Воспользуется диагностическим сканером чтобы по коду неисправности определить в чем

Обновлено: 09.05.2024

Самостоятельная диагностика ошибок у автомобиля вошла в трэнд последних лет среди автовладельцев. Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерными системами выявления неисправностей, которые находится в постоянном контакте со всеми датчиками. Если что-то идет не так, система регистрирует ошибки и сохраняет их в памяти. Во время диагностики эти коды ошибок помогут быстрее выявить и устранить проблему, считываются они специальным сканером ошибок автомобиля.

Чаще всего автомобилисты применяют в связке со смартфоном или ноутбуком современные автосканеры elm327 bluetooth отзывы и описание на которые можно посмотреть перейдя по ссылке. На ПК или смартфон устанавливаются специальные приложения для считывания данных по протоколу OBD2.

Перечень и рейтинг популярных автосканеров ELM327 по отзывам владельцев:

  • Elm327 Bluetooth Mini (Wi-Fi);
  • Scan Tool Pro (версия 2017 года);
  • Smart Scan Tool;
  • Roadgid S6 Pro и другие.

ELM327 Автосканер

Автомобиль - это не один отдельный механизм, а целый набор систем, каждая из которых состоит из комплекса узлов и агрегатов и его общее состояние характеризуется множеством параметров. Даже незначительная неисправность в цепочке взаимосвязанных узлов может вызвать комбинацию кодов, ни один из которых не даст четкого представления о поломке.

Сканер для диагностики через смартфон

Таким образом, для точного выявления проблемы нужна достаточно высокая квалификация, время и оборудование. После интерпретации кода ошибки профессионал по собственному опыту определит направление дополнительных диагностических операций, чем значительно сократит время операции. Часто коды ошибок автомобиля могут возникать из-за повреждения электропроводки после ремонта или не подключенного разъема датчика.

Ошибки считываемые через приложение смартфона

Как самостоятельно сделать компьютерную диагностику ошибок авто через OBD2 разъем

При проведении диагностики, через специальный разъем (OBD2) к системам автомобиля подключается автосканер. При запуске системы диагностики, начинается сбор кодов ошибок работы систем.

  1. В первую очередь сканером выгружаются результаты, записанные бортовой системой диагностики.
  2. После чего проводится сканирование подключенной системой. Коды ошибок представляют собой сочетание букв и цифр означающих принадлежность системы и код ошибки. В зависимости от производителя значения кодов варьируются. Обычно первая буква кода означает систему (например, Р - двигатель).
  3. Далее ошибки можно удалить (сбросить) или получить расшифровку кода, чтобы определить какая система неисправно у вашего автомобиля.
  4. Дополнительно автосканер ELM327 могут выдавать информацию о текущем состоянии автомобиля в режиме реального времени.

Расшифровка кодов ошибок у автомобиля

Этапы диагностики систем автомобиля - считывание, расшифровка и удаление ошибок

В нормальном случае диагностика автомобиля проводится в два этапа:

  • В первую очередь запускаются все возможные средства диагностики, в основном это внутренний БК и внешний сканер для считывания ошибок.

На этом этапе считываются коды ошибок и все возможные данные, которые прямо или косвенно могут относиться к неисправности. Здесь необходимы профессиональные навыки, чтобы точно понять полноту и соответствие «выдачи» сканера.

Считывание ошибок через приложение на смартфоне

  • Второй этап включает в себя дополнительную аналоговую проверку электросети автомобиля.

В случае ее неисправности вся полученная информация от сканера не имеет смысла. В случае отсутствия неисправности в электрической системе сканируются сигналы датчиков в режиме реального времени (Data Stream). Сигналы датчиков и параметры работы топливной системы на холостом ходу и при наборе и сбросе оборотов выводятся на дисплей. Анализ полученных данных позволяют определить, правильно ли работает система и, если нет характер неисправностей.

Удаление и сброс ошибок через автосканер и смартфон

Основное преимущество такого сканирования – получение данных в многоканальном режиме. Получаемая для анализа информация привязана не только ко времени, но и к другим параметрам и их взаимосвязи между собой. Для сравнения, анализа и правильных выводов необходимы инженерные знания и понимание происходящих в автомобиле процессов.

Именно поэтому рекомендуется обращаться к профессионалам с конкретной методикой тестирования и опытом устранения определенной неисправности. По завершении всех работ из памяти удаляются все полученные коды ошибок, и все системы повторно инициализируются.

Заключение и выводы

Профессионализм в сфере диагностики автомобиля и устранения неисправностей заключается в глубоком понимании того, что на самом деле происходит под капотом. Конечно, любому автовладельцу понятно, что, например, радиатор поддерживает оптимальную температуру двигателя, но понимание того, каким именно образом он это делает, и какие процессы при этом происходят, может быть очень важным при диагностировании и устранении проблем системы охлаждения.

Понимание функциональной принадлежности определенных деталей и агрегатов позволяет гораздо быстрее и точнее определить неполадку при диагностике.

В данной статье рассматривается применение кодов DTC при диагностике электрических датчиков.

Понимание основных электрических правил и работы электрических цепей датчиков позволяют механикам эффективно диагностировать достаточно сложные системы компьютерного управления. Но из-за миниатюрных соединителей и проводов порой довольно сложно измерить напряжение в разъеме с помощью диагностических щупов.
К счастью, автомобильный сканер, цифровой мультиметр и комплекта перемычек (соединительных проводов) облегчает решение данной задачи.

Лучше всего начинать любой процесс диагностики с проверки жалобы клиента и диагностики кодов DTC. Но механик должен понимать, каким образом возникают коды DTC и какими должны быть напряжения блока управления. Также ему следует проверить наличие подтягивающего и стягивающего резисторов PU и PD. Они всегда размещены в сигнальной цепи блока управления, а не на линии опорного напряжения 5-В датчика или нулевого опорного напряжения. Датчики активного сопротивления, подключенные к «массе» (нулевому опорному сигналу), работают совместно с подтягивающим резистором PU в сигнальной линии. С другой стороны, датчики, подключенные к напряжению 5-В, работают совместно со стягивающим резистором PD.

Диагностика переключателей входов

Все коды DTC появляются при возникновении определенных неисправностей. Переключатели, в том числе выключатель тормозной педали, обычно выдают минимальное или максимальное напряжение (0 или напряжение источника). С большинством переключателей входов связаны два кода DTC: низкое входное напряжение цепи переключателя или высокое входное напряжение цепи переключателя. Кроме того, согласно запрограммированной логике модуль способен выдавать коды DTC при возникновении определенных условий.


Например, педаль тормоза нельзя нажимать длительное время при разгоне автомобиля. Код P0719, соответствующий низкому входному напряжению цепи выключателя педали тормоза, отображается, если блок PCM фиксирует напряжение 0В на входе в течение некоторого времени при ускорении автомобиля. Эта логика запрограммирована в ЭБУ.




Brake Pedal Engaged – Педаль тормоза нажата
Brake Pedal Disengaged – Педаль тормоза отпущена
Рис. 1

На рис. 1 представлена схема электроцепи выключателя педали тормоза, которую можно разделить на три части: электроцепь до выключателя, электроцепь после выключателя и схема выключателя. Обычно, 12В фиксируется блоком PCM, если педаль тормоза отпущена. Появление напряжения 0В может быть вызвано обрывом цепи перед выключателем, перегоранием предохранителя из-за короткого замыкания на «массу» цепи между блоком PCM и предохранителем. Если предохранитель исправен, необходимо искать обрыв в цепи.

Механик проверяет каждый компонент или провод на наличие обрыва, но поиск компонента или разъема, как известно, требует времени. Наиболее удобно проверить целостность цепи в разъеме выключателя. После данной проверки вольтметром можно проверить участок цепи с обрывом. В зависимости от источника тока напряжение до выключателя должно быть высоким. Если это так, то обрыв находится между выключателем и блоком управления. После проверки всех трех частей электроцепи следует обратиться к диагностике блока PCM.

Диагностика датчиков активного сопротивления




Normal – Исправное состояние
Open (Sensor Circuit High Voltage) – Обрыв (высокое напряжение в цепи датчика)
Shorted (Sensor Circuit Low Voltage) – Короткое замыкание (низкое напряжение в цепи датчика)
Рис. 2

Как отмечалось ранее, блок управления фиксирует максимальное и минимальное допустимое напряжение переключателей входов. В отличие от них, датчики с активным сопротивлением активизируют коды DTC, если блок управления фиксирует максимальное или минимальное допустимое напряжение в течение определенного промежутка времени (см. рис. 2).


Коды, соответствующие высоким напряжением в цепях датчиков, например, код P0118 для датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT), возникает в том случае, если блок PCM определяет выходное напряжение 4,92В или выше не менее 2 секунд. Эта неисправность сопровождается чрезвычайно низкой температурой, которую регистрирует автомобильный сканер.

Напротив, коды, соответствующие низким напряжениям в цепях датчиков, например, код P0117 для того же датчика ECT, появляются в том случае, если блок PCM фиксирует напряжение 0,08В или ниже в течение 2 секунд. Автосканер в этом случае показывает чрезмерно высокую температуру.

Также встречается тип «условного» кода, например, P0128 – неисправность системы охлаждения. Подобные коды отображаются, если ЭБУ фиксирует какое-либо нарушение логики процесса. Блок PCM запрограммирован таким образом, что температура охлаждающей жидкости должна нарастать со временем после запуска двигателя. По сигналам датчика температуры впускного воздуха (IAT) и другим рабочим условиям блок PCM рассчитывает температуру охлаждающей жидкости двигателя.




Low Reference – нулевой (низкий) опорный сигнал
Circuit 1-4 –электроцепи 1-4.
Рис. 3


Код неисправности возникает в том случае, если фактическая и расчетная температуры охлаждающей жидкости сильно отличаются друг от друга, или фактическая температура ниже расчетного значения. Эта неисправность может быть вызвана поломкой термостата, неисправностью цепи датчика или самого датчика ECT.


Конструктивно датчик ECT выполнит таким образом, что его сопротивление увеличивается при снижении температуры охлаждающей жидкости. Это приводит к нарастанию электрического потенциала (напряжения) на входе датчика. Поэтому обрыв или чрезмерно высокое сопротивление цепи способно вызвать напряжение 4,92В и более, фиксируемое блоком.

В этом случае сканер показывает очень низкую температуру охлаждающей жидкости двигателя (см. рис. 3). Несмотря на то, что цифровой мультиметр можно использовать для диагностики обрывов и высоких сопротивлений в цепи, лучше всего воспользоваться сканером и перемычками (соединительными проводами). По аналогии с диагностикой цепей переключателей здесь также необходимо разделить цепь на три участка: цепь до и после датчика, сам датчик.


Для локализации места обрыва или высокого сопротивления в цепях датчиков можно выполнить следующие действия:


1. Отсоединить разъем датчика и проверить сопротивление датчика. Этот прием позволяет механику локализовать проблему в датчике, проводке и блоке PCM. Датчик необходимо заменить, если его сопротивление слишком высокое (OL) или находится за пределами допустимых значений.


2. Далее с помощью перемычки замкнуть провод датчика на массу (см. рис. 4). Из-за отрицательного напряжения на контакте блок PCM регистрирует напряжение, которое не превышает 0,08В и сканер показывает чрезвычайно высокую температуру. Если сканер не показывает очень высокую температуру, неисправность находится между датчиком и блоком PCM, см. рис. 5 (схема 2).



Рис. 4

Normal – Исправное состояние
Faulty wire before sensor – Неисправность в цепи до датчика
Faulty wire after sensor – Неисправность в цепи за датчиком
Bad connections – Неисправные соединения (датчика)
Рис. 5


3. Если сканер отображает очень высокую температуру при замыкании контакта датчика, следует замкнуть контакт на «массу» . По аналогии с заземлением контакта, напряжение в этом случае должно иметь минимальное значение и сканер должен показывать очень высокую температуру. Если сканер отображает чрезвычайно низкую температуру, неисправна цепь заземления датчика, рис. 5 (цепь 3).


4. После проверки датчика и проводки следует протестировать контакты датчика или блока PCM



Рис. 6

Рис. 7


Наиболее сложным процессом является поиск короткого замыкания. Короткое замыкание на сигнальный провод приводит к появлению кода DTC, связанного с высоким напряжением в цепи датчика, короткое замыкание на «массу» плавит провод или приводит к поломке блока управления. С другой стороны, только короткое замыкание на массу сигнального провода или короткое замыкание в датчике приводит к появлению кода DTC: низкое напряжение в цепи датчика (см. рис. 7). Обе эти неисправности можно протестировать омметром. Механику следует измерить сопротивление датчика, чтобы убедиться в том, что его характеристики соответствуют диапазону нормативных значений.


Если возникает подозрение на короткое замыкание на массу, механик отключает разъем датчика и разъем блока PCM, вставляет перемычку в контакт разъема сигнального провода и проверяет наличие замыкания на «массу». Омметр должен показывать «OL». И опять же, блок PCM необходимо диагностировать в последнюю очередь после тщательной проверки других компонентов цепи.
Механику в общем-то необязательно знать, как устроен блок управления. Ему гораздо важнее понимать, как работает цепь датчика, знать рабочий диапазон его напряжений и условия появления кодов DTC.

Владельцы авто будут совершенны правы, если скажут, что диагностика и обслуживание транспортного средства– это довольно сложный и длительный процесс. Сегодня решать вопросы диагностики помогает. сам автомобиль. А если быть точным, встроенная система самодиагностики. Она выявляется неисправность, формирует код ошибки и записывает его в память. Позже этот код можно считать и расшифровать. Такая процедура под силу даже простому автолюбителю. Не всегда нужно обращаться на СТО за диагностикой – достаточно считать код ошибки при помощи специализированного сканера, осмотреть проблемные узлы автомобиля и решить, как устранить неисправность. Возможно, устранить ее тоже получится самостоятельно. В цикле материалов, посвященных кодам ошибок, Avto.pro разберется в стандартах диагностических систем, кодах ошибок и неисправностях отдельных элементов авто.

Подробнее о функции самодиагностики блоков управления

Электронный блок управления, которым оснащают все современные автомобили, не только получает и анализирует сигналы от различных бортовых систем, но и фиксирует неисправности. Работает это так: блок управления получает сигналы от множества датчиков, сравнивает их с табличными значениями и, в случае несоответствия, фиксирует ошибку, кодирует ее и записывает. Общепринятым протоколом кодирования сегодня является OBD-2 – его считают стандартом мировой автопромышленности . Однако коды ошибок в одной модели транспортного средства могут отличаться от таковых у другой модели. В чем причина? Дело в том, что коды OBD-2 делятся на две подгруппы:

  • Базовые / основные коды OBD-2 (англ.: generic OBD-II codes);
  • Расширенные / дополненные коды OBD-2 (англ.: extended OBD-II codes).

К первой подгруппе относят коды, которые будут одинаковыми у всех автомобилей, которые работает по протоколу OBD. В подавляющем большинстве случаев такие коды такие коды «выдают» даже не автомобили одной марки и разных моделей, а автомобили разных марок и разных моделей. Несколько интереснее дополненные коды OBD-2 (вторая подгруппа). Они имеют детальную классификацию и содержат более подробную информацию о возникшей неисправности. Так как бортовые электросистемы автомобилей разных моделей и марок не идентичны, таких кодов может быть много – практически все автоконцерны имеют свой индивидуальный набор кодов. Но и такие коды формируется по единому принципу. На картинке ниже можно видеть как именно:

Сразу отметим, что считывание ошибок и их устранение – это лишь часть диагностики . Основная работа все равно ляжет на плечи опытного специалиста или автолюбителя, который решил заняться диагностикой и ремонтном самостоятельно – одной лишь расшифровки не хватит. Сама диагностика бывает:

Первичная механическая диагностика обязывает автолюбителя убедиться в том, что системы и основные узлы автомобиля в норме. Нужно проверить проводку, предохранители, механические узлы, уплотнители и все остальное. Уже после можно заняться компьютерной диагностикой . Но еще раз напоминаем: считывание кодов ошибки является лишь частью большой работы. Ошибка говорит о том, что конкретному элементы бортовой электросистемы и смежному с ним узлам нужно уделить пристальное внимание. К примеру, код ошибки датчика не всегда значит, что его нужно менять по причине поломки - может наблюдаться проблема в проводке, разъемах и т.п.

Классификация сканеров и особенности их применения

Для определения кодов ошибок вам понадобится специальный сканер. Часто его называют просто автосканером. В продаже можно найти как бюджетные модели, так и довольно дорогие. Цена формируется исходя из функционала такого устройства и некоторых дополнительных элементов. Вот что может делать сканер и какие доп. функции иметь:

  • Определение кодов ошибок при диагностике;
  • Перекодировка блока управления;
  • Адаптация блока управления;
  • Подключение и работа с планшетом, компьютером, эндоскопом, осциллографом и т.д.

В приличном техцентре имеется несколько профессиональных сканеров. К примеру, они поддерживают работу с ADAS-системами – бюджетные устройства нельзя подключить даже к осциллографу. Отдельные модели и вовсе являются полноценными диагностическими инструментами со встроенным планшетом, продвинутой базой данных, приборами связи (Wi-Fi, Bluetooth) и еще многим другим. Рядовой автолюбитель может обойтись и более простым сканером с возможностью подключения по RS232 и USB . Существуют такие типы сканеров:

  • Автономные . Те самые профессиональные диагностические инструменты. Могут сопрягаться с другими устройствами, но это не обязательная функция. Основные минусы: высокая стоимость, сложность в обновлении программного обеспечения;
  • Сканеры-адаптеры (адаптеры-спецификаторы, сканеры). Устройства, требующие дополнительных гаджетов для полноценной работы. Имеют ограниченный функционал, который дополняется сторонними гаджетами.

Также сканеры подразделяются на дилерские, марочные и мультимарочные. Рядовому автолюбители лучше всего брать марочный или мультимарочный автосканер – они имеют демократичный ценник, а последние еще и отличаются универсальностью. Вот что нужно сделать для работы с такими устройствоми, имея под рукой ноутбук:

  • Подключить сканер к DLC разъему;
  • Загрузить на ноутбук специализированный софт. Отлично подойдет ScanMaster;
  • Опционально, установить специальный драйвер. Если Bluetooth-модуля в ноутбуке нет, купить и вставить в USB-разъем специальный беспроводной модуль;
  • Перейти в панель управления и включить Bluetooth из раздела «Устройства Bluetooth» (может потребовать установки еще одного драйвера);
  • Поставить галочку в панели «Добавить устройство»;
  • Ждать сопряжения сканера с ноутбуком;
  • Продолжить работу уже на ноутбуке – вам придется разбираться с интерфейсом выбранной диагностической программы. Не беспокойтесь, с получением кодов справится даже неопытный юзер. Внимание: не пользуйтесь дополнительными функциями программы, если в них нет нужды.

Алгоритм работы со сканером будет зависеть от модели. Выше мы упомянули DLC разъем (англ.: Data Link Connector). Их всего два: DLC 1, DLC 2. Первый разъем находится под капотом. Как правило, в левой части подкапотного пространства. Рядом с ним можно видеть надпись «Diagnostic». Именно к этому разъему и нужно подключить сканер. Второй разъем выходит прямо в салон транспортного средства . Все современные автомобили имеют разъем DLC 2 – к нему проще всего подключать сканер. Если вы не хотите пользоваться ноутбуком для выявления ошибок, его может заменить практически любое Android или iOS устройство. Предпочтительный диагностический софт: Torque, OBD Car Doctor, FourStroke.

Выбираем автосканер

Перед покупкой сканера-адаптера подумайте о том, как он будет использоваться. Если только для считывания ошибок, то подойдет самая простая мультимарочная модель или недорогая марочная для вашей марки авто. Не стоит отдавать предпочтение полупрофессиональным узкоспециализированным моделям. Дело в том, что устройство не будет покрывать значительную часть моделей автотранспорта и, соответственно, не будет поддерживать работу со многими блоками от Delphi , Bosch , Siemens/VDO , Denso и других фирм. Вот самые универсальные и при этом относительно недорогие модели:

  • LAUNCH Creader V;
  • AUTEL Autolink AL52;
  • Nonda ZUS Smart Vehicle Health Monitor ZUHMBKBTV;
  • Autocom CDP ( Delphi DS150E);
  • Emitron Vgate iCar (с чипсетом ELM327).

Если ваш бюджет серьезно ограничен, можно взять миниатюрный адаптер ELM327 . Это скорее не модель адаптера, а марка. Устройство выпускают множество фирм, в т.ч. и сомнительные китайские производители. В зависимости от условной подмодели устройство может иметь не самую качественную связь, не поддерживать работу со многими планшетами и смартфонами, а также иметь крайне ограниченный функционал. К несчастью, на рынке устройств для диагностики есть множество подделок под ELM327 с урезанным функционалом. При выборе сканера имеет смысл руководствоваться ценой:

  • До $10 – самые простые модели. Подойдут для ознакомления с работой подобных устройств, а для серьезной диагностики;
  • От $10 до $50 – чуть лучше первых, но все равно не вариант для тех, кто покупает сканер для серьезной работы;
  • От $50 до $100 – продвинутые модели, на которые стоит обратить внимание;
  • От $100 и выше – отличные устройства с широким функционалом, высокой универсальностью и полезными дополнительными функциями.

Несмотря на пространное описание «марки» ELM327, мы рекомендуем начинать знакомство с автосканерами именно с нее. Но помните о том, что такой сканер не сможет подключиться ко многим модулям авто. Умелый автолюбитель с помощью ELM327 сможет «прикинуть», какие узлы транспортного средства нуждаются в осмотре и, потенциально, замене. Более серьезная диагностика все равно потребует использования более сложных и дорогостоящих устройств.

Вывод

Считывание и расшифровка кодов ошибок электронного блока управления позволяет сильно упростить поиск неисправных узлов автомобиля. Для получения кодов автолюбителю достаточно иметь сканер-адаптер или профессиональное диагностическое устройство, а также ноутбук, планшет или смартфон. В силу того, что большая часть кодов ошибок стандартизирована, с их расшифровкой не будет проблем. Но если они возникнут, достаточно будет обратиться к специализированным материалам или тематическим форумам. А также изучить наш следующий материал – в нем мы рассматриваем наиболее частые ошибки ЭБУ, неисправности, которые за ними кроются, а также методы устранения неисправностей.

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

Коды ошибок OBD 2. Как расшифровать ошибки ЭБУ.

Если попытаться считать ошибку ЭБУ через OBD 2 разъем автомобиля по средствам китайского адаптера ELM 327 и программы для работы с ELM327, то на выходе мы получим номер ошибки, который простому автолюбителю ни о чем не говорит. Расшифровать код ошибки и узнать причину “возгорания” чека можно несколькими способами, которые мы рассмотрим в данной статье.

1. Расшифровать код ошибки с ЕЛМ 327 через программу.

Расшифровка ошибки с помощью андроид приложения - это очень удачное и удобное решение, так как позволяет постоянно носить справочник ошибок ЭБУ с собой в кармане и обратиться к нему в случае необходимости.

В качестве программы для расшифровки ошибки я бы предложил воспользоваться приложением - Коды диагностики OBDII, она работает на андроид версии 4 и выше. В ее базе собрано более 18500 кодов ошибок с следующих марок автомобилей: Acura, Alfa Romeo, BMW, Chrysler, Dodge, Jeep, Citroen, Peugeot, Daewoo, Fiat, Ford, Geo, GM (Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Hummer, Pontiac), Honda, Hyundai, Infinity, Isuzu, Jaguar, Kia, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, Mercedes, Mercury, Mini, Mitsubishi, Nissan, Oldsmobile, Opel / Vauxhall, Plymouth, Porsche, Renault (DF коды), Saab, Saturn, Scion, Subaru, Suzuki, Toyota, Volskwagen Audi Group, Volvo.








Пример работы приложения можно посмотреть на картинках выше, я запустил её на своем аппарате. Для того чтобы найти расшифровку, нужно крутить “барабаны” с буквами и цифрами, выставляя свой номер ошибки ЭБУ. В верхней части экрана мы тут же получаем расшифровку данной ошибки и понимаем что делать дальше со своим автомобилем.

2. Расшифровка ошибки ЭБУ через сводную таблицу.

На нашем сайте представлена большая сводная таблица с актуальными кодами ошибок ЭБУ. Если Вы не хотите устанавливать программу выше, то можно просто посмотреть номер и расшифровку ниже.

как пользоваться сканером ELM327

Диагностирование отдельных систем и агрегатов автомобиля, а также электронных систем управления в настоящее время не составит труда даже для малоопытного пользователя компьютера или современного мобильного телефона, который хотя бы немного разбирается в устройстве автомобиля, и, в частности, автомобильного двигателя.
Различные мини-сканеры и адаптеры, появившиеся в продаже в последние годы, несколько сбили напыщенность с лица немногочисленных специалистов, умеющих диагностировать системы управления и обладающих соответствующим оборудованием для этих целей.

В первые годы «захвата» власти над автомобилем электроникой автолюбители образно говоря «недолюбливали» нововведения, которые казалось усложняли технологию диагностирования и технического обслуживания автомобиля. Вспыхивающая без особых явных причин «Check engine» вызывала панику у владельцев машин, оборудованных компьютерными технологиями управления агрегатами и системами.
Но время шло, и многое поменялось. Сейчас, особенно после внедрения в жизнь стандартов OBD-II, многое стало проще и доступнее. Тем не менее, конечно же, для более-менее профессионального владения навыками диагностирования современных электронных систем управления, необходимо разбираться хотя бы в общих принципах их работы, а также в устройстве и работе отдельных агрегатов и систем автомобиля.
В этой статье в доступной форме описано, как пользоваться сканером или адаптером для диагностирования агрегатов и систем автомобилей.

Итак, вы решили сэкономить на диагностировании своего авто, приобрели для этой цели недорогой портативный адаптер, например, ELM327, и готовы приступить к работе. Адаптеры модельного ряда ELM327 совместимы практически со всеми современными автомобилями, оснащенными системами управления и обмена данными по стандарту OBD-II, достаточно дешевы, компактны и просты в использовании, поэтому у рядовых автовладельцев пользуются наибольшей популярностью.
Если же у вас другой сканер, то сначала необходимо проверить его на совместимость с вашим автомобилем.
Не следует покупать специализированные сканеры, предназначенные для углубленной диагностики автомобилей отдельных производителей, если, конечно, вы не являетесь владельцем сервисного центра данного производителя.

Чтобы определить какой сканер подходит для вашего автомобиля, необходимо знать, какой протокол обмена данными поддерживает контроллер ЭСУ. Для этого необходимо взглянуть на колодку разъема OBD-II и уточнить, какие контакты на ней присутствуют, а какие отсутствуют.
Но сначала необходимо найти этот разъем на автомобиле, поскольку он может располагаться в разных местах и, как правило, скрыт от глаз какой-нибудь крышкой или заслонкой.
Диагностический разъём представляет собой стандартизированную SAE J1962 колодку в форме трапеции с шестнадцатью контактными гнездами, расположенными в два ряда (рисунок 1). В соответствии с требованиями стандарта OBD-II диагностический разъём должен находиться в салоне автомобиля. Чаще всего он располагается в районе рулевой колонки или в «бардачке», иногда между сиденьями водителя и пассажира. Иногда для его поиска приходится прибегать к инструкциям или справке в Интернете, но в любом случае разъем OBD-II по требованиям стандарта не должен располагаться за пределами кабины (салона) автомобиля.
Расположение разъёма устаревшего стандарта OBD-I не регламентируется, и он может находиться даже в моторном отсеке автомобиля.

диагностический разъем стандарта OBD-II

В стандарте OBD-II регламентировано 5 протоколов, однако чаще всего используется лишь какой-то один. Для определения протокола, который используется электроникой автомобиля, можно воспользоваться приведенной ниже таблицей, в которой указаны контакты стандартного разъема, задействованные в том или ином протоколе. Эта информация может пригодиться при выборе диагностического адаптера.
Схема расположения контактов, характерных для различных протоколов обмена данными, приведена на рисунке 1.

Читайте также: