Что такое мониторы в ос

Обновлено: 04.07.2024

Презентацию к данной лекции Вы можете скачать здесь.

Введение

В данной и следующей лекциях рассмотрена архитектура ОС. Будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Компоненты системы
  2. Сервисы (службы) системы
  3. Системные вызовы
  4. Системные программы
  5. Структура системы
  6. Виртуальные машины
  7. Проектирование и реализация системы
  8. Генерация системы.

Основные компоненты ОС

Операционная система – весьма сложная по архитектуре программная система, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

  1. Управление процессами
  2. Управление основной памятью
  3. Управление файлами
  4. Управление системой ввода-вывода
  5. Управление внешней памятью
  6. Поддержка сетей (networking)
  7. Система защиты (protection)
  8. Система поддержки командного интерпретатора .
  9. Графическая оболочка.

Рассмотрим эти компоненты подробнее.

Управление процессами. Процесс – это программа пользователя в ходе ее выполнения в компьютерной системе. ОС управляет работой процессов, их распределением по процессорам и ядрам системы, порядком их выполнения и размещения в памяти, их синхронизацией при параллельном решении частей одной и той же задачи разными процессами.

Управление основной памятью.Основная (оперативная) память может рассматриваться как большой массив . Операционная система распределяет ресурсы памяти между процессами, выделяет память по запросу, освобождает ее при явном запросе или по окончании процесса, хранит списки занятой и свободной памяти в системе.

Управление файлами. Файл – это логическая единица размещения информации на внешнем устройстве, например, на диске. ОС организует работу пользовательских программ с файлами, создает файлы, выполняет их открытие и закрытие и операции над ними (чтение и запись ), хранит ссылки на файлы в директориях (папках) и обеспечивает их поиск по символьным именам.

Управление системой ввода-вывода.Как уже отмечалось, в компьютерной системе имеется большое число внешних устройств (принтеры, сканеры, устройства управления компакт-дисками и др.), управляемых специальными контроллерами (спецпроцессорами) и драйверами – низкоуровневыми программами управления устройствами, выполняемыми в привилегированном режиме. ОС управляет всеми этими аппаратными и программными компонентами , обеспечивая надежность работы внешних устройств , эффективность их использования, диагностику и реконфигурацию в случае их сбоев и отказов. Для этого ОС хранит и использует таблицу состояния устройств (см. "Архитектура компьютерной системы" ).

Управление внешней памятью.Как уже говорилось, внешняя (вторичная) память – это расширение оперативной памяти процессора более медленными, но более емкими и постоянно хранящими информацию видами памяти (диски, ленты и др.). При управлении внешней памятью ОС решает задачи, аналогичные задачам управления основной памятью, - выделение памяти по запросу, освобождение памяти , хранение списков свободной и занятой памяти и др. ОС поддерживает также использование ассоциативной памяти (кэш-памяти) для оптимизации обращения ко внешней памяти.

Система защиты.Согласно современным принципам надежных и безопасных вычислений (см. "Понятие операционной системы (ОС), цели ее работы. Классификация компьютерных систем" ), при работе ОС должны быть обеспечены надежность и безопасность , т.е. защита от внешних атак, конфиденциальность личной и корпоративной информации, диагностика и исправления ошибок и неисправностей и др. ОС обеспечивает защиту компонент компьютерной системы, данных и программ, поддерживает фильтрацию сетевых пакетов , обнаружение и предотвращение внешних атак, хранит информацию обо всех действиях над системными структурами, полезную для анализа атак и борьбы с ними.

Система поддержки командного интерпретатора.Любая операционная система поддерживает командный язык (или набор командных языков ), состоящих из пользовательских команд, выполняемых с пользовательского терминала (из пользовательской консоли). Типичные команды – это получение информации об окружении, установка и смена текущей рабочей директории, пересылка файлов, компиляция и выполнение программ, получение информации о состоянии системы и выполнении своих процессов и др. В системе Windows для выполнения команд по традиции используется окно пользовательской консоли MS DOS (MS DOS Prompt ), в системе Linux – специальное окно " Терминал " (Start / System Tools / Terminal ). Наиболее мощные командные процессоры имеются в системах типа UNIX ( UNIX , Solaris, Linux и др.). Их командные языки позволяют писать скрипты – командные файлы, содержащие часто используемые последовательности команд ОС. В UNIX это наиболее удобно. Можно назвать такие командные языки UNIX , как sh (Bourne Shell), csh (C shell), ksh (Korn shell), bash.Каждый UNIX -программист имеет свой излюбленный командный язык и привыкает постоянно использовать скрипты и длинные нетривиальные последовательности команд, которые он выполняет с терминала. Что касается Windows , сравнительно недавно в ней появился мощный командный интерпретатор PowerShell,который и рекомендуется к использованию. Кроме того, для Windows имеется система CygWin,позволяющая выполнять команды и командные файлы UNIX в среде Windows . Типичная последовательность команд в стиле UNIX : ps –a | grep saf , которая выводит в стандартный вывод информацию об активных процессах , причем только принадлежащих пользователю saf.Вертикальная черта (p1 | p2) обозначает операцию конвейер (pipe),позволяющую использовать стандартный вывод процесса p1 как стандартный ввод процесса p2, что и используется операцией grep ( фильтрация строк , содержащих заданную последовательность). Подробнее о UNIX (Linux) можно прочитать в книге [ 16 ] .

Графическая оболочка – подсистема ОС, реализующая графический пользовательский интерфейс пользователей и системных администраторов с операционной системой. Разумеется, использование одного лишь командного языка и системных вызовов неудобно, поэтому простой и наглядный графический пользовательский интерфейс с ОС необходим. Имеется много известных графических оболочек для операционных систем, причем их возможности очень похожи друг на друга - настолько, что подчас не вполне понятно, какая именно ОС используется. Среди графических оболочек, используемых в системах типа UNIX , можно назвать CDE , KDE, GNOME. ОС Windows и MacOS имеют собственные, весьма удобные графические оболочки.

Управление процессами

Процесс (process) - это пользовательская программа при ее исполнении в компьютерной системе. Для выполнения процесса требуется ряд ресурсов, включая время процессора, память , файлы, устройства ввода-вывода , сетевые устройства и др.

В классической схеме UNIX , при создании процесса для него создается новое пространство виртуальной памяти, т.е. таблица страниц для отображения виртуальных адресов в физические, своя для каждого нового процесса. При этом расходуются значительные ресурсы. Если учесть, что в UNIX каждая команда пользователя (например, ls – вывод содержимого текущей директории ) запускается как отдельный процесс, то становится понятным, насколько "дорога" операция создания процесса в классическом смысле. Поэтому еще в 1980-х гг. появилась концепция облегченного процесса (lightweight process) – выполняемого в том же пространстве виртуальной памяти, что и процесс-родитель. При создании нового облегченного процесса ОС создает для него только стек – системный резидентный массив в памяти, предназначенный для поддержки выполнения процедур процесса и хранящий их локальные данные и связующую информацию между ними.

ОС отвечает за следующие действия, связанные с управлением процессами:

Создание и удаление процессов. При создании процесса необходимо создать в памяти соответствующие системные структуры (таблицу страниц, стек и др.). При удалении процесса память , занимаемая ими, освобождается, а также выполняется закрытие всех файлов и освобождение всех других ресурсов, которые использовал процесс, если последний не сделал этого явно.

Приостановка и возобновление процессов. Выполнение процесса приостанавливается при выполнении синхронного ввода-вывода , а также системного вызова или команды (типа suspend ). Сразу отметим, что использовать подобные операции явной приостановки процессов следует с осторожностью, так как приостанавливаемый процесс может находиться в своей критической секции – выполнять обработку общего ресурса, к которому каждому процессу предоставляется монопольный доступ , так что при его приостановке возникает ситуация тупика (deadlock ) – приостановленный процесс не может освободить ресурс , а конкурирующий процесс не может его получить. При приостановке процесса ОС сохраняет состояние его выполнения, а при возобновлении – восстанавливает.

Синхронизация процессов. Процессы работают параллельно и при этом конкурируют за общие ресурсы, а также должны в некоторые моменты вычислений ожидать наступления некоторых событий. Для предотвращения возможных конфликтов и несогласованностей, например, race condition - несогласованного доступа к общим данным, при котором один процесс читает старые данные, а другой их в этот же момент обновляет, - ОС предоставляет средства синхронизации (например, семафоры и мониторы, рассмотренные в следующем разделе).

Семафоры.В 1966 г. в работе [ 17 ] проф. Эдсгер Дейкстра предложил новый способ синхронизации процессов , ставший классическим, - семафоры.

Двоичный семафор (binary semaphore) – переменная S, которая может находиться в двух состояниях: "открыт" и "закрыт"; над S определены две операции ( "семафорные скобки"): P(S) – закрыть, V(S) – открыть. При попытке закрыть уже закрытый семафор происходит прерывание , и ОС добавляет текущий процесс в очередь к закрытому семафору. Операция V(S) активизирует первый стоящий в очереди к S процесс, который успешно завершает операцию P(S). Если семафор S уже открыт, операция V(S) не имеет никакого эффекта.

Таким образом, если предположить, что аппаратура и ОС поддерживают подобную концепцию семафора, то она является удобным инструментом для синхронизации по ресурсам. Назовем критической секцией код, который может выполняться несколькими процессами параллельно и осуществляет доступ к некоторому общему для всех процессов ресурсу – глобальной области памяти, общему файлу и т.д. Обозначим код критической секции critical_section.Если допустить, что данный код может выполняться параллельно в нескольких процессах напрямую, то может возникнуть уже известная нам ситуация race condition ( конкуренция за общие данные): один процесс может изменять ресурс , а второй в этот момент считывать его (некорректное) состояние, либо два процесса одновременно будут пытаться изменять один и тот же ресурс , что приведет к нарушению его целостности. Таким образом, для критических секций необходимо решить задачу взаимного исключения (mutual exclusion) – в каждый момент времени не более чем один из параллельных процессов может выполнять критическую секцию . С помощью семафоров Дейкстры эта задача решается легко и изящно: код критической секции должен иметь вид

P(S); critical_section; V(S);

В самом деле, предположим, что несколько процессов выполняют данный код. Первый из них, который начал выполнять операцию P(S), закрывает семафор S и получает доступ к критической секции . Все остальные процессы, которые пытаются выполнить операцию P(S) над закрытым семафором S, прерываются и попадают в очередь к закрытому семафору. Когда первый процесс закончил работу с ресурсом, он открывает семафор S операцией V(S) для первого процесса из очереди, который, выполнив P(S), вновь закрывает семафор, и т.д.

Очень важное свойство операций P и V в следующем: они атомарны (atomic) для других процессов, т.е. если процесс начал выполнять операцию P(S) или V(S), то никакой другой процесс до ее завершения не может также начать выполнять аналогичную операцию.

Подведем итог: для синхронизации процессов по общему ресурсу необходимы взаимное исключение выполнения критических секций и атомарность операций синхронизации.

Однако следует заметить, что использование семафоров – далеко не идеальный способ синхронизации, с точки зрения надежности. При их неаккуратном использовании возможна ситуация тупика (взаимной блокировки, deadlock ), при которой образуется цепочка процессов, бесконечно ждущих друг друга. Простейший способ создать deadlock – использовать два семафора S1 и S2, так, что первый параллельный процесс пытается выполнить код P(S1); P(S2),а второй – код P(S2); P(S1).Очевидно, что при любом соотношении времен выполнения операций будут закрыты оба семафора, на которых и будут "висеть" оба процесса, не в состоянии двинуться дальше. Как же избежать подобных ситуаций? Ведь ни компилятор , ни операционная система не подскажут программисту правильный способ использования семафоров. Очень легко также "забыть" вызов V(S) и, тем самым, сделать общий ресурс "навеки" недоступным для других процессов. Один из способов решения этой задачи заключается в том, чтобы использовать специальные инструменты и технологии, автоматически обеспечивающие "правильную" последовательность применения операций над семафорами. Один из таких инструментов – аспектно-ориентированное программирование [ 19 ] .

Мониторы – еще один, более надежный способ синхронизации, предложенный в 1974 г. одним из классиков компьютерных наук профессором Чарльзом Хоаром [ 18 ] .

Монитор – многовходовый модуль M, в котором определены общие для процессов данные D (скрытые) и (абстрактные) операции P1, … PN над этими данными (в виде процедур).

В каждый момент не более чем один из параллельных процессов может вызвать какую-либо из операций: M.Pi (X, Y, …)

Вызов каждой операции монитора – атомарен (как и операции над семафором).

Монитор – еще один удобный механизм синхронизации процессов по ресурсам. Он более надежен, чем семафоры, поскольку вызов операции монитора автоматически обеспечивает разблокировку ресурса после завершения вызова.

Мониторы включены Ч. Хоаром в разработанный им язык Concurrent Pascal для параллельного программирования и разработки операционных систем.

Подробнее о семафорах и мониторах – в специальных разделах курса, посвященных управлению процессами и синхронизации процессов .

Монитор является нашим окном в мир интернета и высоких технологий, без него мы не смогли бы насладиться на своем ПК всеми красками и возможностями, которые есть во всемирной паутине.

С каждым годом появляется все больше моделей, они сильно отличаются друг от друга: матрица, дисплей, разрешение экрана и количество Гц. При выборе себе нового монитора важно понимать, что вообще все это значит.

Монитор - что это такое: подробно

Прошлый материал был посвящен тому, что такое экран, в этой статье мы рассмотрим одну из его реализаций для ПК и других устройств. Вы узнаете, значение и определение термина монитор в информатике, как он работает и его виды.

Что такое монитор


В старых же моделях использовалась технология электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). Про них и телевизоры, сделанные на этой технологии, говорили, что они вредны и плохо влияют на зрение, т.к. глаза от них переутомляются и всегда в напряжении. К новым моделям, это не относится.

В начале своего появления их использовали исключительно, как инструмент для вывода информация с ПК, тогда как телевизоры использовались для развлечений, просмотра телепередач и игр. Затем их стали использовать и для развлечений, а в телевизорах появились некоторые функции ПК. Соотношение сторон менялось постепенно, раньше оно было 4:3, затем стало 16:10, а сейчас стандартом является 16:9.


Современные модели можно заменять телевизорами, разве, что на них скорее всего не будет колонок и точно встроенного ТВ тюнера. Технология экранов, устанавливаемая на них одинаковая.

Монитор состоит из:

  • Экрана
  • Микросхем
  • Корпуса
  • Источника питания

Сейчас их используют для вывода информации с самых разных устройств. Это может быть: компьютер, мобильное устройство, мини ПК, различная метеоаппаратура и другие.

Немного истории


Т.к. они позволяли отображать лишь ограниченный объем информации, для вывода основных данных программы использовали принтеры. Монитор служил устройством для отслеживания работы программы, а принтер был основным устройство вывода.

Виды мониторов

Мониторы можно классифицировать по разным признакам. Но обычно их разделяют по типам экрана. Рассмотрим основные технологии, используемые в их производстве.

Жидкокристаллический

На данный момент является доминирующим типом. Появились еще 90-х годах и вначале использовались только в ноутбуках, т.е. там был нужен меньший размер и низкое энергопотребление. Отличались высокой ценой.


Свою большую популярность обрели в нулевых годах, благодаря сериалам, фильмам, играм и переходу телевидения на HD разрешение.

Первые доступные мониторы появились благодаря этой технологии. Вначале их встраивали в корпус вместе с клавиатурой и другими компонентами системы в большом корпусе.


Только к концу 80-х годов появились цветные модели, которые смогли качественно отображать картинку в разрешении 1024 х 768 пикселей. Технология CRT довольно долго оставалась доминирующей на рынке и очень популярной, т.к. качество картинки и углы обзора в 180 градусов были для многих очевидным выбором. А ЖК такого на тот момент просто предложить не могли.

Органический светодиод


Интересно! Также есть и другие виды, но они не такие популярные и редко, где используются.

Диагональ

В первую очередь определитесь с диагональю. Чем больше она будет, тем дальше придется сидеть, чтобы было комфортно работать. Поэтому лучше подходить к выбору диагонали по следующим параметрам:

Дом и работа: 20-24 дюйма. Самый оптимальный вариант и для работы, и для развлечений. Глаза разбегаться не будут, монитор будет достаточно большой и будет гармонично смотреться за любым столом.

Важно! Помните, если большой монитор от глаз будет находится в 50-60см. то глаза от большой диагонали будет разбегаться и придется уже часто вертеть головой. Что может оказаться неудобно. Но, все равно это, конечно, дело вкуса.

От 27 дюймов. Берут редко, неходовые модели. Чаще берут для творческой работы фотографы, дизайнеры, игроки и те, кто хочет просто найти замену своему телевизору.

Вообще, золотая середина, это диагональ около 24 дюймов и не маленький, и не огромный. Но смотрите все равно сами, когда будете непосредственно перед ним. У всех людей разное зрение и понятие размера.

Разрешение экрана

Разрешение экрана следует выбирать исходя из диагонали экрана. Тут все просто.

От 24 и выше. Тут уже можно подумать о 2K и более высоких. Но еще раз вспомните, чем выше разрешение, тем больше ресурсов компьютера будет требоваться для обработки графики.

Интересно! Прочитайте материал про то, что такое разрешение экрана для лучшего понимания.

Чем дальше вы сидите от экрана, тем менее заметной для глаза будет разница в количестве пикселей между Full HD и выше разрешением. А вот количество Гц будет заметно всегда, об этом ниже.

Матрица


Чем больше Гц, тем более живая будет картинка. Этот параметр определяет сколько кадров в секунду способен отобразить монитор. Раньше были доступны только модели с 60 Гц, это означало, что максимально он отобразит лишь 60 кадров в секунду. Игры с ФПС более чем 60, на них будут все равно отображаться в 60 кадрах в секунду.


Время отклика

Есть игровые модели с 1мс. Но, помните, когда покупаете вариант с низким откликом для игр, берите и соответствующие мышь и клавиатуру, у которых также будет низкое время отклика. Тогда точно сможете насладится мгновенной реакцией в играх.

Яркость и контрастность


Для работы с графикой лучшим вариантом будет: яркость от 500 и контрастность 1:5000.

Интересно! В остальных моментах: дизайн, есть ли встроенные динамики, USB порты и т.д. смотрите уже по своему желанию. Также обратите внимание на порты подключения к видеокарте, подойдут ли они. Но скорее да, чем нет, т.к. даже на видеокартах 10-ти летней давности есть разъемы DVI и HDMI.

В заключение

Надеюсь вам были интересна и познавательная данная статья. Это основные моменты и, то, что вообще нужно знать по этой теме. Подходите с умом к выбору данной техники, и она всегда вас будет радовать.

Тема использования многомониторной конфигурации далеко не нова: про удобство разделения рабочих экранов уже успели написать как обычные пользователи, описывая свой опыт, так и производители. Последние даже приводят различные исследования с выходными данными, показывающими повышение продуктивности при переходе хотя бы на два монитора.


Несмотря на всё это, чаще всего смена стандартной конфигурации происходит после того, как под рукой находится ненужный экран. Эксперименты по физическому разделению уже после пары дней оказывается настолько удачными, что возврату может поспособствовать только дисплей с гигантской диагональю. Однако если верить исследованиям, такая альтернатива вряд ли будет уместна.

Производительность или здоровье?

Все исследования касательно повышения продуктивности труда после внедрения мультимониторной конфигурации, так или иначе сводятся к тому, что пользователь не тратит время на настройку размеров окон и переходы между ними. Вместо того, чтобы пытаться уместить на один рабочий экран несколько программ, с несколькими мониторами получится держать всё перед глазами без лишних манипуляций.

Dell в своём исследовании призывает «делать больше за меньшее время», где вместе со сравнением продуктивности от использования одного и двух мониторов учитываются диагонали дисплеев. Условная задача при использовании двух мониторов диагональю 22 дюйма решается в среднем на 2 минуты быстрее, а за рабочий день можно наэкономить до 40 минут.

Этого же эффекта можно добиться заменой монитора с увеличенной диагональю. Например, при переходе с 22-дюймового монитора на 26-дюймовый можно рассчитывать на 20% повышение продуктивности. Это применимо и к переходу между «младшими» диагоналями. Более интересные результаты получаются в исследовании компании NEC, где говорится о том, что при переходе на 30-дюймовый дисплей после 26-дюймового показатели увеличения производительности начинают работать в обратном направлении. Если поверить данным исследований, можно предположить, что два экрана диагональю до 30 дюймов будут эффективны. В то же время, попытки замены двух мониторов одним большим не увенчаются успехом.

Влияние использования нескольких мониторов на здоровье, к сожалению, может быть негативным. В первую очередь это грозит проблемами с шеей, так как пользователь совершает больше вращений головой между удалёнными друг от друга мониторами. В этом плане проблема решается либо одним большим монитором (возможно даже изогнутым, как, например, Samsung S34E790C), либо изменением расположения многомониторной конфигурации в сторону максимального приближения экранов друг к другу и удаления конструкции от пользователя на удобное расстояние. К слову, эта проблема имеет место быть и вне контекста данной темы, о чём не так давно рассказал 40kilogramsofpersimmon.

Варианты подключения мультимониторной конфигурации

Самый простой и распространённый способ создания многомониторной конфигурации заключается в подключении к ноутбуку стольких мониторов, сколько это позволяет сделать наличие DVI, HDMI и VGA-выходов. Как правило, эксперименты заканчиваются на одном внешнем мониторе, так как более габаритная конфигурация приводит к нехватке производительности видеосистемы ноутбука или упирается в количество доступных разъёмов вывода. Да и ноутбук в таком случае чаще всего находится в закрытом состоянии (в силу различных причин: разного масштабирования, так себе цветопередачи или просто неудобного расположения / угла обзора ноутбука), в итоге мало чем отличаясь от настольного ПК.

В случае с десктопом обычно всё гораздо проще, так как дискретные видеокарты позволяют подключить минимум два монитора. Для увеличения количества мониторов можно приобрести более продвинутую модель адаптера, или же установить несколько видеокарт. Здесь также стоит упомянуть про известную технологию AMD Eyefinity, которая позволяет подключить от 3 до 6 дисплеев к одной видеокарте благодаря специальным чипам, но подразумевает работу с DisplayPort’ом или DVI-D, так что в случае чего — придётся раскошелиться на переходники. Однако и без этой системы более чем реально сделать рабочее место Тони Старка.


При этом становится доступно как минимум три режима вывода. Самый распространенный – DualView, при котором мониторы оказываются полностью автономными, но, в то же время, имеют между собой связь. Так, на мониторы получится вывести разные программы и без труда перетащить окно с одного дисплея на другой. Span-режим позволяет расширить изображение сразу на несколько мониторов, что, по сути, позволяет осуществить имитацию одного большого монитора. Наконец, дублирование экранов – не самый удобный для работы, но незаменимый для демонстрации режим.

Мультимониторную конфигурацию также реально получить не только с использованием нескольких дисплеев, но и машин. Если компьютеры с разными мониторами находятся в одной сети, то специальные программы типа Synergy для коммутации устройств ввода позволят сделать управление общим.

Что могут предложить производители?

Тенденцию на использование мультимониторных конфигураций не смогли обойти стороной производители мониторов. Например, не так давно компания LG в рамках выставки CES 2015 показала 34-дюймовый монитор 34UC87M. Помимо того, что экран имеет соотношение сторон 21:9, сама поверхность имеет закруглённую форму для лучшего угла обзора. Компания также предлагает комбинировать в одну конструкцию по два или четыре монитора с помощью специальных держателей.


Также компания Philips ещё в прошлом году представила Two-in-One Monitor – два 19-дюймовых монитора с отдельными VGA-портами и с 3,5-мм рамками дисплея. Экраны крепятся на одной конструкции, которая позволяет образовывать панорамную картинку, или же разделить мониторы с помощью наклона вовнутрь.


Проблему разделения рабочего пространства между несколькими экранами также решают мониторы от Dell и в частности модели серии Ultrasharp. Относительно тонкая рамка дисплея уменьшает расстояние между двумя мониторами, а стандартная конструкция крепления позволяет поворачивать монитор на 90 градусов. Также, в случае с Dell UltraSharp U2414H, предлагается использование дополнительной подставки сразу для двух мониторов, что делает конструкцию похожей на модель от Philips.


Таким образом, рынок уже в ближайшем будущем с большой степенью вероятности обзаведётся новой нишей продуктов, нацеленных на мультимониторные решения. Чтобы понять, что такая нужда существует, достаточно заглянуть в любой IT-офис, где почти каждый сотрудник имеет как минимум два экрана – ноутбук и внешний монитор. Наверняка для вас это не открытие, поэтому в комментариях мы будем ждать от вас опыта использования многоэкранных систем: какие сценарии вы используете, какими программами пользуетесь?

Системный монитор (Performance Monitor), доступен через "Панель управления" (Control Panel). Особое внимание стоит уделять "Системному монитору" (Performance Monitor) и "Монитору ресурсов" (Resource Monitor). Системный монитор выполняет три функции: мониторинг системы, просмотр журналов счетчиков производительности и настройка оповещений (путем использования настроек сборщика данных, который также содержит журналы и трассировку счетчиков производительности и настроечные данные).

Системный монитор предоставляет больше информации о работе вашей системы, чем любое другое отдельно взятое средство. Он включает в себя сотни основных и расширенных счетчиков для различных объектов.

системный-монитор

В "Системном мониторе" содержится краткое описание каждого счетчика.

Чтобы увидеть описания, нужно в окне "Добавить счетчики" (Add Counters) установить флажок "Отображать описание" (Show Description).

Хотя весь низкоуровневый системный мониторинг, может проводиться с помощью Системного монитора, Windows также включает служебную программу "Монитор ресурсов" (запускается из меню "Пуск" или из вкладки "Быстродействие" (Performance) "Диспетчера задач" (Task Manager)), которая показывает четыре основных ресурса: центральный процессор, диск, сеть и память. В своих основных состояниях эти ресурсы показываются с тем же уровнем информации, который можно найти в Диспетчере задач. Но к этому добавляются области, которые могут быть развернуты для получения дополнительной информации.

монитор-ресурсов

При раскрытии вкладки ЦП (CPU) показывается информация об использовании центрального процессора для каждого процесса, точно так же, как в "Диспетчере задач". Но в этой вкладке добавлен столбец для среднего показателя использования центрального процессора, который может дать более наглядное представление о том, какой из процессоров наиболее активен. Во вкладку ЦП (CPU) также включается отдельное отображение служб, используемого ими центрального процессора и среднего показателя использования этого процессора.

Каждый процесс, в рамках которого выполняется служба (хост-процесс), идентифицируется группой той службы, которая на нем выполняется. Как и при использовании "Process Explorer", выбор процесса (путем установки соответствующего флажка) приведет к отображению списка поименованных дескрипторов, открытых процессом, а также списка модулей (например, DLL-библиотек), загруженных в адресное пространство процесса. Поле "Поиск дескрипторов" (Search Handles) может также использоваться для поиска тех процессов, которые открыли дескриптор для заданного поименованного ресурса.

В разделе "Память" (Memory) отображается почти такая же информация, которую можно получить с помощью "Диспетчера задач", но она упорядочена в отношении всей системы. Гистограмма физической памяти отображает текущую организацию этой памяти, разбивая весь объем памяти на зарезервированную, используемую, измененную, находящуюся в режиме ожидания и свободную.

В разделе "Диск" (Disk), в отличие от остальных разделов, пофайловая информация для ввода-вывода отображается таким образом, чтобы было проще определить наиболее востребованные по записи или чтению файлы системы. Эти результаты могут подвергаться дальнейшей фильтрации по процессам.

В разделе "Сеть" (Networking) отображаются активные сетевые подключения и владеющие ими процессы, а также количество данных, прошедшее через эти подключения. Эта информация дает возможность увидеть фоновую сетевую активность, которую другим способом может быть трудно обнаружить.

Кроме этого показываются имеющиеся в системе активные TCP-подключения, упорядоченные по процессам, с демонстрацией таких данных, как удаленный и локальный порт и адрес, и задержка пакета.

И наконец, отображается список прослушиваемых процессом портов, позволяющий администратору увидеть, какие службы (или приложения) в данный момент ожидают подключения к тому или иному порту. Также показываются протокол и политика брандмауэра для каждого порта и процесса.

Следует заметить, что все счетчики производительности Windows являются программно доступными.

Читайте также: