Самые популярные компьютерные игры в россии среди подростков

Обновлено: 07.07.2024

Как выяснила «Лаборатория Касперского»*, 83% российских детей старше семи лет сегодня играют в компьютерные игры.

Почти каждый десятый из них (9%) посвящает этому всё свободное время, а примерно половина (47%) — пару часов ежедневно. При этом каждый пятый играющий ребёнок сообщил, что других хобби, кроме онлайн-игр, у него нет.

Это развлечение иногда даже становится и отдельной статьёй в семейном бюджете. Так, пятая часть детей, проводящих время на игровых платформах, совершают покупки в процессе игры и тратят на это ежемесячно от 500 до 1000 рублей. Разрешения родителей на подобные расходы чаще спрашивают мальчики (64%), из девочек так поступает меньше половины (45%), а каждая четвёртая предпочитает умолчать и после совершения покупки.

Кроме того, согласно анонимизированной статистике «Лаборатории Касперского», с мая 2018 года по май 2019-го со стационарных компьютеров (где был установлен родительский контроль) на ресурсы с онлайн-играми в России было зафиксировано около 3% попыток входа. Пальму первенства на ПК держат Minecraft, Roblox и платформа Steam, а, например, в Fortnite дети всё чаще играют с мобильных устройств. Что касается поисковых запросов на тему компьютерных игр, то самыми популярными запросами за этот же период стали: fortnite, roblox, minecraft, steam, twitch, discord, overwatch, pubg, fortnite tracker, fortnite download, fortnite battle royale, epic games fortnite. Помимо игр для ПК и мобильных устройств, дети интересовались и консолями. Они искали nintendo switch, psps4, xbox, playstation.

Общемировая статистика посещений сайтов категории «Компьютерные игры» за последний год показывает, что больше всего такими ресурсами интересуются австралийские дети. Доля посещений игровых платформ в этой стране выросла за 12 месяцев с 11% до почти 14%. За Австралией следует Германия (11%), которая ранее была ближе к середине списка, а теперь обогнала Великобританию (8%), переместившуюся со второго места на третье.

«Если ребёнок не уделяет играм всё свободное время и это не вредит его учёбе, отношениям с семьёй и друзьями, то бить тревогу и беспокоиться об игровой зависимости родителям, пожалуй, не стоит. А что касается интересов детей, то мы видим, что чаще всего они ищут в интернете хиты игровой индустрии, адаптированные сразу под несколько разных платформ — ПК, мобильные устройства, консоли, например, Minecraft и Fortnite. Кроме того, всё чаще внимание детей привлекают стримы — видео с прохождением игр. Однако, как бы ни менялись игровые предпочтения, важно, чтобы взрослые всегда были в курсе того, чем интересуется их ребёнок в цифровом мире, и помогали ему безопасно осваивать сетевое пространство», — рассказывает Анна Ларкина, эксперт «Лаборатории Касперского» по контентному анализу.

Защитить детей от интернет-опасностей помогает решение Kaspersky Safe Kids. Этот продукт «Лаборатории Касперского» распознаёт и блокирует множество актуальных киберугроз, начиная от фильтрации нежелательного контента и заканчивая предотвращением онлайн-контактов с потенциально опасными незнакомцами. Кроме того, с помощью этого решения родители могут быть в курсе публикаций ребёнка и изменений в списке его друзей в социальных сетях, а также узнавать его местоположение в режиме реального времени.

* Данные получены по итогам опроса, проведённого «Лабораторией Касперского» в России в конце января 2019 года. В интернет-опросе участвовало порядка 1000 человек: родители и их дети в возрасте от 4 до 18 лет.

Это может звучать глупо, но меня всегда интересовала статистика. Во что играют люди? Что они предпочитают? Какие категории людей существуют? И я довольно сильно интересуюсь игровой индустрией как объект моих исследований. Это порою хорошо мне помогает в моей учёбе. Играя на очередном сервере Minecraft или общаясь в Дискорде, я часто встречаюсь с подростками. Иногда я с ними разговариваю.

Я хорошо помню время, когда мои сверстники в школе хвастались на переменках своими дисками с очередной Assassin's Creed и Prince of Persia. Некоторые из них приносили с дома свои PSP. Это был конец нулевых, в то время я им и вправду завидовал. Я же не интересовался подобными играми, и играл в основном игры по мотивам мультиков. Ну так уж сложилось, что я попал в класс с понтовыми ребятами из богатых семей.

Сейчас времена сильно поменялись. И сейчас среди подростков я чаще вижу людей, которые уже больше не обсуждают приключения ассассинов, а придумывают теории по Five Nights at Freddy's. Меня довольно сильно интересовало, а во что предпочитают играть подростки? Я решил для себя провести небольшое расследование.

Как я говорил выше, раньше я развлекался в нескольких серверах Minecraft. Там очень любят проводить свободное время школьники. Общаясь с ними где нибудь в Дискорде и самой игре, я заметил, что подростки не могут похвастаться хорошими компьютерами. Чаще всего они играют на дешевых ноутбуках. Так что об играх с высокими системными требованиями им придётся забыть, как и о модах на шейдеры. В общем, вряд ли подростки могут позволить современные ААА игры. Из разговоров я узнал, что они играют в ААА игры 10-летней давности вроде Portal и GTA San Andreas.

Меня также заинтересовало, а каковы отношения у подростков к, кхем-кхем, микротранзакциям? Может они люто их ненавидят? Скорее вряд ли. Ибо 99% всех русскоязычных серверов Minecraft имеют систему монетизации. Где-то присутствовал лютый pay-2-win, где донатёры в алмазной броне нагибают нубов. Но к счастью, я играл на сервере со справедливой системой монетизации, который влиял лишь на косметику. Большую часть косметики вроде питомцев и костюмчиков можно получить из лутбоксов. Были ещё и премиум-роли, но они не влияли особо на геймплей. Я встретил девушку подросткового возраста, которая заплатила серверу за дешёвую премиум-роль. Иначе говоря, отношение к микротранзакциям у геймеров-подростков скорее всего нейтральное. Особенно учитывая популярность у молодёжи Королевских Битв.

Следующим местом исследования стал Фикбук. Я прекрасно осведомлён о творящемся здесь треше с ЙАшками и яойщицами, но это немного другая история. Мне куда важнее статистика. Первым делом я хочу посмотреть на количество фанфиков по фэндомам. Половина моих любимых игр, к сожалению, имеют от силы пару десятков фанфиков. Другая половина — где-то несколько сотен. Например, у Final Fantasy VII уже чуть меньше 1000 фанфиков. Тогда я решил обратить свой взор на фанфики с самым большим количеством фанфиком. И что я тут вижу? Five Nights at Freddy's, Bendy and the Ink Machine, Undertale, Yandere Simulator.

Это взрослая и, что важно, платежеспособная аудитория: сегодня российский игровой рынок занимает 11 место в мире по объему продаж. Общий объем российского рынка составляет около 2 млрд долларов — примерно 2% от мирового. Мы изучили статистику и узнали, во что и на каких устройствах играют россияне, а также сколько они тратят на такие развлечения.

Кто и на чем играет

По данным ВЦИОМа, 19% россиян играют в видеоигры, 48% никогда этим не занимались, а еще 33% играли когда-то, но потом забросили. Среднестатистический игрок уделяет этому развлечению пять часов в неделю. Больше всего игроков — 40% — среди молодежи 18—24 лет. Если верить исследованию «Яндекса», 61% геймеров в России — мужчины, 39% — женщины.

Большая часть россиян играет в видеоигры для развлечения: так ответили 82% опрошенных. 34% игроков таким образом пытаются отвлечься от рутины или сбежать от проблем, 19% — скоротать время, 14% ищут общения, а 3% зарабатывают играми на жизнь.

Как отмечают исследователи из Высшей школы экономики, персональные компьютеры в России популярны еще со времен компьютерных клубов. Кроме того, в конце девяностых — начале двухтысячных значительную часть игр составляли пиратские копии, предназначенные именно для ПК.

Индустрия компьютерных игр — исследование ВШЭ и Центра развитияPDF, 2,7 МБ

Что касается консолей, то популярнее всего у российских игроков Sony Playstation. По данным «Яндекс-маркета», на эти приставки в 2019 году приходилось 64% от объема продаж подобных устройств. На втором месте — Xbox от Microsoft, на третьем — Nintendo: 21 и 15% соответственно.

Самая популярная игра у россиян — онлайн-симулятор танковых боев World of Tanks: ее назвали любимой 11% игроков. Дальше идут карточные пасьянсы — 7%, а также мобильная игра «Сокровища пиратов» — 4%. Кроме того, в список лидеров входят шахматы, «Ведьмак», Counter-Strike и гоночный симулятор Need for Speed.

Как устроена экономика видеоигр

В игровой индустрии игры делят на несколько видов, основываясь на экономической модели их распространения.

Условно-бесплатные, или free-to-play (F2P). Сама игра бесплатна, но внутри нее игрок может покупать за деньги одежду или оружие для персонажей, как, например, в Fortnite, или улучшения для танков, как в World of Tanks. По данным компаний Wargaming и Superdata, самые популярные F2P-игры в России — World of Tanks, Fortnite, PUBG и Dota 2.

Платные игры, или pay-to-play (P2P). Это классическая модель распространения: игрок платит один раз и получает весь контент, созданный разработчиками. Например, надо просто купить диск или доступ к игре, а потом можно играть бесплатно сколько угодно. Самые популярные платные игры в России, по данным «Яндекс-маркета», — Grand Theft Auto V, серия футбольных симуляторов FIFA, Minecraft и Red Dead Redemption 2.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Игры по подписке, games as a service (GaaS). Чтобы продолжать играть на сервере, надо постоянно оплачивать подписку. Самый известный пример такой игры — World of Warcraft.

В платных играх игроку тоже могут за дополнительные деньги предлагать улучшения. Например, образы персонажей в Assassin’s Creed или игроков в FIFA.

Почти половина доходов производителей и продавцов цифровых игр в России — 47% — приходится на долю ПК-платформ. Это резко отличается от показателей западных и азиатских стран, где игры для ПК и ноутбуков занимают 15—20% рынка. Там лидируют игры для мобильных устройств: например, в США на них приходится 61% от всего объема продаж. По всей видимости, в России разработчики игр для телефонов и планшетов скоро тоже догонят по объему продаж производителей компьютерных игр: мобильная индустрия прирастает на 20—25% ежегодно.

Сколько денег тратят на видеоигры

Средняя сумма, которую российский геймер ежемесячно тратит на видеоигры — покупку, доступ и оборудование, — 959 Р . Выше всего расходы на эти развлечения опять-таки у молодежи 18—24 лет: 1456 Р в месяц. Чем старше человек, тем меньше эта статья расходов: например, люди старше 60 лет тратят на игры в среднем 417 Р в месяц.

Чем старше геймер, тем меньше денег он тратит на игры

Возраст Ежемесячные траты на игры
18—24 года 1456 Р
25—34 года 1187 Р
35—44 года 834 Р
45—59 лет 595 Р
60 лет и старше 417 Р

Еще одна статья расходов у поклонников игр — пожертвования стримерам. Стримерами называют людей, которые проводят онлайн-трансляции того, как они играют. Такие геймеры зарабатывают на рекламе, а также на добровольных пожертвованиях от зрителей. О том, как устроен этот заработок, уже была подробная статья в Т⁠—⁠Ж.

По данным Qiwi, средняя сумма такого пожертвования составляет 356 Р , а по оценкам DonationAlerts — 703 Р . Почти 30% зрителей таких трансляций отправляют пожертвования стримерам. Причем каждый третий из них делает это регулярно.

Тэги: статистика, увлечения Автор статуэтки на обложке — Щербина В., Киевский ЭКХЗ



Всегда нравились игры с открытым миром - Майнкрафт, Готика, Скайрим, Ведьмак.
Купил Киберпанк 2077, но еще не играл. После средневековья крайне непривычно.



Disco elisium прямо порвал в этом году
the Final station за лор и мир интересный
starcraft и первый и второй
GTA 5 потому что это GTA 5


Антон, люблю просто покататься на байке по солнечному ЛС в GTA5 когда на улице идет дождь


Антон, в диско элизиум так надо много читать, что я устал и пошел играть в Heroes 3.

Павел, аналогично (только пошел в crusader kings 3). Диско элизиум - интерактивная книга скорее, чем видеоигра.


Alexander, думал, что мне как фанату Total War Medieval зайдёт Crusaders King 3, но устал разбираться в ней через уже 5 минут 😁


С 5 курса не играю) А раньше только Heroes of Might and Magic III, только хардкор!



Евгений, пачиму не играете? игра же на все времена )

Сергей, даааа!
А вы знаете, что вышло офигенное фанатское дополннение, которое даже официальные разработчики признали крутым!
Horn of the Abyss.


Максим, да конечно уже давно скачаны и хота и вог, и последняя версия с HD )

Сергей, ну ВОГ - спорный продукт, имхо)


Максим, я как Антон Крутов в сексуальных связях, - беспорядочен в версиях героев, готов играть во все )

Том, орнул с коммента в голосинушку богатырскую)


Максим, не богатырскую, а титановскую )


Сергей, времени нет, да и желания особого тоже)


Евгений, что значит желания нет, не выдумываете, играть все хотят. Часики то тикают, скорость реакции уже не та, скоро в pvp будет уже поздно. У вас просто компа нормального не было.


Eva, дал бог плейстейшен, даст и на донейшен )


бесконечно строю свои города в cities: skylines и transport fever 2. В cities: skylines у меня потрясающий город на 300 тыщ людей, где в почете пешеходы, велодорожки и ОТ, а автобляди сосут.
В любой момент также могу повыживать в Frostpunk, еще лучше когда за окном действительно минус 30 по цельсию. И в war of mine, ну это все одна студия.

А в целом моя самые любимые игры - это проклятые земли и космические рейнджеры


Шевалье, ещё на плойке любил перероходить раз в год первый last of us

Шевалье, как компьютер тянет ситис? У меня после 30к населения сплошные лаги. Ryzen 2600, rtx 2070


Nikita, я извращенец, и играю в ситис на прошке (знаю, что ПК удобнее) со всеми бандлами. Там никаких лагов не замечал.


А Симсы где?) в них уже никто не играет?

The Last of Us Part II и Red Dead Redemption 2 - самые любимые.
Ждал Cyberpunk 2077, но предзаказ оформлять побоялся, и после релиза так и не купил. Уже и не хочется.


poor, Cyberpunk 2077 купила по предзаказу. Я ни о чем не жалею, но перепройду ещё разок, когда поляки все поправят) Надеюсь на это.


Вопрос "На чем играете" и нет варика НА ВСЁМ
Мне 30 и я играю лет с 5, с тех пор как в нашем доме появился аналог спектрума - кворум. Первыми моими играми был текстовый симулятор диктатора на английском, растровый редактор и что-то вроде платформера о мужике с летающей шваброй :)

Дальше пошли денди и сега, так началась моя любовь к чиптюну и 8бит музыке, я записывала её с динамиков ТВ на свой новенький плеер сони 😄

А вот уже мой первый ПК, с millennium на борту и странные встроенные игры.. потом всё обновляется и я уже открываю редактор Героев III и Sims, пытаюсь пройти Call of Duty и ещё десятки игр, которые обмениваю на диски с фильмами у друзей моего старшего брата..

Дальше начались побеги из школы в местный клуб: удивительно точные выстрелы соперникам в головы в контре, попытка играть в доту, которая ещё не была дотой..

Мне 15 и я собираю первый ЛИЧНЫЙ ПК, комплект к которому подбираю сама.. Выпрашиваю доступ к домовой сетке с доступом к интернету и открываю для себя ММО. Теперь все скопленные деньги уходят на диски, мир фантастики и игроманию..

Мне 16 на мат.плате, прямо над гореченной видеокартой, вздувается конденсатор и я знакомлюсь с радиорынками. Удивлённый продавец отдаёт мне жменю деталей бесплатно, а паяльник меня никогда не пугал. Все же выжигали по дереву? 😄

Я играла во всё, начиная от сапёра и странных флеш-игр, заканчивая ААА проектами и это было ОХ**ННО!

К сожалению, много чего уже не помню, но навсегда в душе остались приятные ощущения и восторг от игровой индустрии.

Сейчас у меня есть всё: мощный пека, плойка (пока ещё 4про), сычи большой и мелкий, ipad для особых проектов, стим, в котором уже почти пол тысячи игр, а библиотека нинтендо сжирает кучу денег до сих пор.

И если кто-то мне скажет "игры для детей и пустая трата времени" я плюну ему в лицо! Потому что игры это пласт культуры, это искусство, это прекрасно и я не знаю, что должно произойти, чтобы я потеряла интерес к играм.

Российские геймеры отдают предпочтение бесплатным для скачивания проектам. Фото: Александр Корольков

В пятерку также вошли футбольный симулятор FIFA и серия The Sims, где игроку необходимо развивать своего персонажа. При этом мировой рейтинг самых популярных франшиз отличается от российского - там главенствуют шутеры - Call of Duty и PUBG, серия FIFA находится на третьем месте, а замыкают топ-5 серии Mario и Minecraft.

Фото: kinopoisk.ru

"Игровой рынок России достаточно своеобразен, и исследование вновь это доказало. Многие франшизы, популярные по всему миру, не привлекают здесь такого же внимания. Это очевидно исходя из различий в мировых и российских рейтингах, а также из того, что значительный процент респондентов не смог выбрать игры из предложенного списка. Например, это относится к консольным проектам, которые пока еще не так популярны в России, как в остальном мире", - считает Иван Живица, PR-директор Wargaming в регионе СНГ.

Глава подразделения Global Trends в GWI Чейз Бакл отмечает, что главное место на российском игровом рынке занимают free-to-play (бесплатные для скачивания) проекты. "Российские геймеры гораздо менее склонны платить за игры, чем игроки в других странах", - отмечает эксперт.

С ним не согласен Ярослав Мешалкин, директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding, который отмечает популярность World of Tanks в русскоязычном мире. Об интересе геймеров свидетельствует не только рейтинг Global Web Index и Wargaming, но и исследования, которые ESforce Holding проводила в 2018 - 2020 годах совместно с Nielsen.

"Тезис о том, что российские геймеры не готовы платить за игры, весьма спорный, поскольку основной заработок разработчикам бесплатных для скачивания игр приносят те, кто готов платить за дополнения или улучшение своего аккаунта или персонажа. Международные издатели зарабатывают на таких проектах больше, чем на платных играх, поэтому готовность платить за игры у российской аудитории точно есть", - заключает специалист.

Российский и мировой топ игр значительно отличаются друг от друга

Российские геймеры в первую очередь отдают предпочтение ПК-играм, этот рынок по-прежнему остается крупнейшим в стране (его доля - 50,1%), рассказывает Василий Магурян, CEO компании MY.GAMES.

"Не стоит забывать про сегмент мобильных игр, который немного (41,1%) уступает ПК-рынку, но при этом является самым быстрорастущим (+39% за 2020 год) и в последние годы стабильно демонстрирует двукратный рост. В связи с этим логично было бы предположить, что в топ могли бы войти игры для мобильных устройств, а также больше игр для женской аудитории - процент этого сегмента колеблется от 20% до 40% в зависимости от платформы", - говорит эксперт.

Читайте также: