1с упп настройка способы распределения статей затрат

Обновлено: 07.07.2024

От того какой режим учета затрат будет выбран в организации, будет зависеть перечень требуемых настроек и анализируемых отчетов, необходимых для оценки результата закрытия налогового периода. В наших примерах мы будем рассматривать партионный режим учета затрат. Для этого в настройках параметров учета на закладке «Режим учета затрат» необходимо установить «Партионный учет затрат» (интерфейс «Заведующий учетом», закладка «Настройка учета»)

Также, прежде чем приступать к работе, необходимо проанализировать учетную политику организации, и на основании ее создать учетную политику в программе (Интерфейс: Заведующий учетом, «Настройка учета», «Учетная политика (бухгалтерский и налоговый учет)). В учетной политике нас интересует раздел «Производство и учет затрат», к данном разделу относятся три настройки:

1. Распределение затрат: если перейти к данной настройке, то мы обратимся к регистру сведений «Способы распределения статей затрат организации». В данном регистре необходимо указывать перечень статей затрат, которые учувствуют в производственном процессе, и базы, по которым данные затраты будут распределяться.

2. Детализация затрат: в данной настройке нам предоставляется возможность указать способ детализации косвенных расходов в себестоимости выпущенной продукции после их распределения, т.е. данной настройкой мы можем регулировать: закрыть 26 счет на 20 счет по тем же статьям затрат, по которым производился их сбор, или указать статью затрат, на которую придут затраты с 26 счета после распределения. Для нашего примера мы остановимся на учете по отдельным статьям затрат.

3. Расчет себестоимости: в данной настройке определяется порядок распределения затрат основного и вспомогательного производства (по переделам или по подразделениям). При указании настройки по переделам – последовательность расчета будет определяется как последовательность переделов изготовленной продукции (поэтапно).

При указании настройки по подразделениям последовательность расчета будет определяется как последовательность подразделений, в которых изготавливалась продукция. И следующая настройка «Использовать итерационный расчет затрат встречного выпуска» отмечается галкой в случае, если в организации присутствует встречный выпуск. В нашем примере расчет себестоимости будет производится по переделам.

В учетной политике помимо вышеперечисленных настроек имеется возможность настройки дополнительных параметров, мы остановимся только на основных настройках для изучаемой темы.

Рассмотрим следующий пример: в компанию ООО «Мария» поступили материалы, из которых было произведено 2 вида продукции (43 сч.). Сбор затрат и выпуск продукции производились в разных подразделениях. Также были собраны затраты на 26 счете по подразделению «АУП».

Рассмотрим, какие возможности имеются в программе для конкретного распределения счетов. Прежде чем приступить к закрытию, необходимо проверить, верно ли собраны затраты на счетах бухгалтерского учета и в регистрах. Так как весь учет в программе завязан на регистрах, при верных записях в проводка бухгалтерского учета и не правильном отражении операции в регистрах накопления и сведений закрытие счетов будет производится будет не корректно. Для того чтобы проверить движения по проводкам и по регистрам, необходимо сформировать отчет «Оборотно-сальдовая ведомость (бух)» по счету, который мы анализируем и отчет «Ведомость по производственным затратам» (если производится проверка по счетам 20,23,28) или «Ведомость по затратам» (если производится проверка по счетам 25,26,44). При формировании отчетов «Ведомость по затратм» и «Ведомость по производственным затратам» в настройках требуется установить группировку следующим образом (Организация; Счет учета; Подразделение; Номенклатурная группа; Статья затрат; Затрата). В первую очередь необходимо сверить итоги по затратным счетам, которые используются на предприятии. Если итоги не сходятся с данными ОСВ, значит бухгалтер где-то допустил ошибку при сборе затрат.

Рассмотрим ошибки, которые наиболее часто совершают бухгалтера при работе в данной программе:

1. Использование ручных операций: при занесении ручной операции необходимо помнить, что никаких регистров при проведении данного документа программа не формирует, только записи в БУ, поэтому после проведения документа в отчете ОСВ данные будут отражены, а в отчете «Ведомость по затратам» или «Ведомость по производственным затратам» нет.

На рис. 6 мы видим, что в ОСВ по счету 25 сумма в 10 000 отразилась, но в отчете «Ведомость по затратам» отразились только затраты по 26 счету, в связи с чем при расчете себестоимости 25 счет не будет закрытым, так как программа не увидела отражение данных затрат по регистрам.

1. Установка базы распределения затрат по настроенным правилам

Чтобы распределить статью ОПР на производственные расходы нам нужно установить для 1С базу, по которой мы бы хотели распределять.

Для этого мы указываем Способ распределения для статьи.

Мне будет интересно рассмотреть в видео следующие способы:

  1. Способ первый: на затраты
  2. Способ второй: на выпуск
  3. Способ третий: вручную

Если у Вас есть практический интерес к оставшимся способам - пишите в комментариях, я дополню коллекцию.

Внимание: отборы. Подразделение - на которое пойдут расходы. По нему будут отобраны данные по базовой статье.

2. Статьи затрат

Выберем 2 статьи:

В регистре мы можем указать способ распределения отдельно для каждого подразделения ОПР или распределяем все затраты по статье не учитывая подразделения ОПР.

3. Расчет себестоимости

Теперь, чтобы понимать логику и возможные ограничения распределения затрат в 1С,посмотрим как это выглядит изнутри. Не бойтесь в код не пойдем, все гораздо проще:

В документе Расчет себестоимости есть операция № 2 Расчет базы распределения расходов. Она отвечает за заполнение регистра «База распределения затрат». Там записывается пропорция (сумма базы распределения) для каждой НГ, Подразделения:

Расчет себестоимости в 1С УПП - Установка базы распределения затрат

Расчет себестоимости в 1С УПП - Установка базы распределения затрат

В этом регистре в разрезе НГ и подразделений можно записать три числа:

  • База Приход – отвечает за пропорцию ,в которой рассчитается ПРИХОД затрат в Затраты по каждой номенклатурной группе
  • База НЗП – отвечает за то, в какой пропорции распределенные затраты должна остаться в Затратах на каждой НГ на конец периода (т.е. остаток НЗП)
  • База – отвечает за пропорцию ,в которой распределенные на НГ затраты должны списаться на выпуск. Заполняется только, если в периоде есть выпуск. Вычисляется таким образом, чтобы списать на выпуск остаток затрат на начало периода + то что должно распределиться за период.Он всегда включает Базу Приход за этот период и при этом механизм расчета себестоимости игнорирует заполнение Базы Приход в периоде, в котором есть выпуск.


Из-за этого нельзя повлиять на это правило даже при использовании ручного распределения. Т.е., можно изменить пропорции, но нельзя заставить ее прокрутить ОПР через Затраты по НГ с выпуском. Можно только оставить часть на НЗП, если это нужно.

4. Анализ движения затрат и МПЗ

Для того, чтобы посмотреть распределение затрат по статье ОПР можно воспользоваться отчетом Анализ движения затрат и МПЗ со следующей настройкой:


Поменяйте кросс таблицу на таблицу и сгруппируйте строки:
Отбор добавьте по ПУСТОЙ номенклатурной группе, статье затрат, разделам учета.

На выходе Вы увидите сумму затрат ОПР, распределенных в периоде и суммы, которые распределились на каждую НГ. Внутри НГ будет видно, где пошло на затраты, а где на выпуск.

Если Вам нужно посмотреть с какого подразделения на какие распределилось, то добавьте Подразделение и Корр подразделение в группировки.

5. Документ Установка базы распределения затрат


Этот документ замечателен тем, что он документ. Извините за тавтологию :). Дело в том, что документ можно заполнять внешней обработкой не изменяя конфигурацию.

Вариант 1. Перенос затрат с Номенклатурной группы на другую Номенклатурную группу

Вот в этом случае регистр заполняет 1С. Этот случай подходит, когда правила распределения затрат в компании достаточно стандартны и нечасто меняются.

Но, как она догадывается, какие правила применить?

Для этого используется справочник Настройки закрытия месяца:


в нем на закладке Распределение затрат устанавливаются способы распределения затрат:


Какие здесь предусмотрены удобства:

Во- первых , можно настроить распределение сразу для всех статей определенного характера


Во -вторых , можно использовать предопределенные способы распределения. Они настроены без особой аналитики. Зато все правила распределения можно настроить за несколько минут.


В-третьи х, нет необходимости создавать настройку закрытия месяца каждый месяц. Вы настраиваете один раз и пользуетесь ей до тех пор, пока не возникнет потребность в изменениях.

ВАЖНО! В документе Расчет себестоимости нужно обязательно указывать Настройку закрытия месяца.

Делов том, что документ читает записи на закладке Распределение затрат в Настройке закрытия месяца и заполняет регистр Способы распределения статей затрат. А потом эти записи использует в расчете.

Если говорить строго, для распределения затрат критичен только первый месяц. В последующие месяцы, если вы забыли указать Настройку закрытия месяца в документе Расчет себестоимости, система для распределения возьмет способы первого месяца. Но все-таки так делать не следует. Настройка влияет и на некоторые другие действия документа. Например, корректировка стоимости списания материалов без настройки может отработать некорректно.

Если смотреть с позиций достоверности и значимости данных в учете этот вариант настройки более адекватен. В России принято все контролировать детально и встречаются довольно вычурные схемы распределения затрат на себестоимость. Трудозатраты на их ведение велики, а вот выхлоп минимален. В большинстве случаев затрату, которую сразу нельзя отнести на определенную продукцию, нельзя и потом достаточно обоснованно распределить каким-то особо сложным расчетом.

Чаще всего, стандартных схем вполне достаточно для получения управленческой информации и принятия решений.

3. Изменять способы распределения затрат.

Тем не менее бывает, что сложная база имеет экономический смысл. В компании проводится факторный анализ (то есть какой именно фактор повлиял на изменение себестоимости) распределение анализируется, последствия взвешиваются.

Тогда имеет смысл ставить флажок Изменять способы распределения затрат в Настройках параметров учета.

В этом случае вы настраиваете самостоятельно справочник Способы распределения затрат и заполняете для каждой распределяемой статьи затрат регистры:

  • Способы распределения статей затрат
  • Способы распределения статей затрат организаций

Более подробно о настройках и тонкостях расчета базы распределения затрат рассказано здесь в видео-уроке. В этой статье я не буду повторяться.

Перейдите по указанной ссылке и получите доступ к уроку на вашу почту. Вы разберетесь в настройках, как они влияют на расчет базы распределения и как можно вручную вмешаться в процесс расчета базы.

Настройка распределения затрат при расчете себестоимости. Назначение методов распределения для статей затрат


К ак определяются сами методы распределения?

Во-первых, одна и та же статья затрат в разных видах учета может распределяться по разным правилам.

Во-вторых, однотипные затраты, но отраженные в разных подразделениях - также будут распределяться по-разному.

Поэтому методы распределения указываются для статей затраты в отдельных регистрах сведений:

Рисунок 1 - Способы распределения статей затрат по управленческому учету

Настройка для управленческого учета

В нем для интересующей статьи затрат, которая теперь должна будет распределяться, мы вносим новую запись:

  • Данный характер применяется только для косвенных статей затрат
  • Распределение производится с учетом подразделений - в каком подразделении затрата отражена - на выпуски/НЗП этого подразделения она и будет распределена
  • Это поведение, классическое для общепроизводственных затрат

  • Данный характер применяется только для косвенных статей затрат
  • Распределение производится без учета подразделений - в каком бы подразделении ни была отражена затрата, распределяться она будет на выпуски/НЗП всех подразделений
  • Это поведение, классическое для общепроизводственных затрат

Настройка для регламентированного учета

Способы распределения

Рисунок 2 - Справочник способов распределения затрат

Базой для распределения будет объем продаж, то есть затрата распределится только на ту продукцию, которая была продана в текущем месяце.

Здесь базой распределения будут выступать фактические прямые затраты.

Рисунок 3 - Справочник способов распределения затрат

В этом случае пользователь может сам создать произвольную базу распределения.

Рисунок 4 -Документ ручного ввода базы распределения

В табличной части документа устанавливаются аналитические разрезы, между которыми будет происходить распределение.

Дополнительные параметры

Есть ряд дополнительных параметров, определяющих работу способа распределения:

Отборы и фильтры

Читайте также: