Чем пользуются в сша вместо 1с

Обновлено: 05.07.2024

Во-первых, я бы хотел извиниться перед теми людьми, которые слушали мой доклад на конференции. Несмотря на достаточно длительную подготовку, выступление оказалось хуже, чем я рассчитывал. Возможно сыграло злую шутку определенное волнение, так как это было мое первое выступление на "большой" сцене.

Во-вторых, почему я решил оформить доклад в статью? За время подготовки у меня накопились кое-какие материалы и идеи, которыми я бы хотел поделиться, но из-за ограниченности времени и формата конференции не имел возможности этого сделать.

В-третьих, статья представляет собой текстовую версию доклада с конференции с небольшими дополнениями, если вы смотрели/слушали доклад - статью можете смело пропускать, либо читать по-диагонали.

Вступление

Почему возникла идея - выступить с докладом? Я около 15 лет работаю в ИТ и из них почти 12 лет я посвятил 1С, прошел путь от эникейщика до руководителя отдела внедрения. Последние 4 года я живу и работаю за границей: 1 год на Кипре в качестве ИТ-руководителя проектов и три последних года в Германии в качестве Principal IT Risk Manager (до этого тоже был руководителем проектов). Собственно, я захотел поделиться своим опытом и опытом моих коллег и мыслями с другими.

Почему люди вообще задумываются об эмиграции? Открыты границы, все ездят в отпуска и им нравятся красивые улицы, новые люди, новые впечатления. Вполне логично приходит мысль - почему бы не попробовать пожить в другой стране? Интересно? Интересно. Круто же? Круто. Дальше люди для себя пытаются ответить на два вопроса:

Но какого-то простого ответа на эти вопросы обычно не находится, особенно для специалистов 1С. Почему? На это есть несколько причин:

Причина 1.

Если взглянуть со стороны на ситуацию, когда "какой-то человек нашёл работу в какой-то должности в какой-то организации на конкретных условиях", неважно где, в России или за границей, то вообще-то это частное решение систем нескольких нелинейных уравнений:

  • НайтиСотрудника(навыки, личные качества, опыт, . ) = 1
  • НайтиДолжность(навыки, личные качества, опыт, . ) = 1
  • СотрудникУстраивает(сотрудник, должность, организация, условия, . ) = 1
  • ДолжностьУстраивает(сотрудник, должность, организация, условия, . ) = 1

В общем случае эта система решается в несколько этапов. Путем решения сначала первых двух уравнений (сотрудник и работа должны друг-друга как-то найти), потом решаются следующие два (должны друг-другу понравиться). Понятно, что я сильно упростил эти уравнения, на самом деле параметров там десятки, но главное - принцип. Кстати, ничего не напоминает? Tinder примерно по такому же принципу работает.

Давайте упростим ситуацию и дальше будем решать уравнения только со стороны сотрудника, так как тема статьи все-таки "Как 1С специалисту работу найти", а не "организации - специалиста" :) Теперь давайте предположим, что наш специалист решил переехать внутри страны. Нам придется добавить новый параметр "город" в систему уравнений. Система сразу же усложняется, так как приходится уже решать новые уравнения, такие как выбор города и проверку на то, что город устраивает. Причем уже даже здесь нет однозначного ответа, как лучше эту систему уравнений решать. Может, сначала должность искать внутри страны по всем городам и смотреть в каком городе ее предлагают или зафиксировать город, а потом уже должность в нем искать. Да и еще часть параметров являются сугубо субъективными, и какой-то объективной оценке не подлежат. Например, город может не устраивать на каком-то "подсознательном" уровне.

  • НайтиГород(стоимость жизни, рынок труда, сложность переезда, климат . ) = 1
  • ГородУстраивает(стоимость жизни, рынок труда, сложность переезда, климат . ) = 1
  • НайтиДолжность(навыки, личные качества, опыт, город, . ) = 1
  • ДолжностьУстраивает(сотрудник, должность, организация, условия, город . ) = 1

Ну и всё становится совсем печально, когда мы добавляем страну в систему, и все становится многократно сложнее:

  • НайтиСтрануДляРаботы(стоимость жизни, рынок труда, сложность переезда, разрешение на работу, язык . ) = 1
  • МожноЛиРаботатьОфициально(я, страна, . )
  • СтранаУстраивает(стоимость жизни, рынок труда, сложность переезда,) = 1
  • ВыбратьГород(стоимость жизни, рынок труда, сложность переезда, . ) = 1
  • ГородУстраивает(стоимость жизни, рынок труда, сложность переезда, . ) = 1
  • НайтиДолжность(навыки, личные качества, опыт, страна, город . ) = 1
  • ДолжностьУстраивает(сотрудник, должность, организация, условия, страна, . ) = 1

Это явно не все уравнения и далеко не все параметры, которые должны быть, но уже становится понятно, что просто так эту систему не решить. Даже не совсем понятно, с какой стороны к этой системе подступиться. Ну и немаловажный момент - если уравнения-то еще можно хоть как-то обобщить, то решение гарантированно будет у каждого свое. То есть, если я приведу свое частное решение системы уравнений (личный опыт), то оно с вероятностью 146% подойдет одному человеку - мне и почти с такой же вероятностью НЕ подойдет всем остальным :) Именно поэтому я и в статье, и на выступлении постарался максимально абстрагироваться от каких-то "готовых решений".

Причина 2.

К сожалению, "специалист 1С" - не самая востребованная специализация за границей :) Давайте представим, как будет выглядеть профиль 1С специалиста уровня архитектор / технический руководитель проектов с опытом 5-8 лет. У него есть soft-skills, навыки разработки 1С, знания конфигураций 1С и предметных областей, управления проектом, плюс, возможно, инженерные и организационные практики.


Как примерно будет выглядеть профиль "типового 1С специалиста" за рубежом? (второй цвет)


Во-первых, несмотря на все шаги со стороны link, одним из лидеров в сфере подбора программного обеспечения для бизнеса. Как видно, ERP там даже близко нет.). Под "обывателем" я понимаю рядового HR специалиста, который занимается первичным отбором резюме. Поэтому навыки "1С разработки" и "1С конфигураций" за пределами СНГ практически никому не интересны.

Во-вторых, базовые учетные предметные области, драйверы роста 1С в России, такие как РСБУ, ЗУП, налоговый учет локализованы.

В итоге получается, что надо найти общее решение системы достаточно сложных нелинейных уравнений при том, что не очень понятно даже как решить одно из них.

Варианты решения "Кем работать специалисту 1С за границей?"

Я объяснил выше, что универсального решения, подходящего всем, не существует. Я хочу предложить паттерны решения. Как эти паттерны появились? Они сформировались исходя из личного опыта и опыта моих бывших коллег, которые так же как и я работают за рубежом, т.е. каждый из паттернов отражает обобщенный опыт реальных use-cases. Когда вы устраиватесь на работу, вы продаете свои навыки и опыт за определенную цену, излишне говорить, что умение продать себя на рынке труда - это тоже навык.

Вариант 1. Работа у партнеров 1С за рубежом

Я лично сейчас где-то в районе 3 стадии, полностью адаптироваться до сих пор не получается. Например, до сих пор не могу привыкнуть, что магазины закрываются в 8 часов вечера и не работают в воскресенье.

Я уже говорил выше, что чем лучше вы будете представлять, что вас ждет, тем проще вам будет адаптироваться. Сейчас я очень коротко расскажу про самый минимум, что с моей точки зрения стоит учесть, перед тем как принимать решение об эмиграции в ту или иную страну.

Понятно, что это все вроде на поверхности лежит, но все-таки:

  1. Язык. Необходимо учитывать, что в большинстве случаев языком, на котором вам предстоит работать, будет английский, в связи с этим рано или поздно возникнет необходимость учить язык страны, если она не англоговорящая. Люди часто склонны сильно недооценивать сложность изучения второго языка, особенно если английский язык учился в школе. Для ориентира, чтобы выучить язык до порогового уровня B1, нужно примерно 400 часов (см. график ниже) или более года учебы в режиме по часу КАЖДЫЙ день. И это только пороговый уровень. Еще интересный график объема словарного запаса на каждом уровне - как видно на графике, количество слов на каждом уровне удваивается, что, кстати, не очень коррелирует с вроде бы линейным ростом необходимого количества часов. И на уровне C1 нужно иметь около 5000 слов в активном словаре и примерно вдвое больше в пассивном. В идеале подготовиться к переезду и подучить язык страны хотя бы до уровня А2, так как без языка страны могут возникнуть определенные сложности при решении первичных организационных вопросов (поиск квартиры, регистрация и т.д.)


  1. Климат. Это, конечно, немного смешно, но стоит изучить климат в том месте, куда вы собираетесь поехать, причем не только по википедии, но и по погодным сайтам или лучше даже по показаниям очевидцев. Совсем идеально будет постараться приехать в планируемое место в "не сезон", чтобы на своей шкуре ощутить прелести климата. В качестве немного неочевидного примера: все знают, что на Кипре тепло или жарко, но насколько я могу судить, мало кто знает, что на Кипре зимой бывает очень холодно, температура ночью может опускаться до 3-4 градусов тепла, а днем быть в районе 10 градусов, что при отсутствии отопления и жизни в рассчитанных на жару домах может быть очень некомфортно.
  2. Налоги / чистый доход - вроде тоже все понятно, но при анализе планируемого чистого дохода (за вычетом недвижимости, налогов и обязательных расходов), велика вероятность недоучесть категорию "обязательных расходов", а иногда и "налогов". Ну например, в Германии желательно иметь страховку гражданской ответственности и адвокатскую страховку, что в месяц легко может добавить лишних 20-30 евро расходов. Ещё пример, в Германии существует налог на пользование телекоммуникационными сетями - независимо от того, пользуетесь вы ими реально или нет. Он составляет 52 евро в квартал. По поводу этого налога идут постоянные споры, но пока он есть, и платить его надо.
  3. Особенности страны - бесконечная тема и очень субъективная, сюда входят те самые культурные различия, но также законы и обычаи. В этом может помочь подробный анализ вашего распорядка дня, недели, месяца. Посмотрите, куда вы ходите, что делаете, что покупаете - в общем все то, что входит в ваше понятие "нормальной жизни" и постарайтесь определить, сможете ли вы на новом месте обеспечить такой же распорядок жизни, как финансово , так и организационно.
  4. Адаптация детей - если у вас есть дети, то тут все очень сильно зависит от возраста, чем младше - тем проще будет адаптация, чем старше - тем сложней. Идеальным возрастом считается период 6-8 лет, раньше - еще не полностью сформирован язык, позже - уже могут возникнуть трудности с адаптацией в новом коллективе / стране. Тоже будет хорошо подготовить детей к переезду, и им тоже подучить язык хотя бы до уровня А2.

Понятно, что этот список не претендует на полноту, за рамками еще осталось много всего, например медицина, образование, возможность и стоимость аренды недвижимости, налоги, визовые ограничения и так далее, необходимо собрать как можно больше информации по этим сферам.

Главная мысль - чем реальней будут ваши ожидания и чем четче вы будете представлять ваш образ жизни, тем проще вам будет адаптироваться.

Как искать информацию?

В 2020 году приглашаем всех принять участие в 7 региональных митапах, а также юбилейной INFOSTART EVENT 2020 в Москве.

Читайте также: