используют профессиональные музыканты в своих проджект-студиях. Они оборудованы удобными элементами управления, заключают в себе топовую начинку и могут идти вместе с большим количеством полезных плагинов — таковы, например, аудиоинтерфейсы Universal Audio, которые снабжаются фирменным софтом этой компании.


Аудиокарты с возможностью подключения дополнительных устройств

MIDI-порты — нередко встречаются в «продвинутых» аудиоинтерфейсах. Огромное число контроллеров, железных синтезаторов, гитарных процессоров, MIDI-клавиатур и других девайсов подключаются по MIDI. Например, с помощью MIDI-контроллера можно управлять своим DAW на живом выступлении, некоторые контроллеры специально выпускаются для создания ремиксов «на лету». Партии клавишных или ударных инструментов в DAW обычно записывают именно с MIDI-устройств.


Внешняя звуковая карта Tascam IXR с разъемами MIDI-IN и MIDI-OUT

S\PDIF — цифровой интерфейс для подключения устройств, работающих с аудио. Это могут быть различные рекордеры, процессоры эффектов и даже бытовые устройства (телевизоры, аудиосистемы). Разъем S\PDIF бывает двух видов: оптический, для подключения оптоволоконного кабеля с Toslink и электрический, для подключения RCA кабеля. Смысл передачи цифрового сигнала между устройствами в том, чтобы избежать потери качества на лишних преобразованиях аудиодорожки из «цифры» в «аналог» и обратно. Поэтому в многоканальных аудиоинтерфейсах высокого уровня S\PDIF обычно присутствует.


Внешняя звуковая карта Tascam US-20x20 с оптическими и электрическими S\PDIF на вход и выход рядом с разъемом USB 3.0

Заключение

Раньше на студиях аудиоинтерфейс выполнял только роль оцифровки сигнала, а для каждой задачи был свой отдельный прибор: для записи вокала — микрофонные предусилители, для электронных инструментов — ди-боксы и т.п. Сегодня профессиональная аудиокарта заменяет сразу несколько устройств, причем в лучшем качестве. Это открывает музыкантам и звукорежиссерам огромные возможности, автоматизирует многие рутинные операции и позволяет сосредоточиться на главном — музыкальном творчестве.

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.


Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Sound Blaster от Creative – первая звуковая карта для вывода звука из компьютера

Sound Blaster от Creative – первая звуковая карта для вывода звука из компьютера


Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт


Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.


1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.


Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.


Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Портативная звуковая карта от Behringer для вывода звука из ПК


Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.


В этой категории довольно популярны Focusrite Scarlett Solo, Behringer UM2/UMC22, Steinberg UR12.

Портативная звуковая карта от Behringer для вывода звука из ПК


На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.


M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

Для домашней студии звукозаписи подойдет звуковая карта с несколькими выходами: для инструментов и микрофона

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта необходима для качественной записи «живых» инструментов


Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.


После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:


- не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;


- не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;


- некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.


Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.


Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:


- Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.


Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.


Привет, друзья!

Продолжаю публиковать полный обзор звуковой карты Motu Audio Express по мере ее изучения и получения нового опыта эксплуатации.

Думаю, многим поможет то, что я делаю, поскольку я в рунете так и не нашел подробного обзора и теста этой карты. Первая часть обзора находится тут

Технические параметры карты MOTU Audio Express можно найти тут

Установка драйверов.

Сразу решил последовать совету многих «более опытных» пользователей карты: не стал устанавливать софт с прилагаемого диска, а скачал последние версии и прошивки с официального сайта MOTU:

зы: на страницу без регистрации не пускает, поэтому, если вам лень регистрироваться, вот прямые ссылки на те версии, которые установил я:

Установилось все легко и быстро. Никаких проблем. После первого включения карты сделал (опять таки по совету многих «опытных» пользователей этой карты) общий сброс reset: нажал одновременно VOL и PHONES и подержал пару секунд до сброса (буква «d» на дисплее). После этих операций все прекрасно заработало 🙂

Небольшой словарик по обозначениям на карте:

MIC – микрофонный вход
INST – инструментальный вход
LINE – линейный вход
S/PDIF – цифровой вход/интерфейс (в данном случае коаксиальный)
MIX – микшер (переключатель шин)
VOL – (volume) громкость трека
PHONES – наушники
Hold – удерживать (нажать и держать)
Push – нажать
Mode – режим
Trim – чувствительность трека
48V – фантомное питание (для микрофонов)
Pad – понижение чувствительности канала на 20 децибел (-20dB)
Main – общий (например, выход)
MAIN OUT – общий выход LINE
OUT – линейный выход (на мониторы, например)
Out – (output) выход, выходной индикатор/разъем
In – (input) вход, входной индикатор/разъем
Midi – миди-интерфейс для подключения миди-аппаратуры.
Clip – перегрузка канала (слишком сильный громкий сигнал)
L – (left) левый канал/индикатор для этого канала
R – (right) правый канал/индикатор для этого канала
Clock – частота разрядности карты (в килогерцах)
44.1 kHz – частота 44,1 килогерц (стандарт компакт-диска)
Firewire – шина подключения карты к компьютеру
USB – шина подключения карты к компьютеру
9V DC – разъем для подключения блока питания (9 вольт постоянного тока)
PEDAL – разъем для подключения педали (переключать, например, шины карты)

Некоторые Нюансы.

Сразу хочу предупредить: карта немного привередливая. Сначала мне показалось, что с ней проблем не будет, настолько все хорошо установилось (в смысле, драйверы и программа) и зазвучало. Причем сразу зазвучало, без всяких возможных каверз со стороны карты. И даже без особой настройки. Я даже начал было сомневаться в том, что с картой вообще будут какие-то проблемы, настолько все гладко прошло. Но! Это оказалось только на первый взгляд.

Во-первых, USB-подключение карта держала столько, сколько компьютер включен. После перезагрузки комп карту в упор не видел, пока не приходилось вручную вытаскивать-вставлять заново USB штекер карты в USB порт компьютера. Причем, так было на всех usb-портах и не зависело от какого-то конкретного. Кстати, не рекомендую постоянно менять USB-порт для подключения карты: она не любит «случайные связи» то с одним, то с другим портом. Я уже проверил это: не нравится ей. Определите один порт специально для нее. Как потом оказалось, карта просто «привыкала» к данному конкретному USB-порту, и через некоторое время стала сама обнаруживаться после запуска системы (т.е. не надо стало передергивать usb-шнур).

Во-вторых, все программные настройки микшера карта «успешно» забывала к следующему включению компьютера: все приходилось настраивать заново. Сначала это бесило. Но постоянное «вдалбливание» одних и тех же настроек при каждом включении компьютера дали свои плоды: в один прекрасный день она успешно «вспомнила» вчерашние настройки )).

Видимо, электроника еще та, капризная, американская… 🙂

В-третьих, если у вас Win7, приготовьтесь повоевать с программным микшером системы. С ним я провозился больше всего времени.

В- четвертых, если у вас в планах подключить цифровые мониторы (и мониторить все через цифру) или использовать в качестве общего выхода другие выходы (например, линейные 3 и 4 выходы), то приготовьтесь к тому, что с настройками придется повозиться. Карта по умолчанию считает, что самый главный мониторный выход это MAIN OUT (что, в принципе, логично), и многие аудио-потоки в карте автоматом идут именно туда. И довольно сложно будет объяснить карте, что у вас мониторы подключены не к MAIN OUT, а например, к S/PDIF OUT, как это сделано у нас в студии. Я запарился объяснять этот факт не только карте, но и программному микшеру в Win7, поэтому предупреждаю сразу. Но об этом подробнее в следующий раз. Сейчас пока не об этом.

В-пятых, не все программы адекватно восприняли новую карту. Некоторые программы (например, Камтазия) в упор не хотят дружить с картой и не могут поделить между собой аудио-потоки. Видимо, Камтазия использует звуковой драйвер в монопольном режиме, а карта не дает такого доступа к драйверу (она вообще никому не дает монопольного доступа к драйверу). С картой E-MU такого не было, она прекрасно дружила со всеми приложениями на компьютере…

В-шестых, если вы привыкли все аудио-потоки маршрутизировать через программный микшер звуковой карты (как например, мы с E-MU), то с MOTU все по-другому. У нее урезанный микшер CueMIX и многие считают это огромным минусом. Сначала я тоже огорчился. Но потом я изменил свое мнение. Почему? Расскажу в следующих частях обзора.

Кстати, если у вас Мак, то вам придется побегать по магазинам в поисках кабеля Firewire 400 (6 pin) – Firewire 800 (9 pin). Дело в том, что практически везде продается стандартный кабель 6pin – 4pin, который как раз и идет в комплекте с картой. Но на маке разъем Firewire – 9-пиновый. И такой кабель хрен найдешь в наших магазинах (Москва исключение, там есть все).

Какую ручку крутить.

Карта действительно может спокойно работать без компьютера, автономно, и в некоторых случаях это даже здорово. Например, в студии, пока включается и запускается все остальное оборудование (сам компьютер) вокалист может уже начинать распеваться в микрофон. Но для этого надо знать, какую ручку для чего крутить и нажимать.

Интерфейс и функционал карты.

Untitled 5

Включается карта стандартно : одинарным нажатием на кнопку включения « PHONES ».

IMG_0464
IMG_0465
IMG_0466

Ручки маленькие, к ним действительно надо привыкнуть, настолько все сделано рядом и миниатюрно. На официальных фото это не так заметно, как вживую в реале.

Но для начала – интерфейс. Рассмотрим переднюю панель:

6

Белым цветом (на карте) указаны:
1 MIC ( 2 MIC ) – управляют первыми двумя комбовходами.
3 LINE ( 4 LINE ) – управляют линейными входами 3 и 4
S/PDIF – цифра, коаксиал
VOL – громкость одной из четырех шин (см индикацию на дисплее)
PHONES – ручка громкости наушников\общей громкости на MAIN OUT
разъем для наушников и страшный дисплей, который мы сейчас изучим J

Синим цветом (и в синих рамках) указан основной функционал:

MIX – функционал для кнопки VOL
Push/Main – универсальная кнопка (функционал чуть ниже)

Регуляторы карты могут работать в двух основных режимах: vol – регулируют громкость треков и pan – регулируют панораму трека. Переключение между этими режимами vol (громкость) и pan (панорама) производится удержанием кнопки MIX примерно 2 секунды. На дисплее в области MIX горят соответственные индикаторы, vol или pan:

IMG_0467
IMG_0468

Карта имеет 4 выходные шины. Для тех, кто не совсем понимает, что такое шины, объясняю: представьте, что у вас не одна карта, а четыре. И настройки каждой из этих карт вы можете регулировать независимо от остальных карт (т.е. шин). Это значит, что на общий выход вы можете послать один микс. При этом на цифровом выходе может звучать абсолютно другой микс (или тот же, но сделанный специально для цифры), а в наушниках будет звучать только то, что вы сами туда послали. И при этом не надо отключать приборы на входных каналах и мудрить с настройками: все входы как были подключены, так и остаются подключенными. Возьмем реальный пример, который мы сейчас практикуем в студии: фантомное питание микрофона после записи теперь мы не отключаем при прослушивании этой записи с микрофона тут же в колонках. Как?? Очень просто. Мы не включаем сигнал с микрофона в колонки. Т.е. в миксе на колонки (в нашем случае шина 3, s/pdif) сигнал с микрофонного входа MIC1 мы держим постоянно заглушеным (mute). При этом, в наушниках (а это уже шина 4, phones) сигнал с микрофона как шел, так и идет. Подробнее про настройки каждой шины напишу в следующей части обзора.

Переключение между шинами делается последовательным нажатием кнопки MIX . На дисплее (в области MIX) показывается индикатор напротив номера текущей шины:

IMG_0468

Важные моменты:

Фантомное питание и pad (-20dB) для первых двух каналов включаются и выключаются только в режиме trim (последовательное нажатие кнопки MIX до индикации режима trim):

IMG_0470

Фантомное питание включается удерживанием в течение 2 секунд кнопки MIC1 (или MIC2 ) и показывается индикатором 48V на дисплее:

IMG_0472

Pad (-20dB) включается и выключается коротким нажатием ручки MIC1 (или MIC2 ) и показывается индикатором pad на дисплее:

IMG_0473

В остальных режимах (vol и pan) нажатие на ручку нужного канала включает и выключает его (режим Mute)

Чтобы посмотреть на дисплее текущий уровень громкости нужного канала, надо в режиме vol или pan однократно коротко нажать на ручку нужного канала и посмотреть на индикатор MIC/INST. Примечание: если при этом индикатор MIC/INST мигает, значит, данный канал заглушен (Mute). Если горит – канал активен.

PS: Индикатор MIC/INST может работать для 1-4 входов карты, т.е. не только для микрофонно-инструментальных входов.

Функционал кнопки Push/Main ( PHONES )

Короткое нажатие на эту кнопку включает карту и переключает 3 режима громкости:

1) Если индикатор + main горит

2) Если индикатор + main мигает

ручкой Phones регулируется только общая громкость с выходов MAIN OUT (в наушниках ничего не меняется)

3) Если индикатор + main не горит

ручкой Phones регулируется громкость только наушников (общая MAIN не изменяется)

Долгое нажатие (удерживание кнопки) выключает карту (на дисплее цифры 3-2-1-выкл):

IMG_0464
IMG_0465
IMG_0466

Задняя панель:

7

Официальная схема предлагаемой возможной коммутации (в студии) выглядит вот так:

audio-express-studio-setup

Наша схема в студии выглядит чуть по-другому:

9

Подробнее про нашу коммутацию напишу в продолжении данного обзора.

ДИСПЛЕЙ

Обозначения и сокращения на дисплее:

mix – выходные шины (группы). Соответственно, все, что в этой области горит – касается выходных шин, а не входных каналов.
vol – volume (громкость)
pan – panorama (панорама, левый-правый)
1 – шина MIX1 (Main Out 1-2) общий выход. Шины переключаются последовательным нажатием на ручку MIX
2 – шина Mix2 (Analog 1-2 out) аналоговый выход (на задней панели 3 и 4 линейные выходы
3 – цифровая шина Mix3 (S/PDIF 1-2 out) цифровой коаксиальный выход
4 – наушниковая шина Mix4 (Phones 1-2 out) выход на наушники
trim – чувствительность. В этом режиме можно менять чувствительность любого входного канала.
mic – область дисплея с индикацией, предназначенной микрофонам.
48V – индикация фантомного питания (включено или нет)
pad 1-2 индикация пада -20dB (включено или нет) <
midi – область для контроля миди-устройств (клавиатуры, контроллеры). Показывает, есть ли контакт с миди-устройством на входе (in) и выходе (out)
s/pdif – показывает то же самое для цифровых входов и выходов. Красиво мигают в такт музыке. В остальном смысла в этой индикации никакого не вижу (как, впрочем, и в миди-индикации)
MAIN 1-2 – показывает громкость ТОЛЬКО с общих выходов карты (MAIN OUT) больше ничего не показывает
LINE IN– показывает активность с ВХОДНЫХ каналов 3 и 4 (линейные)
LINE Out – показывает наличие сигнала на правом (3) и левом (4) линейных выходах (работает так же, как и индикаторы midi и s/pdif)
MIC/INST – 2 больших индикатора входного уровня со входов 1 и 2
CLOCK – показывает текущую дискретизацию оцифровки (в килогерцах). Меняется в настройках.

8

Читаем текущую индикацию дисплея (на фото):

Карта работает на частоте 44.1 килогерц и ручки в данный момент могут регулировать чувствительность каналов (trim). Для микрофона на 1 канале включено фантомное питание, сигнал с микрофона негромкий, не превышает уровня в -12 децибел; на втором микрофоне включен pad, но сигнала с этого микрофона пока нет. Ручка mix регулирует громкость и общую и в наушниках одновременно, midi-клавиатура подключена (контакт с ней есть). В данный момент что-то играет: 1) с цифрового выхода s/pdif, 2) есть слабый сигнал на общем выходе (не громче -24 децибел), 3) также есть наличие сигнала на линейных выходах 3-4 (мониторы).

Напоминаю, что знать наизусть все эти режимы и особенности управления надо в первую очередь тому, кто использует карту БЕЗ КОМПЬЮТЕРА, т.е. у него нет доступа к программному микшеру CueMix и надо ориентироваться только на индикацию дисплея на карте. Сначала будет сложно, потом приходит привыкание.

В следующей части расскажу про программый микшер CueMIX и про системный микшер Win7 для работы с этой картой.

Читайте также: