Является ли компьютерная грамотность обязательной частью информационной грамотности

Обновлено: 06.07.2024

В статье рассматривается понятия информационная деятельность и информационная грамотность, как составляющие информационной компетентности. Приводятся точки зрения различных ученых по данной тематике. Исходя из дефиниций информационная деятельность и информационная грамотность, выводится собственное понимание данных терминов.

Значимость проблемы в формировании информационной компетентности специалистов, инженерного образования, в условиях современного информационного общества требует от образовательных структур учитывает тенденций и темпы развития новых средств информатики и перспективы их использования в инженерной практике, подготавливать высококвалифицированных специалистов, которые быстро адаптируются к новой информационной культуре общества.

Поскольку информационная деятельность является мотивированным, целенаправленным видом деятельности и направлена на познание, преобразование предмета деятельности необходимо рассмотреть дефиницию информационная деятельности.

Существуют различные точки зрения на определение понятия «информационная деятельность», рассмотрим некоторые из них.

Семенова Е.Н. рассматривает основные элементы «информационной деятельности», которыми являются: отбор, выдача, обработка, хранение, систематизация, защита, распространение информации, информационный стиль мышления, которые являются продуктом познавательной деятельности и разновидностью профессиональной [1, с. 16].

Дулатова, А. Н., Зиновьева, Н. Б., обозначают её как как область деятельности по удовлетворению потребностей в документной информации. Деятельность предполагает обязательное наличие субъекта (индивида, занимающегося ею) и объекта (материала, который в процессе воздействия на него субъекта приобретает новую форму и свойства продукта деятельности). Как и все другие области деятельности человека, информационная также включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности [2, с. 97].

Уханов В.А. определяют сущность «информационной деятельности» в объективно обусловленной для субъекта необходимости предварять, сопровождать и завершать любую его деятельность производством, передачей и потреблением информации, используемой с целью оптимизации и повышения эффективности функционирования и развития социальной системы [3, с. 80].

Козлачков В.И. отмечает, что получение (выработка) знаний о природе явлений, с которыми имеет дело человек; а также получение (выработка) эффективных способов удовлетворения потребностей, составляют основу информационной деятельности, динамичное накопление результатов которой создает проблему быстрого ориентирования и поиска необходимой информации в условиях информационных перегрузок либо острого дефицита сведений об изменяющихся и сложных проблемных ситуациях [4, с. 81].

И.Л. Бачило определяет «информационную деятельность» как разновидность профессиональной деятельности, где осуществляется сбор, поиск, накопление, обработка, хранение, предоставление, представление, распространение, охрана и защита информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи в правовых рамках [5, с. 61].

Информационная деятельность определяется нами как совокупность умственных и практических действий, направленных на принятие, обработку и применение информации [18, с. 83].

Соколов А.В. понимает «информационную деятельность», как неотъемлемая часть любого умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении (запоминании), переработке (осмыслении, оценке, обобщении и т. д.), выдаче социальной информации. Если учесть, что содержанием социальной информации являются знания, эмоции, волевые воздействия, то трудно найти такую операцию умственного труда, которую нельзя было бы назвать "информационной".

Информационная деятельность, как и всякая человеческая деятельность (но не поведение вообще!), целесообразна, осуществляющий ее субъект (личность, социальная группа, масса людей) преследует определенную цель. Целей информационной деятельности может быть три:

Дикарева И.Г. определяет понятие «информационная деятельность» исходя из понимания информации как предиката, то есть свойства любой деятельности. Осознание потребности в получении информации – основополагающее, но недостаточное условие осуществления деятельности. Существенное значение имеет акт целеполагания как намерения удовлетворить возникшую потребность. Далее следует формулирование информационного запроса как требования или ходатайства субъекта, выражающего информационную потребность. Чем тщательнее сформулирован запрос, тем эффективнее осуществляется поиск информации, поэтому необходимо уметь выделять объект запроса, то есть ту информационную сущность (текст, изображение, звук, видео и т.д.), которая находится в базе данных [7, с. 85].

Волков В.Э. разграничивает информационную деятельность на деятельность общего характера, специальную и специализированную. Информационная деятельность общего характера вряд ли требует признания ее публичной функциональности. Реализация прав пользователя общедоступной информации через существующие информационные системы направлена прежде всего на удовлетворение частного интереса и не выходит за пределы самостоятельной реализации субъективных прав личности. Специальная информационная деятельность связана с осуществлением службы в органах государственной власти и местного самоуправления, определяется параметрами их компетенции, в связи с чем ее публичная значимость не вызывает сомнений. Наибольший интерес представляет специализированная информационная деятельность, по нашему мнению, имеющая частно-публичный характер. Специализированная информационная деятельность осуществляется в целях формирования и использования информационных ресурсов, информационных технологий и коммуникаций, реализации рынка в области информационно-коммуникационных технологий [8, с. 86].

Силкова Г.В. определяет понятие «информационная деятельность» через информационно-аналитическую деятельность, целью которой является преобразование исходного массива информации для релевантного (соответствующего) обеспечения информационных потребностей пользователей [9, с. 87].

Худяков А.В. рассматривает понятие «информационная деятельность» через потребность. Субъект осознает удовлетворение потребности как конечную цель своей деятельности. Ее успешность зависит от правильности постановки цели, предполагающей поиск эффективных средств и путей ее достижения. Поиск средств актуализирует для субъекта поиск и получение необходимой информации. В качестве источника ее получения выступает процесс обмена информацией. Вариативный характер деятельности, возникающая при этом необходимость выбора, порождают у субъекта потребность в получении информации, то есть формирует особую потребность – информационную. Именно она является движущей силой информационной деятельности. Сущность «информационной деятельности» сводится к восприятию ее как специфического, целенаправленного, непрерывного, реализуемого специальными структурами, отдельными гражданами, процесса сбора, накопления, преобразования и предоставления субъектам управления информации, необходимой для решения возложенных на них задач [10, с. 88].

Наиболее характерными моментами информационной деятельности являются:

  • во-первых, постановка проблем, уточнение целей и задач, выработка оценки, принятие решения. Все остальные виды информационной деятельности проводят специалисты и технические исполнители;
  • во-вторых, в силу разделения труда в управлении трудовая деятельность начинает требовать наличия специально подготовленной информации;
  • в-третьих, управление реальным процессом осуществляется через деятельность целого коллектива со сложной структурой, т.е. возникает необходимость в информации о субъекте управления;
  • в-четвертых, резко возрастает число внешних связей, а соответственно и внешней информации [11, с. 89].

Дeйкзёл Д, Моке М. «информационную деятельность» определяют, как информационные стратегии и деятельность, направленные на целевые группы. Ее основная задача – предоставить этим группам информацию, ознакомить их с определенными вопросами и повлиять на их отношение или даже поведение [12, с. 90].

На основании анализа интерпретаций понятия «информационная деятельность», приведенных выше выведем свое понимание данного понятия. Под информационной деятельностью будем понимать целенаправленный процесс, который ориентирован на сбор, хранение, обработку, передачу, поиск, защиту и пр. информации для обеспечения соответствующих потребностей субъекта (пользователя).

Кроме информационной деятельности к структурным элементам информационной компетентности» относится «информационная грамотность».

Гендина Н.И. считает, что овладение информационной грамотностью предполагает знание разнообразных видов документальных информационных ресурсов, включая как традиционные печатные документы, так и документы в электронной форме, доминирующим компонентом таких документов является текст [13, с. 104].

Ермаков Д.С. определяет «информационную (компьютерная) грамотность» – освоение знаний, умений и навыков в области работы с информацией, использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [14, с. 91].

Горобец О.А. отмечает, «предметная информационная грамотность» – это система знаний, умений и ценностных установок, которые обеспечивают поиск, обработку и хранение информации для решения элементарных учебно-информационных задач, возникающих в процессе языкового образования [15, с. 92].

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения. В этот комплекс входит и отношение к самому процессу обучения, а также умение пользоваться инструментальными программными средствами, такими как интерактивные пособия, различные методики, групповая работа, общение с педагогом, инструктором, чиновником, разбирающим жалобы школьников/студентов и т.д. [16, с. 62]

Анализ интерпретаций информационной грамотности позволил вывести свое понимание этого понятия. В данном научном исследовании под понятием «информационная грамотность» будем понимать знания, умения, навыки субъекта по нахождению, оцениваю, эффективному использованию и применению нужной для него информации.

В современном развивающемся мире информационная деятельность и информационная грамотность неотъемлемая часть специалиста в различных областях. Информационно-культурная среда не мыслима без компьютерных и информационных технологий и владение компьютером и информационными сетями, которые является одними из важнейших компетенций.

Соответственно высококвалифицированный инженер XXI века должен уметь эффективно использовать новые средства информатики не только в качестве инструментария для своей повседневной деятельности, но также и в качестве обязательных компонентов проектируемых им изделий, систем и оборудования.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что мир находится на пороге нового этапа научно-технической революции, которая произойдет в сфере инженерной деятельности, благодаря ее радикальной и всеобщей информатизации.


Какие из следующих понятий являются родственными по отношению к понятию «информационная грамотность»?

  • информационная компетентность
  • медиа граммотность
  • компьютерная грамотность
  • информационная этика
Вопрос 3

Какое из нижеперечисленных определений информационной культуры, в широком смысле раскрывает суть понятия?

Выберите один ответ:

  • это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества
  • все перечисленное
  • механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации
  • оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач
Вопрос 4

Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?

Выберите один ответ:

  • принцип узкой специализации
  • знания о законах функционирования информационной среды
  • знания об информационной среде
  • умение ориентироваться в информационных потоках
Вопрос 5

Что послужило точкой отсчёта истории информационной культуры:

Выберите один ответ:

  • зарождение письменности
  • появление сети интернет
  • появление первой школы журналистики
  • смена формального отношения к сигналу на содержательное
Вопрос 6

Что принято понимать под информационной грамотностью?

  • наличие знаний и умений для эффективного поиска информации
  • наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации
  • наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой
  • способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки информации
Вопрос 7

Является ли компьютерная грамотность обязательной частью информационной грамотности?

Мы живем в мире, который постоянно меняется благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Сейчас люди имеют доступ к самой разнообразной информации на любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. В результате возрастает и роль компьютера в жизни рядового человека. Компьютер применяется практически во всех сферах человеческой жизни. С их помощью осуществляется ведение документации, осуществляется пересылка электронной почты, связь с банками данных. Компьютерные сети могут связывать разных пользователей, находящихся в одном учреждении или в любом другом регионе страны и мира.

Всё это свидетельствует о том, что важнейшими составляющими полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности являются компьютерная грамотность и информационная культура. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи, т.е. необходимо иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система, а для свободной ориентации в информационных потоках должен знать правила навигации по огромному количеству доступной информации.

О важности проблем компьютерной грамотности и информационной культуры говорит наличие множества исследований в этих областях со стороны отечественных и зарубежных учёных. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др. В последние десятилетия активно ведётся разработка проблем информационной культуры с позиций философского, педагогического и психологического подходов. Различные аспекты этой проблемы рассматривались О.В. Артюшкиным, М.Г. Вохрышевой, А.А. Гречихиным, М.Я. Дворкиной, Ю.С. Зубовым, Э.П. Семенюк и др. Роли информационной культуры посвящены работы С.А. Бочана, И.А. Негодаева, Н.И. Гендиной, А.В. Кириленко. Проблемы компьютерной грамотности описаны в статьях А.С. Гуськова, В.А. Беспалова, Н.Ф. Родионова. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А, Н.М. Розенберга, Н.Д. Угриновича и др.

ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности.

1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования. В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования. [2] В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т.е. умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». [12, с. 41] Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с . базами данных, . наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры». [5, с. 71] Н.М. [10] И.А.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г.К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. [11]

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения. Мнения специалистов по этому вопросу не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.

На просторах интернета можно найти следующие определения компьютерной грамотности:

Компьютерная грамотность - владение навыками решения задач помощью с ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. [14]

Компьютерная грамотность - это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение:

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. клавиатуры

1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.

Профессиональная компьютерная грамотность. Очень давно, у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами и т.д. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

По профессиональному признаку можно выделить большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

С использованием вычислительной техники связано всё большее количество профессий, но характер этого использования в разных профессиях различный - от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством.

Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими - они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. По моему мнению, в первую очередь нужно овладеть компьютером как интеллектуальным средством. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной. А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.

Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.

Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.

Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.

Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют. Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паскова Анна Александровна, Бутко Раиса Петровна

Данная статья посвящена месту компьютерной грамотности в процессе информатизации современного общества. Предложена классификация уровней компьютерной грамотности . Рассматриваются особенности формирования компьютерной грамотности у различных возрастных групп, влияние уровня владения информационными технологиями на процесс социализации .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паскова Анна Александровна, Бутко Раиса Петровна

Некоторые социокультурные последствия информатизации образования Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий Информационная компетентность: стратегия развития в современной образовательной системе Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза в стратегии развития современной образовательной системы Теоретико-методологические аспекты развития компьютерной грамотности будущего учителя i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to a place of computer literacy in the course of informatization of modern society. Classification of levels of computer literacy is offered. Features of formation of computer literacy at various age groups, influence of the level of proficiency in information technologies on socialization process are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование компьютерной грамотности как необходимая составляющая информатизации общества»

УДК 004 ББК 73 П-19

Паскова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8772)516354;

Бутко Раиса Петровна, старший преподаватель кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8 772)5733 70.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Данная статья посвящена месту компьютерной грамотности в процессе информатизации современного общества. Предложена классификация уровней компьютерной грамотности. Рассматриваются особенности формирования компьютерной грамотности у различных возрастных групп, влияние уровня владения информационными технологиями на процесс социализации.

Ключевые слова: информатизация, компьютерная грамотность, информационная культура, информационные технологии, социализация.

Paskova Anna Alexandrovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Information Security and Applied Informatics of the Faculty of Information Systems in Economy and Law, FSBEIHPE “Maikop state technological university ”, tel.: (8772) 516354;

Butko Raisa Petrovna, senior teacher of the Department of Information Security and Applied Informatics of the Faculty of Information Systems in Economy and Law, FSBEI HPE “Maikop state technological university”, tel.: (8 772) 5733 70.

FORMATION OF COMPUTER LITERACY AS A NECESSARY COMPONENT OF

INFORMATIZATION OF SOCIETY

The article is devoted to a place of computer literacy in the course of informatization of modern society. Classification of levels of computer literacy is offered. Features of formation of computer literacy at various age groups, influence of the level of proficiency in information technologies on socialization process are considered.

Keywords: informatization, computer literacy, information culture, information

Процесс, обеспечивающий переход от индустриального общества к информационному, называется информатизацией. Информатизация - это объективный процесс. Нельзя отождествлять информатизацию с простым насаждением компьютеров во все отрасли деятельности человека. Без соответствующим образом подготовленной социальной среды этот процесс может принести только вред. В настоящее время

необходимо умение пользоваться современными информационными технологиями.

Компьютерная грамотность - системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда. Можно выделить три уровня владения компьютерной грамотностью.

Уровень элементарной компьютерной грамотности. Приобретение минимального набора знаний, навыков и приемов работы на персональном компьютере.

Уровень функциональной компьютерной грамотности. На этом уровне предполагается приобретение необходимых и достаточных знаний в области информационных технологий и владение наиболее общими способами деятельности, направленными на преобразование объектов действительности с помощью средств вычислительной техники.

Уровень системной профессиональной компьютерной грамотности. Для этого уровня характерно формирование профессионально значимых качеств в области использования информационных технологий, позволяющих реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности и в современной информационной среде. [1]

Одна из основных проблем, существующая в настоящее время, - это низкий уровень информационной культуры населения, что, в свою очередь, ведет к низким информационным потребностям и нежеланием их развивать. Т.е., задачей информатизации в социальной сфере является ликвидация компьютерной безграмотности, подготовка пользователей, компьютеризация всей системы образования от начальной школы до вуза. Необходимо формировать у населения новую информационную культуру и главное здесь - научить грамотно общаться с компьютером. [2]

Начнем со «старшей» группы. Как правило, в эту группу входят опытные специалисты-практики в той или иной области деятельности. В силу объективных причин они вынуждены использовать в профессиональной деятельности компьютер. Если отбросить ничтожно малый процент людей, которые в этой ситуации с удовольствием изучают совершенно новый и непонятный для них предмет, то подавляющее большинство испытывает при первом общении с компьютером некоторое опасение. Причем, опасение это имеет не совсем однозначный характер: здесь и естественная для «нетехнарей» осторожность при работе с незнакомыми электронными устройствами, недоверие к компьютеру и элементарная боязнь что-то испортить в самом компьютере.[3]

Выглядит это примерно так: начальство дает указание персоналу в какой-то срок овладеть совершенно конкретной программой, автоматизирующей то, чем этот самый персонал занимался вручную уже достаточно длительное время. За это время, конечно же, был приобретен опыт работы, появились какие-то свои методы, облегчающие работу, и вдруг нужно начинать все сначала, при этом человек не очень понимает, зачем, собственно говоря, все это нужно.

Поэтому возникает, если можно так выразиться, неприятие машины. Человек в нем видит только источник дополнительных и, на его взгляд, ненужных усилий и затрат. Помимо этого, специалист опасается, что компьютер в состоянии полностью заменить его на рабочем месте.

В этом случае очень важна предварительная разъяснительная работа: необходимо объяснить, что ни один компьютер сам по себе работать не будет, и что функции

компьютера сводятся, в конечном итоге, к облегчению выполнения вполне определенных действий.

После того, как этот барьер преодолен, можно переходить непосредственно к обучению.

Как правило, пользователям этой группы нужно давать подробные инструкции по выполнению каждой операции, но можно быть абсолютно уверенным, что эти инструкции будут выполняться неукоснительно. К тому времени, когда такой пользователь научится пользоваться конкретным приложением, он осознает все преимущества использования компьютера и становится специалистом, умело применяющим компьютер в своей работе. Его профессиональные знания и опыт органично объединяются с его новым опытом.

Здесь нужно отметить еще один момент. При возникновении каких-либо ошибок в работе программы, после очень недолгой паники, пользователь этой группы может «вручную» ликвидировать последствия этих сбоев. Его профессиональная подготовка и несколько скептическое отношение к машине позволяют сделать это.

Как правило, пользователи, входящие во вторую группу (назовем ее «средняя»), очень легко и быстро обучаются. Они совершенно не боятся компьютера. Это вполне объяснимо, т.к. слова «компьютер», «информационные технологии», «программы» у них на слуху, можно сказать, с детства. Они с удовольствием обучаются работе с вычислительной техникой, сам процесс обучения происходит с живым интересом.

Но здесь возникает другая проблема. Эта категория пользователей склонна к некоторой идеализации машины. «Компьютер не может ошибаться» - примерно так они рассуждают. Вся ответственность за результат просто перекладывается на компьютер. Это зачастую приводит к тому, что такие пользователи, работающие с конкретным приложением (например, какой-то бухгалтерской программой), обладая теоретическими знаниями, просто не в состоянии самостоятельно выполнить ту или иную операцию на практике.

Третья, очень большая и, пожалуй, самая интересная группа пользователей - это дети и подростки. Высокий уровень владения информационными технологиями становится важным фактором социализации.

Процесс социализации в подростковом возрасте - это сложный процесс, включающий взаимодействие различных социальных сред и социальных институтов. Факторами социализации в подростковом возрасте являются взаимоотношения в семье, школе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, средства массовой информации. Для старшего подросткового возраста в связи с изменением социальной позиции подростка, стремящегося занять определённое место в жизни, обществе, характерно стремление принимать участие в деятельности, которая обладает социально признаваемым характером. [4]

Одним из видов такой деятельности является владение информационными технологиями. Не вызывает сомнений, что современные подростки - это, едва ли, не наиболее компьютерно грамотный слой населения.

Информационные технологии по мере успешного их внедрения в образование становятся источником непредвиденных различий в мировосприятии, языке, ценностях,

образе и стилях жизни между родителями и детьми, учителями и учащимися, а также между более и менее успешными в овладении информационными технологиями школьниками. Можно предположить, что появление нового вида деятельности, труднодоступной для всеобщего освоения, неизбежно приводит к тому, что выделяются группы людей, в разной степени владеющих этой деятельностью. Однако, сам по себе факт различия навыков владения информационными технологиями еще не может быть основанием для социальной дифференциации. Для такой дифференциации необходимо появление новой социальной нормы - нормы владения информационными технологиями, нормы компьютерной грамотности, то есть, изменений в сфере общения современных подростков, порожденных идеологической ценностью владения информационными технологиями.

Данные описаний обрабатывались методом контент-анализа высказываний. [5]

1. Категория Психологические особенности. В ней были выделены следующие подкатегории (в скобках приведены примеры высказываний):

- знания («тот, кто разбирается в компьютерах», «тот, кто все знает о компьютерах и программах»).

- способности («компьютерный гений», «способный в плане PC»).

- мотивация («тот, кто увлекается компьютерами»).

- психические особенности («это псих», «компьютерный маньяк»).

- вред для здоровья («это не очень полезно», «он в очках, т. к. компьютер портит зрение»).

2. Категория Социально-психологические особенности содержит характеристики, отражающие включенность в социальную действительность. Подкатегории:

- актуальный статус («это крутой компьютерщик», «он должен уметь все, потому что разбирается в компьютерах»).

- статус в будущем («он будет обеспечен, когда вырастет, т.к. со знанием компьютера сможет устроиться на хорошую работу», «человек с обеспеченным будущим»).

- проблемы в общении («он ограничен в общении», «с ним не о чем разговаривать, так как он ни о чем не думает, кроме своих компьютеров»).

- положительная оценка («это круто», «он совершенно нормальный»).

- отрицательная оценка («это не очень хорошо», «это вредно влияет на психику»).

- амбивалентная оценка («с одной стороны, ему это пригодится в будущем, а с другой стороны, много сидеть за компьютером нельзя, так как он вредно влияет на умственное развитие ребенка»).

В большинстве описаний «компьютерно продвинутого подростка» встречаются индивидуально-психологические характеристики (знания, способности, увлеченность, психическое состояние). Одной из основных особенностей «компьютерно продвинутого подростка» школьники назвали высокий уровень знаний о компьютерах (37%).

Также большое количество высказываний отнесено к категории «социальнопсихологические особенности» (престижность высокого уровня компьютерной

грамотности - 25%, высокий социальный статус в будущем - 35%, особенности отношений с окружающими людьми - 18%).

Нужно сказать, что, подростки отметили также вред для здоровья при чрезмерной увлеченности компьютерами - около 5% и увлеченность компьютерами (относящуюся к категории «мотивация»).

Большое количество высказываний о «будущем» - 35% может означать, что дети оценивают компьютерно продвинутого подростка “со стороны”, то есть, с некоторой социально-нормативной точки зрения.

В категории «Оценка» количество положительных высказываний все же превышает количество высказываний с отрицательной и амбивалентной оценками «компьютерно продвинутого подростка». (34%-25%-20%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень владения современными информационными технологиями обладает престижностью для современных подростков и становится новой социальной нормой для них.

Компьютерная грамотность носит многоуровневый характер, по-разному оценивается ее содержание разными людьми, она является нормативным признаком социализированности. Овладение компьютерной грамотностью на разных уровнях является необходимой составляющей информатизации современного общества.

2. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. №3. C. 90-102.

3. Паскова А.А. Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков: автореф. дис. . на соиск. уч. степени канд. педагог. наук / Ярослав. гос. педагог. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2004.

4. Салимьянова З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, нояб. 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 214-217.

5. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.

2. Martsinkovskaya T.D. Information space as a factor of socialization of modern teenagers//World of psychology. 2010. N 3. p. 90-102.

3. Paskova A.A. Organizational and pedagogical conditions of formation of computer literacy of teenagers: abstract of the diss. . Candidate of pedagogical sciences. Yaroslavl, 2004.

4. Salimyanova Z. R. Computer literacy and information culture of people of the third age //Topical issues of modern pedagogics: materials of IV international conf. (Ufa, November, 2013). Ufa: Summer, 2013. P. 214-217.

Читайте также: