Восстановить подшипник скольжения компьютерного вентилятора

Обновлено: 04.07.2024

На вентилятор в блоке питания компьютера обычно не обращают внимания. До тех пор, пока уровень шума не достигнет раздражающего значения. И бывает так, что сделать уже ничего нельзя. Между тем, при должном уходе жизнь и бесшумную работу узла вращения можно значительно продлить. Следует лишь уделять ему внимание и не жалеть несколько капель смазки.

Какие подшипники ставят на вентиляторы БП

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипникаУровень шумаРесурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием)В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастаетЗаявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка)НизкийДо 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного маслаВ исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение.В исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки.НизкийЗаявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) - в кулерах применяются только узлы радиальной конструкцииОтносительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольженияЗаявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкойСамый низкийЗаявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник каченияНизкийДо 160000 часов в жестких условиях эксплуатации

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Когда и зачем необходима смазка кулеров

При достаточном многообразии узлов вращения, применяемых в кулерах, вентиляторы по этому параметру можно разделить на группы:

  • с подшипниками скольжения;
  • с подшипниками качения;
  • комбинированные (на одном конце оси скольжения, на другом качения).

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.

Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:

  • к повышенному шуму;
  • увеличению энергопотребления;
  • увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.

В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.

Каким маслом смазывать кулер компьютера

Самый популярный и распространенный состав, которым можно смазать зашумевший вентилятор в блоке питания компьютера – специальная смазка на основе силикона. Его достоинство – густая консистенция, позволяющая долго не вытекать из полостей подшипника и создавать устойчивую пленку для гидродинамического режима. Также такие смазки имеют неплохую проникаемость и невысокую стоимость.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если подобного состава под рукой нет, можно рассмотреть и другие варианты. Скорее всего, они будут отличаться как качеством смазки, так и долговечностью не в лучшую сторону, но в качестве скорой помощи вполне подойдут.

Неплохие результаты дают смазки со средней текучестью. Такими свойствами обладают моторное и трансмиссионное масла автомобиля. Первое будет более жидким и создаст меньшее сопротивление вращению, а второе лучше заполнит зазоры. Эти составы легко найти в хозяйстве любого автомобилиста.

Также можно применять твердые жиры (литол, солидол и т.п.). Наносить их нелегко, придется вдавливать с усилием. Зато они отлично смазывают и долго держатся. Правда, создают заметное сопротивление при работе.

Машинное масло (для швейных машинок и т.п.) хорошо смазывает, но быстро выдавливается. Неплохие результаты дает графитовая смазка (на загущенной основе).

Самостоятельное приготовление смазки для кулера

В сети можно найти рекомендации по изготовлению сухой графитовой смазки для вентилятора. Для этого надо просто хорошо измельчить кусочек графита – от карандаша или графитовой щетки электродвигателя.

На самом деле это вариант не лучший, хотя смазывающие и нагрузочные свойства такого порошка будут отличными, а температурная устойчивость завышенной. Излишки сухого порошка во время работы будут разлетаться и проникать везде, в том числе на токоведущие и изолирующие детали. Хорошая электропроводность графита приведет к выходу электродвигателя из строя (на этом принципе даже созданы бомбы для разрушения промышленных электростанций). Но можно смешать порошок с синтетическим моторным маслом в пропорции 50/50. Получится неплохой смазочный состав.

Можно ли использовать wd 40

Существует соблазн использовать для смазки кулера компьютерного блока питания популярный состав WD-40. Удобная упаковка в аэрозольном баллоне, доступность (продается в любом автомагазине), сверхтекучесть (может проникнуть в самые труднодоступные места), небольшое сопротивление работе механизма – все это делает смазку привлекательной для поставленных целей.

На самом деле идея не лучшая. Состав содержит менее 15% легких смазочных масел, остальное - растворители (в основном, керосин). Основное предназначение WD-40 – очистка подвижных соединений от ржавчины и других загрязнений. Смазочные свойства смеси слабоваты, слой масла на поверхности получается тонким, его нагрузочная способность невелика и держится на трущихся поверхностях недолго.

Тем не менее, в Интернете можно встретить отзывы об удачных попытках смазки подшипников вентиляторов с помощью WD-40. При этом даже поклонники состава признают, что эффект по сравнению с другими маслами получается недолгим. Напрашивается вывод, что вреда от WD не будет, но результат не гарантирован.

Возможно, неплохим вариантом будет сначала промыть место контакта трущихся деталей от загрязнений и старой смазки с помощью WD-40, а потом использовать новое масло.

Как разобрать и смазать кулер

Для доступа к трущимся поверхностям придется разобрать вентилятор БП компьютера. В первую очередь надо острым ножом или тонкой отверткой снять этикетку. Она держится на клеевом слое, поэтому удаляется легко.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Дальше может быть еще резиновая пробка, а может не быть. Если есть, ее надо удалить тем же инструментом. Там можно обнаружить разрезную шайбу. Ее удалять надо аккуратно, чтобы она не улетела.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

После удаления шайбы можно снять ось с крыльчаткой и получить доступ к узлам вращения.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Внести смазку можно в зависимости от ее вязкости:

  • из масленки с узким носиком;
  • с помощью шприца;
  • набрав небольшое количество на узкую отвертку и заложив смазку непосредственно на трущуюся поверхность.

Количество масла должно быть небольшим – при работе излишек выдавится и забрызгает все вокруг.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Потом кулер надо собрать в обратном порядке.

Чем заменить износившуюся пластиковую шайбу

Вместо разрезной металлической шайбы в недорогих моделях часто устанавливают шайбу из пластика. Если она износилась или не удалось ее снять без повреждения, ее можно изготовить из пластиковой карты (ненужной банковской, скидочной или проездного билета). Тем же способом можно воспользоваться, если при разборке потерялась металлическая шайба.

Еще совет – если потерялось или износилось резиновое кольцо и нет кулера-донора, подходящее уплотнение можно найти под клапаном в газовой зажигалке. Размеры колец в разных моделях зажигалок могут отличаться, поэтому, возможно, придется подобрать нужное из нескольких вариантов.

Что делать когда вентилятор неразборный или на гарантии

Если подшипник неразборный или разбирать его нельзя из-за гарантийных обязательств продавца, но очень хочется его смазать, то может сработать вариант с WD-40 или с несколькими каплями масла, растворенными в керосине или солярке. Не разбирая вентилятор, даже не снимая его с блока питания, можно через штатную трубочку баллончика с составом или с помощью шприца ввести смазку как можно ближе к вращающемуся узлу.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если есть возможность демонтировать кулер с БП, несъемную крышку можно высверлить.

Дальнейшая разборка не отличается от предыдущего варианта. При сборке получившееся отверстие можно просто заклеить изолентой.


Почему пищит импульсный блок питания

Для наглядности рекомендуем к просмотру серию тематических видеороликов.

Вентилятор в блоке питания требует ухода. При периодической смазке он прослужит долго и бесшумно. Надо лишь следить за его техническим состоянием и вовремя смазывать трущиеся детали.

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Пришел давеча клиент и попросил ему рассказать о корпусных кулерах. В довес моим пояснениям нашел прекрасный материал на просторах интернета. Решил поделиться, может кому нибудь пригодиться .

Подшипник скольжения (sleeve bearing)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Простейший тип подшипника, состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал.

Уровень шума - В исправном состоянии - низкий, однако при износе таких подшипников кулеры в целом начинают сильно шуметь из-за вибрации.

Ресурс - Относительно невысокий и сильно зависит от эксплуатационной температуры и вибрационных нагрузок. У современных вариантов заявляется ресурс до 35 тысяч часов, однако он достижим только в идеальных условиях, на практике такие подшипники служат в два-три раза меньше.

Стоимость - Самый дешёвый тип подшипника.

Подшипник скольжения c винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Подшипник скольжения со специфическими нарезами на втулке и оси, осуществляющими рециркуляцию смазывающей жидкости.

Уровень шума - Низкий

Ресурс - Существенно выше чем у простейших подшипников скольжения и приближается к FDB-подшипникам.

Стоимость - Немного выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у FDB-подшипников.

Гидродинамический подшипник (FDB bearing)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений.

Уровень шума - Низкий

Ресурс - Существенно выше, чем у подшипников скольжения, заявляются цифры до 80 тысяч часов, однако в реальных эксплуатационных условиях эту цифры также стоит уменьшить минимум вдвое.

Стоимость - Выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у подшипников качения.

Подшипник качения (ball bearing)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора.

Уровень шума - Формально - выше чем у подшипников скольжения, однако из-за большего ресурса в равных условиях длительной эксплуатации кулеры на таких подшипниках не оказываются более шумными, чем аналоги на подшипниках скольжения, более подверженные износу.

Ресурс - Заявленный ресурс может быть от 59 до 90 тысяч часов, в реальных условиях эксплуатации такие подшипники существенно долговечнее, чем подшипники скольжения.

Стоимость - Выше, чем у подшипников скольжения.

Керамический подшипник качения (ceramic bearing)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Подшипник качения с использованием керамических материалов.

Уровень шума - Низкий.

Ресурс - Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость - Самая высокая.

Подшипник масляного давления (SSO)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Усовершенствованный гидродинамический подшипник. Отличается увеличенным слоем жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом

Уровень шума - Самый низкий.

Ресурс - Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость - Выше чем у подшипников качения, но ниже чем у керамических подшипников качения

Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Усовершенствованный подшипник скольжения. Имеет защиту от пыли, соответствующую IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.

Уровень шума - В исправном состоянии - низкий.

Ресурс - Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах.

Стоимость - Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических

Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing)

Подшипник в кулерах имеет значение Подшипник, Кулер, Вентилятор, Описание, Отличия, Длиннопост

Уровень шума - В исправном состоянии - низкий.

Ресурс - Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов

Стоимость - Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических


Сообщество Ремонтёров

6.1K постов 35.5K подписчиков

Правила сообщества

К публикации допускаются только тематические статьи с тегом "Ремонт техники".

В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:

В остальном действуют базовые правила Пикабу.

За 20р втулочное говно превращается в нормальный подшипник на шарах. 20р - это стоимость двух подшипников 693zz 8х3мм на Али - вынимается втулка и на ее место вставляются подшипники, диаметры совпадают.

У шариковых подшипников вой обычно стоит такой, что желание использовать этот кулер быстро пропадает. Но ресурс да, неплохой.

POM - полиоксаэтилен/полиформальдегид это лишь частный случай материала подшипника скольжения. Вместо POM могут быть специальные полиамиды, модифицированные фторопласты, а так же наиболее передовые высокотемпературные термопласты PPS, PEEK, PAI(Torlon например).

Подшипник скольжения (sleeve bearing) - простой и ремонтопригодный тип подшипника в вентиляторе пк, при использовании качественной консистентной смазки (не силиконовой, не WD40, не отработки 10W40) имеет средний интервал обслуживания, обслуживание сводится к замене смазки.

Подшипник качения (ball bearing) - я бы сказал, что повышенный шум подшипников качения в вентиляторах пк - миф берущий свои корни в момент смены производителями нжмд типа подшипников шпинделя с качения на гидродинамические "вона энти ваши винчестеры как жужжали на подшипниках качения, значить плохой тип, шумный!". На деле самый надежный тип подшипников для вентиляторов, обслуживание сводится к замене подшипников.

Гидродинамический подшипник (FDB bearing) - в лучшем случае, если производитель не наврал и в вентиляторе действительно используется гидродинамический подшипник, у применения этого подшипника есть ограничения, первое - ресурс в часах заявлен при непрерывной работе на номинальных оборотах, второе - при увеличении зазора между валом и втулкой (износе втулки) гидродинамический эффект утрачивается.

Циклы старт-стоп существенно сокращают ресурс данного типа подшипников.

Работа на пониженных оборотах существенно сокращает ресурс данного типа подшипников.

Обслуживание не предусмотрено.

Noctua SSO\Sunon MagLev

MagLev (Vаро подшипник) это модернизированный подшипник скольжения, в котором специальная система магнитов образует магнитное поле, компенсирующее собственный вес ротора. В результате при работе ротор левитирует в магнитном поле, почти не касаясь стенок втулки.

нормально работает только при вертикальном положении вала(горизонтальном положении вентилятора), например в ноутбуке, видеокарте настольного ПК, блоке питания настольного ПК, при горизонтальном положении вала (вертикальном положении вентилятора) по-сути работает как обычный подшипник скольжения.


Привет читателям!
Хочется просто поделится вариантом замены втулок на подшипники.
Пост не является прямым руководством к действию, описание носит ознакомительный характер. Автор не несёт никакой ответственности за использование конкретных приведённых материалов в злонамеренных целях. .
Достался мне бытовой вентилятор "Atlanta", в гараже ему нашлось место под потолком.


НО, с регулярной постоянностью, у него каждые пару дней, начиналось подклинивание втулок якоря.
Графитная и моторные масла закоксовывались и тугое вращение приводило к заклиниванию.
Промывка и постоянные ревизии втулок, начали утомлять!
Теплозащита статора, помогла от перегорания обмоток. В итоге, надоело мне подливать масло, в жаркие дни.
Решил разобрать и примерить 688 подшипник (16х8х5), который валялся без дела.


Разгибаю три лепестка обоймы. Выбрасывается шар и войлочное кольцо. Тупо меняется отверткой за 2минуты.
Диаметр подшипника, как раз центруется в полусфере и прижимается штатной пружинной звездочкой.
Прикупил второй (75руб) и также заменил. Теперь вал стал перемещаться вдоль оси. Этого не должно быть.
Якорь должен работать строго в одной плоскости со статором. Так как образовался свободный ход вала, в отличии от шаров скольжения, родные шайбы уже не могут удерживать вал от осевого перемещения.
Заниматься подбором нужной толщины (с каждой стороны около 4 мм) шайбочек, которые не задевали бы прижимную звездочку, мне лень.
Тупо отрезается, от подвернувшейся пружины на сжатие, с внутренним диаметром 8мм, по 3 витка для каждой стороны.
Атоматический устранитель люфта готов.
Пружины упираются во внутреннюю обойму подшипников и выравнивают якорь равномерно между крышками.
Еще 3 минуты с перекуром на сборку и снова вентилятор работает, конфетка из говна .

КАК СМАЗАТЬ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КУЛЕРА

Грешат таким делом, как установка проприетарных (уникальных) кулеров, многие производители железа. Особенно видеокарт. Элемент устаревания, ага. Карте пахать и пахать, а вентилятор уже того. Подшипник скольжения разбирается и смазывается легко. А вот подшипник качения, который обычно ставят в такие места, обслуживанию "не подлежит". Нарочно хитро сконструированный производителем вентилятор – аналогов не имеет, и найти замену целиком очень непросто.

К счастью, подшипники качения, (они же "промышленные", "стандартные" и тп) являются расходным материалом и обычно предусматривают замену в процессе эксплуатации узла. Просто смазать его не получится, так как там обычно стоит сальник или крышка. Если повезет, можно заказать новый у подшипниковых торговцев и не заморачиваться. Но многим таким конторам не интересен клиент на один малюсенький подшипничек. Итак, пробуем восстановить его самостоятельно.

Первым делом, разбираем кулер по максимуму. Подшипник, как правило, установлен в саму крыльчатку вентилятора. Его необходимо оттуда извлечь, в противном случае крыльчатку придется чистить и "варить" целиком с подшипником – это чревато ее повреждением.

Как извлечь подшипник? Стандартный подшипник на(в)прессовывается в(на) узел. Соответственно, и снимается аналогично. У слесарей, в арсенале инструментов, имеются специальные выжимки для этого дела. Однако из-за малого размера и особенностей конструкции кулера, подобрать инструмент может быть нелегко. Придется импровизировать. Например, если с обратной стороны крыльчатки имеется отверстие – можно выдавить через него подшипник с помощью биты для шуруповерта или чего-либо подобного. Крайне желательно при этом стараться давить на внешнюю часть подшипника, а не внутреннее вращающееся кольцо – иначе есть риск его сломать.

Итак, подшипник извлечен. Теперь нужно его промыть от старой смазки и накопившихся загрязнений. Используем растворитель типа бензина (галоша). Он наименее агрессивен к пластиковым деталям, которые могут быть внутри подшипника, а также быстро улетучивается из его внутреностей. Помним о необходимой вентиляции. Просто кладем подшипник в растворитель и крутим его там некоторое время. Внимательно смотрим, что из него вылазит. Если куски пластика/металла, то дела плохи – это поврежден сальник или обойма самих шариков. Без сальника, будет всего лишь разлетаться смазка и залезать пыль, поломка обоймы же означает разрушение подшипника. Вылезли грязь и "песок" – продолжаем дальше.

Сушим подшипник. После крутим его и слушаем звук. Если есть сильно выраженный стук или хруст, то скорее всего сильно изношены дорожки и/или шарики – восстановить полностью подшипник может и не получиться. Будет все равно стучать или свистеть. Тем не менее, раз уж зашли так далеко – продолжаем. Попытка – не пытка.

Выбираем смазку. Она должна быть консистентной, т.е. вязкой. Например Солидол, Циатим. Литол брать не стоит – в нем щелочь, которая может разъесть пластик и цветные металлы. В автохимии имеется еще Графитная (солидол+графит) и ШРУС (графитная + соли молибдена). На ШРУСЕ остановлюсь подробнее. Молибден в нем предназначен для восстановления вытертых дорожек – так что есть шанс привести стучащий подшипник к нормальному виду.

Плавим смазку. Берем небольшую емкость, например алюминиевое донышко от "Ягодного лукошка". Это выпечка такая. Кладем туда смазку и нагреваем. Греть может понадобиться до

150°С. Можно для этого модифицировать конфорку газовой плиты или взять туристсткую плитку. ВНИМАНИЕ: ПОЖАРООПАСНО – пары масла могут вспыхнуть; НЕОБХОДИМА ВЕНТИЛЯЦИЯ – пары масла дымят, и еще как. Следите, чтобы не происходило кипения.

Многие современные смазки состоят из нескольких компонентов, имеющих разную температуру кипения. Поэтому возможна ситуация, когда часть уже закипает, а часть – все еще густая. В этом случае пытайтесь все время размешивать содержимое. Если не помогает – используйте другую смазку.

Кладем туда наш подшипник. "Варим" минут пять. Желательно при этом прокручивать подшипник. После вынимаем и кладем его на салфетку.

Когда подшипник остыл – вытираем его насухо и проворачиваем. Вдавливаем подшипник обратно. Собираем и устанавливаем кулер. Запускаем "железо".

После запуска кулер может начать издавать странные звуки. Наша новая смазка вряд ли в точности соответствует задуманному производителем. Да и количество ее, скорее всего в начале избыточно. ШРУС восстановит дорожки также не сразу.

В моем примере выше, застучавший и восстановленный ШРУСом подшипник работает уже почти год. Тьфу-тьфу-тьфу! )))

© Тимур Гедеванишвили aka Temuri


Решил почистить ещё два вентилятора для корпуса. Очень помогла выше приведенная инструкция, за что спасибо её автору. Именно шуруповёртом я и отделял конструкцию с подшипником от конструкции с лопастями. Так уж назову это дело, так как соответствующей терминологией не владею.
Кстати, IE11 почему-то не знает слово шуруповёрт и предлагает к восприятию какую-то ерунду, которой я его уж точно не учил:


Далее к вентиляторам.
Два пыльных вентилятора 120х120 мм от компании YATE LOON Electronics:


В разобранном виде выглядят следующим образом:


И такой вопрос возник у меня, кроме вопроса чем смазывать подшипник. Я для себя решил, что буду использовать масло трансмиссионное. А вот чем обрабатывать медную намотку?

Читайте также: