Не отнимая быстро бегающих пальцев от клавиатуры

Обновлено: 01.05.2024

Все это Федор Николаевич, когда Коля побежал опять во двор, подытожил Наталье Николаевне так:

– А Колю́шка-то, видала? Совершенно самостоятельно постиг законы перспективы.

– Способный! – согласилась мама. – Я, еще когда он показывал, хотела тебе сказать. Ведь сколько обычно на это времени и сил уходит, пока втолкуют! А он сам, своими силенками, добрался. И это в шесть лет!

– Ну, положим, в шесть с половиной, – сказал отец.

Глава 2 Цвета радуги

Какое интересное и важное место – двор! Во сколько разных окон смотрит на него жизнь днем и бросает свои таинственные отсветы по вечерам! Сколько людей встречаются здесь, чтобы разойтись потом в одну сторону, через подъезды, – по своим квартирам, и в другую, через калитку, – по своим делам, в школу, на службу! Двор – как шлюз, через глубокую камеру которого люди опускаются в открытое море, шумящее там, за воротами, а по вечерам поднимаются к своим пристаням.

Коля любил свой большой двор.

Так посмотреть – ничего особенного во дворе не было. Обыкновенный московский двор, каких тысячи и в Замоскворечье и в приарбатских переулках. Но как обижало Колю, когда кто-нибудь из взрослых соседей снисходительно говорил: «Место у нас тут тихое, живем в сторонке, неприметно…»

Неужели они не чувствовали, как замечательно был связан двор со всеми большими и интересными делами, о которых говорил народ и писалось в газетах! Да, двор выходил на тихий Плотников переулок, и слева и справа от него были такие же обыкновенные приарбатские дворы. Но он стоял на земле, под которой как раз в тот год, когда родился на свет Коля, прорыли тоннель арбатского радиуса метро, и Женьча уверял, что ночью, когда все затихает, если припасть ухом к земле во дворе, слышно, как бегут, гудят под землей поезда. Коля тоже не раз украдкой ложился вечером на холодную землю в уголке двора и старался уловить этот подземный гул. И ему казалось, что он слышит… как слышал он по ночам через открытую форточку наплывавшие с ветром издалека гудки пароходов, которые пришли с Волги по новому каналу в Москву, или нежный, полузаглушенный перезвон кремлевских часов…

А небо над двором. Неужели забыли взрослые, как несколько лет назад в ясный, голубой сентябрьский день высоко-высоко в небе висела над двором полупрозрачная капля стратостата! Крохотный шарик, который нес трех смельчаков, поднялся на такую высоту, на какую еще не забирался ни один человек на свете.

По правде сказать, Коля и сам не очень-то хорошо помнил этот день. Ему тогда было лишь два года, но он слышал столько рассказов, мама так часто вспоминала, как он прыгал тогда во дворе, протягивая руки к небу и восторженно крича: «Трататат!», и все никак не хотел уходить домой, что Коля давно уже сам поверил, будто хорошо помнит, как висела над их двором на невероятной высоте нежная икринка первого советского стратостата.

Зато уже совсем ясно запомнил Коля, что, когда ему было три года, над их двором в Плотниковом переулке пролетел краснокрылый самолет и все мальчишки полезли на крыши, крича: «Чкалов летит!»

Да, это пролетал над Москвой, над Арбатом, над двором, где жил Коля, Валерий Чкалов, возвращавшийся из неслыханно дальнего перелета. Выходит, значит, что чкаловский маршрут проходил и над двором дома номер десять в Плотниковом переулке.

Дом стоял в глубине двора. Из окон комнаты, где обычно занимался Коля, была видна старая, с зеленоватыми пятнами стена дворового флигеля, в котором, между прочим, когда-то родился знаменитый русский шахматист, бывший чемпион мира Алехин; справа от флигеля был виден забор, из-за которого вздымал свои широкие ветви дуб. Место это, возле забора, под ветвями дуба, было облюбовано ребятами двора. Здесь обычно судило и рядило дворовое ребячье вече. Тут сходились к вечеру, решали, какие игры начать, строили планы на завтрашний день, сговаривались, произносили скороговоркой считалки, распределяя, кому в какую команду идти, кому водить, кому начинать.

Вот и сейчас ребята собрались там, и Коля видел их через открытое окно со своего круглого стульчика у рояля. Он видел, что рыжеголовый Женьча надувает ртом футбольный мяч, а хозяйственная Катюшка степенно копошится с двумя такими же маленькими девчонками из соседней квартиры в сыром песке и печет куличики. Видел он, как въехал во двор и остановился у своего подъезда заскочивший домой пообедать шофер дядя Гриша. А дворник Семен Орлов метлой сгонял лужи, оставшиеся на еще не просохшем после недавно прошедшего дождя асфальте. Мальчишки, которые обычно бегали за дворником, когда тот поливал из брандспойта двор и мостовую в переулке, и старались попасть под струю, сейчас, закатав штаны, топали по лужам, делая вид, что стараются увернуться от метлы дяди Семена, а на самом деле испытывая неизъяснимое удовольствие, когда дворник стегал их по голым икрам.

Все это происходило под самым окном – рукой подать, и в комнате было слышно, как фукает надувающий мяч Женьча, и как звенит в камере нагнетаемый воздух, и как Катюшка не спеша объясняет подружкам, что она сегодня готовит на обед кукле, и как крякают угодившие под метлу дяди Семена мальчишки. Но Коле надо было еще полчаса оставаться на круглом стульчике и играть гаммы. До, ре, ми, фа, соль, ля, си…

– Радуга. Дуга-дуга-радуга! – закричали вдруг во дворе.

Не отнимая быстро бегающих пальцев от клавиатуры, Коля поглядел на небо. Над старой стеной, которую сейчас словно оковал медью закат, над крышей со старинным слуховым окном, в промытой глубине неба выгнулась великолепная семицветная скоба. С каждым мгновением она проступала ярче, цвета ее наполнялись кристально чистым, мягким светом. И все стало нарядным и прозрачным под ней на улице, словно посвежела зелень, переливчатые отсветы легли на стены зданий, засверкали, как отточенные, влажные кромки крыш. Даже ребята во дворе затихли, любуясь этим семицветным сияющим полупрозрачным ободом, который охватил небо из края в край.

Не сводя глаз с радуги, Коля играл свои гаммы. А в небе между тем возникла чуть пониже первой вторая радуга, не столь яркая, как бы тонущая в воздухе, но повторяющая все семь цветов первой, подобно тому как повторялись под пальцами Коли семь нот октавы за октавой. И тут мальчик вспомнил, что он никак не мог заучить расположение цветов радуги, пока всеведущий Женьча, знавший много неожиданных и разнообразных вещей, не научил его забавной памятке: «Каждый Охотник Желает Знать,

Ему захотелось поделиться своим открытием с родителями. Кто знает, может быть, это еще совсем и не так? Вдруг это только ему одному так кажется? Осторожно положил он перед отцом и матерью рисунок.

- Посмотрите-ка, папоч-мамочка… Правда, смешно у меня как получилось?

Наталья Николаевна наклонилась над рисунком, потом обернулась и заглянула Коле в самые глаза:

- Тебе кто-нибудь показал? Или сам?

- Ну, мам, конечно, сам!

Все это Федор Николаевич, когда Коля побежал опять во двор, подытожил Наталье Николаевне так:

- А Колю́шка-то, видала? Совершенно самостоятельно постиг законы перспективы.

- Способный! - согласилась мама. - Я, еще когда он показывал, хотела тебе сказать. Ведь сколько обычно на это времени и сил уходит, пока втолкуют! А он сам, своими силенками, добрался. И это в шесть лет!

- Ну, положим, в шесть с половиной, - сказал отец.

ГЛАВА 2
Цвета радуги

Какое интересное и важное место - двор! Во сколько разных окон смотрит на него жизнь днем и бросает свои таинственные отсветы по вечерам! Сколько людей встречаются здесь, чтобы разойтись потом в одну сторону, через подъезды, - по своим квартирам, и в другую, через калитку, - по своим делам, в школу, на службу! Двор - как шлюз, через глубокую камеру которого люди опускаются в открытое море, шумящее там, за воротами, а по вечерам поднимаются к своим пристаням.

Коля любил свой большой двор.

Так посмотреть - ничего особенного во дворе не было. Обыкновенный московский двор, каких тысячи и в Замоскворечье и в приарбатских переулках. Но как обижало Колю, когда кто-нибудь из взрослых соседей снисходительно говорил: "Место у нас тут тихое, живем в сторонке, неприметно…"

Неужели они не чувствовали, как замечательно был связан двор со всеми большими и интересными делами, о которых говорил народ и писалось в газетах! Да, двор выходил на тихий Плотников переулок, и слева и справа от него были такие же обыкновенные приарбатские дворы. Но он стоял на земле, под которой как раз в тот год, когда родился на свет Коля, прорыли тоннель арбатского радиуса метро, и Женьча уверял, что ночью, когда все затихает, если припасть ухом к земле во дворе, слышно, как бегут, гудят под землей поезда. Коля тоже не раз украдкой ложился вечером на холодную землю в уголке двора и старался уловить этот подземный гул. И ему казалось, что он слышит… как слышал он по ночам через открытую форточку наплывавшие с ветром издалека гудки пароходов, которые пришли с Волги по новому каналу в Москву, или нежный, полузаглушенный перезвон кремлевских часов…

А небо над двором. Неужели забыли взрослые, как несколько лет назад в ясный, голубой сентябрьский день высоко-высоко в небе висела над двором полупрозрачная капля стратостата! Крохотный шарик, который нес трех смельчаков, поднялся на такую высоту, на какую еще не забирался ни один человек на свете.

По правде сказать, Коля и сам не очень-то хорошо помнил этот день. Ему тогда было лишь два года, но он слышал столько рассказов, мама так часто вспоминала, как он прыгал тогда во дворе, протягивая руки к небу и восторженно крича: "Трататат!", и все никак не хотел уходить домой, что Коля давно уже сам поверил, будто хорошо помнит, как висела над их двором на невероятной высоте нежная икринка первого советского стратостата.

Зато уже совсем ясно запомнил Коля, что, когда ему было три года, над их двором в Плотниковом переулке пролетел краснокрылый самолет и все мальчишки полезли на крыши, крича: "Чкалов летит!"

Да, это пролетал над Москвой, над Арбатом, над двором, где жил Коля, Валерий Чкалов, возвращавшийся из неслыханно дальнего перелета. Выходит, значит, что чкаловский маршрут проходил и над двором дома номер десять в Плотниковом переулке.

Дом стоял в глубине двора. Из окон комнаты, где обычно занимался Коля, была видна старая, с зеленоватыми пятнами стена дворового флигеля, в котором, между прочим, когда-то родился знаменитый русский шахматист, бывший чемпион мира Алехин; справа от флигеля был виден забор, из-за которого вздымал свои широкие ветви дуб. Место это, возле забора, под ветвями дуба, было облюбовано ребятами двора. Здесь обычно судило и рядило дворовое ребячье вече. Тут сходились к вечеру, решали, какие игры начать, строили планы на завтрашний день, сговаривались, произносили скороговоркой считалки, распределяя, кому в какую команду идти, кому водить, кому начинать.

Вот и сейчас ребята собрались там, и Коля видел их через открытое окно со своего круглого стульчика у рояля. Он видел, что рыжеголовый Женьча надувает ртом футбольный мяч, а хозяйственная Катюшка степенно копошится с двумя такими же маленькими девчонками из соседней квартиры в сыром песке и печет куличики. Видел он, как въехал во двор и остановился у своего подъезда заскочивший домой пообедать шофер дядя Гриша. А дворник Семен Орлов метлой сгонял лужи, оставшиеся на еще не просохшем после недавно прошедшего дождя асфальте. Мальчишки, которые обычно бегали за дворником, когда тот поливал из брандспойта двор и мостовую в переулке, и старались попасть под струю, сейчас, закатав штаны, топали по лужам, делая вид, что стараются увернуться от метлы дяди Семена, а на самом деле испытывая неизъяснимое удовольствие, когда дворник стегал их по голым икрам.

Все это происходило под самым окном - рукой подать, и в комнате было слышно, как фукает надувающий мяч Женьча, и как звенит в камере нагнетаемый воздух, и как Катюшка не спеша объясняет подружкам, что она сегодня готовит на обед кукле, и как крякают угодившие под метлу дяди Семена мальчишки. Но Коле надо было еще полчаса оставаться на круглом стульчике и играть гаммы. До, ре, ми, фа, соль, ля, си…

- Радуга. Дуга-дуга-радуга! - закричали вдруг во дворе.

Не отнимая быстро бегающих пальцев от клавиатуры, Коля поглядел на небо. Над старой стеной, которую сейчас словно оковал медью закат, над крышей со старинным слуховым окном, в промытой глубине неба выгнулась великолепная семицветная скоба. С каждым мгновением она проступала ярче, цвета ее наполнялись кристально чистым, мягким светом. И все стало нарядным и прозрачным под ней на улице, словно посвежела зелень, переливчатые отсветы легли на стены зданий, засверкали, как отточенные, влажные кромки крыш. Даже ребята во дворе затихли, любуясь этим семицветным сияющим полупрозрачным ободом, который охватил небо из края в край.

Не сводя глаз с радуги, Коля играл свои гаммы. А в небе между тем возникла чуть пониже первой вторая радуга, не столь яркая, как бы тонущая в воздухе, но повторяющая все семь цветов первой, подобно тому как повторялись под пальцами Коли семь нот октавы за октавой. И тут мальчик вспомнил, что он никак не мог заучить расположение цветов радуги, пока всеведущий Женьча, знавший много неожиданных и разнообразных вещей, не научил его забавной памятке: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". По первым буквам слов этой памятки легко было затвердить расположение цветов: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

А сейчас, глядя на радуги, на эти призрачные семицветные полукружия в куполе неба, Коля подивился новому, только сейчас им впервые открытому совпадению: семь нот пробегали его пальцы, пока не доходили до новой октавы, и семь цветов играло в каждой радуге. И теперь звук каждой клавиши словно приобрел цвет, пальцы наигрывали радугу, и повеселевший Коля в такт гамме громко пел на всю комнату:

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан… Каждый…

Нужно заметить, что открытие это не принесло Коле ни лавров, ни радости. Вернувшись домой, папа с мамой увидели, что Коля раскрасил цветными карандашами нотные знаки в тетрадке упражнений. "До" были красными, "ре" - оранжевыми, "ми" - желтыми, и так далее. А ноты были куплены недавно. И настроение у папы с мамой стало совсем не радужным.

Но цифра "7" еще долго казалась Коле таинственной и тревожила его воображение. Видимо, это было какое-то очень важное число. Оно входило во многие поговорки. "Семеро одного не ждут", - говорил папа, когда все собирались к бабушке, а Коля задерживался, укладывая свои карандаши в коробочку. "Семь раз отмерь, а один - отрежь", - наставляла мама, просматривавшая Колины рисунки. В сказке о мертвой царевне участвовало семь богатырей. В другой сказке храбрый портняжка хвастался, что он "одним махом семерых побивахом". "Семь бед - один ответ", - утешал себя Женьча, разбивший мячом окно и опрокинувший кувшин с молоком на подоконнике.

Но почему именно семь - этого не знал и сам Женьча, хотя он не прочь был порассуждать насчет всякой цифири. Женьча любил разные исчисления, иногда оглушал младшее население двора какой-нибудь почти непроизносимой астрономической цифрой, с целым хвостом из нулей, выражающей расстояние от Земли до дальней звезды, или вдруг мрачно изрекал перед замиравшими от уважения мальчишками:

- Один грамм сухого яда гремучей змеи убивает двадцать собак, шестьдесят лошадей, шестьсот кроликов, две тысячи морских свинок, триста тысяч голубей и сто шестьдесят семь человек…

Рассуждая о порядке чисел, он поражал младших приятелей такими умозаключениями:

- Сначала идет пустота, потом воздух, потом ноль, а потом уже "раз"…

Однако насчет цифры "7" ничего толкового он сказать Коле не смог. Так это и осталось невыясненным. Самое же удивительное для Коли было то, что и лет ему самому исполнилось как раз семь…

Замените словосочетание «материнские упрёки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Упрёки матери

Замените словосочетание «в коробке из картона», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. В картонной коробке

Выпишите грамматическую основу предложения. Щенку захотелось подойти к палатке поближе. Захотелось подойти

Выпишите грамматическую основу предложения. В борьбе на поясах он силён, как лев, и не уступит ни одной схватки. Он силён и не уступит

Выпишите грамматическую основу предложения. Становись-ка, Шура, настоящим художником! Становись-ка художником

Среди приведённых ниже предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1)Мои родители, потерявшие меня пятнадцать лет назад, с тех пор искали меня повсюду. (2)Они очень благодарны Нине Георгиевне – моей приёмной матери. (3)Хотя и в детском доме мне было бы хорошо, в домашних условиях, разумеется, лучше. (4)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень люблю. (5)Хотя она человек странный, не от мира сего, добрый чрезмерно. (6)И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал сопротивления. (7)Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень. 7

Среди приведённых ниже предложений найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. –(1) Благодарю, сударь, – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои испачканные в грязи ноги. (2)Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел этого сделать даже с глазу на глаз. (3)Потом в темноте взял его за руку и пожал её. (4)«Ах, что бы мне для него сделать?» – проговорил сам с собою Петя и отворил дверь, чтобы пропустить юношу. (5)Когда барабанщик вошёл в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. (6)Он только ощупывал деньги, лежавшие в кармане, и был в сомнении, не стыдно ли будет дать их несчастному барабанщику. 6

Среди приведённых ниже предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1)Не отнимая быстро бегающих пальцев от клавиатуры, Коля поглядел на небо. (2)В промытой глубине неба, над крышей со старинным слуховым окном, выгнулась великолепная семицветная дуга. (3)И всё стало нарядным и прозрачным под ней на улице, словно посвежело. (4)Переливчатые отсветы легли на стены зданий; засверкали, как отточенные, влажные кромки крыш. (5)Даже ребята во дворе затихли, любуясь этим семицветным сиянием. 2

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах). Противники мои,(1) все трое,(2) шли друг за другом и,(3) конечно,(4) в мою сторону не смотрели. Я навёл на них ствол своего деревянного оружия и крикнул: «Руки вверх, (5) ребята, (6) вы обнаружены!». 34

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении(-ях). А тут раздаётся со двора в пять голосов: «Картофеля,(1) песку,(2) песочку не надо ли? Уголья,(3) уголья. Пожертвуйте,(4) господа,(5) на построение храма господня!». 45

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при конструкции(-ях), грамматически не связанной(-ых) с членами предложения. И тотчас же,(1) покраснев и испуганно глядя на офицеров,(2) не будет ли в их лицах насмешки,(3) он сказал: – Господа,(4) а можно позвать этого мальчика,(5) что взяли в плен? Дать ему чего-нибудь перекусить… Может,(6) он голоден… 46

Укажите количество грамматических основ в предложении. Легонько ударяя веслом, я поплыл поскорее, и чем быстрее я плыл, тем светлее становилось вокруг, тем больше развеивался, таял туман. 4

Укажите количество грамматических основ в предложении. Все его фразы были обдуманными, он ни разу не сбился, не назвал Нину Георгиевну так, как звал раньше, – мамой. 3

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх,(1) в матроске и бескозырке с серебряным словом «Витязь»,(2) из-под которой выбивались светлые волнистые волосы. Я представил себе,(3) как много лет назад Нина Георгиевна купила ему этот нарядный костюмчик,(4) долго причёсывала перед тем,(5) как повести к фотографу. 235

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. На нашем дворе,(1) в шестнадцатой квартире,(2) жила девочка,(3) и звали её Таня. Раньше её отец был кочегаром,(4) но потом тут же на курсах при заводе выучился и стал лётчиком. 3

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью. Я вышел на крыльцо узнать,(1) откуда донёсся выстрел. Горы потемнели,(2) а в небе гуляли тёмные полосы. Во дворе заставы не видно было ни одного пограничника,(3) стоял только пустой зелёный автомобиль. Я присел на ступеньку,(4) стал разглядывать вечерние горы. Казалось,(5) будто скалы чуть шевелились в сумерках. 3

Среди приведённых ниже предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)И вот из глубокой блистающей синевы снова выползли гигантские металлические лапы якоря, и счастливые люди увидели, что бомбы на них нет, что якорь чист. (2)А в это время бомба безвольно уходила вниз, в огромную толщу моря, на ожидающее её последнее ложе, которое находилось на такой глубине, что злые щупальца чёрной гостьи уже не смогут дотянуться до белого света, принести беду и смерть. (3)…Когда капитан вошёл в свою каюту, он невольно бросил взгляд в зеркало. (4)Ему казалось, что он поседел за эти часы. (5)И хотя из зеркала на него глядело всё то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше. 5

Среди приведённых ниже предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)Том бежал по безлюдным переулкам и скоро очутился перед забором тёти Полли, выходившим на зады и потому невысоким. (2)Он перелез через забор и заглянул в окно тётиной комнаты, потому что там горел свет и слышались голоса. (3)Тётя Полли, Сид и Мэри сидели около кровати, так что кровать была между ними и дверью. (4)Том подкрался к двери и начал тихонько поднимать щеколду, потом осторожно нажал на неё, и дверь чуть-чуть приотворилась. (5) Он всё толкал и толкал её дальше, вздрагивая каждый раз, когда она скрипела, и наконец щель стала настолько широкой, что он мог проползти в комнату на четвереньках. 2

Среди приведённых ниже предложений найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений. (1)Раньше мне казалось, что мы с Иваном останемся друзьями, что бы там ни случилось! (2)Случиться могло что угодно, но только не то, что произошло. (3)Могла быть беда, болезнь, но то, что случилось, вообще показалось мне невозможным. (4)Ну, как если бы мама сказала вдруг, что встретила другого мальчишку, который лучше меня. (5)Он лучше, поэтому теперь он, а не я, будет её сыном. 14

Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (1)В чаще было мрачно – я пошёл скорее, чтоб сразу подальше уйти от опасного места. (2)Я не глядел по сторонам, но видел всё: все кусты, все стволы деревьев, все капли, падающие с веток, и свой чёрный след. (3)В тёмных, древних, обомшелых стволах чудилась угроза, и хотелось поскорее выбраться из-под ёлок, так что я ускорил шаг и даже побежал. (4)Когда я выбежал на светлое место, я перевёл дыхание и, глянув на землю, тут же его затаил. (5) Как и в первый раз, на поляне, медведь снова наступил на отпечаток моего сапога, словно проверяя, у кого же всё-таки след больше. 3

Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (1)Лето 1920 года мы проводили в Серебряном бору, в старинном заброшенном доме, который до революции принадлежал старой графине. (2)К тому времени, о котором пойдёт речь, наш молодёжный отряд почти перестали кормить. (3)Мы перешли на «самоснабжение»: ловили рыбу, раков, а то и попросту таскали всё, что попадётся под руку. (4)По вечерам мы разводили в саду костры и варили суп, в который клали всё, что смогли достать днём. (5)И всё же это было хорошее лето. (6)Оно запомнилось мне, и вовсе не потому, что нас плохо кормили. (7)Мне не было трудно – я в ту пору ничего хорошего ещё и не пробовал за всю свою жизнь, а к голоду мы все привыкли. (8)Нет, я запомнил это лето по другой причине: впервые я почувствовал к себе уважение других. 7

Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (1)Капитан глядел на чёрное тело бомбы, охваченный глубоким раздумьем: бомба могла взорваться каждую минуту, от любой случайности. (2)Прекрасен и тих был летний день, овеянный теплом мирной жизни, и только чёрная гостья, вернувшаяся из прошлого, со злобным упорством напоминала о военных днях. (3)И чем дальше вглядывался молодой капитан в мирный синий берег, в стоящие у причала суда, в людей, которые беззаботно ожидали на пристани, тем быстрее поспевало в его душе решение. (4)Он решил немедленно, не дожидаясь, пока прибудут из Севастополя сапёры, уйти из порта в море и там попытаться утопить бомбу. (5)Капитан знал: надо отплыть на такое расстояние, чтобы в случае взрыва опасность грозила только одному его судну. (6)Танкер «Ростов» отошёл от порта на несколько миль, и после того, как измерили глубину, капитан скомандовал постепенно опускать якорную цепь, погружая бомбу в воду. (7)Чем глубже уйдёт она в море, тем меньше опасности, что произойдёт взрыв. 5

Туннельный синдром — это боль в запястье и онемение пальцев, которые может вызвать долгая работа за компьютером. Кандидат медицинских наук Андрей Беловешкин рассказал dev.by, в чём опасность и почему предупредить этот недуг проще, чем лечить.

Иллюстрация: Андрей Янкович для dev.by

— Как гласит народная мудрость, «где тонко, там и рвётся», а где узко, там ущемляется. Наши руки могут выдержать большие нагрузки, но и у них есть своё слабое место, «ахиллесова пята». Это запястный канал (рис. 1), где через одно узкое отверстие проходят 9 мышечных сухожилий и один срединный нерв(рис.2). При длительных монотонных движениях кисти давление в этом канале повышается. А так как нерв мягче, чем сухожилия, то повреждается именно он. Такое состояние называется синдром запястного канала, или туннельный синдром.


Это заболевание считается профессиональным у многих рабочих, сборщиков, чертёжников, музыкантов, мясников, рукоделиц. Туннельный синдром выявлен у каждого шестого обследованного, работающего на компьютере. Из-за компьютерной мышки чаще поражается ведущая рука, но при длительной работе за клавиатурой страдает и другая рука. Предотвратить это состояние намного легче, чем лечить: в запущенных случаях повреждается нерв, который восстанавливается потом очень долго. Поэтому даже операция часто не приносит облегчения.

Иллюстрация: Андрей Янкович для dev.by

Сперва появляется слабая ноющая боль, дискомфорт в запястье после длительной работы. Иногда — в виде зуда, дрожи. Боль быстро исчезает после перерыва, хорошо помогает разминка. Срединный нерв иннервирует большую половину кисти (со стороны большого пальца), поэтому характерный признак туннельного синдрома — отсутствие болей в мизинце в начальной стадии.

На протяжении нескольких лет перерывы «между болью» укорачиваются, а слабое неприятное ощущение в запястье при работе становится нормой. Спустя какое-то время это ощущение и вовсе перестанет исчезать.

При развёрнутой картине синдрома добавляется скованность и ощущение жжения в области запястья. Часто — по утрам. Иногда возникает ощущение прохождения электрического тока, приступы жгучей боли. У некоторых людей боль может отдавать вверх по руке, доходя до головы: боли в области груди, головная боль справа у правшей, боли в шейной области и в плече. Из-за этого люди часто путают туннельный синдром с остеохондрозом.

Вдобавок — двигательные нарушения. Страдают и мышцы пальцев. Чувство неловкости или слабость может ограничить выполнение тонких движений пальцами — тяжело застегнуть пуговицы, завязать шнурки, завязать галстук. Тот нечастый случай, когда алкоголь не имеет к дрожи рук никакого отношения.

Если боли вдруг отступили, это не повод радоваться: снижение чувствительности произошло из-за повреждения нерва, и восстанавливается она потом с трудом.

Есть несколько очень простых тестов, позволяющих понять, что вы имеете дело с туннельным синдромом.

Иллюстрация: Андрей Янкович для dev.by

Тест «молитва». Сложите ладони на уровне груди, как при молитве. Плавно опускайте соединённые ладони как можно ниже до максимального положения, удерживайте их в согнутом положении не менее одной минуты. В норме боль и нарушения чувствительности (мурашки, жжение) появляются не раньше одной минуты.

Тест «хенде хох». Поднимите вытянутые руки над головой и удерживайте их в таком положении не менее одной минуты. То же самое: в норме боль и нарушения чувствительности (мурашки, жжение) появляются не раньше одной минуты.

Тест «бутылочный». Поднимите полную бутылку за горлышко большим и указательным пальцами. Если она выскальзывает, то у вас серьёзный туннельный синдром. Этот тест проявляется уже на поздних стадиях.

Читайте также: