Прочитать файл с карты водителя

Обновлено: 07.07.2024

В данной статье я коротко постараюсь описать, что такое карты тахографа, структру данных на карте, и как считать и разобрать информацию с неё. Все примеры будут рассматриваться на карте водителя, но справедливы и для остальных.

Что такое карта тахографа.

С помощью неё в Европе и РФ контролируют режим работы и отдыха водителей, с целью не нарушения им установленных законом норм.

С технической точки зрения это смарт-карта на которую тахограф записывает некоторые данные, о том как водитель управлял транспортным средством, были ли сбои в работе тахографа и т.д. Каждая карта выдаётся на конкретного водителя, и содержит его данные такие как ФИО, дату рождения, персональный сертификат(причём для Европы и РФ они отличаются). Также на карте содержится закрытый ключ, с помощью которого можно подписать данные с карты при выгрузке, с целью дальней защиты их от фальсификаций.

Корме карты водителя, есть также:

  • карты мастерской (для настройки и калибровки тахографа)
  • карты предприятия
  • карты контролера (с помощью неё можно получить информацию о режимах работы через тахограф)

Далее все рассмотрение будем проводить для карты водителя, так как она самая распространённая.

Структура карты тахографа.

Данные на карте хранятся в виде бинарных файлов, для каждой секции свой. В европейская карта водителя имеет следующую структуру:

Дерево файлов карты тахографа

Описывать все структуры данных в файлах я не буду, так как её можно посмотреть в документации.

Я бы отметил файл EF Driver_Activity_Data, т.к. это едиственная секция в которую входят структуры данных с переменной длиной, а сама структура секции циклична, то надо быть внимательным при ее разборе, для избежания различных сторонних эффектов.

Также надо сказать что в секции EF Application_Identification, содержит данные от которых зависит длина секций с переменной длиной, таких как Я бы отметил файл EF Driver_Activity_Data, EF Events_Data, EF Faults_Data и других.

Чтение данных с карты.

Данные с карты можно прочитать либо с помощью тахографа или же специального ПО при помощи смарт-картридера.

С технической точки зрения более интересен второй способ. Внутри нашей карты стоит собственная ОС которая реагирует на некоторые команды. Все команды нет смысла рассматривать, так как они есть в документации. Поэтому рассмотрим основные:

  • Выбор файла (секции)
  • Чтение файла
  • Цифровая подпись

Все команды отправляются на карту в виде последовательности байт. Для примера реализации я выбрал язык Go. Работа с картой будет использоваться библиотека SCard, которая является врапером pcsc-lite.

Для начала опишем функцию, для отправки команды на карту:

Функция принимает на вход команду и указатель на устройство с картой для чтения. На выходе она возвращает либо ошибку, либо результат. Карта присылает ответ в следующем формате: 2 байта статуса операции( 90 00 если операция завершилась удачно) затем набор байт результата (если он есть).

Порядок чтения файла следующий: выбираем файл -> читаем содержимое -> подписываем (если нужно).

Команда для выбора файла выглядит так:

Напиример для чтения файла EF ICC команда будет следующей: 00 A4 04 0C 00 02

Также, как видно по структуре, есть необходимость выбрать секцию, команда для нее следующая:

Итоговая функция будет выглядеть следующим образом:

После того как файл выбран, его можно считать отправив следующий набор байт:

Надо отметить что команда выполняется сразу после выбора файла, и за один проход не может считать больше 255 байт (0xFF). При удачном выполнении команда вернет набор байт, заданной для считывания длины. Полность функция для чтения выглядит так:

После выбора секции и чтения файла осталось разобраться с подписью. Подпись считанного файла делается в 2 этапа:

  1. Сначала происходит генерация хэша, командой:
  1. Затем вычисляется сама подпись, командой:

Данная функция вернет набор байт подписи.

Код функций следующий:

По спецификации данные с карты должны выгружаться в TLV формате. Формат имеет следующий вид:

  • tag равен имени файла (2 байта) + байта подписи (00-данные, 01 - подпись);
  • len 2 байта, в которых записывается длинна считанного файла или подписи;
  • value значение считанного файла или подписи.

У не подписанного файла будет только одна структура TLV, у подписанного соответственно TLV файла + TLV подписи.

Совокупность этих TLV и будет файлом выгрузки, которая иногда называется ddd файлом.

Функция для выгрузки файла в формате TLV:

Полный пример программы для выгрузки данных с карты находится здесь.

Разбор

Разбор выгруженного файла довольно тривиальный. Нужно отфильтровать все секции с данными, выделить из них знчение файлов и разобрать их в соответствии со спецификацией. Для примера я приведу пример разбора одной секции, остальные будут по аналогии.

Для примера возьмем секцию EF Identification. Если посмотреть в документацию, то секция имеет следующий вид:

Структура секции EF_Identification

Здесь можно увидеть описания стуруктур, которые входят в состав файла, их размер и значения по умолчанию.

Чтобы понять что хранится в этих структурах надо перейти в раздел DATA DICTIONARY в документации и найти соотвтетсвующую струткуру, например CardIdentification хранит информацию по идентификации и в нее входит следующая инфа:

  • cardNumber содержт строку из 16 байт с номером карты
  • cardIssueDate содержит дату выдачи карты размером 4 байта (формат unixtime)
  • cardValidityBegin содержит дату начала действия карты размером 4 байта (формат unixtime)
  • cardExpiryDate содержит дату окончания действия карты размером 4 байта (формат unixtime)

Примерный парсер, реализованный в виде сервиса, можно взять здесь

Заключение

Как видно чтение и разбор данных с карты тахографа довольно простая задача, если понять как правильно работать со спецификацией.

Считываем карту водителя и выгружаем данные из тахографа

Считывание карт водителей должно производиться не реже одного раза в 28 дней! Это обязательное требование каждого транспортного предприятия! Если механик или ИП выпустил на линию транспортное средство и не произвел выгрузку с карты водителя, то он может быть оштрафован на основании статьи 11.23 КоАП.

Существует несколько способов чтения карт водителей. Основной и самый удобный - самостоятельное чтение карты с помощью считывателя, компьютера и программы для выгрузки. Каждый элемент имеет свою функцию:

Считыватель

Считыватель подключается к компьютеру в USB-разъем и является посредником между картой водителя и компьютером.

Программа

Это утилита, которая устанавливается на персональный компьютер и позволяет сделать выгрузку файлов ddd из карты тахографа.

Способы считывания данных из карт тахографов

Место считывания Карта водителя ЕСТР Карта водителя СКЗИ
В офисе Считыватель + программа + ПК Считыватель + программа + ПК
На улице Загрузчик VDO DLK PRO TISCOMPACT + ПК Загрузчик VDO DLK PRO TISCOMPACT + ПК
В машине Загрузчик 6-pin + карта предприятия + ПО + ПК Загрузчик USB + карта предприятия + ПО + ПК
В мастерской Карта мастерской + загрузчик 6-pin + ПО + ПК Карта мастерской + загрузчик USB + ПО + ПК

Считывание информации с тахографа

Обязанность выгружать данные из тахографа возлагается на транспортные предприятия только при утилизации тахографа или его передаче в другое предприятие при продаже. В остальном это дело добровольное. Для выгрузки информации из цифрового тахографа Вам понадобятся:

  • Карта предприятия
  • Загрузчик
  • Программа
  • Компьютер

С помощью карты предприятия в меню тахографа открывается дополнительное меню. Предоставляется возможность выгрузить всю информацию из тахографа на внешний носитель.

Практические советы по выгрузке файлов ddd из тахографов и карт водителей

Данные тахографа необходимо регулярно считывать, чтобы не допустить перезаписи данных. При этом файлы с карт водителей никуда не пропадут, они только лишь скопируются на внешнее запоминающее устройство.

Важное правило: С карты водителя необходимо производить выгрузку не реже, чем 1 раз в 28 дней.

Разберем выгрузку файлов ddd из тахографов и карт водителей на примере применения бесплатного программного обеспечения Штрих ТахоРепорт от производителя тахографов "Штрих-М":

  1. Считывание данных с карты водители с помощью картридера и компьютера
  2. Считывание данных с тахографа и карты предприятия с использованием usb накопителя
  3. Удаленно по gprs-каналу

Выгрузка данных с карты водителя с помощью картридера. Для выгрузки данных вам понадобится компьютер с установленной программой для предприятия тахорепорт, считывающее устройство "картридер" и карта водителя. Установите на своем компьютере утилиту программы. Подключите картридер к компьютеру, вставьте карту в картридер и зайдите в раздел импорт. В этом разделе Вы можете произвести выгрузку данных с карты водителя.

С помощью usb-накопителя. Нам понадобится тахограф, карта предприятия, usb-накопитель, компьютер и программа штрих тахорепорт. Для выгрузки данных через тахограф необходимо вставить карту предприятия во второй слот, карту водителя в первый слот. С помощью кнопок вверх или вниз выберите нужный пункт меню по выгрузке информации из тахографа или карты водителя. Вставьте флеш-накопитель в usb-разъем на передней панели тахографа. Произведите выгрузку и перенесите информацию на ПК.

С помощью gprs-модема (удаленно). Сервис по удаленному считыванию данных с карт водителей тахографа, предлагаемый компанией, значительно экономит время позволяя пересылать данные с карт водителей без заезда в мастерскую или предприятие. Удаленную загрузку данных возможно настроить только в авторизированной мастерской.

Напомним, что согласно законодательству, сегодня, предприятия обязаны выгружать данные с каты водителей не реже чем 1 раз в 28 дней. Данные с карты водителя необходимо хранить в течении года и предоставлять сотрудникам контролирующих организаций.

Нужно ли выгружать данные из тахографа и карт водителей

Законодательство со временем видоизменяется и уже достаточно давно вступило в силу по применению тахографов на территории России, многие руководители предприятий и главные механики не очень четко себе представляют будущее тахографии, а в связи с этим невольно могут стать нарушителями. Регулярно выгружайте данные из карт водителей, а информацию из тахографов перед продажей автомобиля сохраняйте и будет все хорошо.

Данные должны храниться в течение одного года и быть доступны для проверки инспекцией. Законодательство требует, чтобы водитель либо сам выгружал информацию с цифрового тахографа и имел её при себе, либо дал разрешение компании на право считывания и хранения информации для последующей проверки инспекцией. Информация с считывается и хранится в формате ddd файлов. Для расшифровки ddd файлов необходимо специальное программное обеспечение.

В комплекте с российским тахографом, например АТОЛ Drive5, обычно идет компакт диск, на котором записано программное обеспечение для считывания информации с карт тахографа.

Программа АТОЛ Карты тахографа

Программу АТОЛ Карты тахографа можно скачать с официального сайта производителя.

atolcard_reader

Программа позволяет считывать данные с карты, используя устройство для считывания смарт-карт, а также импортировать .ddd файлы, например выгруженные на usb носитель (например флешку), или на специальное устройство для переноса данных.

Пример выгрузки данных с карты водителя на на флеш диск используя тахограф АТОЛ Drive5.

Для этого требуется карта водителя, карта предприятия и usb флеш диск.

После этого на флеш диск будут записаны .ddd файлы с карты водителя.

Выгруженные файлы можно импортировать в специальное программное обеспечение, например АТОЛ Карты тахографа.

Программа ШТРИХ -ТахоReport

Программа ШТРИХ-TaxoREPORT позволяет расшифровать данные, выгруженные на flash-накопитель из памяти тахографа или карты водителя, а также данные, выгруженные с карты водителя через карт-ридер.

taxoreport

Устройства для считывания данных с карт водителя

USB Card Reader


Является одним из самых компактных настольных устройств для считывания данных с карт цифровых тахографов.

При помощи картридера для карт цифрового тахографа возможно считать информацию с карты водителя и сохранить ее в необходимом формате (.ddd) для последующих проверок контролирующими организациями. Данная процедура не требует специальных профессиональных навыков и довольна проста: подключаете картридер к компьютеру через USB разъем или посредствам USB кабеля, устанавливаете программное обеспечение (есть бесплатные версии), вставляете карту водителя и загрузка началась. Полученный файл (формата .ddd) должен храниться в течение 1 года и должен быть доступен для проверки.

Также при помощи различных версий программного обеспечения возможно разблокировать карту водителя / предприятия для тахографов с блоком СКЗИ.

Данные файлы (формата .ddd) возможно просматривать и анализировать в различных специальных программах для анализа данных цифровых тахографов и получить информацию о скорости движения транспортного средства, о соблюдении и нарушении режима труда и отдыха водителем и т.д.

Специальные устройства для считывания данных с тахографа

Считыватели карт тахографа могут быть стационарными и переносными. Так же возможно приобретение считывателей карт тахографа, в составе комплектации программного обеспечения анализа данных тахографа. Функционал считывателей ни чем не отличается, единственное отличие это форм фактор в котором выполнен считыватель и его производитель. Переносные считыватели удобны для больших автопарков.

Устройство для загрузки и анализа данных DLKPro TIS-Compact® Russia


DLKPro TIS-Compact® представляет собой практичное комплексное решение для управления данными с множеством возможностей. Комплект содержит все, что необходимо предприятию, перевозчику или любому другому участнику тахографического контроля для выполнения установленных законом требований как ЕСТР, так и российского законодательства относительно национальной системы тахографии (тахографы СКЗИ).

• Выполнение установленных законом требований: создание электронного архива защищенных от модификации данных из памяти тахографа и карты водителя

• Проверка на предмет нарушения цифровой подписи для каждого загружаемого файла

• Анализ данных тахографа по режимам труда и отдыха водителей, а также на наличие нарушений и технических сбоев

• Создание резервных копий на дополнительной карте памяти

• Для удобства восприятия возможность предоставления данных в различной форме

• Отображение всех оперативных данных на сенсорном экране прибора, что позволяет проводить экспресс-контроль без компьютера

• Работает со всеми моделями тахографов, допущенными как по ЕСТР, так и по российскому законодательству (с блоком СКЗИ)

• Длительное время автономной работы на собственном аккумуляторе, что позволяет выполнять автономную и удаленную работу (на выезде)

• Загрузка данных из памяти карты как со встроенного, так и с внешнего устройства считывания карт

• Функция напоминания о сроках загрузки данных предохраняет перевозчика от нарушения требований законодательства по непрерывности ведения архива данных, сигнализируя о максимальных сроках хранения информации на карте водителя

• Функция экспорта данных в другие приложения позволяет интегрировать данные в различные программные средства

• Выбор перечня автоматически загружаемых данных и периодов времени загрузки позволяет гибко настроить загрузчик на тот набор, который необходим конкретному пользователю

• Анализ по загруженным данным на наличие устройств манипуляций, установленных на автомобиле

• Программное обеспечение находится на самом загрузчике TIS-Compact®, у пользователя есть возможность работать с любого доступного компьютера

• TIS-Compact® загружает и анализирует все типы тахографических карт (водителя, мастера, предприятия, инспектора), это позволяет использовать устройство любому участнику системы тахографии в соответствии со своими профессиональными задачами

Считывание данных с цифрового тахографа возможен при наличии карты предприятия, используя карту предприятия, в тахографе открывается скрытое меню считывания данных. Затем в зависимости от производителя тахографа применяются различные устройства считывания.

В большинстве Российских цифровых тахографах для считывания данных достаточно иметь обычный USB флеш диск. При работе с Европейскими цифровыми тахографами необходимы специальные устройства считывания данных.

Внимание . Все сведения о функциях, функциональных возможностях и других спецификациях устройств и программного обеспечения, а также сведения, содержащиеся на этой странице, основаны на последней информации и считаются достоверными на момент публикации. Могут быть внесены изменения в эти сведения или спецификации без предварительного уведомления или обязательства.

считывание данных с тахографа

С течением времени тахографы медленно, но верно приживаются на дорогах России. У перевозчиков уже не возникает сомнений, в каком случае необходимо устанавливать тахограф, однако, не редко продолжают всплывать вопросы, связанные с его эксплуатацией.

Как пример, считывание данных с тахографа – одно из обязательных условий в части соблюдения законодательства о режиме труда и отдыха водителей. Все транспортные компании и индивидуальные предприниматели, установившие тахограф на автомобиль, обязаны считывать данные с цифрового устройства для дальнейшей архивации и анализа. Как правильно считать данные с тахографа, зачем это нужно делать и с какой периодичностью?

Какие данные записывает тахограф?

Для начала вспомним какие параметры регистрирует цифровой тахограф.

Помимо того, что тахограф в прямом смысле слова вынуждает водителя соблюдать режим труда и отдыха, фиксируя периоды движения и стоянок, устройство выполняет и другие функции. Собирая данные с датчика скорости, контроллер записывает информацию о скорости движения автомобиля и общем пробеге. По набору функций тахограф можно сравнить с чёрным ящиком, который записывает, обрабатывает и хранит информацию в своей памяти.

Зачем считывать данные с тахографа?

В первую очередь, считывание данных с тахографа несёт не рекомендательный, а обязательный характер в силу приложения к приказу № 3 Министерства транспорта от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». В тексте документа оговаривается периодичность выгрузки данных из памяти тахографа и с карты водителя. Обязательный срок считывания данных с карты водителя – один раз в 28 дней.

Также законодательные нормы регламентируют обязательное хранение данных в течение одного года на служебном компьютере компании. Наличие архивов может быть проверено трудовой инспекцией при очередной или внеплановой проверке.

Своевременная выгрузка данных с тахографа гарантирует отсутствие вопросов со стороны контролирующих органов и сохранность информации со смарт-карт и памяти тахографа. Дело в том, что объёма памяти карты водителя и карты предприятия хватает на 28 и 90 дней работы соответственно, после чего информация начинает перезаписываться на новую.

Во-вторых, сведения, полученные с тахографа, помогают проанализировать и оценить работу каждого водителя и загруженность автопарка компании.

Ключевой вопрос: как правильно выгружать данные с тахографа?

Как правило, инструкция по выгрузке предоставляется в руководстве пользователя к тахографу, также необходимую информацию можно найти и на сайте производителя в соответствующем разделе. Для операции вам понадобится считыватель и (или) карта памяти, на которую будут перенесены данные и специальное программное обеспечение, с помощью которого можно расшифровать и проанализировать выгруженную информацию.

Почему считать данные в сервисной мастерской – самый надёжный вариант?

При выгрузке данных важно, чтобы процедура была проведена корректно и без нарушения определённых условий текущего законодательства:

  • Электронный архив с файлами должен быть защищён от модификации данных из памяти тахографа и карты водителя;
  • Каждый выгружаемый файл должен быть проверен на факт нарушения цифровой подписи;
  • Данные тахографа должны быть проверены на наличие повреждений и технических сбоев;
  • Для файлов должны быть созданы резервные копии.

Сотрудники нашей мастерской помогут вам произвести процедуру считывания данных с учётом всех норм и требований. Мы полностью ответственны за корректность и абсолютную сохранность данных. По вашему запросу мы можем хранить файлы в своих архивах и провести их анализ на наличие проведённых манипуляций, а также напомнить о сроках последующих выгрузок данных.

Обратитесь в нашу компанию и убедитесь, что переложить функцию считывания данных тахографа на наших специалистов гораздо удобнее и выгоднее, чем делать это самостоятельно. Цена услуги составляет 600 рублей.

Самостоятельная выгрузка данных с тахографов и карт для тахографа

  • Считывание данных с тахографовVDOContinental. DLKPro TIS-Compact

Для выгрузки информации с тахографов VDO Continental и карт тахографа используется универсальный загрузчик DLKPro TIS-Compact. Благодаря своей многофункциональности устройство может производить удалённое считывание с карт, не используя при этом сам тахограф и соблюдая все законодательные нормы. Оперативно просмотреть информацию можно прямо на сенсорном экране считывателя, в развёрнутом виде – на экране компьютера, подключив считывающий ключ в usb-разъём. Программное обеспечение встроено в DLKPro TIS-Compact и не требует его покупки и скачивания.

*Устройство поставляется опционально и не включено в комплект тахографа VDO.

  • Считывание данных с карт с помощью считывателя ACR38U-11
    Устройство чтения карт ACR38U-11 – универсальный считывающий ключ, который обеспечивает бесперебойный экспорт данных с любых карт для тахографа. ACR38U-11 подключается к компьютеру, в слот устройства вставляется карта тахографа. Обмен данными происходит по интерфейсу usb 2.0. Данные считываются в формате ddd и готовы к импорту в установленное программное обеспечение.

*Все программы для обработки файлов предлагаются разработчиками на платной основе.

Позвоните в наш офис:

Или оставьте свои контакты - мы перезвоним в течение пяти минут.

Читайте также: