Нейрокогнитивный тренинг мнестической функции тренировка оперативной памяти

Обновлено: 06.07.2024

Когнитивные способности – внимание, память, мышление и другие познавательные функции могут снижаться с возрастом или в результате некоторых заболеваний. Действенное средство поддержания уровня мыслительных процессов – когнитивный тренинг, представляющий собой специально разработанную программу.

Цели когнитивного тренинга

По своей сути когнитивный тренинг – это психотерапевтический комплекс для работы с группой людей. Он применяется с целью воздействия на познавательные функции, в качестве специальных мер:

  • профилактики;
  • реабилитации;
  • поддержания определенного уровня мыслительных процессов;
  • обучения и развития социальных и когнитивных навыков.

Как правило, такая деятельность направлена на решение нескольких задач одновременно. Ниже перечислены наиболее очевидные цели данного метода:

  1. Активизация и развитие внимания.
  2. Корректировка памяти путем ее интеграции с мышлением и восприятием.
  3. Тренировка логического мышления.
  4. Совершенствование вербальных навыков через увеличение словарного запаса.
  5. Развитие образного мышления и ассоциативной памяти.
  6. Приобретение навыков переключения внимания с негативных мыслей и эмоций на положительное восприятие действительности.
  7. Формирование мотивационных установок на самостоятельную работу над собой.

Подобные занятия дают не только психотерапевтические результаты, но и способствуют достижению социальных целей:

  1. Преодоление социальной изоляции.
  2. Формирование коммуникативных и поведенческих навыков у членов группы.
  3. Расширение кругозора для появления мотивации к занятиям новыми видами трудовой и досуговой деятельности.
  4. Усиление творческой активности, способствующей поиску и выработке новых стратегий поведения в обществе.
  5. Формирование устойчивого чувства удовлетворения от проделанной работы и избавления от внутреннего недовольства.

Для кого проводят когнитивные тренинги

Большинство психологических и поведенческих проблем человека связано с образом и качеством мышления, которые могут значительно меняться в результате каких-либо расстройств или возрастных изменений личности. Поэтому основная аудитория тренингов когнитивных и социальных навыков – пожилые люди или лица, страдающие определенными расстройствами и заболеваниями.

С возрастом у человека значительно сокращается количество нервных клеток, ухудшается кровообращение и, как следствие, кровоснабжение головного мозга. В результате ослабевает память, появляются проблемы с концентрацией внимания и приобретением каких-либо новых навыков. Эти негативные изменения, в свою очередь, приводят к появлению чувства растерянности и тревожности.

Типичная проблема пожилых людей – нарушение социальных связей в связи с изменением образа жизни: выходом на пенсию, смертью супруга и другими. Как следствие, появляется чувство одиночества и дефицит общения. Также тренинговые занятия помогают в борьбе с деменцией, болезнью Альцгеймера и другими заболеваниями, нарушающими когнитивные функции.

В то же время существует ряд расстройств и заболеваний разной степени тяжести, которые отрицательно влияют на мышление и качество социальных коммуникаций независимо от возраста человека. Подобные затруднения могут испытывать люди, страдающие от:

  • нервных расстройств;
  • психологических проблем;
  • депрессий;
  • повышенной тревожности;
  • различных фобий;
  • последствий инсульта;
  • рассеянного склероза и других заболеваний.

В определенных ситуациях тренинги могут проводиться с членами семьи пациентов. Родственников обучают стратегиям общения с больным, технике каких-либо действий, устанавливают степень допустимой помощи.

Программа занятий

Тренинговые занятия проходят в специально созданной группе и обладают рядом особенностей.

Принципы организации

Прежде чем включить человека в группу, психолог проводит с ним диагностическую беседу. Это помогает выявить имеющиеся когнитивные и поведенческие нарушения. Программа тренинга разрабатывается по результатам наблюдения за пациентом в соответствие с определенными принципами:

  1. Принцип индивидуальности заключается в подборе уникальных методов воздействия на человека в зависимости от личностных особенностей, вида и степени проблемы. При этом учитывается тяжесть нарушений, возраст, интеллектуальный уровень, образование и эмоционально-психологическое состояние пациента.
  2. Системность предполагает комплексную работу группы специалистов. Выполняя определенную функцию, каждый из них тренинга со своей стороны оказывает помощь участникам.
  3. Регулярность подразумевает постоянное время проведения занятий, наличие определенной структуры и их неизменную длительность. Такая стабильность особенно важна для людей с расстройствами памяти.
  4. Дозированность основывается на составлении комплекса упражнений с учетом тяжести заболевания или характера психологической проблемы. От работоспособности головного мозга будет зависеть уровень сложности заданий, продолжительность и количество занятий.
  5. Активность – основной принцип, от которого зависит результативность работы. Положительных результатов в реабилитации или освоении новых навыков можно достичь только при активном участии и желании самого пациента.

Структура

Условно каждое занятие можно разделить на три части: вводная, основная, заключительная. Как правило, в начале занятия участников тренинга просят представиться друг другу, назвав свое имя и отчество. Затем ведущий задает каждому несложные вопросы: «Назовите ваш любимый цвет», «Как называется ваш любимый фильм?» и так далее. Завершается вводная часть простыми двигательными упражнениями.

Основная часть занятия состоит из упражнений и заданий на развитие когнитивных функций. Как правило, упражнения следуют по нарастающей степени сложности.

Заключительная часть носит релаксирующий характер. Участникам предлагают несложные игры, например, лото или домино.

Упражнения

Каждое занятие состоит из разнообразных упражнений, многие из которых проводятся в игровой форме. Письменные задания раздаются в форме четких печатных инструкций. Ведущий дополнительно проговаривает их вслух. Ниже приводится несколько примеров упражнений для когнитивного тренинга.

Задания на тренировку внимания

«Поле слов»

Участникам тренинга раздают таблицы с буквами. В горизонтальных или вертикальных рядах букв нужно отыскать слова.

«Фотограф»

Ведущий в течение непродолжительного времени демонстрирует участникам какой-либо предмет с большим количеством мелких деталей, например, вазу с орнаментом. Затем предмет убирают, а участники должны как можно более точно описать его. Упражнение можно выполнять как в устной, так и в письменной форме.

«Корректура»

Членам группы раздают вырезки из газет и журналов с соответствующими их интересам заметками. Суть задания заключается в вычеркивании или подчеркивании слов, отвечающих оговоренным условиям. Например, нужно отметить все слова с тремя буквами «о».

После проверки выполненного задания руководитель тренинга может неожиданно попросить пересказать текст. Это упражнение помогает выявить влияние целевой установки на восприятие информации.

Задания на тренировку памяти

«Ассоциации»

Членам группы раздают карточки, на которых в две колонки напечатан перечень случайных слов. Слова из левой колонки ассоциативно соответствуют словам из правой колонки: иголка – нитка, собака – поводок и так далее. При этом порядок следования слов в столбцах не совпадает.

Требуется отыскать все ассоциативные пары. Затем ведущий закрывает левую половину списка и просит пациента восстановить ее по памяти, пользуясь подсказками-ассоциациями.

«Мой дом»

Ведущий просит участников закрыть глаза и мысленно представить собственную квартиру. Затем он называет 10 предметов, которые надо запомнить, представляя себе их в разных местах своего дома. Такая игра помогает тренировать память и запоминать большой объем информации.

Развитие образного и логического мышления

«Объяснение»

Участников делят на две команды. Одной раздают карточки с напечатанными словами. Участники этой подгруппы должны объяснить остальным значения написанных слов, не произнося их. Объяснения должны быть такими, чтобы по ним можно было угадать слово. После этого команды меняются местами.

«Математика»

В качестве упражнений когнитивного тренинга также используют головоломки, загадки, шарады, решение которых положительно влияет на развитие всех когнитивных функций.

Кто и где проводит занятия

Подобные мероприятия должны проводиться только квалифицированными специалистами: психологами, клиническими психологами, психотерапевтами. При работе со «сложными» клиентами с серьезными заболеваниями (болезнь Альцгеймера, последствия инсульта) занятия должны разрабатываться и проводиться совместно с врачом.

Групповые тренинги могут проходить в стационаре, где человек проходит курс лечения (больница, реабилитационный центр) или постоянно проживает (дом престарелых). Также занятия организуются в психологических или специализированных тренинговых центрах, куда люди приходят только на время занятий.

Польза

Прохождение тренинга положительно влияет на психологическое и эмоциональное состояние, улучшая качество жизни человека. Благодаря регулярным занятиям в группе могут быть достигнуты следующие результаты:

  1. Полностью восстанавливаются когнитивные функции (в тяжелых случаях – значительно замедляется темп ухудшений).
  2. Регулярная тренировка мозга с помощью специально подобранного комплекса упражнений способствует увеличению когнитивного потенциала человека.
  3. В случае серьезных поражений головного мозга его сохранившиеся здоровые участки могут взять на себя утраченные функции.
  4. Восстановление и укрепление когнитивных способностей значительно повышает самооценку человека и его уверенность в себе.
  5. Работа в группе развивает коммуникативные навыки и расширяет социальные связи.
  6. Сводится к минимуму вероятность повторной депрессии, невроза и других расстройств.
  7. Улучшается самоконтроль и осознанность собственных действий.

Благодаря когнитивному тренингу можно не только восстановить утраченные функции, но и развить и укрепить внимание, память, скорость мышления. Поэтому данный метод подойдет для развития умственных способностей или саморазвития здоровых людей любого возраста.

Описание картинки

Ксения Троицкая Учебный центр TeachLine

Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».

Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.

Нейроны – маленькая вселенная

Нейроны – маленькая вселенная

Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.

Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев
  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
Хотите получить востребованную интернет-профессию? Запишитесь на курс SMM-специалист от TexTerra.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Совет

Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.

Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение

Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение

«Нейронная сеть строится во время жизни. Она строится каждую секунду, поэтому нельзя читать плохие тексты, нельзя слушать плохую музыку, нельзя есть плохую еду — это все одно и то же, потому что это попадает к вам и ничто никуда не высыпается. Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели, что унюхали и что услышали» — так писала Т. В. Черниговская, советская и российская ученая в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО.

Батарейка АТФ, движение и сахар для работы мозга

Наш мозг способен практически на все – мы можем творить, придумывать, вычислять, запоминать. Единственное, чего наш мозг не может – это не учиться. Наши нейронные сети постоянно учатся чему-то новому. В любом возрасте мозг пластичен, но со временем способность освоить что-то новое снижается, поэтому мозгу необходима тренировка. Его нужно поддерживать в тонусе, как мышцы тела.

Не зря все вокруг говорят о здоровом питании. Нашей батарейке АТФ (аденозинтрифосфат) нужна еда для того, чтобы перерабатывать ее в энергию. Дело, конечно, не только в еде, но именно с нее, пожалуй, все и начинается. Самое большое заблуждение – сахар нужен для работы мозга. Нет, ему необходима глюкоза — питательное вещество, служащее источником половины всей энергии, потребной организму. Да, она входит в состав сахара, но ее и так достаточно в нашей пище — крупах, картофеле, овощах и фруктах. Обратите внимание на состав продуктов, которые вы покупаете, из которых готовите еду.

Про то, что движение – это жизнь, слышали практически все. Причем тут мозг? Мозг нуждается в кислороде: есть кислород — вырабатывается энергия, необходимая для нашего внимания, вовлеченности в рабочий процесс. Наверняка, вы замечали, как порой «тупеете» на работе или вас начинает клонить в сон. Все это из-за недостатка движения и кислорода.

Тут есть один интересный момент. Двигаться нужно так, чтобы вам это нравилось. Не любите бег? Плавайте. Не можете плавать? Освойте велосипед. Так, чтобы это было вам в радость, а не превращалось в тяжелую повинность.

Развивайтесь в течение всей жизни. Новые навыки, знания и умения – это основа для нейропластичности мозга. Нейропластичность – это способность нашей нервной системы, нашего мозга меняться, образовывать новые связи.

Повысить нейропластичность может, например, изучение иностранных языков, заучивание текстов (вспомните, какую ясность ума демонстрируют пожилые актеры!).

Зачем нужен нейрофитнес

Реализация нашего потенциала зависит от работы мозга. Разбалансированная работа мозга мешает раскрыть способности человека. Первые трудности обычно начинаются в детстве. Лень, невнимательность, плохая память, трудности в учебе – в будущем они мешают концентрироваться и ведут к простоям и стрессам.

На смену обычным способам улучшения работы мозга пришел нейрофитнес. Ключевое преимущество курсов или программ по нейрофитнесу заключается в том, что современная профессиональная аппаратура снимает реакции организма и учит человека изменять их свою пользу без применения медикаментов и прочих средств. Даже ребенок может увидеть, как его мозг реагирует на ситуацию и учится управлять им. Закрепляя эти навыки с помощью когнитивных упражнений, улучшается память, повышается внимание, стрессоустойчивость и другие способности, от которых зависит успех. В девяти из десяти случаев нейрофитнес оптимизирует работу мозга без медикаментов. Современные методики делают занятия интересными и человек быстро достигает максимальных результатов. Такую программу — «Нейрофитнес» — можно освоить в Национальной Академии дополнительного профессионального образования.

Этот курс подойдет и для тех, кто хочет изучить эту тему подробнее, и для тех, кто хочет повысить свою квалификацию.

Простые приемы для улучшения работы мозга

  1. Вытяните руки перед собой. Правая ладонь – кулак сжат, большой палец прижат снаружи. Левая ладонь – пальцы вытянуты, сжаты между собой, большой палец примыкает к остальным. Попеременно сжимайте и разжимайте пальцы.
  2. Касаетесь кончика носа одной рукой, второй рукой касаетесь уха противоположной стороны. Меняем руки.
  3. Также касаетесь кончика носа одной рукой, второй рукой касаетесь уха противоположной стороны. Когда меняете руки – хлопайте в ладоши.
  4. Пальцами одной руки изображаете пистолет, пальцами второй руки показываете букву V. Меняете руки.
  5. Одной рукой гладим себя по голове, второй рукой похлопываем по животу. Меняем руки.
  6. Большой палец последовательно касается кончиков других пальцев этой же руки. Упражнение сначала выполняется одной рукой, потом можете подключить другую руку.
  7. Одной рукой прикладываем ладонь ко лбу козырьком, пальцы при этом сомкнуты, большой палец прилегает к остальным, второй рукой показываем «класс!». Меняем руки.
  8. Показываем два пальца на одной руке, сначала – указательный и средний, остальные сомкнуты, потом – безымянный и мизинец, остальные пальцы сгибаем. Упражнение сначала выполняется одной рукой, потом можно попробовать выполнить его двумя руками.
  9. Одной рукой начинайте совершать круговые движения от себя. А второй рукой совершаете такие же движения, только по направлению к себе.
  10. На листке бумаги одной рукой рисуйте треугольник, а второй рукой – круг. Потом рисунки можно чередовать.

К этим простым приемам можно добавить еще несколько рекомендаций – старайтесь больше двигаться, правильно питаться, развивайтесь, осваивайте новые навыки, получайте интересные знания и ваш мозг будет работать, так как нужно.

Когнитивные тренажеры

Многие люди стремятся к развитию своих интеллектуальных способностей. Кто не хочет обладать хорошими памятью, вниманием, мышлением и т.д.? Это помогает как на работе, так и в повседневной жизни. Но как вывести свой интеллект на новый уровень? Добиться этого вам помогут когнитивные тренажёры.

Когнитивные тренажёры – это программы (чаще всего игры), развивающие умственные способности. Эффективны ли они? Если да, то где и как тренироваться? Читайте полный обзор темы в этой статье.

Что такое когнитивные тренажёры

Когнитивные тренажеры (брейн-тренажёры) – это специальные программы, развивающие когнитивные способности. Они предлагают пользователю выполнять определённые упражнения, которые помогают ему тренировать концентрацию внимания, память, логическое мышление и т.д. Чаще всего когнитивные тренажёры устроены в игровой форме, из-за чего тренировки становятся более увлекательными.

Эффективны ли когнитивные тренажёры

Некоторые люди убеждены, что когнитивные способности неизменны. Чем наградила природа – с тем и живи. Но это не так.

Наш мозг обладает нейропластичностью – способностью изменяться в течение всей жизни. Конечно, в зрелом возрасте эти изменения происходят не так легко и быстро, как в детском, но они всё-таки происходят. Даже если вы уже взрослый человек, ваш мозг способен развиваться.

Отсюда следует, что тренировать мозг действительно стоит. Но подходят ли для этого когнитивные тренажёры? Давайте разбираться.

Например, психологи Сюзан Джегги и Мартин Бушкюль утверждают, что развития подвижного интеллекта можно добиться с помощью тренировки рабочей памяти.

Но наряду с исследованиями, подтверждающими эффективность брейн-тренажёров в развитии сложных когнитивных способностей (сложных – то есть комплексных, использующих несколько простых одновременно, например, внимание, память и абстрактное мышление), существуют исследования, указывающие на малую пользу от подобных тренажёров.

Рассмотрим одно исследование. Авторы изучали влияние когнитивных тренажёров на способность принимать решения (это сложный когнитивный процесс). Участие в исследовании приняли 128 человек в возрасте от 18 до 35 лет.

Их разделили на две равные группы. По 5 раз в неделю на протяжении 10 недель первая группа тренировалась с помощью приложения Lumosity (крупнейший сайт для онлайн-тренировок – 95 миллионов участников за 10 лет), а другая в это время играла в видеоигры, которые не предполагали никакого когнитивного развития.

Участников тестировали на состояние когнитивных способностей в начале эксперимента, в середине и по его завершении.

Зато участники первой группы стали гораздо лучше справляться с упражнениями, которые они выполняли в рамках когнитивных тренировок.

Какие выводы можно сделать:

  • Когнитивные тренажёры не сделают из вас гения. Игр на развитие памяти и устного счёта недостаточно для этого, нужно использовать и другие пути самосовершенствования.
  • Когнитивные тренажёры эффективны, но они развивают только тот навык, на который направлены. Например, если вы тренируете способность быстро распознавать определённые триггеры и реагировать на них, вы действительно сможете её развить. Но вряд ли это повлияет на другие ваши навыки.

В общем, брейн-тренажёры действительно помогают развивать определённые навыки и способности, но тренажёр устного счёта не улучшит ничего, кроме умения считать в уме, а тренажёр на скорость реакции не улучшит ничего, кроме скорости реакции.

Где тренироваться

Рассмотрим несколько площадок с когнитивными тренажёрами.

Не сочтите за хвастовство или рекламу, но все же мы думаем, что имеем право сказать несколько слов о нашем ресурсе. На 4brain вы можете начать заниматься по бесплатной онлайн-программе «Нейробика»:

  • более 20 удобных, интересных и эффективных упражнений на развитие памяти, внимания и мышления;
  • возможность ежедневно поддерживать мозг в тонусе;
  • можно пользоваться с любого гаджета, в любом месте и в любое время;
  • статистика, которая поможет вам отслеживать результат.

Но, конечно же, обратите внимание и на другие сайты с когнитивными тренажёрами:

Можете совмещать тренировки на нескольких сайтах или попробовать позаниматься на каждом и выбрать тот, который лучше всего подходит именно вам.

Как тренироваться

Чтобы ваши тренировки приносили максимальную пользу, нужно соблюдать три основных правила:

  • Поддерживайте мотивацию. Если вы будете заниматься нехотя, через силу, если вы будете частенько пропускать тренировки из-за лени и нежелания утруждать себя, у вас вряд ли что-то получится. С руководством по самомотивации вы можете ознакомиться здесь.
  • Стремитесь к разнообразию. Не ограничивайтесь одни тренажёром или одной развиваемой способностью. Подходите к своим тренировкам комплексно. Чем лучше развиты ваши отдельные навыки, тем лучше развиты вы в целом.
  • Стремитесь к регулярности. Тренировки должны быть постоянными. Лучше заниматься каждый день по 10-15 минут, чем раз в неделю 2-3 часа. Выделите время в своём графике, поставьте напоминание на телефон. Чем регулярнее занятия, тем лучше эффект.

Если вы будете достаточно мотивированы и ваши занятия будут разнообразными и регулярными, прогресс не заставит себя ждать.

Задачу облегчает то, что чаще всего на сайтах с брейн-тренажёрами существуют готовые программы, нацеленные на разнообразное развитие всех когнитивных способностей. Вам остаётся только зайти и начать тренироваться. Рекомендуем попробовать!

Читайте также: