Роль компьютерной техники в обучении различным видам речевой деятельности

Обновлено: 30.06.2024

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютер - излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры - это возможность подружиться даже самым разным детям. Прежде всего, особенность таких игр - активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей раннего возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. По сравнению с традиционными формами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ. С другой стороны, компьютеризация образования детей имеет и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. В данной статье освещены обе стороны влияния компьютерных технологий на развитие детей.

ВложениеРазмер
vliyanie_komp._tehnologiy_na_rech._razvitie_detey.docx 13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние компьютерных технологий на речевое развитие детей.

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Сейчас компьютеры – излюбленная тема разговоров у детей, особенно у мальчиков, а компьютерные игры – это возможность подружиться даже очень разным детям. Прежде всего, особенность таких игр – активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультиков. Есть огромное количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • В-третьих, это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей.
  • В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  • В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, неожиданные и необычные эффекты).
  • В- шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки. А ждет, пока он сам исправит их.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Это способствует развитию у детей высших психических функции:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • развитию творческих способностей.

развитию различных видов мышления:

  • развитию наглядно-образного мышления;
  • развитию словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)

коррекции недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодолению негативных качеств формирующегося характера.

формированию коммуникативной деятельности:

  • обеспечению полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками.
  • формированию механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формированию полноценных межличностных связей.

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании компьютерных технологий, благотворно влияют на развитие полноценной речи детей.

Компьютеризация образования детей имеет и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Занятия или игра на компьютере сопряжена с воздействием на ребенка целого комплекса факторов. Остановимся на основных из них.

Первое, на что обратили свое внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем.

Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5—6 лет это время составляет 10—15 минут . Функциональные возможности детей в этом возрасте еще очень малы. Для детей в возрасте 7—12 лет непрерывная продолжительность компьютерных занятий — 20 минут, а для ребят постарше — не более получаса. Уже после не столь продолжительных занятий у детей появляются признаки зрительного и общего утомления.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Второе правило — рациональная организация рабочего места. Прежде всего, компьютер необходимо разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположение рабочего места, когда у пользователя компьютера есть возможность перевести взгляд на дальнее расстояние — это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Следует избегать расположения рабочего места в углах комнаты или лицом к стене — расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м, экраном к окну, а также лицом к окну — свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере.

Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптимальных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать позитивному изображению на экране: черные символы на белом фоне. Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног . Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90°.

Следующее правило — регулярная влажная уборка и соблюдение оптимальных значений микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Задача взрослых- воспитать у ребенка полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощекова Г. А.

This article deals with computer technologies in teaching four kinds of speech activity: reading, writing, auding and speaking. Computer gives an opportunity to organize effective independent work on teaching reading and writing. In this article it is spoken about creation of professionally oriented computer language courses of students teaching reading of professional texts in foreign language, and also writing. The methodical principles which are taken into account conditions of teaching, character of teaching content and features of students are put in the basis of computer courses creation.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощекова Г. А.

Самостоятельная работа студентов технических вузов как один из факторов успешного овладения иноязычной коммуникативной компетенцией Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку магистрантов технических специальностей Реализация коммуникативных задач по специальности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Формирование лингвистической компетенции в процессе обучения профессионально ориентированному чтению с помощью компьютерной программы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Computer technologies in teaching all kinds of speech activity

This article deals with computer technologies in teaching four kinds of speech activity: reading, writing, auding and speaking. Computer gives an opportunity to organize effective independent work on teaching reading and writing. In this article it is spoken about creation of professionally oriented computer language courses of students teaching reading of professional texts in foreign language, and also writing. The methodical principles which are taken into account conditions of teaching, character of teaching content and features of students are put in the basis of computer courses creation.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в обучении всем видам речевой деятельности»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ВСЕМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.А. Краснощекова, к.п.н., доц.

This article deals with computer technologies in teaching four kinds of speech activity: reading, writing, auding and speaking. Computer gives an opportunity to organize effective independent work on teaching reading and writing. In this article it is spoken about creation of professionally oriented computer language courses of students teaching reading of professional texts in foreign language, and also writing. The methodical principles which are taken into account conditions of teaching, character of teaching content and features of students are put in the basis of computer courses creation.

В настоящее время для неязыкового вуза весьма актуальной представляется проблема обучения говорению в неразрывной связи с аудированием. Хотя компьютер пока не может быть партнером в полноценной спонтанной беседе на естественном языке, тем не менее нельзя недооценивать его возможностей для развития произношения, интонации, ритма и темпа речи [1, 2]. Для этого необходимы звуковые возможности с произвольным доступом - аудио- и видеодиски, CD ROM, оцифрованный звук и т. д.

Современный технический уровень возможностей компьютера позволяет рассматривать его в качестве адекватной среды/носителя для создания упражнений, обеспечивающих взаимосвязанное развитие умений и навыков аудирования и говорения, чтения и аудирования, чтения и говорения, аудирования и письма. Вместе с тем следует отметить, что программы такого рода весьма малочисленны. В сети Интернет можно найти ряд таких программ, которые, однако, невозможно применять в неязыковом вузе, поскольку и тематика, и соответствующий языковой материал не отвечают

потребностям профессионально-ориентированной подготовки будущих специалистов в курсе иностранного языка.

Что касается обучения чтению, то здесь компьютер обладает широкими возможностями манипулирования текстом, которые реализованы еще далеко не в полной мере. При этом следует учитывать результаты современных исследований по выявлению компонентов сложного умения чтения на иностранном языке и способов их отработки. Для того чтобы хорошо читать, необходимо владеть не только структурой английского предложения, различными слоями лексики, но и грамматикой текста, знать правила, по которым простые предложения комбинируются, организуясь в сложные синтаксические структуры письменного дискурса. То же можно сказать о средствах связности абзацев текста, о стилистических особенностях текстов различного типа. Подобные упражнения при обучении чтению помогают сократить дистанцию, существующую между чтением учебных и аутентичных текстов.

В связи с проблемой компьютеризации обучения чтению в зарубежных исследованиях уделяется много внимания уточнению природы и механизмов чтения как процесса взаимодействия между текстом и читателем. Различают теорию декодирования, или теорию чтения «снизу-вверх» (bottom-up theory), и теорию концептуальной обработки информации, или теорию чтения «сверху-вниз» (top-down theory) [5].

В рамках первой теории утверждается, что читатель (ре)конструирует, декодирует текст, продвигаясь от более мелких его элементов к более крупным, от букв к словам и от слов к предложениям. Приверженцы второй теории полагают, что читатель опирает-

ся на имеющиеся у него знания в процессе прогнозирования того содержания, которое имеется в тексте. Читатель приводит извлекаемое из текста содержание в соответствие с культурными, лингвистическими, историческими и иными представлениями, которые у него уже имеются. При этом имплицируется, что смысл текста не представлен в нем полностью в готовом виде, «ожидая» своего декодирования, напротив, он является продуктом взаимодействия читателя и текста.

В этом случае чтение предстает как в высшей степени активный процесс, при котором каждый читатель привносит в восприятие текста свои знания и ожидания, постоянно выдвигая гипотезы и проверяя их правомерность по ходу чтения. Если гипотезы находят подтверждение в процессе чтения текста, чтение продолжается на основе расширенной базы знаний. Если же в процессе чтения гипотеза не подтверждается, читателю приходится заново более внимательно перечитывать текст [5].

Большинство современных исследователей склонны считать, что в процессе чтения реализуются оба процесса: и декодирование, и концептуальная обработка информации, причем либо попеременно, либо параллельно. Такой подход называют интерактивной теорией чтения, согласно которой зрелые чтецы владеют обеими стратегиями чтения: и «снизу-вверх», и «сверху-вниз», применяя их в зависимости от ситуации, задачи чтения и характера текста [3]. Основываясь на интерактивной платформе, зарубежные авторы выделяют два типа когнитивных умений: идентификационные и интерпретационные. По-видимому, зрелые чтецы одновременно применяют умения как более низкого уровня, обеспечивающие быстрое и автоматическое узнавание слов и грамматических форм, так и более высокого уровня, позволяющие им понимать и интерпретировать содержание текста.

В отечественной методике обучения иноязычному чтению указанные выше два вида умений описываются соответственно в понятиях лексических и грамматических навыков чтения («умения низкого уровня») и умений/стратегий чтения («умения высокого уровня»). Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство компьютерных обучающих программ/курсов, созданных в нашей стране, были нацелены именно на формирование соответствующих лексических и грамматических навыков чтения и управление процессом формирования

Поскольку современные свойства компьютера предоставляют возможность организовать эффективную самостоятельную работу по обучению чтению, в работах последних лет обосновывается перспектив-

ность разработки так называемых автономных компьютерных курсов обучения чтению на иностранном языке, в том числе профессионально-ориентированных, в целях организации профессионально-ориентированного обучения ИЯ специалистов в рамках процесса самообразования. Следует отметить, что профессионально-ориентированный автономный обучающий компьютерный курс по обучению студентов чтению на ИЯ должен включать электронный учебник по обучению чтению, интерактивный словарь, тематический словарь, грамматический справочник, многоуровневую систему контроля, разветвленную систему справок. Следует выделить основные методические принципы создания профессионально-ориентированных автономных компьютерных курсов по обучению специалистов чтению профессиональных текстов на иностранном языке. Такое обучение специалистов иностранному языку может быть эффективным в том случае, если в основу создания компьютерных курсов положены методические принципы, учитывающие условия обучения, характер учебного материала и особенности обучаемых. Компьютерные курсы профессионально ориентированы, что обеспечит мотивацию в самостоятельном изучении ИЯ; грамотно используются возможности компьютера как нового средства обучения; обучение имеет узкую практическую цель.

Наряду с этим в отечественной методике был реализован так называемый когнитивно-интеллектуальный подход к обучению чтению на основе применения компьютера, который базируется на идее обучающего лингвистического автомата. В рамках данного подхода компьютер выполняет, главным образом, функцию предъявления текстов в электронном виде и справочно-информационную функцию, которая обеспечивается автоматизированным словарем, содержащим лексико-грамматическую информацию по любому слову текста, терминологическим справочником, банком вспомогательной информации, грамматическими таблицами и алгоритмом снятия грамматической омонимии.

По существу в этом случае студент читает самостоятельно, опираясь на справоч-но-информационную поддержку, предоставляемую компьютерной программой. С нашей точки зрения, компьютерные программы такого типа поддерживают индивидуальный маршрут и устраняют индивидуальные

трудности, возникающие у студентов в процессе чтения. С другой стороны, такой подход, по нашему мнению, более уместен для сильных студентов с достаточно сформированными умениями чтения и развитыми учебными умениями, поскольку в этом случае студент читает в значительной степени стихийно, у него не формируются необходимые стратегии чтения.

Это не означает, что указанные подходы исключают друг друга. С нашей точки зрения, их следует разумно сочетать друг с другом, используя на начальных этапах обучения чтению программы первого типа, а затем, когда основные умения и навыки чтения уже сформированы, давать студентам возможность работать с программами второго типа для совершенствования соответствующих умений.

Следует отметить, что компьютерные обучающие программы могут быть нацелены на обучение чтению не только в электронной, но и в обычной бумажной форме. Например, возможно создание компьютерной обучающей программы, управляющей формированием умения ориентироваться в книге. Для этого в программе должна быть предусмотрена опора на все ориентиры, позволяющие быстро получить представление о книге и принять решение, нужно ли ее читать (заголовок, имя автора, подзаголовки, ключевые слова, схемы, таблицы и пр.)

Компьютерные средства обучения письму ассоциируются, прежде всего с текстовыми редакторами. В сочетании со встроенными в них словарями и грамматическими справочниками они являют собой инструмент обучения орфографии, пунктуации, написанию сочинений, редактированию.

Возможности работы с текстом на компьютере довольно широки:

• исправление специально заданных ошибок в тексте;

• расстановка предварительно удаленных знаков препинания в тексте;

• восстановление исходного порядка следования переставленных элементов текста;

• восстановление удаленных элементов текста;

• сокращение текста на основе опущения несущественной информации с использованием компьютерных возможностей удаления слов, строк и абзацев;

• переработка заданного текста с учетом заданных условий, например, измене-

• развитие тезиса как развитие какого-либо утверждения с учетом заданных условий коммуникации;

• поочередное совместное создание текста разными студентами или группами студентов (развитие компьютерных сетей предоставляет дополнительные возможности для осуществления такого вида работы);

• создание совместного документа в качестве итога совместной проектной деятельности.

Существует серия компьютерных программных средств обучения, которые основаны на восстановлении текста (Cloze-procedure) и которые позволяют студентам разнообразными способами манипулировать текстом (Double-Up). Цель таких программ состоит в том, чтобы дать возможность обучаемым воссоздавать исходную форму тем или иным образом искаженных текстов и в процессе такой работы развивать умения самостоятельно создавать аналогичные тексты. Существуют также специальные программы, помогающие создавать письменные тексты, позволяющие исследовать употребление тех или иных языковых средств в большом корпусе текстов. Они являются действенными инструментами, дающими пользователям возможность использовать язык с большей степенью лексической и синтаксической корректности. Мы, однако, полагаем, что данные программы следует рассматривать как инструмент для работы преподавателей иностранного языка или студентов вузов лингвистического профиля. Для студентов неязыкового вуза диапазон их применимости достаточно ограничен.

Говоря о возможностях компьютера для обучения письму в неязыковом вузе, следует отметить целесообразность использования компьютерных редакторов для моделирования различных типов и жанров текстов на основе модификации исходного текста с помощью соответствующих речевых средств: описание - повествование - объяснение - полемика; статья - аннотация - план - тезисы к устному выступлению - текст выступления.

Сочетание в современных компьютерах аудитивной и визуальной модальности восприятия и передачи информации открывает широкие возможности для организации взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности, в частности, аудированию и говорению. Представляется возможным создание на базе компьютера широкого спектра средств самостоятельной

тренировки различных рецептивных, репродуктивных и продуктивных навыков и умений устной речи на основе выявления характерных трудностей и моделирования типичных ситуаций общения.

Таким образом, изучение описанных в зарубежной и отечественной литературе примеров позволяет сделать вывод о достаточно широком и разнообразном диапазоне возможностей компьютера в обучении иностранным языкам. В настоящее время персональный компьютер можно использовать: для формирования рецептивных и репродуктивных навыков; для формирования умений в любых видах речевой деятельности; на любом этапе обучения; на основе различных форм организации взаимодействия с компьютером (индивидуального, парного, группового, в присутствии преподавателя и без него); для любого уровня обученности (от начального до продвинутого); в рамках различных подходов к обучению (от программированного обучения с жестким управлением до свободной навигации обучаемого в учебной виртуальной/электронной среде). При этом каждая из указанных возможностей должна быть реализована системно, во взаимосвязи и целесообразном сочетании с другими возможностями.

На кафедре Иностранных языков Таганрогского радиотехнического университета для обучения английскому языку используются многоуровневые обучающие компьютерные программы Reward. Коллективом авторов созданы три электронных учебника по английскому, немецкому и французскому языкам, диагностические, промежуточные и итоговые компьютерные тесты, активно ведется работа по созданию компьютерных программ по обучению профессионально- ориентированному чтению на английском языке. Осуществляя обучение студентов иностранному языку с использованием компьютерных технологий, мы добиваемся следующих результатов: облегчается процесс обучения, что способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого, что в свою очередь, способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков.

На наш взгляд, велика роль компьютерных программ в неязыковом вузе как дополнительного материала для работы во время самоподготовки в аудиторное время и в процессе самостоятельной работы с язы-

ком. Незаменимую помощь преподавателю оказывают тестовые программы, которые являются одним из эффективных средств контроля и самоконтроля.

Весомым методическим плюсом в процессе создания компьютерных программ и тестов для индивидуальной работы студентов является наше сотрудничество с кафедрами Математики и Информатики, которые составляют под заказ программы для кафедры Иностранных языков. Таким образом, в нашей работе задействованы и ресурсы других кафедр, студенты которых на основании последних достижений в области информатики создают программы, которые мы применяем во время лингвистической подготовки, осуществляя индивидуализацию процесса обучения, тем самым повышая качество обученности студентов.

Использование в обучении иностранному языку учебно-методических компьютерных комплексов, разработанных в Англии, которые снабжены различными аудио-и видеоматериалами, позволяет органически сочетать в интерактивном режиме учебник, аудио- и видеоматериал, дополнив их многоуровневой системой контроля, на основе которого выстраивается индивидуальная стратегия обучения.

В то же время, несмотря на широкий спектр функций компьютера в обучении иностранным языкам, мы согласны с тем, что он не может быть длительно реализован без интеллектуального контакта между преподавателем и студентом и студентов между собой.

1. Потапова Р.К. Проблемы и перспективы развития компьютерных обучающих систем // Знание языка и языкознание. - М.: Наука, 1991. - С. 152-166.

2. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: Уч. пособие - М.: Радио и связь, 1997. - 528 с.

3. Цывкунова ЕЛ. Формирование автономности студента лингвистического вуза на основе междисциплинарного взаимодействия учебных курсов (английский и латинский язык): Автореф. дис. . к. пед, н. - М., 2002. - 25 с.

4. Павлова И.П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку: Дис. . д. пед. н. - М., 1992. - 438 с.

5. Carrel P., Devine J., Eskey D. (Eds.) Interactive approaches to second language reading. - New York: Cambridge University Press, 1988.

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Кемеровский государственный университет культуры и искусств как база реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбасс. Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ) является ведущим учебно-образовательным, научно-исследовательским и культурным центром Западной Сибири, осуществляющим прове-

дение научных исследований в сфере соци ально-культурной деятельности, а также подготовку специалистов для учреждений социальной сферы региона.

Получение статуса университета в 2004 г., официально закрепившего возросшие научные, педагогические и творческие возможности вуза, определило значительное расширение сферы подготовки кадров за

ИКТ (информационно- коммуникационные технологии) – это технологии обмена информацией, коммуникации. В современном мире сложно стоять на одном месте, ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предоставления учебной информации, способно усилить мотивацию ребенка к обучению. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний.

Кроме того, мы должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПина должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки 1-1, 3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от экрана. Занятия с использованиемкомпьютера для детей следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 2-4 лет не должна превышать 5 минут и для детей 5 лет не более 10 минут, 6-7 лет -15 мин.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду?На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.

создание позитивной атмосферы в период адаптации

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка раннего возраста;

обладает стимулом познавательной активности детей;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.

при использовании ИКТ:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в НОД

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность НОД демонстрацией.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского«multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема.У многих возникают вопросы : «а стоит ли в наше время приучать ребенка к технике? Невредно ли это? А как же двигаться?» и многие другие вопросы волнующие родителей.

На сегодняшний день актуальной проблемой является формирование речи у детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. В этом эффективными станут ИКТ. Применяя на практике такие технологии с раннего возраста, можно достичь более высокого результата в дальнейшем.

Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации,достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется эффективность внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; формируется тончайшая координация движений глаз.

В нашей педагогической деятельности ИКТ мы используем, как помощник в подготовке к занятиям с детьми: это нахождение музыкального сопровождения к занятию, музыкальные комплексы к утренней гимнастики, такие как «Кошка и мыши» «Воробьи и бобик» «Кто шагает» (показ фрагментов видео)

ИКТ поможет детям правильно воспринимать окружающий его мир, правильное восприятие звуков природы, развить речь, и увидеть много нового, того, что невозможно по картинкам или иллюстрациям объяснить ребенку в 1, 6-2 и 3 года. В этом помогают интерактивные коврики, используемые для различных заданий.

В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты:дидактические игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает». (показ видео «Умняшки-познавашки»)В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов,активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно. Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, получения новых знаний.

Далее вот пример занятия, где живое существо – утенок.

Изначально на экране яйцо из которого вылупляется утенок.

Утенок идет, стоит, крякает. Воспитатель знакомит детей с яйцом и утенком, рассказывает, о цвете утенка, какие лапки, крылышки и т. д. Просит послушать, как крякает утенок и предлагает покрякать вместе с утенком, что является артикуляционной гимнастикой.

Далее воспитатель просит обратить внимание на движения утенка, как он идет и предлагает деткам походить как утенок и покрякать. Таким образом, познавательный урок переходит в подвижную игру.

На следующем занятии можно посмотреть, как утенок купается, чистит перышки или машет крылышками, обыгрывая его движения.

Таким образом, доводя утенка до утки и селезня пополняя словарный запас и запас знаний в окружающем мире детей раннего возраста. С помощью такой инновации, ребенок получит наиболее реалистичное представление об окружающем мире, не проводя много времени перед экраном. Так же можно использовать запись звуков животных и если, ребенок захочет услышать, как крякает утка или утенок, ему нужно будет нажать на изображение утенка или утки на сенсорном столе, или клавишу ноутбука. Внедрение данного проекта, на мой взгляд, лучше проводить в конце первого полугодия, т. к. дети не все могут адаптироваться к детскому саду быстро.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление. В своей работе с детьми мы часто используем пальчиковые игры: ведь существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни,разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети.

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. (показ видео пальчиковой гимнастики)

Возможности компьютера неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Например: увидев смайлик – язычок на экране, дети с удовольствием выполняют упражнения с языком.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более мобильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

На занятиях развития речи используются презентации для

• составления различных видов рассказов;

• обучения пересказу знакомых сказок;

• формирования фонематического слуха на основе звукоподражания;

• заучивания стихотворений с опорой на образы.

(показ фрагмента видео со звукоподражанием)

Для большей эффективности презентации создаются с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания.

Большую роль в работе с использование новых информационных технологий играют компьютерные игры как новый вид развивающего обучения. Все более актуальным становится сайт «Мерсибо», на котором онлайн можно поиграть в различные развивающие игры. В частности очень много речевых игр. (видео по сайту мерсибо)

Задание «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.

Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно — ласкательных слов.

Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения пересказывать по серии сюжетных картинок. ,

Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшей усваимости определенных лексических тем занятий.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление, физическую активность детей.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование скороговорок на занятиях по вокалу в ДОУ Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Читайте также: