Ушные мониторы для вокалистов для чего

Обновлено: 18.05.2024

Смартфоны, наушники, полезные гаджеты, всевозможные устройства, которые работают без проводов – это то, к чему мы уже давно привыкли.

С каждым годом список устройств и полезных систем, имеющих беспроводную передачу всевозможных данных, стремительно растет, весь мир шагает огромными шагами к использованию беспроводных технологий.

Многие инновационные производители отказываются от разъемов, проводов и уже заряжают свой смартфон беспроводный зарядкой! и эта технология не вызывает удивления. Так как Этот процесс стал обычным делом!

Тем самым, можно отметить, что мир уже пришел к беспроводным технологиям, Дома в автомобили и на работе!

И если беспроводными микрофонами профессиональные музыканты пользуемся уже давно, то вот беспроводной мониторинг "in ear" - вещь относительно новая, но тем не менее, пользующаяся огромный популярностью у профессиональных музыкантов, блогеров и спикеров.

система персонального мониторинга как выбрать правильно ("in ear") система персонального мониторинга как выбрать правильно ("in ear")

Сегодня мы расскажем, что из себя представляют системы беспроводного мониторинга, (в народе "in ear") сравним их с проводными системами мониторинга, рассмотрим некоторые модели, а также определим основные критерии выбора устройств.

Система персонального мониторинга "in ear" по-русски в "УХЕ".

Давайте разберём Проблемы мониторинга!

Сложно найти музыканта, который не любит хороший звук на сцене! Так называемую мониторную линию (колонки, которые работают на музыканта, чтобы исполнитель слышал все, что ему необходимо для качества вступления).

Одна из самых Распространённых проблем: Сложно найти звукорежиссера, умеющего все настроить, и выстроить звук на сцене.

Так как все уважающие себя артисты записываются не в России, а в других странах и не пользуются услугами отечественных Профессионалов! Это факт! Тут мы немного оговоримся: в России есть несколько действительно хороших Звукорежиссеров! Но часто они не имеют Подтверждающих документов!

В защиту звукорежиссеров стоит заметить, что не все площадки позволяют организовать качественный мониторинг на всей сцене, иногда просто отсутствует банально место для установки монитора, или на сцене и вовсе нет мониторов. Еще момент организации мероприятия, бывает так, что заказчик мероприятия не желает видеть на сцене много Сценического оборудования, а Приглашенная звезда выступает без коллектива Под минус! при этом на сцене есть еще танцоры и шоу во время выступления артиста!

Конструкция самой сцены и множество других технических факторов, которые никак не позволяют настроить качественный мониторинг в месте выступления группы и артиста. И это лишь малая часть проблем, с которыми можно столкнуться при подготовке концерта.

Если у вас прекрасный зал для проведения концерта, Вменяемый организатор и Понимающий все тонкости заказчик, то вам повезло. Если вы работаете в хорошем зале, то у вас будет как минимум пять линии мониторинга и прострелы на сцене. Но тут как вы поняли много "если" и "но"!

Если вы подошли к организации мероприятия серьезно, то у вас будет даже качественный backline. И вот с этого места начнем разбирать проблемы, связанные с мониторингом.

Как правило у профессиональных музыкантов в этом отношении все хорошо, они умеют играть с необходимым драйвом и слышать друг друга «на сцене».

Но все это при условии, что они единственные выступающие на сцене и саундчек был проведён только для одной группы!

И тут начинается самое интересное: несколько групп и всем нужно провести саундчек. времени нет, все хотят провести саундчек первыми и не смотрят на другие коллективы. Еще больше проблем на сцене возникает, когда выступают две звезды или более и каждый из них хочет доказать друг другу, что они лучше!

Естественно, у каждой группы мониторинг настраивается персонально.

И еще важный момент: если мы устанавливаем мониторы на сцене, то есть колонки на сцене, то их нужно ставить в определённые места сцены, что не всегда возможно!

Это не всегда удобно, так как одна группа будет активно танцевать, а другая группа будет стоять на месте, исполняя композиции, не двигаясь. и мы подходим к выбору: Что делать в этом случае?

Вроде все должно быть хорошо, играем громко, слышим себя громко, но в связи с переотражениями в ограниченной коробке (пространстве) сцены – слышим в зале только кашу и скрежет. И тут возникает самый страшный вопрос от Заказчика мероприятия: где драйв и любимая песня!

Музыканты просят сделать звукорежиссёра мониторы еще громче, но становится только хуже. Есть всего два выхода из этой ситуации.

Научиться играть всем музыкальным коллективом в мире тихо и «вкусно» или просто использовать системы персонального мониторинга "in ear". Как говорится Все просто, если правильно!

Теперь Плюсы использования системы

1. Защита слуха. Система персонального мониторинга представляет собой внутриканальные наушники, которые позволяют сделать прослушивание довольно тихим, без потери и искажения, ведь звук поступает напрямую исполнителю или музыканту в ухо.

2. В отличие от стандартного мониторинга, когда специализированные акустические системы установлены на авансцене, беспроводной мониторинг позволяет вам свободно двигаться по сцене, что очень важно для динамичного выступления, без риска попасть в глухую зону. Вы всегда слышите одинаковый мониторный микс, находясь в любой точке сцены и даже зала.

3. Благодаря встроенной схеме ограничения, уши не получат неожиданный пиковый сигнал.

На наш взгляд, уже этого достаточно, чтобы серьезно задуматься об использовании этих систем, персонального мониторинга.

К плюсам персонального мониторинга в целом можно отнести также возможность регулировать микс индивидуально.

Многие производители предлагают системы с двумя входными линиями. Соответственно, вы сможете регулировать уровень, например, между группой и своим вокалом.

Также, если в вашем команде есть свой звукорежиссер, вы сможете практически на любой площадке иметь отличный мониторный микс для всех участников группы. Так как он сможет подробно изучить систему и настроить каждого участника коллектива персонально с максимальным учетом всех пожеланий артиста или музыканта! Записать все сцены на цифровой пульт и подготовится к гастрольному туру или частному выступлению!

Но необходимо помнить, что для каждой единицы мониторинга необходима одна свободная линия на пульте звукорежиссёра.

Только при наличии достаточного количества мониторных линий можно обеспечить беспроводным мониторингом всех участников группы, но в наш цифровой век это достаточно просто сделать, используя цифровой микшерный пульт!

Минусы использования персонального мониторинга

Одним из существенных минусов является, конечно же, стоимость аренды или покупки. Можно долго рассуждать, что подобное оборудование не может быть дешевым, тем не менее в сложившейся экономической ситуации – это минус.

Второй минус уже был озвучен. Почувствовать плюсы персонального мониторинга возможно только при наличии достаточного количества мониторных линий на микшере.

К сожалению, большинство залов, клубов имеют малогабаритные (часто «дешевые») микшерные пульты, соответственно, выдать на сцену нужное количество мониторных линий будет довольно тяжело, а иногда и вовсе невозможно, учитывая Райдер коллектива!

Это опять дополнительные затраты на аренду цифрового профессионального пульта для выступления музыкального коллектива.

Сложность настройки нескольких комплектов можно было бы отнести к минусам, но, на наш профессиональный взгляд, любой нормальный звукорежиссер должен это уметь. но еще раз не все могут!

Конечно, придется задуматься о радиочастотном планировании; если на сцене еще и куча радиомикрофонов, разбираться с подключением и настройкой, распределением мониторных миксов. Тут звукорежиссер, если он специолист, должн определить свободные частоты. Для этого есть несколько программ от Известных производителей "in ear" систем!

Также нужно понимать, что беспроводные системы не всегда работают корректно на площадках, где используются больше 48 радио каналов одновременно!

Где работает WI-FI точками с высокой скоростью передачи данных!

Также влияют помехи от светодиодных экранов на работу "in ear" систем.

По сравнению с проводными системами мониторинга. Даже при текущем уровне развития технологий эта система требует точной настройки и Ответственного подхода!

Стоит отметить, что в персональном мониторинге (ушных гарнитурах) есть и проводные системы, далее мы рассмотрим их, а пока скажем, что они будут отличным вариантом для группы, играющей спокойную музыку.

Разберем Особенности применения мониторинга

При использовании внутриканальных наушников мы отлично, четко слышим мониторный микс на удобной нам громкости. НО плохо слышим разговор на сцене, ведь внутриканальные наушники имеют довольно сильную звукоизоляцию.

Этот момент придется предусмотреть. Обязательно при саундчеке и настройке оборудования перед концертом, чтобы не сильно осложнять жизнь звукорежиссеру, как правило, группа, чтобы не снимать мониторинг, подает знаки звукорежиссеру и технику сцены для корректной настройки звучания.

Это происходит из-за того, что использование, к примеру, одного наушника требует сильного увеличения громкости (читать «звукового давления») системы мониторинга для перекрикивания сценических стационарных мониторов.

Соответственно, ситуация, когда используется комбинированный мониторинг, хоть и в значительно меньшей степени, вызывает аналогичные осложнения.

Одним из отличий радиомикрофонов от радиомониторных систем является то, что радиомикрофоны – это чаще всего системы с двумя передатчиками и соответственно – двумя антеннами.

Мониторные системы, наоборот, имеют одну антенну и все связанные с ее использованием проблемы: меньшую мощность, большую восприимчивость к помехам и так далее. Поэтому на серьезных мероприятиях желательно применение внешних, специализированных антенн. Что мы настоятельно рекомендуем!

Также нужно понимать, что у беспроводных мониторных систем меньшее разделение каналов.

Ко всему прочему, частотный диапазон таких устройств тоже меньше. Таким образом, если вы применяете стереомиксы, панорамирование должно быть гораздо более широким.

Подведем Небольшие итоги и разберем три модели подробно!

Как мы можем видеть, у этой категории устройств есть и достоинства, и недостатки.

Соответственно, решение об использовании принимать именно вам.

Подробнее о моделях

Проводные системы мониторинга Behringer

Рассмотрим некоторые устройства поближе.

Начнем, пожалуй, с проводного персонального мониторинга от фирмы Behringer P1 - Самый бюджетный и зарекомендовавший себя в работе!


Все сферы музыки от лайвов до студийной записи охватывает популярность систем персонального мониторинга. Они пришли на смену напольным мониторам, которые не всегда хорошо справляются со своей задачей. Среди основных проблем: невозможность услышать нужный сигнал в общем миксе, нехватка определенных частот и обратная связь. Кроме того, для качественного использования напольных мониторов понадобится грамотный инженер, не только знакомый с законами физики, но и умеющий применять их на практике.



Рынок музыкального оборудования нашел решение: системы персонального мониторинга. Что это такое? Профессиональные радиосистемы, которые передают сигнал в обратном направлении, обеспечивая миксом музыкантов на сцене. И помимо передатчика и приемника они оснащены специализированными наушниками, о которых и пойдет речь в данной статье.

Что такое ушные мониторы?

Ушные мониторы (их еще называют внутриканальными, «ушами» или «ин-ирами» от английского in-ear monitor) – профессиональная версия наушников, которые на потребительском рынке называют вкладышами или затычками.


Купить вставные наушники >

Преимущества ушных мониторов

Такой тип мониторов имеет ряд важных свойств для живых музыкантов:

  • Мобильность: исполнитель имеет полную свободу движения по сцене, поскольку мониторный микс он получает с устройства в ухе;
  • Качество звука для исполнителя: использование ушных мониторов позволяет услышать те детали, которые он невозможно заметить с традиционными мониторами, на любом уровне громкости;
  • Качество звука для аудитории: ушные мониторы позволяют уменьшить и даже исключить звук со сцены;
  • Внешняя эстетичность: мониторы достаточно малы и практически незаметны даже на небольшом расстоянии. Есть вариант выбрать уши, которые подходят исполнителю не только по техническим характеристикам, но и по внешнему виду и сделать их частью сценического образа.


Конструкция ушных мониторов

Существуют 2 основные конфигурации мониторов, которые отличаются между собой положением кабеля: у одних кабели свисают прямо вниз, у других кабель заходит на заднюю часть уха.


На начальном этапе, выбор зависит исключительно от вкуса и ощущений. Некоторым просто не нравится кабель на ушах. Но если вы ориентируетесь на длительное и профессиональное использование, советуем привыкать к накладным моделям. Они надежнее, лучше защищены от обрыва кабеля и выглядят эстетичнее. Уши для профессиональных исполнителей, изготовленные на заказ (мы верим, что это ждет и вас), редко бывают прямыми.

Количество драйверов ушных мониторов

Если изучать каталог, можно заметить: чем выше стоимость ушных мониторов, тем больше драйверов в каждом из них. Профессиональные мониторы могут вмещать до 8! микродрайверов в 1 наушнике. Однако не все могут позволить себе кастомные модели. Давайте разберемся в необходимости более чем одного драйвера.

Принцип действия драйверов ушных мониторов схож с драйверами студийных мониторов. В стандартных наушниках с одним драйвером задача воспроизведения всего частотного спектра ложится на этот драйвер. И хотя есть действительно впечатляющие модели с одним драйвером, факт в том, что использование одного динамика может привести к ограничению частотного диапазона, обычно в низкочастотном сегменте.


Наличие 2 драйверов на ухо делает ушные мониторы похожими на студийные мониторы. Драйверы разделены пассивным кроссовером, что позволяет использовать один для воспроизведения низких/средних частот, а другой – для высоких частот. Добавьте третий драйвер с кроссовером и получите полноценную 3-полосную систему мониторинга с отдельными драйверами для высоких, средних и низких частот. Такая комбинация способна обеспечить глубокие басы и четкость во всем частотном спектре.

Если 3 драйвера обеспечивают полноценную работы системы, зачем нужно 4 и более драйвера? Не вдаваясь в технические подробности, ответ связан с общей эффективностью каждого отдельного драйвера. Даже если они охватывают один и тот же частотный диапазон, каждый дополнительный драйвер распределяет рабочую нагрузку, обеспечивая оптимальную работу.

Вкладыши для ушных мониторов

Подавляющее большинство ушных мониторов дополнены вкладышами из пены или силикона. Какие из них выбрать? В целом, и те, и другие хорошо удерживают и блокируют внешние шумы, сохраняя чистоту микса. Отличие между силиконом и пеной, как в материалах для вкладышей, заключается в ощущениях при использовании.


Силиконовые вкладыши работают по принципу присосок, удерживая мониторы в нужном положении даже у подвижных исполнителей. Они не обеспечивают настолько надежную изоляцию как пенные, но многие исполнители отдают им предпочтение за счет комфортности в длительных сессиях. Пенные вкладыши напротив более плотные и изолируют шум лучше, однако давят на ушной канал.

Впрочем, такие аксессуары как вкладыши практически всегда входят в комплект ушных мониторов. Вы сможете выбрать нужный из нескольких размеров вкладышей. Некоторые модели дополнены вкладышами из обоих материалов. А при необходимости, вы всегда сможете купить нужные вам «затычки».

Съемный кабель в ушных мониторах

Если вы уже обращали внимание на ушные мониторы, то наверняка заметили, что более дорогие модели нагружены съемными кабелями. Это очевидное преимущество профессиональных моделей: не придется выбрасывать дорогие мониторы только из-за повреждения кабеля или коннектора.


Большинство мониторов со съемным кабелем имеют разъем MMCX, что делает кабели взаимозаменяемыми. Но можно и вовсе отказаться от использования кабеля, купив Bluetooth адаптер с соответствующим коннектором.

Купить систему персонального мониторинга >

Итоги

В этой статье мы раскрыли основные вопросы при выборе ушных мониторов. Для примера мы собрали несколько моделей в конце текста – это проверенные универсальные варианты, с которыми сложно ошибиться.

Но это лишь элемент системы персонального мониторинга, который связан в первую очередь с личным комфортом музыканта. Следите за обновлениями блога djshop.by, в новых материалах мы расскажем о всех тонкостях выбора профессионального оборудования.

Если у вас остались вопросы, вы всегда сможете задать их нашим менеджерам. Они помогут подобрать и купить ушные мониторы, подходящие под ваши потребности и бюджет.


В данном обзоре я бы хотел консуться темы персонального ушного мониторинга для музыкантов во время живого выступления. Те, кто с живыми выступлениями не связан, могут сказать, что это баловство, но это далеко не так! И возможно данный обзор кому-то поможет принять решение о необходимости наличия такой системы в своем арсенале.

Сразу хочу сказать, что данная система мной ПОКА не покупалась =)
Дело все в том, что я как раз стоял перед выбором подобной системы и всегда думал, что хорошее качество может дать только обязательно дорогая брэндовая вещь от Shure или Sennheiser. Посему мне очень хотелось на личном опыте убедиться и прочувствовать все плюсы и минусы подобных систем среднего ценового класса на своей шкуре, а точнее на своих ушах. Так вот, систему получилось взять на тест через знаковых музыкантов и я безумно за это им благодарен!

Многие из вас могли видеть фото, на которых у музыканта в ухе торчит наушник. И наверняка кто-то не понимал, зачем это нужно?




Дело в том, что для комфортного выступления на сцене, музыканту нужно хорошо слышать не только себя, но и остальных участников группы. Музыкантам это дает возможность слышать всю пачку, самих себя и не слетать с ритма. Для вокалиста это нужно, чтобы слышать себя и петь, а не орать, контролировать свой голос и не давить на связки. В противном случае голос садится, а пение приносит дискомфорт. И все, о чем вы можете думать на сцене, это как бы мне дожить до конца выступления и не сорвать свой голос! Приведу простой пример: каждый из вас наверняка был в шумном месте (клуб с громкой музыкой, перрон ДЖ вокзала и т.д.). И в такой обстановке вы начинаете повышать голос для того, чтобы ваш собеседник вас слышал. И голос ваш при этом наверняка садился. А теперь представьте, что вам нужно отпеть 1-2 часа на сцене в условиях отвратительной слышимости с постоянным напряжением на связках…

Кто-то скажет, что не надо заморачиваться с радиосистемами и проще поставить на сцену мониторные колонки. Ну во-первых свой аппарат везде ставить не будешь, а тем более просто таскать свой монитор — это тяжело. На больших сценах да — там будет хороший аппарат и скорее всего будут стоять мониторы, но и их может не хватать или горе звукорежиссер не сможет нормально отстроить звук ( больше всего в этом плане страдает вокалист, так как выше определенного уровня громкости мониторов, микрофон начинает ловить обратную связь и свистеть).
Про рестораны и бары я вообще молчу — там никого не заботит слышат ли себя музыканты или нет, главное, чтобы не затратно было для владельца. А поскольку колонки направлены в зал, то на сцене звук превращается в полную кашу, что сильно мешает работать. В общем как раз в таких ситуациях нам на помощь приходит персональный мониторинг! И спустя неделю использования я просто не хочу больше выступать без такой системы!

Но давайте перейдем к технической части.


Комплектация
— передатчик MEI 100 G2T
— приемник MEI 100 G2 BPR
— наушники LD systems IEHP 1
— съемная антенна
— блок питания 12 вольт
— удлинитель для антены
— комплект для крепления системы в рэковую стойку
— пластиковый кейс

Технические особенности
— Возможность работы до 8 приемников на одном передатчике
— 10 групп по 12 каналов
— частота работы моей системы 584 — 607 MHz
LDMEI100G2: 823 — 832 MHz and 863 — 865 MHz
LDMEI100G2B5: 584 – 607 MHz
LDMEI100G2B6: 655 – 679 MHz
— встроенный лимиттер до уровня +12 dB
— Jack выход на наушники с регулировкой громкости (для звукорежиссера) на
передней поверхности передатчика
— приемник работает от 2-х батареек АА
— тип устройства Аналоговое
— нижняя граница частотного диапазона, Гц 80
— верхняя граница частотного диапазона, Гц 15000
— выходная мощность, мВт 100
— дисплей на приемнике
— ориентировочное время работы приемника — 10 часов
— тип наушников в комплекте — динамические
— тип разъемов подключения передатчика — XLR, TRS 1/4" (стерео джек)
— тип разъема на приемнике — TRS 1/8" (стерео джек)
— вес комплекта — 1.2 кг
— размеры приемника — 65 x 95 x 25 mm, вес — 570 грамм
— размеры передатчика — 212 x 38 x 90 mm, вес — 70 грамм


Кейс мощный, с мягкими прокладками внутри — очень удобный. Внутри все выглядит так:


Провода jack-jack собственные, в комплект не входят.
Посмотрим на все по порядку


Передатчик по размерам небольшой, в металлическом корпусе с шероховатым приятным покрытием. На передней панели — монохромный экран, разъем для подключения наушников с регулировкой громкости ( для того, чтобы звукорежиссер мог послушать и отстроить звук в мониторной системе), кнопка вкл/выкл и кнопки выбора группы и канала для радиосистемы.


На задней поверхности разъемы для подключения


Слева направо у нас вход для блока питания 12 V, переключатель режима работы системы моно/стерео


Далее 2 комбо входа для подключения системы через Jack или Xlr кабели


Регуляторы уровня громкости правого и левого каналов и разъем для подключения антенны


В полном сборе все это выглядит следующим образом


Передатчик имеет 10 групп по 12 каналов. О чем это говорит? Каждый канал в группе, как и сами группы имеют предустановленную частоту радиосигнала, благодаря чему всех участников группы, которые используют радиоканалы, можно развести по разным каналам и группам, чтобы сигналы не конфликтовали!
Помимо этого на один передатчик можно повесить до 8 приемников, т.е. не надо покупать 8 комплектов, достаточно купить один комплект и еще 7 приемников, которые будут висеть на поясе у музыкантов.

Комплектный блок питания имеет 12V 50/60 Гц имеет длину шнура около 1 м



Антенна около 25 см длиной, имеет муфту, благодаря которой накручивается и надежно крепится на своем разъеме.



Антенна крутится на 180 градусов вокруг оси разъема и может сгибаться на 45 и 90 градусов



С передатчиком мы разобрались, теперь посмотрим на приемник.


Он имеет софт тач покрытие. Монохромный дисплей с кнопками установки группы и каналов расположены на передней поверхности


При включении приемника экран загорается синим цветом


Через примерно 5 секунд подсветка гаснет и остается несветящийся экран


На экране при это отображается частота, на которую настроен приемник, графическое отображение громкости входящего сигнала правого и левого каналов, режим, на который настроен передатчик моно/стерео, и оставшийся заряд батареек


На задней стороне — указание частот радиоканала, на которых работает приемник, и металлический защеп для крепления на ремне или штанах



Отсек для батареек расположен снизу. Крышечка его открывается путем нажатия на рефленую часть и сдвиганием ее при этом в сторону.



Крышечка открывается с небольшим усилием, но закрывает отсек надежно.

Сверху приемника расположена гибкая несъемная антенна, красный диод, обозначающий, что приемник включен, круглый регулятор, который обеспечивает включение приемника и регулировку громкости сигнала в ваших наушниках, а также разъем mini-jack для подключения наушников.



От обычных батареек GP приемник отработал 6 часов, при этом моргал индикатор уровня заряда батарейки, но система еще продолжала нормально работать без помех в приеме сигнала.

Комплектные наушники LD systems IEHP 1 имеют показатели 30 — 20.000 Гц и импеданс 16 Ом. Наушники находятся в тряпичном кейсе.




Что касается этих наушников, то они достаточно громкие, верхние и средние частоты прорезают общую пачку, но нижних частот там не хватает. К тому же наушники не дают хорошей звукоизоляции и не имеют заушного крепления, из-за чего могут выпадать из вашего уха при активных танцах или если вы дерните за провод во время выступления. В общем вердикт по ним такой — на первое время использовать их можно, но лучше поменять на что-то более качественное.

Теперь давайте разберемся со способами подключения системы
Передатчик подключается кабелем джек или xlr в пульт в каналы Aux sends(out) или Monitor out — т.е. нам нужны каналы, которые дают нам выходной сигнал из пульта, который забирает приемник и по радиоканалу передает его на передатчик. И вот тут все зависит от качества пульта и количества выходов aux или monitor. Дело в том, что в кабаках и ресторанах чаще всего стоят небольшие пульты с единичным выходом aux или monitor. В таком случае мы сможем подключить систему только в моно режиме. Если выхода на пульте будет 2, то систему можно подключить в стерео.


В чем принципиальная разница? Если мы выбираем режим моно, то все инструменты запускаются в один канал передатчика (правый или левый, без разницы), соответственно на пульте можно выставить общую громкость единственного выходного канала,


а уровень громкости каждого инструмента регулируется собственным круглым регулятором на канале пульта, в который подключен инструмент


Выбор режима моно не говорит, что звук в ваших наушниках будет плоским, нет. Дело только в том, что все инструменты идут в один канал и вы одинаково слышите правый и левый наушник.
Если мы выбираем стерео режим, то нам нужно 2 выходных канала на пульте, соответственно отдельными ползунками можно отрегулировать уровень сигнала каждого из этих двух каналов
(на фото два желтых или два синих ползунка. левый желтый поднят потому, что я подключал систему в моно)


А круглым регулятором на канале пульта регулируется уровень громкости каждого нужного вам инструмента


Соответственно в правое и левое ухо можно запустить разные инструменты для того, чтобы пачка звучала более чисто и читаемо. Это круто, но и моно режима вполне достаточно, к тому же есть один момент в использовании персонального мониторинга, но о нем чуть позже. Мне вполне было достаточно режима моно.

Наверняка вас интересует насколько далеко может работать данная система.
Я проводил тест в магазине, длина которого 30 метров, между залами толстая кирпичная стена


Длина первого зала 10 метров


Длина второго — 20 метров


Прием сигнала был уверенный, без малейших намеков на потерю качество.
Дальше я вышел из магазина и прошел около 80 метров до дороги (если глазомер не подводит) — качество сигнала не упало. Подробнее будет видно на видео.

Теперь самый важный аспект — качество звука
Тут надо понимать, что звук в ваших наушниках будет зависеть от качества ваших наушников, поэтому на этом экономить не стоит.
Также для того, чтобы не было перегрузки входящего сигнала, лучше ставить уровень громкости выходного канала пульта на -10 — -5 Дб, а уровень громкости (круглый регулятор) отдельного канала примерно на 10-11 часов по циферблату. С этими настройками можно поиграться и найти свой идеальный вариант. При этом на приемнике я обычно ставил уровень громкости на 12 часов по циферблату для того, чтобы оставить запас регулировки громкости, чтобы его можно было изменить на сцене, а не махать руками звукачу. Идеальным вариантом является подача на радиосистему чистого звука в обход эквализации пульта, но это доступно не на всех пультах. На данный момент я использую наушники KZ ZS10, которые справляются с этой задачей лучше комплектных ушей от LD systems.


Что же касается качества звука в наушниках, то тут есть определенный момент, о котором я обещал упомянуть. Дело в том, что слышать в ушах студийную запись и слышать живые инструменты — две большие разницы, ибо на записи все выведено, произведена пост обработка и прочие премудрости финальных приготовлений песни. А при живом выступлении вы получаете живое звучание — оно немного плосковатое и оно имеет единственную задачу — позволить вам слышать все, что играется вашими музыкантами. Кача и жира в таком звуке нет, поэтому я обычно использую только один наушник, а второе ухо оставляю открытым для того, чтобы слышать все то, что происходит вокруг. В таком случае использовать такую систему в режиме стерео не имеет смысла. В основном в наушниках мне нужно слышать вокал, гитары и плэйбэк. Если подзвучивать барабаны, то тарелки, рабочий барабан и томы звучат нормально, а бас-бочка несколько перегружает сигнал. Возможно это проблема наушников, но слышать барабаны в ушной системе не обязательно, так как я всеравно один наушник вынимаю из уха (именно для того, чтобы слышать ударные и мощный сигнал от гитарных комбиков — тогда драйв не теряется).

Итоги

Телефоны, гарнитуры, клавиатуры, мыши – это то, к чему мы давно привыкли. С каждым годом список устройств, имеющих беспроводное подключение, неуклонно растет, весь мир стремится к использованию беспроводных технологий. Производители отказываются от разъемов, даже зарядные устройства становятся беспроводными.

И если беспроводными микрофонами мы пользуемся уже давно, то вот беспроводной мониторинг вещь относительно новая, тем не менее пользующаяся популярностью у профессиональных музыкантов.

Сегодня мы расскажем, что из себя представляют системы беспроводного мониторинга, сравним их с проводными системами, рассмотрим некоторые модели, а также определим основные критерии выбора устройств.

1.jpg

Система персонального мониторинга

Проблемы мониторинга

Сложно найти музыканта, который не любит хороший звук на сцене. Сложно найти звукорежиссера, умеющего этот хороший звук сделать. В защиту звукарей стоит сказать, что не все площадки позволяют организовать качественный мониторинг. Нет мониторного микшера/инженера, нет нужного количества AUX-линий, иногда на сцене и вовсе нет мониторов. И это лишь малая часть проблем. Я думаю, всем известна песня Бьянки – «Звук говно», текст которой вполне отражает действительность.

Если вам повезло и вы работаете в хорошем зале, то у вас будет как минимум четыре линии мониторинга. Если вам повезло, у вас будет даже backline. И вот с этого места начнем разбирать проблемы, связанные с мониторингом. У профессиональных музыкантов в этом отношении все хорошо, они умеют играть «тихо», но с необходимым драйвом. В связи с этим даже в пару линий мониторинга они вполне себя слышат и все довольны. Но эта статья не для них. Мы пишем в первую очередь для начинающих музыкантов, которые хотят улучшить качество своих выступлений. Сделать «примочку» погромче, навалить басы, кардан и вокал, переходящий в крик. «Чем громче – тем лучше!» – вот девиз начинающих исполнителей. Звукорежиссер, работая с такими музыкантами, вынужден «разгонять» мониторные линии до предела. И вроде бы все должно быть хорошо, играем громко, слышим себя громко, но в связи с переотражениями в ограниченной коробке сцены – слышим кашу!

Музыканты просят сделать мониторы еще громче, и становится только хуже. Есть всего два выхода из этой ситуации.

Научиться играть тихо и «вкусно» и… использовать системы персонального мониторинга.

Плюсы использования системы

1. Защита слуха. Система персонального мониторинга чаще всего представляет собой внутриканальные наушники, что позволяет сделать прослушивание довольно тихим, без потери разборчивости, ведь звук поступает напрямую к вам в ухо.

2. В отличие от стандартного мониторинга, когда специализированные акустические системы лежат на авансцене, беспроводной мониторинг позволяет вам свободно двигаться по сцене, без риска попасть в слепую зону, вы всегда слышите одинаковый мониторный микс.

На мой взгляд, уже этого достаточно, чтобы серьезно задуматься об использовании этих систем, но только при условии частых выступлений, ведь стоят они достаточно дорого.

К плюсам персонального мониторинга в целом можно отнести также возможность регулировать микс индивидуально. Многие производители предлагают системы с двумя входными линиями. Соответственно, вы сможете регулировать уровень, например, между группой и своим вокалом. Также, если в вашем распоряжении есть свой звукарь, имея комплект персонального мониторинга для группы, вы сможете практически на любой площадке иметь отличный мониторный микс.

Но помните, что подобное можно реализовать только при наличии достаточного количества мониторных линий на сцене.

Минусы использования персонального мониторинга

Одним из существенных минусов является, конечно же, стоимость. Можно долго рассуждать, что подобное оборудование не может быть дешевым, тем не менее в сложившейся экономической ситуации – это минус.

Второй минус уже был озвучен. Почувствовать плюсы персонального мониторинга возможно только при наличии достаточного количества мониторных линий. К сожалению, большинство залов, клубов имеют малогабаритные (читай «дешевые») микшерные пульты, соответственно выдать на сцену более двух мониторных линий будет довольно тяжело, а иногда и вовсе невозможно.

Сложность настройки нескольких комплектов можно было бы отнести к минусам, но, на мой взгляд, любой нормальный звукарь должен это уметь. Конечно, придется задуматься о радиочастотном планировании; если на сцене еще и куча радиомикрофонов, разбираться с подключением и настройкой, распределением мониторных миксов.

Также нужно понимать, что беспроводные системы всегда дадут худшее качество звучания по сравнению с проводными. Даже при текущем уровне развития технологий. Стоит заметить, что в персональном мониторинге есть и проводные системы, далее мы рассмотрим их, а пока скажем, что они будут отличным вариантом для группы, играющей спокойную музыку.

Особенности применения мониторинга

При использовании внутриканальных наушников мы отлично, четко слышим мониторный микс на удобной нам громкости. НО (!) плохо слышим разговор на сцене, ведь внутриканальные наушники имеют довольно сильную звукоизоляцию. Этот момент придется предусмотреть. Возможно использование, например, подвесных микрофонов либо индивидуальных. На крупных концертах ситуация сильно осложняет жизнь звукорежиссеру.

Это происходит из-за того, что использование, к примеру, одного наушника требует сильного увеличения громкости (читать «звукового давления») системы мониторинга для перекрикивания сценических стационарных мониторов.

Соответственно, ситуация, когда используется комбинированный мониторинг, хоть и в значительно меньшей степени, вызывает аналогичные осложнения.

Одним из отличий радиомикрофонов от радиомониторных систем является то, что радиомикрофоны – это чаще всего системы с двумя передатчиками и соответственно – двумя антеннами. Мониторные системы, наоборот, имеют одну антенну и все связанные с ее использованием проблемы: меньшую мощность, большую восприимчивость к помехам и так далее. Поэтому на серьезных мероприятиях желательно применение внешних, специализированных антенн.

Также нужно понимать, что у беспроводных мониторных систем меньшее разделение каналов. Ко всему прочему, частотный диапазон таких устройств тоже меньше. Таким образом, если вы применяете стереомиксы, панорамирование должно быть гораздо более широким.

Как мы можем видеть, у этой категории устройств есть и достоинства, и недостатки. Соответственно, решение об использовании принимать именно вам.

Подробнее о моделях

Проводные

Рассмотрим некоторые устройства поближе.

Начнем, пожалуй, с проводного персонального мониторинга от фирмы Behringer.

2.jpg

Behringer Powerplay P1

Устройство позволяет подключать два источника звука, например, левый и правый либо два разных мономикса. Пользователь сам может выбрать громкость и баланс между каналами. Устройство портативное, работает от батареи или от внешнего блока питания. Предусмотрена возможность крепления на поясе. Такой тип устройств будет отличным выбором для музыкантов, которые не перемещаются по сцене.

Из плюсов отметим наличие лимитера, возможности переключения стерео/моно, металлический корпус, приятную цену. На мой взгляд, привязка к проводу – это единственный недостаток системы.

У фирмы Behringer также есть проводная система на 16 станций, работающая по Ultranet.

Беспроводные

Отличной системой начального уровня будет Pasgao PR 90. Система имеет традиционную компоновку из передатчика и поясного приемника/приемников.

3.jpg

Pasgao PR 90

Устройство обеспечивает до 160 каналов в каждом диапазоне, позволяет подключать неограниченное количество приемников сигнала, имеет информативный дисплей на приемнике и передатчике. Лимитер, эквалайзер, переключатель стерео/моно, регулировка баланса каналов – все это есть в этой довольно недорогой и легко расширяемой системе.

Интересные возможности предлагает система от фирмы Shure. Имея приемник двойного назначения, она может работать в проводном и беспроводном режиме, который подходит для создания расширенной системы мониторинга с большим количеством индивидуальных миксов.

4.jpg

В этой ценовой категории, помимо прочих особенностей, уже предусмотрено наличие различных фильтров, компандера, а также анатомических наушников в комплекте.

Мониторная система Sennheiser EW 300. Профессиональная система, оснащенная приемником с системой Adaptive-diversity. В приемнике кабель от наушников используется как вторая антенна. Таким образом достигается улучшение качества применяемого сигнала.

5.jpg

Sennheiser EW 300

Устройство имеет полный набор функций, помогающий в профессиональной работе. Именно эти мелочи делают работу с оборудованием фирмы Sennheiser приятной и удобной.

Из особенностей отметим пятиполосный параметрический эквалайзер, пилот тон и систему Squelch для защиты канала при выключенном передатчике. Синхронизация приемника и передатчика через IR-интерфейс, функция Auto-Lock для защиты от случайного изменения настроек, компандерная система HDX, функции усиления высоких частот, контакты на корпусе приемника для зарядки. Также отметим большое число совместимых аксессуаров для построения профессиональной системы с широчайшими возможностями.

На что обратить внимание при выборе

При выборе беспроводного мониторинга советуем обращать внимание на следующие моменты:

Наличие лимитера – обязательно!

Желательно наличие двух раздельных входов. Так вы сможете сделать свой вокал/инструмент громче на фоне микса.

Обратите внимание на количество приемников, которые можно подключить к передатчику, либо количество систем, которые можно использовать одновременно.

Приятным, но необязательным дополнением будет наличие металлического корпуса.

Если вы много выступаете, активно пользуетесь подобными системами, логичным вариантом будет заказ индивидуальных анатомических вставок.

Выбирайте устройства с возможностью использовать наушники разных фирм.

Приобретая бюджетный мониторинг, особенно при его покупке с китайских сайтов, настоятельно рекомендуем сверять разрешенные частоты с законодательством РФ.

Вместо заключения

А вот лайфхак для начинающих исполнителей, желающих использовать беспроводной персональный мониторинг. Можно приобрести недорогой FM-трансмиттер с возможностью подключения внешней линии. Таким образом вы сможете передавать мониторный микс либо сумму с микшерного пульта по радиоканалу. Приемниками в этом случае выступают обычные, миниатюрные FM-приемники, например, встроенные в большинство телефонов.

Читайте также: