После выполнения какого процесса звуковую информацию можно обрабатывать на компьютере

Обновлено: 07.07.2024

1. Систематизировать знания о звуковой информации, дать понятие о процессе дискретизации звука, познакомить учащихся со способами кодирования звуковой информации в компьютере, дать представление об основных звуковых форматах и способах создания звуковых файлов с помощью компьютера.

2. Продолжить работу над развитием логического мышления, умения анализировать и обобщать через актуализацию знаний и тестовые задания

3. Воспитывать самооценку.

Тип учебного занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения: интегрированный урок.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки – задания.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с двоичным кодированием информации в компьютере.

Двоичное кодирование какой информации мы с вами изучили?

Ученики: текстовой, графической.

Учитель. Как вы думаете, о каком виде информации речь пойдет на этом уроке?

Учитель: Молодцы. Конечно, речь пойдет о звуковой информации.

2. Поверка усвоения пройденного материала:

Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним основные положения кодирования. Проведем разминку.

Что такое информация?

Что значит закодировать информацию?

Наименьшая единица информации.

Какое количество информации несет один символ алфавита мощность которого 256 символа? По какой формуле вы рассчитали?

Что надо сделать, чтобы закодировать графическую информацию?

Что называют глубиной цвета?

Из каких символов состоит машинный (компьютерный) алфавит?

А теперь посмотрим, как вы усвоили тему «Представление графической информации».

Наиболее часто используемые форматы звуковых файлов

1. WAVE (.wav) - наиболее широко распространенный формат. Используется в ОС Windows для хранения звуковых файлов. Файлы в этом формате имеют большой размер, который зависит от: дискретизации (частоты семплирования ); разрядности звука; моно - или стереозвука; длительности.

2. MPEG-3 (.mp3) - наиболее популярный на сегодняшний день формат звуковых файлов. При кодировании применяется психоаккустическая компрессия: из мелодии удаляются звуки, не воспринимаемые человеческим ухом (воспринимаемый диапазон 20-20000 Гц).

3. MIDI (.mid) - содержат не сам звук, а только команды для воспроизведения звука. Звук синтезируется с помощью FM- или WT-синтеза. Если звуковая карта не содержит синтезатора, то такой звук воспроизводится не будет.

Создавать музыку с помощью компьютера можно двумя основными способами:

1. Писать музыку непосредственно в компьютере: a. в музыкальных программах (секвенсорах) удобно создавать музыку, переправляя в компьютер ноты с синтезатора или MIDI-клавиатуры; b. можно мышкой нарисовать все нужные ноты (занятие это очень трудоемкое);

2. Записывать живой звук с микрофона или линейного входа звуковой карты, используя компьютер как компактную студию звукозаписи; После оцифровки используют программы редактирования звуковых файлов для монтажа музыки, разного рода коррекций и спецэффектов

А теперь наши консультанты (у читель назначает экспертов для урока из числа учеников класса) покажут, как записывается аудиофайл на компьютере (работа консультантов).

5. Этап обобщения и первичного закрепления полученных знаний

Ответьте на вопросы:

Волны какой частоты вызывают у человека звуковые ощущения?

От чего зависит громкость звука?

От чего зависит высота тона?

Что значит закодировать звуковую информацию?

От чего зависит качество кодирования звуковой информации?

6. Этап контроля и самоконтроля, коррекции

А теперь поработаем в группах. Разделитесь на 3 группы (ребята пересаживаются). Для самостоятельного решения я вам предложу 2 задачи и одну практическую работу.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание.

1 группа

1. Оцените информационный объем моноаудиофайла длительностью звучания 20 с, если "глубина" кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно 8 бит и 8 кГц;

2. Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16-битном кодировании и частоте дискретизации 32 кГц его объем равен 700 Кбайт;

3. Запишите звуковой моноаудиофайл длительностью 20 с, с "глубиной" кодирования 8 бит и частотой дискретизации 8 кГц.

2 группа

1. Определите качество звука (качество радиотрансляции, среднее качество, качество аудио-CD) если известно, что объем стериоаудиофайла длительностью звучания в 10 сек. Равен 940 Кбайт;

2. Оцените информационный объем стериоаудиофайла длительностью звучания 30 с, если "глубина" кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно 8 бит и 8 кГц;

3. Запишите звуковой файл длительностью 30с с "глубиной" кодирования 8бит и частотой дискретизации 8 кГц.

3 группа

1. Аналоговый звуковой сигнал был дискретизирован сначала с использованием 256 уровней интенсивности сигнала (качество звучания радиотрансляции), а затем с использованием 65536 уровней интенсивности сигнала (качество звучания аудио-CD). Во сколько раз различаются информационные объемы оцифрованного звука?

2. Оцените информационный объем моноаудиофайла длительностью звучания 1 мин. если "глубина" кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно:

16 бит и 48 кГц.

3. Запишите звуковой моноаудиофайл длительностью 1 минута с "глубиной" кодирования 16 бит и частотой дискретизации 48 кГц.

После выполнения задания учитель проверяет решение задач. Практическую часть самостоятельной работы прослушивает весь класс.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Конспект урока, тест (ответы: ббавв)

1. При частоте дискретизации 8 кГц качество дискретизированного звукового сигнала соответствует:

а) качеству звучания аудио-CD;

б) качеству радиотрансляции;

в) среднему качеству.

2. В каком формате сохраняются звуковые файлы:

3. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:

а) от частоты дискретизации и глубины кодирования;

б) от глубины цвета и разрешающей способности монитора;

в) от международного стандарта кодирования.

4. Два звуковых файла записаны с одинаковой частотой дискретизации и глубиной кодирования. Информационный объем файла, записанного в стереорежиме, больше информационного объема файла, записанного в монорежиме:

б) объемы одинаковые;

5. Стандартное приложение Звукозапись позволяет:

а) записывать, сохранять звуковые файлы;

б) записывать, воспроизводить, редактировать звуковые файлы;

в) записывать, редактировать, микшировать, воспроизводить звуковые файлы.

Тесты по информатике 7 класс. Тема: "Технологии мультимедиа"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Отличительной чертой технологии мультимедиа является:

+ Сочетание звуковой, графической, текстовой информации, видео и анимации

- Возможность обработки звуковой информации

- Объединение текстовой и графической информации

- Объединение звуковой и текстовой информации

2. Из представленных ниже продуктов выберите мультимедийный.

3. Продолжите определение: Звук – это …?

+ Непрерывный процесс колебания среды, в которой он распространяется.

- Прерывный процесс колебания среды, в которой он распространяется.

- Прерывный процесс колебания воздуха.

4. Чем характеризуется звуковая информация?

- Амплитудой и громкостью

+ Частотой и амплитудой

- Громкостью и частотой

- Частотой и разрядностью

5. После выполнения какого процесса звуковую информацию можно обрабатывать на компьютере?

6. Одной из важных черт технологии мультимедиа является:

7. В чем суть процесса дискретизации?

- Сжатие размера изображения

- Преобразование звука из дискретной формы в непрерывную

+ Преобразование звука из непрерывной формы в дискретную

- Изменение формата файла

8. Какой объем памяти необходим для представления цветного видео длительностью в 2 минуты на экране с разрешением 1024 × 768 и палитрой в 256 цветов?

9. Какая программа позволяет создавать компьютерные презентации?

тест 10. Какое техническое средство мультимедийного компьютера изображено на картинке?

вопрос теста Видеокарта

11. Что из представленного на картинке не относится к технической части мультимедиа?

вопрос теста Компьютерная мышь

12. Какое минимальное количество кадров в секунду должно быть, чтобы создать эффект движения?

13. В каких сферах человеческой деятельности применяются технологии мультимедиа?

Вводные замечания. Знакомство с обработкой звуковой информации целесообразно начать в пропедевтическом курсе информатики. Приведённые уроки автор проводит для учеников 5 класса. Школьники занимаются информатикой со 2 класса, поэтому уже обладают знаниями и навыками в области обработки информации с помощью компьютера. Дети уже работали с текстовым, графическим и табличным редактором, знакомы с понятиями редактирования и хранения информации. При освоении различных редакторов всегда обращалось внимание как на единообразие приёмов обработки разных типов информации, так и на специфичные особенности при работе с каждым новым её видом. В процессе обучения используется стандартная программа ОС Windows “Звукозапись”

  • познакомить с процессом оцифровки звука;
  • дать понятие об основных форматах звуковых файлов;
  • освоить приёмы записи и редактирования звуковой информации.

Урок 1. Введение.

  • систематизировать знания о звуковой информации, дать понятие о процессе дискретизации звука, об основных звуковых форматах и способах создания звуковых файлов с помощью компьютера, научить пользоваться закладкой Громкость панели управления “Звуки и аудио устройства”.

Содержание урока.

В первой части урока учащимся следует дать краткую характеристику нового курса, сообщить о видах деятельности. Которые они должны освоить во время его изучения.

В основной части изучаются понятия звукового сигнала - аналогового и цифрового, суть процесса оцифровки и устройства компьютера, реализующие этот процесс, основные форматы звуковых файлов и их параметры и назначение, способы создания цифрового аудио, даётся сравнительная характеристика звуковых файлов, записанных с разными значениями параметров (частоты, глубины, …).

Рекомендуется использовать презентацию Приложение 1.

В третьей части урока учащиеся знакомятся с категорией “Звуки и аудио устройства” панели управления.

Настройка звука с помощью панели управления “Звуки и аудио устройства”, в основном с назначением закладки Громкость, а также с регулятором громкости на панели задач.

Урок 2. Знакомство с интерфейсом и возможностями звукового редактора Звукозапись.

Цель урока: познакомить учащихся с рабочим окном редактора, найти знакомые по работе с другими редакторами пункты меню и подменю, понять назначение индикаторов и кнопок панели управления звуком.

Содержание урока.

В первой части урока учащимся следует показать, как вызывается редактор (Программы/Стандартные/Развлечения/Звукозапись), дать характеристику нового программного средства.

Программа Звукозапись предназначена для открытия, прослушивания, записи, редактирования и сохранения звуковых файлов. Далее, на практике, знакомимся с рабочим окном:

Вторая часть урока – практическая.

Открытие файла: Файл/Открыть или просто перетаскиваем пиктограмму нужного файла в окно редактирования. Использовать любой звуковой файл формата wav.


Воспроизведение: знакомимся с кнопками панели управления: - к началу, в конец, воспроизведение, остановка. Используем для работы тот же файл.

Изменение формата записи: Сохранить как и кнопка “Изменить” - возможность выбора другого формата для сохранения файла.

Использование встроенной справки: открыть встроенную справку, с помощью закладки Поиск найти информацию о форматах записи звуковых файлов.

Сохранить открытый файл в разных форматах (например, PCM 44,100 кГц; 16 бит; стерео) и сравнить размеры файлов. Прослушать. Сделать выводы (сжатие или увеличение степени сжатия файла .wav обычно не улучшает качество звучания; изменение атрибутов файла .wav может привести к изменению его размера, но обычно не улучшает качество звучания).


В третьей части урока учимся записывать звук с помощью микрофона. Используем кнопку “Запись” . Записать несколько фраз или строк из любой песни. Прослушать.

Урок 3. Редактирование звуковых файлов.

Цель урока: познакомить учащихся с возможностями меню Правка и Эффекты.

Содержание урока.

В первой части урока экспериментируем с готовыми звуковыми фалами.

Упражнение 1. Открыть предложенный учителем файл (мелодия продолжительностью 1,5-2 мин.). Прослушать и выбрать внутренний фрагмент продолжительностью не более 20 сек. Удалить ненужные части мелодии в начале и конце (Правка/Удалить до текущей позиции и Удалить после текущей позиции). Сохранить файл под названием Мелодия. Обратить внимание на особенности работы подменю Отменить изменения меню Файл (отменяется всё, что не сохранили).

Упражнение 2. Открыть файл Приложение2 (шум толпы) и скопировать его содержимое, а затем вставить в конец файла Мелодия (Правка/Копировать, Правка/Вставить, предварительно установив бегунок в конец файла). Изменения не сохранять.

Упражнение 3. Установить бегунок в начало файла Мелодия и выбрать Правка/Смешать с буфером. Прослушать. Сделать выводы о назначении этой команды. Изменения не сохранять.

Упражнение 4. Самостоятельно изучить команды меню Правка Вставить файл и Смешать с файлом. Экспериментируем с файлом Мелодия и Приложение3.

Во второй части урока знакомимся с меню Эффекты.

Упражнение 1. Изменение громкости. Экспериментируем с файлом Приложение 4.

Упражнение 2. Изменение скорости. Экспериментируем с файлом Приложение 5.

Упражнение 3. Обращение звука. Записать любую фразу – палиндром (И любит Сева вестибюли). Прослушать, меню Правка/Обратить, прослушать. Обратить ещё раз и прослушать.

Упражнение 4. Добавим эффект Эхо к записанной ранее фразе.

Урок 4. Создание собственного звука.

Цель урока: создать сложный звуковой файл с использованием всех полученных на предыдущих уроках навыков.

Содержание урока.

Дети создают 1 файл по заданию, предложенному учителем и 1 – 2 файла проектируют и создают самостоятельно. Собственные файлы будут использованы позже в презентации, посвящённой истории праздника Новый год.

  1. Записать с микрофона фразу – “Добрый вечер! Мы начинаем наш концерт!”. Применить к ней эффект Эхо. Сохранить результат в файле Голос.
  2. В указанном учителем звуковом файле (любая современная эстрадная мелодия) выбрать фрагмент продолжительностью не более 30 секунд, сохранить этот фрагмент в файле в файле Концерт.
  3. Наложить файл Голос на файл Концерт. При необходимости изменить громкость какого-либо из файлов перед наложением. Сохранить результат.
  4. Добавить в начало файла Концерт звук из файла Приложение 3 (аплодисменты).
  5. Создать звуковой файл Шум, смешав файлы Приложение2 и Приложение 3.
  6. Добавить в конец файла Концерт звук из файла Шум. Сохранить результат.

Задание 2. Создать 1 - 2 звуковых картинки для новогодней презентации. Использовать файлы, предложенные учителем (новогодние песенки, звон колокольчиков, …), запись звука с микрофона и записи с CD и DVD - носителей.

Звуковая информация. Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой.

Человек воспринимает звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различных громкости и тона. Чем больше интенсивность звуковой волны, тем громче звук, чем больше частота волны, тем выше тон звука (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Зависимость громкости и высоты тона звука от интенсивности и частоты звуковой волны

Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 колебаний в секунду (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук).

Человек может воспринимать звук в огромном диапазоне интенсивностей, в котором максимальная интенсивность больше минимальной в 10 14 раз (в сто тысяч миллиардов раз). Для измерения громкости звука применяется специальная единица "децибел" (дбл) (табл. 5.1). Уменьшение или увеличение громкости звука на 10 дбл соответствует уменьшению или увеличению интенсивности звука в 10 раз.

Таблица 5.1. Громкость звука

Временная дискретизация звука. Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую дискретную форму с помощью временной дискретизации. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука.

Таким образом, непрерывная зависимость громкости звука от времени A(t) заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность "ступенек" (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Временная дискретизация звука

Частота дискретизации. Для записи аналогового звука и г го преобразования в цифровую форму используется микрофон, подключенный к звуковой плате. Качество полученного цифрового звука зависит от количества измерений уровня громкости звука в единицу времени, т. е. частоты дискретизации. Чем большее количество измерений производится за I секунду (чем больше частота дискретизации), тем точнее "лесенка" цифрового звукового сигнала повторяет кривую диалогового сигнала.

Частота дискретизации звука - это количество измерений громкости звука за одну секунду.

Частота дискретизации звука может лежать в диапазоне от 8000 до 48 000 измерений громкости звука за одну секунду.

Глубина кодирования звука. Каждой "ступеньке" присваивается определенное значение уровня громкости звука. Уровни громкости звука можно рассматривать как набор возможных состояний N, для кодирования которых необходимо определенное количество информации I, которое называется глубиной кодирования звука.

Глубина кодирования звука - это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.

Если известна глубина кодирования, то количество уровней громкости цифрового звука можно рассчитать по формуле N = 2 I . Пусть глубина кодирования звука составляет 16 битов, тогда количество уровней громкости звука равно:

N = 2 I = 2 16 = 65 536.

В процессе кодирования каждому уровню громкости звука присваивается свой 16-битовый двоичный код, наименьшему уровню звука будет соответствовать код 0000000000000000, а наибольшему - 1111111111111111.

Качество оцифрованного звука. Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука. Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте дискретизации 8000 раз в секунду, глубине дискретизации 8 битов и записи одной звуковой дорожки (режим "моно"). Самое высокое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству аудио-CD, достигается при частоте дискретизации 48 000 раз в секунду, глубине дискретизации 16 битов и записи двух звуковых дорожек (режим "стерео").

Необходимо помнить, что чем выше качество цифрового звука, тем больше информационный объем звукового файла. Можно оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла длительностью звучания 1 секунда при среднем качестве звука (16 битов, 24 000 измерений в секунду). Для этого глубину кодирования необходимо умножить на количество измерений в 1 секунду й умножить на 2 (стереозвук):

16 бит × 24 000 × 2 = 768 000 бит = 96 000 байт = 93,75 Кбайт.

Звуковые редакторы. Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его. Оцифрованный звук представляется в звуковых редакторах в наглядной форме, поэтому операции копирования, перемещения и удаления частей звуковой дорожки можно легко осуществлять с помощью мыши. Кроме того, можно накладывать звуковые дорожки друг на друга (микшировать звуки) и применять различные акустические эффекты (эхо, воспроизведение в обратном направлении и др.).

Звуковые редакторы позволяют изменять качество цифрового звука и объем звукового файла путем изменения частоты дискретизации и глубины кодирования. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в звуковых файлах в универсальном формате WAV или в формате со сжатием МР3.

При сохранении звука в форматах со сжатием отбрасываются "избыточные" для человеческого восприятия звуковые частоты с малой интенсивностью, совпадающие по времени со звуковыми частотами с большой интенсивностью. Применение такого формата позволяет сжимать звуковые файлы в десятки раз, однако приводит к необратимой потере информации (файлы не могут быть восстановлены в первоначальном виде).

Контрольные вопросы

1. Как частота дискретизации и глубина кодирования влияют на качество цифрового звука?

Задания для самостоятельного выполнения

1. Задание с выборочным ответом. Звуковая плата производит двоичное кодирование аналогового звукового сигнала. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 65 536 возможных уровней интенсивности сигнала?

1) 16 битов; 2) 256 битов; 3) 1 бит; 4) 8 битов.

2. Задание с развернутым ответом. Оценить информационный объем цифровых звуковых файлов длительностью 10 секунд при глубине кодирования и частоте дискретизации звукового сигнала, обеспечивающих минимальное и максимальное качество звука:

а) моно, 8 битов, 8000 измерений в секунду;

б) стерео, 16 битов, 48 000 измерений в секунду.

3. Задание с развернутым ответом. Определить длительность звукового файла, который уместится на дискете 3,5" (учтите, что для хранения данных на такой дискете выделяется 2847 секторов объемом 512 байтов каждый):

а) при низком качестве звука: моно, 8 битов, 8000 измерений в секунду;

б) при высоком качестве звука: стерео, 16 битов, 48 000 измерений в секунду.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности



2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока "Представление звука в компьютере"

· оцифровка вводимого звукового сигнала;

· качество цифрового звука;

· виды кодирования звуковых файлов.

С начала 90-ых годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуковой информацией.


Каждый компьютер, имеющий звуковую плату, микрофон и колонки, может записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию.


С помощью специальных программных средств (редакторов звукозаписей) открываются широкие возможности по созданию, редактированию и прослушиванию звуковых файлов. Создаются программы распознавания речи и, в результате, появляется возможность управления компьютером при помощи голоса.


А как же представляется звук в компьютере?

Вообще звук – это процесс колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется. Звук характеризуется амплитудой (силой) и частотой (количеством колебаний в секунду).

Под звукозаписью понимают процесс сохранения звуковой информации на каком-либо носителе с помощью специальных устройств.

Ввод звука в компьютер производится с помощью звукового устройства, микрофона или радио, выход которого подключается к порту звуковой карты.


Рассмотрим подробнее процесс ввода звука в компьютер.

Звуковые сигналы непрерывны. С помощью микрофона звуковой сигнал превращается в непрерывный электрический сигнал. Но, как вы помните компьютер может работать только с цифровой информацией, поэтому если нам нужно обработать звук на компьютере, то его необходимо дискретизировать – то есть превратить в прерывистую, состоящую из отдельных частей, последовательность нулей и единиц.

Процессом преобразования звука из непрерывной формы в дискретную при записи и из дискретной в непрерывную при воспроизведении занимается звуковая карта или аудио адаптер.


Звуковая карта – это устройство для записи и воспроизведения звука на компьютере. То есть задача звуковой карты — с определённой частотой производить измерения уровня звукового сигнала и результаты измерения записывать в память компьютера. Этот процесс называют оцифровкой звука.

Промежуток времени между двумя измерениями называется периодом измерений — обозначается буквой Т и измеряется в секундах.

Таким образом на качество преобразования звука влияет несколько условий:

• Частота дискретизации, то есть сколько раз в секунду будет измерен исходный сигнал.

• Разрядность дискретизации – количество битов, выделяемых для записи каждого результата измерений.


Результаты таких измерений представляются целыми положительными числами с конечным количеством разрядов. Как мы уже говорили, в таком случае получается дискретное конечное множество значений в ограниченном диапазоне.

Размер этого диапазона зависит от разрядности ячейки — регистра памяти звуковой карты.


То есть обратите внимание, снова работает главная формула информатики:


здесь i — это разрядность регистра. Также число i называют разрядностью дискретизации. Записанные данные сохраняются в файлах специальных звуковых форматов.

Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,1 Мб. Частота дискретизации ровна 22050 Герц. Нужно найти разрядность аудиоадаптера.


При воспроизведении звукового файла цифровые данные преобразуются в электрический аналог звука. К звуковой карте подключаются наушники или звуковые колонки. С их помощью электрические колебания преобразуются в механические звуковые волны, которые воспринимают наши уши.

Таким образом, чем больше разрядность и частота дискретизации, тем точнее представляется звук в цифровой форме и тем больше размер файла, хранящего его.

Рассмотрим такой пример: Нужно определить качество звука (то есть какое это качество радиотрансляции или качество аудио-CD) если известно, что объём моноаудиофайла длительностью звучания в 10 секунд равен 940 Кб. Разрядность аудиоадаптера ровна 16 бит.


Рассмотрим ещё один пример. Аналоговый звуковой сигнал был дискретизирован сначала с использованием 256 уровней интенсивности сигнала (качество звучания радиотрансляции), а затем с использованием 65536 уровней интенсивности сигнала (качество звучания аудио-CD). Нужно найти во сколько раз различаются информационные объёмы оцифрованного звука?


Для работы со звуковой информацией на компьютере используются различные программы. Одни из них позволяют записать звук на цифровой носитель, другие — воспроизвести. Существуют программы, которые выполняют более сложную обработку звука. Такие программы называются редакторы звука. Например, можно вырезать фрагмент музыкального произведения или речи, объединить фрагменты, изменить тембр звучания, длительность воспроизведения создавать различные музыкальные эффекты, очищать звук от шумов, согласовывать с изображениями для создания мультимедийных продуктов и так далее.

При хранении оцифрованного звука приходится решать проблему уменьшения объёма звуковых файлов. Существует два способа кодирования звука: кодирования данных без потерь, позволяющего осуществлять стопроцентное восстановление данных из сжатого потока. А также кодирование данных с потерями. Позволяет добиться схожести звучания восстановленного сигнала с оригиналом при максимальном сжатии данных. Здесь используются различные алгоритмы, сжимающие оригинальный сигнал путём выкидывания из него слабо слышимых элементов.

Существует множество различных аудио форматов. Наиболее часто используются такие форматы как WAV и MP3. Тип формата обычно определяется расширением файла (то, что идёт после точки в имени файла mp3, wav, ogg, wma)

WAV – один из первых аудио-форматов. Обычно используется для хранения несжатых аудиозаписей, идентичных по качеству звука записям на компакт-дисках. В среднем одна минута звука в формате wav занимает около 10 Мб.


MP3 – наиболее распространённый в мире звуковой формат. MP3, как и многие другие форматы кодирует звук с потерей качества, то есть урезает звук, который не слышится человеческим ухом, тем самым уменьшая размер файла.


На текущий момент mp3 не является лучшим форматом по соотношению размера файла к качеству звучания, но в силу своей распространённости и поддерживаемости большинством устройств, многие хранят свои записи именно в нём.


Звуковая карта – это устройство для записи и воспроизведения звука на компьютере. Задача звуковой карты — с определённой частотой производить измерения уровня звукового сигнала и результаты измерения записывать в память компьютера. Этот процесс называют оцифровкой звука.

Качество оцифрованного звука зависит от:

• Частоты дискретизации, то есть сколько раз в секунду будет измерен исходный сигнал.

• и Разрядности дискретизации – то есть от количества битов, выделяемых для записи каждого результата измерений.

Существует два способа кодирования звука:

• кодирования данных без потерь, здесь осуществляется стопроцентное восстановление данных из сжатого потока;

• кодирование данных с потерями. Это способ позволяет добиться схожести звучания восстановленного сигнала с оригиналом при максимальном сжатии данных.

Читайте также: