Оперативная память особенно важна в таком виде речевой деятельности как аудирование

Обновлено: 04.07.2024

Теоретическое занятие № 1
Сроки освоения первой темы: с 1 апреля по 7 апреля 2013 года включительно.
8 апреля 2013 года публикуется вторая тема, участники, которые не выполнят первое задание, будут отчислены с курса. Просим понимать, что количество участников достаточно большое, поэтому выполнять задания с опозданием не разрешается.

Участники, до сих пор не загрузившие свои материалы на платформу журнала, должны загрузить свои работы до 15 апреля 2013 года, иначе они не будут допущены к третьей теме.

Обучение аудированию в методике преподавания иностранных языков


В методике преподавания иностранных языков обучение аудированию имеет большое значение, так как аудирование представляет собой сложный процесс, который требует специальной и методичной подготовки со стороны учителя и учащегося. Перед каждым учителем стоит задача тщательного планирования и организации развития данного вида речевой деятельности для формирования определенного уровня аудитивных навыков учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. [4]. Как самостоятельный вид речевой деятельности, аудирование имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Аудирование невозможно автоматизировать полностью, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. [2]
Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. Аудирование и говорение представляют собой две стороны одного явления – устной речи. Аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, что объясняет общность речевых механизмов рецептивных видов речевой деятельности. [7]
Важно также отметить что пропускная способность слухового канала ниже зрительного, и процент запоминаемой информации, воспринимаемой на слух, составляет около 20 % , что осложняет обучение аудированию как виду речевой деятельности.
Тем не менее, необходимость обучения аудированию обуславливается несколькими факторами:
1. через слух поступают образцы иноязычной речи, которые закладываются в долговременную память;
2. невозможно научить другим видам речевой деятельности без развития слухового анализатора, так как слухо- рече-моторые образы входят во все виды речевой деятельности;
3. при обучении аудированию у учащихся развивается слуховой контроль, т.е. человек, когда говорит, контролирует себя через слух;
4. развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность и нельзя овладеть иностранным языком. [6]
Исследователями установлено, что аудирование занимает до 40-60% всего учебного времени на уроке.
Аудирование включает в себя слухо-произносительные и рецептивные лексико-грамматические навыки, формирование которых обеспечивает владение аудированием. [5]
Аудирование можно классифицировать на два основных вида: коммуникативное и учебное.
Следует четко различать, что коммуникативное аудирование представляет собой цель обучения и является сложным речевым умением понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении.
В процессе учебного аудирования формируется речевой слух и навыки узнавания лексико-грамматического материала и умения понимания и оценки прослушанного. Учебное аудирование – средство обучения, служащее для введения и закрепления языкового материала, создания прочных слуховых единиц, что создает условия для овладения устной речью.
При аудиторной и самостоятельной работе допускается многократное прослушивание одного материала, что позволяет понять содержание, языковую форму аудиотекста более полно и точно и выполнить предлагаемые послетекстовые упражнения.

Различают также в зависимости от коммуникативной установки:
-аудирование с пониманием основного содержания –skim listening,
-аудирование с полным пониманием – listening for detailed comprehension,
-аудирование с выборочным извлечением информации – listening for partial comprehension,
-аудирование с критической оценкой – critical listening.[6]

Skim Listening - Аудирование с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации; ознакомительное аудирование - предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения – для развития таких умений, как прогнозирование содержания текста по заголовку перед прослушиванием, определение темы и коммуникативного намерения говорящего, перечисление основных фактов, ответы на вопросы по основному содержанию, составление плана прослушанного, резюме и аннотации. [1]

Listening for Detailed Comprehension - Аудирование с полным пониманием содержания и смысла, или детальное аудирование - требует высокой степени автоматизации навыков, концентрации внимания и напряженной работы памяти. В процессе обучения аудированию с полным пониманием учащиеся слушают текст, выполняя такие послетекстовые задания (роst activities): пересказ текста с подробным изложением содержания, ответы на вопросы ко всем фактам, составление подробного плана, завершение текста, придумывание дополнительных фактов. [3]

Listening for Partial Comprehension - Аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснительное» аудирование - предполагает следующее задание – вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, например, важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры или конкретные данные, игнорируя ненужное. Быстрое и безошибочное
восприятие подобной информации требует достаточных фоновых знаний и представлений о ситуации и участниках общения.
Critical Listening - Аудирование с критической оценкой - этот вид аудирования включает в себя способность отличить факты от мнений, оценить точку зрения автора (говорящего), делать умозаключения, интерпретировать, понимать подтекст.

В зависимости от соотношения с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух выделяют такие виды аудирования, как:
1) Interactional Listening - аудирование как компонент устно-речевого общения;
2) Listening to interaction - восприятие на слух и понимание диалога или полилога;
3) Transactional Listening - восприятие на слух и понимание монологической речи.[3]

Interactional Listening - Аудирование как компонент устно- речевого общения - участники данного вида аудиования выступают попеременно в роли говорящего и в роли слушающего, например, при телефонном разговоре.
Специфические умения: умение активно добиваться понимания- вербально реагировать на помехи, возникающие в процессе слушания, переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, объяснить, выразить мысль иначе, то есть перефразировать сказанное.

Listening to Interaction - восприятие на слух и понимание диалога или полилога, когда слушающий сам не участвует в устно-речевом общении. Понимание затрудняется особенностями произношения, тембра голоса, темпа речи участников разговора, неожиданной сменой реплик, паузами и повторами.

Transactional Listening / Non – interactional listening - Восприятие на слух и понимание устной монологической речи, направленной на передачу информации, например при прослушивании лекций, аудиозаписей литературных произведений, информационных радиопередач, при просмотре документальных видеофильмов и телепрограмм. [3]

Контрольные вопросы на усвоении теории:

Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) Легко ли вы понимаете иноязычную речь на слух? Что вам помогает (мешает)?
2) Согласны ли вы с тем, что человек в совершенстве овладел иностранным языком, если может легко понимать речь детей до 5 лет?
3) Объясните тот факт, что в ходе международных экзаменов по иностранному языку раздел «аудирование» представляет наибольшие трудности для русскоязычных студентов?
4) Как вы относитесь к такому утверждению: свободное владение языком не означает, что любой текст, который воспринимается на слух, необходимо понять и запомнить во всех деталях.

Задание 2. Ответьте на вопросы:
1) Подберите синоним определению «аудирование».
2) Когда аудирование выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда является средством формирования смежных коммуникативных навыков и умений?
3) Является ли аудирование частью устной речи?
4) Каковы факторы обучения аудированию?
5) Каково основное различие коммуникативного и учебного аудирования?
6) Допустимо ли при самостоятельной работе прослушивать один материал несколько раз?
7) Какие виды аудирования выделяют в соответствии с коммуникативной установкой?
8) В процессе какого вида аудирования возможно добиться адекватного реагирования на особенности произношения говорящих?

Для выполнения задания:

1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие / И. Л. Бим. – М. : Просвещение, 1988. – С. 190–200.
2. Гальскова, Н.Д.; Гез, Н.И.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика (методическое пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Нальскова, Н.И. Гез. – 3-е изж., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 162-186
3. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться //Иностр. языки в школе. 1996. № 4 С. 25-29
4. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — c.357-362
5. Колесникова, И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. — c.161-189.
6. Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования / Сост. Леонтьев А.А. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Рус. яз., 1991. С. 224-225.
7. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. – М: Просвещение, 2002. – с. 124-140

Читайте также: