Что компьютер выведет на экран монитора после выполнения программы на языке паскаль

Обновлено: 07.07.2024

  • повторить синтаксис написания оператора присваивания
  • изучить синтаксис написания оператора вывода
  • научить применять операторы для решения простейших вычислительных задач
  • сформировать умение записи оператора вывода
  • научить составлять программу, используя операторы вывода и присваивания
  • совершенствовать умение работать за компьютером
  • воспитать интерес к программированию
  • повысить мотивацию к изучению предмета информатики
  • воспитать творческие и исследовательские качества учащихся

Тип урока: объяснение нового материала

Технологии: технологии проблемного обучения

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Проверка домашнего задания (10 мин).
  3. Объяснение нового материала (27 мин).
  4. Закрепление изученного материала (5 мин).
  5. Домашняя работа (1 мин).
  6. Подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Проверка д/з проходит в виде фронтального опроса, один ученик на доске демонстрирует выполнение домашнего задания, а два ученика получают индивидуальные задания.

Учитель: В конце прошлого урока вы получили задачу составить блок – схему для решения задачи. Сейчас мы проверим, как вы составили блок – схему.

Один ученик выходит к доске и составляет блок – схему, для решения домашней задачи.

Найти значение переменной х, если известно

Ответ см. <Рисунок 1>


Два ученика получают индивидуальные задания.

Пройти тест по теме “Структура программы. Оператор присваивания”

Ученик садится за компьютер открывает тест (Рабочий стол\информатика\VIO-TEST1\Viotest) выбирает тему Оператор присваивания и выполняет задание.

  • Присвоить переменной А значение 5.
  • Присвоить переменной В значение 2.
  • Присвоить переменной С разность значений переменных В и А.
  • Присвоить переменной D произведение значений переменных С и В.
  • Найди значение переменной D

2. Рассчитать, чему будет равно значение Y после выполнения нижеследующей программы:

С:= 20;
D:= C – 5;
Y:= (C – D)*2 – 3;

1. A:=5; B:=2; C:= B – A; D:=C*B; D = – 6
2. Y = 7

Работа учителя с классом

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль с оператором присваивания. Давайте вспомним структуру программы и синтаксис оператора присваивания.

Вопрос: Что такое алгоритм?

Ответ: Алгоритм – это последовательность действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вопрос: Приведите примеры алгоритмов.

Ответ: Алгоритм решения квадратного уравнения, алгоритм разбора слова по составу, алгоритм оказания первой медицинской помощь при переломе и т.д.

Вопрос: Какие есть способы записи алгоритмов?

Ответ: Словесный, графический в виде блок схемы, программа.

Вопрос: Перечислите основные блоки программы, написанной на языке Паскаль.

Ответ: Заголовок, раздел описания переменных, раздел операторов.

Вопрос: Зачем необходим раздел описания переменных?

Ответ: Здесь пользователь должен описать все переменные, которые будут использоваться в программе и присвоить им тип.

Вопрос: Что указывается в разделе операторов?

Ответ: Здесь перечисляются все операторы, которые позволяют решить задачу по заданному алгоритму.

Вопрос: С каким оператором познакомились на прошлом уроке? Какой синтаксис имеет этот оператор?

Ответ: С оператором присваивания. Имя:=выражение;

Вопрос <см. Приложение 1>

В каких из следующих операторах присваивания нет ошибки?

Вопрос: Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

Вопрос: Какие значения приобретут переменные а, b и с после выполнения следующих операторов, если начальные значения равны: а=1, b=2, с=39?

Как изменится результат, если в приведенном фрагменте программы последний оператор и первый поменять местами?

Объяснение нового материала

На этом уроке мы рассмотрим процедуру вывода информации в программах, написанных на языке Паскаль.

На прошлом уроке мы выяснили, что элементу блок схемы “Действие” соответствует специальный оператор присваивания: переменная:=выражение;

Вопрос: Как вы думаете, какие блоки блок – схемы имеют специальные операторы на языке Паскаль?

Ответ: Блок ввода – вывода.

Учитель: Верно. После того как мы вычислим значение арифметического выражения или присвоим переменной какое – то число, необходимо узнать результат, а значит нужно средство, которое позволило бы программе сообщить нам результат своей работы на одно из устройств вывода – монитор или принтер.

Вопрос: Давайте сформулируем тему нашего урока.

Ученики самостоятельно определяют тему урока

Ответ: Оператор вывода информации.

Учитель (постановка цели урока перед учениками): Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с оператором вывода, начнем составлять программы, используя операторы присваивания и вывода.

Открывает тетради, и записываем тему урока “Оператор вывода”

Вывод символов в текущее положение курсора осуществляется процедурой Write. После вывода символа курсор перемещается на одну позицию вправо.

Синтаксис оператора Write

Write (список переменных);

где в списке может стоять один идентификатор переменной или более, арифметическое выражение, любая строка символов, заключенная в кавычки, которые должны быть выведены.

Итак, для вывода на экран дисплея числовых результатов или строк символов служит процедура, начинающаяся ключевым словом Write.

  • Очередной символ выводится в текущее положение курсора;
  • После вывода символа курсор перемещается на одну позицию вправо;
  • Новая процедура Write начинает вывод в текущее положение курсора.

Учитель: Теперь мы знаем, операторы присваивания и вывода информации, а значит, сможем написать программу для решения следующей задачи.

Найти значения переменных у и z, если известно, что у = х + 2, z = 2 – у, х = 10.

Давайте разработаем словесный алгоритм решения поставленной задачи.

Ответ: Мы знаем, что х = 10, следовательно, может рассчитать у, а затем z. После выполнения расчетов надо вывести полученные результаты.

Учитель: По алгоритмы можно написать программу, но давайте вспомним структура программы на языке Паскаль.

Ответ: Программа начинается со слова Program дальше указывается имя программы и точка с запятой. Затем следует раздел описания переменных и точка с запятой. И последний блок раздел операторов. Он начинается ключевым словом Begin, каждая команда заканчивается точкой с запятой. Оканчивается данный раздел ключевым словом End. с точкой.

Учитель: Какие операторы мы напишем в разделе операторов?

Ответ: Оператор присваивания для присваивания данного значения х и оператор присваивания для расчета у, z. Оператор вывода для вывода у, z.

Учитель: Теперь рассаживайтесь за свои рабочие места, открывайте папку Паскаль, запускайте язык программирования. Вам сейчас надо написать программу для решения поставленной задачи.

Учитель создал проблему, ученики ее решают. Ученики самостоятельно пишут программу. Учитель контролирует работу, напоминает технику безопасности при работе за ПК.

После выполнения задачи учитель демонстрирует программу, ученики выполняют самопроверку.

Демонстрация программы <Рисунок 2>


Вопрос: Объясните полученный результат?

Ответ: Сначала выводится значение переменной у, курсор перемещается на одну позицию вправо и выводится значение переменной z.

Вопрос: Если пользователь не видит саму программу, а только ее результат сможет ли он объяснить результат работы этой программы?

Вопрос: Как вы думаете, как вывести результат в более понятном виде.

Ответ: Если в списке переменных можно использовать символьные переменные, то можно указать значение какой переменной выводит программа.

Вопрос: Верно. Давайте изменим программу и посмотрим, как выводится результат при таком операторе вывода.

Демонстрация программы <Рисунок 3>


Вопрос: Как еще можно вывести результат, чтобы он был более наглядным?

Ответ: Можно использовать ни один, а два оператора вывода отдельно для переменных у и z.

Учитель: Давайте доработаем программу, и выясним, как работает измененная программа.

Демонстрация программы <Рисунок 4>


Вопрос: Мы добавили еще один оператор вывода, но результат вывелся в том, же виде. Почему?

Ответ: Потому что после вывода информации курсор перемещается на одну позицию вправо и новый оператор Write начинает вывод в текущее положение курсора.

Учитель: Верно. Основным неудобством процедуры Write является то, что курсор остается в той строке экрана, где находится последний символ выведенной информации.

Для перемещения курсора после вывода информации в начало следующей строки используется процедура Writeln.

Учитель: Запишите синтаксис оператора Writeln.

Дети в тетради пишут синтаксис оператора, затем один из учеников его записывает на доске.

Ответ: Writeln (список переменных);

Вопрос: Приведите примеры оператора Writeln.

Writeln (a);
Writeln (c, d);
Writeln ('х=',х);
Writeln ('урок');

Учитель: Измените программу, заменив оператор Write на оператор Writeln

Демонстрация программы <Рисунок 5>


Учитель: А теперь давайте немного отдохнем. Гимнастика для глаз.

Вопрос: Что теперь вы можете сказать о выводимой информации.

Ответ: В ответе понятно, какое значение приобретает каждая переменная, ответы на разных строчках, но не удобная запись чисел очень длинная.

Учитель: Операторы Write и Writeln позволяю округлять числа до заданного числа знаков после запятой. Для вывода форматированных вещественных чисел используются два числа, помещаемых через двоеточие после имени переменной в процедуре вывода:

где а – имя выводимой переменной, m – число позиций отводимых под значение переменной а, n – число позиций отводимых под дробную часть.

Учитель: Измените свою программу и посмотрите на результат.

Демонстрация программы <Рисунок 6>


Учитель: Теперь я проверю, как вы разобрались с сегодняшней темой урока. На листочках напишем небольшую самостоятельную работу.

  1. Вывести на экран значение переменной S;
  2. Вывести на экран текст “Площадь круга = ” и значение переменной S;
  3. Вывести на экран значение переменной R и с новой строки значение переменной S.

Даны операторы вывода, запишите, что появится на экране ПК после их выполнения.

1. Writeln('Мне16лет');

2. a:=11;
Writeln('Я учусь в ', а,' классе');

3. х:=3;у:=6;
Writeln(х+у,' рублей');

4. а:=12; b:=7;
Writeln(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);

5. х:=4;
Writeln('Ответ: ', х,' м/сек.');

Учитель: Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Поменяйтесь листочками и проверьте работу одноклассника.

Учитель: Запишите домашнее задание. Составьте блок схему и напишите программу для решения следующей задачи: найти объем V и площадь полной поверхности S прямого кругового цилиндра, если радиус R = 12,46 и высота Н = 39,71, используя формулы: V = ?R 2 H; S=2?R(R+H).

Подведение итогов урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомились с оператором вывода информации и научились писать простейшие программы для решения математических задач.

Вопрос: Назовите операторы вывода?

Ответ: Write, Writeln

Вопрос: Чем отличается оператор Write от оператора Writeln?

Ответ: После выполнения оператора Writeln курсор переводится на новую строку, а после выполнения оператора Write курсор остается на этой же строке.

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке. Урок окончен! Спасибо!

Что будет выведено на экран, после выполнения данной программы:

__________________
Помощь в написании контрольных, курсовых и дипломных работ здесь

Определить, что будет выведено после выполнения данной программы
какой тут ответ будет? begin k:=0; for i:=1 to N do for j:=N-i+1 to N do begin .

Что будет выведено на экран после выполнения процедуры Massiv?
В программе описан одномерный массив следующим образом: A:array of integer; Что будет выведено.

Что будет выведено на экран после выполнения процедуры Massiv для заданного двумерного массива?
Что будет выведено на экран после выполнения процедуры Massiv для заданного двумерного массива? .

Что будет выведено на экран после выполнения процедуры Massiv, если в исходном массиве записаны следующие числа
В программе описан одномерный массив следующим образом: A:array of integer; Что будет выведено.

Анютка98, наберите эти программы, откомпилируйте и увидите результат выполнения этих программ. ZX Spectrum-128, это задания на прокрутку программ и умение определять результат. А девица настолько ленива и тупа, что не только не прошла вручную эти лёгкие проги, но и не додумалась их в Паскаль запхнуть и запустить. кот Бегемот, она сама ничего и не собиралась делать. Только правильные ответы скопировать с форума. а у меня программа не запускается пробывала, и зачем такой негатив выплескивать, не хотите помочь не надо((,, я просто спрашиваю, кто сможет поможет вот и все .. Анютка98, они и не должны. В них ошибки. Но! Если бы вы их попробовали скомпилировать, то компилятор честно бы их указал. Можно было и сообразить, что во всех прогах объявлены одни переменные, а используются другие.

Что будет выведено на экран после исполнения данного фрагмента Паскаль-программы?
Что будет выведено на экран после исполнения данного фрагмента Паскаль-программы?

Что будет выведено после окончания работы программы?
О: пределите, что будет выведено после окончания работы программы: Program a1; var a, b, x, y.

Что будет выведено на экран в результате работы этой программы?
Что будет выведено на экран в результате работы программы?Объясните эту задачу. Program Main;.

Что будет выведено на экран после выполнения программы?
Есть отрывок программы. Дописать её и что будет выведено на экран после её выполнения: s:=&quot;мама&quot;;.

Что будет выведено на экран после выполнения данного фрагмента программы?
Что будет выведено на экран после выполнения данного фрагмента программы?&lt;br&gt; for I:=1 to 4 do.

Вывод на экран в паскале

Для выполнения различных задач в паскале нам понадобится выводить определенную информацию на экран.

Информация , которую мы будем выводить может быть абсолютно разной. Она может быть текстом , переменной и даже выражением вроде ( a + b ).

В языке программирования паскаль предусмотрен тот случай , когда нам нужно вывести на экран какую либо информацию , например результат работы программы или значение какой-либо переменной. Вывод в паскале можно осуществить за счет двух операторов вывода : write и writeln , прочитать о которых вы можете ниже.

Writeln

Первый оператор вывода - это writeln ( write - писать , ln - сокр. линия ). Благодаря нему и осуществляется вывод информации на экран. Давайте разберем это на примере :

Допустим , мы хотим вывести приветствие на экран в формате "Привет друг !" Код такой программы выглядит так :

program mypascal;
begin

Вывод чисел в кавычках и без них

Для вывода чисел на экран можно пользоваться кавычками , а можно и не пользоваться.

В обоих случаях на экран будет выведено число 17 , поэтому можно утверждать , что вывод чисел на экран не зависит от кавычек.

А теперь о том , почему нельзя выводить тест на экран без кавычек. Почему нельзя выводить текст на экран в паскале без кавычек ? Это сделано специально для того , чтобы программа могла различать текст от переменной.

Если вы имеете познания в языке паскаль , то наверняка понимаете что такое переменные , если нет , то вам сюда.

Если в операторе вывода writeln() в круглых скобках будет стоять слово hello без кавычек , то программа выведет на экран значение переменной hello ( если она существует ).

program mypascal;
var
name:string;
begin

name:= 'Марина';
writeln('Привет ',name,' !');

Как видно , для того , чтобы выводить переменную и текст в одном операторе , нужно ставить ",". Проще говоря , мы выводим текст "Привет" и к нему прикрепляем значение переменной Name ,а после ( также через запятую ) выводим знак восклицания в кавычках , ведь он тоже является текстом.

Пример вывода имени и фамилии :

program mypascal;
var
name,lname:string;
begin

name:= 'Марина';
lname:= 'Петрова';
writeln('Привет ',lname,name);

program mypascal;
var
name,lname:string;
begin

name:= 'Марина';
lname:= 'Петрова';
writeln('Привет ',lname,' ',name);

Write

Второй оператор вывода - write ( писать ). Он практически ничем не отличается от оператора вывода writeln , вернее ничем не отличается ( он также осуществляет вывод на экран ). Однако одно отличие все же есть , но совсем небольшое. Возможно вы уже поняли его ( исходя из название ).

Вывод на экран через writeln

Информация , которую оператор writeln() выводит на экран занимает всю строку.А значит после того , как оператор выведет последний элемент , программа переведется на следующую строку.

Два этих оператора выведут оба слова на разных строках:

Пример вывода


В отличии от write , который после завершения работы не переходит на следующую строку.

В данном случае результат будет такой :

И если после writeln('Как дела ?') мы бы выводили ещё какой-либо текст , то он появился бы на следующей строке.

Как очистить экран в паскале :

Некоторые программы могут быть настолько сложными , что выводимой информации будет очень много. Поэтому некоторый ненужный текст можно стереть. Для этого в паскале предусмотрен оператор clrscr.

Чтобы очистить экран в паскале используйте такой оператор clrscr; Однако злоупотреблять им не стоит. Так же следует помнить , что оператор clrscr работает только в модуле crt , который подключается так :

Для начала написания непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются команды, в каком порядке.

На первом занятии вы узнаете:

  1. Какова структура программы на языке Паскаль.
  2. Как написать простейшую программу.

Для создания программ можно использовать среду программирования Pascal ABC.

Структура программы

Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, имеющего следующий вид:

program <имя программы>;

За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец).

В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.

Общий вид программы:

В разделе описаний не обязательно должны быть все разделы.

Как написать простейшую программу

Рассмотрим простейшую задачу с линейным алгоритмом.

Для записи программы с линейным алгоритмом нам нужно описать входные и выходные данные, нужны процедуры для вводы и вывода данных и оператор присваивания.

Задача. Ввести с клавиатуры два числа. Вывести на экран их произведение.

Программа на Паскаль

Пояснения к программе

Имя этой программы example_1.

В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных.

В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer).

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin.

В данном случае во время выполнения программы необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу.

Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.

Завершает раздел операторов end с точкой.

Выполнение программы

Введите два целых числа через пробел

Коротко о главном

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

Если программа содержит несколько операторов, то они разделяются знаком точки с запятой.

Начало и конец раздела операторов обозначаются ключевыми словами begin и end. После слова end в конце текста программы всегда ставиться точка. Она означает, что программа закончена.

Компиляция выполняется клавишей F9. Для выполнения программы надо нажать Ctrl+9.

Читайте также: