Спикер процессор что это

Обновлено: 02.07.2024

В этом материале мы представляем модуль цифровой обработки сигналов звуковой частоты BM2114dsp , предназначенный для построения высококачественных аудиосистем и их точной настройки под пространство прослушивания.

Он способен полностью раскрыть потенциал любого усилителя и акустической системы, преобразить звук как профессиональных, так и бюджетных динамиков. Модуль можно с успехом использовать для построения домашних кинотеатров, систем оповещения, студий звукозаписи, обеспечения качественного звука в автомобиле и квартире, а также просто для удовлетворения потребностей любителей качественного звука.

Основные технические характеристики модуля BM2114dsp:

Разрядность внутренней обработки сигнала56 битАЦП – разрядность, отношение сигнал/шум24 бита, 100дБЦАП – разрядность, отношение сигнал/шум24 бита, 104дБАналоговые линейные входы2-канальный вход, 1 вольт RMS, разъем RCAАналоговые линейные выходы4-канальный выход, 1 вольт RMS, разъем RCAРазъем передачи данных (питания)USBКроссовер6 - 48 дБ/октава, с выбором типа фильтраЭквалайзерПараметрический (количество каналов задается пользователем)Временные задержкидо 1024 семпла шаг 1 семплРегулировка уровня сигнала для любого каналанезависимоПитание5В 100мАПрограммное обеспечениеAnalog Devices SigmaStudio™Габаритные размеры (ДхШхВ), мм89х62х25

Рис.1 Структурная схемы чипа ADAU1701:

Обработка звукового сигнала может быть использована для компенсации искажений, вносимых реальным окружением, свойствами среды прослушивания, размещением и ограничениями звукоизлучающих устройств. В конечном счете, обработка сигнала в ADAU1701 приводит к существенному улучшению качества звука, тем самым приближая результат к high-end студийному оборудованию.

Большая часть обработки выполняется в полном 56-битном режиме (с двойной точностью), что приводит к отличным результатам даже при низком уровне входного сигнала.

Модуль является полностью программируемым DSP. Для программирования используется программное обеспечение SigmaStudio™ с графическим интерфейсом, который позволяет визуально, в виде блоков и трасс, настраивать пути прохождения и способы обработки сигналов. При этом используются такие блоки, как фильтры, динамические процессоры, регуляторы уровня, а также интерфейс управления расположенными на плате модуля вводами-выводами общего назначения (GPIO), предназначенными для подключения внешних элементов регулировки: кнопок, переменных резистор, а также внешних АЦП, ЦАП и индикаторных светодиодов. Внешние элементы позволяют изменять параметры обработки сигнала при автономной работе без подключения к компьютеру.

Результатом программирования в SigmaStudio™ является код, который может быть загружен в постоянное запоминающее устройство микросхемы ADAU1701 и запущен при включении питания.

Для преобразования аналогового сигнала в цифровой и обратно в микросхеме используются сигма-дельта АЦП и ЦАП, что позволяет достичь высоких параметров преобразователей. Два АЦП и четыре ЦАП обеспечивают динамический диапазон 98,5 дБ. Каждый АЦП имеет THD+N (коэффициент нелинейных искажений + шум) на уровне -83 дБ, каждый ЦАП имеет THD+N на уровне -90 дБ.

Для программирования модуль подключается к компьютеру с помощью USB-разъема типа B, от которого он получает питание 5В. Питание 5В также можно подать на выводы 5V-IN и GND разъема PLS на плате. В качестве интерфейса USB использован микроконтроллер CY7C68013A фирмы Cypress с внешней памятью программ. Он способен поддерживать высокоскоростной обмен данными по стандарту USB. Драйвер входит в состав SigmaStudio™ и устанавливается при инсталляции программы. В операционной системе Windows (мы использовали Windows 7) модуль определяется в диспетчере устройств как Analog Devices USBi (programmed).

Для работы программы SigmaStudio™ не является обязательным подключение модуля к компьютеру. Вначале можно разработать и скомпилировать проект, а затем подключить модуль и загрузить в него код.


Всем привет!​ Прошу старожилов не кидаться тапками, многие из вас всё знают и умеют. Это не для вас. Это для тех кто делает первые шаги в мир автозвука.
Наверняка кто-то из вас читал эту статейку на форуме BMW, я писал ее для наших партнеров из компании UltimateDM. Настала пора немного обновить тему, благо как показала практика, у народа это вызывает неподдельный интерес.

Речь пойдет о DSP (Digital Signal (Sound) Processor). Казалось бы, тема избитая и давно выстрадана на всевозможных специализированных форумах, однако как показывает практика многие потребители (а зачастую, как это не печально- продавцы) не понимают зачем нужна эта железяка. Покупать покупают — это модно, слышал где-то, что надо и т. д., но не понимают зачем? И многие продавцы не могут объяснить простым человеческим языком зачем это надо. Читать специализированные форумы долго, нудно и зачастую непонятно, особенно когда парочка “гуру” начинают засыпать друг друга непонятными формулировками о тактовой частоте, о каких-то Герцах и Децибелах.
Итак, для чего нужен процессор?
Начнем с самого простого примера — домашняя стерео система. Посмотрите на рисунок, вот вы — это тот, который с ушами)) Сидите в своем любимом кресле.​


Обратите внимание, расстояние от ваших ушей, до Акустических Систем (колонок) одинаково, а значит звук в этом идеальном случае будет достигать ваших ушей в одно и то же время. И если к моменту прослушивания то, что находится между вашими ушами не затуманено вискарем (имеется в виду мозг), то оно создаст стереофоническую звуковую картину. Причем для этого требуется всего два динамика, а не восемнадцать, как это предлагают некоторые автопроизводители!
Теперь посмотрим, как это выглядит в типичном салоне автомобиля:​


Заметили разницу? Расстояние до правого динамика в два раза больше, а это значит, что и звук из этого динамика достигнет ваших ушей гораздо позже. Регулировка баланса сильно не поможет, нужно задержать звук из левого канала. Вот тут-то и приходит на помощь одна из многочисленных функций DSP, называемая Time Сorrection.
Для наглядности представим, что на вашем любимом диске записаны пять инструментов, или голосов. В домашней системе, или в автомобиле с правильно настроенным DSP это будет выглядеть так:​


В обычном автомобиле с аудио системой без DSP, с места водителя вы получите приблизительно такую картину:​


А с ”Мега крутой ” системой с 18 динамиками вы получите вот такое безобразие:



Все еще хотите потратить деньги за громкое имя на шильдике? Нет? Ну тогда двигаемся дальше…
Почему в домашней системе можно обойтись двумя широкополосными динамиками, а в автомобиле нет? Ответ очевиден — из-за размеров. Согласитесь, видеть перед собой на уровне глаз динамик размером 16 см, то еще удовольствие. Да и обзор перекрывать будет, того и гляди бабулю на переходе раскатаешь! Поэтому динамики такого размера устанавливают в нижнюю часть двери, а в случае с BMW и подавно под сиденья. При таком расположении добиться от него воспроизведения средних и высоких частот практически не возможно! Так у нас появляются еще две пары динамиков — среднечастотные и высокочастотные (в простонародье — серединки, средники, пищалки, пищики, цыколочки и т. д.)))) И тут начинается полный кошмар не только с расстояниями до ваших драгоценных ушей, но и с тем как разделить весь музыкальный сигнал на полосы (надеюсь понятно, что высокочастотный динамик не сможет воспроизвести контрабас?) Для этого на помощь приходят фильтры. В случаях с домашней системой — это так называемые пассивные (не путать с меньшинствами) фильтры (кроссоверы с фиксированными параметрами). В автомобильной акустике такие применяются, причем не только в системах начального уровня, но и очень дорогих. Из плюсов такого подхода можно выделить один — динамики идеально согласованны между собой еще на стадии производства. Из минусов то, что эта идеальность, как правило, выполнена без учета расположения динамиков в конкретном автомобиле, это раз.
Два, любой, даже самый качественный пассивный кроссовер, съедает 20-30% мощности усилителя!
В системах с DSP фильтры активные, с возможностью выбора необходимого диапазона частот, крутизны фильтра и уровней. Другими словами, если голова не только для того, чтобы в нее есть, можно согласовать динамики между собой идеально для конкретного автомобиля. Выглядит это примерно так:​




Конечно, настроить такой эквалайзер на слух достаточно проблематично даже для опытных настройщиков. Для этого существуют специальные приборы RTA (real time analyzer), но вам это не к чему — пусть у настройщика голова болит. Вам надо лишь сказать, что конкретно вы хотите получить от звука, какую музыку вы слушаете, какие нюансы в звуке вам нравятся. Теперь хоть немного понятно, что такое DSP и с чем его едят, тьфу, слушают/настраивают?
Если тема показалась вам интересной, пишите. Постараюсь ответить.
Watson​

Обзор новинок рынка цифровых спикер-процессоров

Цифровые спикер-процессоры на сегодняшний день превратились из недоступной экзотики для ограниченного круга прокатных компаний в непременный атрибут практически любой инсталляции звукового оборудования. Круг производителей подобного оборудования давно уже сложился, и тем неожиданнее стало появление на нем новой компании из Канады — Xilica Audio Design.

За короткое время продукция этой небольшой компании из Торонто успела появиться в райдерах крупных европейских и американских прокатных компаний. Достаточно упомянуть, что концерт Live8 в Торонто обеспечивался с помощью 4-х процессоров DLP4080, которые управляли работой в общей сложности 106 акустических систем Meyer Sound.

Более того, многие известные производители акустики остановили свой выбор на продукции Xilica и продают эти процессоры под своими торговыми марками. В настоящий момент в производстве находятся 4 процессора — DCP 3060, DLP 4080А, DSPX 8080, и DSPX 8080i, отличающихся друг от друга, в основном, количеством входов и выходов.

Для примера давайте рассмотрим один из них — DLP 4080A. Как следует из названия, процессор обладает 4 входами и 8 выходами. При этом любой из входов может быть назначен на любой из выходов, так же как и любой из выходов может получать сигнал с любого из входов или с нескольких входов сразу. Возможность свободно конфигурировать входы и выходы прибора позволяет использовать процессор не только для настройки громкоговорителей, но также и для маршрутизации сигнала. Вот, например, один из вариантов использование прибора в клубе.

Стерео сигнал с выхода микшерного пульта подается на первый и второй входы процессора и с них распределяется следующим образом: первый и второй выходы обеспечивают управление работой основных сателлитных громкоговорителей. Третий выход обеспечивает необходимую обработку сабвуферного сигнала, причем на него подается сумма левого и правого входных каналов. Четвертый и пятый выходы заведуют тыловыми громкоговорителями танц-пола, обеспечивая для них необходимую коррекцию и задержку.

С выходов номер шесть и семь подается сигнал в VIP-зал или в chill-out, выход номер восемь отвечает за трансляцию звука в WC, к примеру. При этом на него подается сумма сигналов левого и правого входных каналов.

При необходимости обеспечить трансляцию в VIP-зал отдельной музыкальной программы, на соответствующие выходы процессора подается сигнал с третьего и четвертого входов прибора.

Таким образом, один процессор способен полностью решить задачу управления всеми системами звукоусиления в рассматриваемом нами виртуальном клубе. Собственно, благодаря своим широким возможностям, процессор DLP 4080A обладает практически неограниченным спектром применения в профессиональных системах звукоусиления.

Базовые характеристики процессора

Давайте рассмотрим их более детально. По каждому из входов и выходов процессора предусмотрены 6 полностью параметрических эквалайзеров с глубиной регулировки от +15 дБ до -30 дБ с шагов в 0,25 дБ и точностью установки частоты до 1 Гц во всем диапазоне.

Такая точность настройки имеет большое значение как для подавления частот заводки микрофонов, так и для вырезания резонансов помещения. Более того, это говорит о высоком классе процессора. Кроме этого, предусмотрена регулировка входных и выходных уровней в диапазоне от +15 дБ до -40 дБ. Разумеется, есть и возможность задержки сигнала на величину до 450 мс с шагом 0.021 мс по всем входам и выходам.

По каждому из выходов, кроме уже упомянутых ранее шести полос параметрической эквализации, предусмотрены индивидуально настраиваемые кроссоверы. Возможен выбор фильтров Бесселя, Баттерворта и Линквица-Рили с крутизной среза от первого до восьмого порядков. Шаг настройки часты среза кроссовера, как и у эквалайзера — до одного герца.

Помимо кроссовера, каждый выходной канал, разумеется, оснащен лимитером, с установкой порога срабатывания и времени атаки и отпускания. Управление прибором осуществляется с помощью простого и удобного программного обеспечения, не требующего от пользователя, по большому счету, даже чтения мануала. Следует отметить, что управление всеми параметрами производится в реальном времени и происходит без каких-либо щелчков или пропаданий звука. Более того, окно программного обеспечения отображает в реальном времени также и уровни звукового сигнала по всем входам и выходам.

Кроме управления основными функциями прибора, программное обеспечение обладает широким наборам сервисных функций. Среди них — многоуровневое ограничения прав доступа пользователя (читай — Ди-Джея) к изменениям параметров настройки прибора. Эта опция позволяет разрешить пользователю, к примеру, доступ к эквалайзеру, но не разрешить доступ к изменению настроек кроссовера и лимитеров.

Особо «опасным» ди-джеям можно вообще полностью запретить вмешательство в настройки прибора. И в довершение, существует возможность полностью закрыть личным паролем все настройки. Я думаю, эти строки не оставили равнодушными многочисленных инсталляторов звукового оборудования, хлебнувших лиха от любителей «улучшать» звук в клубе.

Кроме возможности настройки с компьютера, процессор имеет возможность программирования в реальном времени всех параметров с помощью органов управления на лицевой панели процессора, что делает удобным его применение в мобильных применениях любого уровня.

Разумеется, и здесь удобству пользователей уделено много внимания. Так, например, предусмотрена возможность одновременного управления сразу несколькими входами или выходами одновременно. Описание прибора было бы не полным без информации о том, что находится у него под крышкой.

Итак, по порядку: в процессорах Xilica применяются аналого-цифровые преобразователи производства Cirrus Logic, модель CS5361, поддерживающая частоту дискретизации до 192 кГц. В данном случае, АЦП работает в режиме 24/96, в дифференциальном включении. За обратное преобразование отвечают конверторы этой же фирмы CS4398, использующие DSD (Direct stream digital) технологию, широко применяющуюся в SACD (Super Audio CD) плеерах.

Мозгом процессора является DSP фирмы Analog Devices, ADSP 21262, по другому называющийся процессором SHARK третьего поколения. Архитектура процессора обеспечивает внутреннюю обработку сигнала в формате 32 бита с плавающей запятой, что обеспечивает минимальные шумы квантования и высокий внутренний динамический диапазон.

В целом, технические параметры DLP 4080A выглядят так:

Завершая обзор, хочется поделиться своим личным впечатлением от работы с процессором. В первую очередь обращаешь внимание на качество звучания процессора. Чистый, детальный звук, с хорошей динамикой и без обычной для недорогих приборов цифровой окраски — это то, что отличает процессор Xilica от многих своих собратьев по классу.

Следующее, что порадовало — удобство управления, как с компьютера, так и непосредственно с прибора.

Ну и такие приятные мелочи, как наглядные индикаторы уровня по всем входам и выходам тоже не могут не радовать.

Забегая вперед, скажу, что в данный момент в стадии окончательной доработки находится новый процессор высшего класса — DLP 4080HD, оснащенный новым DSP с внутренней 64-битной обработкой и возможностью применения кроссоверных фильтров с FIR-технологией.

dbx DriveRack 260 - спикер-процессор 2 входа XLR, 6 выходов XLR. RTA-Mic XLR вход. 2U

Процессор DriveRack 260 - предназначен для работы в составе систем звукоусиления. Возможно разделение сигнала на полосы (до 3-х в стерео и до 4-х полос в моно) и независимая обработка каждого канала. Частота дискретизации 48 кГц, аналого-цифровые преобразователи dbx Type IV.

На передней панели есть жидкокристаллический дисплей, колесо ввода данных, двенадцать функциональных клавиш (со встроенными светодиодными индикаторами), пара шестисегментных светодиодных индикаторов уровня входного сигнала, шесть шестисегментных светодиодных индикаторов уровня.

dbx DriveRack VENU360 - спикер-процессор 3 входа, 6 выходов, DriveRack

Контроллер ZC-1 предназначен для изменения громкости с помощью потенциометра.

Для регулировки громкости при помощи панели ZC-1 необходимо установить максимальные и минимальные значения громкости для данного зонного контроллера. По умолчанию все зонные контроллеры, при помощи которых осуществляется регулировка громкости, обеспечивают увеличение уровня на +20 дБ и уменьшение уровня до полного глушения (Mute).

Дистанционные зонные контроллеры DBX серии ZC могут быть подключены последовательно или параллельно. Каждый из контроллеров должен иметь.

dbx ZC8 - настенный контроллер. 4-х позиционный селектор источника/зоны

DBX ZC-8 - это качественный зонный селектор входов с настраиваемым регулятором громкости, получивший большое количество положительных отзывов от пользователей. Производитель DBX – американская компания, имеющая множество филиалов по всему миру и славящаяся выпуском отличного оборудования для озвучивания любых концертов и студийных записей.
Контроллер DBX ZC-8 является полностью аналоговым устройством. Для подключения и настройки оборудования используется универсальный кабель длиной до трехсот метров.

Контроллер DBX ZC-8 оснащен такими.

dbx ZonePro 1260 - аудио процессор для многозон. систем.12 вх.-2 балан. мик/лин Phoenix, 8 RCA, S/PD

dbx 1260V - аудио процессор для многозонных систем.
12 входов - 2 балансных мик/лин Phoenix, 8 RCA, S/PDIF 6 балансных Phoenix выхода, управление - ЖК дисплей на лицевой паннели, GUI интерфейс - с компьютера 2 порта для подключения контроллеров ZC (до 12 шт)

ЦИФРОВЫЕ ВХОДЫ
Разъемы: RCA (S/PDIF)

АНАЛОГОВЫЕ ВХОДЫ
Количество (общее/микрофон) 10/2
Напряжение фантомного питания 15 В
Разъемы: Euroblock (линия-микрофон)/RCA (линия)
Тип: электронная симметрия/РЧ-фильтр
Импеданс (Euroblock): симметрия/несимметрия, 50/25 кОм
Импеданс (RCA), 25 кОм
Макс. входной уровень: +20 dBu (Euroblock), +12 dBu (RCA)

dbx ZonePro 1261m - аудио процессор для многозонных систем

Процессор DBX Zone PRO 1261m -12 входов, 6 выходов и управление по Ethernet зонный процессор 1261 разработан для крупных коммерческих инсталляций c большим количеством матриц, входов и выходов. Стандартные разъемы Phoenix для балансных сигналов и RCA разъёмы для соединения процессора с часто используемым в инсталляции бытовым Hi-Fi оборудованием. От входа процессора сигнал направляется через автоматический регулятор уровня и эквалайзер (на всех входах), к более сложным и специфичным функциям, таким как микрофонный процессор, включающий в себя гейт, де-эссер.

dbx ZONEPRO 640m - аудио процессор для многозонных систем. 6 входов

Модель DBX ZONEPRO 640m предлагает предварительно настроенную конфигурацию, фиксированные входы / выходы, конфигурируемую обработку вставляемых фрагментов и дополнительное дублирование имеющихся звуковых каналов на иное устройство из линейки ZonePRO через шину связи.

Особенности аудиопроцессора DBX ZONEPRO 640m представлены:

серийным контролем
контролем Ethernet
дополнительными контроллерами ZC
интуитивно понятной передней панелью
жидкокристаллическим дисплеем
психоакустической функцией AutoWarmth
одним конфигурируемым выходом Insert
двумя.

dbx DriveRack PA2 - спикер-процессор с возможностью беспроводного управления (Android, iOS, Mac)

Спикер процессор 2-входа/6-выходов с функциями кроссовера, лимитера, компрессора, автоэквализации, подавления обратной связи, параметрического эквалайзера (вход) и графического 28 полос (выход), синтезатор субгармоник. Высота 1RU.

Модель DBX DriveRack PA2 способна обеспечивать всю обработку, которая необходима между микшером и усилителем для оптимизации и защиты ваших динамиков. С последними научными достижениями, которыми являются собственные алгоритмы DBX в AFS и AutoEQ, новый модуль обеспечивает входные задержки ввода для системы FOH в фоновом режиме.

Читайте также: