11 можно ли с помощью компьютерных программ обучать творческой деятельности

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время в процесс обучения активно внедряются программные технологии на базе персональных компьютеров, применяемые для передачи студенту учебного материала и контроля степени его усвоения. Среди средств новых информационных технологий одно из ключевых мест занимают компьютерные обучающие программы.

Разработка и внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ является логическим продолжением компьютеризации образования. Этот процесс стал возможен благодаря проведенным исследованиям по вопросам в области теории и практики профессионального образования таких ученых, как В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.И. Гергей. Вопросы разработки психолого-педагогических и дидактических основ использования компьютерных обучающих программ рассматривались в работах А.А.Андреева, Л.И. Далингера, Ц.Ц. Доржиева, В.М. Монахова, Е. И. Машбиц.

В рамках компьютерной обучающей программы решается ряд задач обучения, которые можно представить тремя группами. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций, для которых обычно используют соответствующие программы психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности студентов, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.

Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого студента, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью, например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления студенту новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок. В целом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.

Третья группа задач компьютерных обучающих программ связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала, адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ студентов [1].

Эффективность компьютерных обучающих программ во многом зависит от их содержательней стороны, а конкретно: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно-графического (портреты известных философов, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы, схемы и т. п.) и справочного материала (компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры) [2].

При использовании компьютерной обучающей программы в учебном процессе реализуются следующие возможности:

- поиск и вывод на экран любой темы (раздела) курса, которые входят в компьютерную обучающую программу как самостоятельный блок учебного материала;

- просмотр, изучение (при необходимости - конспектирование) и усвоение учебного материала по каждому вопросу выбранной темы;

- самопроверка степени усвоения учебного материала за счет предъявления студенту нескольких вопросов с альтернативными ответами по теме, из которых только один ответ верен;

- многократное использование компьютерной обучающей программы с накоплением в памяти персональных компьютеров банка данных: кто проходил обучение, по каким темам (разделам) и какие оценки получил при обучении или контроле [1].

Основные трудности на пути широкого внедрения компьютерных обучающих программ в учебный процесс связаны со значительной трудоемкостью и затратами времени на разработку, а также неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это можно объяснить следующими причинами:

  1. Отсутствием целевого финансирования разработок со стороны государства;
  2. Отсутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую программу высокого уровня и системы их подготовки;
  3. Отсутствием заинтересованности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.

Наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с компьютерной обучающей программой:

а) в начале производится изучение и проработка учебно-методического материала (тексты
лекций, пояснения к вопросам и т.д.), а также руководства по эксплуатации компьютерной
обучающей программы. Это делается обучаемым самостоятельно под руководством преподавателя,
однако не исключается организация чтения лекций по темам (включенным в компьютерную
обучающую программу) для всей группы обучаемых, чтение лекций по некоторым наиболее
значимым, сложным темам с проработкой остального материала каждым обучаемым самостоятельно;

б) затем выполняется непосредственная работа обучаемого с компьютерной обучающей
программой под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок [2].

Рассмотрим более подробно основные методические принципы построения компьютерных обучающих программ, в которых, главным образом, реализованы принципы программированного обучения:

- четкое структурирование учебного материала;

- разбиение его на небольшие порции, которые становятся содержанием информационных и вопросных кадров на экране;

- чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;

- возможность возврата к ранее пройденному материалу;

- возможность формирования количественной (балльной) оценки уровня усвоения материала;

Основным критерием классификации компьютерных программ считается степень самостоятельности студентов в ходе работы с этими программами. При этом организационные формы занятий, на которых используются компьютерные программы, могут быть различными: аудиторные занятия, самостоятельная работа во внеаудиторное время. С этой точки зрения многие программы являются универсальными, и характер работы с ними зависит от установки, которую преподаватель дает перед началом работы.

Систематическое использование компьютерных программ способствует приобретению более глубоких и прочных знаний, развитию творческого мышления и способностей обучающихся, формированию у них мотивационной готовности к использованию приобретенных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях.

Использование рационально составленных компьютерных программ с обязательным учетом не только специфики научной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации студентами, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать их познавательную активность и самостоятельность. В то же время компьютерное обучение является эффективным способом реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполнения деятельности преподавателя принципиально новым содержанием и формой организации учебной деятельности. В процессе разработки компьютерных программ необходимо руководствоваться на понятие информационно обучающей технологии, как на дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых.

Учитывая требования к разработке компьютерных программ, мы разработали автоматизированную обучающую программу по курсу «Теория и методика воспитательной работы» для студентов педагогических специальностей [4].

АОП по курсу "Теория и методика воспитательной работы" состоит из 10 тем: "Сущность воспитания и его особенности", "Принципы воспитания", "Закономерности воспитания", "Формы воспитательного процесса", "Методы воспитания", "Средства воспитательного процесса", "Виды и модели воспитания", "Направления воспитательной работы", "Воспитательные системы", "Основы семейного воспитания".

Каждая тема логически подразделяется на блоки: информационный, информационно-корректирующий и заключительный блок.

Информационный блок содержит общие сведения по данной тематике: теоретические знания в виде текстовой информации, схем и таблиц, которые необходимо знать обучаемому.

Заключительный блок - блок оценки результатов работы обучающего по программе.

Информация, которую мы закладываем для дидактической подготовки студента, тщательно отобрана нами из современной педагогической литературы, переработана, подается в соответствии с психологическими требованиями к восприятию и усвоению визуального материала.

В целом построение образовательных электронных изданий должно осуществляться на базе следующих основных принципов: создание мотивации изучения дисциплины; наглядность представления учебной информации; интерактивность; модульность структуры; ориентация на самостоятельное изучение; содержательная преемственность различных этапов обучения дисциплине; профессиональная направленность; нелинейность структуры учебного материала; комплексное использование информационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить учащихся самостоятельно мыслить, развивать фантазию, творческие способности и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей детей с помощью компьютерных технологий"»

Развитие творческих способностей детей с помощью компьютерных технологий.

Цель: научить учащихся самостоятельно мыслить, развивать фантазию, творческие способности и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Личность обучающегося в центре внимания педагога, а его познавательно-творческая деятельность – ведущая в системе обучения.

Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые идеи или ценности личности.

Творческая деятельность – это форма деятельности человека, создание нового, ранее не существовавшего.

Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания.

Творческие способности – это способность находить особый взгляд на привычные вещи или задания.

Структура творческих способностей:

- содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к познавательно-творческой деятельности;

- мотивационный компонент включает в себя мотивы творческого усвоения знаний и умений;

- мировоззренческий компонент определяет позицию обучающегося в творческой деятельности и в оценке ее результатов, где обучающийся становится способным отстаивать свою творческую позицию, отстаивать свои мировоззренческие позиции;

- эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя обучающегося;

- коммуникативный компонент проявляется в формировании отношений между людьми.

Условия для развития познавательно-творческой деятельности:

- вовлекать каждого обучающегося в активный познавательно-творческий процесс;

- реализовывать каждому обучающемуся свои творческие возможности;

- предоставлять возможность выбора;

- направлять на творческую самодеятельность, самореализацию, воплощению своих идей;

- формировать способность искать и находить новые способы, решения, подходы к учебной ситуации;

- разрешение и поощрение множества вопросов.

- формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания и умения;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых ситуаций;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Показатели развития творческих способностей:

- владение большим объемом информации;

- перенос ранее известных знаний, умений на новый материал;

- установление причинно-следственных связей;

- обнаружение скрытых взаимосвязей;

- умение делать выводы, умозаключения, интегрировать и систематизировать информацию;

- выбор уровня сложности, ступени;

- способность обобщать, интегрировать;

Как же развивать познавательно-творческие способности обучающихся на занятиях с компьютером? Широкие возможности регулярной творческой деятельности предоставляет применение метода проектов. В его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умения конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, воображения, фантазии так же способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Воспитание активной творчески мыслящей личности, способную воплощать свои творческие идеи с высоким уровнем информационной культуры, умеющего качественно работать с информацией грамотно реализуется с помощью творческих заданий на занятиях.

При ознакомлении с устройствами компьютера, обучающиеся сочиняют сказку о компьютерах, создают рисунки на темы: «Компьютеры будущего», «Эта необычная мышка, клавиатура» и др.

При изучении стандартного приложения «PAINT» обучающиеся создают рисунки на темы: «Город геометрических фигур», «Я рисую осень», «Сказочные фантазии», «Космические приключения» и др. А так же создают изображения, передающие характер произведений, музыкальных зарисовок.

При изучении текстового редактора, обучающие создают открытки, дипломы, рисунки из фигур, объемные рисунки из фигур, кроссворды, рекламу, визитки, расписание, календари, картинки. Главной линией развития творческих способностей в программе по обучению пользованию ПК при изучении текстового редактора является сказка, которую дети набирают и оформляют по своему выбору, с максимальным использований знаний инструментов текстового редактора.

Изучение презентаций, графических редакторов закрепляется в мини проектах под названием: «Рисунок», «Коллаж», «Презентация» по заданной тематике. Обучающиеся принимают участие в конкурсах с защитой своих работ.

Еще одним направление развития творческих способностей является создание дидактического материала старшими детьми для более младших. Это презентации-физминуки, презентации-офтальмотренажеры, это задания-тесты, кроссворды и др.

Таким образом, знание компьютера на уровне пользователя ПК дает большие возможности для развития творческих качеств личности, выступает как средство развития творчества. Средство информационных технологий позволяют обучающемуся воплотить самому свои фантазии «в электронном виде».

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые,как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

- Обучающие программы

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы.Специалисты выделяют 5 направлений:

- логика и память;

- мелкая моторика рук;

- объемное восприятие и фантазия;

- музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, "Веселые Картинки" — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

- "Раскрашка" — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»- тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности.Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» - Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

"Тренажер Мозга" - это профессионально разработанная программа - тренинг, для развития и повышения таких важных - Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

"Интеллект-тренажер"- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программамэтого типа относятся:

-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

-«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

-«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

-«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», "Сложи узор", "Калейдоскоп".

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». "В поисках Немо", "Элька"

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

- Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.

- Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» АВТОРЕФЕРАТ Сагалбекова.

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра "Что на что похоже " 3-4 человека.

Мастер-класс Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии В. В. Воскобович Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии В. В. Воскобовича «Сказочные.

Предметно-развивающая среда для развития креативности речевых, литературных и интеллектуальных способностей детей «Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях НОД Исходным условием интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений являются.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники - прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

Изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, редактирование аудиозаписей и др. с помощью компьютера.

ВложениеРазмер
statya.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение компьютерных программ при подготовке к занятиям

Суждение «Мы живем в век информации и коммуникации» подтверждает исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, их возможности беспрецедентны для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных проблем. Человек умеющий ориентироваться в новом информационном пространстве владеет информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, включая личные качества и профессиональную компетентность.

В контексте такого понимания культуры сегодня для становления педагога как личности необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой.

На современном этапе перед педагогами различных учебных заведений стоит задача – обеспечение нового качества образования на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Методика иностранного языка предполагает широкое использование наглядных материалов: иллюстраций к текстам и диалогам, различные модели построения утвердительных, вопросительных, отрицательных предложений, схемы и таблицы, отражающие времена глагола и т. д.

Часто наглядных материалов учебника крайне недостаточно для понимания учащимися изучаемого материала. Следовательно, у педагога встает вопрос о создании собственных дидактических материалов при помощи компьютерных программ. Не смотря на то, что такая работа требует от педагога серьёзных затрат – напряжённой умственной работы, освоения компьютерных программ, времени для создания дидактических материалов. Результатом работы станет переход педагога на современный качественный уровень преподавания предмета.

Примером создания дидактических материалов с помощью компьютерных программ может служить Рабочая тетрадь к образовательной программе «Английский язык для дошкольников» (СРР «Солнышко» в МОУ ДОД «ЦДТ» Ленинского района). В соответствии с изучаемыми темами программы педагог разработала специальные иллюстрированные задания по закреплению материала. И с помощью компьютерных программ объединила их в рабочую тетрадь. Таким образом, дидактический материал данной Рабочей тетради полностью соответствует последовательности изучаемых тем и их программному содержанию, что значительно облегчает работу педагога по закреплению нового материала, и повышает качество усвоения знаний учащихся.

Восполнить недостаток наглядных материалов при обучении иностранному языку педагог может, создав свои пособия, с помощью графических редакторов. Графические редакторы позволяют создавать изображения, исправлять и перемещать их, рисовать на экране компьютера при помощи мыши. Программа Microsoft Visio объединяет два направления: работа с текстом и работа с графическим редактором. Microsoft Visio позволяет делать более точные перемещения деталей рисунка, чертежа, вставлять текст в чертеж, рисунок, что непременно сказывается на качестве выполненной работы. Программа Photoshop является необходимым инструментом при работе с рисунками: начиная от создания собственного и заканчивая сканированным или взятым из Интернета. Программы позволяет разделить рисунок на части, заменить, удалить, изменить цвет любой части, убрать фон и т. д. Освоив вышеуказанные программы, педагог получает неограниченные возможности при создании наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, при оформлении стендов.

Педагогу иностранного языка необходимо освоение компьютерных программ редактирующих аудиозаписи, так как работа по восприятию иноязычной речи является одним из важнейших компонентов обучения иностранному языку. Компьютерная программа позволяет удлинять, укорачивать, прерывать в любом месте аудиотрек. Таким образом, при подготовке с учащимися исполнения песни на иностранном языке (при наличии слов и музыки в Интернете), педагогу необходимо провести редактирование аудиозаписи: выбрать вступление, необходимое количество куплетов, проигрыш, заключение. Такая работа позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Если учащимся сложно сразу выучить всю песню на иностранном языке, то можно начать с одного куплета и припева и с помощью редактора аудиозаписи оформить в целостное исполнение со вступлением и заключительным проигрышем.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является проведение мониторинга результативности обучения.

Этапы проведения мониторинга

  1. Разработка тестовых (контрольных) заданий по разделам программы. Задания должны быть составлены таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять их индивидуально и одномоментно.
  2. Определение критериев оценки (уровней: высокий, средний, низкий).
  3. Проведение тестирования (выполнение контрольных заданий).
  4. Обработка тестового (контрольного) материала.
  5. Подведение итогов мониторинга, составление диаграмм, графиков успеваемости учащихся.

При подведении итогов мониторинга педагог может использовать компьютерную программу Microsoft Excel, которая является универсальным инструментом при создании таблиц, графиков, диаграмм. Диаграммы и графики не являются статичными, каждый раз при изменении использующихся при их построении данных они меняют свою конфигурацию. Таким образом, данная программа необходима педагогу для составления диаграмм при проведении мониторинга качества знаний.

Современные технические возможности позволяют не только создать качественные наглядные пособия, но и размножить их по количеству учащихся в группе. После получения положительной рецензии педагог может издать своё пособие в типографии. Продлить срок использования раздаточного материала (картинок, карточек, схем, таблиц и т. д.) можно заламинировав их.

Таким образом, современные технологии открывают для педагога неограниченные возможности творческой деятельности в образовательном процессе.



В настоящее время рынок наполнен многообразием обучающих компьютерных программ. Однако, среди них практически не встречаются обучающие в увлекательной форме программы для изучения предмета. Школьникам не интересен «сухо» изложенный материал, и большинство из них, к сожалению, вообще не интересуются различными программными средами. На сегодняшний день подростков больше интересуют компьютерные игры, не всегда благотворно влияющие на интеллектуальное развитие и психику подростков. Поэтому перед педагогами часто стоит нелегкая задача разнообразия и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из решений проблемы является разработка интерактивных приложений в игровых мультипликационных формах.

Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

В настоящее время рынок наполнен многообразием обучающих компьютерных программ. Однако, среди них практически не встречаются обучающие в увлекательной форме программы для изучения предмета. Школьникам не интересен «сухо» изложенный материал, и большинство из них, к сожалению, вообще не интересуются различными программными средами. На сегодняшний день подростков больше интересуют компьютерные игры, не всегда благотворно влияющие на интеллектуальное развитие и психику подростков. Поэтому перед педагогами часто стоит нелегкая задача разнообразия и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из решений проблемы является разработка интерактивных приложений в игровых мультипликационных формах. Работа с анимацией и программированием очень сложна, к тому же за отведенное программой время практически невозможно овладеть навыками работы в графических и анимационных редакторах.

В связи с этим на базе МБОУ гимназии № 10 была создана творческая лаборатория - мультипликационная студия «Клякса» работающая по профильному курсу «Компьютерная графика и анимация», в которой учащиеся с старших классов занимаются графикой и анимацией в таких программных приложениях как Adobe Photoshop C3, Adobe Flash C3. Имея возможность свою собственную игру (пусть и самую простую) учащиеся получают невероятный стимул к обучению информатике в целом. Однако, несмотря на интерес, который учащиеся проявляют к компьютерной графике, при практической работе большинство из них не готовы принять сложный и объемный материал. Работа дизайнера компьютерной графики, прежде всего, основывается на креативности мышления и кропотливом труде. Большинство учащихся, сталкиваясь с подобной проблемой, не имея привычки преодоления трудностей, теряют первоначальный интерес к подобной работе. Поэтому их постоянно необходимо стимулировать возможным результатом. С этой целью учителями информатики разработан цикл интерактивных уроков, выполняя которые участники творческой лаборатории развивают не только творческие способности в художественной среде, но овладевают приёмами программирования на языке Action Script 2.0., что заметно повышает интерес к изучению раздела «Объектно- ориентированное программирование», преподаваемого в рамках школьной программы. Вместо программирования задач с применением массивов содержащих отвлеченные от жизни численные или символьные элементы участники творческой лаборатории с успехом овладевают основами программирования в ходе создания отдельных фрагментов Flash игр.

Задачи профильного курса «Компьютерная графика и анимация»:

  • развивать творческие способности учащихся через создание проектов с использованием растровой и векторной графики;
  • научить понимать язык компьютерного и художественного искусства;
  • развивать моторику руки, зрительную память, глазомер;
  • развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
  • развивать культуру общения с цветами как одно из средств эстетического воспитания;
  • Принципы построения элективных курсов:
  • модульность;
  • практическая направленность;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • использование новых технологий в обучении.

Обосную каждый из принципов.
1. Модульный принцип обучения позволяет обеспечить вариативность и осуществить реальную профилизацию обучения, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебно-воспитательного процесса, не сковывая при этом творческой инициативы учителей. Это позволяет ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому элективному курсу. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности графических редакторов в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Учащиеся 10 кл., поступившие на элективный курс «Растровая графика», изучают I модуль «Растровая графика», который включает в себя основные понятия растровой графики и принципы построения растровых изображений. Они получат первоначальные навыки работы в программе Adobe Photoshop , изучают структуру и команды программы. Это не просто теоретические занятия, а занятия подкрепленные практикой. Из 26 учебных часов 22 практических. Нельзя оставлять на более поздний срок практические занятия, потому что теоретические занятия без практических становятся абстрактными и скучными. Бытует мнение о том, что без досконального изучения теории выполнение практических работ вызывает большие трудности. В принципе, это правильно. Так учителя работают на обычных уроках в школе. Но курсовые занятия являются элективными, то есть по выбору и моя задача сделать их интересными и запоминающимися. Пусть учащиеся не полностью освоили теоретический материал, подчас он очень сложный, они найдут ответы на свои вопросы сами при выполнении проектных заданий.

После изучения I модуля «Растровая графика» ученики решают, продолжать ли им изучение профиля или нет. Если они понимают, что эта тема не «затрагивает» их душу или вызывает трудности, то они покидают данных курс. Таких учащихся набирается примерно 10%. Остальные приступают к изучению II модуля «Анимационная графика». Без изучения II модуля «Анимационная графика» освоение III модуля невозможно. Именно в III модуле «Интеграция растровой графики и анимационной графики» происходит наиболее полное развитие творческих способностей учащихся через создание проектов с использованием растровой графики (рисование, фотомонтаж и др.), развивается образное мышление, восприятие окружающего мира. Из 38 учебных часов 26 практических. Практические занятия реализованы в виде выполнения проектов, которые обучающие защищают в конце года.

2. Практическая направленность. Построение курса «Компьютерная графика» должно позволять в полной мере использовать активные формы организации занятий, практические или проектные формы работы. В противном случае «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное заучивание материала. Большая часть учебного времени выделяется на самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения используется метод проблемного обучения и вовлечения школьников в процесс сотворчества. Изучение теоретического материала гармонично сочетается с выполнением обязательных графических работ. Для курса «Компьютерная графика» разработаны 2 учебно – методических комплекса (УМК), каждый из которых состоит из следующих компонентов:
а) Дидактический материал – учебное руководство,
б) Методический материал «Практические уроки» - практикум.

3. Дифференцированный подход к обучению. Данный курс является дифференцированным по содержанию и планируемым образовательным продуктам на 3 разных уровня. Ведь этот курс могут выбрать школьники из разных профилей обучения (информационно – технологических, естественно – научных и гуманитарных), с разным уровнем подготовки по информатике и разными интересами к тем или иным направлениям использования компьютерной графики. Целесообразно организовать разноуровневый курс с модульным построением структуры
С каждым годом увеличивается количество учащихся, желающих заниматься по данному профилю. Дети увлеченно изучают теоретический материал и работают над созданием индивидуальных проектов.

В результате преподавания данного курса были замечены следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к предмету Информатика, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.

Петуашвили Светлана Эдуардовна,
учитель информатики МОУ СОШ №10,
г. Шахты Ростовской области

Читайте также: