Просмотр информации на дисплее сотрудниками не допущенными к обработке персональных данных

Обновлено: 16.07.2024

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 515-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Роскомнадзор проверяет, как работодатели соблюдают правила обработки персональных данных. Расскажем о 10 нарушениях, которые выявляют чаще всего. Пока не выписали штраф или предписание, проверьте, все ли требования вы соблюдаете.

Ошибка № 1. Не разработали и не опубликовали политику обработки персональных данных

Что нужно сделать. Не только разработать политику обработки данных, но и опубликовать ее на сайте или другим способом обеспечить неограниченный доступ к документу (ч. 2 ст. 18.1 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разработайте политику или актуализируйте ту, что у вас есть, по Рекомендациям Роскомнадзора от 27.07.2017. Важно: не копируйте готовые формулировки, а отобразите в документе особенности именно вашей компании. За нарушение грозит штраф до 30 000 руб. (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).

Ошибка № 2. Не назначили ответственного за обработку персональных данных

Что нужно сделать. Назначить одного сотрудника, который будет отвечать за обработку персональных данных. Ответственный должен подчиняться непосредственно генеральному директору и у него должны быть полномочия давать указания руководителям подразделений (ч.2 ст. 22.1 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Ошибка № 3. Не утвердили перечень лиц, которые имеют доступ к персональным данным

Что нужно сделать. С помощью приказа утвердите перечень сотрудников, которым может понадобиться доступ к персональным данным в связи с их должностными обязанностями. Получать они должны только те данные, которые им нужны в работе (ст. 88 ТК РФ). В приказе можно указать ФИО, должности конкретных сотрудников, структурное подразделение или перечень должностей и структурное подразделение.

Что нужно сделать. Проверьте личные дела сотрудников – в них не должно быть лишних документов (ч. 5 ст. 5 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Для этого воспользуйтесь чек-листом.

Как только вы оформили кадровые документы, предоставили сотруднику гарантии и компенсации и выполнили другие необходимые действия и процедуры, персональные данные больше не нужны. Копии документов верните сотруднику или уничтожьте. Если в личном деле сотрудника, других документах и папках будете хранить данные, которые уже обработали и которые больше не нужны, компанию могут оштрафовать до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Руководитель отдела кадрового учета и расчета заработной платы бухгалтерского аутсорсинга "Главбух Ассистент" Ошибка № 5. Не проводите внутренний аудит работы с персональными данными

Что нужно сделать. Разработайте процедуру внутреннего контроля или аудита и периодически его проводите (п. 4 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Для этого создайте комиссию, которая будет анализировать документы, изучать процессы обработки персональных данных и давать рекомендации по их защите.

Ошибка № 6. Не знакомите работников под подпись с законом о персональных данных

Что нужно сделать. Оформите лист ознакомления работников с положениями законодательства о персональных данных и внутренними документами по вопросам обработки персональных данных (п. 6 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Другой вариант — включите положения в трудовой договор с работником.

Ошибка № 7. Не уведомили Роскомнадзор или неправильно заполнили уведомление об обработке персональных данных

Что нужно сделать. Ваша задача – уведомить территориальный орган Роскомнадзора о том, что будете обрабатывать персональные данные. Для этого используйте Методические рекомендации Роскомнадзора, утв. приказом от 30.05.2017 № 94. Роскомнадзор предупреждает: не берите готовые шаблоны из интернета, они могут быть ошибочными.

Ошибка № 8. Не сообщили в Роскомнадзор об изменении сведений, которые указали в уведомлении об обработке персональных данных

Что нужно сделать. Если изменили сведения, которые указывали в уведомлении, направьте в 10-дневный срок в Роскомнадзор информационное письмо. Форма информационного письма есть в Приложении № 2 к Рекомендациям № 94. Заполните те поля, в которых меняются сведения.

Ошибка № 9. Не утвердили перечень мест хранения персональных данных

Что нужно сделать. Издайте приказ, которым утвердите перечень мест хранения материальных носителей персональных данных – журналов, личных дел и т.д. (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687). Во всех кабинетах, где обрабатываете персональные данные на бумаге, определите места хранения — например, сейфы. Местом хранения может быть и само помещение, к примеру, архив организации.

Ошибка № 10. Используете неверный бланк согласия на обработку персональных данных

Что нужно сделать. Согласие на обработку персональных данных должно включать все обязательные реквизиты, которые предусматривает закон (ч. 4 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). За некорректную форму согласия предусмотрен штраф до 75 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Согласие на обработку персональных данных должно содержать:

1. ФИО, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе.

2. ФИО, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных).

3. Наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

4. Цель обработки персональных данных.

5. Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных.

6. Наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, обрабатывающего персональные данные по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу.

7. Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых способов обработки персональных данных.

8. Срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом.

9. Подпись субъекта персональных данных.

Образцы необходимых документов и более подробные разъяснения смотрите в презентации Роскомнадзора.

от 24 сентября 2019 года N 356

Об определении угроз безопасности персональных данных, актуальных при их обработке в информационных системах персональных данных органов исполнительной власти Алтайского края

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", с целью обеспечения единого подхода к определению угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных органов исполнительной власти Алтайского края, Правительство Алтайского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых в органах исполнительной власти Алтайского края при осуществлении ими соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки (далее - "Перечень").

2. Руководителям органов исполнительной власти Алтайского края, а также подведомственных им учреждений разрабатывать с учетом Перечня частные модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.

Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО

Утвержден
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 24 сентября 2019 г. N 356

ПЕРЕЧЕНЬ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, АКТУАЛЬНЫХ ПРИ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С УЧЕТОМ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРА И СПОСОБОВ ИХ ОБРАБОТКИ

Актуальные угрозы безопасности персональных данных, определяемые согласно требованиям ФСТЭК России

утечка по акустическому каналу

утечка по виброакустическому каналу

утечка по виброакустическому (лазерному) каналу

утечка по акустоэлектрическому каналу

просмотр информации на дисплее сотрудниками, не допущенными к обработке персональных данных (далее - ПДн)

просмотр информации на дисплее посторонними лицами, находящимися в помещении, в котором ведется обработка персональных данных

просмотр информации на дисплее посторонними лицами, находящимися за пределами помещения, в котором ведется обработка ПДн

использование специальных электронных устройств, внедренных в помещении, в котором ведется обработка ПДн

просмотр информации посредством коллективного отображения

просмотр информации с печатных документов сотрудниками, не допущенными к обработке ПДн

просмотр информации с печатных документов посторонними лицами, находящимися в помещении, в котором ведется обработка ПДн

перехват техническими средствами побочных электромагнитных излучений информативных сигналов от технических средств и линий передачи информации

перехват техническими средствами наводок информативного сигнала, обрабатываемого техническими средствами, на цепи электропитания и линии связи, выходящих за пределы служебных помещений

перехват техническими средствами радиоизлучений, модулированных информативным сигналом, возникающих в результате работы различных генераторов в составе информационных систем персональных данных (далее - ИСПДн) или в результате паразитной генерации в узлах (элементах) технических средств

перехват техническими средствами радиоизлучений, формируемых за счет высокочастотного облучения технических средств ИСПДн

перехват техническими средствами оптического излучения с боковой поверхности оптического волокна в волоконно-оптической системе передачи данных

применение электронных устройств перехвата информации, подключенных к каналам связи или техническим средствам обработки ПДн ("аппаратурные закладки")

отсутствие аутентификации пользователей компьютеров до загрузки операционной системы (далее - ОС) (паролей BIOS, дополнительных аппаратных средств аутентификации)

разглашение паролей BIOS или дополнительных аппаратных средств аутентификации, например, записывание в доступном для нарушителя месте (на бумаге, клавиатуре и т.п.)

подбор пароля BIOS (или дополнительных аппаратных средств аутентификации)

использование технологического пароля BIOS

вскрытие компьютера и аппаратный сброс пароля BIOS

некорректная реализация политики лицензирования в облаке

загрузка сторонней операционной системы (без средств защиты и разграничения доступа к ресурсам компьютера)

предоставление пользователям прав доступа (в том числе по видам доступа) к ПДн и другим ресурсам ИСПДн сверх необходимого для работы

копирование доступных ПДн на неучтенные (в том числе отчуждаемые) носители, в том числе печать неучтенных копий документов с ПДн на принтерах

отправка ПДн по ошибочным адресам электронной почты

преднамеренное или случайное искажение (фальсификация) ПДн

несанкционированное редактирование реестра

преднамеренное или случайное уничтожение ПДн (записей, файлов, форматирование диска)

разглашение (например, при разговорах, записывание на бумаге и т.п.) пользовательских имен и паролей

внедрение аппаратного "клавиатурного шпиона"

использование для входа в систему чужих идентификаторов и паролей

оставление без присмотра незаблокированных рабочих станций

внедрение и использование неучтенных программ

преднамеренное или случайное изменение настроек и режимов работы программного обеспечения (далее - ПО), модификация ПО (удаление, искажение или подмена программных компонентов ИСПДн или систем защиты информации)

преднамеренное или случайное искажение или удаление программных компонентов системы или средств защиты информации (далее - СЗИ)

подключение к ИСПДн стороннего оборудования (компьютеров, дисков и иных устройств, в том числе имеющих выход в беспроводные сети связи)

нарушение работоспособности технических средств обработки и защиты информации

вмешательство в работу (нарушение правил использования) средств защиты

несанкционированное изменение конфигурационных файлов ПО (настроек экрана, сети, прикладных программ)

использование сторонних носителей данных и оборудования (компьютеров, смартфонов, телефонов, фотоаппаратов, видеокамер, и иных устройств)

запуск сторонних программ

формирование недекларированных возможностей ПО

преднамеренная установка вредоносных программ (далее - ВП)

отключение средств антивирусной защиты пользователями

внедрение классических программных (компьютерных) вирусов, реализующих запись кода вредоносного ПО в код других программ с целью получения управления при запуске зараженных файлов, создание файлов-двойников для легального ПО, копирование кода вредоносной программы в каталоги для последующего запуска пользователем

внедрение ВП, распространяющихся по сети (сетевые черви), которые реализуют передачу своего кода на удаленный сервер или рабочую станцию

использование подключений к различным сетям (Web, почта, локальная сеть и т.п.)

передача по сетям за пределами контролируемой территории ПДн и иной конфиденциальной информации в открытом (или слабо защищенном) виде

использование программ-анализаторов пакетов (снифферов) для перехвата ПДн (и иной конфиденциальной информации)

использование программ-анализаторов пакетов (снифферов) для перехвата идентификаторов и паролей удаленного доступа (к сетевым службам)

сбор информации об объектах сети

активизация распространяемых злоумышленниками файлов при случайном обращении к ним пользователя

переполнение буфера приложений-серверов; использование недостатков программ, реализующих сетевые сервисы: настройка системных регистров, позволяющая переключить процессор после прерывания, вызванного переполнением буфера, на исполнение кода, содержащегося за границей буфера

использование возможностей удаленного управления системой. Использование скрытых компонентов ("троянских" программ) либо штатных средств управления и администрирования компьютерных сетей

инвентаризация сетевых ресурсов (поиск узлов сети, определение их адресов, типов ОС)

выявление сетевых служб, используемых портов, версий программ (уязвимых)

подбор идентификаторов и паролей пользователей сетевых служб (и их последующее использование)

применение методов социальной инженерии (мошенничество, обман)

частичное исчерпание ресурсов; привлечение части ресурсов ИСПДн на обработку пакетов, передаваемых злоумышленником, со снижением пропускной способности каналов связи, производительности сетевых устройств, нарушением требований к времени обработки запросов

полное исчерпание ресурсов; исчерпание ресурсов ИСПДн при обработке пакетов, передаваемых злоумышленником (занятие всей полосы пропускания каналов связи, переполнение очередей запросов на обслуживание)

использование ошибок в программах; передача пакетов с нестандартными атрибутами или имеющих длину, превышающую максимально допустимый размер

С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ), касающиеся общедоступных персональных данных (ПД). Сейчас вместо них появились «персональные данные, разрешенные к распространению». О том, что это за данные, все ли сотрудники располагают ими, какие действия осуществлять работодателю в связи с изменениями и как составить согласие на распространение таких ПД, читайте далее.

Общедоступные персональные данные

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Общедоступные данные по-новому

С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

Сколько согласий запрашивать?

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

Требования к согласию

Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.

Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).

В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.

Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.

Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.

Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.

Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.

Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.

Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:

в течение трех рабочих дней с момента обращения;

или в срок, указанный в постановлении суда;

или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.

К сведению: уведомлять Роскомнадзор о том, что сотрудники дали согласие распространять информацию о них, не нужно (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Оформление согласия

Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, разработаны Роскомнадзором, но не утверждены. Пока шаблон согласия не утвержден, приведем образец с учетом этих требований. Об изменениях будем держать вас в курсе.

Роскомнадзор отметил, что указание специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных допускается в случае предварительного получения оператором, осуществляющим обработку данных, согласия на их обработку в соответствии с требованиями ст. 9 – 11 Закона № 152-ФЗ.

Подчеркнем, что в согласии должен быть отражен конкретный срок его действия (определенный период времени или дата окончания срока действия). При этом не допускается ни указание об автоматической пролонгации срока действия согласия, ни определение срока его действия путем установления бессрочного статуса или указания на событие, наступление которого возможно в долгосрочной перспективе.

Итак, если вы размещаете информацию о работниках в открытом доступе и еще не получили от них согласие, срочно его запросите. Ведь требования к защите персональных данных становятся жестче, поправки в ст. 13.11 «Нарушение законодательства РФ в области персональных данных» КоАП РФ вступят в силу 27 марта 2021 года (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Так, обработка персональных данных без письменного согласия повлечет за собой уже двойные штрафы:

Читайте также: