Почему в компьютерной графике используют зеленый цвет

Обновлено: 06.07.2024

При работе с цветом используются понятия: глубина цвета (его еще называют цветовое разрешение) и цветовая модель.
Для кодирования цвета пиксела изображения может быть выделено разное количество бит. От этого зависит то, сколько цветов на экране может отображаться одновременно. Чем больше длина двоичного кода цвета, тем больше цветов можно использовать в рисунке. Глубина цвета - это количество бит, которое используют для кодирования цвета одного пиксела. Для кодирования двухцветного (черно-белого) изображения достаточно выделить по одному биту на представление цвета каждого пиксела. Выделение одного байта позволяет закодировать 256 различных цветовых оттенков. Два байта (16 битов) позволяют определить 65536 различных цветов. Этот режим называется High Color. Если для кодирования цвета используются три байта (24 бита), возможно одновременное отображение 16,5 млн цветов. Этот режим называется True Color. От глубины цвета зависит размер файла, в котором сохранено изображение.

Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветовых оттенков образуется смешением основных цветов. Способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой моделью. Существует много различных типов цветовых моделей, но в компьютерной графике, как правило, применяется не более трех. Эти модели известны под названиями: RGB, CMYK, НSB.

1. Цветовая модель RGB.

Наиболее проста для понимания и очевидна модель RGB. В этой модели работают мониторы и бытовые телевизоры. Любой цвет считается состоящим из трех основных компонентов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Эти цвета называются основными.

1

Считается также, что при наложении одного компонента на другой яркость суммарного цвета увеличивается. Совмещение трех компонентов дает нейтральный цвет (серый), который при большой яркости стремится к белому цвету. Это соответствует тому, что мы наблюдаем на экране монитора, поэтому данную модель применяют всегда, когда готовится изображение, предназначенное для воспроизведения на экране. Если изображение проходит компьютерную обработку в графическом редакторе, то его тоже следует представить в этой модели.
Метод получения нового оттенка суммированием яркостей составляющих компонентов называют аддитивным методом. Он применяется всюду, где цветное изображение рассматривается в проходящем свете («на просвет»): в мониторах, слайд-проекторах и т.п. Нетрудно догадаться, что чем меньше яркость, тем темнее оттенок. Поэтому в аддитивной модели центральная точка, имеющая нулевые значения компонентов (0,0,0), имеет черный цвет (отсутствие свечения экрана монитора). Белому цвету соответствуют максимальные значения составляющих (255, 255, 255). Модель RGB является аддитивной, а ее компоненты: красный (255,0,0), зеленый (0,255,0) и синий (0,0,255) - называют основными цветами.

2. Цветовая модель CMYK.

Эту модель используют для подготовки не экранных, а печатных изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, а наоборот к ее уменьшению.

1

Поэтому для подготовки печатных изображений используется не аддитивная (суммирующая) модель, а субтрактивная (вычитающая) модель. Цветовыми компонентами этой модели являются не основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:
голубой (Cyan) = Белый - красный = зелёный + синий (0,255,255)
пурпурный (сиреневый) (Magenta) = Белый - зелёный = красный + синий (255,0,255)
жёлтый (Yellow) = Белый - синий = красный + зелёный (255,255,0)
Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого.
Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет. Теоретически его можно получить совмещением трех основных или дополнительных красок, но на практике результат оказывается негодным. Поэтому в цветовую модель CMYK добавлен четвертый компонент - черный. Ему эта система обязана буквой К в названии (blacK).

В типографиях цветные изображения печатают в несколько приемов. Накладывая на бумагу по очереди голубой, пурпурный, желтый и черный отпечатки, получают полноцветную иллюстрацию. Поэтому готовое изображение, полученое на компьютере, перед печатью разделяют на четыре составляющих одноцветных изображения. Этот процесс называется цветоделением. Современные графические редакторы имеют средства для выполнения этой операции.
В отличие от модели RGB, центральная точка имеет белый цвет (отсутствие красителей на белой бумаге). К трем цветовым координатам добавлена четвертая - интенсивность черной краски. Ось черного цвета выглядит обособленной, но в этом есть смысл: при сложении цветных составляющих с черным цветом все равно получится черный цвет. Сложение цветов в модели CMYK каждый может проверить, взяв в руки голубой, серневый и желтый карандаши или фломастеры. Смесь голубого и желтого на бумаге дает зеленый цвет, сереневого с желтым - красный и т.д. При смешении всех трех цветов получается неопределенный темный цвет. Поэтому в этой модели черный цвет и понадобился дополнительно.

3. Цветовая модель НSB.

1

Некоторые графические редакторы позволяют работать с цветовой моделью HSB. Если модель RGB наиболее удобна для компьютера, а модель CMYK - для типографий, то модель HSB наиболее удобна для человека. Она проста и интуитивно понятна. В модели HSB тоже три компонента: оттенок цвета (Hue), насыщенность цвета (Saturation) и яркость цвета (Brightness). Регулируя эти три компонента, можно получить столь же много произвольных цветов, как и при работе с другими моделями. Оттенок цвета указывает номер цвета в спектральной палитре. Насыщенность цвета характеризует его интенсивность - чем она выше, тем "чище" цвет. Яркость цвета зависит от добавления чёрного цвета к данному - чем её больше, тем яркость цвета меньше. Цветовая модель HSB удобна для применения в тех графических редакторах, которые ориентированы не на обработку готовых изображений, а на их создание своими руками. Существуют такие программы, которые позволяют имитировать различные инструменты художника (кисти, перья, фломастеры, карандаши), материалы красок (акварель, гуашь, масло, тушь, уголь, пастель) и материалы полотна (холст, картон, рисовая бумага и пр.). Создавая собственное художественное произведение, удобно работать в модели HSB, а по окончании работы его можно преобразовать в модель RGB или CMYK, в зависимости от того, будет ли оно использоваться как экранная или печатная иллюстрация. Значение цвета выбирается как вектор, выходящий из центра окружности. Точка в центре соответствует белому (нейтральному) цвету, а точки по периметру - чистым цветам. Направление вектора определяет цветовой оттенок и задается в модели HSB в угловых градусах. Длина вектора определяет насыщенность цвета. Яркость цвета задают на отдельной оси, нулевая точка которой имеет черный цвет.

зеленый фон для съемки ведео

Бурное развитие дешевых технологий обработки видео приводит к тому, что многие стали снимать с помощью хромакейных фонов и чтобы сделать правильный выбор фона для съемки, постоянно задают одни и те же вопросы специалистам. В блоге Фотогора уже вышло несколько статей про хромакей, однако никогда не лишним будет напомнить важные вещи. Перед вами 10 самых актуальных на сегодняшний день вопросов про хромакейные фоны, которые мы собрали воедино, чтобы в ваших знаниях не осталось больше белых пятен.

  • Почему хромакей – это зеленый фон?

Посмотрите на свою одежду, обратите внимание на то, во что одеты люди, которые рядом с вами. Зеленый нечасто встречается в одежде и аксессуарах, тем более, он практически не встречается в цвете волос и кожи человека. Следовательно, когда вы будете при постобработке вырезать фон из полученной картинки – фото или видео, вам будет легко указать программе, что необходимо вырезать именно зеленый цвет и заменить его на нужную картинку.

  • Обязательно ли использовать зеленый фон?

Хромакейные фоны бывают разных цветов. Но в 90% случаев используют зеленый. Исключение, пожалуй, составляют задачи, при которых необходимо снять что-то по мотивам Питера Пена, когда он летает в сказочной стране в зеленом костюме. При таких условиях вам придется выбрать другой цвет фона для хромакея. Очевидно почему.

Следующие по популярности для съемки видео хромакеи синего и голубого оттенков, третий – ярко-рыжий.

Фотографы нередко для дальнейшей замены фона используют и обычный белый фон. Но фотографам все-таки проще – они могут над обработкой одного кадра посидеть подольше, не говоря уже о том, что даже блондинку в белом платье можно снять на белом фоне так, чтобы было легко разделить задний план от объекта съемки.

А вот для съемки видео придется специально запастись цветным хромакеем. Однажды для съемки фильма, где нужно было закрыть трибуны хоккейного стадиона, помощник режиссера разыскивал недорогой фон, так как требовалось его большое количество и бирюзового цвета. Именно бирюзового. В результате пришлось скупить годовой запас нетканого фона этого оттенка.

В этом вопросе нет принятого стандарта. Любой однотонный фон можно использовать в качестве хромакея. Есть нюансы: зеленый хромакей может быть и светлым и темным, что часто обозначается в артикуле. В зависимости от того, как на заводе в этот день красили фотофон, тон может отличаться при одинаковом названии. Поэтому даже у лучших производителей стоит заказывать фон из одной партии. Хотя для программы постобработки полтона – не катастрофа и проблем с дальнейшем монтажом не возникает.

Надо. В простейшем случае, когда человек сильно выделяется на зеленом фоне, и освещение рассеянное, хватит света, которым вы освещаете объект съемки. Но правильный подход подразумевает освещение хромакейного фона. Осветители могут располагаться сверху или сбоку.

Лучше всего фоны из специальной маломнущейся тянущейся бесшовной ткани с хорошей отражающей способностью на подложке. Это позволяет делать фон различной формы. Ведь иногда фон может огибать препятствие или надо скрыть что-то. Но это чаще всего используют для больших проектов в киноиндустрии.

Для дома или небольшой студии есть варианты попроще. Наиболее востребованный вариант – обычный тканевый зеленый фотофон. Единственный его недостаток в том, что это самый дорогой из трех вариантов и сильно мнущийся. Кстати, измятости при правильном освещении будут незаметны.

Второй вариант – бумажный фон хромакей. Он гладкий, его легко осветить, но нелегко перевозить. Бумажным хромакеем сложно задрапировать диван в квартире, а потому предназначается в первую очередь для стационарного использования в студии.

Третий вариант – нетканый хромакей фон. Его главное достоинство – цена. Он не мятый, так как поставляется на картонной трубе (в магазине Фотогора мы не продаем нетканые фоны без труб именно из-за того, что их нельзя потом разглаживать).

Этот фон имеет мелкую перфорацию. Но так как хромакей требует, чтобы модель была отодвинута от него хотя бы на метр, то перфорация не видна и не мешает при съемке.

Чаще всего в качестве хромакея выбирают достаточно яркий зеленый фон с большой отражающей способностью. Зеленый фон имеет свойство окрашивать в зеленый рядом находящиеся объекты. Из-за этого нередки зеленые рефлексы (то есть блики) на скулах модели или одежде. Полностью этого артефакта почти не избежать, но снизить отражения можно, если припудрить кожу модели. Лицо будет матовым, а не блестящим, а если отодвинуть модель чуть дальше от фона, зеленых рефлексов не будет и подавно.

что делать с бликами на хромакей

Практика показала, что расстояние от фона до модели должно быть не меньше метра.

  • Какого размера нужен зеленый фон для технологии хромакей?

Всё просто считается – стандартный размер видео где-то 2:3. Если снимать видео горизонтальное, то есть когда ширина в 1,5 раза больше высоты, когда вы снимаете поясной портрет или так называемую говорящую голову без ног, то развер будет около метра плюс поля (оставить места для полей). Вам нужен фон 1,6 метра шириной минимум, а лучше 2 метра. Для полноростовой – 2,7–3 метра.

Для видеостудий размер подбирается в индивидуальном порядке, да и у владельцев видеостудий обычно не возникает подобных вопросов – какой ширины мне нужен фон.


Удачи в нелегком труде и хороших эмоций в видеоблогах и фотографиях.

Видеоканал Фотогора

Вероятно, это самая первая реакция на потрясающую сцену из фильма, которую мы только что пережили. Независимо от того, сколько нам лет, этот риторический вопрос часто задают с недоверием.

Будь то полет Супермена, здания, рушащиеся вокруг людей, когда герои спасают свой мир, или животные, которые могут начать петь, многие приключения, появляющиеся в нашем театре или на экране телевизора, - это моменты, которые мы просто не можем увидеть в реальной жизни.

Ну, во-первых, фильмы - это лучшее, что мы можем увидеть, чтобы невозможное стало возможным. Чтобы стать свидетелями того, как оживают все наши любимые художественные истории. Что касается того, как происходит большая часть этого волшебства, вам придется познакомиться с одним из величайших инструментов и вспомогательных средств кинематографа - Зеленым экраном.

Что такое зеленый экран?

Вопреки распространенному мнению, на самом деле зеленый экран - это не просто экран зеленого цвета. Скорее, гораздо более уместно описать это как метод, который требует, чтобы растянутый зеленый материал был помещен на любую поверхность, чтобы заменить его отображаемое изображение или фон.

Проще говоря, зеленый экран - это метод, аналогичный функциям проектора. С помощью внешней графики и изображений это, в конечном счете, инструмент, который позволяет режиссерам или создателям контента проецировать любой желаемый визуальный элемент, который им может потребоваться в своих результирующих работах.

Как работает зеленый экран?

Общая техническая сторона Зеленого экрана - это процесс наслоения или, как лучше всего резюмирует Infocus Film School:

«Зеленый экран - это техника визуальных эффектов (VFX), при которой два изображения или видеопотока накладываются друг на друга, то есть объединяются вместе».

Однако, чтобы углубиться в то, как на самом деле выполняется эта техника, нам потребуется полностью вернуться к пониманию ее формального названия, а также термина, придуманного для его основного процесса специальных эффектов: Хромакей.

Chroma - это греческое слово «цвет», обозначающее чистоту цвета, в то время как «ввод» означает выбор определенного цвета. Хромакеинг - это техника, лучше всего известная в области визуальных эффектов, заключающаяся в удалении или замене фона.

Для этого фонового экрана часто выбирают и используют особый яркий оттенок зеленого, поскольку он наиболее сильно отличается от тона нашей кожи, а цвет контрастирует с большинством наших повседневных предметов.

Чтобы нарисовать более четкое изображение, просто представьте человека, стоящего перед широкоформатным экраном, на котором ничего нет, кроме одного яркого оттенка зеленого. Хромакей отделяет что-либо с этим конкретным цветовым тоном от всего остального в кадре на этапах пост-обработки, а затем делает его прозрачным.

В свою очередь, внешняя графика или визуальные эффекты могут быть вставлены в кадр и там, где находится зеленый экран. Таким образом, теперь все, что мы видим позади человека, - это не широкий зеленый экран, а изображение или видео, которые позже были помещены поверх него.

Прием, который может занять некоторое время, чтобы понять, эффект зеленого экрана на самом деле довольно прост в исполнении. Даже в четырех стенах собственного дома.

Соображения, лежащие в основе зеленого экрана

Хотя верно, что зеленый экран - это техника, выполнимая просто при наличии простого широкого зеленого материала и программного обеспечения для редактирования, оснащенного функцией «Хромакея», факторы, которые делают каждый надвигающийся замок или разбивающийся космический корабль настолько реалистичными, насколько это возможно. , не останавливайтесь на достигнутом.

Вот несколько моментов, на которые следует обратить внимание при использовании зеленого экрана во время съемки.

1. Практические ограничения

Легко начать, но следует помнить о серьезной необходимости: избавиться от всего зеленого любой ценой. Или, более конкретно, оттенок зеленого, используемый для зеленого экрана.

Надевайте зеленую рубашку и будьте готовы увидеть на экране прозрачное тело между головой и ногами. Держите зеленую чашку, и вы можете ничего не держать. Возьмите зеркало, которое улавливает отражение вашего зеленого экрана, и считайте удачу с пустыми отверстиями, найденными на его поверхности.

В случае, если зеленый цвет может быть обязательным цветом в вашей съемке или рассказе, постарайтесь избегать оттенков, которые в любом случае похожи на те, которые вы используете для своего экрана. Однако в худшем случае всегда есть способы добиться желаемых результатов во время пост-обработки.

Помня об этом, всегда правильно планируйте свою практическую работу во время всех работ с зеленым экраном, где один момент всегда должен иметь приоритет в ваших решениях: избегайте ярко-зеленого.

2. Освещение

Подобно тому, как хорошо продуманное освещение может улучшить настроение взглядов на фотографии и историй в кадре, правильно освещенный набор также может обеспечить эффективное исполнение на зеленом экране. Плоское и ровное освещение считается идеальным, поскольку оно уменьшает количество теней, что лучше всего помогает в процессе хромирования и манипулировании изображением.

Дополнительной деталью в том же отношении является использование одного и того же типа источников света по обеим сторонам зеленого экрана, чтобы обеспечить равномерность по всему кадру. Размещение их под одинаковыми углами также снизит риск наложения лучей друг на друга в центре экрана, нарушая согласованность освещения.

Кроме того, зеленый экран также должен светиться отдельно от всего остального. В лучшем случае ваши персонажи и объекты должны стоять на расстоянии не менее 6 футов от вашего фона, чтобы на них не отражались зеленые огни или отражения. Точно так же это также гарантирует, что внешние тени от ваших объектов не будут отбрасываться на зеленый фон.

3. Пропорции и движение

Какими бы реалистичными или правдоподобными ни были изображение или снимок, во многом зависит от соотношения между объектом и фоном. В свою очередь, связующим звеном между этими двумя частями является их пропорция и соответствие движения по сравнению друг с другом.

Фон должен двигаться в соответствии со скоростью движения объекта, и наоборот. Если человек идет медленно, редактируемый фон позади него должен проходить так же медленно. Точно так же объект должен быть естественного размера, когда он стоит перед добавленной инфраструктурой или реквизитом. Человеческий ребенок не должен быть такого же роста, как дом.

Всегда думайте о своей последней работе, когда блокируете или размещаете персонажей и объекты, или, по крайней мере, имейте изображение желаемого фона, когда вы находитесь на съемке. Только так вы сможете убедить свою аудиторию в том, что то, что вы создали, возможно.

Использование зеленого экрана

Теперь, когда мы узнали, что такое зеленый экран и как он работает, пора понять, как они помогают и как они используются в съемке. Хотя возможности этого простого зеленого материала кажутся безграничными, вот некоторые из множества применений и изменений, которые он приносит.

Создавать локации

Возможно, из-за того, что вход в них ограничен, или они постоянно дороги, или просто потому, что их не существует, некоторые места просто не могут быть переведены из сценария в реальную жизнь. Ну, по крайней мере, до появления зеленого экрана.

Если внешняя графика и визуальные эффекты могут быть наложены на любую поверхность с эффектом, зеленые экраны могут сделать невозможное возможным. Они являются базой для создания и существования самых крупномасштабных вымышленных миров, таких как Средиземье во «Властелине колец», а также сетей безопасности для опасных и труднодоступных мест, таких как огромные ледяные океаны Титаника. Тем не менее, это выдуманные недостижимые детали локации, такие как городской горизонт на крыше в «Анатомии Грея» на канале ABC.

Точно так же зеленые экраны также являются инструментом для превращения любых фильмов, которые могут показаться невыполнимыми с точки зрения сюжета, в постановки живых выступлений. Подумайте о говорящих животных в Книге джунглей или о боевых роботах в Трансформерах; не выходя на улицу, сцены или даже целый фильм, если на то пошло, можно снимать в одной встроенной студии.

Добавить в компьютерную графику

В сфере покупок зеленый экран, скорее всего, является наиболее жизнеспособным рынком для получения чего-либо невозможного, опасного или прямо недоступного.

Точно так же, как в этом мире есть определенные вещи, которые мы не можем осязать, не все, что мы видим в наших любимых телешоу или фильмах, можно просто купить или получить. Панель управления в Hunger Games представляла собой просто зеленую доску, на которой была добавлена ​​внешняя графика, а палка светового меча была окрашена в зеленый цвет, чтобы их можно было потом сгенерировать в цифровом виде.

Точно так же не каждый эффект или действие можно просто выполнить перед камерой. Зеленые экраны добавляются к каждому бою Marvel, так что все взрывы и разрушения зданий могут быть позже наложены на слои с визуальными эффектами. Точно так же люди в зеленых костюмах приподнимаются и перемещаются с объектами, имитирующими их, плавающими в фильмах ужасов.

Для создания персонажей

Доступны не только локации и реквизит; Роли, которые опасны или вымышлены, также трудно получить.

Таким образом, зеленое боди часто носят люди, которые будут разыгрывать того, кем или кем бы они ни были предназначены для их персонажей. Позже компьютерная графика этих персонажей накладывается на этих людей, где их движения отслеживаются, чтобы соответствовать действиям и эмоциям на экране.

Как боди, зеленые экраны лучше всего выполняют свою функцию, как описывает Логан Бейкер из Premium Beats:

«Номер один, это дает аниматорам и художникам по визуальным эффектам реальную, человеческую точку отсчета для работы. Во-вторых, это дает актерам настоящего человека, с которым можно действовать и реагировать ».

Это стало популярной техникой для большинства персонажей фантастических фильмов, таких как близнецы, Труляля и Твидлдум в «Алисе в стране чудес». Кроме того, они также используются в большинстве фильмов, где животные должны выполнять опасные или похожие на человека действия. Тигр в Life of Pi был обернутой игрушечной фигуркой, в то время как хищники в Мире Юрского периода сидели на корточках людей, одетых в зеленые комбинезоны.

Чтобы добавить информацию

Зеленую ткань или экран часто накладывают на определенное место, где предполагается добавить текст или графику во время пост-обработки, а не вносить в саму съемку.

Такие ситуации включают в себя представление прогноза погоды, когда подробности погоды могут быть известны только на месте, а также логотипы или графику, предназначенные для редактирования позже, которые могут отображаться на экране в рекламных объявлениях. Если вы являетесь активным пользователем большинства социальных сетей, вы заметите, что даже TikTok использует эффект зеленого экрана в качестве одного из фильтров камеры для развлечения.

Заключение

Зеленый экран, возможно, является одним из лучших и наиболее эффективных инструментов не только для кинематографического ландшафта, но и для каждого средства массовой информации, которое выпускает видео или фотографии. Доказано, что он может снизить производственные затраты, оживить реалистичные и культовые миры и персонажей, а также стать визуальным инструментом для любой истории или детали.

В то время как действие по превращению невозможного из возможного звучит пугающе и дорого, эффект зеленого экрана может быть легким и экономичным. Пока вы принимаете во внимание факторы, перечисленные в этой статье, ваши идеи и творения могут быть в некоторой степени безграничными.

Теперь, когда вы получили более четкое представление об этой игре, меняющей правила игры, я рекомендую следующее: ищите закулисные фотографии зеленого экрана для всех ваших любимых блокбастеров. Вы обязательно найдете впечатлительного.

Мы живем в цветном мире. Каждый день, даже не выходя из дома, человек видит огромное количество оттенков. Мы привыкли к этому и не задумываемся ни о природе цвета, ни о том, какое влияние он имеет на нас и наше поведение. Хотя,может быть, это не совсем верно: любая женщина точно знает, для какого случая необходимо ярко-красное платье, а для какого подойдет и серый костюм.

Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции — все это имеет свой цвет.Достаточно вспомнить такие выражения, как "черные мысли", "зеленая тоска","оранжевое настроение", чтобы понять: психологическое восприятие предмета связано с его окраской, причем связано достаточно жестко.

В повседневной жизни это не имеет большого значения. Однако при использовании цвета в компьютерной графике необходимо четко чувствовать разницу не только в цветах, но и в тончайших оттенках, понимать, как их применение будет влиять на восприятие зрителем работы.

Правильно подобранные цвета могут как привлечь внимание к желаемому изображению, так и оттолкнуть от него. Вы можете вызвать радость, интерес, тоску,страх, скуку всего лишь изменением окраски.

Существует очень большое количество оттенков, однако у каждого человека есть свои любимые, выбор которых связан, как утверждают психологи, с особенностями каждой отдельной личности . Поэтому при выборе цветовой гаммы нужно опираться в том числе и на предполагаемый психологический портрет среднестатистического зрителя.

ВНИМАНИЕ.Дополнительная сложность возникает из-за того, что цвет как объективная физическая величина в природе не существует. Ощущение цвета, хотя и формируется под влиянием объективных факторов электромагнитного излучения (длина волны, интенсивность и т. д.), является субъективным. Более того, описание цвета в разных странах различается, что обусловлено национально-культурными традициями. Этим частично и объясняется то многообразие способов описания цвета, с которым приходится столкнуться любому человеку, профессионально работающему с компьютерной графикой.

Несмотря на то что цвет, в отличие от формы, понятие субъективное, существуют вполне универсальные законы его использования, которые дизайнер должен знать и применять на практике.

Сначала необходимо проанализировать, как устроен цвет. Вообще, это вопрос, достойный целой монографии по физике, поэтому мы не станем вдаваться в физиологические и спектральные особенности, а упростим понятия.

Для начала разложим цвет на составляющие. Из существующих цветовых моделей лишь модель HSV ( Hue — Saturation — Value, тон — насыщенность — яркость) представляет его в привычном для нас виде и не требует привыкания.

Система HSV разлагается на три компонента:

  • тон — это непосредственно информация о цвете (это сложно объяснить, поэтому доверьтесь своей интуиции);
  • насыщенность — цвета, как вы знаете из обычной жизни, бывают более или менее насыщенными (обычно более насыщенный цвет называют сочным);
  • яркость — как легко догадаться, более яркий цвет воспринимается как более светлый.

Следует отметить, что не только различные люди реагируют на один и тот же цвет по-разному, но и целые народы. Это связано с традициями, в которых воспитывалась нация.

Например, в европейских странах белый — это цвет чистоты и невинности, а у некоторых восточных народов данный цвет является цветом траура.

Попробуем дать характеристику основным цветам. Схема деления цветов на холодные и теплые представлена на рис. 1.14. Это деление условно: чем ближе цвет к границам верхнего и нижнего полукругов, тем менее точно он относится к теплым или холодным.

Цветовой круг, показывающий разделение цветов на холодные и теплые


Рис. 1.14. Цветовой круг, показывающий разделение цветов на холодные и теплые

Красный

У большинства людей красный цвет вызывает ассоциацию с огнем. Поэтому и действие данного цвета может быть разным — от ощущения тепла до страха. Он способен ускорять пульс и расширять зрачки, однако из-за своей яркости достаточно быстро утомляет, особенно если присутствует в больших количествах (например,если это цвет стен в помещении).

Чистый красный цвет — это цвет тревоги и возбуждения, однако его оттенки (коричневый, тепло-серый) действуют успокаивающе.

Красный привлекает к себе внимание (не случайно почти все предупреждающие надписи сделаны либо на красном фоне, либо красными буквами)

Этот цвет часто применяется в компьютерной графике, однако с ним нужно быть очень осторожными, чтобы не переусердствовать.

Красный цвет подходит для подчеркивания:

  • агрессивности, активности (например, лучшие спортивные машины, в частности Ferrari, выпускаются в основном красными);
  • страсти, сексуального желания. Это хорошо подтверждается тем, что в интерьере ночных клубов с эротической программой очень много красного;
  • жестокости (красный — цвет крови);
  • роскоши, богатства (особенно в сочетании с черным).

Желтый

Это самый яркий цвет на цветовом круге. Он идеально подходит для передачи радостного настроения, оптимизма. Именно поэтому желтый — один из наиболее часто используемых цветов в рекламе туристических компаний.

Кроме того, желтый цвет — это цвет золота. Поэтому у многих он ассоциируется с успехом, богатством и роскошью.

Оранжевый

Теплый, позитивный, яркий и современный цвет, оказывающий бодрящее влияние. Ускоряет пульс и расширяет зрачки. Один из наиболее часто используемых цветов в современном дизайне (особенно web-дизайне).

Оранжевый можно использовать, если вы хотите подчеркнуть:

  • современность. Многие компании, определяющие основной чертой своего бренда современность, выбирают оранжевый в качестве "фирменного" цвета.Особенно это распространено среди операторов сотовой связи;
  • динамичность;
  • оптимизм. Для создания яркого плаката оранжевый фон — банальный, но практически идеальный вариант.

Как показывает опыт, оранжевый цвет очень хорошо смотрится в сочетании с голубым.

Зеленый

Удивительный цвет. Он может быть как теплым, так и холодным, однако чаще он находится на стыке, поэтому его можно отнести как к холодной, так и к теплой группе.

Зеленый оказывает успокаивающее воздействие, понижает давление, нормализует кровообращение. Это самый природный и самый "живой" цвет. Именно в этом и состоит его основное назначение в дизайне — передавать связь объекта с природой. На логотипах зеленый цвет встречается в основном либо у компаний, добывающих природные ресурсы, либо у экологических организаций.

Если вы смотрите современные приключенческие кинофильмы, то, наверное, обратили внимание, что биологическое оружие, инопланетная живность и прочая биологическая гадость чаще всего бывает зеленого (часто даже ярко-зеленого) цвета. Это также связано с подсознательными ассоциациями у людей.

Кроме того, зеленый цвет достаточно загадочный.

Зеленый подходит для передачи:

  • жизни во всех ее биологических проявлениях;
  • связи с природой;
  • загадочности.

Голубой

Голубой цвет успокаивает и охлаждает. Подобный эффект объясняется ассоциациями с холодной водой и льдом. Порой вызывает чувство отчужденности.

Синий

Синий цвет находится в самом низу цветового круга и относится к холодной группе. Он успокаивает, навевая меланхоличное настроение.

Этот цвет можно отнести к цветам зоны "вечной мерзлоты": он идеально передает ощущение холода и чистоты. Действует успокаивающе, очень хорошо подходит для дизайна спален.

Варьирование насыщенности и яркости чисто синего цвета может дать большую гамму оттенков. Правда, из-зa особенностей системы CMYK (см. "Цвет и окрашивание объектов" ) именно синий хуже всего отображается при печати.

Используйте синий цвет, чтобы подчеркнуть:

  • покой;
  • чистоту. Вы, может быть, обратили внимание на то, что упаковки почти всех современных чистящих средств имеют либо синий, либо голубой цвет. Это не случайно: ученые доказали, что именно эти цвета ассоциируются у большинства людей с чистотой;
  • устойчивость.

Фиолетовый

Рассматривая цветовой круг в направлении от красного цвета к синему, можно не заметить постепенного перехода через фиолетовый цвет. Это очень тяжелый для восприятия цвет, так как в природе он практически не встречается.

Фиолетовый, как синий и голубой, относится к холодной группе. Он способен создавать ощущение тесноты, ограниченности пространства, а также очень быстро утомлять и приводить к снижению активности.

Фиолетовый цвет является "неземным", ему присуща некая загадочность. Если вы смотрели представления иллюзионистов, то, наверное, обратили внимание на то, что в одежде, предметах, занавесе у них очень много этого цвета. Фиолетовый цвет способен вызывать у человека суеверный, подсознательный страх.

Итак, фиолетовый цвет подходит для:

  • создания мистического настроения;
  • подчеркивания загадочности.

Главные цвета: черный и белый

Вы, наверное, заметили, что мы рассмотрели основные цвета, но не затронули два особых цвета, которые присутствуют на цветовом круге, и в то же время их не видно, — это черный и белый.

Черный цвет — тяжелый цвет, несущий в себе тоску, горечь. Вызывает чувство усталости и дискомфорта. Несмотря на это, довольно часто люди выбирают одежду такого цвета. В данном случае он относится к классике, и при этом создается определенный стиль. Также этот цвет может сочетаться со всеми другими цветами в той или иной степени. Черный — это цвет роскоши, особенно в сочетании с красным. Славяне традиционно относят его к траурному цвету.

Белый — очень радостный цвет. Благодаря ассоциации с воздухом, вызывает чувство легкости, свободы и невесомости. Ускоряет пульсацию и расширяет зрачки.Белый довольно часто используют для создания фона. Сам по себе белый цвет не несет информации, а со всеми остальными цветами достаточно хорошо компонуется, создавая более светлые тона. Белый считается цветом невинности и чистоты.

Хромакей

Все мы видели, что во время съёмок фильмов, клипов и телепередач часто используют зеленый экран на заднем фоне. Он используется для того, чтобы не искать разные места для съемок или придумывать реквизит! Ведь после съемок задний фон можно просто заменить на смоделированный на компьютере или снятый в другом месте материал. Такая технология называется хромакей (Chroma Key).

Хромакей — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рир-проекция. Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение.

Рир-проецирование

Технология рир-проецирования

Хромакей

Самыми распространёнными цветами, использующимися при рир-проецировании, являются зелёный и синий (голубой), но теоретически (и практически) может использоваться любой цвет, в том числе белый и чёрный.

Синий Рир-экран

Самый популярный цвет фона для комбинированных съёмок в кинопроизводстве — зелёный (что дало название технологии «Greenscreen»). Связано это с тем, что данный цвет не содержит тона человеческой кожи и его можно легко заменить.

Зеленый рир-экран

Кроме того, зеленые экраны обычно требуют меньше света, чтобы правильно их осветить. Также часть деталей в зеленом канале цвета, сохраняют цифровые камеры, который в большей мере используются на сегодняшний день!

Технология хромакей позволяет экономить большое количество денег и времени в процессе съемки фильмов или телепередач. Единственным минусом является то, что если одежда съемаемого содержит цвет сходный с цветом фона, человек начинает «просвечивать» («светиться»). В связи с чем, при подборе костюма для актеров или телеведущих избегают цветов совпадающих с фоном.

В кинематографе до появления телевизионных технологий и цифровых способов кинопроизводства применялись способы совмещения актёрской сцены с фоном, известные как «рирпроекция», «фронтпроекция» и «блуждающая маска», дающие сходный с хромакей изобразительный эффект.

Читайте также: