Standalone что это fl studio

Обновлено: 04.07.2024

Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…

В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.

Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.

Введение

Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.

Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.

Интерфейс FL Studio

Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.

Интерфейс

Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).

Step Sequencer

Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.

Step Sequencer

Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).

На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.

Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.

Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.

Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.

Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.

Playlist

Playlist

Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.

Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.

Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).

Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.

Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

  • Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
  • Line – привязка к линиям сетки;
  • Cell – привязка к ячейкам сетки;
  • (none) – отключить привязку;
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
  • Step – привязка к целому шагу сетки
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
  • Beat – привязка к целому биту.
  • Bar – привязка к такту.

Piano Roll

Piano Roll

Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.

Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.

Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.

Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.

Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.

Mixer

  • Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
  • Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
  • Send – редуцированные каналы (4 шт).

Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.

Browser

  • Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
  • Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
  • Mixer Presets – настройки треков микшера.
  • Packs – банки семплов.
  • Projects – проекты.

Channel Settings

Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.

Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.

Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.


В первом паттерне сделаем ударную партию:

Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.


Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:


В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:


Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:



Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.

Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.

Виды и форматы плагинов, отличия VST/AU/AAX/RTAS/DXi, и поддержка форматов разными DAW.

Виды и форматы плагинов для обработки звука

В 1996 году Steinberg, после долгого внутреннего тестирования и разработки, представила формат VST. Это событие навсегда изменило музыкальную индустрию и методики создания музыки на компьютере. Вместе с этим двери в мир творчества открылись всем и каждому, ведь теперь любой человек мог создать собственную студию дома, чтобы писать музыку. Технология VST перенесла студийные аналоговые эффекты в цифровую среду — компьютер смог заменить огромный парк профессионального оборудования.

В 1999 году Steinberg произвела вторую революцию в музыкальном мире, опубликовав формат VST2. Новая версия позволила перенести в цифровую среду не только эффекты, но и музыкальные инструменты. Благодаря этому пользователи смогли использовать виртуальные версии реальных гитар, синтезаторов и барабанов как отдельные программы. Теперь компьютер мог заменить не только профессиональное оборудование, но и живых музыкантов.

Популярность VST привела к появлению ряда конкурирующих форматов. Так, оценившая перспективы технологии Apple адаптировала VST под macOS, создав новый формат AU. Видя это, в дело включилась Digidesign, разрабатывавшая Pro Tools, — так появился конкурирующий формат RTAS. Билл Гейтс и Microsoft также не стали отставать и выпустили собственный формат DX, основанный на популярной технологии DirectX.

Виды и форматы плагинов для обработки звука

В конце 1990-х музыканты разделяли форматы, но сегодня термин «VST-плагины» стал именем нарицательным — этим термином в разговорной речи обозначают любые виртуальные инструменты и эффекты, вне зависимости от их настоящего формата. Проблема в том, что такое обобщение вызывает множество вопросов у начинающих музыкантов: не понятно, какие форматы плагинов для обработки звука поддерживают разные DAW, а также в чем между ними разница.

Основные форматы музыкальных плагинов

Популярность VST постепенна привела к появлению нескольких новых форматов плагинов. Несмотря на отличия в названии, с точки зрения конечного пользователя форматы не отличаются друг от друга. Основные различия заключаются в том, с каким из видов плагинов работает программа для записи музыки.

Сегодня в музыкальной индустрии существует шесть основных форматов:

  • VST, включая родственный ему VSTi;
  • AU;
  • AAX;
  • RTAS;
  • DXi;
  • ReFill.

VST (Virtual Studio Technology)

Логотип VST. Наличие такой иконки говорит о выпуске плагина в VST-формате.

VST (англ. Virtual Studio Technology — технология виртуальной студии) — самый популярный формат плагинов, работающий в Windows, macOS и Linux. Формат изначально разрабатывался совместными силами Steinberg и Propellerhead, но спустя некоторое время Propellerhead покинула проект.

Формат изначально создавался для переноса аналоговых аудиоэффектов (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов) в цифровую среду. Сегодня под термином «VST-плагин» понимаются любые виртуальные инструменты и эффекты.

VST-плагины напрямую зависят от ресурсов компьютера — это нативные приложения, которые подключаются к музыкальным программам. Плагины функционируют в режиме реального времени, производя обработку звука за счет ресурсов компьютера (в основном, процессора).

В 1999 году Steinberg представила обновленную версию технологии VST2, которая ввела такое понятие как VSTi (англ. Virtual Studio Technology instrument — инструмент технологии виртуальной студии). В отличие от VST, VSTi-плагины представляют собой приложение, умеющее генерировать звуковой сигнал. VSTi создан специально для переноса реальных инструментов в цифровое окружение, а все виртуальные библиотеки, программные синтезаторы и сэмплеры работают на его основе.

Поддержка VST2 прекратилась в мае 2018, актуальная версия формата VST на сегодняшний день — VST3 (представлен в 2008, обновлен в 2011 году). Основные отличия формата VST3 от VST2 и VST заключаются в следующем:

  • VST3-инструменты и эффекты существуют только в 64-битном формате;
  • VST3 поддерживают большее количество виртуальных аудиовходов, а также MIDI-входов и выходов, что позволяет создавать инструменты, генерирующие более сложный звук;
  • VST3 предлагает улучшенную работа с MIDI-событиями, отвечающими за артикуляцию, силу извлечения звука и динамику воспроизводимых звуков (см. Что такое MIDI-события и зачем они нужны);
  • VST3 лучше оптимизирован и менее требователен к ресурсам компьютера.

Несмотря на прекращение поддержки VST2 и плюсы третьей версии, многие плагины до сих пор выпускаются только в виде VST2-приложений. Для обеспечения максимальной совместимости DAW поддерживают все три формата.

AU (Audio Units)

Логотип AU. Таким изображением помечают плагины, выпускающиеся в этом формате.

Формат Audio Units разработан компанией Apple. Формат представляет собой набор API или инструкций, позволяющих операционным системам macOS и iOS генерировать, обрабатывать, воспроизводить и всячески манипулировать звуковым сигналом с минимальным уровнем задержки.

Несмотря на это, отличий между AU, VST и VSTi нет, если не брать в расчет тот факт, что AU-плагины могут функционировать как в роли виртуальных эффектов, так и инструментов. Сходство с VST позволяет конвертировать VST-плагины в AU с помощью сторонних программ (см. FXpansion VST to AU Adapter V2 и Symbiosis).

По мере развития смартфонов и планшетов, Apple представила специальную версию формата, получившую название AUv3. Версия представляет собой набор API для iOS, позволяющий создавать плагины для смартфонов и планшетов.

RTAS (Real Time AudioSuite)

RTAS был разработан компанией Digidesign (ныне — Avid Technology) специально для цифровой рабочей станции Pro Tools и поддерживался вплоть до выхода Pro Tools 10. Отличий от VST и AU у формата нет — RTAS также полагается на вычислительные мощности процессора и обладает теми же функциями, что родственные форматы.

AAX (Avid Audio eXtensions)

Специальными пометками логотип AAX сообщит о том, работает ли плагин с DSP-процессорами или только в виде нативного приложения.

Вместе с выходом Pro Tools 11 в 2013 году, компания Avid отказалась от дальнейшей поддержки RTAS и представила новый формат AAX. Решение о выпуске нового формата плагинов было принято из-за закрытости VST и AU для сторонних разработчиков — вносить изменения в принципы работы этих двух форматов могут только Steinberg и Apple.

Помимо этого Avid не устраивала нативность VST и AU — форматы зависят от ресурсов компьютера и не могут работать с внешними DSP-процессорами, требующими специальных версий плагинов. По этой причине пользователям нужно устанавливать две версии одного приложения, чтобы иметь возможность работать как с DSP-компонентами, так и с компонентами компьютера. Так как Pro Tools одинаково хорошо работает как с ресурсами компьютера, так и с внешними DSP-процессорами, разработчики инвестировали средства в создание собственного формата виртуальных плагинов.

Основное отличие AAX-плагинов заключается в возможности работать в двух режимах. Это избавляет конечного пользователя от необходимости установки двух версий одного плагина и позволяет работать в любых студийных условиях.

DXi (DirectX plugin)

Формат плагинов, созданный Microsoft совместно с Cakewalk и построенный на технологии DirectX. По принципам работы DXi ничем не отличается от VST и AU.

Использование DirectX позволяет плагинам взаимодействовать в Windows не только с DAW, но и с любыми звуковыми программами. Эта особенность распространяется не только на аудио или видеоплееры, но и на DAW, которые официально поддерживают только формат VST, для которых DXi-плагин выглядит как VST-приложение.

Как и в случае с форматом VST, DX-плагины делятся на два вида:

  1. DX — плагины эффектов;
  2. DXi — виртуальные инструменты.

ReFill

Отделившись от проекта по созданию VST, компания Propellerhead создала формат ReFill. По своим принципам формат отличается от VST и представляет собой специальную звуковую библиотеку, объединяющую высококачественные сэмплы, MIDI-файлы, грувы, патчи и даже целые проекты композиций.

Формат предназначен только для работы с DAW Propellerhead Reason и не подходит для использования в других программах для записи музыки.

А как же NKI?

NKI (Native Instruments Kontakt Instrument) — еще один популярный формат для работы со звуками в DAW. Формат создан компанией Native Instruments специально для сэмплера Native Instruments Kontakt и представляет собой специальный архив с сэмплами и звуками. Открыть подобный архив может только NI Kontakt, выпускающийся в виде VST/AU/AAX-плагина и воспринимающий NKI как самостоятельный виртуальный инструмент.

Использовать NKI-архив как виртуальный инструмент в DAW можно только через прослойку в виде сэмплера Kontakt. Так как без соответствующего сэмплера NKI-архивы бесполезны (рабочая станция их попросту не откроет), NKI нельзя считать отдельным и самостоятельным форматом плагинов.

Поддержка форматов в популярных цифровых рабочих станциях

ПрограммаVSTAUAAX/RTASDXiReFill32-бит
Ableton Live
Acoustica Mixcraft
Adobe Audition
Audacity
Bitwig Studio
Cakewalk SONAR
Image-Line FL Studio
GarageBand
Logic Pro
MAGIX Samplitude
MAGIX Music Maker
PreSonus Studio One
Pro Tools
Propellerhead Reason
(с версии 9.5)
REAPER
Steinberg Cubase
(до версии 8)
Steinberg Nuendo
Tracktion Waveform

В чем отличия между разными форматами плагинов?

С точки зрения практического использования отличий между форматами плагинов нет. Разница заключается в технических моментах, которые не влияют на работу конечного пользователя, — особенностях разработки, разрядности плагина и методах его поставки. С первым моментом все предельно просто — разработчики создают плагины как умеют, в то время как второй и третий требуют дополнительного пояснения.

Методы поставки

95% плагинов и виртуальных инструментов поставляются в виде загружаемого установщика, хотя некоторые производители продолжают выпускать коробочные версии собственных разработок (см. Native Instruments Komplete, Mixosaurus).

Виды и форматы плагинов для обработки звука

В зависимости от операционной системы, после покупки плагина пользователю открывается доступ к файлу в формате EXE, DMG или PKG, который устанавливает плагин в систему. Некоторые виртуальные инструменты и плагины распространяются ZIP-архивом, содержащим файл плагина в формате DLL, Component или VST. В таком случае установка производится в ручном режиме путем обыкновенного копирования и вставки файла в папку с плагинами.

Разрядность

32-битные плагины не могут использовать более 4 ГБ оперативной памяти, в то время как 64-битные такого ограничения не имеют. Достижение предела выделяемой памяти приведет к нестабильной работе плагина.

Чтобы плагин мог использовать всю доступную операционной системе оперативную память, он должен быть написан специально под 64-битную систему. При работе с такими плагинами операционная система будет более гибко расходовать ресурсы, аккуратно распределяя их между всеми используемыми в проекте инструментами и эффектами по принципу «каждому по потребностям». При этом те плагины, которые не используются в конкретный момент времени, ОС переводит в своего рода режим ожидания, освобождая ресурсы для других процессов.

Плагины в форматах VST3, AU и AAX практически всегда оставляются в 64-битном виде, VST2, RTAS и DXi — в 32-битном. Чтобы обойти ограничения 32-битного формата, DAW оснащаются специальными конвертерами, которые заставляют ОС думать, что она работает с 64-битным приложением, хотя на самом деле это не так.


sudo apt install playonlinux

Run it and make sure it launches.

Go to Tools -> Manage Wine Versions. In Wine versions (x86), install the version 1.9.15. Select the version in the left box and click ">".

Click Install and then Install a non-listed program.

Click through the welcome screen.

Select "Install a program in a new virtual drive".

Pick a name for your virtual drive (like "flstudio").

Select "32-bit Windows installation". Then wait a minute while your drive is being created.

Next click Browse and look for your FL Studio installation .exe. One thing to note is that your main file system in Wine is always mapped under the disk letter Z:.

Click through the installation. Once you reach the "Choose which features of FL Studio 12 you want to install", uncheck Desktop icons and Asio4All. Install everything in its default directories.

In the final screen, select "FL" as your shortcut.

Once FL Studio is installed, try to run it and make sure it launches. You will most likely not see any text and the program will not be registered.

To fix the no text issue, select the FL in your playonlinux main window, go to Configure -> Install components and install the Microsoft Core Fonts and tahoma packages.

To register your copy of FL Studio, go to Configure -> Wine -> Registry Editor. Then go to Registry -> Import Registry File. and navigate to where your registration key is located. Then exit the registry editor.

Launch your FL Studio and verify that everything works (for instance, open newstuff.flp).

Open audio settings and set your sound driver to FL Studio ASIO.

Auto scrolling is permanently on - Enable your scroll lock key. In Windows, FL turns on scroll lock by default, however in Linux the system permissions do not allow it to do it automatically. Unfortunately the steps here are different for every distro, however I would suggest looking up "how to enable scroll lock".

Usually this is similar with every plugin out there. At the bottom of this post you can find specific installation instructions relating to each individual plugin.

Select FL in your playonlinux main window, go to Configure -> Miscellaneous -> Run a .exe file in this virtual drive.

Find your plugin .exe and install it. As your VST directory choose C:\Program Files\Vstplugins.

Refresh your plugin lists in FL as you would normally.

This list will be updated.

PianoOne: Works out of the box.
Miroslav Philharmonik: Works out of the box.
ValhallaRoom: (and presumably other Valhalla plugins) Works out of the box.
Sleepy-Time Transient: (and presumably other Sleepy-Time plugins) Works out of the box.
Glitch 2 (and presumably other Illformed plugins) Works out of the box.
Tone2 Gladiator Seems to work out of the box.
Reveal Spire Seems to work out of the box.

Разбираемся с интерфейсом FL Studio

DAW (англ. Digital Audio Workstation, цифровая рабочая станция) — это специализированный вид программного обеспечения для работы со звуком. По сути, это кратчайший путь для тех, кто желает воплотить свои творческие фантазии в музыке.

Компьютер с установленной рабочей станцией, аудиоинтерфейс, контроллер и пара студийных мониторов — подходящий сетап для старта. В этом материале мы расскажем о FL Studio и приведем краткий обзор его интерфейса. В следующем — подробнее остановимся на основных настройках программы.

История FL Studio

FL Studio — цифровая звуковая рабочая станция, которая более 20 лет остается одним из лидеров на рынке программного обеспечения для создания музыки. История FL Studio, ранее известной как FruityLoops, началась в 1998 году, когда состоялся ее официальный запуск. Первая итерация, разработанная бельгийцем Дидье Дамбреном для Image-Line, представляла собой незатейливую драм-машину с интерфейсом классического шагового секвенсора. Бесконтрольное пиратское распространение хоть и лишило компанию заслуженного дохода на первых порах, но также сыграло роль в популяризации ее продукта.

Для многих комнатных продюсеров начала нулевых отправной точкой в музыке стали именно «фрукты». Простота эксплуатации гарантировала низкий порог вхождения, что непременно привлекало самоучек, но закрепило за FruityLoops дурную славу. Долгое время профессиональное музыкальное сообщество отрицало то, что эта среда пригодна для серьезной работы. Опровержение последовало со стороны самих же артистов, которые использовали FruityLoops в продакшне и построили вполне успешные карьеры: Avicii, Deadmau5, Skream, Benga и многие другие.

Отрицать то, что сегодня FL Studio — мощная и универсальная DAW, способная полноценно реализовывать любые творческие задачи, по меньшей мере некорректно. Главная заслуга этого репутационного преображения бесспорно связана с грамотным подходом самих Image-Line. Внедрение новых возможностей, постоянные бесплатные обновления и продуманная маркетинговая политика — покупатель может выбрать подходящее издание и не переплачивать за ненужные ему функции.

Отличия изданий FL Studio 20

Актуальная версия FL Studio вышла в год двадцатилетия оригинальной FruityLoops в 2018 году и несет порядковый номер 20. С этого момента FL Studio обзавелась долгожданной нативной поддержкой macOS, что благоприятным образом сказалось на росте пользовательской базы DAW. Линейка включает в себя четыре отличающихся по начинке издания. Простейшая версия Fruity Edition — программа с редактором Piano Roll для создания секвенций и аранжировок, шаговым секвенсором, виртуальными инструментами и эффектами. Каждая последующая версия включает в себя все возможности предыдущей, а также ряд дополнительных. Так, пользователи All Plugins Bundle получают доступ к максимальной комплектации софта. Подробнее об особенностях каждого издания рассказано в таблице.

Не забывайте о том, что с официального сайта Image-Line можно бесплатно скачать триал-версию издания Signature Bundle с дополнительными плагинами в одном установочном файле. Несмотря на то, что она носит ряд ограничений, это неплохой способ ознакомиться с продуктом и опробовать его в деле перед покупкой. Если вы уже являетесь обладателем одной из стартовых версий FL Studio, но понимаете, что хотите получить доступ к новым функциям, можно всегда перейти на расширенное издание за дополнительную плату.

Интерфейс FL Studio

Многие новички выбирают FL Studio именно из-за простоты использования. Программа отличается крайне дружелюбным интерфейсом, но и к нему нужно привыкнуть.

Интерфейс FL Studio

После установки и запуска программы вам откроется рабочая область FL Studio из нескольких окон. Большинство из них можно переместить по собственному усмотрению, масштабировать, увеличивать или уменьшать. Если в какой-то момент работы пропало то или иное окно, вы можете легко его вызвать, нажав нужную иконку на панели инструментов или соответствующий ему хоткей. Основные окна, которые используются в процессе: Channels (F6), Piano roll (F7), Mixer (F9), Playlist (F5), Браузер (Alt+F8).

Toolbar Panel

В верхней части рабочей области находится панель инструментов FL Studio, которая обеспечивает быстрый доступ ко всем командам и параметрам. Коротко расскажем, из чего она состоит. Слева расположено главное меню, состоящее из 8 разделов: File, Edit, Add, Patterns, View, Options, Tools и Help.

Следом идет область Title & Hint Panel, где указано название открытого проекта, высвечиваются короткие подсказки и иконки, указывающие на те или иные действия. Например, на то, что FL Studio получает команды от подключенного MIDI-устройства, как показано на скриншоте.

Transport Panel содержит элементы управления для воспроизведения отдельного паттерна или всей композиции, записи и установки темпа.

В секции CPU & Memory Panel отображен процент загруженности процессора, доступная память, а также полифония.

Global Snap Panel или панель глобальной привязки регулирует значения привязки в Piano Roll, плейлисте и редакторе событий, когда локальная привязка в каждом из этих окон установлена на значении Main.

Output Panel

Output Panel содержит элементы управления, которые относятся к мониторингу аудиосигнала FL Studio. Доступно отображение в двух режимах: осциллоскопа и спектрографа, каждый из них сопровождает индикатор пиковых значений.

Online Panel служит своеобразной новостной лентой, информирующей о новом контенте от Image-Line, а также открывает доступ к онлайн-библиотеке дополнительных плагинов для FL Studio.

Pattern Panel — менеджер, с помощью которого можно находить неиспользуемые паттерны, добавлять, копировать, перемещать и удалять. Обращаем внимание, что функционал этой панели полностью продублирован в Picker Panel (вызывается сочетанием клавиш Alt + P), прикрепленной к плейлисту, где пользоваться всеми возможностями гораздо удобнее.

Shortcut Icons

Shortcut Icons — панель с иконками отвечает за быстрый доступ к тем или иным окнам, опциям и параметрам. Многие из этих кнопок имеют альтернативные действия. Чтобы их узнать, необходимо щелкнуть по значку правой кнопкой мыши.

Time Panel — здесь отображается время композиции в тактах и минутах на выбор.

Main Volume & Pitch Panel — два регулятора, отвечающих за уровень громкости и высоту тона. Основной регулятор громкости обеспечивает быструю регулировку уровня громкости во время прослушивания проектов. Самое важное, что он позволяет вам изменять громкость, не нарушая параметры на Master Fader. Говоря иначе, он не влияет на рендеры. Master Pitch задает основной тон всех инструментов и аудиоклипов, использованных в проекте. Чтобы изменить глобальную настройку, необходимо щелкнуть по регулятору правой клавишей мыши и выбрать пункт Type in value для самостоятельно ввода настройки ноты А в Гц (по умолчанию стоит значение 440 Гц). Для эффективности этого параметра, под каждым из инструментов, к которым вы хотите его применить, должна быть активна опция Enable main pitch.

Window Controls — элементы управления окном, которые точно не вызовут никаких вопросов у пользователей любых операционных систем. Все стандартно: свернуть, развернуть, закрыть.

Browser

Файловый браузер обеспечивает доступ к проектам, семплам, библиотекам пресетов и плагинов. Здесь же можно предпрослушать доступные семплы. В трех вкладках отображены все папки, содержимое текущего проекта с историей его изменений, а также база данных плагинов.

Browser

Playlist

Playlist

В плейлисте упорядочиваются все элементы, составляющие итоговую структуру композиции. Говоря проще, это секвенсор, в котором пользователь FL Studio создает аранжировку. Окно плейлиста представляет из себя стак многоцелевых треков, которые могут содержать паттерн-клипы, аудиоклипы и клипы автоматизации. В отличие от большинства других секвенсоров, треки плейлиста в FL Studio не привязаны к каким-то конкретным инструментам, аудиозаписям или типам клипов. Вы можете поместить любой клип куда угодно и даже накладывать их друг на друга. Клипы работают как в ноты в Piano Roll (речь о нем пойдет дальше). Когда воспроизведение достигает клипа, FL Studio проигрывает все его содержимое. Также стоит отметить, что клип-треки не связаны с каналами микшера, а маршрутизация использованных в клипах инструментов происходит из Channel Rack.

Channel Rack

Channel Rack

В этом окне находятся все инструменты, автоматизации, семплы и прочие составляющие проекта. Здесь же определяется громкость каждого из них, панорама, а также присваивается канал микшера, куда они направляются на дальнейшую обработку эффектами и настройку.

Видимые на каналах данные также известны как паттерны. Паттерны могут состоять из партитур, записанных в Piano Roll, шаговых секвенций и движений контроллеров, сохраняемых, как события автоматизации. В отличие от большинства других секвенсоров, паттерны могут состоять сразу из нескольких инструментов. Созданные в Channel Rack паттерны поступают в виде клипов в плейлист.

Piano Roll

Piano Roll

По мнению многих продюсеров, работающих в DAW, по части удобства пианоролл FL Studio превосходит своих конкурентов. Нотные данные можно вводить как вручную, так и записывать с помощью MIDI-контроллера. Пианоролл отправляет ноты и данные автоматизации в связанные с ним плагины. По вертикальной оси расположены ноты, по горизонтальной — временная сетка. Разрешение масштабируемой сетки выбирается пользователем и позволяет создавать сложные композиции.

Mixer

Mixer

Все аудиоданные в FL Studio поступают в микшер. В микшере есть 125 Insert-треков для входящих сигналов от плагинов и внешних источников аудио, один текущий канал для размещения утилитарных инструментов вроде Edison и Wave Cande, а также мастер-трек для обработки мастер-эффектами. При добавлении нового источника звука, он автоматически отправляется на мастер-трек, если не маршрутизирован вручную. Обратите внимание на разницу понятий сведения и мастеринга. При создании нового проекта, зайдите в окно микшера и удостоверьтесь в том, что компрессор Fruity Limiter, который может быть изначально поставлен на мастер-треке, отключен.

В правой части окна микшера находится стойка эффектов уникальная для каждого из каналов. В расположенные горизонтально слоты назначаются эффекты: эквалайзеры, компрессоры, ревербы и многое прочее, что придает инструменту свой характер, срезает лишние частоты и заставляет его звучать так, как вы хотите. Чтобы добавить эффект нажмите на стрелку слева от номера слота. На каждом из слотов есть круглый регулятор, отвечающий за уровень подмешивания эффекта. Правее — кнопка включения/выключения эффекта.

Как и остальные рабочие области FL Studio, окно микшера полностью адаптивно: вы можете самостоятельно настраивать его размер, все элементы управления при этом будут масштабированы.

Заключение

FL Studio — многофункциональная творческая студия, располагающая полным инструментарием для комплексной работы со звуком. Мы не сомневаемся, что ваши знания всех ее тонкостей будут расти с каждой минутой, проведенной за созданием собственных треков.

Напоследок дадим совет: мы намеренно не переводили некоторые названия, встречающиеся в FL Studio и настоятельно рекомендуем не русифицировать программу. Гораздо лучше выучить официальную терминологию, чем столкнуться с некорректным переводом или даже ошибками программы, к которым могут привести пиратские русификаторы. Английский точно пригодится: на сайте Image-Line и на различных каналах Youtube вы найдете множество видеоуроков, раскрывающих секреты работы с FL Studio. В следующем материале мы разберемся с базовыми настройками FL Studio.

Читайте также: