Звуковая карта dts что это

Обновлено: 04.07.2024

МЫ РАБОТАЕМ:

Первая технология объемного звука появилась в начале 1970-х годов и называлась Quadraphonic sound. Технология, при которой дискретный звук передавался из четырех динамиков, расположенных по углам комнаты, просуществовала недолго из-за технических проблем и несовместимости форматов.

Однако, идея о том, чтобы иметь возможность погрузиться в трехмерный звук, не оставляла аудио производителей. В 1982 году компания Dolby Laboratories представила технологию Dolby Surround, которая передает сигнал окружающего звука на стерео источник посредством процесса, называемого матричное кодирование. Вскоре Dolby представила технологию окружающего звука Pro-Logic и с тех пор внесла свой вклад в продвижение объемного звука в домашних условиях до такого уровня, что теперь для окружающего звука могут использоваться до одиннадцати динамиков, чтобы поместить слушателя прямо в центр действия, будь то концерт или битва в глубоком космосе.

Объемный звук для многих остается непонятной и запутанной технологией. Хотя многие понимают основную концепцию использования нескольких динамиков для кинотеатрального звука, не все видят разницу между разнообразными форматами. 5.1, 6.1, 7.1, 9.2, Pro-Logic IIx, Pro Logic IIz, Dolby DSX и многое другое. Достаточно, чтобы голова пошла кругом.

В данном руководстве мы надеемся внести ясность в различные понятия объемного звучания.

руководство по объемному звуку

Matrix
В данном случае кодируются отдельные звуковые сигналы в качестве источника стерео. Этот подход был базой для ранних форматов окружающего звука, таких как Dolby Surround и Dolby Pro Logic и основывался частично на том, что на ранних аудио-видео носителях, таких как VHS-кассеты, не было достаточно места для дискретной информации.

Динамики
Окружающий звук, в общем смысле, включает в себя набор фронтальных стерео динамиков (левого и правого) и набор динамиков окружающего звука, которые обычно устанавливаются по бокам и позади центральной позиции прослушивания. Следующий шаг включает в себя добавление центрального канала: динамика, расположенного между фронтальными левым и правым динамиками и который в первую очередь отвечает за воспроизведение диалогов в фильмах. Таким образом, мы имеем пять динамиков. Мы будем добавлять позже другие динамики, но на данном этапе мы можем использовать эту базовую компоновку - 5 динамиков в качестве основы для различных форматов объемного звука.

Pro Logic
Используя матричный процесс, Pro Logic surround от Dolby кодирует отдельные сигналы в основных левых и правых каналах. Компания Dolby смогла позволить домашним аудио устройствам декодировать два дополнительных канала звука с таких медиа носителей, как VHS-кассеты, которые давали звук центральному каналу и динамикам окружающего звука. Из-за ограниченного пространства на VHS-кассетах, матричные окружающие сигналы поступали с некоторыми ограничениями. Окружающие каналы в базовом Pro Logic были не в стерео и имели ограниченную пропускную способность. Это означает, что каждый динамик воспроизводил ту же самую музыку, и звук не содержал достаточно низких или высоких частот.

Dolby Digital 5.1 / AC-3: исходный пункт
Помните лазерные диски? Хотя лазерный диск и был изобретен в 1978 году, однако только в 1983 году началось их массовое производство. Одним из преимуществ лазерных дисков (LD) было то, что они имели гораздо больше дискового пространства, чем у VHS-кассет. Компания Dolby воспользовалась этим фактом и создала формат AC-3, больше известный как Dolby Digital. Этот формат улучшил Pro-Logic и обеспечил звук с более высокими частотами. Также появилась возможность добавить канал с низкочастотными эффектами, добавляя ".1" в формат 5.1, который обрабатывается сабвуфером. Вся информация в формате Dolby Digital 5.1 является дискретной, и нет необходимости в матрице. Даже когда в 1997 году появились DVD диски, Dolby Digital оставался форматом объемного звучания по умолчанию. По сей день Dolby Digital 5.1 многими считается стандартом окружающего звука, и находится на многих Blu-ray дисках.

DTS: соперник
Как же рынок технологий и без конкуренции? До определенного момента компания Dolby доминировала в сфере окружающего звука. Однако, в 1993 году появился формат DTS. DTS (Digital Theater Systems) является другой компанией, обеспечивающей услуги в области цифрового окружающего звука для кинопроизводства. Окружающий звук DTS был впервые услышан в кинотеатрах на фильме Парк Юрского периода. DTS использует больше битрейт и, следовательно, обеспечивает больше звуковой информации. В качестве аналогии можно представить разницу между прослушиванием MP3-файла с битрейтами 256 kbps и 320 kbps. Разница в качестве заметна, но некоторые считают, что незначительна.

6.1
В целях улучшения объемного звука путем расширения "звуковой сцены" добавляют шестой динамик к исходной конфигурации 5.1, и получается конфигурация 6.1. Этот шестой динамик размещается в центре задней части комнаты и выступает в качестве тылового или заднего динамика окружающего звучания. С этого шага и началась путаница вокруг объемного звука. Люди привыкли думать о динамиках окружающего звука как о "тыловиках", так как часто видели их, расположенными в задней части комнаты. Рекомендуемое размещение динамиков, однако, всегда предполагает установку динамиков окружающего звука сбоку и непосредственно за местом прослушивания. Такая точка расположения динамиков обеспечивает слушателю впечатление, что что-то приближается или исчезает сзади. Шестой динамик, называемый "задним окружающим", запутывает понятную картину, сбивая с толку. Кажется, чтобы запутать нас еще больше, Dolby Digital/THX и DTS предлагают различные версии формата 6.1. Dolby Digital и THX сотрудничали над созданием версии, которая называется "EX" или "surround EX". Информация для динамика матрично кодируется для левого и правого динамика окружающего звука. DTS, с другой стороны, предлагает две различные версии 6.1: DTS-ES Discrete и DTS-ES Matrix. В версии ES Discrete определенная звуковая информация программируется на DVD или Blu-ray диске, а не просто экстраполирует информацию от каналов окружающего звучания.

7.1
Как часто бывает в мире электроники, только соберешься приобрести техническую новинку, как на рынке появляется что-то еще новее. То же случилось, когда появился 7.1-канальный звук в сочетании с HD-DVD и Blu-Ray дисками. Только люди начали привыкать к формату 6.1, появился формат окружающего звука 7.1.

Как и в случае формата 6.1, 7.1 также имеет несколько различных версий. Все они добавляют второй задний динамик окружающего звука. Те звуковые эффекты, что шли только на один задний динамик окружающего звука, теперь идут на два динамика, составляя стереозвук. Информация дискретна, что означает, что каждый динамик получает свою собственную конкретную информацию. К счастью, дисковое пространство Blu-ray диска позволяет хранить всю эту информацию.

Dolby предлагает две различные версии 7.1. Dolby Digital Plus является версией с "потерями", которая по-прежнему включает сжатие данных и занимает меньше места на Blu-ray диске. С другой стороны Dolby TrueHD не сжимает данные. Так как сжатие не применяется, Dolby TrueHD идентично студийной записи.

У DTS также есть две версии формата 7.1, которые отличаются так же, как и версии Dolby. DTS-HD - версия с "потерями", сжатый формат 7.1, в то время как DTS-Master HD - версия без "потерь".

Важно отметить, что окружающий звук в формате 7.1 не всегда присутствует на Blu-ray дисках. Киностудии не всегда записывают звук в формате 7.1. Есть и другие связанные факторы. Главным из них является пространство для хранения. Если на диске записаны добавочные материалы, на нем может не остаться места для дополнительной информации об объемном звуке.

Во многих случаях, формат 5.1 может быть расширен до формата 7.1 с помощью матричной обработки в аудио-видео ресивере.

9.1: Pro Logic возвращается
Если вы присматривались к ресиверам в магазинах, вы, возможно, заметили, что многие предлагают одну или больше различных версий Pro Logic обработки. Современное семейство Pro Logic включает в себя Pro Logic II, Pro Logic IIx и Pro Logic IIz. Рассмотрим, что каждый из них делает.

Pro Logic II больше всего напоминает своего раннего предшественника Pro Logic тем, что он может сделать объемный звук формата 5.1 из стереофонического источника. Разница Pro Logic II заключается в том, что он обеспечивает стерео объемную информацию. Этот режим обработки обычно используется при просмотре не-HD TV каналов со стерео аудио звуком. Pro Logic IIx является одним из тех режимов обработки, который может брать 5.1 окружающий звук и расширять его до 6.1 или 7.1.

Pro Logic IIz позволяет добавлять дополнительные два фронтальных динамика, которые размещаются между и выше основных стереодинамиков. Эта форма матричной обработки добавляет больше глубины и пространства саундтреку. Так как IIz обработка может работать с саундтреком 7.1, полученный в результате формат можно назвать 9.1.

руководство по объемному звуку

Формат Auro-3D, в отличие от конкурирующих Dolby Atmos и DTS:X, не объектно-ориентированный, а поканальный. Для достижения «обволакивающего звука» к двум слоям колонок — классическому и второму, расположенному под углом 30 градусов к горизонту — добавили третий, установленный прямо над слушателем. Этот третий слой акустики получил название «глас Бога» и добавил третье измерение в звук — высоту. Если в стандартных кинотеатральных конфигурациях, даже в Dolby Atmos и DTS:X, слушатель окружен сферическим слоем звука, то в Auro-3D его как бы обволакивает полноценная полусфера.
В объектной технологии звукозаписи каждый источник звука прописывается отдельно, а в поканальной звук распределяется между разными каналами, а потом уже суммируется вместе в колонках. Например, при записи звука оживленной проезжей части в объектно-ориентированном формате не удастся выделить сами движущиеся объекты — машины, велосипеды, людей — для дальнейшего использования, нельзя будет получить отраженный от этих объектов трехмерный звук, равно как и прямой. В поканальной системе эта проблема решена путем упрощения, и именно здесь на сцену выходит вертикальная составляющая.
Третий слой колонок в Auro 3D создает вокруг слушателя «вертикальное стереополе», причем при любой схеме расположения акустики в Auro 3D. Сам по себе третий слой не помогает в локализации — он помогает в воспроизведении пролетающих над головой вертолетов, звездолетов и погодных эффектов.

Как уже упоминалось раньше, ".1" в форматах 5.1, 7.1 и других относится к LFE каналу (low frequency effects - низкочастотные звуковые эффекты) в саундтреке, который обрабатывается сабвуфером. ".2" просто означает, что ресивер имеет два выхода для сабвуферов. Оба соединения выводят ту же самую информацию. Что касается Dolby и DTS, у них есть только одна звуковая дорожка для сабвуфера.

Dolby TrueHD
Один из самых совершенных аудиоформатов лаборатории Dolby, и появился вслед за появлением HD форматов видео. Качественный битрейт, высокая разрядность потока и частота дискретизации, и формула кодирования аудиозвука без каких то потерь, дали возможность поднять качество аудио дорожки до студийного уровня. Многоканальные дорожки Dolby TrueHD сопоставимы по качеству сопоставимы с DVD-Audio, и гораздо лучше чем Audio CD.
Dolby True HD – формат несжатого звука, и хорошо совместим с проигрывателями и дисками Blu-ray. Dolby TrueHD основан на формуле сжатия данных без потерь Meridian Lossless Packing. Аудиопоток может нести в себе до 14 независимых звуковых каналов, но по факту работает только с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами.
Dolby TrueHD рассчитан на разрядность звука до 24 бит, а частоту дискретизации до 192 кГц при максимально несжатом потоке до 63 Мбит/с, но несмотря на это для Blu-ray пока доступно до 8 каналов с 24 бит и 96 кГц, или до 6 каналов с 24 бит и 192 кГц для максимального сжатого потока 18 Мбит/с

Dolby Atmos
Dolby Atmos является новейшим форматом окружающего звука, значительно превышающим возможности известного нам окружающего звука. В отличие от Dolby Digital, Atmos может обрабатывать 128 каналов звука (по сравнению, скажем, с 8 каналами для Dolby Digital 7.1), который может быть направлен на 64 динамика.

Технология представляет собой качественно новый этап в развитии окружающего звука, как с точки зрения его записи, так и прослушивания. Dolby Atmos предусматривает не поканальную запись звуковой дорожки, а размещение звуковых образов в пространстве в соответствии с замыслом звукорежиссера. При воспроизведении такой дорожки процессор Dolby Atmos в режиме реального времени, учитывая то, сколько акустических систем используется в системе, воссоздает записанную окружающую звуковую картину. Таким образом, качество звучания будет наилучшим независимо от того, имеется ли в кинотеатре 64 колонки, или их меньше, то есть конкретный состав каждой системы не будет влиять на конечный результат.

Всего в системе Dolby Atmos предусматривается 10 каналов, сконфигурированные как 9.1 (традиционные 7.1, к которым добавлены 2 потолочных), и она состоит из колонок левого, центрального, правого, левого бокового, левого тылового, правого бокового, правого тылового, левого потолочного, правого потолочного и сабвуферного LFE. Звукорежиссер может определить до 118 объектов, которые не привязаны к конкретной АС или каналу, а имеют определенное положение в окружающем звуковом пространстве. При воспроизведении такой дорожки процессор Dolby Atmos определяет, где находятся эти объекты, и формирует их образы с помощью всех (или нескольких из) имеющихся колонок.

руководство по объемному звуку

DTS:X
Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator, позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.

ЧТО ТАКОЕ ФОРМАТЫ ОБЪЕМНОГО ЗВУКА DOLBY И DTS ДЛЯ ФИЛЬМОВ И МУЗЫКИ

Совершенствование аудио / видео технологий привело к появлению множества различных форматов объемного звука. Новейшие форматы могут многое предложить с точки зрения реалистичности и детализации. Но современные ресиверы для домашнего кинотеатра могут декодировать и некоторые устаревшие форматы, на случай, если вы захотите подключить старый видеомагнитофон или проигрыватель LaserDisc.

Объемный звук дома: немного истории

В начале был VHS. Теперь вместо магнитных лент у нас есть диски, цифровые телевизионные трансляции и потоковый контент. По мере развития домашнего мультимедиа аудиоинженеры получили возможность значительно улучшить объемный звук.

Ранние формы объемного звука не включали дискретную аудиоинформацию для нескольких каналов. Вместо этого они экстраполировали информацию объемного звука из двухканального (стерео) сигнала. Эти «матричные» каналы сначала воспроизводились через четыре динамика, а затем через пять динамиков и сабвуфер.

Более продвинутые форматы объемного звука кодируют отдельные звуковые дорожки для разных каналов. Результатом является более четкий диалог и улучшенная визуализация, пространственное звучание и общий реализм.

О ЦИФРАХ

К настоящему времени вы, вероятно, видели такие числа, как «5.1» и «7.1», и вам может быть интересно, что они означают. Это сокращение описывает количество каналов аудиоинформации, которые поддерживают форматы объемного звука.

В случае 5.1-канального формата «5.1» относится к пяти отдельным аудиоканалам, плюс LFE (низкочастотные эффекты) или канал сабвуфера («.1»).

Новейшие форматы объемного звука

Dolby Atmos добавляет звучание в миксы

Dolby Atmos начал проникать в домашние кинотеатры несколько лет назад. Теперь это довольно стандартно в AV-ресиверах с семью или более каналами. Этот «объектный» формат назначает звуковые «объекты» конкретным местам в области прослушивания, чтобы они соответствовали тому, где они естественным образом встречались в пространстве. Это добавляет трехмерное ощущение к двухмерным изображениям на вашем экране.

Потолочные или специальные громкоговорители для Atmos, используемые в настройках Atmos, добавляют третий номер к сокращению конфигурации системы. Например, пятиканальная система Dolby Atmos с двумя верхними динамиками - это система 5.1.2.

Настройка системы Atmos в домашних условиях

  • Вот пример того, что вам нужно, чтобы испытать Atmos дома:
  • AV-ресивер с поддержкой Dolby Atmos
  • Как минимум, система объемного звучания с пятью динамиками, плюс два дополнительных потолочных или специальных динамика для Atmos , плюс сабвуфер .
  • Контент, закодированный с Dolby Atmos (некоторые диски Blu-ray, потоковый контент и видеоигры)

AV-ресиверы с декодированием Atmos имеют как минимум семь каналов. Чем больше каналов, тем больше вариантов конфигурации Atmos. Например, с помощью девятиканального ресивера вы можете настроить систему 5.1.4 или 7.1.2.

DTS: X: гибкий объектный формат объемного звука

Как и в Dolby Atmos, саундтреки к фильмам, закодированные с помощью DTS: X, размещают звуки там, где они естественным образом встречаются в пространстве. DTS: X также интерактивен. Некоторый контент в кодировке DTS: X позволяет настраивать уровни диалогов, чтобы лучше слышать голоса по сравнению с фоновыми эффектами.

В отличие от Atmos, DTS: X не требует какого-либо специального вида расположения колонок, поэтому он работает с потолочными громкоговорителями или без них. Конечно, звук будет более реалистичным с верхними динамиками, но вы также можете получить впечатляющий реалистичный звук из стандартной 5.1- или 7.1-канальной системы домашнего кинотеатра.

Действительно ли верхние громкоговорители того стоят?

Если вы спросите меня, то ответ утвердительный. Если вы настроите систему Atmos с верхними динамиками, она также станет отличной системой DTS: X. Часть вашего видеоконтента будет закодирована с помощью Atmos, другая - с DTS: X, а иногда у вас не будет ни одной из этих опций.

Но если ваш ресивер может декодировать Atmos и DTS: X, он также поддерживает два дополнительных формата: Dolby Surround и DTS: Neural X. Эти форматы «постобработки» позволяют вашему ресиверу «смешивать» другие форматы, чтобы вы могли получить объемные звуковые эффекты от любого контента по вашему выбору.

5.1 и 7.1 форматы объемного звука

5.1: отличное место для начала

Системы домашнего кинотеатра 5.1 по-прежнему встречаются чаще, чем системы с большим количеством динамиков. Они являются наиболее доступными и часто наиболее практичными конфигурациями динамиков домашнего кинотеатра. У многих из нас просто нет места для более чем пяти динамиков. А 5.1-канальный объемный звук достаточно интересен.

Настройка собственной системы 5.1

  • Вот что вам нужно для получения объемного звука 5.1 в вашей гостиной:
  • Ресивер для домашнего кинотеатра с как минимум пятью каналами
  • Пять динамиков (передний левый и правый, центральный и объемный левый и правый), а также сабвуфер
  • Контент, закодированный с помощью информации о 5.1-канальном объемном звуке (DVD, Blu-ray, кабельное и эфирное телевидение, потоковое мультимедиа и видеоигры)

Даже если вы планируете установить пятиканальную систему домашнего кинотеатра, мы все равно рекомендуем приобрести семиканальный ресивер . Это даст вам некоторые преимущества, например, возможность подключить пару динамиков для музыки в другой комнате или ванной. Кроме того, он позволит в будущем легко обновить систему до объемного звука 7.1 или системы Atmos 5.1.2.

5.1-канальные форматы

Dolby Digital

  • Оригинальный дискретный многоканальный формат
  • Улучшенная четкость и реалистичность по сравнению с более ранними форматами
  • Использует сжатие для размещения полнометражных фильмов с дискретной информацией объемного звука на диске
  • Использует меньшее сжатие, чем Dolby Digital; некоторые говорят, что этот формат звучит немного точнее
  • Не так широко распространен, как Dolby Digital

Dolby Pro Logic II

  • Декодирует стереозаписи и преобразует их в 5.1-канальный объемный звук
  • Как Dolby Pro Logic II; использует повышающее микширование (up-mixing) для передачи 5.1-канального звука из двухканальных источников

7.1: более обволакивающий объемный звук

7.1-канальный объемный звук добавляет две дополнительные задние колонки объемного звучания в стандартную конфигурацию колонок 5.1. Диски Blu-ray вмещают в себя больше аудиоинформации, чем DVD, поэтому их можно кодировать с помощью аудиоформатов 7.1 для получения высококачественного объемного звука без потерь.

Настройка собственной системы 7.1

Вот что вам нужно, чтобы получить объемный звук 7.1 в вашей гостиной:

  • AV-ресивер домашнего кинотеатра, по крайней мере, с семью каналами
  • Семь динамиков (передний левый и правый, центральный, объемный левый и правый и объемный задний левый и правый), а также сабвуфер
  • Контент, закодированный с информацией о объемном звучании 7.1 (некоторые Blu-ray, потоковое мультимедиа и видеоигры)

7.1-канальные форматы

Dolby TrueHD

  • Предлагает до 7.1 каналов аудио без потерь (без сжатия)
  • Идентичен оригинальной мастер-записи киностудии
  • Более точные эффекты

DTS-HD Master Audio

  • Как Dolby TrueHD; обеспечивает 7.1 дискретных каналов аудио без потерь
  • Идентична оригинальной записи киностудии

Dolby Pro Logic IIx

  • Как Dolby Pro Logic II; использует специальную обработку для микширования двух- или пятиканальных аудиосигналов до объемного звука 7.1

Dolby Digital Plus

  • Обеспечивает более детальные звуковые эффекты, чем Dolby Digital 5.1, но не без потерь, как Dolby TrueHD
  • Более детальный, чем оригинальный 5.1 DTS, но не без потерь, как DTS-HD Master

Менее распространенные форматы объемного звука

9.1 и выше

9.1 расположение колонок

Ресивер с девятью или более каналами открывает двери для серьезных возможностей объемного звучания. Эти AV-ресиверы включают в себя два дополнительных канала, чтобы добавить «высотный» слой к 7.1-канальной схеме колонок. Эти верхние динамики (не путать с верхними динамиками Dolby Atmos) обычно устанавливаются на стене над существующими фронтальными динамиками.

Настройка вашей собственной системы 9.1

Вот что вам нужно, чтобы получить 9.1-канальный объемный звук в вашей гостиной:

  • AV-ресивер домашнего кинотеатра с не менее чем девятью каналами
  • Девять динамиков (передний правый и левый, центральный, объемный правый и левый, объемный задний правый и левый и передний верхний правый и левый), а также сабвуфер
  • В настоящее время вы не найдете много контента, изначально закодированного с помощью 9.1 дискретных каналов аудиоинформации. Но девятиканальный ресивер способен микшировать различные форматы объемного звука до 9,1 для большей реалистичности.

9.1-канальные форматы

Dolby Pro Logic IIz

  • Может микшировать двухканальные и многоканальные источники объемного звучания до 9.1 с эффектами фронтальной высоты
  • Также работает с настройками 7.1, жертвуя тыловыми колонками окружающего звучания в пользу передних верхних колонок
  • Уникальный формат, который добавляет высотный слой, состоящий из четырех колонок, к стандартной схеме колонок 5.1
  • Дополнительные верхние громкоговорители расположены над передним правым и левым и правым и левым громкоговорителями объемного звучания соответственно
  • Встроенный в некоторые современные AV-ресиверы Denon и Marantz с девятью или более каналами; доступно как платное обновление для старых моделей

Вы найдете кодировку Auro-3D на некоторых дисках Blu-ray, а микширование Auro-matic позволяет использовать слой высоты Auro-3D с любым контентом, который вы выберете.

Настройки динамиков Auro-3D не всегда подходят для Dolby Atmos, поскольку Atmos не использует верхние динамики объемного звучания. Но есть потенциальные обходные пути. Некоторые ресиверы позволят вам использовать задние верхние громкоговорители вместо громкоговорителей объемного звучания для конфигурации 9.1 Auro-3D, которые будут действовать как система 5.1.4 при просмотре закодированного контента Atmos.

Если вам нужен ресивер, который поддерживает оба формата с одним расположением колонок, обязательно изучите этот момент подробнее. Руководство пользователя расскажет вам все возможные конфигурации.

11-канальные AV-ресиверы: отлично подходит для Dolby Atmos, DTS: X или Auro-3D

Для серьезных любителей домашнего кинотеатра 11-канальный ресивер позволит вам установить впечатляющую систему Dolby Atmos 7.1.4 или 9.1.2. Многие считают эти конфигурации идеальными для DTS: X.

Если вы идете по маршруту Auro-3D, наличие в вашем распоряжении одиннадцати каналов даст вам еще более динамичный объемный звук. Конфигурация Auro 10.1 добавляет десятый громкоговоритель, прямо над местом прослушивания, известный как «Голос Бога». А Auro 11.1 добавляет фронтальную колонку центрального канала в конфигурацию 10.1.

13 каналов домашнего кинотеатра

В настоящее время на рынке есть только один 13-канальный AV-ресивер, и он впечатляет. Denon AVR-X8500H предоставляет вам большинство вариантов конфигурации объемного звука от одного аудио / видео компонента.

Этот ресивер поддерживает конфигурации 7.1.6 или 9.1.4 Atmos, а также Auro 13.1, который добавляет левый и правый тыловые каналы объемного звучания к настройке Auro 11.1.

Есть вопросы? Мы здесь, чтобы помочь

Если вам нужна помощь в настройке собственной системы объемного звучания, не стесняйтесь связаться с нами . Наши консультанты могут дать отличные советы по поводу AV-ресиверов и колонок и ответить на любые ваши вопросы.

Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки

В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом — да, существенных отличий немного, но они все же есть.

Чем делают саундтрек DTS:X

Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.


Скриншот приложения MDA Creator

Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.

Ресиверы и процессоры с поддержкой DTS:X

Что касается оборудования для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется. Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon выпустит обновление для модели AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в конце лета или в начале осени.


AV-ресивер Denon AVR-X7200W уже поддерживает Dolby Atmos (что видно на его дисплее), а после обновления, которое выйдет этим летом, и DTS:X

Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic, Analog Devices и Texas Instruments.

Контент в формате DTS:X

Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом формате.

Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в Dolby Atmos и DTS:X.


Фантастическая драма «Из машины» стала первым фильмом, который на BD-диске вышел с дорожкой в DTS:X

У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в следующем году появится потоковый DTS:X-контент.

Что касается кинотеатров, то известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже началось.

Сравнение DTS:X и Dolby Atmos

Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница?

Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого списка рекомендуемых конфигураций акустики, если Dolby советует определенные комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит от производителей акустики — они сами смогут решать, какими должны быть системы для работы с форматом DTS:X.

Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью изолированными от других аудиообъектов саундтрека — хорошая идея. Многие жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.


Потолочная акустика в большом кинозале

Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть существенной, стало умение производить повышающее микширование — преобразование стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология называется Neural:X — например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1 может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.

Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать Dolby Atmos. И это будет не так уж просто — думаю, немногие захотят что-то менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие «условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не предложила чего-то кардинально нового.

Для нас (потребителей) вся борьба между двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.

Развитие видео- и аудиотехники влечёт за собой появление новых форматов записи аудиоинформации. Одним из них является цифровой формат DTS. Он представляет собой целое семейство многоканальных звукозаписывающих систем, предназначенных для звукового сопровождения фильмов.

DTS

Немного истории

Родителями формата можно считать Стивена Спилберга и киностудию Universal, которые стали совладельцами американской фирмы Digital Theatre System, предложившей одноимённый формат аудио. Впервые эта система была использована в начале 90-х годов прошлого столетия в легендарном приключении Спилберга «Jurassic park». Этот фильм стал первым, где зритель смог ощутить полное погружение в события на экране благодаря объёмному звуку высокого качества.

мужик и динозавры

Сразу следует отметить, что есть две системы кодирования: DTS формат фильма для профессионального массового кинотеатра и для домашнего использования. Несмотря на одинаковое название, эти системы отличаются способами кодировки информации, величиной степени её сжатия и качественными характеристиками звука.

Отличия Dolby Digital и DTS

Вопрос, что отличает эти два формата многоканального звука, задают часто. Фактически оба формата очень похожи друг на друга, но отличия всё-таки имеются. Главное, это степень компрессии и битрейты. В Dolby Digital используется сжатие цифрового аудио 5.1 до 640Кбит/с для Blu-ray и до 448Кбит/с для DVD. В формате DTS сжатие данных меньше, а битрейты несколько выше. Их значения составляют до 1,5Мбит/с для Blu-ray и до 768кбит/с – для DVD. Различия в компрессии между этими двумя системами ещё больше увеличивается в HD-версиях. Dolby Digital Plus – до 1,7Мбит/с, а DTS-HD High Resolution – до 6Мбит/с. Очевидно, что меньше степень сжатия обеспечивает лучшую детализацию звука. Эксперты отмечают, что звук в аудиоформатах DTS более прозрачный и естественный.

Разновидности формата DTS

DTSNEO:6 – формат, технология которого преобразует 2-канальный стереозвук в 5.1 или 6.1.

DTS 96/24 – формат, аналогичный обычному DTS, но с улучшенными характеристиками звучания: 96кГц и 24бит.

DTS ES – система, имеющая дополнительный тыловой центральный канал.

DTS-HD High Resolution Audio – специальный аудиоформат кодирования информации высокого разрешения. Поддерживает 7.1, правда, с некоторыми потерями качества.

DTS-HD Master Audio – система кодирования высокого разрешения без потерь качества.

DTS:X – система, обеспечивающая обработку аудио с привязкой не к каналам, а к объектам звуковых сцен. Поддерживает все конфигурации многоканального звука, включая 11.1.

Как воспроизвести музыку и фильмы в этом формате?

Домашний кинотеатр

Ответ на этот вопрос простой. Достаточно, чтобы в спецификации воспроизводимого оборудования была указана поддержка формата DTS. При этом сегодня, учитывая лавинообразное развитие аудио- и видеотехники, специалисты рекомендуют любителям качественного звука останавливать выбор на системах объектно-пространственного звука – с поддержкой DTS:X, оснащая их качественными усилителями и дополняя необходимым количеством акустики.

Читайте также: