Как настроить процессор эффектов для вокала

Обновлено: 03.07.2024

Находим частоты для сведения, подчеркиваем сильные стороны голоса, добавляем объём и устраняем частые проблемы.

Сведение вокала — кропотливый процесс для самых терпеливых. Повернули ручку эквалайзера слишком сильно — голос потерял характер, недокрутили — стал мешать другим инструментам, навалили компрессии — вокал выбился из микса и стал звучать как-то чужеродно. Специально для тех, кто взялся за обработку вокала, компания iZotope опубликовала в своём блоге заметку о сведении голоса с помощью плагина Neutron 2. Из этого материала вы узнаете, в каких частотах живёт вокал, как подчеркнуть сильные стороны любого голоса, избавиться от сибилянтов и устранить частые проблемы дорожек вокала.

Иногда непонятно, что нужно сделать с вокалом, чтобы он звучал отлично. Сведение превращается в утомительное тасование эквалайзеров, лимитеров, компрессоров и ещё десятка процессоров. Мы не знаем, какие проблемы с голосом в ваших миксах, но предлагаем девять советов по сведению вокала.

Все эти советы не имеют смысла, если вокал сам по себе записан плохо. Чтобы избежать ошибок при записи, обратитесь к нашему гайду по записи вокала в домашних условиях и списку распространенных проблем.

Другие материалы серии

1 Частотные диапазоны вокала

советы по сведению вокала

Вокал — штука индивидуальная, каждый голос звучит по-своему. Многое здесь зависит от тембра голоса и доступного вокалисту диапазона. Несмотря на это, существуют несколько диапазонов, по которым нужно пройтись, взявшись за сведение вокала.

В районе низких частот голос зачастую фильтруется выборочно и аккуратно, а большинство проблем с низом и гулом можно решить самим микрофоном. Во время записи активируйте переключатель низкочастотного обрезного фильтра — это устранить неприятный них ещё на этапе записи. Обычно системы фильтрации, установленные в микрофонах, обрезают сигнал в районе 75 Гц, устраняя только основные проблемы.

Дальнейшие проблемы с низом можно устранить уже в DAW — в зависимости от голоса можно фильтровать вокал до ±100 Гц. Полагайтесь на слух: если голос сам по себе ярко выражен в нижнем диапазоне частот и после обрезки потерял характер — ослабляйте фильтр. Женский вокал можно отфильтровать ещё сильнее.

Если голос вокалиста по характеру напоминает томный вокал а-ля Леонард Коэн или Барри Уайт, не увлекайтесь с фильтрацией. Такому типу голоса нужно больше низких частот.

Полнота и объем в районе 150 Гц

Если голосу не хватает полноты, ищите её в районе 150 Гц. Некоторые певцы сами по себе звучат тонко и «в нос», их голосу не хватает мяса. Усиление этого диапазона добавит больше сочности звучанию.

Пластиковость и пустота в районе до 500 Гц

Если вокальный трек страдает от нехватки объёма и пластиковости (коробковитости) звучания, исследуйте зону до 500 Гц. Если в этом пределе проблема не обнаружится, поднимайтесь выше до 800 Гц.

При обрезке всегда используйте очень узкую Q (форму кривой эквализации). Причина такого проста: точечное устранение проблем. Слишком широкая кривая может случайно отрезать лишнее в соседних диапазонах, что лишит голос естественности.

Нозальность в районе 1 кГц

Если голос звучит так, будто вокалист поёт «в нос», ослабьте зону в пределах 1 кГц. Главное здесь не перестараться: слишком сильная обрезка этого диапазона сделает звучание намного хуже — лучше пусть поёт в нос, чем звучит вообще не пойми как.

Присутствие в районе 5 кГц

Если вокал не может пробиться через микс, добавьте присутствия в районе 5 кГц. Усиление этой зоны немного выдвинет вокал на передний план и поможет голосу найти свое место на фоне других инструментов.

Резкость, шипение и сибилянты в районе 7 кГц

Пение некоторых вокалистов отличается большим количеством сибилянтов — шипящих и свистящих призвуков на буквах С, Ш, Ж, З, Щ. Из-за того, что в этих звуках слишком много динамики и атаки, они режут слух. Когда певец подходит слишком близко к микрофону, это естественным образом усиливает низкие частоты и сибилянты. По той причине, что вокалисты никогда не стоят на месте при записи и постоянно двигаются, даже самые крутые дубли местами заплывают низом и резкими звуками.

Про низ мы уже говорили, а что касается сибилянтов, то в мужском голосе они живут в диапазоне от 3 до 7 кГц, в женском — от 5 до 9 кГц. Найти точные места можно только опытным путем, но искать нужно именно в этих пределах. Для начала ослабьте зону в районе 7 кГц — так подобные звуки станут менее чёткими и перестанут бесконтрольно вырываться вперёд. Устранить такие звуки можно также с помощью де-эссера или компрессора, настроенных на зону сибилянтов.

Частотные диапазоны всех инструментов

2 Использование Track Assistant в продуктах iZotope

izotope track assistant

Обычно на дорожке вокала висит эквалайзер, пару компрессоров, гейт, де-эссер и что-нибудь ещё. Если вы новичок и не большой мастер обработки сигнала, попробуйте плагины от iZotope, например, iZotope Neutron 2. Такой ход удобен по двум причинам.

Во-первых, в его составе присутствуют модули эквалайзера, компрессора и других эффектов — можно заменить пачку плагинов одним. Во-вторых, в Neutron добавлена отличная штука — Track Assistant. Умный помощник автоматически анализирует поступающий с дорожки сигнал и подбирает модули и настройки так, чтобы улучшить аудио.

Что хорошо: Track Assistant не тиран и довольно сговорчивый парень. Не понравилось то, что выбрал искусственный интеллект — уберите модули или измените их настройки. При этом по Track Assistant можно увидеть существующие проблемы записанного вокала — удобно для начинающих, которые только разбираются в сведении.

3 Добавление лампового налёта, чтобы помочь вокалу пробиться через микс

сведение вокала, советы по сведению вокала

Ламповые микрофоны, усилители и компрессоры популярны по той причине, что добавляют любому сигналу приятные гармонические искажения. В составе все того же iZotope Neutron 2 присутствует модуль Exciter с X-Y-регулятором. Перемещая указатель по панели, можно получить лампоподобные искажения или небольшой налёт винтажной сатурации (или и то, и другое сразу).

Управление модулем эксайтера довольно простое: регулятор Drive отвечает за количество обработки, Blend за соотношение исходного и обработанного сигнала, X-Y за соотношение типов искажения. В дополнение к ним предусмотрены три режима пре: Full, Defined, Clear. В зависимости от выбора, эксайтер изменит частоты в районе нижней середины (полнота и мясо вокала, о которых мы говорили) или верхней середины (присутствие).

4 Устранение предыханий и фонового шума

сведение вокала, советы по сведению вокала

Когда певец стоит в вокальной комнате, микс в наушниках может просачиваться сквозь амбюшуры и чашки, и захватываться микрофоном. Иногда вы ничего не можете с этим сделать: все зависит от того, как громко играет микс, как близко стоит вокалист к микрофону, какие наушники используются. Всё, что вам остаётся в такой ситуации — вырезать все регионы, где вместо тишины слышны отголоски микса.

Если убрать такие моменты не получается, нужно понизить их уровень так, чтобы они не были заметны. С этим справится гейт. В том же iZotope Neutron 2 модуль гейта можно гибко настроить, указав ему разный порог срабатывания для тех мест, где вокалист молчит и где поёт.

В отличие от большинства гейтов, модуль гейта в Neutron 2 очень наглядный: в интерфейсе отражается вся дорожка в мельчайших подробностях и специальная линия порога срабатывания. Линия работает аналогично кривым автоматизации — можно настроить работу гейта хоть посекундно.

5 АЧХ микрофона как подсказка при сведении

Когда музыканты берутся за сведение вокала, то не всегда знают с чего начать и что именно нужно сделать с голосовой дорожкой. На самом деле все несколько проще: если не брать в расчёт особенности голоса, то многое о дальнейших действиях подскажет сам микрофон и его АЧХ.

Возьмём для примера популярный Shure SM57. Этот микрофон отличает немного шипящее звучание из-за мощного подъёма в верхней середине, в пределах 3-7 кГц. Буст в верхней середине пригодится на концертах, когда вокалу важно пробиться через плотный живой микс. Усиление в районе 5 кГц — настоящий подарок для вокалиста и звукорежиссера, так как голос отчётливо будет слышен в мониторах.

АЧХ Shure SM57

Тем не менее в условиях студии такое усиление станет проблемой, особенно если голос вокалиста сам по себе достаточно резкий и звонкий. Накладываясь на особенности звучания SM57, верхняя середина станет просто убийственной из-за «двойного» буста.

Посмотрев на АЧХ микрофона и зная вокал певца, можно уверенно ослаблять диапазон 3-7 кГц, чтобы обуздать верхнюю середину. Несмотря на то, что частоты в этих пределах обычно принято усиливать, чтобы голос пробился сквозь микс, в случае с резким вокалом и SM57 такое решение только навредит проекту.

Вывод простой: прежде чем делать сведение вокала, изучите АЧХ микрофона, которым записывали голос. Это даст множество полезных подсказок, с чего начать работу.

6 Раскрытие бэк-вокала

сведение вокала, советы по сведению вокала

сведение вокала, советы по сведению вокала

Суть функции похожа на сайдчейн. Звукорежиссер указывает эквалайзеру на вторую дорожку бэк-вокала, плагин балансирует настройки так, чтобы оба сигнала было отчётливо слышно. Если на дорожках основного и бэк-вокала висит по копии Neutron, то эквалайзер может даже показать проблемные места, в которых происходит маскировка и нежелательное слияние сигналов.

7 Эквализация перед компрессией

эквализация вокала

компрессия вокала

Разработчики мультиэффектов и комплексных инструментов обработки знают об этом — в большинстве пресетов эквалайзер всегда будет стоять перед компрессором. Помните, что задача эквалайзера — скорректировать сигнал, а компрессора — украсить его.

8 Расширение звучания вокала и искусственный бэк-вокал

Чтобы добиться очень объёмного и широкого звучания вокала, можно воспользоваться приёмом Бьёргвина Бенедиктссона. Работая с голосом, Бенедиктссон создаёт три шины для вокала, каждая из которых по-своему обрабатывает голос.

Обработка вокала

Шина 1

Шина для дабл-трека (дублирующая шина). На эту шину помещаются дилэй, а также плагины Waves Doubler и/или Waves ADT Reel To Reel. Задача этой шины — создать ощущение дабл-трека. Пригодится, если у вас нет возможности записать бэки или продублировать основную линию голоса. Очень короткий дилэй здесь служит лайфхаком, расширяющим звучание.

Внутри стереодилэя выставите соотношение каналов так, чтобы слева задержка составляла 21 мс, а справа — 29 мс. С помощью питчшифтера повысьте или понизьте вокал примерно на 10 центов. Звучание должно быть естественным и похожим на обыкновенный бэк-вокал.

Шина 2

Шина для дополнительной реверберации. Работает, которая работает параллельно основной шине реверберации для инструментов. Разница в том, что реверберация для инструментов склеивает элементы микса между собой, а реверберация для вокала помогает найти идеальное звучание голосу.

Конкретные настройки шины зависят от того, какое звучание вы ищете. Вокалу с множеством длинных и тянучих нот (например, как у Селин Дион в «My Heart Will Go On») подойдет большая и долгая реверберация. Если вокальная дорожка быстрая, с большим количеством слов, то нужна небольшая и короткая реверберация — длина и объем быстро смешают все в кашу.

На самой шине Бенедиктссон помещает компрессор, стереодилэй и ревербератор. Компрессия дополнительно сжимает сигнал и придаёт звуку мощи, дилэй настраивается на долгую задержку и служит в качестве дополнения к реверберации, расширяя стереокартину. В роли ревербератора Бьёргвин использует плагин Valhalla Room или эмуляцию EMT 140 Plate. Работая вместе, эффекты создают ощущение глубины и пространства у вокала.

Шина 3

Третья шина — источник объёмного звука. На эту дорожку Бьёргвин добавляет компрессию и плагин стереорасширителя (например, Waves S1 Stereo Imager). Сигнал дорожки вокала направляется на эту шину в максимально возможном количестве (голос должен оставаться читаемым). В итоге три шины вместе дают очень богатое и широкое звучание, которое сложно получить при обработке только дорожки вокала.

Расширение звучания и шины

9 Смесь разных видов компрессии

компрессия вокала

Зачастую звукорежиссеры совмещают несколько компрессоров, используя их параллельно. Решение правильное: зачем ограничивать себя одним компрессором, когда можно использовать всё и сразу? В том же Neutron 2 присутствуют два модуля компрессора — пользователь может использовать их раздельно или вместе, друг за другом или по отдельности, настраивать соотношение исходного и обработанного сигнала для обоих компрессоров. Точно такого же эффекта можно добиться с любыми двумя, тремя компрессорами.

Допустим, вы используете оба компрессора Neutron 2. Активируйте первый модуль в качестве многополосного компрессора в цифровом режиме, а второй — однополосного винтажного компрессора. Настройте первый процессор так, чтобы он выдавал полностью обработанный сигнал и работал с вокальной динамикой. Второй компрессор можно расположить за первым в качестве украшающего инструмента для скомпрессированного сигнала — соотношение Wet/Dry в таком варианте можно выставить на 60/40.

Майстерня звукозапису Wave.Chop

Принципы эквализации инструментов и вокала.
(САМАЯ БОЛЬШАЯ ШПАРГАЛКА ПО ЭКВАЛИЗАЦИИ)

Эквалайзер представляет собой несколько электронных
фильтров , позволяющих изменять амплитудно-
частотную характеристику звукового устройства.

Вокал или , спектр голоса можно разделить
на три основных полосы , соответствующих
главным речевым компонентам: основе,
гласным и согласным.

Область голосовой основы расположена на
участке спектра:
приблизительно между 125 и 250 герцами.
Основа позволяет определить, кто именно
говорит , и правильная ее передача
является неотъемлемой частью качественного
звука .

Гласные проводят наибольшую голосовую энергию
и занимают полосу 350 до 2000 герц.

Согласные , расположенные на участке от
1500 до 4000 герц , обладают небольшой
энергией, но зато являются основной
составляющей разборчивости голоса.

На участок от 63 до 500 герц
приходится около 60% всей энергии голоса, но
он только на 5 % влияет на разборчивость.

Область 500 - 1000 герц обеспечивает 35 %
разборчивости , в то время как на диапазон от 1
до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60 %
от разборчивости.

Уменьшение уровня составляющих
низкочастотной части спектра и увеличение
уровня в диапазоне от 1 до 5 килогерц
увеличивает разборчивость и
ясность голоса.

Вот несколько примеров изменения тембра звука.
Частоты ниже 100 герц делают звук более массивным,
ощутимым и бубнящим, не несут в себе никакой
тембровой информации.
Частоты от 100 до 250 герц добавляют звуку полноты.
Поднятие АЧХ на участке 100 - 250 герц
делает вокал гулким.
Вырезание участка 150 - 500 герц
порождает пустоту, неосновательность.
Частоты от 400 до 600 герц делают звук более грубым
и хриплым, уменьшение уровня на участке от 500 до
1000 герц влечет за собой излишнюю
жесткость.
Частоты от 600 до 800 герц добавляют звуку полноты
и глубины.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и
обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание
инструмента более близким , усиливают эффект
присутствия. Поднятие части спектра около 3 килогерц
несет жесткую металлическую гнусавость.
Уменьшение усиления в полосе от 2 до 5
килогерц приводит к общему снижению
разборчивости, делает звук
безжизненным.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента
более резким.
Поднятие участка от 4 до 10 килогерц
приводит к свистам и появлению
"звукового песка".
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку
прозрачности и воздушности.

Тембровая коррекции вокала.
80 - 125 герц
Придание чувственности певцам, поющим в
басовом регистре.Для создания полноты можно поднять частоту 150 Гц на 2 -3 дБ
160 - 250 герц
Звуковая основа.Усиление частот от 120 до 250 Гц придаст звуку теплоту.
315 - 500 герц
Очень важно для качественного звука .
630 - 1000 герц
Важно для естественного звучания.
Чрезмерное поднятие приводит к получению
" телефонного звука " .
1250 - 4000 герц
Артикуляция вокала , манера исполнителя.
Для мужского голоса следует понизить частоты
2 .8 — 3 кГц.
Усиление частот от 2 ,5 до 4кГц подчеркнет
атаку , а усиление 5 кГц придаст яркости.
5000 - 8000 герц
Очень важно для разборчивости. Чтобы усилить эффект присутствия , добавь
несколько децибел на частоте 5 -6 кГц.
1250 - 8000 герц
Придают чистоту и ясность.
5000 - 16000 герц
Чрезмерное усиление приводит к сыпучему ,
свистящему звуку. Если в вокале присутствует свист , тогда нужно
снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности подними уровень
выше 12 кГц.
Слишком сильное увеличение уровня на участке
200 - 400 герц приводит к маскировке
согласных , таких как "м " , "б " , "в ". Слишком
сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 -
4000 герц приводит к быстрому утомлению
слуха. Вокал можно слегка осветлить , подняв в
районе 3 килогерц , одновременно уменьшив

Улучшение вокала

Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.

Питч: Корректируем высоту тона

Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.

  • Любой подключаемый модуль коррекции высоты звука должен быть помещен в первый (верхний) слот микшера. Ему нужно преобладать над любыми другими эффектами, чтобы работать лучше с чистой, необработанной версией сигнала. Это обеспечит более прозрачное исправление высоты тона.
  • Хотя редактирование питча можно применить ко всей дорожке, иногда это «излишне исправляет» красивые вокальные приемы. Злоупотребление, например, может испортить орнаментные блюзовые ноты, в которых неровности и тоновые отклонения обязательны. В конечном итоге исполнение окажется чрезмерно «ровным» и «плоским». Исходя из этого, применять обработку следует только там, где она действительно необходима, а не в большей части трека.
  • Если вы корректируете высоту звука с помощью пресловутого эффекта AutoTune, то знайте, что он активно используется. Его задействуют очень многие, порой даже избыточно, в течение многих лет. Внимательные слушатели могут отрицательно отреагировать на очередное повторение. Возможно, лучше всего будет использовать эффект разумно или придумать что-то оригинальное.

Эквализация

Вокальная партия, записанная на хороший студийный конденсаторный микрофон, не требует тонны эквалайзера. В идеале она может вообще не нуждаться в эквализации. Более эффективным здесь может оказаться выбор правильного микрофона для определённого типа пения. Наши уши настолько точно настроены на нюансы человеческого голоса, что даже маленькая порция эквалайзера способна иногда немного «законсервировать» пение вокалиста. Просто старайтесь всячески избегать чрезмерную обработку.

Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.

Диаграммы микрофонов

Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.

Компрессия

Сжатие неоднократно используется в вокале, ведь многие исполнители имеют излишне широкий динамический диапазон. Лучшие певцы берут его на вооружение для создания драматического музыкального эффекта. Стоит помнить, что обширные колебания уровня в миксе могут сделать вокал слишком громким или чересчур мягким в разных частях песни. Это зависит от динамики минусовки. Компрессия может сохранить тональность и музыкальный эффект более агрессивного или более непринужденного пения, выровняв реальный уровень громкости. Чаще всего это сглаживание должно быть четким. В единичных ситуациях звучание голоса намеренно сжимают для придания «театрального» музыкального эффекта. Это полезно только тогда, когда такая обработка соответствует песне / музыкальному стилю.

Есть несколько способов добиться стабильной вокальной компрессии. Если уровни певца преимущественно равны, но случайное слово или фраза выскакивает слишком сильно, порог компрессора можно установить на более высокое значение, с большим соотношением (6:1, 8:1). Так вы сможете ограничить уровень только этих битов. В остальных случаях можно «ровнять» на пониженных значениях регулятора Ratio (3:1, 4:1). Таким образом сжатие будет применяться на всех уровнях. При втором подходе наиболее громкие отрезки исполнения все равно будут сжаты сильнее, чем более тихие фразы. Общее выравнивание может быть значительно тоньше. Нередко использование двух компрессоров последовательно, как указано выше, для управления различными аспектами детализации.

Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.

Сравнение компрессоров

Время и пространство

Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).

Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.

Эффект ленты

Помимо реверберации, иногда добавляется дискретная задержка (эхо). Она помогает придать вокалу небольшую глубину, не помещая его полностью в искусственное пространство. Классическая версия этого эффекта называется Slap Echo. Обычно это запаздывание в 100–150 миллисекунд или около того, часто синхронизированная с темпом песни. Обратная связь может быть добавлена для повторяющихся эхо. Многие плагины Delay / Echo умеют воссоздавать звучание старых аналоговых (аппаратных) устройств. Они зачастую обладают более теплыми задержками, имитирующими высокочастотные потери в лентопротяжных механизмах или схемах типа «Bucket Brigade». Это создаст более утончённый тон эхо-эффекта.

Удвоение

Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.

Плагин дублирования

Xtra FX

Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.

Вершина айсберга

Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.

ЛУЧШЕЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА — ЭТО ПРОСТО. ОБЗОР ВОКАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОРОВ

Вопрос о том, как улучшить звучание голоса вокалиста с точки зрения внимающей ему публики появился, очевидно, в тот момент, когда само пение стало искусством. Но если на протяжении столетий эта проблема решалась исключительно акустическим расчётом театральных залов, то технический прогресс второй половина XX века даровал человечеству приборы, способные разумно обрабатывать голос вокалиста, а также строить вокальные гармонии и даже дуэтные партии. В 70-е годы подобные процессоры сделали первые шаги из стен студий на концертную сцену, и к настоящему моменту благодаря успехам развития схемотехники стали совершенно доступными и общеупотребительными.

Использование вокальных процессоров в ряде случаев пересекается с проблемой создания достоверно звучащего виртуального оркестра, но сегодня мы не будем углубляться в подобную умеренную экзотику, а рассмотрим эти устройства в нормальной ситуации, то есть при работе вокалиста с инструментальным составом или в одиночку, чаще всего под гитару. Сразу оговоримся, что луперы, предназначенные для записи вокальных петель, не являются, строго говоря, вокальными процессорами и в первую очередь рекомендуются вокалистам, в совершенстве владеющим техникой скэта, либо исполнителям-экспериментаторам. И заметим, что не стоит бояться вокальных процессоров — коррекция вокала и построение дополнительных вокальных партий при помощи гармонайзеров режут слух только тогда, когда за них отвечают люди не только с кривыми руками, но и далеко небезупречным музыкальным слухом.

TC-Helicon - VoiceTone T1

Одним из основных брендов, занимающихся разработкой и производством вокальных процессоров, является канадская компания TC-Helicon, чье имя стало синонимом качественной сценической обработки вокала еще в 80-е годы. А самой популярной линейкой подобных процессоров в номенклатуре производителя являются устройства VoiceTone Single. В эту линейку входит четыре процессора (VoiceTone T1, VoiceTone C1, VoiceTone D1 и VoiceTone R1), о каждом из которых стоит поговорить поподробнее. Причем эти устройства могут работать как по отдельности, так и включенные последовательно — причём числом до четырёх включительно, и в последовательности, указанной выше. Их сердцем является высококачественный микрофонный усилитель, унаследованный от вокального процессора VoiceLive 2 с чистой передачей сигнала и крайне низким уровнем собственных шумов. Процессоры имеют балансные XLR входы и выходы для коммутации вокального сигнала и USB-порт, по которому могут посредством приложения VoiceSupport загружаться обновления базы эффектов. Абсолютно все упомянутые ниже процессоры допускают возможность подачи фантомного питания на микрофон.

TC-Helicon - VoiceTone Mic Mechanic

Процессор VoiceTone T1 сочетает в себе интеллектуальный эквалайзер, комбинированный компрессор / деэссер (de-esser) и дополнительный фиксированный эквалайзер, включаемый клавишей «Warmth». Интеллектуальный эквалайзер управляется регулятором «Shape» — он анализирует частотный спектр вашего голоса и добавляет ему необходимой яркости. Компрессор здесь смягчает броски уровня, а деэссер, естественно, работая как дополнительный интеллектуальный компрессор, устраняет шипящие звуки. Фиксированный эквалайзер добавляет в голос необходимое тепло и объем. В свою очередь, VoiceTone C1 является, по мнению самого производителя «устройством для вокальной гимнастики» — он позволяет задавать тональность вокальной коррекции как простой установкой регулятора, так и посредством музыкального сигнала на гитарном входе; регулировать атаку вокального сигнала вплоть до получения эффекта «HardTune», своего рода радикальной версии всем известного автотюна, и даже менять голосовой пол исполнителя посредством регулятора «Gender»! А процессор VoiceTone D1 обеспечивает певца набором студийных техник наложения вокальных партий в режиме реального времени в одном из восьми стилей («Tight», «Loose», «Group», «Detune», «Thick», «Octave Up», «Octave Down» и «Shout») с возможностью контроля уровня сигнала этой второй партии. Регулятор установки входного сигнала у D1 утоплен в боковину корпуса для предотвращения его случайного вращения и, соответственно, неприятных последствий. Наконец, VoiceTone R1 — вокальный ревербератор с также восемью стилями реверберации («Hall», «Plate», «Theater», «Club», «Room», «Studio», «Arena» и «Ambience») и точной регулировкой её уровня.

TC-Helicon - Harmony Singer

Еще три процессора TC-Helicon подобного форм-фактора и дизайна рекомендуются для одиночного использования. VoiceTone E1 является универсальным дилеем / ревербератором с набором из 13 эффектов реверберации и возможностью регулировки громкости реверберации и длительности повторов, а клавиша «Analog» придает сигналу звук винтажного ленточного ревербератора. VoiceTone H1 — весьма изощрённый интеллектуальный гармонайзер, работающий с вокальной коррекцией либо выбором тональности регулятором, либо определением тональности сигналом на гитарном входе. Два используемых голоса и восемь вариантов гармоник в сочетании с регулятором их уровня превращают H1 в вокальную студию в кармане. А если вам нужна радикальность — добро пожаловать к процессору VoiceTone X1, обеспечивающему незаменимые в современной электронной музыке эффекты мегафона, телефона и «грязного усилителя» с возможностью точной подстройки эффекта телефона регулятором «Filter», плюс общей регулировкой уровня искажений «Distortion». При своих малых габаритах все вышеперечисленные процессоры — никакие не игрушки: среди их пользователей — и прославленный британский продюсер и звукорежиссер Алан Парсонс (Alan Parsons), лидер группы The Alan Parsons’ Project. И все они допускают совместную работу с вокальными луперами. Идеологически близки к линейке VoiceTone и процессоры TC Helicon VoiceTone Mic Mechanic и TC Helicon Harmony Singer — первый из них сочетает функции ревербератора с восемью пресетами и коррекции тональности, а второй наоборот, является вокальным гармонайзером-аранжировщиком с восемью голосами и отключаемым ревербератором с тремя пресетами.

BOSS - VE-2 Vocal Harmonist

А бренд BOSS в деле создания даже простых вокальных процессоров движется по пути «всё в одном»: доказательством этому является линейка BOSS VE. Так, процессор VE-1 Vocal Echo — это в первую очередь ревербератор с семью типами данного эффекта, но он также оснащен функциями коррекции тона (вплоть до эффекта жёсткого вокодера) и «Enhance», придающей вокальной партии пространственность и яркую окраску; возможно и удваивание партии. VE-2 Vocal Harmonist сочетает интеллектуальный гармонайзер с минимум 24 одно- и двухголосыми гармониями с возможностью их выбора вручную или посредством сигнала на гитарном входе (допускается и смешанный способ построения гармоний) и набор эффектов реверберации и дилея. Еще более продвинутые модели, VE-5 / VE-5-RD и VE-20, сочетают все возможности своих предшественников, в том числе по формированию пользовательских пресетов с полноценной функцией лупера. VE-20 ко всему прочему располагает возможностью работы в режиме классического автотюна и встроенными эффектами, в числе которых «Distortion», «Radio» и «Strobe». Учитывая, что большинство процессоров BOSS допускает крепление к микрофонной стойке, легко понять их популярность: у настоящего профессионала все обработки для его голоса должны быть под рукой.

Читайте также: