Чем лазерный диск отличается от dvd

Обновлено: 03.07.2024

До появления DVD был некогда популярный формат "Laser Disc" и отлично подходил как для хранения видео так и аудио файлов. Данная технология была изобретена в 1958 году, но широкое распространение они получили спустя 20 лет, когда стали относительно доступными видео проигрыватели компакт дисков.

В целом "Laser Disc" был обычным компакт диском, только большого размера (30 см. в диаметре) и изготавливался из металлического диска с акриловым покрытием и применялся для хранения, и воспроизведения аудио и видео информации. Объем составлял 30 или 60 минут данных с каждой стороны соответственно.

За рубежом до середины 90-х в салонах видео проката они имели свою долю популярности. А всего лишь, потому что в те годы он попросту превосходил все существующие форматы для домашнего видео, это как VSH, Great Time Machine, Beta, RCA Selectavision Vidio Disc.

Laser Disc был детищем совместного творчества двух компаний, это "MCA" и "NV Philips". Спустя десятилетие совместных исследований разработок в 1976 году выпустили 25 минутные тестовые диски, а с 1979 года приступили к их серийному производству. Компания "MCA" занялась производством лазерных дисков, а дочерняя компания "Philips Magnavox" изготовлением и продажей видео проигрывателей.

С выходом в серийное производство у компаний выявилось масса проблем, это как низкое качество клея удерживающего слои напыления на дисках (появлялись пятна в видео), да и сами проигрыватели имели кучу недостатков.

В качестве производственного партнера в 1980 году была привлечена компания "Pioneer", что в свою очередь положительно сказалось в развитие формата. Видео проигрыватели от "Pioneer" оказались гораздо лучше и качественней чем плееры "Magnavox", они воспроизводили все лазерные диски ("Magnavox" на это не был способен), время воспроизведения было увеличено до 1 часа на сторону, что обеспечивало полное 300px Laser Disc воспроизведение видео.

Также корпорация "Pioneer" решила проблему с плохим качеством самих дисков, путем приобретения активов "МСА" и начав собственное производство для своих видео проигрывателей. Позже "Pioneer" в 1989 году выкупил все патенты "Laser Disc" принадлежавшие "Philips", а также "МСА DiscoVision".

Компания "МСА DiscoVision" существует и по сегодняшний день и является владельцем патентов на CD, CD-ROM и DVD.

Cо временем популярность Laser Disc сошла на нет (в Японии они были более популярны чем в других частях мира), и в следствие чего серийное производство дисков было прекращено в 2001 года, последний диск был выпущен в 2002 году с фильмом "End of Days". Тем не менее сами плееры выпускались плоть до 2009 года в Японии.

P.S К сожалению DVD, HD-DVD, Blu-Ray и другие цифровые технологии вытеснили Laser Disc, но они не способны приблизить к тому ощущению, которое испытывалось при просмотре фильма на своем первом лазерном диске с объемным звучанием. Это не передаваемое чувство изумления, ожидание и радость приобретения нового лазерного диска, но те времена уже ушли.

На этом пока все, продолжение следует.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, ваше мнение очень важно для нас.


Лазерные накопители информации – неотъемлемая часть современной жизни. Работа с CD и DVD дисками не представляет сложностей, поэтому накопители и пользуются высоким спросом.

Такие приводы лежат в основе большинства мультимедиа, геймерских устройств. Ими оборудуют лэптопы, ПК и даже салоны авто. При этом мало кто знает, чем отличаются компакт-диски между собой, что учитывать при их покупке.

Оптические диски: все о них

Перед рассмотрением сходств CD и DVD нужно разобраться с определением оптического диска как такового. В состав лазерного элемента входят 4 слоя:

  1. Пластина на поликарбонатной основе – речь о бесцветном пластике, он тонкий, располагается сверху изделия. На него наносят надписи, можно печатать на поверхности картинки.
  2. Рабочий слой – представляет собой особый краситель. Эта часть прожигается с применением лазера.
  3. Металлический слой – тонкий, создается с применением цветных металлов. В зависимости от категории диска, эта часть изготавливается из драгметаллов, алюминия, различных сплавов. Металл хорошо отражает лазерные лучи.
  4. Лак поверх металла – низ или основа, защищает инфослой от повреждения, потери.

Теперь вы знаете, из чего делают компакт диски. Разберем процесс записывания информации: лазерный луч перемещается по дорожке в форме спирали от центра диска к его краям и прожигает рабочие точки. Прожженные части дорожки не отражаются лазерными лучами, нетронутые за счет металлического слоя – отражаются.

Так выходит двоичный код – если луч отразился, получается 1, если нет, то 0. Этот код и является основой записи цифровых данных.

Что такое CD и DVD


Размеры DVD дисков – это далеко не самая главная их характеристика. Толщина составляет около 1.2 мм, объем разный. CD R – это пластиковый компакт-диск с односторонней (чаще всего) записью информации, в DVD носителях запись идет на обе стороны. Часть с информацией всегда длинная, спиралевидная, имеет вид канавки, начинается в центре дискового носителя.

Для чего нужен CD диск – для записи и считывания данных. Этот процесс осуществляется с применением лазера невысокой мощности. Информационные потоки могут иметь разные формы. Лазерный луч сначала проходит стадии отражения, после попадает на приемник.

Особенность хранения данных на CD дисках состоит в том, что информация считывается снизу носителя – для лазерного луча тут предусмотрен выступ, где по мере отражения от него, ход волны луча выходит меньше – примерно наполовину самой длины волны. Движение подавляется, появляется оповещение об отсутствии сигнала.

В чем различие CD и DVD при примерно аналогичном устройстве? Во втором случае шаг канавки меньше, размеры выступов тоже будут незначительными. Выходит, что диаметр CD диска может быть намного больше для записи аналогичного объема данных, чем для DVD носителя. Если важна максимальная вместительность и при этом компактность, вам нужен второй вариант.

Сходства CD и DVD


Сходств у CD и DVD дисков немало, но куда больше различий. CD емкость носителя будет зависеть от модели, а не самого типа – варианты в продаже представлены очень разные. Если емкость CD RW диска большая, можно будет перезаписывать большие объемы данных.

Кстати, CD диск – это обозначение типа носителя, он может быть перезаписываемым и не перезаписываемым. Но изначальный объект памяти определяет предельно допустимое количество информации для первичной записи. Максимальная информационная емкость CD диска всегда указывается на коробочке или конверте.


Оба типа носителей применяются в современных компьютерах. Они представляют собой производительные многофункциональные машины, обрабатывающие внушительные объемы данных. Для информации как раз и были созданы носители. Помимо основного встроенного в ПК жесткого носителя (винчестера), есть еще съемные варианты. Максимальная память CD диска указывает на объемы данных, которые реально записать на носитель. У DVD, Blu-ray дисков принципы работы, записи те же.

Для считывания, обработки, перезаписи данных носитель вставляют в привод – он должен быть в конкретном ноутбуке или ПК. Какой стороной вставлять диск в дисковод – вниз блестящей частью, вверх матовой с надписями, картинками.

Чем отличаются CD и DVD

Из чего сделан DVD диск или CD носитель, мы писали выше – между данными типами разницы обычно нет. А вот размеры лазерного луча будут разными – в DVD они меньше, прожигаемые точки и дорожки, соответственно, тоже небольшие в сравнении с CD. Какой объем CD диска считается стандартным – 700 Мб, DVD – 4.7 Гб.

Независимо от того, сколько памяти на CD диске, скорость записывания будет выше, чем на DVD, зато DVD быстрее читается. Также первый вариант обычно дешевле стоит.

DVD диски – более новая технология, поэтому разновидностей больше, функционал шире.

Виды CD и DVD


Разновидности компакт-дисков – одно- и двухсторонние. В первом случае данные записываются только на одну сторону, во втором на обе, соответственно, объем диска CD R или другого типа возрастает. Учтите, что при увеличенном объеме строже будут требования к хранению.

Итак, CD и DVD RW диски для чего они нужны. RW обозначают перезаписываемые изделия. Они выдерживают около тысячи циклов перезаписи, но это ориентировочные цифры. Что означает CD R и вообще приставка R, будет зависеть от контекста. На «+R» компакт-диски можно дозаписывать данные при условии наличия свободного места, в «-R» изделиях такой возможности не предусмотрено.

Чем отличаются DVD R от DVD W, тоже становится понятно – возможность записывать и стирать дополнительные данные. Ну а, чтобы понять, можно ли перезаписать диск DVD R, смотрите на плюс и минус в маркировке. Если что-то непонятно, лучше будет сразу обратиться к сотруднику магазина.

оптические носители информации

Что может являться носителем информации? То, на чем может сохраниться все, что нам необходимо запомнить, ибо память человеческая недолговечна. Наши предки оставляли важные данные и на земле, и на камне, и на дереве, и на глине до тех пор, пока не появилась бумага. Это оказался материал, соответствующий самым главным требованиям для носителя информации. Она была легкая, долговечная, удобная для записей и компактная.

Именно этим требованиям соответствуют и современные носители информации – оптические (это компакт-диски или лазерные диски). Правда на переходном этапе (с начала 20 века), между бумагой и дисками, нас очень выручала магнитная лента. Но и ее времена прошли. На сегодняшний день самым удобным и надежным вместилищем и хранилищем информации являются диски.

А как поместить информацию на диск? Понятие «записать кассету» нам известно уже не один десяток лет. Так же сейчас мы говорим и о дисках. Только этот процесс стал намного проще и дешевле.

Сегодня мы будем говорить об оптических носителях информации: устройство, технология записи, основные различия.

разновидности оптических носителей информации

CD-R стали самыми первыми среди записываемых оптических носителей. Они обладали возможностью записи только один раз. Данные сохранялись при нагревании лазером рабочего слоя, вызывая его химическую реакцию (при t? = 250?C). В этот момент образуются темные пятна в местах нагрева. Вот откуда появилось понятие «прожиг». На дисках DVD-R «прожиг» происходит подобным же образом.

разновидности оптических носителей информации

Немного другая ситуация с дисками CD, DVD и Blu-ray , обладающими перезаписывающей функцией. На их поверхности не образуется таких темных точек, т.к. рабочий слой является не красителем, а специальным сплавом, который нагревается лазером до 600?C. Тогда, области поверхности диска, попавшие под луч лазера, становятся более темными и обладающими отражающими свойствами.

На данный момент, помимо CD дисков, которые можно считать пионерами в ряду оптических носителей, появились такие диски, как DVD и Blu-ray. Эти типы дисков отличаются друг от друга. Например, емкостью. Диск Blu-ray вмещает данных объемом до 25 Гб, диск DVD – до 5Гб, а диск CD – всего до 700Мб. Следующим отличием является способ чтения данных и их записи в Blu-ray приводах. За этот процесс отвечает лазер синий, длина волны которого в полтора раза меньше, чем у красного лазера CD или DVD приводов. Именно поэтому на поверхность дисков Blu-ray, равную по площади дискам других типов, можно записать информацию во много раз большего объема.

форматы лазерных дисков

Три вышеперечисленных типа лазерных дисков так же можно классифицировать по их форматам:

2. Диски формата DVD-R, DVD+R , а так же DVD-RW – отличаются лишь возможностью многократной перезаписи дисков DVD-RW, а в остальном параметры одинаковы. 4,7 Гб – объем стандартного диска DVD и 1,4Гб – объем DVD диаметром 8 см.

3. DVD-R DL, DVD+R DL – диски двухслойные, которые могут вмещать информацию 8,5Гб.

5. Форматы BD-RЕ, BD-RЕ DL Blu-ray диски – перезаписываемые, до 1000 раз.

что из себя представляют оптические диски

Сама болванка, которую используют в домашних условиях для записи информации, по своим размерам ничем не отличается от дисков, выпущенных промышленным путем. Структура всех оптических носителей многослойна.

  • Основа каждого – подложка . Она выполнена из поликарбоната, материала устойчивого к различным внешним воздействиям окружающей среды. Материал этот прозрачный и бесцветный.
  • Далее следует рабочий слой . У записываемых и перезаписываемых дисков он отличается по своему составу. У первых – это органический краситель, у вторых спец-сплав, меняющий фазовое состояние.
  • Затем идет слой отражающий . Он служит для отражения луча лазера, и в его состав могут входить алюминий, золото или серебро.
  • Четвертый – защитный слой . Защитным слоем, представляющим собой твердый лак, покрываются только диски CD и Blu-ray.
  • Последний слой – этикетка . Так называют верхний слой лака, способный быстро впитывать влагу. Именно благодаря ему, все чернила, попадающие на поверхность диска в процессе печати, быстро высыхают.
процесс переноса информации на диск

пит и лэнд

Теперь капля научной теории. Все оптические носители информации имеют дорожку в виде спирали, идущую из самого центра к краю диска. Именно по этой дорожке лазерный луч записывает информацию. Пятна, образуемые при «прожиге» лазерным лучом, называются «питы». Области поверхности, которые остались нетронутыми, называются «лэнды». В соответствии с языком двоичной системы 0 – это «пит», а 1 – это «лэнд». Когда диск начинает воспроизводиться, лазер считывает с него всю информацию.

«Питы» и «лэнды» имеют различную отражающую способность, следовательно, все темные и светлые области диска привод легко различает. А это и есть та самая последовательность из единиц и нулей, присущая всем физическим файлам. Постепенно появилась возможность повысить у фокусировки ее точность благодаря развитию технологий, которые добились уменьшения у лазерного луча длины его волны. Теперь на ту же область диска, что и раньше, можно разместить гораздо больший объем информации, т.к. расстояние между лазером и рабочим слоем напрямую зависит от длины волны. Короче волна – короче расстояние.

способы записи дисков
Запись при промышленном выпуске дисков называется штамповкой . Таким способом в большом количестве выпускаются диски с записью музыки, кинофильмов, компьютерных игр. Вся информация, которая попадает на диск при штамповке, представляет собой множество мельчайших углублений. Нечто подобное получалось, когда изготавливали грампластинки.
организация процесса записи на оптические носители информации

1 этап. Распознавание типа носителя. Загрузили диск и ждем, пока рекордер выдаст информацию о подходящей скорости записи и наиболее оптимальной мощности луча лазера.

2 этап. Программа, управляющая записью, делает запрос к рекодеру о типе используемого носителя, количестве свободного места и скорости, с какой следует записать диск.

3 этап. Указываем все необходимые данные, запрашиваемые программой, и составляем список файлов, требующих записи на диск.

4 этап. Программа передает рекордеру все данные и следит за всем процессом «прожига».

5этап. Рекодер устанавливает мощность луча лазера и запускает процесс записи.

подпись на оптических дисках

подпись дисков

Диск, на котором появилась какая-то информация, желательно тут же подписать, во избежание неразберихи. Это можно сделать разными способами:

  • печать текста на болванках, поверхность которых покрыта лаком и позволяет печатать тексты и изображения, используя МФУ со спец-лотком.
  • с помощью рекордера, при поддержке им специальных технологий, которые выполняют нанесение текста и одноцветного изображения на специальную поверхность. Стоимость таких дисков может оказать в 2 раза больше стоимости простых дисков;
  • подпись, сделанная самостоятельно вручную (специальным маркером);
  • технология LabelTag – текст наносится непосредственно на дисковую рабочую поверхность. Надпись не всегда может хорошо читаться;
  • наклейки, распечатанные отдельно на любом из принтеров. Их использование не приветствуется, т.к. они могут повреждать поверхность диска, отрываться в момент его воспроизведения.
продолжительность хранения оптических носителей информации

На этикетках новых дисков можно разглядеть срок, указывающий, сколько можно сохранять данные на этом носителе. Иногда эта цифра соответствует 30 годам. В реальности, такой срок практически невозможен. За свое существование диск может подвергаться различным воздействиям и повреждениям. Если он был записан в домашних условиях, то срок его хранения уменьшается еще больше. Только идеальные условия хранения позволят содержать все данные на дисках в целости и сохранности.

В девяностых, в эпоху расцвета VHS в России, о лазерных дисках мне было известно только одно: что копия фильма на видеокассете с такого диска считается более качественной и стоит дороже. Просто подержать лазерный диск в руках мне удалось в середине нулевых: настолько это был редкий формат, доступный только богатым ценителям и профессионалам кинопиратства. Через 42 года после коммерческого запуска, через 20 лет после выпуска последних релизов, лазерные диски подешевели не сильно: потихоньку переползли из категории «дорого и не нужно» в разряд редкостей, радости для киноманов. И любителей технологий, конечно же. Недавно на Хабре была хорошая статья про историю этого носителя. Там подробно рассказано, почему лазерный диск «не взлетел»: нет возможности записи, как на VHS, тиражи маленькие, цена — высокая. Еще и диски слишком нежные для того, чтобы пережить условия видеопроката, а без проката ни у одного видеоформата тех времен не было шансов.


В общем, «интересный был формат». Только в моей ретрореальности я стараюсь избегать прошедшего времени. Можно ведь добыть стопку дисков, приличный проигрыватель из середины девяностых, и восстановить опыт многолетней давности. Так я и сделал. Эта статья — результат практических экспериментов с лазерными дисками в 2020 году. Стоило ли оно усилий и затрат? По отношению к современным релизам в 4К, LD от VHS не сильно отличается. При всей бесполезности моего ретроувлечения есть один важный довод в пользу лазерных дисков: как музыку на виниле, фильмы на LD очень приятно коллекционировать. Большие 12-дюймовые блины в красочных глянцевых конвертах. Редкие издания в кожаном переплете и с книжкой. Под катом: особенности CLV и CAV, PAL и NTSC, практическая демонстрация laser rot и немного Звездных Войн, в которых Han shot first.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Кратчайшая история лазерного диска

Фильмы на лазерных видеодисках, и проигрыватели к ним, поступили в продажу в конце 1978 года: через два года после запуска видеокассет формата VHS и за четыре года до выпуска первого по-настоящему популярного оптического носителя — компакт-диска. Последний американский релиз на лазерном диске поступил в продажу в конце 2000 года. Последний релиз в Японии, где формат (как и многие другие) прижился гораздо лучше, вышел в конце 2001-го. Лазерный диск по физическим параметрам похож на пластинку: диаметр 12 дюймов (существовали также семидюймовые и даже пятидюймовые варианты), но чуть больше толщина.


По технологии LD — дальний родственник CD, в том смысле, что для чтения данных также используется лазер с такой же длиной волны. Но лазерный диск — носитель не цифровой, а аналоговый. На дисках, записанных по стандарту CAV, можно прямо на поверхности разглядеть место переключения между кадрами:


На одной стороне диска умещается в лучшем случае час видео. Абсолютное большинство фильмов записаны с двух сторон диска, то есть каждый LD — это по сути два «блина», склеенных между собой. Фильмы подлиннее приходилось выпускать на двух и более дисках. Лазерный диск вращается с частотой до 1800 (PAL) или 1500 (NTSC) оборотов в минуту. Учитывая, что весит диск немало (

300-400 грамм), даже при небольшом его искривлении просмотр сопровождается отчетливым гудением.

Как и на видеокассете, на лазерном диске хранится композитный видеосигнал. Главным отличием от VHS стала более высокая пропускная способность — то, что в аналоговом мире определяет разрешение и другие качественные характеристики итогового изображения.


Картинка отсюда показывает, как видео и аудиосигналы распределены по частотам. Для видеоданных отведена полоса частот шириной в шесть мегагерц, в два раза больше, чем у VHS. По факту полоса частот шире: остается место для звука, в то время как у VHS он записывался отдельно. Этот запас по пропускной способности позволил сразу выпускать фильмы со стереодорожкой. С 1985 года на LD выпускаются фильмы с цифровым стереозвуком (и такими же параметрами, как у CD). В девяностых в некоторых релизах используются многоканальные звуковые дорожки в форматах AC-3 (Dolby Digital) и DTS — звук 5.1 впервые появился не на DVD, а на лазерных дисках. Горизонтальное разрешение изображения составляет на LD 425-440 ТВ-линий, по сравнению с

240 на видеокассете. Иными словами, до 1997 года лазерный диск был самым качественным потребительским видеоносителем, на голову выше VHS. Можно вспомнить о более качественном формате S-VHS, но на нем почти не выпускалось коммерческое кино.

О причинах провала лазерного диска относительно видеокассет неплохо рассказано на видео выше. И VHS, и Betamax, и лазерные диски появились примерно в одно время: и впервые, с разницей в пару лет, позволили смотреть кино в домашних условиях, в любое время. Больше не нужно было следить за программой телепередач. У видеокассет (любого стандарта) было одно важнейшее преимущество: возможность записи. Покупать фильмы в магазине — к этому потребителя еще надо было приучить. Запись сериалов или футбольного матча для просмотра «когда удобно» — это стало ключевым аргументом в пользу видеокассеты. Теоретически штамповать лазерные диски проще, чем тиражировать VHS, но на практике это преимущество не реализовалось в более низкой цене, из-за небольшого объема продаж в течение всей жизни формата. Я не считаю лазерный диск провальным, но и мейнстримом он тоже не стал, даже близко к этому не подобрался. Появление в продаже DVD поставило крест на формате, когда от него отвернулись даже киноманы: цифровое видео на пятидюймовом носителе было и качественнее, и удобнее в обращении.

Лазерный диск в 2020 году

Я долго не хотел добавлять лазерный диск в список форматов в моем ретрокабинете, пока не представился случай недорого купить и рабочий проигрыватель, и приличную коллекцию лазерных дисков в полторы сотни наименований. За лето я приобрел еще пару коллекций: это дешевый способ в пересчете на стоимость каждого диска. Но не очень качественный. Например, у меня теперь есть десять экземпляров фильмов из серии Star Trek и три экземпляра голливудского шедевра «Karate Kid II».


Давайте посмотрим на проигрыватель:


Это Pioneer CLD-D515, модель среднего уровня 1998 года выпуска. Были устройства более навороченные, но скорее не по фичам, а по качеству обработки аналогового сигнала: в доцифровую эпоху это было важно. С точки зрения LD-неофита здесь есть все необходимое:

  • Автореверс. Без него придется раз в час (или даже раз в полчаса) вставать с дивана и переворачивать диск.
  • Поддержка цифрового и даже многоканального звука. Если вам попадется диск с дорожкой в формате AC-3, то для нее предусмотрен отдельный выход, и потребуется специализированный декодер.
  • Поддержка дисков в формате PAL и NTSC. В эпоху VHS и лазерных дисков это был естественный региональный ограничитель. Для лазерных дисков поддержка двух форматов даже важнее, чем для видеокассет: некоторые фильмы выпускались только в США (в формате NTSC). Если вы живете в Европе (для вас родной формат — PAL), поддержка NTSС серьезно расширяет выбор.

Пульт с «секретной» секцией позволяет воспользоваться основными фичами формата.

Произвольный доступ к любой главе на лазерном диске. Для изданий CAV — просмотр отдельных кадров в режиме паузы. Переключение между аудиодорожками — в некоторых изданиях в аналоговый трек записывали режиссерский комментарий или перевод. Кнопка Last Memory позволяет возобновить просмотр там, где вы в последний раз нажали на кнопку «Стоп». Есть возможность воспроизведения фрагмента по кругу. В общем, все, что позволяет носитель с произвольным доступом, в отличие от видеокассеты.


Сзади традиционный набор выходов. К старому ЭЛТ-телевизору плеер подключается единственным кабелем SCART, предком современного универсального интерфейса HDMI. Выступающая часть необходима для работы механизма реверса.


Плеер оказался полностью рабочим, потребовалась только профилактическая смена приводного ремня, отвечающего за движение трея.


Дополнительная фича этой модели — возможность воспроизведения обычных CD. Самые поздние проигрыватели поддерживали сразу три формата: LD, CD и DVD.

Характерная особенность лазерно-дискового экспириенса: переключение на другую сторону примерно в середине фильма (ну или как повезет). Механизм с лазерным диодом полностью перемещается по рельсам на верхнюю часть диска и продолжает воспроизведение там. Если бы формат LD просуществовал чуть дольше, могли появиться конструкции с двумя лазерными установками и быстрым переключением, но видимо в девяностые такое решение было еще слишком дорогим. Все лучше, чем переворачивать диск самостоятельно. При просмотре переключение выглядит так:

На односторонних дисках, например с часовым сборником видеоклипов, на второй стороне тоже есть короткая запись, с содержимым типа: «Здесь ничего нет, переверните диск на другую сторону».


Что выпускалось на лазерных дисках?



Трешовый, но от того не менее прекрасный боевик «Вспомнить всё» Поля Верхувена нужно смотреть именно так: или на лазерном диске, или на видеокассете. Никаких переизданий на Blu-Ray, там слишком много четкости. При этом почти все диски в моей коллекции — с цифровым стереозвуком, а к аудиодорожке у меня требования выше, чем к изображению. Тремя скриншотами обозначу качество LD по сравнению с видеокассетой и Blu-Ray на примере «Терминатора».




Можно сказать, что почти все выдающиеся фильмы за период от 1920 до 1970-х, и почти все релизы 80-90х доступны на LD. Не все, впрочем, одинаково легко найти.

Коллекционная ценность

По своей исторической ценности диски делятся на «обычные релизы» — как правило это фильм на одном диске, в формате CLV, простой конверт:


Чуть дороже стоят «специальные релизы»: поздние издания с многоканальной дорожкой, режиссерские версии и так далее.


В отличие от VHS, широкоформатные киноиздания на LD — скорее норма, чем исключение, хотя самые дешевые диски обрезают кадр до телевизонного соотношения сторон 4:3. Такие издания обязательно предупреждают пользователя: «есть полосы сверху и снизу», чтобы не жаловались.


Далее следуют лимитированные издания, пару версий я покажу на примере «Терминатора 2». Вот релиз с режиссерской версией попроще, в картонной коробке. Четыре диска, на трех — фильм, на четвертом — документальный фильм о съемках.


А это совсем элитное издание: кожаный переплет, каждый из трех дисков в своем глянцевом конверте. Хотя визуально это издание дороже, по факту фильм уместили на двух дисках в формате CLV (без возможности покадрового просмотра).


Вот реклама кожаных курток а-ля Терминатор оттуда:

Еще дороже стоят либо специализированные издания (например, LD высокой четкости Hi-Vision), либо просто редкие или желанные фильмы. Меньше всего ценятся дешевые европейские издания, часто сопровождаемые субтитрами:


Кстати о субтитрах. Фильмы, выпущенные в Японии, обычно стоят дорого. Про них надо иметь в виду, что японские субтитры намертво «вшиты» в видео и не отключаются. Русский дубляж по понятным причинам недоступен в принципе, и мне интересно, как коллекционеры лазерных дисков в СССР и на постсоветском пространстве решали эту проблему? Возможно, тут помог бы мой любимый минидиск, за счет произвольного доступа и синхронизации: запускаем воспроизведение видео и одновременно с ним — дубляж на минидиске.


«Русских» изданий крайне мало. Есть японские и американские релизы «Сталкера» и «Соляриса» Тарковского, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. В этой статье на Хабре с подробным описанием «советской» истории LD упоминаются два локализованных издания с музыкой и видеоэкскурсией по музею. Единственный условно русский лазерный диск в моей коллекции — произведенный во Франции концерт «Машины Времени»:


CLV и CAV

Два способа записи видеоданных на лазерный диск непосредственно влияют на пользовательский экспириенс. CAV или постоянная угловая скорость предполагает вращение диска с постоянной частотой оборотов. CLV — постоянная линейная скорость — чем ближе к центру краю диска, тем медленнее он вращается. CLV позволяет уместить больше видео на стороне: до часа. На CAV-диск помещается максимум полчаса на сторону, в результате типичное издание на CAV разбито на два-три диска. Придется вставать и менять диск посреди просмотра, а многодисковые устройства, насколько мне известно, не выпускались. Недостаток CLV — шум от неточного позиционирования лазерного диода, с которым лично я не сталкивался. Преимущество CAV: возможность покадрового отображения видеоданных — для этого лазерный диод просто «зависает» над определенной дорожкой диска. Посмотрим на возможности CAV на примере издания фильма Blade Runner 1982 года компанией Criterion:


Чем хороши (или плохи, зависит от фильма) издания на LD — на них часто перегоняли кинотеатральную версию фильма без каких-либо изменений. В случае Blade Runner это скорее минус, чем плюс: на данном LD представлена версия фильма с занудным закадровым текстом, который читает Харрисон Форд. Мне, как фанату данного кино, было интересно посмотреть и ее. Так как фильм выпущен в формате CAV, можно всегда остановить воспроизведение, чтобы рассмотреть кадр или последовательность кадров с медленной прокруткой — это штатная фича проигрывателя.

В дополнительных материалах возможности CAV используются, по сути, для хранения данных. На последнюю сторону второго диска покадрово записаны изображения и текст, по которым можно перемещаться, переключая последовательно кадры. На диске записана метка, благодаря которой в начале такой секции воспроизведение ставится на паузу. Так это выглядит в материалах к Терминатору:


До массового распространения мультимедийных CD-ROM, лазерный диск — единственный или один из немногих форматов, обеспечивающий произвольный доступ к аудиовизуальной информации. Благодаря этому формат ограниченно применялся в связке с компьютером. Для киноманов CAV — возможность изучить любимый фильм в деталях, и делиться с друзьями замечаниями типа «а вы видели, что на фрейме 18465 в кадр попадает кинокамера?».

Laser Rot

Laser Rot — это деградация клея, которым скреплены две стороны лазерного диска. Из-за несоблюдения технологии между пластиковыми блинами проникает воздух и портит отражающий слой, что приводит к ошибкам или полной невозможности чтения. Судя по всему это типичная детская болезнь: диски c Laser Rot чаще всего встречаются среди ранних изданий (конец 70-х, начало 80-х). У меня в коллекции издания преимущественно поздние, и единственный диск с Laser Rot — коллекция видеоклипов 1984 года, где подпорчена внешняя кромка:

Читайте также: