Как разобрать трансформатор импульсного блока питания

Обновлено: 01.07.2024

_________________
В лесу вечером тихо, лес шумит. А где то едет машина, локомотив, летит самолет. Его не слышно, а он есть. Посмотришь в небо,на звезды, думаешь они Есть, а их уже нет. Звезда давно сгорела. Вот и в жизни так же.

Читал, что люди "прогревают" залитые лаком трансформаторы кипячением в дистилированной воде - лак размягчается и трансформатор можно аккуратно разобрать.
Думаю, кипятить можно и в обычной воде, если она не сильно жесткая.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Мне кажется не получится, этот лак (или смола) даже горящей спичкой не плавится. Я уже думал в ацетон залить на ночь, опять же ацетон может саму катушку растворить. А провод мне не жалко, у меня его в избытке.

_________________
В лесу вечером тихо, лес шумит. А где то едет машина, локомотив, летит самолет. Его не слышно, а он есть. Посмотришь в небо,на звезды, думаешь они Есть, а их уже нет. Звезда давно сгорела. Вот и в жизни так же.

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Вот здесь мы с ребятами проводили разборки с разборкой импульсных трансформаторов - viewtopic.php?f=11&t=78213

Приглашаем всех желающих 25/11/2021 г. принять участие в вебинаре, посвященном антеннам Molex. Готовые к использованию антенны Molex являются компактными, высокопроизводительными и доступны в различных форм-факторах для всех стандартных антенных протоколов и частот. На вебинаре будет проведен обзор готовых решений и перспектив развития продуктовой линейки. Разработчики смогут получить рекомендации по выбору антенны, работе с документацией и поддержкой, заказу образцов.

Ну чтож, будем пробовать. Спасибо за советы.Велосипед изобретать не буду.Ну разве что транс чуть-чуть в пароварке помучаю, добавлю свою лепту. Спасибо Всем.

_________________
В лесу вечером тихо, лес шумит. А где то едет машина, локомотив, летит самолет. Его не слышно, а он есть. Посмотришь в небо,на звезды, думаешь они Есть, а их уже нет. Звезда давно сгорела. Вот и в жизни так же.

Приглашаем 30 ноября всех желающих посетить вебинар о литиевых источниках тока Fanso (EVE). Вы узнаете об особенностях использования литиевых источников питания и о том, как на них влияют режим работы и условия эксплуатации. Мы расскажем, какие параметры важно учитывать при выборе литиевого ХИТ, рассмотрим «подводные камни», с которыми можно столкнуться при неправильном выборе, разберем, как правильно проводить тесты, чтобы убедиться в надежности конечного решения. Вы сможете задать вопросы представителям производителя, которые будут участвовать в вебинаре

Я уже думал в ацетон залить на ночь, опять же ацетон может саму катушку растворить.

_________________
Лечу лечить WWW ашу покалеченную технику.

Доброго здоровья, Вам. Хочу поделиться опытом разборки импульсного трансформатора от блока питания телевизора Samsung. Почитав Ваши советы, решил попробовать и я. Правда, немного боялся что не получится (трансформатор то ОДИН), но все обошлось. А делал я вот таким образом - налил в 2-х литровую кастрюльку воды так,чтобы она покрыла трансформатор на 1,5-2 см и поставил на огонь малой конфорки газовой плиты. Дождался кипения и кипятил 5 мин. И вот - ПОЛУЧИЛОСЬ. Блок питания P2632HD_AHS BN44-00338D, трансформатор 210013HD.


Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Я собираюсь сделать цикл об импульсных источниках питания, поэтому сегодня расскажу о способах разборки импульсных трансформаторов. Почти каждый радиолюбитель собирающий импульсный блок питания сталкивается с проблемой поиска нужного сердечника.

2602953774.JPG
549668442.JPG

Самый доступный способ – использование сердечников от промышленных источников питания, в частности, компьютерных. Но разобрать трансформатор для перемотки непросто.


Способ 1. Кипяток.

1034450791.JPG
3095419164.JPG


Это самый популярный и доступный способ. Просто берем глубокую посуду нужных размеров и нагреваем в нем воду до температуры кипения. Затем берем палочку длиной больше диаметра посуды и привязываем точно посередине медный провод или толстые нитки. Другой конец провода привязываем к контактам трансформатора. Погружаем трансформатор в кипяток. Важно чтобы он не касался дна, а был бы примерно посередине. Это нужно для равномерного прогрева со всех сторон. Ждем 10-15 минут, вынимаем изводы и аккуратно, без дополнительных усилий, разъединяем половинки сердечника. Обязательно надеваем перчатки, т.к. сердечник очень горячий.

2974166904.JPG
816505980.JPG

Способ 2. Горячий воздух.

1425602577.JPG
2618849121.JPG


Чаще всего сейчас пользуюсь этим способом. Если у вас есть паяльная станция с феном или строительный фен, то нагреваем горячим воздухом равномерно со всех сторон, температура около 220-260 градусов. Длительность процедуры может быть разной, просто периодически проверяем ослабился ли клей. Некоторые подумают, что при таком нагреве может пострадать магнитная проницаемость сердечника. Но это не так. Я делал замеры до и после процедуры. Сердечник не теряет свои свойства.

2451626173.JPG

Способ 3. Мощный паяльник.

3894659370.JPG
783038985.JPG

Я применял этот способ неоднократно. Включаем мощный паяльник, например 100Вт, и ждем до полного прогрева. Устанавливаем трансформатор под корпусом паяльника, там где расположен нагревательный элемент. Для равномерного прогрева главное, чтобы не было зазора. Через 10-15 минут прогреваем другую сторону. Потом пробуем разобрать. Если клей еще не ослаб, надо продолжать нагрев. Не следует применять силу, иначе можно сломать сердечник.
Во всех случаях надо нагревать сердечник, поэтому не забывайте о правилах безопасности.

347384339.JPG

Импульсный трансформатор

Технология разборки очень простая надо сильно нагреть ферритовый магнитопровод до 300°С, клей хорошенько размякнет и аккуратно расшатывая вытаскиваем половинки феррита из каркаса. Делать надо быстро и аккуратно, обязательно в перчатках, не дожидаясь охлаждения магнитопровода, иначе клей снова намертво прилипнет. Я решил использовать паяльную станцию предварительно выставил 300°С на терморегуляторе. Можно использовать строительный фен или положить трансформатор ферритом на сковородку. Скажу честно, пока научился расколол пять трансформаторов.

Нагреваем ферритовый магнитопровод

Аккуратно извлеките очень хрупкий ферритовый магнитопровод из каркаса.

Извлекаем ферритовый магнитопровод из каркаса

Кусачками откусите медные обмотки и размотайте.

Удаляем обмотки из каркаса

Остатки медного провода следует удалить паяльником.

Удалите остатки медного провода

Готовый к намотке каркас с ферритовым магнитопроводом.

Готовый к намотке каркас с ферритовым магнитопроводом

Чтобы намотать новые обмотки на каркас я использую самодельный станок для намотки трансформаторов.

Самодельный станок для намотки трансформаторов

Обычно импульсные трансформаторы мотают в одну сторону виток к витку. Каждый слой во избежание пробоя изолируется специальной изолирующей лентой. К сожалению её не возможно достать в моем городе, поэтому каждый слой я изолирую обыкновенным скотчем, наматываю в три слоя.

Наматываю медный провод на каркас

Выводы обмоток надо хорошо пропаять.

Пайка обмоток

В заключение хочу сказать пару слов про ферритовые магнитопроводы. Для чего в некоторых импульсных трансформаторах в ферритовых магнитопроводах делают небольшой немагнитный зазор? Для того, чтобы уменьшить индукцию и увеличить накачку трансформатора, что положительно влияет на выходную мощность устройства. Все зависит от схемы, устройства бывают однотактные или двухтактные. Магнитопровод для однотактника делают с зазором, а для двухтактника без, последние имеют большую выходную мощность по сравнению с первыми. На этой картинке с левой стороны вы увидите магнитопровод с немагнитным зазором, а с правой стороны без зазора.

"Ш" образный магнитопровод

Как сделать немагнитный зазор если магнитопровод без него? Достаточно вырезать из картона пару кружочков и приклеить супер клеем к центральному стержню Ш образного магнитопровода. Толщина картонных прокладок подбирается опытным путем, при настройке девайса надо добиться максимальной выходной мощности при минимальном потреблении электроэнергии. После сборки трансформатора приклейте феррит супер клеем к каркасу.

Друзья, желаю вам хорошего настроения! До встречи в новых статьях!

Рекомендую посмотреть видеоролик о том, как разобрать импульсный трансформатор.

Импульсный трансформатор

Вопрос-ответ

У многих людей есть импульсные блоки питания от вышедшей из строя электронной аппаратуры и зарядные устройства от старых телефонов и планшетах. В этих аппаратах установлены трансформаторы, которые можно использовать в различных самодельных устройствах, но, чтобы применить их в самоделках необходимо знать, как правильно разобрать импульсный трансформатор.

Для чего нужно разбирать трансформатор

Импульсные трансформаторы разбираются в двух случаях:

  • Ремонт или замена обмоток. Во время работы из-за перегрузки и перегрева, а так же вибрации разрушается изоляция проводов. Это приводит к витковому замыканию и выходу катушки из строя. Отдельно расположенную вторичную обмотку из нескольких витков можно перемотать, не разбирая аппарат, но если она состоит их большого числа витков, то перемотать ее без разборки не получится.
  • Изменение числа витков. Импульсные трансформаторы и дросселя, установленные в блоках питания, изготавливаются для конкретных устройств и имеют определенное число витков и сечение провода. В самодельных аппаратах напряжение не всегда соответствует тому, которое было в исходном приборе. В некоторых случаях есть возможность удалить вторичную обмотку и намотать новую, но это не всегда получается.

Необходимые инструменты

Для разборки нужны следующие инструменты и приспособления:

Набор инструментов, необходимых для разборки конкретного устройства зависит от способа его крепления на плате или в приборе, с которого был снят трансформатор, а так же его конструкции.

Как разобрать импульсный трансформатор своими руками

Разборка состоит из трех этапов:

    • демонтировать аппарат с платы или из устройства;
    • разобрать магнитопровод;
    • снять катушки.

    Демонтаж аппарата

    Если сердечник установлен прямо на плате, то эта операция выполняется при помощи паяльника. Вывода катушек припаиваются с обратной стороны к дорожкам и для демонтажа их необходимо отпаять:

    • отсоединить провода от платы и вынуть ее из корпуса;
    • взять трансформатор в левую руку так, чтобы большой палец упирался в плату и отодвигал ее от катушек;
    • прогревать паяльником вывода со стороны большого пальца, пока они не сдвинутся с места;
    • развернуть плату и повторить п.п. 2-3 с другой стороны магнитопровода;
    • повторять п.п. 2-4, пока трансформатор не отделится от платы полностью.

    Важно! Перед началом работы необходимо убедиться, что электроприбор, из которого демонтируется трансформатор, отключен от сети.

    Срезаем швы магнитопровода

    Магнитопровод импульсного трансформатора изготовлен не из трансформаторного железа, а из феррита. Части такого устройства склеены эпоксидной смолой или другим клеем. Для разборки магнитопровод необходимо нагреть. Для этого склейка прогревается строительным феном или аппарат укладывается местом соединения на нагретый утюг.

    После прогревания половинки магнитопровода разделяются тонким ножом:

    • положить сердечник на бок на твердое основание нагретой стороной вверх;
    • установить нож в место соединения;
    • надавить на нож руками или без усилия ударить плоскогубцами или ручкой отвертки.

    В некоторых случаях разобрать магнитопровод получается без нагрева, но феррит хрупкий материал и есть опасность его разрушения.

    Совет! Расколотый сердечник допускается склеить суперклеем (циакрином).

    Снимаем катушки

    После разборки магнитопровода необходимо снять катушки:

    • тонким ножом отделить катушку от сердечника;
    • уложить магнитопровод с обмотками на разведенные губки тисков или другое основание так, чтобы корпус катушек опирался на них, а под ферритом оставалось свободное место;
    • прижать к центральной части сердечника пластиковый или деревянный прут и легкими ударами молотка выбить его из катушек.

    Меры предосторожности

    При работе следует соблюдать правила техники безопасности при работе со слесарным инструментом и электроприборами. Нагретый утюг и паяльник располагаются на столе так, чтобы исключить случайное прикосновение к нагретым частям.

    Важно! Прикосновение к нагретому ферриту и катушкам может вызвать ожоги, поэтому работать необходимо в перчатках.


    Работая над своим новым проектом у меня возникла необходимость перемотать трансформатор с ферритовым магнитопроводом от импульсного блока питания под нужные мне напряжения.

    Покупать каркас и феррит мне не очень хотелось, поскольку в моей кладовке полно неисправных компьютерных блоков питания из которых легко достать необходимый для моей самоделки трансформатор.

    Клея китайцы не пожалели, залили на совесть и на века…

    Думали разбирать импульсный трансформатор никто не будет. Наши Кулибины все разберут, перемотают и опять соберут.

    Технология разборки очень простая надо сильно нагреть ферритовый магнитопровод до 300°С, клей хорошенько размякнет и аккуратно расшатывая вытаскиваем половинки феррита из каркаса.

    Делать надо быстро и аккуратно, обязательно в перчатках, не дожидаясь охлаждения магнитопровода, иначе клей снова намертво прилипнет.

    разбор и прогрев импульсного трансформатора

    Можно использовать строительный фен или положить трансформатор ферритом на сковородку. Скажу честно, пока научился расколол пять трансформаторов.

    Я решил использовать паяльную станцию предварительно выставил 300°С на терморегуляторе.


    Аккуратно извлеките очень хрупкий ферритовый магнитопровод из каркаса.


    Кусачками откусите медные обмотки и размотайте.

    Остатки медного провода следует удалить паяльником.


    Готовый к намотке каркас с ферритовым магнитопроводом. Чтобы намотать новые обмотки на каркас я использую самодельный станок для намотки трансформаторов.

    Второй способ разборки импульсного трансформатора

    Это самый популярный и доступный способ.

    Просто берем глубокую посуду нужных размеров и нагреваем в нем воду до температуры кипения.


    Затем берем палочку длиной больше диаметра посуды и привязываем точно посередине медный провод или толстые нитки. Другой конец провода привязываем к контактам трансформатора.

    Погружаем трансформатор в кипяток.

    Важно чтобы разбираемый импульсный трансформатор не касался дна, а был бы примерно посередине. Это нужно для равномерного прогрева со всех сторон.

    Ждем 10-15 минут, вынимаем изводы и аккуратно, без дополнительных усилий, разъединяем половинки сердечника. Обязательно надеваем перчатки, т.к. сердечник очень горячий.

    разбор имп. трансформатора с помощью паяльника

    Я применял этот способ неоднократно.

    Включаем мощный паяльник, например 100Вт, и ждем до полного прогрева.

    Устанавливаем трансформатор под корпусом паяльника, там где расположен нагревательный элемент.

    Для равномерного прогрева главное, чтобы не было зазора. Через 10-15 минут прогреваем другую сторону.

    Потом пробуем разобрать. Если клей еще не ослаб, надо продолжать нагрев. Не следует применять силу, иначе можно сломать сердечник.

    Во всех случаях надо нагревать сердечник, поэтому не забывайте о правилах безопасности.

    Видео: Как разобрать импульсный трансформатор

    Как намотать импульсный трансформатор

    Итак, разобрали трансформатор. Далее нужно нам разобраться для чего или подо что мы будем перематывать импульсный трансформатор.

    Можно перемотать трансформатор для самого блока питания ПК, делается это для того, чтобы повысить выходное напряжение, при переделке БП ПК в регулируемый.

    В данном случае можно первичную обмотку оставить родной. Чаще всего, первичная обмотка импульсных трансформаторов из БП ПК разделена на две части.

    То есть, сначала мотается половина первичной обмотки, потом мотаются вторичные обмотки и сверху мотается вторая половина первичной обмотки. Так же, первичные полуобмотки могут иметь экран, в виде медной фольги.

    Так вот, разматывая родные вторичные обмотки, можно посчитать количество витков, далее перемотать вторичную обмотку уже на несколько витков больше и восстановить верхнюю половину первичной обмотки. Тем самым мы сэкономим лакированный провод.

    Лично я при переделке блоков питания ПК в регулируемый перематываю первичную и вторичную обмотки с нуля, пересчитывая их в программе Lite-CalcIT.

    При новом расчете следует учесть тот факт, что частота ШИМ у блоков питания ПК 30-36 кГц.

    Приведу пример расчета и намотки импульсного трансформатора на сердечнике от БП ПК.

    Вбиваем нужные нам напряжения и диаметры обмоточных проводов. Также указываем схему преобразования и схему выпрямления.

    Частота преобразования в моем случае 50 кГц, если трансформатор рассчитывается для переделки БП ПК в регулируемый, то следует указать частоту преобразования 30 кГц, иначе из-за малого количества витков, сердечник войдет в насыщение и по первичной обмотке начнет протекать очень большой ток холостого хода.

    Вторичных обмотки будет две, с отводом от середины.

    Номинальное напряжение указывается для одной обмотки.

    В моем расчете номинальное напряжение стоит 32 Вольта, это значит, что после выпрямления, относительно среднего вывода мы получим +32 Вольта и -32 Вольта. Так как я рассчитываю трансформатор под импульсный источник питания УНЧ, то мне нужно двухполярное питание +-32 Вольта, соответственно схема выпрямления указана двухполярной, со средней точкой.

    Если рассчитывать трансформатор под переделку БП ПК, то ничего в программе менять не нужно, за исключением частоты (30 кГц), то есть будем иметь также две вторичных обмотки. Единственное, что изменится, это схема выпрямления, она будет однополярная со средней точкой.

    Далее указываем габариты и другие параметры сердечника, добытого из БП ПК.

    Ничего в расчете сложного нет. В ходе него я получил следующие параметры:

    • Число витков первичной обмотки 38;
    • Число витков вторичной обмотки 10+10 двумя жилами указанного провода.

    38 Витков первичной обмотки в один слой не влезут на мой каркас, поэтому мотать буду в два слоя по 18 витков.

    Подпаиваем к контакту провод и мотаем 18 витков, один к другому. Если смотреть на каркас сверху, то мотаю по часовой стрелке все обмотки.

    Подпаиваем к контакту провод и мотаем 18 витков, один к другому. Если смотреть на каркас сверху, то мотаю по часовой стрелке все обмотки.


    Далее кладу слой изоляции. Изоляцию использую, какая есть, либо лавсановая пленка из ненужных обрезков витой пары, либо скотч.

    После чего, не меняя направления, мотаем к основанию каркаса еще 18 витков, один к другому.

    Припаиваем контакт.

    Припаиваем контакт.

    Кладем изоляцию. Все, первичка готова.

    Пример намотки первичной обмотки на частоту 30 кГц.

    По расчетам я получил количество витков первичной обмотки, равное 48. В первый слой я положил 35 витков.


    Далее слой изоляции и остальные 13 витков, равномерно расположенных по всей длине каркаса.


    Изолируем первичную обмотку от вторичной.


    P.S. Если в один слой не влезает расчетное количество витков, то можно разделить на две равные половины, или мотать в один слой такое количество витков, которое влезет на всю длину каркаса. Остальное количество витков, которое не влезло, распределяем равномерно по всей длине каркаса сердечника.

    Как намотать вторичную обмотку импульсного трансформатора

    Подпаиваем два провода к выводу нашего транса от БП ПК.

    Мотаем в ту же сторону, что и первичную обмотку (в моем случае по часовой стрелке), 10 витков.



    Оставляем хвост и изолируем.

    Далее подпаиваем еще два провода к другим контактам.


    Мотаем еще 10 витков, но уже в противоположную сторону предыдущей обмотки.


    Теперь давайте разберемся, если нам отвод от середины не был бы нужен, то мы мотали бы от основания до верха по часовой стрелке 10 витков, потом слой изоляции, и далее в том же направлении еще 10 витков до основания каркаса.

    В принципе можно и с отводом от середины так мотать, кому как удобней короче.

    P.S. Обмотки должны быть намотаны, как можно симметрично и равномерно распределены по каркасу. Если полуобмотки получаться несимметричными, то будет разное напряжение в плечах.

    Едем дальше. Опять изолируем вторичку, хотя крайнюю обмотку можно не изолировать, так лучше проходит охлаждение трансформатора.


    Косу, которая получилась, перед скручиванием необходимо зачистить от лака. Далее скрутить и залудить. При желании можно надеть термоусадку.

    Читайте также: