Где производят cd диски

Обновлено: 04.07.2024

Современная производственная база нашего предприятия позволяет производить высококачественный продукт, отвечающий всем международным стандартам в кратчайшие сроки. Специалисты компании прошли обучение на заводах Европы и имеют высший уровень подготовки. Современное высококачественное оборудование позволяет осуществлять практически все технологические операции:

Изготовление компакт-дисков производится на собственных производственных мощностях, что существенно сокращает сроки выполнения заказа.

Изготовление компакт-дисков технологически сложный процесс, состоящий из нескольких последовательно выполняемых операций:

Перейти на другие разделы сайта:

Мастеринг CD / DVD дисков

Мастеринг – это процедура преобразования исходных данных – аудио, видео и любых других – в матрицу, с помощью которой и будут в дальнейшем изготавливаться диски. В процессе мастеринга все данные обрабатываются, упорядочиваются, монтируются, компилируются. Мастеринг, в зависимости от типа исходных данных для изготовления CD, может быть аналоговым и цифровым.

Следующим этапом изготовления дисков является создание матрицы (штампа) – зеркального отображения будущего CD или DVD диска. Для этого на полированный стеклянный диск необходимо нанести слой специального светочувствительного фотополимерного материала - фоторезиста, который может менять свои химические и физические свойства под действием световых волн.

Запись информации на матрицу для производства компакт-дисков осуществляется при помощи лазерного луча. Модулирование записываемой информации обеспечивается путем изменения мощности лазера.

Следующий этап изготовления матрицы для последующего производства дисков – их проявка. В процессе проявки поверхность фоторезиста обрабатывается специальным проявителем: кислотой или щелочью. В результате данной обработки проявитель удаляет незатвердевшие части материала – то есть те части, по которым луч лазера прошел с минимальной мощностью. Далее матрицу для производства DVD и CD дисков подвергают процессу гальванопластики.

РЕПЛИКАЦИЯ CD / DVD ДИСКОВ

Процесс производства CD путем штамповки (репликации) заключается в следующем: изготовленный на предыдущих этапах штамп (матрица) помещается в пресс-форму термопласт-автомата, так как базовым сырьем для производства компакт-дисков, является гранулированный оптический поликарбонат. На матрицу под высоким давлением подается расплавленный поликарбонат, который заполняет все имеющиеся на ней пустоты. После процесса остывания, который занимает всего нескольких секунд, мы получаем прозрачный диск, одна сторона которого содержит информацию в виде набора питов, полученных в процессе литья под давлением.

Данный диск далее подвергается следующей процедуре – на информационный слой напыляется особо чистый металл – чаще всего используется алюминий, реже – сплавы, содержащие серебро или золото. Для защиты металлического информационного слоя от химического и механического внешнего воздействия на диск наносится тонкий слой лака, на который в дальнейшем будет нанесено изображение. Затем все диски попадают на линию контроля качества.

Процесс изготовления DVD-дисков путем репликации несколько отличается от штамповки CD. Это связано с тем, что сам DVD–диск состоит не из одного, а из двух слоев, которые склеиваются между собой в процессе производства DVD методом штамповки.

УПАКОВКА CD / DVD ДИСКОВ

Качественная упаковка – важный элемент имиджа вашего продукта, способ защиты его от неблагоприятных факторов внешней среды, а также способ донести до потребителя всю необходимую ему информацию о CD и DVD-дисках. Существует несколько самых популярных методов упаковки, используемых при производстве дисков: Jewel Box, DigiPak, Slim-box, Амарей, Super Jewel-Box, различные пакеты и конверты. Кроме того, упаковка может быть изготовлена и по индивидуальному заказу.

архив InterMedia; Pixabay

Первый отечественный компакт-диск (CD), произведенный на Московском опытном заводе «Грамзапись», входившем в состав Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», отмечает 30-летие 10 декабря 2019 г. Этот формат уже практически забыт, но, пожалуй, у него самая головокружительная история из всех аудионосителей, что когда-либо существовали.

Мировая премьера

Гиганты мировой электроники Philips и Sony совместно разработали цифровой компакт-диск еще в 1980 г.: был создан специальный стандарт импульсно-кодовой модуляции (PCM — Pulse Code Modulation), с его помощью можно было с частотой выборки 44 100 Гц считывать 16-битные данные. Ходят легенды, что критерием информационной емкости CD — 640 МБ — послужила 9-я симфония Людвига Ван Бетховена: продолжительность 74 минуты и 33 секунды была выбрана исполнительным директором фирмы Sony Акио Морита. Он принял это решение по рекомендации маэстро Герберта фон Караяна, принимавшего активное участие в запуске нового формата. Технология производства CD сочетала в себе новейшие достижения в различных областях науки: система кодирования сигнала, бесконтактная лазерная запись и считывание информации, новые материалы и многое другое.

Первый в мире серийный CD был изготовлен компанией PolyGram 17 августа 1982 года в Лангенхагене (Германия), это была запись Альпийской симфонии Рихарда Штрауса в исполнении симфонического оркестра Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Караяна.

Что тормозило СССР?

Итак, к 1989 году меломаны Запада уже 7 лет наслаждались музыкой на новом виде носителя, а в СССР продолжали слушать долгоиграющие пластинки (LP) и компакт-кассеты (MC): их было продано за тот год 89,1 млн и 11 млн соответственно. Причина задержки появления нового цифрового аудиоформата в СССР - возможность многоцелевого использования CD: США ограничивали доступ СССР к так называемым технологиям двойного назначения, т.к. они могли быть использованы в военных целях, в частности - для хранения и передачи секретной информации в цифровом виде.

СССР — родина CD-технологии

Мало кто знает, что в СССР собственные разработки перспективных носителей для целей оборонки велись еще до начала Второй Мировой войны. В 1933 году действительный член АН СССР профессор Владимир Котельников теоретически обосновал принципы цифровой звукозаписи. Именно его труды, опубликованные в засекреченных специализированных изданиях, предвосхитили появление цифровых носителей информации. На Западе основоположником теории цифровой записи долгое время принято было считать американского профессора Клода Шеннона, который опубликовал свои результаты лишь в 1948 году.

Таким образом, прошло почти шестьдесят лет с момента теоретического обоснования возможности цифровой записи до её промышленного запуска в СССР.


Тонкости технологии

В 1988 году в СССР была создана рабочая группа для организации производства первых серийных оптических аудионосителей. Для реализации проекта из бюджета было выделено более 11 млн долл. США. В качестве базовой схемы выбрали технологию так называемых «чистых» комнат, хотя уже в те годы появились первые монолайны - линии, включающие литье, металлизацию, лакировку и контроль с «чистой зоной» внутри и персоналом снаружи.

Под производство компакт-дисков фирмой «Мелодия» был выделен трехэтажный корпус Московского опытного завода «Грамзапись» общей площадью более 2.000 кв.м., расположенный на севере Москвы в Головинском районе. В течение мая-августа 1989 года более двадцати будущих работников нового производства прошли подготовку на предприятиях Германии и Швеции. С августа 1989 года специалисты из Германии, Швеции и Голландии начали установку «чистых» комнат, оборудования мастеринга, репликации и упаковки. В ноябре полным ходом шли пуско-наладочные работы отдельных видов оборудования (литье, металлизация, лакировка, шелкография, контроль параметров и др.).

Основой компакт-диска являлась отливка из поликарбоната диаметром 120 мм. На заводе «Грамзапись» использовался поликарбонат марки «тейджин» японского производства. Информация на диски помещалась в виде расположенных по спирали питов - микроскопических углублений, выдавленных в поликарбонатной основе. Размер одного пита - около 100 нм в глубину и 500 нм в ширину, расстояние между витками спирали составляло всего 1,6 мкм, поэтому общая длина дорожки записи равнялась примерно 5 км. Для считывания всей этой информации на диск наносился отражающий слой алюминия. Эта операция, производимая на специальном аппарате металлизации в вакууме, была одной из самых сложных, для ее проведения требовался металл чистотой 99,999%. После нанесения защитного лака, полимеризующегося под действием ультрафиолета, компакт-диск уже не боялся ни пыли, ни мелких царапин.

Готовые диски проходили жесткое тестирование и отбраковку на специальном оборудовании. После печати этикеток методом шелкографии диски поступали на упаковку. В год, при двухсменной работе, включающей весь цикл производства от мастеринга до упаковки, завод «Грамзапись» мог отпечатать 3 млн CD, но реально больше миллиона дисков в год он не производил. В 1990 году, например, было произведено чуть более 600 000 дисков.

Roxette: шведский советский пилот

В декабре 1989 года на оборудовании завода были выпущены первые 10 наименований компакт-дисков с записями классической музыки (тиражи 1.000 - 5.000 экз.). Хотя первым диском официально считается CD «Иван Грозный — Стихира» Родиона Щедрина (SUCD 10-0000) (на верхнем фото), фактическим первенцем был сборник группы Roxette, отлитый с матрицы шведской компании CD-Plant и не внесенный в каталог. Диск был отпечатан тиражом всего 180 штук. На вкладыше поставили подписи специалисты из России, Швеции и Германии — все, кто на последнем этапе участвовал в этом проекте. Половина тиража отправилась за границу, вторая досталась специалистам завода и фирмы «Мелодия» в качестве подарков. Первые диски были протестированы во Франции и Германии, где получили достаточно высокие оценки за качество записи и репликации, но посредственные в части художественного оформления.

В 1990-1991 гг. фирмой грамзаписи «Мелодия» было выпущено более 150 наименований компакт-дисков. Большая часть из них представляла классический репертуар, но встречались также эстрадные, джазовые и рок-проекты, в том числе записи Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, ансамбля "Арсенал"; групп «Автограф», «Алиса» и др.

Между тем, несмотря на популярность нового формата, с 1994 года началась постепенная деградация производства на заводе «Грамзапись»: художественное оформление оставалось на низком уровне, стало ухудшаться качество самих оптических носителей, оборудование завода с каждым годом физически и морально устаревало. В 2003 году начался демонтаж оборудования и завод прекратил свою работу. В настоящее время здание завода «Грамзапись» превращено в современный торгово-офисный центр.


Хайп вокруг CD

Пуск в Москве завода по производству CD стал знаковым событием: отечественные меломаны получили доступ к каталогу новой цифровой музыки, недоступной прежде на виниле и аудиокассетах. Уже в 1988 г. у фирмы «Мелодия» начали появляться конкуренты: среди пионеров освоения нового формата были российские компании «Искусство & электроника» (Art&Electronics), S.B.A./Gala Records, Sintez Records, SNC Records. В начале 1990-х гг. на волне популярности нового формата в РФ появилось множество звукозаписывающих фирм: A-RAM, BSA Records, CD Land Records, FEELEE, General Records, JAM Music Group, JEFF, Master Sound, Moroz Records, Navigator Records, PolyGram Russia, RCD, RDM, Real Records, Respect Production, RAP Records, SoLyd Records, Sony Music, Universal, Warner Music, ZeKo Records, «АнТроп», «АРС Рекордз», «Бекар Рекордз/Rec Records», «Бомба-Питер», «Геометрия», «Грамзапись», «Д.Л.Лота», «Квадро-диск», «Мегалайнер-рекордз», «Мистерия звука», «Отделение Выход», «Снегири-музыка», «Студия Монолит», «Студия Союз», «ТАУ Продукт», «Танцевальный Рай», «Триарий», «ФГЗ Никитин», «Экстрафон» и др. (список ныне действующих музыкальных компаний России и ближнего зарубежья можно найти здесь). Развитие производства CD дало мощный толчок и музыкальному пиратству, уровень которого во все последующие годы колебался в диапазоне 75-90%.

Значимые артисты CD-эпохи

Согласно данным премии «Рекордъ», организуемой агентством InterMedia в период c 1998 по 2006 гг., самыми продаваемыми легальными CD в различных номинациях были: сборники студий «Союз» и «Монолит»; альбомы и сборники групп «Руки вверх!», «Агата Кристи», «ТаТу», «Любэ», «Фабрика», «ВИА Гра», «Стрелки», «Уматурман», «Дискотека Авария», «Би-2», «Звери», «Корни», «Пятница», «Белый орел», «Машина времени», «Пикник», «Блестящие», «ИванушкиInternational», «Золотое кольцо», «Ляпис Трубецкой», «Маша и медведи», «Вопли Видоплясова», «Вирус», Smash!!, «Краски», «Фактор-2». Среди сольных исполнителей рекордные тиражи альбомов были у Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона, Земфиры, Натали, Глюкозы, Филиппа Киркорова, Верки Сердючки, Ларисы Долиной, Децла, Витаса, Авраама Руссо, Сереги. Из зарубежных артистов особых успехом пользовались CD Мадонны, Depeche Mode, Ace of Base, Prodigy, Rammstein, Эминема, Шакиры, Gorillaz, Modern Talking, Scooter,Ин-Грид, O-Zone, Бенни Бенасси и др.

30 лет CD в цифрах и фактах

По экспертным оценкам, всего с 1989 по 2019 г. в СССР и РФ было реализовано свыше 3 млрд CD (как легальных, так и пиратских) на сумму около 10 млрд долл.

Основная масса легальной продукции - около 80% - продавалась по низкой цене (budget), практически соизмеримой с ценой на контрафакт. Учитывая различные доходы населения в столице и регионах, легальные компании вынуждены были применять на одни и те же диски столичные и региональные цены. Наиболее экономичным способом доставки продукции до розницы был CD-шпиль, т.е. упакованная стопка дисков и обложки к ним, без коробочек. Сборка продукции осуществлялась уже на месте реализации. Точно так же распространяли свои диски и пиратские структуры. В этой экономической борьбе они выигрывали, поскольку не платили гонораров артистам и авторам, не несли расходы на рекламу и налоги.

Рекордным для продаж компакт-дисков в РФ стал 2007 год: на рынке было реализовано свыше 75 млн легальных CD на сумму около 230 млн. долларов, в стране при этом работало свыше 30 заводов и линий по производству компакт-дисков.

Объемы продаж основных легальных физических музыкальных носителей, включая CD, млн. копий

«Фирма Мелодия» была основана в 1964 году как государственная компания по производству, хранению и распространению звукозаписей. Став преемницей Всесоюзной студии грамзаписи, «Фирма Мелодия» вплоть до распада СССР являлась единственной звукозаписывающей компанией в стране.

Moroz Records - одна из первых российских независимых фирм звукозаписи, музыкальный лейбл. Основана в 1992 году коммерсантом Александром Морозовым, который в советское время начинал с создания частной студии звукозаписи по распространению магнитоальбомов отечественных рок-исполнителей.

Компания Союз Мьюзик - эксклюзивный представитель Beggars Group, PIAS, earMUSIC/EDEL, Domino, Cooking Vinyl, Nuclear Blast, SPV на территории России и СНГ.

Компания “Бомба Мьюзик” на Российском рынке с 1993 года. Самый широкий спектр лицензионных аудио компакт-дисков отечественных и зарубежных исполнителей.

Navigator Records - звукозаписывающая компания, существующая с 2006 года. На сегодняшний день является одним из ведущих лейблов России и управляет правами современных российских исполнителей. В бэк-каталоге Navigator Records представлены лучшие альбомы Юрия Шевчука и группы «ДДТ», групп «Звери», «Сплин», «Калинов Мост», «Мельница»

Мистерия Звука входит в число крупнейших в России производителей и дистрибьюторов аудио и видео продукции.
Компания была создана в 1999 г. и в короткие сроки добилась значительных успехов на рынке музыкальных носителей. С 2004 г. активно участвует в формировании DVD рынка в России. В 2009 году начала выпуск нового формата Blu Ray. С 2008 года компания занялась цифровой дистрибуцией.

Parlophone Records - британский лейбл звукозаписи, основанный в 1923 году в качестве филиала германского лейбла Parlophon, до 1927 года входил в состав компании Carl Lindstrom. С 1923 по 1955 гг. менеджером музыкального отдела лейбла был Оскар Прейсс.

Decca Records - британский лейбл звукозаписи, основанный в 1929 году Эдвардом Льюисом. В 1934 году было открыто американское отделение, однако после Второй Мировой войны связи с заокеанской компанией ослабли на несколько десятилетий. В настоящее время обе компании принадлежат концерну Universal Music Group.

Mercury Records — английская звукозаписывающая компания, сформированная в Чикаго в 1945 году. Филиал компании принадлежит одному из крупнейших мировых медиа-холдингов, входящего в Большую четвёрку — Universal Music Group. Один из известных лейблов, ориентировавшихся на жанры джаз, блюз, классическая музыка, рок-н-ролл и кантри.

Polydor Records — лейбл звукозаписи, в настоящее время базирующийся в Великобритании; часть Universal Music Group.

Polar Music — шведская звукозаписывающая компания, созданная в 1963 году Стигом Андерсоном и его партнером Бенгтом Бернхагом.

Virgin Records — британский звукозаписывающий лейбл, основанный британским предпринимателем Ричардом Брэнсоном, Саймоном Дрейпером и Ником Пауэллом в 1972 году.

Deutsche Grammophon GmbH — немецкий бренд звукозаписи классической музыки. Компания хорошо известна своими высокими стандартами качества звукозаписи и изысканным вкусом. В настоящее время во многом также формирует и спрос любителей классической музыки на тех или иных исполнителей и композиторов.

Brilliant Classics - музыкальный лейбл, основан в 1995 году и ориентирован, в основном, на классическую музыку. Художественный руководитель компании Питер Ван Винкель, пианист и продюсер.

EMI — британская медиагруппа (EMI Group), одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира (входит в «Большую четвёрку»). Штаб-квартира размещается в Лондоне.

Компания «Ультра Продакшн», входящая в состав радиокорпорации «Мультимедиа Холдинг», обладает уникальным производственными мощностями и всем необходимым профессиональным оборудованием для выполнения полного цикла работ по изготовлению виниловых пластинок.

Музыкальное издательство «МИРУМИР» — крупнейший отечественный издатель винила и единственный русский рекорд-лейбл, специализирующийся в области издания музыки именно на виниловых пластинках. На протяжении нескольких лет издательство «МИРУМИР» выпускает от семи до десяти релизов в месяц — таким темпом работы могут похвастаться далеко не все европейские издательские компании с аналогичной специализацией, тем более независимые.

image

В общем доступе оптические компакт-диски появились в 1982 году, прототип увидел свет еще раньше — в 1979. Изначально компакты разрабатывали в качестве замены виниловым дискам, как более качественный и надежный носитель. Считается, что лазерные диски являются результатом совместной работы команд двух технологических корпораций — японской Sony и голландской Philips.

При этом базовая технология «холодных лазеров», которая и сделала возможной появление лазерных дисков, была разработана советскими учеными Александром Прохоровым и Николаем Басовым. За свое изобретение они были удостоены Нобелевской премии. В дальнейшем технология развивалась, и в 70-х годах Philips разработала способ записи компакт-дисков, который и положил начало CD. Сначала инженеры компании создали ALP (audio long play) в качестве альтернативы виниловым пластинкам.

Диаметр ALP-дисков составлял примерно 30 сантиметров. Чуть позже инженеры уменьшили диаметр дисков, время проигрывания при этом снизилось до 1 часа. Лазерные диски и воспроизводящее устройство для них впервые были продемонстрированы Philips в 1979 году. После этого компания стала искать партнера для дальнейшей работы над проектом — технология виделась разработчикам как международная, а развить ее до необходимого уровня и популяризовать своими силами было сложно.

Начало всего

Руководство приняло решение попробовать установить контакты с технологическими компаниями из Японии, в то время эта страна находилась на острие hi-end технологий. Для этого в страну отправились делегаты Philips, им удалось встретиться с президентом Sony, который заинтересовался технологией.

Почти сразу была сформирована команда инженеров Philips-Sony, они и разработали первые спецификации технологии. Вице-президент Sony настоял на увеличении объема диска, ему хотелось, чтобы компакт мог вместить девятую симфонию Бетховена, для чего объем диска расшили с 1 часа до 74 минут (есть и мнение, что это просто красивая маркетинговая история). Объем данных, которые умещаются на такой диск, составил 640 Мбайт. Инженеры разработали и параметры качества звука. Например, частота выборки стереосигналов регламентировалась на уровне 44,1 кГц (для одного канала 22,05 кГц) c разрядностью каждого в 16 бит. Так появился стандарт Red Book.

Название новой технологии появилось не вдруг — его выбрали из нескольких вариантов, включая Minirack, Mini Disc, Compact Rack. В итоге разработчики совместили два названия, получив гибридное Compact Disc. Не в последнюю очередь это название было выбрано из-за растущей популярности аудиокассет (технология Compact Cassette).

Philips и Sony также сыграли важнейшую роль в разработке спецификации первых цифровых компакт-дисков, которая получила название Yellow Book или CD-ROM. Новая спецификация дала возможность хранить на дисках уже не только аудио, но и текстовые и графические данные. Определение типа диска производилось в автоматическом режиме при чтении заголовка. Проблема была в том, что компакт-диск, соответствующий стандарту Yellow Book, мог работать только с определенным типом накопителей, которые не были универсальными.

17 августа 1982 года на фабрике Philips в немецком Городе Лангенхаген был выпущен первый CD. На нем был записан альбом The Visitors группы ABBA. Стоит отметить, что лаковое покрытие первых дисков было не слишком качественным, так что покупатели компактов часто их портили. С течением времени качество дисков улучшилось. Первые несколько лет они использовались исключительно в hi-fi аппаратуре, их использовали в качестве замены виниловым пластинкам и кассетам.

image

Начиная с 2000 года в продаже стали появляться диски объёмом 700 Мбайт, которые давали возможность записывать аудио с общей продолжительностью до 80 минут. Они полностью вытеснили с рынка диски объемом 650 Мбайт. Есть и носители объемом в 800 МБ, но они подходили не для всех приводов, так что такие диски не получили особого распространения. Увеличить объем доступного для хранения данных пространства удалось благодаря снижению расстояния между дорожками. Так, к примеру, у дисков емкостью в 650 МБ расстояние между дорожками равно 1,7 мкм, а у 800 МБ дисков этот показатель снижен до 1,5 мкм. Также у первых скорость составляет 1,41 м/с, а у вторых 1,39 м/с.


Как это работает

Диск состоит из нескольких слоев. Подложка — поликарбонатная, ее толщина 1,2 мм, диаметр — 120 мм. На подложке размещается еще один слой — металл (это может быть золото, серебро или, чаще всего — алюминий). Далее металлический слой защищается при помощи лака, на который наносится графика. Подложка надежно защищает металлический слой, так что считыванию мешают уж очень глубокие царапины. Диаметр отверстия в диске — 15 мм.

Формат хранения данных для дисков — Red Book (о нем говорилось выше). Ошибки при считывании корректируются при помощи кода Рида-Соломона, так что легкие царапины не снижают читаемость диска.

Данные на диск записываются в виде спиральной дорожки из так называемых питов (углублений), которые выдавливаются в поликарбонатной основе. Глубина каждого пита составляет примерно 100 нм, ширина — 500 нм. Длина пита от 850 нм до 3,5 мкм. Питы рассеивают или поглощают свет, подложка — отражает. Таким образом, записанный диск является отличным примером отражательной дифракционной решетки.

Считывается диск при помощи лазерного луча с длиной волны 780 нм, который излучается полупроводниковым лазером. Принцип считывания заключается в регистрации изменения интенсивности отраженного света. Так, лазерный луч сходится на информационном слое, диаметр светового пятна в этом случае составляет 1,2 мкм. Максимальный сигнал регистрируется между питами. В случае попадания на пит регистрируется меньшая интенсивность света. Изменения интенсивности преобразуются в электрический сигнал, с которым и работает аппаратура.

Как создается диск

  • Первый этап заключается в подготовке данных для запуска в серию;
  • Фотолитография — второй этап, это процесс создания штампа диска. Сначала создается стеклянный диск, на который наносится слой фоторезистивного материала, на него и записывается информация. Материал изменяет физико-химические свойства под действием света;
  • Запись данных производится с использованием лазерного луча. При увеличении мощности лазера (когда нужно создать пит) химические связи молекул фоторезистивного материала разрушаются, и он застывает;
  • Фоторезист травят (разными способами, от плазмы до кислоты), с матрицы удаляются области, не затронутые воздействием лазера;
  • Диск помещается в гальваническую ванну, где на его поверхность осаждается слой никеля;
  • Диски штампуются литьем под давлением, в качестве исходника используется изначальный стеклянный диск;
  • Далее на информационный слой напыляется металл;
  • На внешнюю сторону наносится защитный лак, на котором уже наносят графическое изображение.

А что насчет CD-RW?

CD-RW представляет собой разновидность компакт-диска, которая появилась в 1997 году. Изначально стандарт назывался CD-Erasable (CD-E, стираемый компакт-диск).

Это был настоящий прорыв в сфере записи и хранения информации. Ведь получить недорогой и емкий носитель информации было мечтой тысяч инженеров и пользователей. CD-RW похож по структуре и принципу действия на обычный CD, но вот записывающий слой другой — это специализированный сплав халькогенидов. Чаще всего используется серебро-индий-сурьма-теллур. При нагреве выше температуры плавления такой сплав переходит из кристаллического состояния в аморфное.

Фазовый переход в данном случае обратим, что является основой для процесса перезаписи. Толщина активного слоя диска составляет всего 0,1 мкм, так что лазером легко воздействовать на вещество. Процесс записи происходит при воздействии лазерного луча, активный слой в этом случае переходит в расплав (те его области, на которые подействовал лазер). Далее тепло диффундирует в подложку, и расплав переходит в аморфное состояние. У аморфных отрезков меняются такие характеристики, как диэлектрическая проницаемость, коэффициент отражения и, следовательно, интенсивность отраженного света. Она несет информацию о записи на диске. Считывание производится при помощи лазера меньшей мощности, который не может оказать влияния на активный слой. При записи активный слой нагревается до 200 градусов Цельсия, что позволяет ему снова совершить фазовый переход в кристаллическое состояние.

Многократное использование CD-RW приводит к механической усталости рабочего слоя. Поэтому инженеры, разрабатывавшие технологию, использовали вещества с низким коэффициентом накопления усталости. CD-RW может выдержать около тысячи циклов перезаписи.

DVD — еще больше емкости!

Первые DVD появились в Японии в 1996 году, они появились как ответ на запрос пользователей и бизнеса, которым нужны были все более емкие носители. Изначально диски высокой емкости разрабатывались сразу несколькими компаниями. Появилось два независимых направления разработки: Multimedia Compact Disc (Philips и Sony), — Super Disc (8 крупных корпораций, включая Toshiba и Time Warner). Чуть позже оба направления слились в одно под влиянием корпорации IBM. Она убедила партнеров не повторять события времен «войны форматов», когда шла битва за приоритет между стандартами видеокассет «Video Home System» и «Бетамакс».


Технология была анонсирована в сентябре 1995 года, в том же году разработчики опубликовали спецификации. Первый пишущий DVD-привод увидел свет в 1997 году.

Увеличить емкость записи при сохранении прежних размеров удалось за счет использования красного лазера с длиной волны 650 нм. Шаг дорожки при этом в два раза меньше, чем у CD и составляет 0,74 мкм.

Blu-Ray — самый современный оптический носитель

Еще одна разновидность оптического носителя с гораздо более высокой плотностью записи данных, чем у CD или DVD. Стандарт был разработан международным консорциумом BDA. Первый прототип появился в октябре 2000 года.

Технология предусматривает использование коротковолнового лазера (длина волны 405 нм), откуда и произошло название. Букву «е» убрали, поскольку выражение blue ray является общеупотребительным в английском языке и не может быть запатентовано. Использование синего (сине-фиолетового) лазера дало возможность сузить дорожку до 0,32 мкм, увеличив плотность записи данных. Скорость считывания носителя увеличена до 432 Мбит/с.

UDF — универсальный дисковый формат

UDF — это спецификация формата файловой системы, которая не зависит от ОС. Она разработана для хранения файлов на оптических носителях — как СD, так и DVD и Blu-Ray. У UDF нет ограничения в 2 и 4 ГБ для записываемых файлов, так что этот формат идеально подходит для дисков повышенной емкости — DVD и Blu-Ray.

Оптические диски и интернет

Технологические компании продолжают совершенствовать оптические диски. Так, Sony и Panasonic еще в 2016 году смогли увеличить емкость оптических носителей до 3,3 ТБ. При этом работоспособность дисков сохраняется, по словам представителей Sony, вплоть до 100 лет.

Тем не менее, все типы оптических дисков постепенно теряют популярность — с развитием интернета пропадает потребность для пользователей в накоплении данных на дисках. Информацию можно хранить в облаке, что гораздо удобнее (насколько это безопаснее — другой вопрос). Компакт-диски уже далеко не так популярны, как несколько лет назад, но полное забвение (как в случае аудиокассет) им, скорее всего, не грозит — их будут использовать для создания архивов важной для бизнеса информации.

Если терабайтные оптические диски пойдут в серию, то их применение будет ограничено — может быть, с их помощью будут распространять фильмы в 4К и современные игры с набором самых разных бонусов. Но активнее всего они будут использоваться для создания бэкапов. И если в Sony говорят правду о вековой сохранности записанных данных, то бизнес будет использовать новую технологию весьма активно.

Читайте также: