Нужно ли 120 герц в мониторе

Обновлено: 14.05.2024

Частота обновления — это значение, показывающее сколько раз в течение одной секунды обновляется изображение на экране. Этот параметр отличается от количества кадров в секунду (fps), (сколько кадров передает источник видеосигнала каждую секунду). Частота обновления — важный параметр, который влияет на обработку движения - более высокая частота обновления как правило позволяет добиться более плавной передачи движения.

В этой статье объясняются различия между частотой 60 Гц и 120 Гц, как это влияет на изображение и как производители пытаются обмануть вас, заставляя думать, что в их телевизорах частота обновления выше, чем есть на самом деле.

Что такое частота обновления экрана?

Даже если мы этого не замечаем, экран нашего телевизора постоянно обновляется каждую секунду. Частота обновления определяет, сколько раз в секунду появляется новое изображение, и она вычисляется в герцах (Гц). Частота обновления 60 Гц означает, что экран обновляется 60 раз в секунду, а при частоте 120 Гц, соответственно - 120 раз в секунду. Это отличается от частоты кадров в секунду (fps). FPS показывает сколько раз в секунду источник сигнала отправляет новый кадр. Поэтому, если источник видеосигнала отображает 60 кадров в секунду, необходимо, чтобы экран вашего телевизора обновлялся также 60 раз в секунду, чтобы частота обновления и частота кадров совпадали, иначе движение на экране может выглядеть размытым.

Чем важна частота обновления?

Частота обновления влияет на обработку движения: чем большее количество раз на экране появляется новое изображение, тем лучше выглядят движущиеся объекты. Современные телевизоры имеют частоту обновления 60 Гц или 120 Гц. Большинство телевизоров высокого класса работают с частотой 120 Гц, но это не означает, что они лучше справляются с передачей движения. Насколько хорошо будет выглядеть движение еще зависит от времени отклика. Быстрый отклик позволит движущимся объектам оставаться четкими, в то время как телевизор с увеличенным временем отклика будет размывать движение. Время отклика и частота обновления косвенно связаны между собой, поэтому в большинстве случаев экран с частотой 120 Гц будет иметь лучшее время отклика, чем экран с 60 Гц.

Поскольку не весь контент имеет ту же частоту кадров, что и частота обновления экрана вашего телевизора, существуют способы, с помощью которых телевизор увеличивает частоту кадров в соответствии с частотой обновления, улучшая при этом передачу движения.

Контент в 30 или 60 fps

Видео с частотой 60 кадров в секунду, воспроизводимое на телевизоре с частотой обновления 120 Гц, должно выглядеть почти идентично контенту, воспроизводимому на телевизоре с частотой 60 Гц. В этом случае телевизор либо подстраивается под частоту обновления источника и понижает свою частоту обновления до 60 Гц, либо просто удваивает каждый кадр.

Контент с 60 fps на телевизоре с частотой 60Hz (TCL 4 Series/S425 2019). Листайте вправо Контент с 60 fps на телевизоре с частотой 120Hz (Samsung Q8FN) Контент с 60 fps на телевизоре с частотой 60Hz (TCL 4 Series/S425 2019). Листайте вправо

Как вы можете видеть на фото выше, телевизор с более высокой частотой обновления не уменьшает размытие при движении. Поскольку оба этих телевизора имеют очень похожее время отклика, контент с частотой 60 кадров в секунду выглядит на них почти идентично.

Чтобы разглядеть различия, мы сравнили два телевизора бок о бок -модель с частотой 60 Гц и модель с частотой 120 Гц и с одинаковым временем отклика. Съемка проводилась в замедленном режиме, чтобы можно было легко сравнить каждый отдельный кадр.

Контент в 24 fps

Телевизор с частотой обновления 120 Гц сам по себе не обеспечит лучшей передачи движения, но он имеет несколько преимуществ по сравнению со стандартными телевизорами с частотой 60 Гц. Одним из наиболее важных преимуществ является возможность воспроизведения контента в 24 fps – такая частота кадров встречается во многих фильмах. Большинство телевизоров могут просто снизить собственную частоту обновления до 24 Гц, чтобы подстроиться под такой контент, но некоторые источники, такие как, например, Chromecast, передают видео со скоростью 60 кадров в секунду, даже если изначальный контент имеет 24 кадра в секунду. Таким образом, частота обновления телевизора останется на уровне 60 Гц, и движение уже не будет казаться плавным — на изображении появится эффект дрожания. У телевизора с частотой 60 Гц будут возникать проблемы с удалением дрожания в контенте с 24 fps, потому что 60 не кратно 24. Для такого типа контента используется способ отображения, известный как преобразование кадровой частоты 3:2. 12 кадров из 24 повторяются три раза, остальные 12 повторяются дважды (в общей сложности 60 кадров). При этом некоторые сцены на экране, особенно панорамные снимки, будут казаться дрожащими, хотя это сможет заметить не каждый зритель. У телевизоров с частотой 120 Гц здесь преимущество, потому что они могут просто отображать каждый кадр пять раз, так как 120 кратно 24.

Контент в 120 fps

Есть несколько источников, которые передают контент в 120 кадров в секунду, это, например, приставки Xbox Series X или PS5, и наличие телевизора с частотой 120 Гц позволяет воспроизвести такой контент с максимальной частотой кадров. В большинстве случаев контент со 120 кадрами в секунду — это игры, и такая частота очень сильно влияет на передачу движения на экране. Как вы можете видеть на фото ниже, картинка на телевизоре с частотой 120 Гц выглядит намного плавнее при 120 кадрах в секунду, чем при 60.

С выходом HDMI 2.1 в ближайшие годы может появиться больше источников со скоростью 120 кадров в секунду. Новый стандарт HDMI позволяет телевизорам передавать изображение с разрешением 4k со скоростью до 120 кадров в секунду, в то время как HDMI 2.0 обеспечивает скорость только до 60 кадров в секунду. Это означает, что в скором времени телевизоры с частотой 120 Гц постепенно станут нормой.

a13xsus

смотрите на поддержку gsync / freesync в первую очередь.

120 гц стоит брать только если видеокарта способна выдать Стабильные 120 кадров в секундув тех играх, в которые вы играете.
для большинства современных(2015-2016 г) игр это будет gtx 1080 в большинстве случаев, а она стоит недешево. кромо того, не все процессоры смогут обеспечить топовую видеокарту работой, потому замена монитор+видеокарта+процессор выходит ещё дороже.

если у вас нет денег на быструю видеокарту - остановитесь на видеокарте с поддержкой gsync/freesync и возьмите подходящий монитор, это позволит сильно уменьшить tearing в играх(если вы играете с выключенным v sync) и уменьшить input lag от vsync - он ощущается как "резиновость" при перемещении курсора.
снижения input lag можно добиться и без монитора с gsync - можно использовать nvidia fast sync вместо vsync, но тогда видеокарта должна выдавать одинаковое с частотой обновления монитора число кадров, иначе будет tearing.
потому gsync/fastsync подходит для сравнительно медленных компьютеров, которые не выдают стабильные 60 кадров в секунду, а выдают 50-40.
Если у вас компьютер выдает всего 30 кадров в секунду в играх, то вам ничего не поможет, апгрейдите или меняйте его.

что же до ips/tn - вы спрашивали при 120 гц, а не про тип матрицы.
если вам нужен ответ и на этот вопрос:
1. если вы мало играете - любой монитор с ips/ah ips/разновидностями, по возможности с gsync/freesync
2. если играете довольно часто(любите играть), а компьютер не очень быстрый в новых играх, но вы имеете возможность поменять видеокарту - любой монитор(с любой матрицей) с поддержкой gsync/freesync
3. если вы играете очень часто - монитор 144 гц с gsync/freesync и компьютер способный выдать стабильные 144 гц
4. если вы в основном смотрите фильмы/читаете/программируете и почти не играете - только ips/ah ips/разновидности, желательно с заводской цветовой калибровкой - например dell.
проверяйте цветовой оахват на соответствие, остальные детали вас могут не волновать.

Что такое частота обновления экрана монитора и как она влияет на восприятие

Частота обновления экрана — один из самых неоднозначных параметров монитора. Одни утверждают, что чем она выше, тем лучше, а малая частота снижает качество изображения и вредит зрению. Другие уверены, что высокая частота — это для тех, кому деньги девать некуда, и что глаз все равно не различает частоту выше 25 Гц. Истина, как всегда, где-то посредине.

Что такое частота обновления экрана?

Вне зависимости от того, что мы видим на экране — статичную картинку или динамичный видеоролик — монитор постоянно выводит на экран серию изображений. Просто в первом случае все кадры будут более-менее одинаковы, а во втором расположение деталей на экране будет меняться от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. Частота же смены кадров и есть «частота обновления экрана».


Совсем как в кино, поэтому многие вспоминают про стандартные для кинофильмов 24 кадра в секунду, т.е. 24 Гц. Если в кинотеатре никто не жалуется на «низкую частоту обновления», так зачем на мониторе нужно больше?

Существует устойчивый миф, что 24 Гц — это максимальная частота, воспринимаемая человеческим глазом. И что именно поэтому выбран такой стандарт для кино, а более высокая частота кадров просто не имеет смысла.

Развеять этот миф очень просто — достаточно запустить на компьютере какую-нибудь игру, позволяющую задавать скорость вывода кадров на экран (FPS). Игру лучше выбрать попроще, чтобы видеосистема уверенно обеспечивала высокий FPS. Попробуйте выставить в ней сначала FPS 24 и понаблюдать, а потом выше — например, 50. В динамичных сценах разница будет очевидна.


В кино это не так заметно из-за того, что каждый кадр фильма снимается с некоторой выдержкой, поэтому движущиеся объекты будут смазаны. Это смягчает переход от кадра к кадру и дополнительно «убеждает» наш мозг в том, что объект движется.


Кстати, многие игры также научились «смазывать» объекты, обеспечивая более плавное движение при невысоком FPS. Этот эффект называется motion blur. А частота кадров в кино была выбрана скорее из экономических показателей: меньше частота кадров — короче пленка и проще механика киноаппарата и проектора. Нужна была частота, которая обеспечивает более-менее плавное движение на экране, но при этом не требует больших затрат. Почему именно 24? Потому что при такой частоте минутный расход пленки составлял ровно 30 ярдов, что упрощало расчет количества пленки и, соответственно, бюджета съемок.

60 Гц — мало или достаточно?

Еще один миф, связанный с частотой обновления экрана, — это вред для глаз. Дескать, мониторы с низкой частотой обновления мерцают, что ведет к усталости глаз и, в перспективе, даже к заболеваниям. Следует признать, что это не совсем миф — мерцающее изображение действительно вредно для зрения. И мониторы действительно могут мерцать. Вот только это никак не связано с частотой обновления экрана.


Раньше, когда все мониторы делались на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), причиной мерцания экрана действительно была частота обновления. В ЭЛТ люминофор на экране светится только в момент «пробегания» по нему электронного луча. Поэтому чем меньше была «частота монитора», тем заметнее мерцал экран. 60 Гц для такого монитора было совершенно недостаточно.

Однако изображение на экране ЖК-монитора не гаснет в промежутке между обновлениями кадров. Да, на некоторых мониторах заметно мерцание, но не из-за обновления экрана, а из-за режима работы ламп подсветки. Фактически, на статичном изображении нет никакой разницы между мониторами с частотой обновления в 60 Гц и 200 Гц. Если вы используете монитор для работы, в высокой частоте нет необходимости. 60 Гц вполне достаточно.

Кому же нужна высокая частота?

В абзаце, где шла речь о 24 кадрах, не зря упоминалась компьютерная игра. Именно в динамичных играх наиболее заметно влияние частоты обновления. Но если вы любите после работы «погонять в танчики», не спешите бежать в магазин за 240-герцовым монитором. Сначала определитесь, действительно ли вам нужна высокая частота обновления.

    Во-первых, частота обновления монитора должна соответствовать производительности системы. Так что сначала определите максимальный FPS в своей любимой игре — например, с помощью утилиты Fraps. Достаточно скачать и запустить её — текущий FPS начнет отображаться в углу экрана.



А вот киберспортсменам высокая частота обновления действительно важна. Игрок с монитором на 100 Гц получает реальное преимущество перед теми, кто «сидит» на 60 герцах. Именно по этой причине появляются мониторы с частотой 240, 280 и даже 360 Гц.

Впрочем, не все способны воспользоваться эффектом от увеличения частоты обновления. Исследования показали, что мозгу достаточно 13 мс на то, чтобы распознать изображение, но вот на то, чтобы правильно отреагировать на полученный кадр, может потребоваться в десятки раз больше времени. Не стоит рассчитывать, что, сменив монитор, вы сразу и многократно улучшите свои игровые показатели.

Частота обновления и вертикальная синхронизация

Еще один аргумент в пользу высокой частоты обновления — с ее помощью можно устранить влияние рассинхронизации частоты обновления и FPS игры. Поскольку эти числа часто не совпадают, может случиться так, что перерисовка кадра игры попадет на момент обновления экрана. В итоге на одну половину экрана будет выведен предыдущий кадр, а на другую половину — последующий.


Если кадры сильно отличаются (например, когда игрок быстро движется или крутится на месте), на экране будут заметны неприятные рывки изображения. Переход на большую частоту не избавит от этого явления, но оно станет куда менее заметным за счет того, что «резаный» кадр будет демонстрироваться намного меньше.

Некоторые мониторы предлагают решить эту проблему без увеличения частоты обновления — при помощи технологий (G-Sync, V-Sync и Freesync), подгоняющих перерисовку кадра к обновлению экрана.


Но и в этом решении есть минусы. Во-первых, технология должна поддерживаться как монитором, так и игрой. Во-вторых, при работе V-sync могут теряться некоторые кадры, что не нравится киберспортсменам.

Частота обновления и время отклика

Время отклика — это период, который требуется пикселям экрана для изменения цвета после получения соответствующей команды. Очевидно, что этот параметр связан с частотой обновления экрана: за время между сменами кадров экран должен не только успеть перерисоваться, но и некоторое время экспонироваться. К примеру, на частоте 100 Гц время демонстрации каждого кадра составляет 10 мс (1000 мс /100 Гц). Если время отклика монитора больше, то нет никакой пользы от высокой частоты обновления, даже наоборот — будет некоторый вред. Когда время отклика сравнимо со временем экспозиции кадра, в динамичных сценах пиксели не успевают «набрать» цвет и правильных цветов на экране вы просто не увидите. Зато заметите «след» старого изображения, отображающегося одновременно с новым.


Поэтому, выбирая монитор с высокой частотой обновления, смотрите, чтобы время отклика у него было минимальным и хотя бы не превышало интервал, необходимый на перерисовку кадра (1000 / частота в Гц).

Выводы

Высокая частота обновления монитора — это не то, что требуется каждому. Если вы не проводите часы за 3D-шутерами или симуляторами, вряд вы вообще ощутите эффект от увеличения частоты обновления. А вот киберспортсменам высокая частота обновления монитора даст реальное преимущество. Да и просто любители динамичных игр почти наверняка (если позволит производительность системы) заметят улучшение игрового процесса, которое последует за увеличением частоты.

В последнее время происходит революция в сфере производства мобильных экранов. Любой приличный гаджет сейчас оснащается матрицей с увеличенной герцовкой. Свежая технология добралась даже до бюджетных устройств. Но зачем обычному пользователю частота 90 или 120 Гц? Что она даёт на практике? Рассказываем с помощью смартфонов OPPO.

Короткий ликбез

Экран телефона — это окно в цифровой мир, и во многом от него зависят ощущения, которые мы получаем при потреблении контента. На качество изображения влияют разные параметры, включая тип матрицы, разрешение и уровень яркости. Однако есть характеристика, которая напрямую не касается картинки, но значительно улучшает пользовательский комфорт. Речь про герцовку дисплея.

Зачем смартфонам дисплеи на 90 и 120 Гц?

Частота обновления экрана показывает, насколько быстро меняется изображение за одну секунду. Чем выше этот показатель, тем большее число кадров отображает дисплей. В мобильной индустрии стандартом долгое время оставались матрицы на 60 Гц. Картинка на таких гаджетах перерисовывалась 60 раз в секунду. Этого было достаточно, чтобы всё происходящее на гаджете смотрелось прилично.

Производители мониторов для игровых компьютеров уже давно заманивают пользователей высокой частотой обновления экранов. На смартфонах эта функция появилась относительно недавно, но уже завоевала популярность. Чем больше герц, тем плавнее изображение в динамике.

Зачем смартфонам дисплеи на 90 и 120 Гц?

В 2020 году матрицы на 90 Гц стали практически золотым стандартом на рынке смартфонов. Устройства с подобной фишкой в полтора раза быстрее обновляют изображение на экране, если сравнивать с классическими 60-герцовыми панелями. Многие флагманы оснащают дисплеями на 120 Гц — они перерисовывают вдвое больше картинок за секунду.

Технические сложности

Поставить в смартфон дисплей с повышенной герцовкой — задача не самая простая. Необходим мощный процессор, который способен обрабатывать ускоренную перерисовку дисплея. Это стало возможным благодаря увеличению производительности чипсетов — пригодились те самые ядра и гигагерцы, которыми щеголяют актуальные модели. Причём процессор не обязательно должен быть сверхмощным. OPPO A53 — пример доступного аппарата со среднебюджетной начинкой, получившего дисплей с частотой 90 Гц. А вот для 120 Гц требуется железо помощнее — такую частоту можно встретить в топовом OPPO Find X2 с флагманским Snapdragon 865.

Зачем смартфонам дисплеи на 90 и 120 Гц?

Помимо производительного процессора необходима соответствующая матрица, поддерживающая режим увеличенной частоты обновления. А ещё высокая герцовка сильнее расходует аккумулятор. Чтобы плавная картинка не так сильно сказывалась на автономности гаджетов, в них ставят мощные батареи. Пару лет назад АКБ на 3000 мАч была стандартом для мобильников, а в 2020-м эта цифра увеличилась до 4000-5000 мАч. За безупречную плавность приходится платить.

Многие современные аппараты позволяют переключаться между стандартной герцовкой и повышенной (90 или 120 Гц). Так пользователь может выбирать между долгой работой без подзарядки и очень плавной картинкой.

Что даёт на практике высокая частота обновления

Смартфоны, в которых используются экраны на 90 или 120 Гц, более плавно отображают любой движущийся контент. При пролистывании списков, сворачивании утилит, тапах по меню и работе с приложениями создаётся ощущение, что аппарат функционирует крайне шустро.

Зачем смартфонам дисплеи на 90 и 120 Гц?

За счёт быстрой отрисовки изображения пропадают микролаги. Если после непродолжительного использования OPPO Reno4 Pro с дисплеем на 90 Гц взять старый мобильник, легко увидеть разницу — устройство с 60-герцовой матрицей визуально подтормаживает даже при банальном перелистывании рабочих столов.

К тому же 90 и 120 Гц снижают нагрузку на глаза пользователя в некоторых режимах. Нередко владельцы телефонов жалуются на повышенную утомляемость при включении тёмной темы. За контрастными объектами на чёрном фоне сложнее уследить, появляется что-то вроде эффекта стробоскопа, от которого может заболеть голова или глаза. Повышенная герцовка помогает зрению сфокусироваться на происходящем благодаря плавной картинке.

Зачем смартфонам дисплеи на 90 и 120 Гц?

Немаловажна повышенная герцовка и в гейминге. Когда в настройках дисплея выбраны 90 или 120 Гц, изображение в игре выглядит приятнее — недаром опытные киберспортсмены покупают мониторы с повышенной частотой обновления. В случае со смартфонами главное, чтобы конкретный релиз поддерживал соответствующую герцовку.

Кроме того, с повышением скорости отрисовки кадра уменьшается время отклика экрана. Например, чтобы информация на дисплее полностью обновилась при 60 Гц необходимо 16,6 мс. Для 90 Гц это значение составляет 11,1 мс, а при 120 Гц картинка изменится за 8,3 мс. Разница существенная, ведь в соревновательных хитах на счету каждая миллисекунда.

Итоги

Повышение частоты обновления экрана — это не маркетинговая безделица, придуманная рекламщиками. Такая герцовка действительно положительно влияет на опыт использования мобильных устройств. Смартфоны, поддерживающие 90 или 120 Гц, работают заметно плавнее и шустрее, чем гаджеты с обычными дисплеями. Быстрый отклик помогает в играх, а более размеренная анимация снижает нагрузку на глаза в некоторых сценариях. При этом аппараты с повышенной герцовкой становятся всё доступнее. К примеру, OPPO A53 с экраном на 90 Гц и мощным аккумулятором объёмом 5000 мАч стоит 12 990 рублей.

Читайте также: