Спектрофотометр для калибровки принтера

Обновлено: 28.04.2024

Всем привет!
Подскажите плиз, хочется приобрести спектрофотометр для профилирования интерьерного струйного принтера Epson 9880 с неоригинальными чернилами.

можно ли обойтись i1Photo Pro 2 так как печатаю просто через драйвер принтера,
там, вроде как, принтер понимается как RGB устройство.. или что то еще можете посоветовать?

ilias

Ответ: спектрофотометр для профилирования интерьерного принтера?

Если через драйвер и нет перспективы в ближайшее время перейти на РИП, то можно обойтись и СolorMunki

Ответ: спектрофотометр для профилирования интерьерного принтера?

Мы обходимся i1Design Но нужно определиться, нужен UV Cut или нет. Для струйной бумаги он крайне желателен.

Снобизм - претензия на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменное отношение к тем, кто якобы лишён этих достоинств.

AlexG

Ответ: спектрофотометр для профилирования интерьерного принтера?

идущий с устройством софт по большому счёту полный отстой

Ну не надо уж так категорично. i1Profiler профили строит отлично, что RGB-шные, что CMYK, что мулитиченнел.

Стороннему софту даже от x-rite на то, что открыто в приборе глубоко по барабану.

Это да. Если есть внешний профилировщик, то достаточно младшей версии прибора, нынче это i1Basic Pro 2.
В прицнипе, есть фриварные профилировщики, ArgyllCMS тот же.

Мы обходимся i1Design Но нужно определиться, нужен UV Cut или нет. Для струйной бумаги он крайне желателен.
В приборах второй генерации есть режим измерения как с No-фильтром, так и UV-фильтром (а также с D50). Так что отдельно об этом заботиться не надо.
Да и со старыми приборами я, лично, тоже предпочитаю измерения с No-фильтром, а УФ фильтр потом можно сымитировать программно (опять таки ArgyllCMS-ом), если горько надо.
Участник

Ответ: спектрофотометр для профилирования интерьерного принтера?

Спасибо всем за помощь!
Хотелось бы еще проконсультироваться…
я сотрудничаю с художниками фотографирую и печатаю репродукции картин на холсте и оформляю в багет. печатал на оригинальных чернилах и материалах Епсон и результатом очень доволен практически факсимильные копии получаются. Но все таки у нас тут провинция и для наших людей дороговато получаются, заказов мало, но бросать это дело мне не хочется , приходится искать пути выживания поставил СНЧП и вижу что надо изучать профилирование. несколько дней читал форум, очень все трудно дается, но вроде что то стал понимать . но есть вопросы.. поспрашивал у некоторых местных дизайнеров но понял что они сейчас знают меньше меня
Работаю в основном с RAW и тифаками, насколько мне нужен РИП пока в раздумьях.
Правильно ли я рассуждаю:
лимиты чернил, линеаризацию, растрирование все может с успехом делать драйвер принтера и для моих задач достаточно профилирования по RGB.


получается у меня два варианта:

вопрос – чего нельзя сделать со 2 вариантом по сравнению с первым, либо насколько будут отличаться по качеству результаты профилирования? Или еще что то?

До сих пор аппаратную калибровку мониторов и принтеров часто воспринимают как удел профессиональных фотографов, дизайнеров и полиграфистов. Но обеспечить соответствие цвета на мониторе и в печати - это задача, решать которую приходится не только фотографам-профессионалам. Никакая серьезная обработка изображения невозможна, если на домашнем и рабочем мониторе оно не одинаково или вам приходится «домысливать» результат уже по результатам печати.

Сейчас в продаже встречаются недорогие приборы для калибровки мониторов, ориентированные на фотолюбителей. Чем же отличается недорогой калибратор от профессиональной модели?


Всем известно, что полный кадр лучше, чем «кроп», светосильная оптика превосходит простенькую штатную, а мыльница никогда не даст такого же качества изображения, как компакт класса hi-end. Между тем проблема выбора инструмента для калибровки монитора способна поставить в ступор любого, кто ранее не сталкивался с данной темой.

Действительно ли нужно иметь свой собственный калибратор? Или проще и надежнее вызвать профессионала, который раз и навсегда настроит вам монитор и принтер? А можно распечатать на принтере тестовую мишень и заказать цветовой профиль по почте: данную услугу предлагают некоторые сайты, и цена ее весьма невысока.
На самом деле любой принтер требует регулярной калибровки с помощью спектрофотометра, так как цветопередача зависит от факторов, многие из которых не связаны напрямую с печатью (например, температура и уровень влажности в помещении). Поэтому не стоит серьезно рассматривать вариант вызова специалиста и, тем более, заказывать цветовой профиль по почте. Как правило, специалисты, которые предлагают данную услугу, хорошо осознают отсутствие смысла такого рода «профилировки» и просто используют дилетантизм фотолюбителей для повышения своего заработка.

Что касается монитора, то здесь можно ограничиться «нерегулярной» калибровкой, но изредка повторять данную процедуру все же не помешает. Тем более, что мы обычно имеем дело с несколькими мониторами (домашний и рабочий ПК, ноутбук), а по цене простые калибраторы для монитора вполне доступны.

Важно понимать, что ни один калибратор не обеспечит точного соответствия цветов на мониторе и на отпечатке, полученном с помощью струйного принтера. Но вы сможете получить максимальное приближение картинки на мониторе и принтере к оригиналу в соответствии с возможностями каждого типа устройств (цветовым охватом). Этого достаточно, чтобы «развязать руки» при цветовой коррекции изображений и обеспечить уверенность в конечном результате.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Оборудование для калибровки и работы с цветом предполагает серьезные затраты на исследования и разработку, в связи с чем о большом количестве игроков на этом рынке говорить не приходится. Производителей на данный момент всего два - Datacolor и Pantone.

Datacolor производит калибраторы с 2000 года, однако вплоть до 2007-го они продавались под маркой ColorVision - независимого подразделения Datacolor AG.

Марка Pantone хорошо известна на полиграфическом рынке, однако в данный момент она принадлежит компании X-Rite. Pantone до покупки компанией X-Rite в 2007 году никогда не производил калибровочное оборудование, работая на смежных рынках (системы управления цветом, цветовые библиотеки, веера Pantone). Таким образом, калибраторы и спектрофотометры, которые сейчас продаются под маркой Pantone, целиком являются разработкой компании X-Rite и никак не связаны с оригинальной продукцией Pantone.

Необходимо отметить, что основная часть калибровочного оборудования X-Rite восходит к разработкам компании Amazys Holding AG, продававшей свое оборудование для калибровки под торговой маркой GretagMacbeth. Данная компания была приобретена X-Rite в 2006 году, а до того момента являлась основным конкурентом X-Rite.

КАЛИБРАТОР ИЛИ СПЕКТРОФОТОМЕТР?

Впрочем, перед началом калибровки вы можете выбрать через OSD-меню монитора стандартный цветовой профиль sRGB, что значительно упростит процесс и гарантированно обеспечит результат. Проблема дешевого калибратора, таким образом, заключается в том, что он, возможно, не позволит использовать максимум возможностей хорошего монитора и работать с цветовым охватом, близким к Adobe RGB.

• Спектрофотометр чем-то напоминает компьютерную мышку, но по размеру несколько крупнее средней мыши и имеет всего одну кнопку на левом боку. В передней части прибора находится светодиод, который светит на участок калибровочной шкалы, а также фотоприемник, отвечающий за измерение цвета. В процессе калибровки вы должны распечатать одну из стан¬дартных тестовых шкал, подсушить отпечаток в течении 20—30 минут, после чего закрепить ее на столике и последовательно измерить спектрофотометром.

Процесс калибровки принтера может потребовать повтора нескольких подобных итераций. При этом следует иметь в виду, что процесс калибровки принтера и создание цветового профиля для печатающего устройства - две различные процедуры.

В первом случае (калибровка принтера) стоит задача привести принтер к некому стандарту, как правило - требуется обеспечить на выходе то, что заложено в файле. Создание цветового профиля предполагает как бы «имитацию» цветопередачи того или иного устройства. Например, в полиграфии часто используется так называемая цифровая цветопроба: прежде чем запустить ту или иную продукцию в тираж на офсетной машине, оригинал-макет изделия первоначально печатается на струйном принтере, к которому подключен профиль, имитирующий печать на офсетной машине и определенной марке бумаги/картона. В таком случае, первоначально калибруется сам принтер (чтобы скорректировать «искажения», которые он привносит ко входящим данным). Затем при помощи спектрофотометра строится профиль печатной машины. Замерив прибором стандартные калибровочные шкалы, напечатанные офсетным способом, вы получите карту «отклонений» печатной машины, после обсчета которой специализированным программным обеспечением (например, GMG Colorproof) те же самые шкалы печатаются на принтере и должны совпасть с «эталоном». В этом случае, как и при калибровке принтера, также может потребоваться несколько итераций, чтобы максимально приблизиться к цели.


• Спектрофотометр - прибор с более широкой областью применения. Основная его задача - создание цветовых профилей для различных печатных устройств, к каковым можно отнести и домашний фотопринтер. Как правило, калибровать с его помощью можно, но зачастую это не столь удобно, как в случае с калибратором для монитора. Интересно, что политика Datacolor и X-Rite в данном вопросе различается.

Спектрофотометр Eye-One Pro комплектуется приспособлением для закрепления на мониторе с целью калибровки и поддерживает данную функцию на уровне ПО. Компания Datacolor предлагает комплект Spyder 3 Studio, в который входит спектрофотометр для калибровки печатных устройств и - отдельно - калибратор для монитора, имеющий фирменную «паукообразную» форму с присосками для крепления непосредственно на дисплее.

X-RITE EYE-ONE PRO

Как производитель профессионального полиграфического оборудования для работы с цветом, X-Rite в данный момент не имеет конкурентов. Связано это с наследством GretagMacbeth - некоторые из приборов, выпускавшихся подданной маркой, стали частью истории, но именно к GretagMacbeth восходит своими корнями спектрофотометр Eye-One Pro (также известный как i1 Pro), который считается «золотым стандартом» в полиграфии.


Данный прибор поддерживается практически всеми ныне существующими системами контроля цвета и изготовления цифровых цветопроб.

Eye-One Pro - это единственное компактное ручное устройство, которое обеспечивает точность профессионального спектрофотометра. Измерительная система Eye-One Pro включает 100 датчиков, каждый из которых измеряет очень узкий сегмент спектра видимого излучения.

Eye-One Pro производится в Швейцарии, проходит индивидуальную заводскую калибровку и комплектуется подставкой с мишенью для самокалибровки. Процедура самокалибровки занимает несколько секунд и осуществляется при инициализации прибора в процессе запуска калибровочного софта. Мишень представляет собой керамическую пластину на основе сульфата бария, имеющую эталонный белый цвет. Калибровочная мишень индивидуальна для каждого экземпляра i1 Pro, поэтому каждая подставка имеет серийный номер и должна использоваться только со «своим» спектрофотометром.

Спектрофотометр подключается к компьютеру через стандартный интерфейс USB. Комплект поставки включает программное обеспечение ilMatch 3, которое можно использовать для профилировки монитора и принтера. ПО организовано по модульному принципу и позволяет в случае необходимости подключать модули для построения ICC- профилей сканеров и профилей CMYK- принтеров, однако следует иметь в виду, что некоторые из функций утилиты в базовой комплектации могу быть заблокированы.

Также в комплект входит столик для ручного сканирования калибровочных шкал, шнурок с противовесом для крепления к монитору, приспособление для позиционирования при одиночных замерах (они производятся при сравнении цвета на печатной продукции с эталоном). Все это сложено в чемодан для переноски, причем габариты чемоданчика весьма велики - сам же прибор вполне компактен, и можно было бы ограничиться кофром меньшего раз-мера, чтобы спектрофотометр было бы удобно брать с собой именно в кофре.

В случае, если калибровка принтера производится достаточно часто, для автоматизации процесса замера шкал цветового охвата X-Rite предлагает полезный, хоть и весьма недешевый аксессуар - измерительный стол Eye-One iO. Данное приспособление обеспечивает быстрое и точное считывание тестовых шкал в автоматическом режиме, освобождая владельца от необходимости ручного промера шкал, который отнимает много времени и увеличивает риск ошибок. Таким образом, достигается стабильность и надежность результатов измерений.

DATACOLOR SPYDER 5 STUDIO

В отличие от il Pro, «комплект профессионального калибровщика» от Datacolor не ориентирован на полиграфистов. Перед нами продукт потребительского класса, имеющий более широкую целевую аудиторию: в первую очередь, он предназначен для профессиональных фотографов и фотостудий.


Комплект Spyder 5 Studio представляет собой довольно увесистый, но при этом относительно компактный металлический чемоданчик, где находится спектроколориметр Datacolor и «мониторный сенсор» Spyder 5. В комплект поставки входит направляющая линейка SpyderGuide, которая необходима при сканировании цветовых шкал. Калибратор для монитора имеет фирменную форму футуристического «паука» стремя лапами, на каждой из которых предусмотрены присоски для крепления на экране монитора.

Фирменный софт от Datacolor радует своей функциональностью: чтобы по¬строить ICC-профиль для принтера, вам не потребуется дополнительное ПО. Софт полностью русифицирован, что выгодно отличает Datacolor от программного обеспечения продуктов Pantone/X-Rite. Стоит отметить, что процесс калибровки монитора с помощью Spider максимально автоматизирован и отнимает у пользователя минимум внимания и времени. Сточки зрения удобства калибровки монитора и функциональности софта, решение Datacolor превосходит то, что предлагает X-Rite.

Однако что касается главного «сокровища» в чемоданчике - спектроколориметра Datacolor, - то здесь не все так однозначно. Дело в том, что спектрофотометр и спектроколориметр - это не совсем одно и то же. Принципиальная разница между приборами X-Rite и Datacolor состоит в том, что последний позволяет строить ICC-профили только в цветовой модели RGB. Это означает, что область применения спектроколориметра сужается до струйных принтеров, и вы не сможете создать профиль для CMYK-устройств. Данный недостаток не критичен для фотографа или студии фотопечати, но прибор Datacolor не сможет найти применение в полиграфии, где 100% печатных устройств работают именно в CMYK-модели. Собственно, именно этим объясняется двукратная разница в цене между i1 Pro и набором Datacolor, который оценивается относительно демократично.

На самом деле, конечно, соблазнительно за в два раза меньшую цену приобрести сразу два прибора в элегантной упаковке и с удобным софтом. Но в столь тонком вопросе, как калибровка и работа с цветом, количественный подход не работает. Несомненно, Eye-One Pro совершеннее двух приборов Datacolor вместе взятых. К преимуществам Spyder 5 Studio можно отнести дружественный софт и разумную, обоснованную цену комплекта. Если вы работаете только с фотографиями и не планируете строить профили для CMYK-устройств, то предложение Datacolor выглядит весьма привлекательно и резонно.

DATACOLOR SPYDER 5 EXPRESS И PANTONE HUEY PRO

Оба прибора относятся к бюджетным решениям, стоимость их практически одинакова.

Spyder 5 Express - все тот же «паук», который входит в комплект Studio и гордо именуется «мониторным сенсором», но серьезно урезан по функционалу: не поддерживает калибровку нескольких мониторов, подключенных к одному ПК; может работать только с одним - стандартным - значением цветовой температуры и гаммы (соответственно, 6500К и 2,2). Вместе с тем, в устройстве стоит все тот же датчик, что и в старших моделях Spyder, в которых присутствует возможность выбора цветовой температуры и гаммы. С точки зрения точности калибровки никаких претензий к самому доступному решению от Datacolor нет.

Huey Pro - реализация иного подхода. С одной стороны, здесь нет бессмысленных ограничений, связанных с «урезанной» прошивкой. Вы можете калибровать несколько мониторов, подключенных к одной видеокарте, и можете выбрать цветовую гамму и температуру из нескольких вариантов. Зато в Huey Pro стоит упрощенный датчик, поэтому точность калибровки ниже, чем в случае Spyder 5 Express. Кроме того, данный прибор разрабатывался до всеобщего распространения мониторов с LED-подсветкой и глянцевым экраном. При калибровке дисплеев такого типа могут возникнуть проблемы. Зато Huey Pro выполнен в форме письменной ручки и более чем компактен, поэтому его можно брать с собой всякий раз, когда вы идете на работу или в гости.


К продуктам Datacolor среднего ценового уровня относятся:

  • Spyder 5 Pro - предусмотрены варианты цветовой температуры и гаммы.
  • Spyder 5 Elite - помимо возможностей Pro-версии, реализована функция калибровки проекторов, возможность загрузки нестандартных гамма-кривых, а также режим полного тестирования монитора (цветовой охват, яркость, контрастность, гамма, равномерность подсветки).

Линейка X-Rite включает калибраторы для мониторов Eye-One Display LT и Eye-One Display 2. Оба прибора имеют форму полусферы и внешне напоминают «паука» Datacolor - с бюджетным решением Pantone нет ничего общего.
В обоих приборах стоит датчик более высокого класса, чем в Huey Pro, - по точности он примерно соответствует Spyder 5. Физически модели i1 Display LT и Display 2 не имеют различий, а разница в цене связана с «урезанной» прошивкой модели LT. В младшей модели отсутствует возможность оценки цветового охвата монитора. При этом обе модели не обеспечивают полного теста монитора, который, помимо цветового охвата, включает яркость, контрастность, гамму и равномерность подсветки. В данном случае, Spyder 5 Elite явно превосходит решение X-Rite.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если перед вами стоит задача покупки недорого устройства для калибровки монитора, первым делом стоит обратить внимание на решения Datacolor. Бюджетный Spyder 5 Express явно превосходит Pantone Huey Pro благодаря более точному сенсору.

Что касается более дорогих моделей, здесь мы видим примерное равенство производителей сточки зрения функционала и стоимости, но к преимуществам Spyder по-прежнему можно отнести более продуманный софт с поддержкой русского языка.

Если вам требуется более продвинутое устройство, с помощью которого можно калибровать не только монитор, но и принтер, цифровую печатную машину, мы настоятельно рекомендуем присмотреться к i1 Pro - это недешевый, но значительно более универсальный инструмент, нежели Datacolor версий Studio (два прибора в одном комплекте) или Print (только спектроколориметр).

Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.

подскажите какой выбрать калибратор принтера для любительской печати ?

принтеры EPSON R220 и 1290 переделанные под СНПЧ (чернила инкмэйт). Кое как откалиброваны, но хочется лучшего. Люблю экспериментировать с разной бумагой.

бюджет до 20 тыс руб .


выбираю между Pantone ColorMunki Photo и ColorVision PrintFix PRO !

возможно кто-нибудь уже пользовался этими калибраторами и знает нюансы. возможно есть варианты по лучше.

И Spyder Studio, и ColorMunki Photo оба умеют калибровать мониторы и принтеры, но калибратор принтера от Spyder можно купить отдельно (по крайней мере раньше он был в продаже), и это будет дешевле, чем весь комплект.

В ColorMunki, как правильно отметили, стоит "настоящий спектрофотометр"; но при этом калибровка производится по двум листам, каждый по 50 патчей (первый всегда одинаковый, второй адаптивно выбирается по результатам измерений первого). При этом не знаю, как в последней версии софта, но ранних на просушку бумаги отводилось только 10 минут, если закрыть программу, например, на ночь (чтобы просушить сутки или больше), то процесс надо было начинать сначала. В итоге люди отправляли компьютер в гибернацию, предварительно выдернув калибратор, только тогда его можно было застваить корректно обработать измерения через день.

Спайдер в версии Studio присутствует на рынке в двух вариантах: старая версия Studio и только что выпущенный Studio SR [strip reading]. В первом используется классический колориметр, в новом вроде бы изменили дизайн, добавлена возможность считывания стрипа [плюс комплект вкелючает в себя калибровочную мишень для цифровых камер]. При этом он может напечатать мишень сразу на 250-750 патчей на лист, а считать только тогда когда вы захотите. Да, кстати, мониторы Spyder калибрует все, а вот ColorMunki только ЖК, для CRT он не предназначен.

Из общих замечаний, народ иногда жалуется на слишком мелкие патчи в Spyder, а владельцы ColorMunki на то, что когда везешь его по бумаге, он может царапать или пачкать соседние патчи, плюс если не правильно считал патч, то надо начинать всё сначала.

Вообщем, для себя решил, что буду брать то, что будет в наличии. Правда, я собираюсь пользоваться родным софтом; ворованного стараюсь избегать, а с бесплатным неохота возиться.

anrei - Вы не поверите, но в указанный бюджет вы вполне можете без всяких компромиссов уложиться в покупку Eye-One Pro, о котором жалеть не придется никак. он на голову лучше всех вышеозвученных моделей, просто считается дорогим, поэтому Вам не предложили.

И еще один вопрос: в чем отличие комплектов "X-RITE Eye One DISPLAY 2" и "X RITE Eye One DISPLAY 2 Pro"? Сами калибраторы одинаковы?! Нигде не нашел упоминаний о "ревизии D". probe - спасибо за разъяснения!
Еще вопрос: что нужно искать "i1Basic" (как я понял это набор) или отдельно калибратор из этого набора?

Без разницы. Ищите по принципу, который чуть выше написал Дмитрий Мирча. Сейчас самый минимальный комплект с прибором i1Pro называется i1Basic, раньше назывался i1Photo LT. Но можно и любые другие комплекты, если цена не высокая. Там самое главное сам прибор, а не софтовые навороты в родном ПО (родное ПО слишком примитивное, чтобы на него ориентироваться).
Старайтесь только покупать прибор ревизии D (Rev D), поскольку это самая современная ревизия, самая быстрая и точная. Старайтесь также брать комплект, который включает не только линейку, но и подставку для бумаги - это очень удобно (раньше комплекты выпускали без подставки, но сейчас все комплекты идут с подставкой).

В апрельском номере журнала «КомпьюАрт» мы рассказывали, как осуществляется калибровка мониторов в допечатном процессе. Теперь остановимся на том, как применяются измерительные приборы для калибровки печатных устройств. Касаться здесь использования денситометров не будем, а расскажем о спектрофотометрах.

Приборы

Большинство спектрофотометров, используемых в настольном издательском процессе, работают «на отражение». Это объясняется тем, что в большинстве случаев калибровка печатного устройства выполняется на бумажных или иных непрозрачных носителях, подразумевающих измерение «на отражение». Калибровка печати «на просвет» требуется очень редко, в основном при печати на транслюцентных материалах (бэклитах), приборы с наличием такой функции довольно редки и обычно стоят гораздо дороже, чем приборы, способные измерять только «на отражение».

Спектрофотометры, применяемые для калибровки печатных устройств, как правило, оборудованы либо нейтральным No-фильтром, либо фильтром UV-Cut. Последний используется для снижения влияния оптического отбеливателя, имеющегося в бумаге, на результаты измерений. Однако прибор, оборудованный No-фильтром, является более универсальным, поскольку большинство программ-профилировщиков имеют функцию программного эмулирования фильтра UV-Cut. При выборе прибора для использования в допечатной подготовке следует иметь в виду, что все стандарты серии ISO 12647 требуют применения приборов с No-фильтром.

Характеристики некоторых спектрофотометров X-Rite, используемых для калибровки печатных устройств

Средняя скорость измерений шкалы ECI2002, мин

No-Filter или UV-Cut
(выбор при покупке)

No-Filter или UV-Cut
(выбор при покупке)

No-Filter и UV-Cut, переключаемый

Толщина основы для печати

Подложка для измерений

Штатно — белая.
Возможно использовать любую

Штатно — белая.
Возможно использовать любую

Размер основы для печати

Максимум 320×230 мм

Версия STD: макс. ширина
230 мм (1100 полей/А4).

Версия XL: макс. ширина 330 мм (более 2500 полей/А3)

Приборы могут поставляться как укомплектованными программным обеспечением для проведения измерений и построения ICC-профилей, так и без него. Например, во многих растровых процессорах для управления печатью принтера имеются функции для его калибровки и пользователь имеет возможность сэкономить весьма существенные средства, приобретая прибор без программного обеспечения.

В таблице приведены характеристики некоторых спектрофотометров X-Rite, работающих «на отражение».

Как правило, все современные спектрофотометры имеют определенную степень автоматизации. Скажем, приведенный в таблице спектрофотометр Eye-One Pro может использоваться как для одиночных измерений отдельных полей, так и для сканирующих измерений по линейке, что позволяет многократно повысить скорость измерений. Оператор прикладывает прибор к линейке, нажимает на кнопку и ведет прибор по линейке вдоль одной из строк тестформы. Прибор проводит порядка ста измерений в секунду, что позволяет устойчиво распознавать поля тестформы и проводить точные измерения. Применение Eye-One Pro вместе с автоматическим столом X-Rite iO (рис. 1) полностью автоматизирует процесс измерений, исключая оператора из процесса перемещения прибора по строке тестформы, что уменьшает вероятность ошибок, а также позволяет использовать меньшие по размеру поля тестформы, а это экономит расходные материалы. Пользователь также может разместить большее количество полей на том же формате листа, что позволяет повысить точность расчета ICC-профиля.

Рис. 1. Стол для автоматизации измерений X-Rite iO. В держателе установлен спектрофотометр Eye-One Pro

Рис. 1. Стол для автоматизации измерений X-Rite iO. В держателе установлен спектрофотометр Eye-One Pro

Спектрофотометр iSis является представителем так называемых стрип­ридеров, которые автоматически протягивают тестформу сквозь измерительный тракт (рис. 2). Это позволяет весьма быстро и точно проводить измерения, однако он менее универсален, чем приборы, рассмотренные ранее. В частности, с помощью iSis нельзя проводить измерения одиночных полей, некоторые сложности возникают также при измерении тестформ, отпечатанных на пленках толщиной менее 60-80 мкм, например на полипропилене.

Рис. 2. Автоматический спектрофотометр X-Rite iSis

Рис. 2. Автоматический спектрофотометр X-Rite iSis

Как уже упоминалось в предыдущей статье (см. КомпьюАрт № 4’2010), процесс калибровки устройств состоит из линеаризации и характеризации (построения ICC-профиля или «профилирования»). Способ реализации этих процедур зависит от конкретного программного обеспечения, управляющего принтером.

В зависимости от того, каким образом осуществляется печать на печатном устройстве, возможны несколько вариантов его калибровки. Рассмотрим два наиболее часто встречающихся: печать через системный драйвер принтера (под операционной системой Windows это GDI-драйвер) и печать через растровый процессор (RIP) напрямую на принтер. В первом случае принтер при калибровке рассматривается как RGB-устройство, что определено особенностью системного драйвера, не дающего пользователю прямого доступа к управлению печатной головкой. Во втором случае (при печати через RIP) пользователь, как правило, имеет доступ к управлению печатной головкой, поэтому принтер рассматривается как CMYK-устройство. В том случае, когда в принтере применяются дополнительные цвета, принтер может рассматриваться даже как многоканальное устройство (например как CMYKOG).

Печать через системный драйвер

Это наиболее простой случай управления принтером. Пользователь видит его как «черный ящик», в который отправляются RGB-значения. Процедура линеаризации как таковая не предусмотрена, производитель драйвера закладывает в него некие параметры печати в зависимости от выбранной настройки бумаги. Все, что пользователь может сделать — это построить ICC-профиль «черного ящика» при неких фиксированных параметрах драйвера.

Для построения ICC-профиля принтера RGB-тестформа отправляется на принтер с выбранными настройками драйвера и отключенным управлением цветом (так как на данный момент требуется получить оттиск, описывающий цветопередачу принтера без каких­либо дополнительных преобразований). Затем оттиск высушивается (обычно не менее часа), измеряется и по результатам измерения строится профиль. В большинстве программ профилирования практически никаких настроек при создании RGB-профиля не предусмотрено.

Рис. 3. Фрагмент окна печати Adobe Photoshop с применением ICC-профиля принтера

Рис. 3. Фрагмент окна печати Adobe Photoshop с применением ICC-профиля принтера

Затем этот профиль применяется в программе, из которой осуществляется печать (например, в Adobe Photoshop и т.п.), для преобразования рабочего цветового пространства файла в цветовое пространство принтера. На рис. 3 в качестве примера приведен фрагмент окна печати Adobe Photoshop, где задано преобразование из рабочего цветового пространства sRGB (задано стандартным ICC-профилем sRGB.icc) в рабочее пространство принтера (задано ICC-профилем принтера Epson Stylus Pro 4880 для выбранной бумаги).

Печать через растровый процессор

Калибровка принтера начинается с процедуры линеаризации. В разных растровых процессорах ее реализация может быть различной, но общие принципы примерно одинаковы. Как правило, это многоступенчатый процесс, состоящий из выбора начальных настроек печати, задания имени бумаги, поиска поканальных ограничений (для уменьшения «ухода» цветового оттенка чернил при высоких плотностях), выбора максимального суммарного количества чернил (для устранения возможного «перелива»), задания точки переключения со светлых чернил на нормальные и выравнивания градационных характеристик печати. Все измерения проводятся спектрофотометром, на отдельных этапах (например, для устранения «переливов» чернил) требуется визуальная оценка оттиска. Созданная линеаризация сохраняется в виде файла и в дальнейшем применяется как для печати тестформы при построении ICC-профиля, так и для последующей работы. При создании CMYK-профиля пользователь имеет возможность настраивать различные параметры создания профиля, например выбирать тип генерации черного канала, его силу и ширину, суммарное количество краски (рис. 4) и т.п. Например, использование жесткой генерации черного канала и его большой ширины позволяет получать устойчивый баланс серого, пониженный метамеризм и расход цветных чернил. Использование пониженных точек перехода со светлых чернил на нормальные также позволяет заметно снизить расход светлых чернил, получая при этом качественные отпечатки. Созданный ICC-профиль обычно привязывается к файлу линеаризации и в растровом процессоре пользователь выбирает только название бумаги — все прочие настройки печати, подобранные в процессе линеаризации, выставляются автоматически. Это уменьшает вероятность ошибок в работе, так как оператору не требуется держать в голове все настройки печати.

Рис. 4. Окно настройки параметров цветоделения программы построения ICC-профилей X-Rite ProfileMaker

Рис. 4. Окно настройки параметров цветоделения программы построения ICC-профилей X-Rite ProfileMaker

Контроль цветопередачи

Отдельной сферой применения измерительных приборов является проверка точности цветопередачи цифровых цветопробных систем. В стандарте ISO 12647-7 закреплены объективные параметры и допуски, по которым как изготовитель, так и заказчик цветопробы могут проконтролировать, насколько точно цветопроба имитирует печатный процесс. Процесс контроля цветопробной системы состоит из печати на цветопробном устройстве контрольной шкалы UGRA/Fogra MediaWedge v.3, измерения ее спектрофотометром и сравнения полученных данных с эталонными. По результатам сравнения создается отчет о проверке, по которому можно однозначно судить о том, удовлетворяет ли цветопроба требованиям стандарта.

Заключение

Итак, мы рассмотрели применение спектрофотометров для калибровки печатных устройств. В случае печати через системный драйвер калибровка достаточно проста и не требует от пользователя глубоких знаний в области управления цветом. При работе через растровый процессор от пользователя (по крайней мере того, который осуществляет калибровку и контроль цветопередачи печатного устройства) требуются знания в области управления цветом, так как сам процесс калибровки принтера очень сложный, многоступенчатый и имеет много настроек. Однако такой процесс калибровки позволяет подобрать оптимальные параметры печати для достижения требуемого качества цветопередачи при минимальном расходе чернил.

Встраиваемый спектрофотометр Epson SpectroProofer

Многие, работающие с цифровой цветопробой, наверняка согласятся, что калибровка цветопробного комплекса – задача трудоемкая и требующая больших затрат времени.

Решение от Epson – спектрофотометр Epson SpectroProofer

Epson SpectroProofer – это встраиваемый спектрофотометр для принтеров Epson Stylus Pro 4900/7900/9900.

Для каждой модели принтера предлагается спектрофотометр соответствующей ширины. Кроме того, каждая из версий спектрофотометра может быть оснащена UV-Cut фильтром для компенсации влияния содержащихся в бумаге оптических отбеливателей.

Спектрофотометр разработан совместно с компанией X-Rite и использует измерительную головку ILS20EP/ILS20EPUV (без UV-Cut/с UV-Cut).

Описание

Спектрофотометр SpectroProofer представляет собой устанавливаемую в принтер базу со сменной подложкой (черная или белая) и измерительной головкой.

Спектрофотометр устанавливается в передней части принтера на выходе готового отпечатка. Там же расположена встроенная сушка, которая служит для сокращения промежутка времени между печатью и измерением.

Epson SpectroProofer предназначен для автоматического измерения различных шкал.

Это могут быть как шкалы для построения профиля принтера, так и шкалы для контроля точности воспроизведения цвета на цветопробе.

Благодаря небольшому размеру поля (7мм х 15мм), шкалы получаются достаточно компактными. Таким образом, расход бумаги на калибровку с использованием SpectroProofer сопоставим с расходом при использовании ручного спектрофотометра.

Скорость измерения составляет 15 полей в секунду.

Использование спектрофотометра

Наиболее эффективно использование спектрофотометра Epson SpectroProofer с растровым процессором, например Efi Colorproof XF 4.5.

Комплекс цифровой цветопробы, включающий растровый процессор и принтер, оснащенным спектрофотометром Epson SpectroProofer позволит:

  • Проводить линеаризацию принтера. Возможен как интерактивный режим с ручным выставлением желаемых настроек после каждого этапа линеаризации (а для Efi Colorproof XF таких этапов 4), так и полностью автоматический режим.
  • Строить ICC-профиль принтера.
  • Проводить оптимизацию воспроизведения печатного процесса. Как и в случае с линеаризацией принтера, возможен как интерактивный режим, так и полностью автоматический. Так как реализованная в Efi Colorproof XF оптимизация представляет собой итерационный процесс, автоматическая оптимизация может прекращаться как после проведения заданного числа итераций, так и после достижения определенной, заданной величины отклонения dE.
  • Контролировать точность воспроизведения печатного процесса на цветопробе в автоматическом режиме, причем отчет о результатах проверки может быть напечатан на самой цветопробе.

Таким образом, использование спектрофотометра Epson SpectroProofer позволит кардинально упростить процесс калибровки, оптимизации и контроля цветопробы.

Благодаря автоматизации основных процессов настройки цветопробы можно уменьшить потребность цветопробного участка производства в высококвалифицированном персонале, высвободив рабочее время сотрудников для решения более важных задач.

Читайте также: