Как сделать студийные мониторы громче

Обновлено: 19.05.2024

Выбор студийных мониторов - практически один из важнейших моментов в проектировании домашней студии. От них будет зависеть почти 80% вашего звука. И к выбору данного "девайса" нужно отнестись с полным пониманием.

И самый основной момент в этом выборе - это не полагаться на советы людей, звукорежиссеров и саунд-продюсеров, а полагаться только на свои уши, и обязательно слушать как они звучат, благо сейчас есть такие магазины где можно все потрогать и послушать, и даже испытать микрофоны или какие другие "девайсы" для музыки.

Эта статья не даст вам точного понимания что купить, я просто подскажу вам на что стоит обращать внимание при выборе акустической системы.

И не забывайте что 20-40% качества звука, целиком и полностью зависит от того, подготовили ли вы акустическое оформление своей комнаты или нет.

  • Поролон к этому не относится, он ничего не делает со звуком лишь приглушает реверберацию на средневысоких частотах, а порой даже работает во вред акустики помещения, лучший вариант это акустические панели, диффузоры, тюб-ловушки, резонаторы и все в этом духе.

Если читая эту статью ты думаешь что твоих колонок Microlab или Sven достаточно для музыкального продакшена, то знай, главная задача Hi-Fi систем - создать приятный звуковой образ, сгладить все "острые углы" и шероховатости записи. Часто такой эффект называют "звуковым окрасом". У профессионального оборудования совершенно другая задача - оно призвано помочь звукорежиссёру при работе с музыкальной композицией. В процессе сведения и мастеринга очень важна точность воспроизведения.

Спецификация мониторных систем.

Согласно студийному стандарту существуют три разновидности мониторинга: ближнее, среднее и дальнее поле.

Ближнее поле — мониторы мощностью не выше 100 Вт, диаметр НЧ динамика до 20 см (8 дюймов). Располагаются на расстоянии от 1-2 метров от звукорежиссёра.

Среднее и Дальнее поле — используются в профессиональных студиях, студийные мониторы располагаются на значительном расстоянии и обладают большей мощностью. Я думаю многие видели системы расположенные прямиком в стене, это и есть мониторы дальнего поля.

Монтирование мониторов в стену (inwall) убирает SBIR эффект - ранние отражение от стены сзади мониторов. Эти отражения не могут возникнуть из-за отсутствия условий для этого, расстояние равно нулю. При грамотной геометрии студии ранние отражения от боковых стен тоже пройдут мимо точки прослушивания. Единственное что может разрушить сцену, так это сама конструкция мониторов. При этом конечно нужно подразумевать что студия спроектирована и построена с соблюдением норм и правил акустики, и физики звука в целом.

Что значит 2-х полосные и 3-х полосные.

Существует как правило 2-х полосные мониторы и 3-х полосные , что это значит: 2 полосы - это 2 динамика НЧ и ВЧ; 3 полосы - это 3 динамика НЧ, СЧ, ВЧ. Таким образом 1 динамик - это 1 полоса частот. Эти полосы делит так называемый кроссовер. В характеристиках АС она указывается как "срез кроссовера", "частота кроссовера" или "пересекающаяся частота".

  • Кроссовер – это фильтр звукового сигнала, который разделяет входящий сигнал на диапазоны частот и используется в акустических системах для улучшения качества звучания.
Срез кроссовера. Слева 2-х полосный, справа 3-х полосный. Срез кроссовера. Слева 2-х полосный, справа 3-х полосный.
  • Для каждой АС кроссовер рассчитан индивидуально.

Обычно он встроен в монитор, но есть версии и рэковые, и просто настольные. Так же кроссоверы делятся на активные и пассивные.

Еще есть системы 4 и 5 полосные, обычно их называют "многополосными", но об этом нам знать рано, да и ценник таких мониторов далеко за 100 тыс рублей.

  • Чем больше полос имеет ваша акустическая система, тем более качественный и чистый звук она будет выдавать.

Мы же будем рассматривать только 2-х полосные АС, так как люди, которые хотят купить 3-х полосные АС, вряд ли читают подобные статьи.

Размер динамиков акустической системы.

Думаю, вы часто слышали о том, что размер мониторов играет определенную роль, но по большей части это миф.

  • Но нельзя исключать тот факт, что купив 5" АС в комнату, которая имеет 20-25 квадратных метров, вы будете слышать сухой звук без саб низа (я думаю, многие встречали такие отзывы на сайтах магазинов). Это связано с тем, что мониторам просто не хватит сил и мощности заполнить все пространство комнаты звуком.

Одним из важных аспектов играет расположение мониторов по высоте. Я думаю, многие задавались таким вопросом? Ответ довольно прост - ваши мониторы фронтальной (передней) панелью должны "смотреть" вам в уши или быть на уровне вашей головы. Я обычно "целюсь" так: мое ухо находится по середине между НЧ и ВЧ динамиком.

В уши или за уши? Куда должны "играть" мониторы? Скажу так - зависит от модели АС. Некоторые мониторы имеют мягкий и широкий верх, а некоторые жесткий и узкий. В зависимости от этого твиттеры можно направлять как и за уши, так и прямиком в уши. Например мониторы DMax Super Cubes имеют узкий верх, поэтому должны играть прямиком в уши.

Советую читать мануал к вашей АС, обычно в них указывают расположение мониторов, что и как должно стоять, горизонтально или вертикально. Многие любят "класть" вертикальные мониторы "набок", тем самым думая, что стерео картина становится шире. На деле все не так, вы получаете своего рода "расслоение" звука, звук от динамика и твиттера поступает к вам в уши не одновременно, это неизменно приводит к нестабильному и несвязному стереозвуку, или научными словами интерференцию , а иногда даже и дифракцию.

  • Интерференция — усиление колебаний звука в одних точках пространства и ослабление в других, в результате наложения двух или нескольких звуковых волн.

Так же большинство мониторов имеет довольно узкую вертикальную дисперсию, чтобы минимизировать отражения от рабочей поверхности, стола, пола, потолка и тд. Эта дисперсия обычно регулируется волноводом, который сделан вокруг ВЧ твиттера. Данная информация описана почти во всех мануалах, к примеру: у мониторов JBL 305mkII, зона покрытия ровна 120° x 90° (по горизонтали и вертикали).

Фазоинвертор

Значительной особенностью всех акустических систем является фазоинвертор. Для лучшего понимания его можно рассматривать, как 3-й динамик нашей АС который играет на частотах от 25-50гц, (условно) как раз таки эта "опция" очень хорошо влияет на не подготовленное акустически помещение.

Фазоинверторы бывают как спереди, так и сзади мониторов. Так же есть версии с "закрытым" типом корпуса, как например в мониторах Barefoot Sound Footprint 01. Иногда в роли фазоинвертора может играть пассивный излучатель (просто мембрана такая как в портативной колонке JBL)

Barefoot Sound Footprint 01 3-х полосная система, с 8" сабвуфером. Barefoot Sound Footprint 01 3-х полосная система, с 8" сабвуфером.
  • Фазоинвертор позволяет существенно понизить нижнюю граничную частоту акустической системы и заметно увеличить уровень ее звукового давления на низких частотах. Механизм работы фазоинвертора заключается в том, что специально рассчитанный акустический резонатор-фазоинвертор производит инверсию фазы звуковой волны на 180°, излучаемой тыльной стороной НЧ динамика. Эта перевернутая звуковая волна с выхода фазоинвертора суммируется со звуковой волной от фронтальной поверхности НЧ динамика, что и приводит увеличению уровня звукового давления громкоговорителя на частоте настройки фазоинвертора.

Какое расположение фазоинвертора выбрать:

Фронтальное (спереди) - Хороший вариант для небольших помещений. Дает нам возможность ставить мониторы ближе к стене и практически не использовать звукопоглощающие материалы за мониторами.

Тыльное (сзади) - Данные мониторы требуют достаточного расстояния от стены, от 20 до 100см (зависит от АС) что бы исключить резонансы. Так же требуется использование акустических панелей за мониторами, со средней плотностью наполнителя, и желательно, чтоб эти акустические панели висели от стены примерно в 10см. Это сделано для того, чтобы звук, проходя в панель, ударялся об стену и возвращался обратно в панель, тем самым снижая силу и ослабляясь.

  • Так же в некоторых случаях можно заткнуть фазоинвертор поролоном или ватой. Если у вас 2 фазоинвертора то можно один или сразу оба, как это делается на Alesis M1 Active MKII. Это поможет снизить низкочастотный гул и сделать звук более равномерным.

Материалы НЧ диффузора и ВЧ твиттера.

Главным аспектом материала является – жесткость, которая должна быть как можно выше, и внутреннее затухание, которое так же необходимо.

  • Жесткость диффузора означает, что ускорение звуковой катушки передается без изменения всей излучающей поверхности – от центра до краев. Это выражается потом в ровной частотной характеристике, быстрой атаке на импульсе, низких интермодуляционных искажениях.

Целлюлоза (бумага) - Это пожалуй самый распространённый материал динамиков, который вы можете встретить как в бюджетной, так и в более дорогой акустической системе. Основное ее свойство - это более мягкая передача "живых" инструментов. Самая гладкая АЧХ - не испорченная пиками и провалами от местных резонансов.

Полипропилен - Так сказать новый аналог бумажного диффузора, плюс минус технические характеристики идентичны целлюлозе. В отличии от бумажного диффузора - не бояться влаги. Полипропиленовый диффузор может обеспечить ровную и гладкую АЧХ при высоких значениях удельного звукового давления.

Углеволокно и кевлар - В отличие от предыдущих, имеют малый вес и более жесткое "поведение". Отлично передают атаку и четкость звука, но более дороги в исполнении. Однако из-за недостаточного внутреннего демпфирования сопровождается многочисленными пиками и провалами на АЧХ вблизи верхнего края рабочего диапазона.

Металл - Да, есть и такие. Чаще всего такие можно увидеть в сабвуферах, они рассчитаны в большей степени на предельные уровни звукового давление, нежели на качество звука.

ВЧ с мягким куполом - Ткань, шелк. Просто классика. Довольно ровное АЧХ по всему спектру.

ВЧ с металлическим куполом (титан, керамика, бериллий) - Довольно звонкое и едкое звучание. Имеют хорошую отзывчивость и ровность по всему спектру АЧХ. На слух это может восприниматься, как действительно "металлический" тембр звучания.

ВЧ из полиамидной пленки (ADAM) - Похоже на предыдущее, но более теплый и звонкий звук. "Металлический" призвук так же присутствует.

Акустическое оформление комнаты

При всем этом расположении мониторов и размер самого помещения (аппаратной) не имеет такого значительного влияния на звук, как акустическое оформление. При грамотном расчете акустики помещения, можно добиться довольно хороших результатов, и оформить даже маленькую комнату. При не грамотном оформлении ( использование поролона, а еще лучше лотков от яиц) можно получить гудящую комнату, гудящие углы или даже чересчур сильное приглушение звука, которое возникает от того, что звук отражаясь от стен сам себя исключает (другими словами сдвиг фазы).

Порой добиться хорошего звука достаточно просто поменять расположение мониторов в пространстве: поставить их к длинной стене комнаты, отодвинуть от стены, установить на стойки, и многое другое.

Ну и самое главное в акустике помещения - это равномерность затухания по всему спектру частот. При замерах измерительными микрофонами и специальными программами можно узнать скорость затухания частот, ее называют waterfall. Хорошая скорость затухания до 200млс, если комнату оформлял специальный человек, то она может составлять 50-150млс.

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Звукоизоляция

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.


В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Акустическая обработка

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».


Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.


Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.


Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.



Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

Практические советы для типичных ситуаций

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.


Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.


Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.


Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

Использование студийных мониторов в качестве домашней акустики

Вот тут на днях задумался о покупке акустики домой. Давненько возникла идея использовать для этой цели студийные мониторы. Вот нашел например решение: два пассивных монитора, плюс усилитель по 100 ват на канал.

Мониторы Event 20/20 V2 (пассивные)
НЧ динамик: 8" (полипропилен c минеральным наполнением)
ВЧ динамик: 1" (шелк, феррофлюид)
Чувствительность входа: 1.1В
Сигнал/Шум: > 100 дБ
Частотная хар-ка: 38 Гц - 20 кГц
Кросовер: 2.6 кГц, 4-го порядка

На мой чайниковский взгляд параметры весьма достойные, думаю производители профессиональной техники не будут завышать циферки. Да и размеры у мониторов не большие, в отличие от С90 и т.п. монстров.
Цена конечно немного высоковата - около 600 баксов за комплект. Но где сейчас за такие деньги найти нормальную технику. Мне покупка С90 и усилителя под них с доработкой не сильно дешевле обойдется. А если еще учесть потраченое время.

Хотелось бы послушать мнения по данному вопросу, особенно отрицательные.

PS: Очень жаль, у нас нет магазина проф. техники, негде ее послушать. Один ширпотреб, ну и Хай-энда шнуркового немного

усилок мне кажеться не фонтан. да и зачем принудительное охлаждение дома? По акустике сказать особо не могу, но вроде у АС параметра сигнал-шум сроду не было, да и 4-й порядок на 2,6 кГц не обнадеживает.

[ADDED=svolkovoy]1108642955[/ADDED]
Из акустики хорошо бы поискать БУ японцев, например JVC ZERO с изодинамическими твитерами и усил из той же категории, sansui, JVC, hartman, и т.д.

Последний раз редактировалось svolkovoy; 17.02.2005 в 15:22 .
Jesus has changed your life (Save the changes, Save As. Cancel)

Хочешь отрицательное мнение – «их есть у нас» :

Использование студийной техники дома не рекомендуется по следующим причинам:

Студийные усилители в первую очередь предназначены для больших помещений и проведения соответствующих мероприятий, поэтому основной упор в них делается на отдаваемую мощность и «контролирование» акустики знамо дело все это в ущерб качеству звука.

Судя по приведенным параметрам на SLA-1, обратная связь у него зверская, поэтому звук будет такой же.

По поводу мониторов не все так однозначно, все будет зависеть от их целевого назначения, иногда попадаются неплохие образцы.

Присмотрись к Miller&Kreisel:

В виде покупки вещь бестолковая (изучение стоимости позволяет делать легкие офтальмологические изменения у азиатов ), но зато можно посмотреть на конструкции действительно неплохих девайсов (к сожалению весьма поверхностно).

По поводу Event параметры действительно чудны и непонятно что такое феррофлюид , и каким он там боком лежит.

И, наконец, о завышенных циферках, указанные параметры – это своего рода абстрактные попугаи (надеюсь, объяснений не требуется).

Polnyy gayd po studiynym monitoram

Анатомия: спереди и сзади

studio monitors anatomy

A) Твитер. Высокочастотный драйвер обеспечивает читаемость высоких частот. Обычно изготовлен из титана или алюминия.

B) Кабинет. Плотный корпус, в котором расположены все элементы. Помогает уменьшить резонансы на определенных частотах.

C) НЧ-динамик. НЧ-динамик обеспечивает ваш быстро развивающийся (на самом деле, надеюсь, не слишком быстро развивающийся) бас и, как таковой, изготовлен из твердого материала для борьбы с ним.

D) Акустический порт. Также известный как порт басового рефлекса. Это полезное дополнение к некоторым мониторам, что помогает повысить эффективность динамиков за счет увеличения звуковых волн (за счет перенаправления давления внутри динамика).

F) Другие элементы управления. Некоторые производители добавляют дополнительные элементы управления.

G) Элементы управления встроенным эквалайзером. На многих мониторах размещен встроенный регулятор частот, что позволяет откалибровать частоты в соответствии с вашей комнатой.

H) Питание и режим ожидания. Обратите внимание на режим ожидания, особенно полезный параметр среди динамиков. Он позволяет переключить монитор в режим ожидания, когда тот не использует в течении определенного количества времени. Отлично подходит при активной работе, где могут выполнятся другие задачи, помимо сведения.

Характеристики по сравнению с ценой

Имеется ввиду расстояние, на котором будет работать инженер. В большинстве студий используются мониторы ближнего поля, так как слушатель, обычно, сидит рядом.

Хорошие колебания

Правильное расположение

Об авторе: mix-master

Частичное или полное копирование любых материалов сайта возможно только с указанием ссылки на первоисточник.

Читайте также: