Rtx или gtx что лучше в ноутбуке

Обновлено: 07.07.2024

29 января начались продажи ноутбуков на видеокартах Nvidia GeForce RTX, многие из которых были анонсированы в начале месяца на выставке электроники CES. Как обычно, каждая компания хвастается, что предлагает лучшее устройство. Между тем, некоторые считают, что компания Nvidia со своей гибридной трассировкой лучей ведёт компьютерную графику не в том направлении.

Пока рано судить ноутбуки на GeForce RTX, но можно поговорить о причинах, по которым можно купить их или не покупать.

Доводы в пользу покупки

Если вы поклонник мощных видеокарт компании Nvidia и любите современные компьютерные игры, у вас может возникнуть желание приобрести новый ноутбук. Конечно, если вам это по карману.

Самые быстрые игровые ноутбуки в истории

Главная причина покупки состоит в вычислительной мощи. Собственно, об этом можно даже не упоминать — каждое следующее поколение компьютеров, ноутбуков, смартфонов мощнее предыдущего. Например, ноутбук MSI GS75 Stealth с видеокартой GeForce GTX 1080 Max-Q в некоторых тестах опередил модель ноутбука весом в полтора раза больше, более горячей и прожорливой видеокартой внутри.

Правда, большая часть этой производительности основана на современных играх без поддержки трассировки лучей. Если будущее за этой технологией, то оно пока не наступило.

Для примера можно посмотреть на производительность в бенчмарке 3DMark Time Spy. Здесь RTX 2080 Max-Q явно опережает другие современные ноутбуки. Мы не видели ноутбуков на полноценной видеокарте GeForce RTX 2080, но они будут ещё быстрее.

Игровые ноутбуки станут тоньше и легче

Такие модели выходили и до GeForce RTX, но теперь их станет ещё больше. А значит, они могут стать дешевле.

Из 40 ноутбуков с видеокартами RTX 17 используют версию Max-Q, то есть они более тонкие. Естественно, никто не любит слишком тяжёлые ноутбуки.

За трассировкой лучей будущее

Трассировка лучей может быть будущим компьютерных игр или проклятием, в зависимости от того, кого вы спросите. Демонстрационные ролики выглядят очень впечатляющими. По сравнению с обычными играми уровень графики здесь потрясает воображение.

Таким образом, купив современный ноутбук с видеокартой GeForce RTX, вы купите себе билет в это блестящее будущее. Если оно настанет. График ниже показывает ноутбук с GeForce RTX 2080 Max-Q в тесте трассировки лучей 3DMark Port Royal. Зелёная полоса убедительно выглядит на фоне нулей.

Ноутбуки на удивление тихие

Ещё меньше тяжёлых ноутбуков пользователи любят шумные ноутбуки. В этом плане Max-Q также делают большой шаг вперёд. Во время игр при высокой нагрузке возникает ощущение, словно что-то не так, поскольку шума вентиляторов почти не слышно.

Конечно, не все модели ноутбуков на GeForce RTX Max-Q будут такими тихими, но если даже вы слышите небольшой шелест вентиляторов и получаете больше кадров по сравнению с GeForce GTX 1080, это отличный результат.

Карты GeForce RTX станут беспроигрышным вариантом

Одним из аргументов против покупки этих ноутбуков является отсутствие игр с поддержкой трассировки лучей. Однако, вы всё равно ничего не теряете. Например, график ниже показывает производительность в играх без трассировки лучей по сравнению с другими ноутбуками. Как обычно, новое поколение видеокарт быстрее прошлого.

Причины не покупать ноутбук с GeForce RTX

Выше описано немало доводов в пользу приобретения нового ноутбука. Однако, есть достаточно оснований не делать этого.

Ноутбуки на видеокартах серии GTX 10 достаточно быстрые и дешевле прежнего

Nvidia не говорит о разнице в цене между ноутбуками на прошлом поколении видеокарт и на новом. Предположительно, она будет не особо большой, около $100. Кроме того, скидки чаще дают на старые ноутбуки, чем на новые. Конечно, это больше относится к иностранным магазинам, в наших больше любят накидывать.

Ноутбуки с видеокартой GeForce GTX 1060 Max-Q можно найти за $1500, тогда как GeForce GTX 1080 Max-Q стоят на несколько сотен долларов дешевле по сравнению с ноутбуками с GeForce RTX 2080 Max-Q. Естественно, магазины должны распродавать модели прошлого поколения, чтобы освободить место для новых. Ради этого иногда они готовы пойти на скидки.

GeForce RTX является ужасным провалом

Даже поклонники инициативы Nvidia GeForce RTX признают, что эти карты сталкиваются с сопротивлением. Сама компания в обращении к инвесторам сказала об этом же. Продажи оказались ниже прогнозируемых. Покупатели ждут снижения цен и появления игр.

Процессоры компании AMD в последние годы оказывают давление на чипы Intel. Многие ожидают, что и видеокарты AMD смогут побороться с Nvidia. Неизвестно, насколько это относится к игровым ноутбукам, но надежда есть.

Производительность при трассировке лучей на ноутбуках слабая

Производительность на персональных компьютерах у новых моделей шикарная, но насчёт ноутбуков есть сомнения. По набору функциональных возможностей они должны быть примерно одинаковые. Однако, тепловые ограничения означают снижение вычислительной мощи. Причина в более низких тактовых частотах.

На графике выше можно увидеть разницу между частотами настольных видеокарт и в ноутбуках. В разгоне GeForce RTX 2080 на ноутбуке может иметь частоту 1095 МГц против 1800 МГц на компьютерах.

У разных ноутбуков могут быть разные частоты видеокарт. При включении трассировки лучей в игре Battlefield V скорость упала от 90 кадров/с до 45 кадров/с. В тесте 3DMark Port Royal Ray Trace скорость видеокарты GeForce RTX 2080 Max-Q упала почти до уровня настольной GeForce RTX 2060.

Это могут быть только первоначальные проблемы, но лучше подождать и посмотреть, на что окажутся способными ноутбуки с видеокартами RTX в будущем.

Первая серия тестов трассировки лучей на ускорителях без аппаратных RT-блоков завершилась позитивными результатами для владельцев старших моделей GeForce GTX. В робких и до поры до времени немногочисленных попытках освоить гибридный рендеринг разработчики не жадничают с эффектами DXR и позволяют регулировать их качество в достаточной степени, чтобы продлить жизнь мощным GPU прошлого поколения. В итоге GeForce GTX 1080 Ti может поспорить с GeForce RTX 2060 по быстродействию в Battlefield V и Shadow of the Tomb Raider, обеспечивая уверенно высокую частоту смены кадров в режиме 1080p. Но результаты бенчмарков Metro Exodus дали понять, что это лишь временное положение вещей. К этой игре GeForce GTX 1080 Ti допущен на правах бедного родственника.

Смогут ли графические процессоры, лишенные специализированных функций трассировки лучей, выжить в проектах следующей волны? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, мы не станем делать предсказания на основе результатов в уже выпущенных играх. К обновлению драйвера с поддержкой DXR на GPU архитектуры Pascal и младших чипах семейства Turing были опубликованы тестовые версии двух грядущих проектов, использующих гибридный рендеринг, — Atomic Heart и Justice. Кроме того, возможность приоткрыть завесу над будущим компьютерных игр предоставляют и бенчмарк 3DMark Port Royal, и деморолик Reflections на движке Unreal Engine 4. Эти тесты лежат далеко за пределом возможностей «Паскаля» и будут решать дальнейшую судьбу лучших видеокарт сегодняшнего дня — серии GeForce RTX.


Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота)
Материнская плата ASUS MAXIMUS XI APEX
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14)
ПЗУ Intel SSD 760p, 1024 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair Hydro Series H115i
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU NVIDIA
NVIDIA GeForce RTX 20 NVIDIA GeForce Game Ready Driver 419.67
NVIDIA GeForce GTX 10/16 NVIDIA GeForce Game Ready Driver 425.31

Показатели средней и минимальной частоты кадров выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, созданного с помощью утилиты OCAT. Тест 3DMark Port Royal приводит собственную статистику средней кадровой частоты.

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.

Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Бенчмарк грядущей игры Atomic Heart не содержит каких бы то ни было настроек, помимо возможности включить масштабирование кадра с помощью DLSS, а максимальное разрешение экрана составляет 2560 × 1600 пикселов. Трассировка лучей здесь всегда активна. По той причине, что движок Atomic Heart использует DXR для рендеринга двух различных эффектов — теней и отражений света (включая множественную трассировку лучей между несколькими зеркальными поверхностями), тестовая сцена представляет собой серьезную задачу даже для ускорителей на чипах Turing с выделенными RT-ядрами. Старшие модели NVIDIA (GeForce RTX 2080 и RTX 2080 Ti) с запасом превосходят отметку 60 кадров/с в режиме 1080p, в то время как RTX 2060 и RTX 2070 зажаты в диапазоне 45–55 FPS. Напротив, при разрешении 1440p даже GeForce RTX 2080 Ti не достиг порогового значения 60 FPS, а результаты GeForce RTX 2060 упали ниже 30 FPS.

Финальная версия Atomic Heart наверняка позволит регулировать качество эффектов DXR, чтобы снизить нагрузку на графический процессор. Кроме того, у разработчиков еще есть несколько месяцев для всесторонней оптимизации движка. Но в существующем виде игра явно превосходит возможности любых ускорителей на графических процессорах Pascal. Все, на что способен GeForce GTX 1080 Ti, — это 26 FPS при разрешении 1080p и 15 FPS в режиме 1440p, что уж говорить о менее производительных устройствах серии GTX 10.

При столь высокой нагрузке, как в Atomic Heart, даже видеокарты GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti, лишенные специализированных блоков трассировки лучей, имеют преимущество перед большинством моделей прошлого поколения. Оба новых ускорителя средней ценовой категории превосходят GeForce GTX 1080 — такого разгрома архитектуры Pascal мы еще не видели. Но как бы то ни было, для того, чтобы развить приемлемую частоту смены кадров, абсолютной вычислительной мощности чипа TU116 все еще совершенно недостаточно.



Китайскую MMORPG Justice нельзя без оговорок назвать игрой будущего, ведь она была запущена еще в прошлом году. Но в ближайшее время разработчики намерены внедрить в Justice эффекты трассировки лучей и выпустили отдельный бенчмарк для оценки их производительности. В отличие от других тестов в сегодняшней подборке, движок Justice не настолько перегружен эффектами DXR, чтобы поставить на колени любые GPU, за исключением старших моделей семейства Turing. Ray Tracing здесь используется для рендеринга однократных отражений в зеркальных поверхностях, теней, а также преломления света в жидкой среде (caustics). Кроме того, без учета трассировки лучей Justice является довольно-таки нетребовательной игрой, как и положено любым соперникам World of Warcraft. А благодаря возможности отключить трассировку лучей в тесте Justice, мы провели базовую линию производительности участников теста и оценили воздействие RT на частоту смены кадров в процентном отношении.

Полученные данные вполне соответствуют той картине, которую мы наблюдали в других проектах с условно нетребовательными эффектами DXR (Battlefield V и Shadow of the Tomb Raider). Трассировка лучей в равной степени влияет на производительность игры при трех различных разрешениях экрана (1080p, 1440p и 2160p), если в кристалле GPU нет специализированной логики для расчетов траектории лучей. Так, «зеленые» видеокарты прошлого поколения в большинстве случаев теряют от 74 до 79 % средней кадровой частоты (только GeForce GTX 1080 Ti отделался 63 % в режиме 1080p). Новинки на чипе TU116 (GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti) оказались в более выгодном положении за счет прогрессивной организации шейдерных ALU и пострадали лишь на 62–65 % FPS.

И разумеется, лучший результат продемонстрировали ускорители на чипах Turing с RT-ядрами. При разрешении 1080p быстродействие видеокарт серии GeForce RTX пострадало всего лишь на 18–27, в режиме 1440p — на 21–32, а в 2160p — на 31–33 %. Обратите внимание, как сильно в этой группе выделяется флагманская модель — GeForce RTX 2080 Ti понес заметно меньшие потери по сравнению с RTX 2060, RTX 2070 и RTX 2080 при разрешениях ниже 2160p. Впрочем, своими выдающимися результатами при условно низких разрешениях новые GPU обязаны не только архитектуре Turing, но и тому обстоятельству, что без эффектов DXR частота смены кадров в Justice ограничена быстродействием центрального процессора на уровне 126–127 FPS.

В абсолютных показателях частоты смены кадров Justice с трассировкой лучей легко дается всем видеокартам под маркой GeForce RTX при разрешении экрана 1080p и 1440p. GeForce RTX 2060 отступил на 3 кадра/с от критического значения 60 FPS в режиме 1440p, но старшие модели уверенно преодолели эту границу. А вот в режиме 4К даже GeForce RTX 2080 Ti не достиг 60 FPS, в то время как RTX 2060 опустился ниже 30.

Среди видеокарт на чипах Pascal нет ни одного устройства, способного вывести Justice на уровень 60 FPS. Ускорители серии GTX 10 прикованы к режиму 1080p, да и то лишь три старшие модели (GTX 1070 Ti, GTX 1080 и GTX 1080 Ti) по своим возможностям соответствуют минимальному критерию 30 FPS. То же относится к GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti, хотя, к чести новинок NVIDIA, стоит признать, что в тесте Justice они снова выступили не хуже GeForce GTX 1080.




В отличие от других разделов пакета 3DMark, синтетический тест гибридного рендеринга Port Royal состоит из единственной сцены, поэтому итоговая оценка в баллах, которую получили видеокарты, прямо пропорциональна средней частоте смены кадров. Если представить себе игру с настолько высокой плотностью эффектов DXR, как в Port Royal (а здесь на Ray Tracing основаны все главные компоненты освещения), то лишь один из протестированных ускорителей обладает подходящим для нее уровнем быстродействия — GeForce RTX 2080 Ti. Да и то все, на что оказался способен флагманский GPU нового поколения, — это перешагнуть отметку 30 FPS в стандартном для Port Royal разрешении 1440p.

Вместе с тем 3DMark наглядно продемонстрировал преимущество архитектуры Turing перед графическими процессорами Pascal, которое распространяется на весь арсенал моделей GeForce RTX. Если в современных играх с поддержкой трассировки лучей старшие представители серии GeForce 10 (GTX 1080 и GTX 1080 Ti) могут поспорить с GeForce RTX 2060, то здесь флагман прошлого поколения ровно в два раза уступает младшему Turing по средней кадровой частоте.

Если двигаться вниз по модельному ряду GeForce 10, то отставание GeForce GTX 1070 от GeForce RTX 2060 достигает трехкратного значения, а у GeForce GTX 1060 дефицит вычислительных ресурсов переходит в критическую фазу, когда видеокарте требуется несколько секунд, чтобы сформировать единственный кадр. И дело вовсе не в объеме оперативной памяти GPU, ведь GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti, оснащенные 6 Гбайт RAM, не уступают своим ближайшим аналогам на чипах Pascal (GTX 1070 и GTX 1070 Ti) с 8 Гбайт локальной памяти и даже превосходят их по средней частоте смены кадров и оценке в баллах.



Ранее короткий ролик Reflections на движке Unreal Engine 4 уже не раз участвовал в тестах трассировки лучей и DLSS на видеокартах GeForce RTX. Однако для исследования возможностей DXR на чипах предыдущего поколения NVIDIA создала отдельную версию программы и позволяет скачать ее с собственного сайта вместе с бенчмарками Justice и Atomic Heart. Reflections лишился поддержки DLSS, зато исчезло и ограничение по разрешению экрана (раньше ролик был привязан к режимам 1440p и 2160p, на которых была выполнена тренировка нейросети DLSS).

В обновленной версии ролика есть иная особенность, которая затрудняет его применение в качестве универсального бенчмарка трассировки лучей: частота смены кадров на старших ускорителях серии GeForce RTX (RTX 2080 и RTX 2080 Ti) не может превышать 48 FPS, а для всех остальных моделей установлен лимит в 24 FPS. Однако это препятствие вступает в силу лишь при разрешении 1080p, когда у соответствующих GPU есть избыток вычислительной мощности. Если о каком-либо избытке быстродействия вообще можно рассуждать применительно к Reflections, ведь эта сцена практически целиком освещается при помощи трассировки лучей.

В этом режиме GeForce RTX 2060, RTX 2070 и 2080 Ti достигли разрешенных значений 24 и 48 FPS соответственно, в то время как лучшая из потребительских видеокарт прошлого поколения (GeForce GTX 1080 Ti) набрала скромные 16 кадров/с. Как видите, паритет между GeForce RTX 2060 и GTX 1080 Ti, который мы зафиксировали в предыдущей части статьи, вновь был нарушен при столь агрессивной нагрузке, как в демо Reflections.

Рендеринг Reflection в режиме 1440p является пределом возможностей для любого из современных GPU без помощи таких методов, как DLSS. Даже GeForce RTX 2080 Ti с трудом преодолел отметку 30 FPS, а быстродействие видеокарт без RT-блоков характеризуется однозначными числами.

Модели серии GeForce 16 вновь продемонстрировали достоинства архитектуры Turing: при разрешении экрана ниже 4К GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Ti не отстают от GeForce GTX 1080. Положение меняется при разрешении 2160p, когда программе недостаточно 6 Гбайт оперативной памяти GPU, но в таком случае Reflections не по зубам и самому GeForce RTX 2080 Ti.




Вслед за первой стычкой GeForce GTX и GeForce RTX на поле игр с трассировкой лучей мы сравнили быстродействие аппаратной и программной реализации DXR в перспективных проектах и двух откровенно футуристических тестах гибридного рендеринга.

Предварительные версии Atomic Heart и Justice дают понять, как будут выглядеть компьютерные игры в ближайшие несколько месяцев. И здесь, увы, уже нельзя поставить на один уровень какие бы то ни было устройства NVIDIA прошлого и современного поколения. Даже в Justice — а это сравнительно легкая игра без трассировки лучей — GeForce GTX 1080 Ti не достиг оптимального уровня быстродействия в 60 FPS при разрешении 1080p, а в Atomic Heart бывшему флагману не светят и минимальные 30. В обоих тестах GeForce RTX 2060 превосходит GeForce GTX 1080 Ti практически вдвое. При столь печальных результатах еще недавно столь могучего GeForce GTX 1080 Ti обсуждать достижения других видеокарт на чипах Pascal, пожалуй, и вовсе не стоит.

Да и младшие представители серии GeForce RTX в такой тяжелой игре, как Atomic Heart, уже близки к пределу своих возможностей и оказались заперты в режиме 1080p, хотя прекрасно чувствуют себя в Justice. Вполне может сложиться и такая ситуация, что ко времени массового внедрения гибридного рендеринга те устройства, которые инициировали поворот игроделов в этом направлении, будут уже не актуальны.

А что касается деморолика Reflections на движке Unreal Engine 4 и тем паче теста Port Royal в пакете 3DMark, то в пейзаже уже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня совсем нет места GPU без аппаратных расчетов трассировки лучей. А если начистоту, то и современным ускорителям Turing неминуемо придется уступить место новой итерации чипов NVIDIA.

Что такое RTX

RTX – это новая серия видеокарт от компании NVIDIA, которая пришла на замену старой серии GTX. Видеокарты RTX построены на базе новой микроархитектуры Turing, которая включает в себя отдельные модули для аппаратной трассировки лучей в реальном времени (RT-ядра) и работы с искусственным интеллектом и глубинным обучением (тензорные ядра).

Видеокарты RTX

На данный момент серии RTX и GTX выпускаются параллельно. Сейчас к серии RTX относятся видеокарты среднего и высшего ценового диапазона, это:

  • GeForce RTX 2060 / 2060 Super;
  • GeForce 2070 / 2070 Super;
  • GeForce 2080 / 2080 Super / 2080 Ti;
  • TITAN RTX;

А к серии GTX относятся бюджетные видеокарты, это:

  • GeForce GTX 1650 / 1650 Super;
  • GeForce 1660 / 1660 Super / 1660 Ti;

В дальнейшем, скорее всего, компания NVIDIA откажется от производства видеокарт из серии GTX и полностью переключится на RTX.

Чем RTX отличается от GTX

Линейка видеокарт NVIDIA RTX имеет два основных отличия от серии видеокарт GTX, это:

  • RT-ядра, которые обеспечивают аппаратное ускорение вычислений при трассировке лучей;
  • Тензорные ядра, используемые для программ с искусственным интеллектом и глубинным обучением;

RT-ядра и тензорные ядра – это отдельные модули внутри графического чипа видеокарты, и они присутствуют только на новых RTX моделях. На видеокартах серии GTX таких модулей нет.

Фактически, наличие этих ядер — это небольшой прорыв на рынке графических ускорителей, поскольку до этого подобного не было ни у NVIDIA, ни у их конкурента AMD. А в будущем, вероятней всего, наличие подобных модулей станет стандартом для всех видеокарт от обоих производителей. Косвенно это подтверждает тот факт, что поддержку аппаратного ускорения трассировки лучей уже анонсировали для игровых консолей следующего поколения.

трассировка лучей на RTX

Наличие RT и тензорных ядер открывает целый ряд новых возможностей. Так RT-ядра позволяют значительно ускорить вычисления, связанные с трассировкой лучей. Это позволит разработчикам игр создавать более реалистичное и динамичное освещение, которое сможет быстро меняться в зависимости от игровых событий. Также трассировка лучей, выполняемая ядрами RT, может применяться для создания таких эффектов, как отражения, преломления, тени и ограничение глубины резкости.

Нужно отметить, что трассировку лучшей можно использовать и на видеокартах без RT-ядер. NVIDIA даже выпустила обновление для драйверов, которое открывает эту возможность на видеокартах GTX 10-поколения. Но, без наличия RT-ядер трассировка отнимает слишком много производительности основных модулей графического процессора из-за чего сильно проседает FPS. Играть в таком формате вряд ли возможно, это скорее демонстрация самой технологии.

В свою очередь, тензорные ядра предназначены для ускорения вычислений, связанных с искусственным интеллектом и глубинным обучением. При чем это не обязательно какие-то прикладные или научные задачи. Тензорные ядра могут использоваться и в компьютерных играх, например, NVIDIA применила данную технологию сглаживания кадров. Это решение получило название DLSS. С его помощью можно значительно улучшить качество изображения в играх, при этом не расходуя вычислительную мощность основных модулей графического процессора видеокарты.

сглаживание DLSS на RTX

Кроме этого, RTX имеют ряд более мелких изменений, которые также выгодно отличают их от видеокарт прошлых поколений. Например, видеокарты RTX получили:

  • Отдельные целочисленные (INT) ядра для одновременного выполнения целочисленных операций и операций с плавающей запятой;
  • Поддержку видеопамяти GDDR6;
  • Поддержку DisplayPort 1.4a;
  • Поддержку стандарта VirtualLink VR для передачи видеопотока через порт USB Type-C;
  • Поддержку шины VLink Bridge, которая должна заменить интерфейса SLI;
  • Улучшения в поддержке API DirectX 12 и API Vulkan;
  • Улучшения в функциях разгона и управления напряжением;

Что лучше GTX или RTX

При выборе видеокарты может возникнуть вопрос, что лучше GTX или RTX. Ответ здесь достаточно очевиден, видеокарты RTX лучше GTX практически во всем и обладают уникальными возможностями, которые не доступны для GTX. Поэтому если есть возможность, то лучше покупать именно RTX.

Но, нужно учесть, что GeForce RTX 2060, которая является самой доступной во всей линейке RTX, справляется с трассировкой лучшей достаточно плохо. При включении этой функции FPS сильно проседает и играть становится не комфортно, даже в разрешении FullHD. Поэтому для полноценного игрового опыта с трассировкой лучей вам понадобиться GeForce RTX 2070 или даже более мощная видеокарта.

Егор

Егор Морозов | 13 Мая, 2019 - 14:54


Мобильные видеокарты линейки RTX с аппаратной поддержкой трассировки лучей были представлены еще в начале января этого года, и буквально через месяц их уже можно было официально купить в России. Однако, как это обычно бывает, моделей было от силы десяток, а цены были далеки от реальных. Кроме того, было маловато отзывов и обзоров с оценкой реальной производительности такой графики: то, что мобильные решения будут слабее десктопных, факт очевидный, но вот насколько — уже вопрос.

Теперь же продающихся моделей больше 100, цены упали до приемлемого уровня, да и обзоров с тестами хватает, так что уже можно поговорить про мобильную линейку RTX 2000 на архитектуре Turing и ноутбуки с такими видеокартами.

Характеристики мобильных Nvidia RTX

Если в десктопном сегменте видеокарт серии RTX три — это 2060, 2070 и 2080, то в мобильном их уже пять: добавляются Max-Q версии старших представителей в линейки. Что такое Max-Q версия? С физической точки зрения такая видеокарта никак не отличается от аналогичной мобильной или десктопной версии: столько же CUDA-ядер, такой же объем памяти и столько же блоков RT для трассировки лучей. Но вот на программном уровне изменения достаточно значительны: так, частоты таких видеокарт в полтора (!!) раза ниже, чем у их десктопных версий, а теплопакет не превышает 80-90 Вт, что опять же в два или даже в два с половиной раза ниже, чем у полноценных версий.

Зачем же такие урезанные видеокарты нужны? Для тонких игровых ноутбуков, которые зачастую весят всего 2 кг и тоньше 2 см — такие устройства можно без проблем брать с собой, при этом они обеспечивают неплохую производительность в современных играх.

В итоге характеристики всех мобильных Nvidia RTX выглядят так:


Производительность мобильных Nvidia RTX

И вот тут наступает «полный пушной зверек»: впервые Max-Q видеокарты появились в предыдущей линейке GTX 1000 (Pascal), что уже вводило путаницу при сравнении с десктопными решениями. Видеокарты поколения Turing не то чтобы особо быстрее Pascal, если не брать трассировку лучей, так в итоге сейчас на рынке продаются ноутбуки с видеокартами на этих двух архитектурах. В результате мощных видеокарт получается аж 11 версий, начиная с GTX 1060 Max-Q и заканчивая мобильной RTX 2080, причем зачастую разница в производительности между некоторыми из них исчисляется единицами процентов. Добавляя сюда еще и то, что каждый производитель волен настраивать теплопакет и частоты на любом уровне в очень широком диапазоне значений, который дает Nvidia, мы получаем полнейшую неразбериху на рынке.

  • Мобильные версии ощутимо (на 15-25%) хуже десктопных. При этом в предыдущем поколении видеокарт GTX 1000 такого не было — например, мобильная GTX 1070 пусть и имела чуть меньшие частоты, чем десктопная версия, но большее число CUDA-ядер почти нивелировало разницу.
  • Падение производительности при переходе к Max-Q версии просто катастрофическое — так, RTX 2070 Max-Q оказывается на уровне мобильной RTX 2060, причем теплопакеты у них абсолютно одинаковы, а стоимость ноутбука со старшей версией видеокарты ощутимо выше, что лишает смысла его покупку. С RTX 2080 Max-Q все несильно лучше: она выступает на уровне более дешевой мобильной RTX 2070 и лишь немного выигрывает в теплопакете. Опять же, с видеокартами на архитектуре Pascal такого не было — разница между мобильной и Max-Q версией там едва ли превышала 10%.
  • Не стоит гнаться за большими цифрами в модели видеокарты, если вам не критичны габариты: так, толстый и тяжелый ноутбук с RTX 2060 обеспечит такую же производительность, как и легкий и тонкий ультрабук с RTX 2070 Max-Q при гораздо более низкой цене. Это же касается 2070 и 2080 Max-Q.
  • В любом случае мобильные видеокарты Nvidia RTX 2000 оказываются выгоднее GTX 1000 — где-то ноутбуки с ними дешевле при той же производительности, где-то они имеют меньший теплопакет, ну и приятным бонусом тут является аппаратная поддержка трассировки лучей.
  • RTX 2060 и 2070 Max-Q отлично подходят для игр в FHD на максимальных настройках графики, включение трассировки лучей возможно, но уровень производительности в тяжелых AAA-проектах при этом будет на грани «играбельного» значения в 30 FPS. Брать их с 2К или 4К экранами, или же с FHD 120-144 Гц матрицами, не стоит — придется ощутимо понижать настройки графики.
  • RTX 2070 и 2080 Max-Q отлично подходят для игр в FHD на максимальных настройках графики с быстрыми 120-144 Гц матрицами, включение Ray Tracing возможно, при этом уровень производительности оказывается вполне приемлемым. При желании можно брать ноутбуки с 2К экранами, производительности этих видеокарт для такого разрешения хватит, но 4К все еще заставит опускаться к высоким или даже средним настройкам графики для обеспечения плавности картинки.
  • RTX 2080 — текущий мобильный флагман и единственная видеокарта, которую Nvidia разрешает производителям конфигурировать как угодно. В итоге ее уровень производительности может достигать GTX 1080 Ti, так что ее мощь для FHD избыточна, и даже включение трассировки лучше зачастую не снизит FPS ниже 60. В 2К или 4К она чувствует себя комфортно, позволяя без особых проблем играть на максимальных настройках графики.

3.5 ГГц, и два 6-ядерных и 12-поточных «камушка» — Core i7-8750H с такой же частотой, и Core i9-8950HK с частотой

4 ГГц и возможностью разгона. Первый процессор отсекаем сразу же: да, его производительности пока еще хватает для RTX 2060, но ноутбуки с 6-ядерным Core i7 стоят зачастую всего на 5-10% дороже, и при этом такой CPU аж на 50% быстрее, что с учетом тренда на многоядерность лишним не будет. В итоге для видеокарт плоть до RTX 2080 Max-Q процессор Core i7 — наилучший выбор. А вот для мобильной RTX 2080 лучше брать Core i9: такая видеокарта влегкую может выдать свыше 100 кадров в секунду, что достаточно серьезно нагрузит и процессор, поэтому Core i7 тут может быть маловато.


С оперативной памятью все еще проще: минимальным и оптимальным уровнем являются 16 ГБ в двухканальном режиме. Если вы хотите сэкономить — можно взять решение с 8 ГБ и потом самостоятельно увеличить память до 16, но чего точно не стоит делать, так это брать ноутбуки с 32 и уж тем более 64 ГБ памяти: для игр этот объем еще долго будет избыточным, и скорее всего даже RTX 2080 устареет быстрее, чем он понадобится, а платить за него придется здесь и сейчас.

Все остальные комплектующие, такие как экран, клавиатура, разъемы и прочее стоит выбирать чисто индивидуально, на производительность в играх они не влияют, поэтому в этой статье о них мы говорить не будем.

Выводы

Мобильная линейка RTX 2000 получилась очень неоднозначной и запутанной, так что при выборе ноутбука с такой графикой придется внимательно изучать его производительность, которая может существенно отличаться от других решений с такой же видеокартой. Но, в любом случае, пусть разница между RTX 2000 и GTX 1000 меньше, чем между GTX 900M и GTX 1000, все еще ноутбуки с новыми видеокартами являются хорошими кандидатами к покупке — разумеется, только в том случае, если вам нужен именно ноутбук, ибо системные блоки с ними будут стоить ощутимо дешевле.

Читайте также: