Щас я покажу как работает ассоциативная память

Обновлено: 06.07.2024

Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить. ". И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним. Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.

Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности.

И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлятъ все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

Создание ассоциаций всегда индивидуально, а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.

Тренировка памяти Метод ассоциаций

Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла".

Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи — ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2—3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.


Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" — уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды).

"Телевизор вмонтирован в ствол дерева" — тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", — на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания.

Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.


Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху. ", "дерево вылезло сбоку. или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.

*** Упражнение 1.

Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:

СТАКАН и ТУФЛИ
КАРАНДАШ и ШЛЯПА
ТЕЛЕФОН и АРБУЗ

Для каждой пары придумайте по 3—4 связи, не забывая про Правило1.

Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь.

Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.

Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами

"Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".
"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".
"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".
"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".

*** Упражнение 2.

Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:

ВОДА и ЦВЕТОК
КОТ и МОЛОКО
КОНВЕРТ и РУЧКА

Придумайте по 3—4 оригинальных связи между словами каждой пары.

Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает в молоке". Еще несколько пар слов, привычные связи между которыми надо изменить на новые вы найдете в Приложении.


Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ. Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

Правило №4. Ваши ассоциации должны двигаться.
Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.

Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.

*** Упражнение 3.

Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:

ПИДЖАК и УХО
ЛАМПОЧКА и ВЕНТИЛЯТОР
МЯЧ и КОТЛЕТА
САЛЮТ и ГРИБ
КРАСКА и СТЮАРДЕССА
БИНОКЛЬ и МОЧАЛКА
РАДИО и АНТЕННА
ВЕЛОСИПЕД и МЕЛ

Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше — к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.

Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название — "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.

Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной?

На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.

Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:


Этот цикл статей описывает волновую модель мозга, серьезно отличающуюся от традиционных моделей. Настоятельно рекомендую тем, кто только присоединился, начинать чтение с первой части.

В предыдущей части мы показали как может выглядеть распределенная память. Основная идея заключается в том, что общий волновой идентификатор может объединить нейроны, которые своей активностью формируют запоминаемую картину. Чтобы воспроизвести конкретное событие достаточно запустить по коре соответствующий идентификатор воспоминания. Его распространение восстановит ту же картину активности, что была на коре на момент фиксации этого воспоминания. Но главный вопрос — это как нам получить требуемый идентификатор? Ассоциативность памяти подразумевает, что по набору признаков мы можем отобрать события, в описании которых присутствовали эти признаки. То есть должен существовать нейронный механизм, который позволит по описанию в определенных признаках, получить идентификатор подходящего под эти признаки воспоминания.

Когда мы говорили о распространении нейронных волн, мы исходили из того, что нейрон хранит на внесинаптической мембране те волновые картины, участником которых он является. Встретив знакомую картину, нейрон своим спайком создает продолжение уникального узора. И тут важно, что нейрон не просто в состоянии узнать волновую картину, а то, что он сам – часть распространяющегося узора. Только будучи сам частью уникальной волны нейрон способен участвовать в ее распространении.

Чтобы не запутаться в последующих рассуждениях, еще раз повторим основные свойства волновой модели коры. Если отметить нейроны, относящиеся к одному волновому узору или – другими словами – идентификатору, то получится что-то вроде набора точек, изображенного на рисунке ниже.


Взяв любое место коры и активировав элементы идентификатора, мы получим волну, распространяющуюся от активного места, повторяющую характерный для идентификатора узор (рисунок ниже).


Проходя через каждое место коры, волна будет «высвечивать» фрагмент своего уникального узора. Так, стартовав из области 1, волна, дойдя до области 2, создаст там свой предопределенный идентификатором уникальный узор (рисунок ниже).


По уникальности узора можно в каждом месте коры определить, какие идентификаторы составляют волну.

Если мы на спокойной коре в области 2 воспроизведем уже знакомый нам узор, то он также создаст волну, которая, распространившись до области 1, создаст там все тот же паттерн, характерный именно для этого идентификатора.


Из всего этого следует, что для узнавания идентификатора достаточно в любом месте коры запомнить, какой узор именно в этом месте создает волна. Это можно запомнить либо на синапсах нейрона, либо на внесинаптической части мембраны. Запоминание на синапсах приводит к вызванной активности (пакету импульсов) при узнавании, запоминание на метаботропных рецептивных кластерах позволяет получать единичные спайки при появлении знакомой волны.

Сложнее, если нам надо воспроизвести идентификатор. Для этого нам надо активировать хотя бы единичными спайками группу близко расположенных нейронов, относящихся к требуемому идентификатору. Описывая обратную проекцию и вводя несколько медиаторов, мы как раз показывали механизм, реализующий нечто подобное.

Говоря об ассоциативности понятий, мы показали, что запрос, построенный на волнах идентификаторов, возвращает набор идентификаторов понятий, ассоциативно связанных с понятиями, содержащимися в запросе.

Чтобы показать механизм извлечения воспоминаний из ассоциативной событийной памяти нам надо показать, как волновой запрос, состоящий из понятий-признаков, может выдать уникальные гиппокамповские идентификаторы воспоминаний, подходящих под этот запрос. Если мы сможем получить такой набор идентификаторов и отобрать из них один, то, запустив этот идентификатор обратно по коре, мы получим активность нейронов-детекторов, содержащих этот идентификатор на внесинаптической мембране, а это будет равносильно восстановлению всей описательной картины требуемого воспоминания.

Напомню, про нашу упрощенность и схематичность описания. Далее я изложу возможный нейронный механизм ассоциативной памяти, не утверждая при этом, что мозг работает именно так.

Опять ненадолго обратимся к строению реальных нейронов. Тело нейрона – сома – имеет ограниченную площадь и не может обеспечить места для всех синаптических контактов. Большая часть синапсов приходится на разветвленную структуру, называемую дендритом или дендритным деревом (рисунок ниже). Количество синапсов, располагающихся на дендрите, в 10-20 раз превышает количество синапсов на соме.



Формы дендритных деревьев (Greg Stuart, ‎Nelson Spruston, ‎Michael Häusser)

Было обнаружено, что нейрон ведет себя по-разному в зависимости от того, приходят ли сигналы на синапсы на одну или на разные дендритные ветки (Shepherd G.M., Brayton R.K., Miller J.P., Segev I., Rinzel J., Rall W., 1985). Одновременный приход импульсов на синапсы одной ветки вызывает значительно более сильный ответ нейрона, чем сигнал, распределенный по разным веткам.

На основе наблюдений такого рода родилась гипотеза о том, что дендритные ветки могут играть роль детекторов совпадений (Softky, 1994). Ее суть в том, что сигналам, рождающимся в удаленных ветках дендритного дерева, для генерации спайка нейрона необходимо, чтобы были активны сегменты дендритного дерева, лежащие по дороге сигнала к соме.

Такой эффект был показан для пирамидальных нейронов (Jarsky T., Alex Roxin A., Kath W.L., Spruston N., 2005), но можно полагать, что что-то подобное свойственно и нейронам других типов.



Фазы распространения сигнала в апикальных и наклонных сегментах пирамидального нейрона гиппокампа. Сигнал возникает в апикальном пучке (красная точка) и распространяется до коллатерали Шаффера (зеленая точка). Сигнал в более близком к соме месте дендрита не позволяет далекому сигналу угаснуть и способствует возникновению спайка (Jarsky T., Alex Roxin A., Kath W.L., Spruston N., 2005)

Распространение импульса по дендриту сопровождается его значительным затуханием. По идее, влияние удаленных (дистальных) синапсов должно быть значительно меньше, чем влияние близких (проксимальных). Однако были показаны механизмы, выравнивающие вклад таких синапсов, что вылилось в концепцию «демократии синапсов» (Clifton C. Rumsey, L. F. Abbott, 2006 ). Выравнивание вклада синапсов вдоль ветки дендрита позволяет рассматривать ветки как самостоятельные логические элементы, сигналы которых каким-то образом далее обрабатываются нейроном. Это означает, что теоретически, меняя конфигурацию дендрита и реакцию сомы, можно получить нейроны с различными логическими свойствами.

Например, в популярной концепции «иерархической темпоральной памяти» Джеффа Хокинса применяются нейроны, использующие автономные элементы, работающие в режиме «или» (рисунок ниже).



Модель нейрона с набором дендритных логических автономных элементов в сопоставлении с пирамидальным нейроном (Хокинс, 2011)

Вполне уместно предположить, что и реальный мозг оперирует нейронами с существенным разнообразием свойств.

Теперь перейдем, собственно, к описанию ассоциативной событийной памяти. Предположим, что у нас есть нейроны двух типов, образующие плоскую кору. Рецептивные поля этих нейронов охватывают некую локальную область своего окружения, куда попадают нейроны обоих типов. Условно разнесем их на два слоя, помня при этом о перекрестном распределении связей.

Зададим нейроны первого типа такими, чтобы они распространяли волну информационного идентификатора. Нейроны же второго типа заставим распространять исключительно волны идентификаторов гиппокампа (рисунок ниже).



Распространение двух независимых волн на нейронах с разным типом медиатора

Для этого разведем их аксоны и внесинаптические рецепторы по используемым медиаторам (таблица ниже). Обратите внимание, что для задания волнового распространения синаптические рецепторы нам не важны.

Синапсы Вне синапсов Аксон
Тип 1 A A
Тип 2 B B
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона

При таком задании медиаторов и рецепторов волны на двух слоях никак не будут влиять друг на друга.

Теперь усложним нейроны второго типа, сделаем их дендритные деревья состоящими из двух типов веток, отличающихся внесинаптическими медиаторами. При моделировании однородные ветки можно объединить и в результате оставить два дендритных сегмента, работающих по принципу «или» (таблица ниже).

Сегмент Синапсы Вне синапсов Аксон
Тип 1 A A
Тип 2 1 B B
2 A
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона. Нейроны второго типа имеют два дендритных сегмента с рецепторами, чувствительными к медиаторам разного типа

Предположим, что пока шло обучение нейронов тому, как распространять волны идентификаторов, у нейронов второго типа был заблокирован второй сегмент, чувствительный к «чужому» медиатору. Вся информация, необходимая для формирования волн, у нейронов второго типа будет откладываться на внесинаптической памяти первого сегмента.

Если теперь мы включим вторые сегменты, то на них начнется запоминание волновых картин, распространяющихся по нейронам первого типа. Будем полагать, что внесинаптическое запоминание происходит в момент, когда нейрон генерирует спайк. При этом фиксируется не моментальная картина активности на синапсах, а накопленная за весь такт распространения волны. Накопление позволит нам запомнить фрагмент волны первого уровня, даже если фазы волн двух уровней в месте запоминания не совпадают. То есть, когда нейрон второго уровня выдаст спайк, он зафиксирует картину информационной активности, даже если она была какое-то время назад.

Предположим, что мы провели один такт такого запоминания. Все нейроны второго уровня, распространяющие волну идентификатора гиппокампа, активные в этом такте, запомнят на своих вторых сегментах фрагменты информационной волны, прошедшей по нейронам первого типа. Это значит, что если мы когда-нибудь повторим такую же волну описания, то все нейроны второго уровня, которые узнают эту картину, дадут спайк. Общая картина этих спайков воспроизведет тот самый идентификатор гиппокампа, который был на момент запоминания этого информационного образа.

Так можно запоминать различные описательные картины. При повторении соответствующих описаний нейроны второго уровня будут выдавать суммарное сочетание всех идентификаторов гиппокампа, попадающих под текущее описание.

Самый простой способ выбора места – это воспользоваться тем же полем активности, которое мы использовали для пространственной самоорганизации паттернов. В такой конфигурации запоминание можно представить так. В местах коры, где информационная картина создает паттерны вызванной активности, формируется поле активности. Все активные нейроны второго типа, распространяющие волну гиппокампа, для которых поле активности выше определенного порога, фиксируют на внесинаптической памяти картины, описываемые информационной волной.

Подав информационную волну-запрос, мы получим активность нейронов второго типа, узнавших этот запрос. Локальные группы таких нейронов будут излучать идентификаторы гиппокампа, относящиеся ко всем воспоминаниям, ассоциативно связанным с этим запросом.

Мы показали, как могут фиксироваться и восстанавливаться уникальные идентификаторы воспоминаний. Ранее мы показали, что если на нейронах-детекторах хранить память о таких уникальных идентификаторах, то можно восстанавливать образы, соответствующие запомненным моментам. В таблице ниже приведена возможная конфигурация медиаторов для такой памяти.

Сегмент Синапсы Вне синапсов Аксон
Тип 1 1 A A
2 B
Тип 2 1 B B
2 A
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона. Двусвязная конфигурация

Задание области запоминания через поле активности – достаточно грубый инструмент. Есть вполне очевидные пути по совершенствованию конструкции. Например, можно через синаптическое обучение нейронов второго типа создать из них области, соответствующие понятиям, находящимся в этом месте коры. Используя концепцию дендритного детектора совпадений, можно сделать так, что активность понятия будет обязательным условием, как для записи, так и для обратной генерации идентификаторов воспоминаний, связанных с этим понятием.

Вообще же богатство инструментария, которое предоставляет волновая модель коры с многосекционными нейронами, позволяет реализовывать достаточно сложные и интересные конструкции. Ограничимся пока уже приведенными самыми простыми схемами, чтобы окончательно не запутать повествование.

Ассоциативная память в психологии

Эффективному запоминанию и воспроизведению информации способствуют ассоциации, влекущие за собой непроизвольное появление другого образа во время мысленной связи между двумя или несколькими понятиями. Впоследствии воспоминание легко актуализируется.


Что это такое?

В нейрофизиологии отмечается, что процесс восприятия информации начинается с момента воздействия её на рецепторы. Внешние раздражители преобразуются в биоэлектрическую энергию. Нейронные сети, обусловленные сложными химическими процессами, позволяют человеку долго сохранять в памяти образ без количественных и качественных потерь. Таким образом, физиологической основой ассоциации считается краткосрочная нервная связь, вызванная условными рефлексами.

В психологии ассоциативность считают связующим звеном между психическими явлениями. Структура человеческой памяти устроена так, что какие-то воспоминания способны порождать связанные с ними образы. Человек имеет возможность на протяжении жизни накапливать, удерживать, сохранять, узнавать и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, различных представлений и образов.

Человеческая память ассоциативна. Воспоминания влекут за собой определённые жизненные моменты в виде логической цепочки связанных событий. Несколько музыкальных тактов способны вызвать гамму самых разнообразных чувств. Услышав фрагмент произведения, индивид может мгновенно вспомнить пейзаж, аромат, звук или любимого человека. Ассоциации – это своеобразные невидимые крючки, извлекаемые из глубин памяти. Они содержат представления о накопленном жизненном опыте и пережитых мгновениях, непосредственно связанных с тем, что необходимо запомнить.

Первобытные люди использовали предметы для запоминания. Например, брали с собой камешек или листик с дерева. До сих пор осталось выражение «узелок на память», означающее своеобразное кодирование информации. Внешние средства памяти приходят на помощь внутреннему её процессу. Завязанный узелок на платочке – это закодированный образ ассоциации.


Ассоциативная память человека сохраняет знания выборочно. Мозг сам фильтрует информацию. Иной раз человек не может вспомнить важное событие, а какой-то незначительный факт помнит до мельчайших подробностей.

Теория ассоциативной памяти основана на понятии ассоциаций, которые представлены 3 группами.

  • Ассоциации по смежности предполагают появление воспоминаний, пережитых в определённый момент жизни. Например, повстречавшись с другом детства, человек может вспомнить несколько эпизодов из школьной поры. Воспоминания могут вызвать положительные или отрицательные эмоции.
  • Ассоциации по сходству означают выявленные сходства появившегося нового образа с ранее уже встречавшимся лицом человека.
  • Ассоциации по контрасту способны вызывать в сознании противоположные образы, которые уже были восприняты раньше: «красивый» – «страшный», «злой» – «добрый», «сладкий» – «горький», «мягкий» – «твёрдый».

В основе ассоциативной системы запоминания понятий лежат простота, необычность и детализация. Для создания ассоциации не требуется приложения умственных усилий. Это творческий процесс. Методика, основанная на ассоциативности, входит в структуру многих техник. Их реализация позволяет запоминать большой объём очень сложной и серьёзной информации.

Урок 2. Ассоциативное мышление

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.

В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Оглавление:

Что такое ассоциации?

Ассоциативное мышление

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

ассоциативная память

Фото: Laurelville - Camp & Retreat Center

Характеристика и особенности ассоциативной памяти. Развитие ассоциативной памяти.

Нашей памяти присуща ассоциативность. Это выражается в том, что отдельное воспоминание может вызвать в памяти другое, другое – третье, и т.д., заставляя или позволяя мыслям по цепочке мысленных ассоциаций двигаться от одного к другому. Ассоциативная память представляет собой связь между обстоятельствами и представлениями отдельного человека. Ассоциации – своего рода незримые крючки, извлекающие из глубин накопленного в памяти опыта, обстоятельств, представлений пережитые моменты (то, что было) и связывающие с тем, что нужно запомнить.

Ассоциативная теория памяти

В психологии существует несколько направлений, связанных с памятью. Основные среди них – ассоциативная, бихевиористическая, когнитивная, деятельностная. Все они сходятся в том, что память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации и её забывания и в том, что память – основа в процессе становления личности.

В то же время, исходя из своих принципов, каждая из теорий памяти по-своему объясняет суть и закономерности этого процесса.

Одна из таких теорий – ассоциативная теория памяти. Она исходит из представления, что ассоциация – не что иное как связь, имеющая место между психическими явлениями. Такие связи при запоминании устанавливаются между частями запоминаемого или воспроизводимого материала. Дело в том, что в процессе припоминания человек всегда ищет какие-то связи, установленные между тем материалом, который имеется и тем, который необходимо воспроизвести.

Были выявлены некоторые закономерности, на основе которых образуются ассоциации:

Недостаток ассоциативной теории памяти заключается в том, что она не объясняет такую важную характеристику как выборочность памяти (ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается). Кроме того, она не учитывает, что процессы памяти находятся в зависимости от организации запоминаемого материала.

Развитие ассоциативной памяти, как и ассоциативного мышления, очень важно: ассоциации помогают нам запоминать и вспоминать, генерировать идеи. Ассоциативная память позволяет запоминать не связанные друг с другом слова и сложные тексты, благодаря ей мы легче извлекаем из памяти нужную информацию и, чем обширнее сеть ассоциативных связей, тем лучше она запоминается и тем легче припоминается при необходимости. Наши суждения о том или ином вопросе, наши взгляды, вкусы, система ценностей основываются на ассоциативной памяти. С ней также связано наше мышление, восприятие мира и принятие решений.

Как улучшить память взрослому человеку?Тренируется ассоциативная память путем связывания известной, уже усвоенной информации с новым материалом. Для развития ассоциативной памяти можно использовать, например, такое упражнение:

1. Подготовьте 2 листа бумаги и ручку. На 1 листе в столбик по вертикали впишите все натуральные числа от 1 до 100.

2. Выберите любые 10-15 из них, с которыми у Вас связаны стойкие ассоциации, и выпишите их в произвольном порядке на 2 лист. Например, 8 – снеговик, 17 – номер Вашей любимой маршрутки, 18 – возраст совершеннолетия в стране, в которой Вы живете (если это так), и т.д. После того, как закончите работу, подождите 5-7 минут, возьмите 1 листок с числами и запишите все события, которые запомнили, напротив соответствующего числа.

3. В следующий раз проделайте то же с другими, не задействованными прежде числами. Не форсируйте события, не слишком подгоняйте себя поначалу, постарайтесь максимально удачно подобрать такую ассоциацию, которая надежно займёт свое место в списке.

4. Когда весь список чисел будет заполнен, проверьте себя, указав все ассоциации, связанные с числами от 1 до 100.

Помимо того, что потренировали память, Вы создали дополнительные ассоциации, которые помогут при необходимости запоминать коды, номера телефонов и т.д. Просто постарайтесь использовать свои личные ассоциации, не боясь привлекать образы. Например, 40 можно запомнить, представив 4 как квадрат, «телевизор» и 0 как вписанный в него круг, «колобок». Получится смешная ассоциация «колобок в телевизоре». Придумайте свои ассоциации, приемлемые именно для Вас.

Говоря о развитии памяти, необходимо отметить, что она неразрывно связана с вниманием, ведь без сосредоточения внимания на объекте мы не переместим его даже в кратковременную память. Хорошая работа памяти предполагает высокую активность нейронов, слаженную работу когнитивных (познавательных) функций мозга.

Память и внимание, восприятие и мышление – функции мозга, которые подлежат тренировке и развитию. Благодаря регулярным упражнениям можно ощутимо улучшить свои способности, и лучше отдать предпочтение регулярным комплексным занятиям с постепенно нарастающей нагрузкой. Например, для этой цели удобно использовать занятия с использованием упражнений на память и внимание которые присутствуют на нашем сайте.

Читайте также: