Форматирование в word урок 5

Обновлено: 07.07.2024

Технологическая карта урока. Информатика. 5 класс. ФГОС. Учитель Зуева Е.В.

Информатика и ИКТ

Форматирование текста. ( Тематический раздел: «Информационные технологии», 14 урок)

Педагогическая цель урока

Образовательная (дидактическая) – научить основным приемам работы с текстом.

Деятельностная – формировать умения, использовать приобретенные знания на практике.

1) систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;

2) актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Освоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Ученик получит представление о форматировании как этапе создания текстового документа;

Научится: форматировать несложные текстовые документы;

Ученик получит возможность научиться: оформлять текстовые документы в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Условия реализации урока

Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Авторская программа к учебникам Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, программа курса «Информатика».

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

форматирование текстового документа;

  • выравнивание:
  • по левому краю;
  • по центру;
  • по правому краю;
  • шрифт:
  • тип,
  • цвет,
  • размер,
  • начертание.

Форма проведения урока

Открытие новых знаний, практическая работа

УУД на этапах урока

1. Организа-ционный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Есть ли вопросы по домашней работе?

(1 слайд презентации)

Готовятся к уроку.

- формирование навыков самоорганизации

Подготовка текстовых документов на компьютере состоит из нескольких этапов.

Какие вы знаете?

Какие правила нужно соблюдать при наборе (вводе) текста?

Как можно преобразовывать текст на этапе его редактирования?

повторить способы выделение фрагментов

1 этап – ввод текста.

2 этап – редактирование текста.

Ученики вспоминают исправление ошибок, копирование, перемещение, поиск и замену фрагментов

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках;

- развитие грамотной речи

3.Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и целей урока.

Вам предстоит сегодня создать приглашение на праздничный концерт. Пример.

Давайте сравним два фрагмента текста ( см. 2 слайд презентации ). Какое вам больше нравится? Чем они отличаются?

Какую информацию нужно сначала найти?

Чему нам предстоит научится?

Давайте сформулируем тему урока.

В первом фрагменте нет оформления, а во втором фрагменте текст красочно оформлен, выделены основные термины.

Что такое форматирование текста и как его выполнять.

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

4. Поиск способа решения проблемной ситуации.

Откройте ваш учебник на странице 61.

Посмотрите внимательно, какие способы используют для оформления текста?

Обратите внимание не только на сам шрифт (буквы), но и на их взаимное расположение, их размещение на странице.

Некоторый текст набран более крупными буквами, некоторые слова и фразы напечатаны более темным цветом и другим шрифтом.

Некоторые предложения смещены влево, некоторые вправо к краю страницы.

5. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

При форматировании (оформлении) изменяется внешний вид текста за счет

  • Выравнивания абзацев.
  • Форматирования шрифта (изменения шрифта, начертания, цвета, размера)

Многие текстовые редакторы предлагают на выбор различные варианты шрифтов. (В одном тексте шрифт используют один)

Кроме того возможны различные начертания одного и того же шрифта.

Ещё у шрифта можно менять цвет и размер.

(3-10 слайды презентации)

*Многие текстовые редакторы «умеют» автоматически разбивать большие тексты на страницы и нумеровать их. Они могут следить за размером полей, регулировать расстояние между строками и многое другое.

- формирование понятия об этапах обработки текста с помощью компьютера

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.

6. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Дайте характеристику текстовому документу по плану:

  • шрифт,
  • начертание,
  • выравнивание.

(11-12 слайды презентации)

начертание – курсивное полужирное

выравнивание – по левому краю

шрифт – с засечками

начертание – курсивное подчёркнутое

выравнивание – по правому краю

начертание – курсивное полужирное подчёркнутое

выравнивание – по центру

7. Задание на дом.

Обязательная часть: (13 слайд презентации)

Найдите в старых газетах и журналах:

1) образцы шрифтов:

  • рубленных;
  • с засечками;
  • каллиграфических;
  • декоративных.

2) образцы текстов, имеющих выравнивание:

  • по левому краю;
  • по центру;
  • по правому краю.

3) образцы текстов, имеющих начертание:

  • полужирное;
  • курсивное;
  • подчеркнутое.

С разрешения взрослых вырежьте найденные образцы и наклейте их на листок бумаги А4 и вложите в рабочую тетрадь. Сделайте соответствующие надписи.

Записывают задание на дом.

7. Компьютерный практикум

(14-15 слайды презентации)

непосредственно в текстовом редакторе (по всплывающим надписям) уточните названия инструментов и сделайте соответствующие записи в карточках.

  1. Создайте и оформите красочное приглашение для родителей на праздничный концерт. По образцу на стр. 128 учебника (Задание 3).

сохраните свою работу в личной папке.

  1. Ученики на компьютерах выполняют практическое задание.

- формирование навыков форматиро-вания текста в текстовом редакторе;

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Итоги урока, рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке,

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Мы узнали способы оформления текстов.

Какими бывают шрифты.

С помощью каких инструментов можно выделить фрагмент текста.

Шрифты, размер шрифта, цвет, выравнивание абзацев.

-рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Карточка для самооценки Приложение2

3 -неудачно выбран стиль форматирования текста, информация расположена не в соответствии с образцом

4- выбран приемлемый стиль форматирования текста, информация расположена в соответствии с образцом

5 - удачно выбран стиль форматирования текста, информация расположена в соответствии с образцом

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовка документов на компьютере Зуева Е.В.

Подготовка текстовых документов на компьютере состоит из нескольких этапов . Какие вы знаете? Какие правила нужно соблюдать при наборе (вводе) текста? Как можно преобразовывать текст на этапе его редактирования? Назовите способы выделения фрагментов. Подготовка документов на компьютере

Пригласительный билет Дорогой друг ! Приглашаем тебя на новогодний утренник, который состоится 31 декабря в 10.00 часов в Доме Культуры . Дед Мороз и Снегурочка. Пригласительный билет Дорогой друг ! Приглашаем тебя на новогодний утренник, который состоится 31 декабря в 10.00 часов в Доме Культуры . Дед Мороз и Снегурочка. 1 2

Форматирование текста П ри форматировании изменяется внешний вид текста за счет выбора:

Выровненный по центру, или центрированный текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру. ВЫРАВНИВАНИЕ ТЕКСТА Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. Все строки имеют одинаковые отступы от левого края страницы. Данный абзац выровнен по левому краю. Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен по правому краю.

Виды шрифтов с засечками рубленые каллиграфические декоративные Все компьютерные шрифты можно разделить на четыре группы :

Примеры шрифтов Образец Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Тип шрифта Arial Arial Black Comic Sans MS Monotype Corsiva Times New Roman

Шрифт обычного начертания Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен. Курсивный шрифт имеет наклон . А это подчеркнутый текст . полужирный подчёркнутый , подчёркнутый курсив , полужирный курсив полужирный подчёркнутый курсив Начертание шрифта

РАЗМЕР ШРИФТА Размер шрифта измеряется в пунктах. 1 пункт = 1/72 дюйма (0,3 мм). Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование

Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование Форматирование ЦВЕТ ШРИФТА Цвет позволяет придать тексту настроение, отношение, сделать его эмоциональным, но все хорошо в меру.

Проверка Дайте характеристику текстовому документу по плану: шрифт, начертание, выравнивание.

Проверка Форматирование – это этап, на котором совершаются различные операции по приданию документу такого вида, который он будет иметь на бумаге. шрифт – с засечками начертание – курсивное подчёркнутое выравнивание – по правому краю шрифт – рубленый начертание – курсивное полужирное выравнивание – по левому краю шрифт – каллиграфический начертание – курсивное полужирное подчёркнутое выравнивание – по центру Форматирование – это этап, на котором совершаются различные операции по приданию документу такого вида, который он будет иметь на бумаге. Форматирование – это этап, на котором совершаются различные операции по приданию документу такого вида, который он будет иметь на бумаге .

Дополнительное задание: Найдите в старых газетах и журналах: 1) образцы шрифтов: рубленных; с засечками; каллиграфических; декоративных. 2) образцы текстов, имеющих выравнивание: по левому краю; по центру; по правому краю. 3) образцы текстов, имеющих начертание: полужирное; курсивное; подчеркнутое . Домашнее задание Обязательная часть : § 8 № 116 № 117. наклейте на листок А4 сделайте соответствующие надписи и вложите в рабочую тетрадь.

Практическая работа Н епосредственно в текстовом редакторе ( по всплывающим надписям) уточните названия инструментов. 2) Создайте и оформите красочное приглашение для родителей на праздничный концерт. По образцу на стр. 128 учебника. Сохраните свою работу в личной папке. Open Office Writer

набрать текст выделить фрагмент текста форматировать, указав необходимые параметры Порядок форматирования текста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. .


Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда".


Методическая разработка урока «Оценка количественных параметров текстовых документов», 8 класс

Урок для 8 классаТип урока: получение новых знаний.Педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обученияМетоды и приемы: подводящий к теме диалог, бесе.


Ким к контрольной работе «Создание и обработка текстовых документов» (7 класс)

Цель: Проверить знания обучающихся по темам учебного раздела «Создание и обработка текстовых документов»Контрольная работа проходит в компьютерном варианте с использованием текстового редактора Word.


Конспект урока по теме "Редактирование, форматирование и печать текстовых документов". 8 класс

Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Редактирование, форматирование и печать текстовых документов".


Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА.


Урок информатики в форме игры «СВОЯ ИГРА» по теме «Оценка количественных параметров текстового документа» (7 класс)

В уроке в качестве дидактического маатериала исользуются материалы ОГЭ по информатике сайта Дмитрия Гущина.

Задание_3 (приложение 1)
Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word.

1. Наберите и отформатируйте текст по образцу (используйте шрифт Cambria, размер шрифта 14):

Я — ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста,—

Помарку стёрла я с листа.

2. Сохраните документ под именем Резинка в личной папке и закройте программу.

_____________________________________________________________________________ Задание_3 (приложение 1)
Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word.

Наберите и отформатируйте текст по образцу (используйте шрифт Cambria, размер шрифта 14):

Я — ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста,—

Помарку стёрла я с листа.

Сохраните документ под именем Резинка в личной папке и закройте программу.

Задание_3 (приложение 1)

Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word.

1. Наберите и отформатируйте текст по образцу (используйте шрифт Cambria, размер шрифта 14):

Я — ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста,—

Помарку стёрла я с листа.

Сохраните документ под именем Резинка в личной папке и закройте программу.

Задание_3 (приложение 1)
Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word.

1. Наберите и отформатируйте текст по образцу (используйте шрифт Cambria, размер шрифта 14):

Я — ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста,—

Помарку стёрла я с листа.

2. Сохраните документ под именем Резинка в личной папке и закройте программу.

Выбранный для просмотра документ Урок №14.docx

План-конспект урока по информатике и ИКТ

Урок №14 Дата: Класс: 5

Тема: Форматирование текста.

Практическая работа № 5 « Форматируем текст. Работаем с фрагментами текста ».

П редметные : дать представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умения форматировать несложные текстовые документы.

М етапредметные : развивать основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Личностные: воспитание самостоятельности, культуры, чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа; сформировать представления учащихся о тексте как форме представления информации;

актуализировать имеющиеся умения и навыки учащихся к оформлению текстового документа в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний

Проверка ДЗ

Дайте определение понятию «фрагмент», «фрагмент в текстовом документе»? (Фрагмент – это часть чего-либо. В текстовом документе Фрагмент (блок) - это последовательность символов (слово, строка, абзац, страница или весь текст)).

Какие действия можно выполнять с фрагментом? (Фрагмент можно выделять, удалять, переносить, копировать, форматировать).

Что называют буфером обмена? (Буфер обмена – специальная память для копирования информации).

Чем копирование отличается от перемещения фрагмента? (При копировании, копия фрагмента помещается в буфер обмена, при этом сам фрагмент остается в тексте. А при перемещении фрагмент помещается в буфер обмена и при этом вырезается из документа).

Изучение нового материала

Назовите, какие этапы подготовки текста на компьютере вам известны? (Ввод, редактирование, форматирование, печать). Сегодня на уроке мы подробно разберем этап форматирования текста. И научимся форматировать текст на компьютере.

Записывают тему урока.

В программах для редактирования текста (текстовых редакторах) существуют похожие инструменты, аналогичные приемы работы для выделения текста.

Итак, текст может принимать нужный вид (форму) после оформления (форматирования).

Форматирование – это один из этапов подготовки документа, в ходе которого совершаются различные операции по оформлению документа.

К форматированию относят:

Выравнивание (по левой границе, по правой границе, по центру, по ширине);

Изменение шрифта (Arial, Times New Roman…);

Изменение начертания шрифта (обычный, полужирный, курсив, подчеркнутый);

Изменение цвета шрифта;

Изменение размера шрифта (кегля)

Физкультминутка

Работа за компьютером

Повторение ТБ при работе за компьютером!

Практическая работа №5

«Форматируем текст. Работаем с фрагментами текста»

Задание_1 (стр.126)

Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word .

Форматировать текст - это значит придавать ему форму, оформлять.

Используя буфер обмена, разместите на экране 10 копий этого предложения.

Внимание! При выполнении следующих заданий не забывайте выделять нужные строки.

для первых двух строк - размер шрифта 12, тип шрифта Times New Roman;

для второй пары строк - размер шрифта 14, тип шрифта Courier New;

для третьей пары строк - размер шрифта 16, тип шрифта Comic Sans MS;

для четвёртой пары строк - размер шрифта 18, тип шрифта Tahoma;

для пятой пары строк - размер шрифта 20, тип шрифта Arial;

5. Задайте для каждой строки свой цвет, использовав кнопку Цвет .

6. Измените начертание символов:

1-й, 2-й и 3-й строк - на полужирное ;

4-й, 5-й и 6-й строк - на курсивное ;

9-й, 10-й строк - на полужирное подчеркнутое ;

7. Примените выравнивание:

по левому краю - к строкам 1-4;

по центру - к строкам 5-6;

по правому краю - к строкам 7-10;

8. Сохраните документ под именем Форматирование_Ваша фамилия в папке «Работы учеников»→ «5 класс» и закройте программу.

Задание_2 (стр.127)

Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word .

Наберите фразу: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Окрасьте каждое слово в соответствующий цвет.

Сохраните документ под именем Цвета_радуги в личной папке и закройте программу.

Задание_3 (приложение 1)
Откройте текстовый редактор Microsoft Office Word .

Наберите и отформатируйте текст по образцу (используйте шрифт Cambria, размер шрифта 14):

Я — ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста,—

Помарку стёрла я с листа.

Сохраните документ под именем Резинка в личной папке и закройте программу.

Выполнение комплекса упражнений для снятия зрительного утомления.

Обучающая: способствовать формированию умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Развивающая: создать условия для развития внимательности, наблюдательности

Воспитательная: содействовать в воспитании самостоятельности, дисциплинированности, умение слушать

Тип: усвоение новых знаний

Вид: комбинированный (беседа, практикум)

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, компьютер для учителя

Проектируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Р1- Самостоятельно организовывать своё рабочее место

Коммуникативные УУД

К1 - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

К2 - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

К3 - Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Познавательные УДД

П2 - Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

П7 - Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Л3 - Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Способствовать формированию умения форматировать несложные текстовые документы

Тема: «Форматирование текста»

2.Актуализация знаний

Скажите мне, что такое документ?

Из каких этапов состоит подготовка документа на компьютере?

Расскажите мне про ввод текста?

Какие основные объекты текстового документа вы знаете?

Что называют фрагментом текста?

Сегодня мы подробно разберем этап подготовки текста, который называется форматированием.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включённым в него нетекстовыми материалами называют документом (доклад, открытка).

ввод, редактирование, форматирование печать.

Ввод текста, как правило, осуществляется с помощью клавиатуры. Место для ввода символа текста указывается на экране монитора с помощью мигающей вертикальной черты – курсора.

При вводе текста придерживаются правил

Редактирование – это этап подготовки документа, начинающийся вслед за вводом информации, в результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а так же вносятся необходимые изменения.

Основами объекта текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст

3. Усвоения новых знаний

Форматирование текста — (преобразование текста) средства его изменения, такие как выбор начертания шрифта и использование эффектов, позволяющих менять вид текста .Это один из этапов подготовки документа, в ходе которого совершаются различные операции по оформлению документа (слайд 2).

На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа это выравнивание абзацев (по центру, по левому краю, по правому краю, по ширине), форматирование шрифта (изменение шрифта, изменение начертания, цвета, размера), нумерация страниц, изменение полей, изменение расстояния между строками. Вначале абзацы текста выравниваются.

Выравнивание текста может осуществляться:

- по правому краю;

Изменение выравнивания для абзаца можно осуществить, выбрав команду Абзац в контекстном меню Отступы и Интервалы в поле Выравнивание или с помощью соответствующих кнопок панели инструментов Форматирование - (слайд 3).

Давайте откроем учебник на стр. 61 и посмотрим на кнопки выравнивания абзаца.

Использовали данные кнопки, чтобы выравнивать текст? Молодцы!

Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. При этом все строки имеют одинаковые отступы от края страницы. Данный абзац выровнен влево.

Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка абзаца заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен вправо.

Выравнивание по центру, или центрирование, текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру.

Выравнивание по ширине используется для равномерного заполнения области текста на странице.

Многие редакторы текстов «умеют » автоматически разбивать текст на страницы и нумеровать их. Они могут следить за размером полей и регулировать расстояние между строками, предлагают на выбор различные варианты шрифтов.

Ребят скажите, что такое шрифт?

Молодцы! Нормальный (обычный) шрифт ничем не выделяется.

Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен. Курсивный шрифт имеет наклон. Подчёркнутый шрифт имеет линию, которая подчеркивает слово (слайд 4).

Размер шрифта еще называют кегль, - это высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы (например, «р» или «у») до верхнего края самой высокой буквы («б»).размер шрифта измеряется в пунктах. Один пункт очень маленькая единица, равная 1/72 дюйма (0, 3 мм), т.е. шрифт в 72 пункта имеет высоту 1 дюйм. В большинстве книг чаще всего используется шрифт размером 10-12 пунктов.

Ребята, что такое дюйм?

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство, как оно называется? (слайд 5)

Верно, а какие существуют типы принтеров?

Правильно, матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, который прижимают к бумаге красящую ленту. Ударяя по ленте, они оставляют на бумаге узор их точек – матрицу букв.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

Представляю урок в 5 классе. Форматирование текста. Урок с элементами поиска.

Вызовом для меня было следующее:

Одной из проблем пятиклассников при выполнении практических работ, является слабое умение смыслового чтения. Поэтому, особое внимание уделяю тому, чтобы научить каждого ученика «читать и понимать» алгоритм задания.

Задача урока – научиться оформлять несложный текстовый документ.

Особенно интересным считаю домашнее задание, которое предполагает поисковую деятельность, работу с различным материалом, а также с электронной почтой.

ВложениеРазмер
конспект урока "Форматирование текста", 5 класс 520 КБ
Форматирование текста в 5 классе. 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

в 5 классе по теме [1]

Учитель первой категории

Степанова Татьяна Александровна

  • формирование представления о форматировании как этапе создания текстового документа;
  • расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;
  • развитие эстетического вкуса при оформлении текста.
  • свободное изложение теоретического материала;
  • использование приобретенных знаний и умений при выполнении практической работы;
  • оформление текста с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету, выравниванию;
  • создание несложного текстового документа;
  • развитие терпимости и мобильность в совместном выполнении заданий;

УУД, формируемые на данном уроке:

регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, развитие внимательности при работе с различными информационными моделями;

познавательные: ориентироваться в разнообразии приемов форматирования текста , строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнера;

Внеурочная деятельность : поиск различных шрифтов среди вывесок, рекламных щитов, объявлений, афиш, в публицистической литературе и т.п.

Дидактическая модель педагогического процесса

Ведущая деятельность на уроке

Формы организации взаимодействия на уроке

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Формирование УУД в условиях решения практических задач

  • Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся;
  • обмен информацией между учителем и детьми;
  • работа с раздаточным материалом;
  • организация парной работы.
  • Фронтальная форма обучения;
  • групповая (парная) форма обучения

Презентация к уроку

Дополнительный материал к уроку:

  • заранее приготовить карточки красного и зеленого цвета для приема ТРКМ «Жокей и лошадь»;
  • на все ПК в папку «Заготовки» заранее поместить файл Рецепт.doc;
  • листы для каждого с практическим заданием и образцом, который должен получиться.

Оборудование: мультимедиапроектор, персональные компьютеры.

I – II . ВЫЗОВ : формулирование темы урока, постановка целей и задач, активизация познавательного интереса к уроку.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ : работа с презентацией, построение в тетрадях кластеров.

IV . РЕФЛЕКСИЯ : Теоретическая.

V . РЕФЛЕКСИЯ : Практическая работа и выставление отметок.

(1 вариант) ( работа со слайдом 2 )

- Чтобы сформулировать тему урока, вспомните, пожалуйста, как вы пишите домашнее сочинение по литературе? ( Сначала думаем, делаем наброски на черновик, исправляем ошибки, даем проверить маме, переставляем предложения, формулируем мысли по другому … Затем красиво и аккуратно переписываем в рабочую тетрадь )

- Хорошо. А как бы вы назвали последнее действие, с уже готовым сочинением?( оформление, переписывание…)

- Молодцы! А как называется процесс оформления текстового документа на компьютере? ( форматирование )

- Правильно! Запишите тему урока «Форматирование текста ». Выскажите свои предположения, чем будем сегодня заниматься, чему учиться? (слушаем предположения ребят)

- Прочитайте эпиграф к уроку на доске: «Документ должен быть красивым!»

- Теперь откройте любую страницу вашего учебника. Что общего вы видите у текста? ( текст набран буквами одинакового размера, заголовки больше, чем основной текст, заголовок по центру, красная строка, ровные края ).

- Посмотрите на слайд, какими разными могут быть тексты (работа со слайдами 3, 4).

- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слушаем предложения ребят и записываем правильный ответ в тетрадях и на доске).

  1. Актуализация знаний (прием «Жокей и лошадь») (5-7 мин) ( слайд 6 )

Ребята, сейчас вы получите карточки. Первая половина из вас получит красные карточки с вопросами, вы будете «жокеями». Другая половина ребят получат зеленые карточки с ответами, они «лошади». Жокеи должны, очень тихо перемещаясь по классу, найти свою лошадь, т. е. правильный ответ на свой вопрос. Через 2 минуты все жокеи должны быть на своих местах и знать, где его лошадь. Жокей читает вопрос, а лошадь отвечает.

Что такое текстовый документ?

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.

Назовите этапы создания текстового документа.

Ввод, редактирование, форматирование.

Что значит редактировать?

Исправление ошибок, внесение необходимый изменений.

Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать - , вставить -

Что такое буфер обмена?

Специальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.

Как вызвать контекстное меню?

Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.

Что можно назвать фрагментом текста?

Символ, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст.

Как быстро выделить : слово - , строку - , абзац -, весь текст - ?

- двойной щелчок (л.к.м.) по слову;

- щелчок (л.к.м.) слева от строки;

- двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца;

- тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста.

Как с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста?

За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке.

  1. Изучение нового материала (работа в тетради, прием «Кластер») (15 -17 мин.) ( работа со слайдами 7, 8, 9, 10 )

Запишите определение: Форматировать текст – это значит придавать ему форму, оформлять, «украшать».

Поможет вам в оформлении текста Панель форматирования.

А теперь построим кластер и узнаем, что можно сделать с помощью этой панели. В центре страницы напишите главное слово нашего урока (форматирование) и будем рядом записывать главные слова, относящиеся к нему. (Учитель устно поясняет каждое понятие, ребята слушают, дома закрепляют, читая параграф.)

с засечками рубленый

На вкладке Главная вы найдёте кнопку . Это «волшебная» кисть. Она помогает копировать формат некоторого фрагмента на весь остальной текст.

красная строка межстрочный

по левому по правому по центру по ширине

  1. Рефлексия (прием «Ромашка Блума») (6 мин) + запись домашнего задания. ( работа со слайдом 11 )

Итак, прежде чем вы перейдете к практической части урока, давайте подведем итог теоретической части нашего урока. Я приготовила для вас 6 вопросов.

Простой: Что такое форматирование?

Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это профессиональное требование, а правило хорошего тона?

Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска?

Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? ( здесь можно обсудить различные виды, способы форматирования )

Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности?

Творческий: А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д. Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.

  1. Решение учебных задач. Практическая работа (10 мин) ( работа со слайдом 12 )

Переходим к практической части урока. На столах лежат листы с заданием и образцом, который у вас должен получиться. У вас 15 минут. Читайте внимательно каждый пункт и у вас все получится. Удачи!

Практическое задание «Форматирование текста»

С помощью различных параметров форматирования приведите текст в соответствие с указанным образцом:

Картофель – 3 шт

Соленые огурцы – 2 шт

Лук зеленый – 50 г

Масло растительное – 2 ст. ложки

Перец молотый, горчица, укроп – по вкусу

При подаче на стол винегрет уложить горкой в салатник, украсить зеленым салатом, посыпать укропом.

  1. Не забывайте перед форматированием выделять нужный фрагмент текста.
  • 1 строку отцентрировать;
  • 2- 5 строки - выравнивание по левому краю;
  • 6-9 строки - выравнивание по правому краю;
  • В первом абзаце после списка продуктов установить абзацный отступ – 1,5 см, левую границу – 0 см, правую границу – 13 см, выравнивание по ширине;
  • Во втором абзаце после списка продуктов установить абзацный отступ – 9 см, левую границу – 8 см, правую границу – 16 см, выравнивание по ширине.
  1. Использовать следующие шрифты:
  • Заголовок – Arial, полужирный, подчеркивание, размер 18;
  • Названия продуктов – Times New Roman, курсив, размер – 14;
  • Текст рецепта – Courier New, размер 14.
  1. Сохраните текст под именем Винегрет в своей личной папке.
  1. Проверка выполненного задания и выставление отметок. (1-2 мин)

Ребята, спасибо за работу на уроке, все молодцы! Жду ваших творческих работ. До свидания.

1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс.

1. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.

[1] На предыдущих уроках изучены понятия: текстовый документ, этапы создания текстового документа, буфер обмена и работа с ним, работа с горизонтальной линейкой.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Текст должен быть красивым!» Здравствуйте, дорогие ребята! Начнем урок! 1 вариант 2 вариант

Как вы пишите домашнее сочинение? Делаем наброски . Думаем Проверяем и исправляем ошибки Аккуратно переписываем в тетрадь Попробуйте сформулировать тему урока……

Посмотрите на фрагменты текста и сравните их

Попробуйте сформулировать тему урока ….

Актуализация знаний А теперь давайте повторим то, что уже знаем о текстовых документах. Для этого «превратимся» в жокеев и лошадей.

Форматирование текста. Форматировать текст – это значит придавать ему форму, оформлять, «украшать».

К размер Ж Ч начертания цвет ФОРМАТИРОВАНИЕ символов шрифт с засечками рубленый каллиграфический декоративный

ФОРМАТИРОВАНИЕ абзацев красная строка межстрочный интервал выравнивание по левому по правому по центру по ширине краю краю

Панель форматирования Сегодня мы освоим только некоторые кнопки этой панели. Но постепенно, работая с текстовыми документами в 6, 7, 8 классах, вы изучите все ее возможности .

Рефлексия Простой: Что такое форматирование? Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это не профессиональное требование, а правило хорошего тона? Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска? Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности? Творческий : А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д . Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.

Спасибо за урок! Жду ваших творческих работ! Урок подготовила учитель информатики Т. А. Степанова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа для 8 класса: "Форматирование текста"

Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста.

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board в приложении Smart.


Форматирование текста. 5 класс (КРО)

Урок проверки знаний и умений учащихся (самостоятельная работа) по теме «Форматирование текста». В силу особенности памяти учащихся коррекционного класса в начале урока проводится повторение тем.


Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"

Техналогическая карта урока Презентация к уроку.


Раздаточный материал. Информатика 4 класс. Форматирование текста.

Раздаточный материал. Информатика 4 класс. Форматирование текста.


«Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста».

План-конспект урока по инфоратике «Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста», с применением электронных образовательных ресурсов.


Презентация к уроку информатики 8 класс "Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице"

Презентация к уроку № 2 по теме "Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML".

Читайте также: