Crossfade fl studio что это

Обновлено: 07.07.2024

Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…

В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.

Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.

Введение

Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.

Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.

Интерфейс FL Studio

Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.

Интерфейс

Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).

Step Sequencer

Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.

Step Sequencer

Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).

На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.

Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.

Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.

Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.

Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.

Playlist

Playlist

Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.

Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.

Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).

Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.

Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

  • Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
  • Line – привязка к линиям сетки;
  • Cell – привязка к ячейкам сетки;
  • (none) – отключить привязку;
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
  • Step – привязка к целому шагу сетки
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
  • Beat – привязка к целому биту.
  • Bar – привязка к такту.

Piano Roll

Piano Roll

Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.

Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.

Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.

Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.

Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.

Mixer

  • Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
  • Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
  • Send – редуцированные каналы (4 шт).

Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.

Browser

  • Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
  • Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
  • Mixer Presets – настройки треков микшера.
  • Packs – банки семплов.
  • Projects – проекты.

Channel Settings

Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.

Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.

Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.


В первом паттерне сделаем ударную партию:

Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.


Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:


В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:


Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:



Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.

Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.

Продолжаем рассмотрение встроенного виртуального сэмплера программы FL Studio. Первую часть описания плагина вы можете прочитать здесь >>> Что такое сэмплер? Сэмплер в FL Studio. Часть 1 .

Область Precomputed effects – инструменты для обработки сэмпла

сэмплер

Remove DC offset (Center vertically) – удаление смещения относительно оси нулевого уровня;

сэмплер

Опция Remove DC offset отключена

сэмплер

Опция Remove DC offset включена

Normalize (Normalize to 100 %) – норамизация уровня сигнала;

сэмплер

Опция Normalize отключена

сэмплер

Опция Normalize включена

Reverse (Flip horizontally) – реверс, воспроизведение сэмпла в обратном порядке;

сэмплер

Reverse polarity (Flip vertically) – инвертирование сигнала, переворот относительно горизонтальной оси;

сэмплер

Fade stereo (Fade from left channel to right channel) – плавное перетекание звучания сэмпла из левого канала в правый;

Swap stereo (Swap left & right channel) – меняет местами левый и правый каналы, при использовании опции Fade stereo;

IN (Quick fade in) – плавное увеличение уровня сигнала, изменение атаки;

сэмплер

сэмплер

OUT (Quick fade out) – плавное уменьшение уровня сигнала, изменение релиза;

сэмплер

POGO (Pogo effect) – сжатие сэмпла. Если повернуть регулятор влево, то начальная часть сигнала будет сжиматься, а остальная часть практически не изменится. Если повернуть регулятор вправо, то сэмпл будет сжиматься полностью.

сэмплер

сэмплер

CRF (Crossfade loop) – расстановка точек зацикливание. Используется для устранения щелчков на границах лупов. Создается более плавный переход.

сэмплер

TRIM (Silence trimming threshold) – регулятор устанавливает уровень обрезания шума в сэмпле.

Область Legacy effects – дополнительные инструменты сэмплера

сэмплер

Эту область можно сделать видимой если активировать опцию Show legacy precomputed effects в настройках программы ( OPTIONS / General settings ).

AMP (Preamp) – усиление сэмпла;

FX1 (First effect) – регулировка уровня сэмпла;

Sine amp modulation (mix) – глубина модуляции сэмпла синусоидальной волной;

Sine amp modulation (speed) – частота синусоидальной волны, которая используется для модуляции сэмпла;

CUT (Filter cutoff) – частота среза низкочастотного фильтра;

RES (Filter resonance) – резонанс низкочастотного фильтра;

REVERB (Reverb amount) – глубина реверберации;

A и B – режимы реверберации;

S.DEL (Stereo delay) – задержка стерео каналов относительно друг друга.

Область Waveform – отображение сэмпла

сэмплер

В этой области сэмплера отображается волновая форма сэмпла. В нижнем правом углу есть два значка, которые показывают битность сэмпла и конфигурацию каналов (моно, стерео).

Если нажать в этой области левую кнопку мыши, то можно прослушать звук сэмпла, если нажать правую кнопку мыши откроется контекстное меню.

Reload – перезагрузка сэмпла (обновление). Эта опция используется в том случае если сэмпл редактировался внешней программой или файл сэмпла был перезаписан.

Save as… – сохранение сэмпла на жесткий диск;

Edit – редактирование сэмпла вEdison;

Detect tempo – определение темпа;

Get properties – открыть свойства сэмпла;

Spectrum view – показывать спектральную характеристику сэмпла;

Multichannel waveform view – отображение формы волны правого и левого каналов.

Если захватить сэмпл левой клавишей мыши, то его можно перетащить в любое необходимое место программы FL Studio.

Вот и все о настройке плагина Sampler.

Сэмплер очень полезный инструмент, особенно для создание бита.

Сэмплер – это инструмент, используемый для воспроизведения сэмплов.

Сэмпл – это короткий оцифрованный звук. Это может быть хлопок, хэт, бочка, другие синтетические и живые звуки.

Отличие сэмплера от синтезатора заключается в следующем.

Синтезатор генерирует аудио сигнал с помощью специальных алгоритмов, а сэмплер использует готовые записанные заранее оцифрованные звуки. Обычно они имеют формат WAV. Синтезатор имеет более гибкие настройки для изменения генерируемого звука. Но, в тоже время, с помощью сэмплера можно использовать записи живых инструментов.

Я рекомендую использовать оба эти инструмента для создания музыкальных композиций.

Сэмплер в FL Studio. Часть 1

Давайте рассмотрим встроенный сэмплер программы FL Studio. Это даст вам возможность понять, как использовать этот инструмент?

сэмплер

Область Wave – обработка сигнала

сэмплер

Keep on disk (Stream sample from hard disk when possible) – воспроизведение сэмпла с жесткого диска. Если опция отключена сэмпл будет предварительно загружен в оперативную память.

Resample (Upsample to mixing frequency) – ресэмплирование. Улучшает качество сигнала, если он записан с частотой дискретизации и квантованием ниже 44100 Гц и 16 бит. При включенной опции дополнительно нагружает оперативную память и процессор. Не рекомендуется использовать для лупов, так как это может вызвать появление ненужных артефактов.

Load regions (Load sample regions and REX / ZGR beat markers) – использование информации о разбивке сэмпла. Если присутствует информация о разбивке в формате REX или ZGR, то её можно использовать для более точной обработки, при растягивании сэмпла.

Load ACID markers (Load ACID and Apple Loops beat markers) – использование информации о разбивке в формате ACID, если такая присутствует.

Область Loop – зацикливание

сэмплер
сэмплер

Use loop points (Use sample loop points) – использование точек зацикливания.

Красные полосы – это точки зацикливания. Если опция Use loop points включена, то после воспроизведения сэмпла, он будет продолжать проигрываться в цикле от левой точки к правой

Ping pong loop (Loopforward / backward) – режим зеркального зацикливания. Если использовать эту опцию, то при зацикливании петля будет проигрываться сначала слева направо, а потом в обратном порядке.

сэмплер

Область Declicking – устранение щелчков

Из раскрывающегося списка можно выбрать метод устранение щелчков.

Щелчки могут возникнуть в результате неправильной нарезки сэмплов.

сэмплер

Out only (no bleeding) – не выполнять удаление;

Transient (no bleeding) – удаление щелчков на протяжении 10 мс;

Transient (bleeding) – удаление щелчков на протяжении 20 мс;

Generic (bleeding) – удаление щелчков на протяжении 20 мс с плавным появлением и затуханием;

Smooth (bleeding) – удаление щелчков на протяжении 100 мс с плавным появлением и затуханием;

Crossfade (bleeding) – удаление щелчков на протяжении 200 мс с плавным появлением и затуханием.

Область Time stretching – растяжение сэмплов

сэмплер

PITCH (Pitch shift) – изменение высоты тона сэмпла;

MUL (Time stretch) – растягивание сэмпла;

TIME (Time stretch) – растягивание времени сэмпла.

При нажатии правой кнопки мыши на этом регуляторе откроется дополнительное меню.

none – значение по умолчанию;

Autodetect – автоопределение темпа;

1 beat, 2 beats, 1 bar, 2 bars, 3 bars, 4 bars – точное определение ударов или тактов сэмпла.

В списке Stretching method (метод растяжения) можно выбрать следующие варианты:

Resample – изменение длины сэмпла и высоты тона;

Pro default – метод по умолчанию;

Pro transient – сохранение щелчков сигнала;

Transient – аналог Pro transient для маломощных компьютеров;

Tonal – более качественная обработка тональных сэмплов;

Monophonic – работа с монофоническими сигналами (используется для вокала);

Speech – метод для работы с разговорной речью.

Остальные параметры инструмента рассмотрим в следующей статье Сэмплер в FL Studio. Часть 2 .

Headliner Music School

Этот материал в разы ускорит и облегчит создание музыки, но только когда вы попробуете всё на практике.

Как преподаватель по созданию музыки, я ежедневно сталкиваюсь с тем, как вы неэффективно используете FL Studio.

Чтобы облегчить вам жизнь и в разы ускорить работу в FL Studio, я пишу для вас эту статью.

В статье используются сокращения: ПКМ, ЛКМ, СКМ — это правая, левая и средняя кнопки мыши соответственно.
Средняя кнопка мыши — колёсико. Его можно не только крутить, но и нажимать.

По-умолчанию в FL-ке отключены удобные, ускоряющие работу функции. Для того, чтобы их включить, в меню Options (горячая клавиша F10), на вкладке Global, активируй «лампочку» Click'n'Hold Special Gesture Functions:


Открой Playlist (F5) или Piano Roll (F7), нарисуй клип или ноту, щёлкнув ЛКМ. Представь, что её нужно разрезать пополам.

Раньше для этого нужно было найти глазами панель инструментов в верхнем левом углу, перевести туда курсор, выбрать инструмент нарезки Slicer, вернуть мышь обратно и разрезать. А потом - снова все те же операции, чтобы поменять Slicer обратно на Кисточку.

А теперь можно прямо на месте, рядом с нотой или клипом нажать ПКМ по пустому месту и удерживать её нажатой, пока кисточка не превратится в Slicer. А дальше, не отпуская ПКМ, провести по клипу или ноте в том месте, где нужно разрезать. Отпускаешь ПКМ - Slicer снова становится Кисточкой.

Это очень ускоряет процесс нарезки сэмплов / паттернов / нот.

Двойной щелчок ПКМ по пустому месту в плейлисте / пиано ролл активирует инструмент Mute. Он позволяет заглушать отдельные клипы / ноты, если вы не хотите их удалять насовсем.

При этом, как и в предыдущем пункте, не обязательно выбирать инструмент Mute в панели инструментов. Всё делается прямо на месте. Удобно.


Если у вас нет MIDI-клавиатуры или она не подключена, можно использовать обычную печатную клавиатуру для игры на синтезаторах / сэмплерах (Ctrl+T или кнопка 1 на рисунке).

Нажимаешь шестерёнку в левом верхнем углу плагина и ставишь галочку Keep focus в разделе настроек:


Обычно мы записываем первоначальную идею в одном паттерне.

Чтобы разбить партии инструментов по отдельным паттернам, есть одна хитрая команда: Split by channel из контекстного меню списка паттернов.

То есть можно не заниматься рутинным вырезанием и вставкой партий в отдельные паттерны. Просто нажимаем Split by channel и уже в плейлисте расставляем получившиеся паттерны, чтобы трек развивался:


Точно так же можно одной комбинацией клавиш распределить инструменты по каналам микшера: Ctrl+Shift+L . Рекомендую перед этим сразу назвать и раскрасить инструменты, потому что они будут назначены на каналы микшера в том же порядке, с теми же названиями и цветами:


Удерживая Ctrl, можно обвести несколько нот/паттернов, чтобы их выделить. Не нужно менять инструмент «кисточка» на инструмент «выделение», просто удерживайте Ctrl и обводите.

Точно так же, нет нужды включать инструмент «лупа». Прокручивая колёсико мыши с зажатой клавишей Ctrl, можно уменьшить/увеличить масштаб там, где стоит курсор. В плейлисте можно ещё и вертикальный масштаб менять, удерживая Alt при прокрутке.

Если удерживать нажатыми клавиши Ctrl+Shift, можно выборочно выделять ноты, паттерны или каналы микшера. Или снимать выделение выборочно:

Когда хочешь назвать семпл по-другому, раскрасить канал микшера, переименовать паттерн или добавить картинку к названию инструмента, проще всего - щёлкнуть СКМ по названию.

Это работает где угодно в FL Studio. Позволяет переименовать, задать цвет и картинку любому инструменту / семплу / паттерну / плагину / каналу и т. п.

Для популярных инструментов - есть заготовки названий в левом нижнем углу текстового поля переименования.

Если сразу назвать и расставить инструменты, то потом можно двумя командами из пунктов 5 и 6, распределить их по каналам микшера и паттернам с теми же названиями.


Представьте: вы играли на MIDI- или компьютерной клавиатуре и получалось круто. Жаль, только, не записывалось. А повторить уже вряд ли получится. Знакомая ситуация?

Тогда загляни в меню Tools. Там имеются весьма полезные функции.Функция Dump Score Log To Selected Pattern возвращает в текущий паттерн запись всех MIDI-событий, которые происходили на протяжении от 2 минут до получаса назад. Круто?!


Хотите разгрузить процессор? Заходите в Tools --> Macros --> Switch Smart Disable For All Plugins. Теперь плагины будут включаться только во время их использования.

Хватаешься за голову от хаоса в проекте? Руки опускаются при попытках всё это упорядочить? Давай удалим семплы, которые не участвуют в аранжировке.

Функция Tools --> Macros -->Select Unused Channels выделит всё, что отсутствует в плейлисте, но занимает место в стойке инструментов. Теперь можно удалить выделенные инструменты из стойки с помощью Alt+Delete.


Edison записывает звук с канала микшера. Можно записывать голос с микрофона или семплировать игру на синтезаторе.

Чтобы быстро добавить Edison, уже готовый к записи, открой микшер (F9), выдели канал микшера и нажми Shift+E. Теперь осталось лишь нажать Play в транспортной панели сверху (общей, а не в эдиссоне), а после записи — отключить красную кнопку Record в Edison.


Помните кнопку, которая превращает печатную клавиатуру в MIDI-клавиатуру? Нажмите по ней ПКМ и откроется меню выбора ладов/аккордов. Выберите, к примеру, блюзовый лад или арабский.

Нажимайте всё подряд, любые клавиши на компьютерной клавиатуре. Все ноты будут попадать именно в выбранный лад. Удивительно, но вы не сможете ошибиться! Это очень облегчает создание мелодий и живые выступления.

В режиме major chordmap или minor chordmap вы нажимаете одну клавишу, а играет - аккорд, даже если вы не учили сольфеджио и не умеете строить аккорды. Полезно, когда сочиняешь последовательность аккордов.

Найдите всего 4 клавиши, которые красиво следуют друг за другом, причём так, чтобы за последним снова хотелось услышать первый. И получите красивую гармонию.

Несколько раз повторите эту последовательность. А записать нотами сыгранную живьём последовательность поможет пункт 10 этой статьи!

Используйте функции Piano Roll для автоматического создания арпеджио, быстрой нарезки ритмических рисунков, выравнивания и т. д. Меню с этими функциями открывается кнопкой гаечным ключом.

К примеру, вы записали 4 аккорда. Теперь их можно быстро нарезать в произвольном ритме с помощью комбинации Alt+U или превратить с помощью Alt+A в арпеджио. После чего ноты окажутся сгруппированными, но это не беда — комбинация Alt+G поможет разгруппировать их.

Автоматическое выравнивание нот по сетке (квантизация) включается тоже из этого меню (Alt+Q). Кстати, горячие клавиши можно всегда подсмотреть в этом меню и старайтесь использовать именно их. Эта привычка ускоряет рабочий процесс.

Если требуется быстро дотянуть все ноты друг до друга, воспользуйтесь функцией Legato из этого же меню (Ctrl+L). Удерживайте Shift для того, чтобы быстро двигать границу между двумя (и более) нотами. Вместо 4 действий (выделить, сократить, выделить, переместить), вы делаете всего одно движение.

Чтобы изменить общую громкость нескольких нот, не меняя соотношения громкостей между нотами внутри этой группы, нажмите Alt+X.


Это далеко не полный перечень фишек и хитростей, применяемых в FL Studio для быстрого воплощения самых смелых музыкальных идей.

В следующей статье я раскрою ещё 15 секретных фишек и приёмов работы, которыми обычно делюсь только со своими учениками.

Кстати! Если хочешь действительно совершить прорыв в написании музыки, прокачать и вывести на новый уровень своё звучание, изучить саунддизайн, сведение, мастеринг и даже научиться монетизировать творчество и сделать работу со звуком своей профессией, я с радостью научу всему, что знаю и умею сам. Вне зависимости от жанра музыки, возраста и опыта.

Просто запишись на пробный индивидуальный урок со мной в студии (если вы из СПб) или по Skype / Zoom, если вы из другого города.

Подписывайся на этот блог, чтобы не пропустить следующую часть этой статьи

Читайте также: