Сканер на таможне как работает

Обновлено: 13.05.2024

Особое внимание при организации международных грузоперевозок уделяется процессу подготовки к прохождению таможенного контроля. Процедура эта достаточно кропотливая, но если быть к ней готовым на все 100%, то можно не бояться того, что груз не пустят через границу.

В современных условиях развития общества и политических связей каждая страна старается защитить свои границы. В настоящее время преступность продолжает процветать, поэтому работники таможенной службы разрабатывают новые правила и оборудуют границы таким образом, чтобы предотвратить нелегальный ввоз и вывоз грузов, прежде всего тех, что относятся к категории запрещенных.

В настоящее время многие державы находятся в серьезной опасности в связи с трансграничной преступности. Поэтому для того, чтобы защитить своих граждан, а также для защиты своих территорий вводятся меры безопасности. В последнее время инновационные технологии стоят на защите граждан. Поэтому не стоит удивляться тому, что и таможенные посты сегодня оборудованы по последнему слову техники.

рентгеновское оборудование на таможне

Сложности досмотра на таможне

Для досмотра транспортных средств используется большое количество особого оборудования, в том числе и рентгеновские установки специального назначения. Они успешно применяются для того, чтобы обнаружить запрещенные грузы: огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и др. Такое оборудование позволяет также обнаруживать наркотические вещества и пожароопасные вещества. Незаконный провоз таких грузов запрещен и может представлять серьезную угрозу, а также влияет на экономику страны.

Особо тяжело произвести осмотр тяжеловесных грузов, а также транспорта, который его перевозит. Для этого требуется провести большое количество операций, отнимающих много времени и сил. Поэтому нередко бывает так, что таможенные службы пренебрегают таким досмотром и осматривают только часть фур.

Согласно имеющимся статистическим данным, только 5% от общего числа грузов проверяется инструментально, а при этом только 30% грузов полностью соответствуют заявленным в декларации требованиям. Поэтому рентгеновские установки могут решить такого рода проблему.

Особенности использования рентгеновского оборудования на таможне

Для того, чтобы осуществлять регулярный контроль автотранспорта и перевозимого груза на таможне стало массово использоваться досмотровые радиометрические устройства. Принцип их работы заключается в использовании рентгеновского излучения для просвечивания проверяемых объектов. Для этого используется комплексный подход. Досмотровое оборудование осуществляет свою работу за счет известных физических принципов. Одновременно с этим используется радиометрический и спектрометрический контроль.

В результате свечения удается получить теневое рентгеновское изображение, имеющее цифровой формат. Это изображение можно вывести на монитор. Это позволяет понять, что находится в грузовом автомобиле.

Благодаря использованию современных рентгеновских установок удается за минимальный промежуток времени произвести осмотр любого вида транспортного средства. Устройства позволяет определить, есть ли в ТС тайники, где могут быть обнаружены запрещенные грузы.

После того, как будет проведено сканирование, сотрудник таможни с помощью полученных изображений получает полную информацию о том, насколько нагружена фура и что она перевозит. Полученную информацию сравнивают с тем, что указано в сопроводительных документах.

С помощью современного оборудования можно проводить не только полный досмотр, но и точечный, который занимает совсем мало времени.

Для осуществления досмотра на таможне чаще всего используется следующее оборудование:

  • радиометрический комплекс, имеющий подвижный портал;
  • радиометрический комплекс, имеющий неподвижный портал;
  • особые мобильные комплексы.

Использование рентгеновского оборудования на таможне позволяет в разы сократить время, которое уходит на досмотр транспортных средств, а также повышает его эффективность. Чрезвычайная актуальность установок объясняется тем, что даже опытному специалисту бывает не под силу обнаружить скрытые тайники на автомобильном транспорте.

Посылки, контейнеры, паллеты — любой груз, пересекающий государственную границу, проходит таможенный контроль. Современные досмотровые средства проверяют содержимое груза без повреждения упаковки, то есть неинтрузивно.

Рентгеновская досмотровая установка, или интроскоп, — это универсальная система досмотра, которая применяется для проверки багажа, почты и грузов. Интроскоп сканирует содержимое груза при помощи рентген-лучей.

Rapiscan 632XR.jpg

Груз движется по конвейерной ленте интроскопа и попадает в туннель. Система сканирует содержимое и передает изображение оператору досмотровой установки. Предметы выделяются различными цветами, в зависимости от материала. Органические материалы окрашиваются в оранжевый цвет, неорганические — в синий, а смешанные — в зеленый.

Для сканирования высоких грузов на таможне используют рентгеновские досмотровые установки с большим размером туннеля. Например, модель Rapiscan 632 XR проверяет паллетированный и непаллетированный груз габаритами до 1,5 м в длину и ширину. Rapiscan 638 XR сканирует груз размерами до 1,8 м (ширина) на 1,8 м (высота). Обе модели Rapiscan имеют низкорасположенный конвейер и выдерживают нагрузку от 1,5 до 3 тонн в зависимости от конфигурации. Благодаря высокой проникающей способности интроскопы Rapiscan просвечивают содержимое даже плотных металлических контейнеров.

Портативная система досмотра грузов и автотранспорта

Помимо стационарных рентгеновских досмотровых установок в пунктах таможенного контроля применяют переносной аппарат MINI Z. Система использует технологию обратного рассеивания (Z Backscatter). Это миниатюрная и беспроводная система досмотра: она весит 4,2 кг, что удобно для ручного использования.

На таможенном досмотре оператор сканирует груз, и система выводит изображение на дисплее планшета. MINI Z обнаруживает взрывоопасные предметы и запрещенные органические вещества (наркотики, сигареты) в труднодоступных местах: скрытые полости автомобиля, шины и отсеки грузовых контейнеров.

wekey-post-sample_2.jpg

Cop_with_MINI_Z_700x200.jpg

Досмотр транспорта

Нередко запрещенные предметы могут находится в скрытых частях транспортных средств. Для поиска тайников и спрятанных вещей в корпусе автомобиля сотрудники таможни используют системы досмотра днища Lowcam. Это эффективная замена досмотрового зеркала: компактная установка монтируется одним человеком за 5 минут и сканирует труднодоступные полости автомобиля, которые не видит зеркало. При этом погодные условия и время суток не влияют на качество досмотра.

108S_mainimage_new.jpg

Система досмотра днища автотранспорта Lowcam ищет запрещенные предметы: оружие, контрабанду, наркотики. Несколько камер сканируют днище транспортного средства и передают оператору видеоизображение в нескольких ракурсах. Досмотр одного автомобиля занимает меньше минуты — это позволяет ускорить таможенный контроль и предотвратить очереди.

Системы досмотра днища Lowcam легко настраиваются под задачи заказчика и условия эксплуатации. Есть стационарные и переносные модели, а функционал дополняется возможностью распознавания номеров автомобиля. В базе данных хранятся изображения днища авто — в чрезвычайной ситуации оператор моментально отследит историю проверок автомобиля и узнает, кто и когда осуществлял досмотр.

Demo VI110 S by S[4].PNG

Lowcam интегрируется в общую систему видеонаблюдения и контроля управления доступом, что позволяет объединить несколько КПП в единую интеллектуальную платформу и сократить персонал службы безопасности.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Для таможенной проверки крупногабаритного транспорта и грузов применяются системы досмотра транспорта различного типа и конфигураций. Современное досмотровое оборудование обнаруживает малые тайники и скрытые вкладки в грузе весом десятки тонн. При этом не нужно останавливать транспорт и отдельно сканировать единицы груза — можно досматривать фуры, грузовые составы и фургоны в движении на скорости до 60км/час. За час системы досмотра транспорта сканируют до 400 автомобилей, что ускоряет и автоматизирует процесс таможенного контроля.

Системы досмотра транспорта делятся на два вида, в зависимости от технологии досмотра.

Первые используют проникающее излучение, чувствительное к плотности материала. К ним относятся инспекционно-досмотровые комплексы Rapiscan Eagle — конструкция в виде рамки-портала, через которую проезжают автомобили и поезда. В линейке есть стационарные модели Eаgle G45 и Eagle P60, мобильные системы на базе трейлера Eаgle М45 и М25, которые доставляются в труднодоступные места. Модель ИДК Eаgle R60/R90 устанавливаются на железнодорожном транспорте для контроля перевозимых жд-составами грузов.

Rapiscan Eagle C02-Motorbike.jpg

Второй вид систем досмотра транспорта комбинирует технологию обратного рассеяния и проникающее излучение. Они быстрее и надежнее досматривают транспорт, делая несколько снимков в различных ракурсах.

Комбинированные системы досмотра транспорта Rapiscan помогают сотрудникам безопасности обнаруживать органические вещества (наркотики, сигареты) и неорганические материалы (оружие, взрывные устройства). Комбинированные инспекционно-досмотровые комплексы — это современное и эффективное решение для таможенной проверки транспорта.

wekey-post-sample_3.jpg

Системы досмотра транспорта Rapiscan Systems|AS&E безопасны для сотрудников таможенной службы и для водителя досматриваемого автомобиля. Запатентованная технология CabScan сканирует кабину на низкой мощности и автоматически переключается на высокую при сканировании грузового контейнера.

Линейка оборудования Rapiscan Systems|AS&E включает в себя: стационарные и мобильные портальные конструкции (серии GANTRY и PORTAL), системы досмотра транспорта на базе фургонов (серия ZBV).

wekey-post-sample.jpg

Террористы и преступники придумывают новые схемы, как обмануть сотрудников таможенной службы и средства досмотра. Чтобы предотвратить угрозы на государственной границе необходимо оснащать пункты пропуска современным оборудованием. WEKEY следит за разработками в средствах таможенного контроля. Поэтому на каждый новый вызов у нас есть ответ — инновация в сфере безопасности.

Знаете ли вы, как работает рентгеновское устройство на досмотре в аэропорту? Какая картинка выводится при сканировании на монитор - цветная или черно-белая? Какую радиацию получают ваши вещи при прохождении рентгеновского "туннеля"? Каким предметам могут навредить рентгеновские лучи при сканировании багажа? Специалисты аэропорта Хельсинки рассказали, как проходит процесс "просвечивания" ваших сумок и чемоданов.

Мы спросили Йони Пекканена, руководителя службы безопасности в аэропорту Хельсинки, и Микко Халонена, технического специалиста по безопасности и поставщика технологий безопасности Finavia, какие технологии используются в устройствах во время проверки безопасности.

Технология сканирования основана на рентгеновских лучах

Все мы видели рентгеновский сканер в аэропорту - этакий квадратный туннель с конвейерной лентой. Багаж сканируется с помощью рентгеновских лучей: визуализация предметов осуществляется благодаря тому, что различные материалы по-разному пропускают рентгеновские лучи.

«Аппарат производит рентгеновские лучи с помощью специальной трубки, которая облицована свинцом. В свинцовой подкладке имеется узкая щель шириной около одного сантиметра, через которую рентгеновские лучи направляются в туннель. Каждый предмет багажа проходит сквозь рентгеновский луч по конвейерной ленте, а на противоположной стороне детектор измеряет количество излучения, которое проникло в сканируемый объект. Плотные вещества, такие как свинец, поглощают большую часть излучения, - объясняет Микко Халонен. - На основании количества радиации, которое прошло через единицу багажа, компьютер формирует изображение предметов практически в реальном времени».

Оранжевый или синий? У разных материалов – разные цвета

Раньше рентгеновское изображение было черно-белыми. Сегодня различные материалы отображаются на экране в разных цветах.

Органические вещества, такие как дерево, вода, пластик и текстиль, отображаются в оранжевом цвете; неорганические вещества, такие как металлы, - в синем цвете.

«Если органические и неорганические вещества перекрываются в отсканированном объекте, то на экране они отображаются зеленым цветом. Например, теннисные мячи в металлической упаковке на экране выглядят зелеными. Другие вещества, которые отображаются на экране зеленым цветом, могут включать соль, стекло и кости», - поясняет Халонен. Чем плотнее вещество или толще его слой, тем темнее этот предмет выглядит на экране компьютера. Материалы, которые слишком плотны для прохождения рентгеновских лучей, кажутся черными.

3D-изображения с новой технологией

По словам Йони Пекканена, развитие технологии сделало изображения более четкими, а процесс сканирования - более быстрым и легким. По его словам, угол отображения можно изменить, чтобы лучше видеть содержимое отсканированного багажа. «В аэропорту Хельсинки мы используем, например, так называемые машины, которые создают два разных изображения одного отсканированного предмета. Это делает процесс проверки более эффективным потому, что нам редко приходится повторно сканировать багаж», - объясняет Пекканен.

Сканеры выполнения досмотровых процедур широко применяются во всех российских аэропортах. Такой способ проверки пассажиров и их багажа значительно снижает временные затраты на осмотр. Сканер в аэропорту с рентгеновскими или микроволновыми лучами поможет видеть такие особенности, которые не способен заметить ни один работник отдела безопасности. Например, если пассажир пытается провезти запрещенные вещества или небольшие предметы, проглотив их.

Принципы работы сканеров аэропорта

Визуально, на первый непрофессиональный взгляд, процедура сканирования человека в аэропорту схожа с ежегодно проходимой в поликлинике флюорографией. Понятны переживания пассажиров, часто летающих авиарейсами о безопасности излучения для здоровья. Специалисты считают, что микроволновые и рентген-лучи, которые исходят от сканирующих устройств, безопасны. Они не превышают пороговое значение в половину микрозиверта, в то время, как медицинский рентген излучает до шестисот рентген.

Сканирование человека в аэропорту

Технологии

Технологии, как просвечивают багаж в аэропорту, представлены двумя видами сканирующих устройств. Это рентгеновский и полноразмерный сканер.

Рентгеновский представляет собой две будки. Досматриваемый пассажир должен встать между ними. С помощью рентгеновских лучей получается два снимка — переднего и заднего. Материалы и поверхности с маленькой плотностью имеют белый цвет. Например, тело человека. В темный цвет на снимке окрашиваются металлические предметы и другие вещи с повышенной плотностью.

В работе полноразмерного сканера используются волны диапазона в несколько миллиметров. Их излучают две антенны, которые вращаются вокруг досматриваемого пассажира. Предметы одежды при излучении сканера выводятся на экран как прозрачные. Изображение выходит очень подробным и четким, и более реалистичным в сравнении с рентгеновским сканером.

Сканер в аэропорту: назначение

Сканеры предназначены для быстрого и точного проведения процедуры досмотра пассажиров в аэропорту. Он занимает в несколько раз меньше времени по сравнению с обычной формой контроля. Также он обладает более высокой информативностью и позволяет рассмотреть и заметить мельчайшие детали.

Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат

Сканеры способны просвечивать сквозь одежду человека и его тело таким образом, что от него не получится скрыть запрещенные к провозу предметы. В зависимости от типа сканера получается изображение с засвеченными участками или человека без одежды, но с предметами, которые он имеет при себе.

Виды сканеров в аэропортах

В российских аэропортах применяют несколько видов сканеров, чем просвечивают багаж пассажира в аэропорту. Каждый из них показывает тело человека по-разному. Изображение микроволнового устройства менее информативно, но оно и меньше всего вредно для человека. То есть при прохождении досмотра через него он подвергается воздействию тех же электромагнитных волн, что и в повседневной жизни. Например, мобильных телефонов и микроволновок.

Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния

Принцип, как работает рентген сканер обратного рассеивания в аэропорту, схож с рентген-аппаратом. Но в отличие от него, лучи отражаются от тела человека, а не проходят сквозь него. В зависимости от плотности материалы отображаются на снимке в разных цветах. Кожа и мышцы — в светлых, более плотные материалы — в темных. Чтобы получить подробные данные при досмотре, сотрудник делает два снимка пассажира — сзади и спереди.

Сканер в аэропорту

Микроволновый сканер

Досмотр с помощью микроволнового сканера производится следующим образом: вокруг пассажира, находящегося в закрытой будке, двигаются специальные антенны. Благодаря волнам миллиметрового диапазона получается четкое и объемное изображение.

Микроволновый сканер

Рентгеновские сканеры для багажа

Альтернативой рентгеновским сканерам для досмотра багажа является рамка металлодетектора в аэропорту. Она используется для выявления предметов из металла в подавляющем большинстве аэровокзальных комплексов. Пассажир с сумкой должен пройти через прямоугольную арку. После чего при обнаружении металлической вещи, запрещенной к провозу на борту воздушного судна, детектор издает характерный звук.

Устройство не выделяет рентгеновского излучения и не сохраняет сведений об авиапассажире. Оно абсолютно безопасно, но и менее эффективно для выявления нелегально провозимых предметов, в сравнении со сканером на багажной ленте.

Рентгеновские сканеры для багажа

Можно ли обмануть сканер

Даже если предположить, что можно обмануть высокоточные и технологичные сканеры, то пронести запрещенные предметы в самолет невозможно. Безопасность аэровокзальных комплексов обеспечивают специальные сотрудники, психологи, кинологи, камеры видеонаблюдения. Обмануть всю эту систему не получится.

Безопасность и здоровье

Больше всего пассажиры волнуются при использовании для досмотра рентгеновского детектора. Производители подобных устройств утверждают, что пассажир получает облучение в дозе не более полумикрозиверта.

Рентгенаппарат образца советского времени излучает 600 микрозиверт всего за одну процедуру флюорографии, современные устройства — около 60. В сканере в аэропорту человек подвергается воздействию минимального количества радиации.

Микроволновый сканер сравним по степени выделяемого излучения со смартфоном. Рентген-сканер дает столько же облучения, сколько пару минут нахождения в полете.

Однако существует рекомендация Роспотребнадзора не чаще, чем 20 раз за один год. Беременные женщины и дети проходят процедуру досмотра только ручным методом.

Беременная женщина в аэропорту

Этической проблемой использования сканеров в аэропортах является то, что некоторые пассажиры отказываются демонстрировать свое тело оператору. Они переживают о том, что видно на сканере в аэропорту. Хотя имеется всеобщая договоренность между воздушными гаванями. Снимки и изображения после завершения досмотра не сохраняются.

Альтернатива

Пассажир всегда имеет право отказаться от досмотровой процедуры с применением сканирующего устройства. Совсем избежать проверки не получится. Ее проведет сотрудник службы безопасности одного пола с пассажиром ручным способом. Он представляет собой особую методику прощупывания через одежду. Такая форма досмотра не требует нахождения в кабинке наедине или необходимости раздевать. Часто такой способ используют девушки.

Все пассажиры обязаны проходить досмотровые процедуры перед полетом на воздушном судне. Сделать это оперативно и достоверно поможет сканирование рентгеном и микроволнами в аэропорту. Дозы их излучения минимальны и не приносят вреда здоровью человека. При отказе пассажира от такого способа досмотра, например, при беременности, ему придется пройти не рентген в аэропорту, а ручной осмотр.

Читайте также: