Психолого педагогические проблемы компьютерного обучения

Обновлено: 07.07.2024

Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-компьютерных технологий:

1. Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.).

2. Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному обеспечению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников средних школ).

3. Компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным в настоящий момент и наиболее интенсивно развивающимся, потому что именно в этом направлении ведется сейчас интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию). Носителем этой информации может быть жесткий диск компьютера, компакт-диски или информационные сети как локальные, так и всемирные.

Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта. Программы могут работать в рамках сети Интернет, расширяя возможности обучения для ребенка. Их предметное содержание весьма широко: от обучения работы с компьютером до таких школьных предметов, как физика, история, биология, черчение, иностранный язык.

С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше таковое обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом их проверкой, то сейчас дистанционное обучение может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении лиц, доступ которых к образованию по ряду причин ограничен. Это относится и к детям, имеющим ограничения в образовании по состоянию здоровья (заболевания опорно-двигательного аппарата, сниженная функция органов чувств и т.п.).

Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличие от учителя компьютер оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. Компьютер лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку.

Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие:

- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее;

- использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность компьютеров для детей;

- компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;

- повышаются возможности индивидуализации обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.




Связь психологических исследований с разработками в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ) возникла задолго до появления компьютеров, в частности формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса. Позднее это привело к психологическим разработкам алгоритмического и программированного обучения. Однако лишь с внедрением компьютеров в практическую деятельность эти работы перешли от теоретических к экспериментальным исследованиям. Показательной в этом отношении является книга «Вычислительные машины и мышление» под редакцией Э. Фельгейбаума и Дж. Фельдмана, изданная в 1963 г. и через четыре года переведенная на русский язык. Она посвящена проблеме «искусственного разума» и содержит библиографическое описание более 1200 источников.

В настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании [2], [3], [4].

К сожалению, компьютеризация образования, в особенности применение компьютеров в школе, встречается с проблемами, имеющими с психологией весьма отдаленную связь: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность школ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации школьного образования относят объективные и субъективные. К первым относят прежде всего материально-технические проблемы (мало компьютеров в школе, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение).

Спорить с этим трудно - исследование, проводившееся в рамках проекта SITES [6], подтвердило слабость материальной базы российских школ. Однако большая часть школ располагает компьютерной техникой, пригодной для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Определенные надежды рождает и принятая федеральная программа компьютеризации школ, в соответствии с которой в 2001 г. будут оснащаться компьютерами сельские школы, на следующий год - городские, а еще через год - ПТУ.

Программное обеспечение, на которое часто жалуются учителя, тоже в последнее время разрабатывается достаточно интенсивно. Есть ряд фирм, ведущих активные разработки данного программного продукта. Например, фирма «1C» выпускает серию компакт-дисков «Репетитор», содержащих, как говорится в анонсе, «полный курс средней школы: учебник, задачник, справочник» по русскому языку, физике, химии и другим предметам.

Такие факты позволяют говорить о том, что на первый план выходит уже другая проблема: обеспечение учителя-предметника информацией о новом программном продукте по предмету. Серьезной организационно-методической проблемой становится поиск, содержательная и методическая оценка учителем такого программного продукта, а это предъявляет повышенные требования к технической оснащенности, программной информированности и компьютерной грамотности учителя. Большую помощь педагогу в решении вопроса информированности может оказать журнал «Компьютер в школе», в котором содержатся сведения рекламного характера об услугах на рынке обеспечения школ компьютерной техникой и программным обеспечением, а также публикуются материалы по методике использования информационно-компьютерных технологий в педагогическом процессе, учителя делятся опытом использования компьютеров в решении различных педагогических задач.

К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование. Нежелание учителей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров (компьютерофобии) [1], невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Зачастую конфигурация домашнего компьютера ученика оказывается лучше школьного, а компьютерная подготовка школьника - выше подготовки обычного учителя-предметника (не учителя информатики). Некоторые учителя оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебном процессе.

В силу разной подготовки учеников и разной технической оснащенности дома затруднено использование персонального компьютера для внешкольной работы, иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.

Использование информационно-компьютерных технологий в работе со школьниками предполагает их знакомство с компьютером, что требует много времени, в том числе и машинного. До сих пор нередки случаи, когда подготовка школьников на уроках информатики состоит не в формировании пользовательских навыков, а в знакомстве с устройством ПК, языками программирования, составлении примитивных, бессмысленных программ и т.п.

Мы называли основные достижения компьютеризации в образовании. Они действительно велики, а открывающиеся перспективы еще более обнадеживающи. Вместе с тем практически каждое из этих достижений влечет за собой шлейф психологических проблем и может предстать перед психологом своей теневой стороной. Например, педагоги встречаются с нежелательным использованием доступности информации. Часто школьник, который должен написать какой-то реферат или сочинение, находит готовую работу в информационной сети или на компакт-дисках. Обучающий эффект от такого использования компьютеров оказывается нулевым, а воспитательный - отрицательным.

Одно из таких последствий связано с мотивационным обеспечением работы с ПК. Психологи обычно выделяют две главные проблемы, связанные с чрезмерным увлечением ИКТ: компьютерные игры и интернет-зависимость.

Чрезмерное стремление человека находиться в сети Интернет, общаться с ее помощью с другими людьми (интернет-зависимость) [8] представляет еще одну важную проблему компьютерной гипермотивированности. Однако подобная проблема не стоит перед школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет-зависимости необходимо большое количество условий, которые для школьника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно эта проблема, если она возникает, встречается в старших классах.

Исследования позволили установить, что Интернет привлекает людей неформальностью общения, произвольно регулируемой анонимностью (человек дает о себе лишь ту информацию, которую считает нужной), свободой от принятых стереотипов обычного непосредственного общения, а лица, проводящие в сети много времени, характеризуются повышенной деловой направленностью, повышенной потребностью в общении, повышенной внушаемостью и рядом иных особенностей, присущих инструментальным ценностям личности.

О боязни компьютеров (компьютерофобии) мы уже говорили. Одним из способов борьбы с ней является введение игровых компонентов в обучающий процесс. В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д. Игра обладает огромным мотивационным потенциалом, а компьютерная игра в силу многомодальности содержащейся информации и возможности воздействовать на события и героев в реальном масштабе времени создает эффект присутствия, добавим к этому широкий выбор игр по типу, сюжету, действующим лицам, и мы поймем, насколько притягательным для ребенка по сравнению с повседневной жизнью покажутся приключения в выдуманной компьютерной стране [5, 7].

Привлекательность игровых компьютерных программ приводит к чрезмерному увлечению компьютерными играми, что может иметь достаточно серьезные последствия для ребенка; сдвиг мотива с учебной деятельности и других мотивов реальной жизнедеятельности на виртуальную деятельность (пройти тот или иной этап в игре, победить того или иного героя и т.д.). Ребенок в таких случаях просиживает много времени за компьютером, меньше внимания уделяет учебе, успеваемость его снижается, он ведет малоактивный образ жизни, общение с друзьями становится редким.

Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка [1, 3, 4, 5]. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на психолого-педагогические особенности их использования.

Современная цивилизация ставит человека, не владеющего ЭВМ, в невыгодное положение. Компьютеризация образования включает два направления:

  • 1) изучение курса «Основы информатики и вычислительной техники» (направлен на формирование у школьников алгоритмической культуры, умение составлять программы, обучение пользованию программами);
  • 2) использование компьютера для повышения эффективности учебного процесса.

Мы в основном будем рассматривать второе направление. Сопоставим содержание педагогической деятельности и возможное использование компьютера.

здесь ЭВМ мало применимы.

  • 6. На этапе отработки умений и навыков ЭВМ хороню использовать для индивидуального режима отработки, так как можно возвращаться, повторять часть программы, программа может указать ошибки.
  • 7. На этапе осуществления контроля за усвоением знаний, умений и навыков (по ходу урока и в конце его) — ЭВМ дает возможность осуществлять контроль за усвоением материала на этом этапе (с помощью упражнений и отработок), дает информацию по группам, категориям.

Компьютерные обучающие программы — это такое средство обучения, которое является носителем предметного содержания и которое направлено на организацию деятельности учителя и учащихся; оно может быть реализовано только при помощи ЭВМ. Типы учебных компьютерных программ представлены в табл. 10.2.

Основные типы компьютерных обучающих программ

Таблица 10.2

Психолого-педагогические особенности использования

Организуют усвоение учебного материала через отработку умений, возможно получение справок и указания на допущенные ошибки

Позволяют многократно осуществлять необходимые действия, отрабатывать практические умения и прилагать знания к той или иной ситуации

Овладение знаниями, умениями и навыками осуществляется за счет активного «включения» учащихся в те процессы, которые нельзя наблюдать непосредственно в повседневной жизни

Учащийся может многократно наблюдать функционирование того или иного процесса, изменять значения переменных и наблюдать результаты

Позволяют наблюдать явления в статике, в динамике; использование графиков, рисунков, анимации

Реализуют принцип наглядности в обучении

Определение уровня знаний и умений учащихся

Целесообразно применение на этапе контроля и подведения итогов овладения тем или иным тематическим разделом

Психолого-педагогические особенности использования

Получение новых сведений о тех или иных объектах, уточнение представлений, быстрый поиск и получение необходимой информации

Желательно использование этих программ при изучении нового материала, при самостоятельной работе над проектом

Объединяют два-три других типа программ

Учащийся, получив новые сведения по проблеме и отработав их, может осуществить самопроверку

Но несмотря на широкие возможности компьютерных обучающих программ, учитель все-таки остается главной фигурой урока. Вопрос о замене компьютером (или фильмом) учителя не ставится. Учитель лишь на время передает часть функций техническим средствам обучения. Важным воспитательным аспектом использования ТСО является воспитание социальной ответственности. Люди склонны списывать свои ошибки и недостатки на компьютерные системы. Несомненно, в плане доступности информации, ее увлекательности компьютерные технологии обучения имеют ряд привлекательных моментов.

  • ? Доступность, наглядность содержания, при котором нет нужды долго о чем-то думать и что-то осмысливать.
  • ? Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса.. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей, и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, осуществлять ее накопление, тиражирование.
  • ? Сильные эмоции, переживаемые учащимся. Необычная ситуация держит пользователя в постоянном напряжении.
  • ? Облегченность осуществления диалогового режима взаимодействия с компьютером (или с компьютерами в сети).
  • ? Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданиям с компонентами проверки правильности их выполнения.
  • ? Повышаются возможности индивидуализации обучения за счет подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний по отношению к конкретному учащемуся.
  • ? Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.
  • ? Компьютерные технологии создают новые возможности в дистанционном образовании. Раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних. Сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию ограничен (например, инвалидов).

Вместе с тем компьютеры не являются панацеей для учебной деятельности. К проблемам, которые порождает использование компьютеров, относят:

  • ? сужение поля творческой активности учащегося (жестко задана последовательность действий, задан результат, т. е. алгоритм);
  • ? умственная деятельность человека не должна копировать машину (из-за излишней алгоритмизации деятельности);
  • ? блокируется образное мышление (отправной пункт творчества);
  • ? излишняя индивидуализация обучения;
  • ? формирование у учащихся малообоснованной уверенности в беспредельных возможностях компьютера, граничащей с отказом от самостоятельных усилий;
  • ? нежелательное использование доступной информации (например, ученик вместо самостоятельного написания реферата находит готовую работу в Интернете или на компакт-диске);
  • ? компьютер может быть использован не только в учебных целях, его использование может привести к компьютерной зависимости (зависимость от компьютерных игр и интернет-зависимость);
  • ? гигиенические ограничения (ребенку за монитором рекомендуется непрерывно заниматься не более 15-20 минут из-за вредоносного воздействия магнитных полей, утомления зрения и т. п.);
  • ? затраты дополнительного времени и труда педагога, поскольку использование компьютеров требует высокой квалификации. Итак, ТСО и ЭВМ выполняют разнообразные функции в учебном процессе, но главным его элементом остается творчество учителя. С помощью ТСО наиболее целесообразно решать следующие задачи:
  • ? повышение эффективности процесса обучения;
  • ? расширение возможности проникновения в различные области научного знания;
  • ? получение информации об изучаемом явлении, процессе, объекте;
  • ? ускорение передачи научной информации;
  • ? оказание помощи преподавателю в интенсификации процесса обучения за счет сокращения времени на раскрытие, изложение сложных явлений, построение графиков, схем;
  • ? повышение наглядности, обеспечение лучшего, более глубокого усвоения предмета, развитие познавательной активности обучаемых.

Применение технических средств обучения улучшает дидактические условия процесса учения, расширяет дидактический инструментарий, с помощью которого преподаватель управляет процессом обучения, усиливает информативность процесса обучения. Одна из главных предпосылок успешности применения ТСО — соответствующие условия организации учебного процесса, навыки и умения обучающих.

Психолого-педагогические проблемы, порождаемые использованием компьютеров в обучении

Рис. 10.1. Психолого-педагогические проблемы, порождаемые использованием компьютеров в обучении

Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

ВложениеРазмер
psihologicheskie_aspekty_kompterizatsii_oboazovaniya.docx 17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты компьютеризации образования

Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие:

- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно компьютерных технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее;

- использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность компьютеров для детей;

- компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;

- повышаются возможности индивидуализации обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.

В настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании .

Одними из последствий связанных с внедрением информационных технологий психологи обычно выделяют две главные проблемы: компьютерные игры и интернет-зависимость.

Чрезмерное стремление человека находиться в сети Интернет, общаться с ее помощью с другими людьми (интернет-зависимость) представляет еще одну важную проблему компьютерной гипермотивированности. Однако подобная проблема не стоит перед школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет-зависимости необходимо большое количество условий, которые для школьника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно эта проблема, возникает в старших классах.

Исследования позволили установить, что Интернет привлекает людей неформальностью общения, произвольно регулируемой анонимностью (человек дает о себе лишь ту информацию, которую считает нужной), свободой от принятых стереотипов обычного непосредственного общения, а лица, проводящие в сети много времени, характеризуются повышенной деловой направленностью, повышенной потребностью в общении, повышенной внушаемостью и рядом иных особенностей, присущих инструментальным ценностям личности.

Привлекательность игровых компьютерных программ приводит к чрезмерному увлечению компьютерными играми, что может иметь достаточно серьезные последствия для ребенка; сдвиг мотива с учебной деятельности и других мотивов реальной жизнедеятельности на виртуальную деятельность (пройти тот или иной этап в игре, победить того или иного героя и т.д.). Ребенок в таких случаях просиживает много времени за компьютером, меньше внимания уделяет учебе, успеваемость его снижается, он ведет малоактивный образ жизни, общение с друзьями становится редким.

Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на психолого-педагогические особенности их использования.


Процесс информатизации, как и всякое сложное социальное явление, неоднозначен и противоречив. По нарастающей идет развертывание потенциала «информационного общества», под которым понимается его социологизация, освоение социальной информации, формирование информационного мировоззрения, рынка информации, информационной реальности, повышение психологической обоснованности систем связи.

Расширяет свои границы новый социальный процесс - познание информационной реальности. Технологический процесс информатизации все более уступает место социально-психологическому[5,С.34]. Социологизация и психологизация информационной реальности становится основным аспектом становления информационной цивилизации и информационной культуры. Осмыслением информатизации занимаются все ведущие направления социогуманитарных и естественных наук. Философия, антропология, социология, культурология, история, синергетика, информатика, психология, когнитология – это лишь некоторые области знания, в русле которых предпринимаются попытки понять все усложняющуюся реальность. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием компьютерной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества.

В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Квалификация проблемы информатизации образования как фундаментальной и причисление этой проблемы к важнейшим глобальным проблемам ХХI-го века все же требует, на наш взгляд, некоторой дополнительной аргументации.Что дает нам сегодня основание говорить об этой проблеме, как о глобальной и актуальной?

Здесь можно назвать три основные причины:

1. Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации.

При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения;

2.Функциональные возможности и технические характеристики информационно-коммуникационных средств уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.

3.Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что дальнейшее стремительное развитие информатики и широкое внедрение ее достижений в социальную практику приведут к формированию совершенно новой информационной среды общества –инфосферы[3,С.63].

Формирование инфосферы требует принципиально новых подходов к решению социальных и психологических проблем информатизации сферы образования. Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Информатизация образования созвучна модернизацией российского образования и повышению роли всех участников образовательного процесса.

К положительным последствиям информатизации учебного процесса относят следующее: усиление интеллекта; развитие логического, прогностического, оперативного мышления; специализации познавательных процессов; формирование специализированной, по предметному содержанию мотивации применения компьютера для решения учебных задач; повышение самооценки и уверенности в компьютеризированном мире; индивидуализация [6,С.42].

Формирование информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов, в том числе и будущих педагогов, тесно связано с уровнем информационной грамотности человека, основы которой должны постигаться в период обучения в учреждении среднего профессионального образования.

Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, адаптировать его к особенностям деятельности каждого учащегося, строить обучение в режиме диалога[1,С.3].

Применение в среднем профессиональном образовании информационных технологий вносит изменения в содержание и организацию учебного процесса. Обучение на базе информационных технологий расширяет круг учебно-познавательных задач, позволяет перейти от эпизодического к систематическому управлению учебной деятельностью, изменяет ее структуру и динамику. Происходит перестройка и развитие ориентировочной и операционально-технической сторон учебной деятельности, изменяются пространственные и временные границы взаимодействия, формируется система саморегуляции в работе с информационными технологиями.

Другой аспект информатизации процесса профессионального обучения заключается в психологическом воздействии современных информационных технологии на личность учащегося и социально-психологических аспектов взаимодействия человека с машиной (сфера «человек - знак»), и человека с человеком посредством машины (сфера «человек - человек»)[2,С.7].

Поскольку новые информационные технологии – это орудие трудовой деятельности, то они тоже изменяют психику личности учащегося. В этой связи и возникают наблюдаемые психологические проблемы использования высокой техники в жизни учащегося колледжа.

К негативным последствиям информатизации образования относится сведение решения учебных задач к формально-логическим компонентам, обеднение вербального мышления, сужение социальных контактов, чрезмерная индивидуализация.

Психологическими последствиями внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются: персонификация информационного носителя, феномен информационной тревожности; психологический барьер при переходе от «ручных» технологий к информационным, «бегство от действительности»[6,С.117].

Также очевиден ряд недостатков информатизации образования, которые связаны с репродуктивной организацией процесса обучения, с исключением из него мотивационных и эмоциональных компонентов.

Внедрение информационных технологий в образование становится важным новым источником психических новообразований, формирующихся в различных сферах: личностной, когнитивной, операциональной.

Резюмируя рассмотрение вопроса о психологических проблемах информатизации образования как социальной системы общества, можно отметить следующее.

Включение информационных технологий в учебный процесс учреждений среднего профессионального образования далеко не всегда эффективно, и иногда усугубляет некоторые стороны обучения: формализует учебный процесс, уменьшает степень общения учащихся колледжей, обедняет формы учебной деятельности, затрудняет перенос полученных знаний в сферы деятельности не связанные с компьютером. Тесное взаимодействие с компьютером чревато для учащихся колледжа аффективным закреплением, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности, обусловленными столкновением двух подсознательных процессов: антропоцентризма и антропоморфизма.

Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование информационных технологий в среднем профессиональном обучении являются:

-создание комфортной информационной среды обучения;

-развитие у подростков основных способов деятельности в информационных средах;

-учет психологических особенностей учащихся колледжей в процессе организации компьютерного обучения.

Таким образом, проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо ставить вопрос об изменении целей образования, его принципиально новой ориентации на проблемы информационной цивилизации.

В условиях существенного возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения процесса информатизации социального пространства необходимо перейти в системе образования на новые принципы информатизации. При этом информационные технологии должны стать эффективным средством поддержки педагогического процесса в учреждениях как технического, так и гуманитарного образования.

Адольф В.А., Степанова И.Ю. «Об информационной культуре замолвим слово . » (К проблеме определения целей и содержания «информатического» образования в условиях становления информационного общества). //

Информатика и образование. - 2009. - №2. - С.3-9.

Ковалевич И.А. Современные подходы к использованию информационно-образовательного потенциала образовательного учреждения для профессиональной ориентации в контексте их успешной социализации // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 4 – С. 7-13

Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования.//Открытое образование, № 3(74), 2009. –С.63-72.

Ломако О.М. Генеалогия воспитания: Философско-педагогическая антропология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 264 с.

Соколов И.А., Колин К.К. Новый этап информатизации общества и проблемы образования. // Информатика и ее применения. Том 1, вып. 2. 2008. – С. 34-43.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная реальность, образование, проблема, профессиональное образование, учебная деятельность, учебный процесс, информационная цивилизация, информационное общество, образовательный процесс, профессиональное обучение, сфера образования, формирование, эффективное использование.

Похожие статьи

Использование информационных технологий в процессе.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Информатизация образования | Статья в журнале.

Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы, электронное обучение.

формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей.

Дистанционное образование в условиях становления.

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

Использование информационных технологий при обучении.

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование, дисциплинарный курс, образовательная.

Изучение возможностей информационной среды.

Рассмотрим возможности профессионального развития педагога в условиях информационной среды современной школы. Как правило, в школе первостепенное значение придается информатизации всех сфер деятельности образовательной организации.

Роль образования в формировании информационной культуры.

Становление информационной цивилизации с бурным развитием техники и технологий повлекло значительные изменения в жизни каждого человека. Быть компетентным в своей деятельности.

Использование современных информационных технологий.

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение, преподаватель, дистанционное обучение, интерактивная лекция, информационная технология, программа.

Дистанционное обучение в информационной образовательной.

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

«Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность.

Читайте также: