1с erp обслуживание и настройка

Обновлено: 14.05.2024

Прежде всего следует понимать, что внедрение автоматизированной системы управления ERP на платформе 1С — это хоть и сложный технически и организационно, но все же ПРОЕКТ, то есть к нему применимы общие каноны проектного менеджмента. В чем же его особенности?
Во-первых, объектом автоматизации выступает система управления предприятием — это нечто виртуальное, поскольку состоит из инструкций, стандартов, нормативов, регламентов, а также опыта персонала. Это усложняет в проекте все — планирование, моделирование, внедрение, проектный менеджмент.

Во-вторых, внедрение ERP — это сложный симбиоз людей и информационных технологий, причем от человеческого фактора успешность проекта зависит больше, чем техническая составляющая. Но если у вас успешное предприятие, если вы вывели своё производство на уровень международных стандартов — внедрение 1С:ERP вам по плечу!

Вместе с тем, чтобы проект внедрения 1С:ERP был реализован успешно, в его специфике нужно разобраться до старта работ.
Понятие ERP дословно означает систему планирования ресурсов компании. Её компоненты предназначены как для автоматизации ежедневных операций внутренних бизнес-процессов, так и для поддержки взаимодействия с контрагентами по бизнесу, для помощи топ-менеджменту компании и собственникам. Система 1С:ERP помогает формировать и реализовывать стратегию компании.

Обратимся к образам и представим систему жизнеобеспечения в сложных условиях «открытого космоса большого бизнеса». Все системы работают как часы. Но этого мало. На монитор руководства должна регулярно поступать информация о текущем состоянии бизнеса и об отклонениях от стратегического направления движения. Желательно большинство мелких проблем решать автоматически «на местах» и не загружать этим руководителя, т.е. избавить его от текущих вопросов.

Тогда собственник будет иметь возможность сконцентрироваться только на формировании стратегии развития компании и контроле за ходом ее реализации. Из этого видно, насколько важны системы интегрированного управления для руководства компании.

Перейдем к команде исполнителей, так как часто именно участники проекта вызывают наибольшие тревоги руководства. Поэтому главное требование к компании-исполнителю проекта — наличие успешного опыта внедрения 1С:ERP, желательно наличие экспертных знаний в предметной области работы заказчика.

Наилучший вариант, если у исполнителя есть опытная проектная команда. До старта проекта можно запросить резюме этих специалистов, при необходимости, провести с ними интервью.

Опытные специалисты, реализовавшие несколько проектов, смогут выявить, классифицировать и решить проблемы гораздо быстрее, чем «свой» специалист, работающий в существующих бизнес-процессах. Потребность в спецах во время внедрения ERP-систем максимальна, а на этапах промышленной эксплуатации уже снижается до уровня эпизодических работ.

Двигатели успешного проекта
Участие в проекте первого руководителя

Если первое лицо предприятия принимает активное участие в подготовке и реализации внедрения 1С: ERP, то он обеспечивает создание условий для достижения стратегических целей и мотивирует персонал и проектную команду на успех.

Пренебрежение участием в запуске ERP первого руководителя может быть одной из важных проблем, с которой приходится сталкиваться в процессе внедрения. Это выглядит как самоустраненность руководства от принятия ключевых решений по проекту. И-за этого проектной группе не хватает полномочий, участники или не хотят брать ответственность на себя, или решают задачи выстраивания работы исключительно в интересах «своего» подразделения, стратегические цели размыты.

Формирование, организация работы и мотивация проектной команды

Вот пример обычной структуры проектной команды.



Проектная команда может состоять из рабочих групп, сформированных по направлениям бизнеса, и состоящих как из специалистов исполнителя, так и ответственных работников заказчика. Управляет проектной командой, например, совет по управлению изменениями.

Обычно председателем совета является собственник бизнеса или так называемый спонсор проекта — высший топ-менеджер, распорядитель ресурсов. Рабочие группы возглавляют линейные руководители. В рабочие группы со стороны заказчика приглашают функциональных пользователей и ИТ-специалистов.

Профессионализм руководителя проекта

В проекте внедрения 1С:ERP эффективный руководитель проекта (РП) — это один из основных факторов успеха. Его задача – добиваться результатов за счет организации работы других людей. Особенно это относится к руководителю проекта со стороны заказчика. При его выборе заказчику предлагаю:

• использовать внутренний ресурс — выбрать сотрудника, который уже реализовал какой-нибудь ваш проект благодаря своей энергии и организаторским способностям;

• поискать на рынке менеджера проекта с опытом работы (либо внедрения подобной системы).

Так как проект внедрения ERP-систем технологически сложен, задача РП — сформировать проектную команду, где будут технически подготовленные люди, которым он доверяет. Кстати, многое при этом зависит и от личности руководителя проекта, его способности объединить и организовать проектную команду.

Правильный выбор внедряющей компании

Для того, чтобы не ошибиться в этом вопросе, советую обратить внимание на проектный опыт претендента. Для этого стоит:

• узнать количество и статус внедренных проектов, в том числе в вашей отрасли;
• ознакомиться с отзывами компаний, где проводились аналогичные внедрения претендентом;
• ознакомиться с резюме членов проектной команды у потенциальной компании-исполнителе;
• оговорить возможность личной беседы с каждым специалистом;
• проверить наличие задокументированной системы менеджмента качества.

Следует учесть еще один нюанс. Поскольку проект внедрения 1С:ERP подразумевает плотное взаимодействие и буквально врастание специалистов исполнителя в проблемы заказчика, то вопрос доверия команде исполнителей очень актуален.


В данной инструкции разберем настройку производственных подразделений. Задачу рассмотрим на примере аналога аттестационного задания по производству в 1С:ERP 2.2.

Целью данной статьи будет демонстрация, как корректно настраивать параметры цехов и ПДО.
Итак, например, имеется следующая постановка задачи:

- В цехе 1 должно контролироваться наличие производственных мощностей и обеспеченность этапов производства материалами. При этом учет этапов до каждой производственной операции не ведется;
- В цехе 2 аналогично контролируется наличие производственных мощностей и обеспеченность этапов производства материалами. В данном цехе будет контроль производственных этапов с детализацией до производственных операций. Далее сама операция детализируется до потребляемых материалов, полуфабрикатов и трудозатрат;
- Цех 3 будет с неограниченными производственными мощностями, при необходимости по загрузке происходит комплектация рабочих бригад. И планирование производственных процессов выполняться не будет;
- И для управления производственными процессами будет подразделение ПДО.

2. Настройка планово-диспетчерского отдела


Итак, начнем с подразделения ПДО, т.к. это подразделение-диспетчер, которое отвечает за управление очередью заказов, для которого можно строить график производства по всем заказам и для ПДО можно задавать приоритеты.

Идем в «НСИ и администрирование – Структура предприятий»



Создаем наши перечисленные подразделения ПДО, Цех 1, Цех 2, Цех 3




Во-первых, для подразделения ПДО необходимо указать, что оно является подразделением-диспетчером, выполняется это как представлено ниже на рисунке:



Также далее нужно указать данное подразделение на самый высший приоритет. Делается это в интерфейсе «Производство – Настройки и справочники – Приоритеты подразделений - диспетчеров»






Где регулирующими стрелками можно выстроить нужный приоритет подразделений. В данном случае наше подразделение поднимем на высший уровень.



Подразделение ПДО в данном случае мы настроили.

3. Методики управления производством в 1С ERP


Методика управления производством устанавливается на уровне настроек системы и располагается в меню НСИ и администрирование, подраздел Настройка НСИ и разделов - Производство.



В нашем случае мы выбираем максимальное значение, которое в демо-базе установлено по умолчанию.



4. Производственные подразделения


Начинаем настройку производственных подразделений. В цехе 1 выпуск по заказам и без учета операций, настраиваем:

На вкладке основная указываем ведение по заказам, указываем график работы.



На вкладке производство по заказам указываем, что не используется пооперационное управление, и для доступности ВРЦ и графика работ введем некие значения для планирования




Аналогично начинаем настраивать цех 2, но с отличием, что в данном цехе используется пооперационное управление. Вкладка Основная идентична:



На вкладке производства указываем использование пооперационного планирования с детализацией до материалов и операций в изделиях.


И настраиваемый последний цех 2, без заказов. Соответственно указываем данную настройку, и видим: что т.к. ведется без заказов, то и вкладка «Производство по заказам» у нас недоступна:



5. Интервал планирования в 1С:ERP


И последний пункт статьи, которому уделим внимание, это - параметр «Интервал планирования»
Из справки:

Интервал планирования - определяет минимальный квант доступности и занятости видов рабочих центров, используемый при планировании графика производства. Например, если выбрать интервал Неделя, то график производства с использованием видов рабочих центров будет содержать информацию о производстве на каждую неделю (без детализации по дням, часам). Интервал планирования не влияет на планирование этапов, не имеющих видов РЦ. Для интервалов планирования "день" и "неделя" можно указать границы интервала. Информация о границах используется при планировании смежных этапов.
Интервал планирования требуется выбирать до создания видов рабочих центров, т.к. изменение интервала приводит к некорректной работе программы (если виды рабочих центров уже созданы).

Настраивается данный параметр в подразделениях с включенным ведением производства по заказам. В примере ниже мы видим доступные значения: День, Неделя, Месяц.



Но это не единственные значения. Можно еще включить интервал до часа. Данная настройка находится в «НСИ и администрирование – Производство». При включении данной опции станет возможно выбрать интервал планирования до часа.



Но с данной настройкой нужно быть аккуратными и понимать, что если включить интервал в Час, то будет множество этапов, которыми нужно управлять, что становится довольно трудозатратным. И на практике чаще всего подходит и используется День.

На этом, пожалуй, все. Основные механизмы по настройке производственных подразделений показаны.

Сергей Омельчук,
Руководитель отдела внедрения компании ООО “Кодерлайн”.

Читайте также: