Далее нашу музыкальную программу продолжат рок группы лексическая ошибка

Обновлено: 08.07.2024

Каждый вариант диагностической работы состоит из 22 заданий: из них одно задание с развёрнутым ответом, одно задание с выбором ответа и 20 заданий с кратким ответом. На выполнение всей работы отводится 60 минут.

МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 демоверсия с ответами:

(1) Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток. (2) Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих. (3) Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники… (4) Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в её глухих недрах. (5) Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времён в бездну времён, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания… (6) Россия грандиозна. (7) Неповторима. (8) Россия – полярна. (9) Россия – мессия новых времён…

Ответ: 145

2)Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин. Текст относится к <…> стилю речи.

Ответ: публицистический

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Укажите ответ, в котором приведено правильное значение слова. ЗЕМЛЯ, -и, ж. 1) (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля – планета людей. 2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. 3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.). 4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Земля с песком и глиной. 5) Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля. Русская земля. Чужие земли.

Ответ: 5

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Ответ: начался

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1) ВРАЖЕСКАЯ пехота была уничтожена благодаря грамотному командованию и решительным действиям солдат. 2) Правила ДЕЛОВОЙ переписки требуют краткости, информативности, ясности, а также проявления уважительного отношения к партнёру. 3) ДЛИТЕЛЬНАЯ поездка пошла не на пользу больному. 4) Премьера в молодёжном театре имела огромный ЗРИТЕЛЬСКИЙ успех. 5) Во время обучения в консерватории наш сокурсник неоднократно становился лауреатом и ДИПЛОМАТОМ музыкальных конкурсов.

Ответ: дипломантом

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Оркестр завершил своё выступление пьесой в весёлом мажоре, чтобы у публики осталось приподнятое настроение.

Ответ: весёлом

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: постричься

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 31524

  • 1) выровнять, берёзовый, загорать
  • 2) перила, постелить, озорной
  • 3) прикоснуться, приложить, заросли
  • 4) опираться, принимать, собирательство
  • 5) поклониться, вскочить, пловчиха

Ответ: 345

10)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.

  • 1) пр..добрый, пр..творить (дверь), пр..клонение (перед талантом)
  • 2) чере..чур, и..подтишка, бе..конечный
  • 3) пр..советский, непр..будный, нед..считаться
  • 4) вз..скать, сверх..нтересный, пред..юльский
  • 5) меж..языковой, с..езжая, под..ём

Ответ: 235

11)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.

  • 1) никел..вый, забол..вать
  • 2) доверч..вый, пристра..вать
  • 3) кресл..це, пальт..цо
  • 4) оранж..вый, дешёв..нький
  • 5) утр..чко, нян..чка

Ответ: 1245

12)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.

  • 1) засе..нный, пристрел..нное (ружьё)
  • 2) ка..щийся, (они) наде..тся (на лучшее)
  • 3) невид..мый (глазом), обвал..нный (в муке)
  • 4) обезголос..ть, прикле..л
  • 5) постро..вший, (рассвет) брезж..т

Ответ: 125

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Часто для завершения начатого дела (НЕ)ДОСТАЁТ терпения. Ребятишки бегали босяком по ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ траве. Я был НЕ(ГОТОВ) к этой встрече. В тарелке осталась никем (НЕ)ТРОНУТАЯ еда. Данный проект был (НЕ)ПОД силу одному человеку.

Ответ: недостаёт

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Переговоры (НА)СЧЁТ продажи дома продолжались (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (В)ПОСЛЕДСТВИИ они часто встречались и общались (ПО)ПРИЯТЕЛЬСКИ. Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я на его месте поступил бы ТАК(ЖЕ). Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА обсуждая предстоящее торжество по вечерам. (ОТ)ТОГО здания до нашего дома (НА)ПРЯМУЮ полтора километра.

Ответ: вполголоса в тайне

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Основные персонажи картины В.М. Васнецова «Богатыри» были написа(1)ы в соответствии с были(2)ыми образами. Позже картина была приобрете(3)а П.М. Третьяковым и выставле(4)а на всеобщее обозрение публике, восторже(5)о принявшей произведение живописи. Идеи, воплощё(6)ые в картине, – богатырская сила и величие русского народа.

Ответ: 256

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Обведите их номера. 1) Трава и ёлочки и сосенки на первом плане картины как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. 2) Пейзаж исполнен широкой кистью и редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. 3) «Богатыри» стали не только своеобразным итогом творческой деятельности самого В.М. Васнецова но и выражением «главного тезиса» его «веры в искусство». 4) Было тихо темно и только на вершинах сосен дрожал яркий свет и переливал радугой в сетях паука. 5) Из окна поезда были видны засеянные пшеницей широкие поля.

Ответ: 23

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он(1) смеясь одними только глазами(2) рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке(3) выработанном долгими упражнениями в остроумии(4) и давно уже вошедшем у него в привычку.

Ответ: 123

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Женя думала, что я, как художник, знаю очень многое и могу(1) будто бы(2) угадывать то, чего не знаю. Вероятно(3) ей хотелось, чтобы я ввёл её в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором(4) по её мнению(5) я был своим человеком, и она говорила со мной о боге, о вечной жизни, о чудесном.

Ответ: 345

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Воздух за день так раскалился(1) что(2) когда наступила ночь(3) мы даже не почувствовали прохлады(4) наступившей после столь изнуряющего жарой дня.

Ответ: 1234

20)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Куршская песчаная коса – узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. (2)Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. (3)Длина – 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километров. (4)Куршская коса – уникальный природный ландшафт, территория исключительного эстетического значения – входит, наряду с Хельской и Вислинской, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. (5)Высокий уровень биологического разнообразия, обусловленный сочетанием различных ландшафтов – от пустынного до тундрового, – даёт представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции. (6)Ежегодно весной и осенью над косой пролетает от 10 до 20 млн птиц, значительная часть которых останавливается здесь на отдых и кормёжку. (7)Благоприятные климатические условия позволяют отдыхать на Куршской косе в период с мая по ноябрь.

Ответ: 13

21)В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите все примеры, в которых способом развития мысли является определение понятия. Обведите их номера.

  • 1) Пение в хоре – коллективное творчество, способствующее выработке певческого дыхания, воспитанию гибкости голоса, всестороннему музыкальному развитию. А ещё, как установили учёные, пение в хоре улучшает настроение, укрепляет иммунную систему и даже помогает организму бороться с серьёзными болезнями.
  • 2) Чтобы творить, то есть создавать что-то новое, человек должен иметь вдохновение – состояние душевного подъёма, сильной увлечённости. К.Г. Паустовский писал, что «вдохновение – состояние свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы». Вместе с тем вдохновение – это ещё и строгое рабочее состояние человека.
  • 3) Шум моря подобен колыбельной песне, которая завораживает и дарит ощущение душевного покоя. Звуки морского прибоя можно сравнить с произведениями Моцарта, Шопена, Вивальди, Мендельсона, которые помогают снять эмоциональное напряжение, чувство тревоги и ощутить душевную радость и гармонию.
  • 4) Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров. Пятиярусный зал Большого театра славится великолепной акустикой и вмещает в себя до 2150 человек.
  • 5) Осень… Этимологически – «время жатвы»; по толкованию Даля, от «осенять» – затенять: наступление сумрака. «Унылая пора, очей очарование…» – так написал об осени А.С. Пушкин. «Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами», – а это уже слова из песни современного рок-музыканта.

Ответ: 25

22)Согласны ли вы с утверждением, что КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ? Приведите один аргумент, который подтверждает вашу точку зрения. Аргумент должен содержать не только общее суждение, но и конкретный пример, факт, обращение к вашему личному опыту, авторитетному источнику и т. д. Ответ на задание 22 должен содержать не менее 20 слов.

Составитель: Ведерникова Н.А, преподаватель русского языка и культуры речи, высшей категории.

Баранова Н.Е., преподаватель русского языка и литературы, высшей категории.

Алмакаева В.Н., преподаватель русского языка и культуры речи, литературы, высшей категории.

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский торгово-технологический колледж»

«культура речи»

«Скажи мне слово - я увижу тебя»

Студента ____ курса ____ группы

ФИО________________________________

Практикум предназначен для проведения практических занятий по дисциплине «Культура речи» для специальности/профессии: 38.02.04 «Коммерция»,19.02.10 Технология продукции общественного питания, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании. Данное учебное издание содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала, а также доступный теоретический материал по языковой норме и по характеристике функциональных стилей литературного языка.

Практикум предназначен для проведения практических занятий по основному разделу курса, ортологическому, по функциональным стилям литературного языка, а также для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Цель учебного издания - систематизировать знания студентов по русскому литературному языку и его нормированному употреблению; совершенствовать умения правильно оформлять устную и письменную речь; формировать языковую личность, владеющую системой норм современного русского литературного языка.

вырабатывать у студентов навыки владения орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими нормами литературного языка;

формировать языковую, коммуникативную (речевую) компетенцию студентов;

формировать опыт нахождения речевых и грамматических ошибок в устной и письменной речи;

развивать умение устранять нарушения норм литературного языка;

формировать следующие общие и профессиональные компетенции: ОК 4, ОК 6,ОК 7,ОК 10, ПК 1.1,ПК 1.7

Постановкой цели обусловлены как содержание, так и структура работы. Практикум содержит практические занятия по четырем темам раздела ортология: орфоэпия, морфология, синтаксис, лексика, и одно - по функциональным стилям литературного языка. После заданий и упражнений по теме каждого занятия представлен краткий теоретический материал по данной теме в разделе «Справочные материалы». В табличном варианте дается характеристика языковых средств разных стилей на уровне лексики и синтаксиса, т.к. смешение стилей в работах студентов, как правило, происходит на этих уровнях. В приложениях к практикуму есть дополнительный справочный материал: акцентологический минимум и произносительные нормы русского литературного языка . В последнем разделе издания даны темы обязательных зачетных работ и методические указания к их выполнению.

Каждое практическое занятие, представленное в практикуме, содержит задания разной степени сложности, что позволит осуществить дифференцированный подход в обучении. Кроме этого, имеется материал для организации групповой работы студентов, задания для домашней работы и для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.

Форма практикума предполагает выполнение заданий на его страницах как на практических занятиях, так и самостоятельно, в виде домашнего задания , если студент не присутствовал на занятии. Всем студентам по окончании практического занятия необходимо сдать выполненную работу с обязательно решенным итоговым тестом и письменной рефлексией по теме проведенного занятия. Это позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по основным разделам дисциплины.

Актуальность данного учебного издания в том, что оно поможет организовать самоконтроль знаний студентами по представленным темам курса, а также повысить уровень коммуникативной компетенции обучающихся , что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.

Практическое занятие № 1: Орфоэпические нормы

формирование умений фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать варианты орфоэпических норм, правильно пользоваться словарями.

закрепление основных орфоэпических норм русского литературного языка.

Задание 1

Зачеркните согласную букву в скобках в тех словах, где она не нужна:

Инци(н)дент, преце(н)дент, дерма(н)тин, прете(н)дент, конста(н)тировать, компроме(н)тировать, по(д)скользнуться, о(т)стыть, чу(в)ствовать, уча(в)ствовать

Задание 2

Определите правильное произношение согласного перед Е в заимствованных словах, правильно их произнесите.

Альтернатива, анестезия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, депо,

депрессия, детектив, индекс, рейд, диспансер, сервис, стратегия, тезис,

террор, проект, шинель, купейный, юриспруденция, бестселлер, лазер.

Задание 3

Составьте словосочетания со словами, различающимися ударением, таким образом, чтобы была видна разница в значениях.

Образец : цветущий Ирис – ирИс вкусный

Какое стилистическое средство использовано в следующем предложении? Если бы это не вызвало ваших возражений, то я был бы склонен предположить, что подготовке к зачету вы уделили недостаточно большое внимание.

Выберите один ответ:

d. смешение паронимов.

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок-группы.

Выберите один ответ:

a. нарушение лексической сочетаемости;

c. речевая недостаточность;

d. смешение паронимов.

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Мы помогали нашим выпускникам с трудоустройством на работу.

Выберите один ответ:

a. речевая недостаточность;

b. смешение паронимов.

c. нарушение лексической сочетаемости;

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Я думаю, что в декабре месяце на улицах Москвы можно будет увидеть массу красивостей.

Выберите один ответ:

b. смешение паронимов.

e. нарушение лексической сочетаемости;

g. речевая недостаточность;

Пока нет ответа

Какой логический закон нарушен в следующем высказывании? Ноябрь этого года выдался в Подмосковье необычайно холодным. Но всё же рекорд 1908 и 1918 гг. не был побит. Одной из причин подобной аномалии стал значительный рост геомагнитной активности.

Выберите один ответ:

a. закон достаточного основания

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения.

Выберите один ответ:

a. нарушение лексической сочетаемости;

d. речевая недостаточность;

e. смешение паронимов.

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. В сборник вошло более тысячи не повторяющихся между собой анекдотов.

Выберите один ответ:

a. смешение паронимов.

c. речевая недостаточность;

f. нарушение лексической сочетаемости;

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Экскурсии полезны для повышения кругозора.

Выберите один ответ:

c. речевая недостаточность;

d. нарушение лексической сочетаемости;

e. смешение паронимов.

Пока нет ответа

Какой логический закон нарушен в следующем высказывании? Несомненно, взгляд притягивает нетканый гобелен Даши Головизниной. Она с помощью ниток изобразила эмблемы общественного объединения «Родничок», а в центре ковра соткала герб Селтинского района.

Выберите один ответ:

a. закон достаточного основания.

b. закон тождества;

c. закон исключенного третьего;

d. закон непротиворечия;

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Персоналу больницы строго запрещается доедать то, что осталось от больных.

Выберите один ответ:

a. речевая недостаточность;

b. смешение паронимов.

f. нарушение лексической сочетаемости;

Пока нет ответа

Какое стилистическое средство использовано в следующем предложении? Для получения информации от захваченных террористов мы использовали более жесткие формы допроса.

Выберите один ответ:

a. речевая недостаточность;

e. нарушение лексической сочетаемости;

f. смешение паронимов.

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Нам надо держать контакт с губернаторами.

Выберите один ответ:

a. смешение паронимов.

d. речевая недостаточность;

g. нарушение лексической сочетаемости;

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Жители Веневского района проявили высокое политическое сознание: явка на избирательные участки была практически стопроцентной.

Выберите один ответ:

b. смешение паронимов.

c. речевая недостаточность;

e. нарушение лексической сочетаемости;

Пока нет ответа

Какой логический закон нарушен в следующем высказывании? Суть нового метода обучения заключается в том, что новички приобретают или совершенствуют ту или иную специальность непосредственно в своей бригаде.

Выберите один ответ:

a. закон исключенного третьего;

b. закон достаточного основания.

c. закон непротиворечия;

d. закон тождества;

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

Выберите один ответ:

b. речевая недостаточность;

d. нарушение лексической сочетаемости;

g. смешение паронимов.

Пока нет ответа

Какой логический закон нарушен в следующем высказывании? Около ста тысяч человек оказались в зоне стихийного бедствия. Ураган не стал неожиданностью для жителей Дальнего Востока – накануне Агентство по мониторингу и прогнозированию МЧС России выдало упреждающую метеосводку относительно надвигающегося циклона. И тем не менее мощные порывы ветра скоростью до 30 метров в секунду превратили снегопад в настоящий буран.

Выберите один ответ:

a. закон непротиворечия;

b. закон достаточного основания

c. закон тождества;

d. закон исключенного третьего;

Пока нет ответа

Определите вид лексической ошибки, допущенной в следующем предложении. Цена этого выбора чрезвычайно высока: или Россия на долгие годы и десятилетия утонет в гнилом болоте псевдореформ, или найдет свой достойный путь в третье тысячелетие.

Выберите один ответ:

a. смешение паронимов.

d. речевая недостаточность;

g. нарушение лексической сочетаемости;

Пока нет ответа

Какой тип противоречий обнаруживается в следующем предложении? Самое популярное женское имя в Москве Настя. На каждую тысячу новорожденных девочек появляется в среднем 100 Анастасий. Это имя стабильно держит первенство уже 5 лет подряд. Не менее популярны Анна, Мария и Екатерина.

Выберите один ответ:

a. скрытое контактное;

b. скрытое дистантное.

c. явное контактное;

d. явное дистантное;

Пока нет ответа

Какой логический закон нарушен в следующем высказывании? Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

Выберите один ответ:

a. закон непротиворечия;

b. закон исключенного третьего;

c. закон тождества;

d. закон достаточного основания.

Пока нет ответа

Какой логический закон нарушен в следующем высказывании? Журналист в результате своего «расследования» явлений жизни выступает либо в поддержку всего нового, передового, прогрессивного, либо является непримиримым борцом со всем отжившим, со всеми социальными болячками.

Лексическая избыточность — ото общее название двух стидис- іических явлений: плеоназма и тавтологии, связанных с присут­ствием в предложении вместо одного слова двух. т.е. с ненаме­ренным повторением одного и того же лексического значения.

Лексическая избыточность используется как стилистический прием усиления: видеть своими глазами. слышать своими ушами, еде.кинь своими собственными рунами.

Плеоназм — что лексическая избыточность, возникающая из-за дублирования лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью: внутренний интерьер (слово интерьер уже имеет значение внутренний): простаивать без дела (слово простаивать имеет, благодаря приставке про. значение без делай

Различают два вида плеоназмов. Плеоназм обязательный. пли структурно обусловленный, который не является стилистической ошибкой и широко представлен в языке: спуститься с горы (дуб­лирование предлога и приставки), никогда не читан (дублирова­ние отрицания частицей и наречием). Плеоназм — стилистиче­ская ошибка, при которой объединяются в словосочетание или в предложение излишние, избыточные слова.

Тавтология — что лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания пли соединения подлежащего и сказу­емого в предложении повторяются однокоренные слова: Скоро сказ­ка сказываемся, да не скоро дело делается: У нас бы. 1 и все работящие работники.

Тавтология как стилистическое явление тесно связана с су ин ностными характеристиками предметов, поэтому часто тавтологи­ческие повторы являются не стилистической ошибкой, а единствен­но возможной характеристикой предмета (соль соленая, .жизнь про­жить] или выступают в качестве стилистического приема, слу­жащею выразительности речи: Писатель пописывает, читатель почи­тывает. В частности, тавтологические сочетания слов встречаются в народно-поэтических произведениях, в пословицах и поговорках: Дружба дружбой, а служба службой; крепко-накрепко; белым-бело.

Ненамеренная тлвтодошя свидетельствует о неумении исполь­зовать синонимическое богатство языка, т.е. является стилисти­ческой ошибкой.

129, Нійідше избыточные елшы і плеонастические выражения !. Сде­лайте Cl И.ІИСЇИЧЄСКу io правку.

I, Дешевизной it самым превосходным качеством отличаются южноафриканские алмазы, 2, Пять самолетов-бопнгов ежегодно на­лают с неба на землю. 5. Во вторник и среду у вас возможно появ­ление дополнительной подработки. 4. Ліексей Ильич молол по воз­расту, и ему не безразлична судьба молодого поколения. 5. В пятни­цу вам поступит привлекательное предложение ны кру пную прилич­ную сумму. 6. Всемирно популярную известность атому (фільму принесла звезда «Молчания ягнят». 7. Именно разноплановый по­иск в разных направлениях увеличивает шансы на успех. S. В кри­тические кризисные дни все тяготы производства легли на плечи этих энтузиастов. 9, Во вторник ваша личная жизнь получит серь­езный стимул н ло копна недели noil дет весело и радостно.

10. Юный Андрей Кураев известен в православных кругах как мно- гоплоловнтый автор, выпекающий как минимум две-три брошю­ры в месяц. I I. Эта комичная ситуация всех! Показалась смешной.

12. Я впервые познакомился с моим будущим начальником 9 лет назад. 13, А между тем он никогда не думал валять дурака, а вовсе наоборот, был мальчиком серьезным и даже отчасти немного скованным. 14. К любой купленной единице косметической про­дукции прилагается список предлагаемых хе туї. осуществляе­мых фирмой. 15 Потянулись недели томительной двусмыслен­ной неясности. 16. Но места для отступления назад у главноко­мандующего не было. I 7. В честь памяти этой женщины все депу­таты встали,

130. н апліте случаи речивом и іоьн'очіккїм. Оігрезе їііте ее з ил Сде­лайте стилистическую правку.

1. На этот день ростовские шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта. 2. И в завершение — ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. 5. В Москве, и музее А.С.Пушкина, что на Пречистенке, развернута удивитель­ная и необычная выставка: экспонируются документы, имеющие отношение К великому поэту .

4. В ЭТ(М вторник вс.и.чпй счастлив­чик уедет от казино «Голден нэлэс» на выигранном автомобиле.

5. На 22 тысячи тонн больше, чем в прошлом юлу, планируется увеличить объемы поставок овощей и картофеля в Москву. 6. Но­вое поколение горожан, однако, суля по всему, исполнено реши­мости избавиться от репутации захолустной глухомани. 7. Ужасно досадно, что ровно полгода тому назад, в двадцатых числах сен­тября, мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзия­ми. К. Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зре­лище. 9. Устройство по виду напоминает наручные часы. К). Уче­ники занимались много и трудолюбиво. 11, Жители близлежащих районов — Лианозово и Алтуфьево — старательно и с большим

усердием трудятся на этом предприятии. 12. Судьи только через две недели подвели итоги результатов конкурса. 13. В этом фильме действие картины происходит в 1954 году. 14. В новом тысячелетии москвичи будут особенно взаимно уважать друг друга, 15. Правда, профессиональные успехи никак не влияли на умение героя на­ходить обший язык с людьми в каждодневной обыденной жизни. 16. Машину в срочном порядке преобразовали и переоборудовали в гоночный автомобиль. 17. Если вы хотите получить более исчер­пывающую информацию, звоните нам. 18. Золотые слова, произ­несенные вту минуту' царем, подписаны Репиным внизу. 19. Я про­веряю ситуацию, и возможная вероятность исключена. 20. Мы на­деемся получить более уточненные данные о боевиках. 21. Россия живет и находится в достаточно серьезной климатической зоне.

131. н ай лите избыточные слова. Сделайте стилистическую правку.

I. Госсекретарь США Олбрайт в понедельник лично прибыла в

Брюссель, чтобы укрепить боевой дух 18 министров иностранных дел — членов Североатлантического союза. 2. Ртутная эпопея, о которой сообщал «МК» вчера, получила новое продолжение. 3. Со­вместное сотрудничество пойдет мне на пользу, 4. Я думаю, что в декабре месяце на улицах Москвы можно будет увидеть массу раз­ных красивостей. 5. Нам дорога каждая минула времени.

6. Но хо­рошо соединить вместе и то и другое. 7, Недавно по телевизору бешеный субъект со страшным лицом из рекламного ролика, где вся ненормальная семья пьет пиво, так напугал Сашеньку, что он потерял дар речи и перестал разговаривать. 8. Идея японских гастролей группы «Мумий Тролль» до последнего момента пред­ставлялась безумным сумасшествием всем, вплоть до непосред­ственных участников предполагаемого события. 9. Сейчас, смотря на этот фильм сквозь призму «Прирожденных убийц» и «Насто­ящей любви», становится отчетливо ясно, почему ненавистники Тарантино отказывают его историям в популярности и оригиналь­ности. 10. Коррупция и продажность чиновников развалили стра­ну. 11. Одной из самых сложных и трудноразрешимых проблем бюд­жета являются кредиты. 12. Многие века персидские маги ожида­ли появления яркой и сверкающей кометы. 13. Дженнифер так отработала роль, что критика в один голос назвала ее блестящую игру потрясающей и наградила актрису престижной премией «Зо­лотой глобус». 14. Для тех, кто увлекается историей родного Оте­чества, предлагается российский детектив. 15, В сборник вошло более тысячи не повторяющихся между собой анекдотов. 16. Цена этого выбора чрезвычайно высока: или Россия на долгие голы и десятилетия утонет в гнилом болоте псевдореформ, или найдет свой достойный путь в третье тысячелетие. 17. Жидкие гвозди скле­ивают поверхности прочно и надежно. 18. У меня создалось очень позитивное впечатление.

132. Найдите тавтологию. Сделайте стилистическую правку.

1. Ваша помошь очень помогла нам — мы частично погасили долги, тем самым ускорили строительные работы. 2. К счастью, у преступника не было возможности использовать ракету по пря­мому использованию. 3. Тогда вы сможете познакомиться со мно­гими профессионалами, работающими по вашей профессии. 4. Со­здание новых рабочих мест создаст новую бизнес-этику. 5. Другим примером выхода за рамки пристойности может служить реклама «Нашего радио». Иллюстрация в ней крайне неэтична, так как изображает жест, служащий прямым изображением нецензурно­го выражения, выходящего за рамки приличия.

6. В спортивно-оз­доровительном комплексе на улице Хачатуряна работают спортив­ные секции: теннис, карате, у-шу. 7. Он ловко прикарманивал у людей карманные деньги и технику. 8. Олин из философов нашего времени решился наконец опубликовать свои философские раз­мышления. 9. Все нормальные люди уже давно распланировали свои планы. !0. Мы все видим, как прекрасно спортсмен прыгает свой тройной прыжок. 11. Это очень музыкальная музыка. 12. По­явился новый роман новоявленного автора. 13. Купленные покуп­ки не принимаются обратно. 14. Это гигантские отрасли, где ра­ботает огромное количество работающих. 15. Это случилось вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в России. 16. Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю выборов. 17. Это нормальный парламентский пронесе, это внут­ренняя разборка внутри Думы. 18. В обычном универсаме можно насчитать как минимум 20 сортов пельменей отечественного про­изводства: разных названий, они разнятся по форме, упаковке, начинке и цене. 19. Предсказать, какие планы на завтра он запла­нировал. крайне трудно. 20. Россия уже шагнула один шаг вперед, но этого мало. На этом нельзя останавливаться. 21. Далее кашу музыкальную программу продолжат рок-группы. 22, Празднование Дня города, ставшего любимым праздником всех любимцев, на­мечено на I августа. 23. В этом фестивале участвовало целое со­звездие звезд.

133. Найдите лексическую избыточность. Попытайтесь объяснить при­чины ее возникновения. Сделайте стилистическую правку.

1. Сегодня в нашей программе интервью с бывшим экс-пре­мьером, 2. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зре­лищами. 3. В концерте прозвучали популярные хиты. 4. Не дожида­ясь начала расследования, президент японской авиакомпании подал в отставку, а начальник технической службы сделал себе харакири. 5. В своей автобиографии Раневская писала о своих дру­зьях, учителях, о своем одиночестве. 6. Теперь обидчик поет Бритни Спирс хвалебные дифирамбы. 7. А на груди американской актри­

сы Асимов оставил свой автограф.

8. Последний свой автопортрет Сальвадор Дали пишет в последние годы жизни. 9. Тривиальная обыкновенность происходящего выводила граждан из себя. 10. Вы­ставка была одновременно неординарной и экзотичной. 11. Хули­ган выражался грубыми вербальными словами. 12. Двадцать девять парашютистов совершат прыжок на Северный полюс, празднич­ная фиеста из шести воздушных шаров в небе над точкой Ноль -­и все это в течение ближайшей недели. 13. Окончив Гнесинку и выслушав хвалебные оды своему действительно редкому по кра­соте голосу, юноша решил посвятить свою жизнь вокалу. 14. Па­циентам и посетителям очень нравится внутренний интерьер гос­питаля, абсолютно «небодьничный». 15. Следователь понял, что действует серийный маньяк. 16. Больному был поставлен кардио­стимулятор сердца. 17. Цены вы сможете узнать по телефону. Кроме того, в каждом магазине вы найдете прейскурант цен, ко­торый поможет вам в выборе. 18. Как растянуть сто восемьдесят рублей на три месяца? Однако даже эти мизерные крохи получить почти невозможно. 19. На этом концерте был полный аншлаг, 20. Это выступление — род конных ипподромных состязаний.

134. Дайте стилистическую характеристику следуют их высказывании, содержащих лексическую избыточность. Требуется ли стилистическая правка в подобных случаях?

1. Они сохранились в целости и сохранности. 2. Суп дня или са­лат здесь каждый день разные. 3. Будешь возвращаться обратно, позвони — вдруг смогу подвезти! 4. В феврале месяце планируется оснастить предприятие новой техникой. 5, Чуть не каждый день де­вушка улыбается потусторонней улыбкой. 6. Неумелость режиссера выражалась в статичных мизансценах, невыразительных характерах. 7. Каждому хоть раз наверняка да приходила в голову жутковатая мысль: нас на Земле все больше и больше, а природных запасов все меньше и меньше. 8. Она была его законной супругой. 9. Однако амбиции этого господина давно перешагнули границы общепри­нятой нормы. 10. Плодовитый из плодовитых, писатель выпустил уже сорок шестой роман. 11. В конечном итоге их планировалось обратить в доход государства. 12. Жильцы могли бы жить еше долго, если бы руководство находящейся по соседству гостиницы «Пекин» не облюбовало дом под офисы. 13. Они. конечно, назвали целый ряд причин, предшествующих трагедии. 14. Скоро он вернулся в родные пенаты. 15. Ну. давайте, рассказывайте мне ваши рассказы. 16. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 17, От этого землетря­сения пострадало пятьдесят человек детей. 18. Отступать назад про­сто нельзя! Это будет большая ошибка. 19. Я бы не хотела начинать жизнь сначала. 20. С будущего гола будем этот букварь всем школам рекомендовать. 21. В самое ближайшее время мы обсудим эту пробле­му. 22. Он немного приоткрыл окно.

Читайте также: