Где еще в опере звучит 1 я тема татьяны

Обновлено: 04.07.2024

Сцена именин Татьяны. Представить себе не могу, что либреттисты, принадлежавшие примерно к той же среде, что и герои романа и оперы, могли такое написать.

Вспомним. У Пушкина сказано очень кратко - Ленский « в негодовании ревнивом», раздосадованный кокетством Ольги, просто уезжает с бала:

Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

И только назавтра Онегин через Зарецкого получит записку:

То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.

В опере же мы видим подробно выписанную сцену ссоры. Либреттистам будто не ведомы правила бального этикета (записанные, кстати, в их время): «Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы».

Что же в опере? Ещё можно допустить пространный диалог между Ленским и Ольгой:

- Ужель я заслужил от вас насмешку эту?
Ах, Ольга, как жестоки вы со мной!
Что сделал я?
- Не понимаю,
В чём виновата я.
- Все экосезы, все вальсы
С Онегиным вы танцевали!
Я приглашал вас,
Но был отвергнут.

Диалог завершится горьким выводом Ленского – «Ах, Ольга, ты меня не любишь!» Но вот дальше – сцена просто чудовищная. Ссора героев происходит посреди бального зала. Есть режиссёры, которые пытаются увести хотя бы в начале её героев куда-то в сторону от толпы. Вспоминаю не обруганную, наверное, только ленивым постановку Б.А.Покровского в Большом театре, шедшую в 1990-ые годы (кстати, мне она нравилась). Всему доставалось, в первую очередь, «дому в разрезе», но здесь великий Мастер «перевёл» героев в боковую комнату, и поэтому хотя бы поначалу их объяснение (меня всегда поражающее какой-то удивительной – не пушкинской! - словесной безвкусицей) проходило без свидетелей.

Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?
- Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!
- Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?
- Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовнёй
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться

Над нею же. Ах, как честно это!

А вот в виденной мной красивейшей постановке в Кировском (тогда) театре, которую привозили в Москву в 1983 году, Онегин (его пел мой любимый С.П.Лейферкус) по воле постановщика должен был всё это произносить и выслушивать, танцуя с барышнями. Заметьте, что я говорю не про новомодные трактовки с застольем на весь спектакль или с гусями-медведями!

А дальше ничего не поделаешь: гости бывших друзей окружили, и уже на весь зал звучит:

Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я. я презираю вас!
И концовка сцены, тоже совершенно невозможная в пушкинские времена:
- К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!
- Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы.
Вы — бесчестный соблазнитель!
- Замолчите. иль я убью вас.

Приходится только восхищаться потрясающими артистами, которые умудряются всё это спеть и сыграть так, что у зрителей и слушателей не появится даже подозрения на абсурдность происходящего!

И, тем не менее, благодаря действительно «страстной, юной, живописной, поэтической» музыке, опера живёт и, наверное, будет жить ещё очень-очень долго.

Исполнители были молоды. Я поискала данные о них: самому старшему, М.Е.Медведеву (он пел Ленского), было 27 лет, С.В.Гилёву (Онегину) – 25, М.Н.Климентовой (Татьяне) - 22, А.Н.Левицкой (Ольге) – 21. Как они справились? Судя по сохранившимся отзывам, молодость помогла им создать убедительные образы, но мастерства для полноценного исполнения вокальных партий всё же не хватило. Сам Чайковский (вспоминавший, что «особенного восторга в слушателях не заметил»), отмечал «теплоту и искренность» Климентовой.

Первые исполнители. Слева направо: С.В.Гилёв (Онегин) и В.В.Махалов (Гремин); М.Н.Климентова (Татьяна); М.Е.Медведев (не уверена, что Ленский) Первые исполнители. Слева направо: С.В.Гилёв (Онегин) и В.В.Махалов (Гремин); М.Н.Климентова (Татьяна); М.Е.Медведев (не уверена, что Ленский)

Хотя Чайковский и писал: «Я не отдам Онегина ни за какие блага ни петербургской, ни московской дирекции, и если ей [опере] не суждено идти в Консерватории, то она не пойдёт нигде», - тем не менее, в 1881 году опера была поставлена в Большом театре, а в 1884 году – в Мариинском, причём для этих постановок автор её немного подредактировал. А дальше – триумфальное шествие оперы по миру. Наверное, нет нужды перечислять всех прославленных исполнителей (думаю, что у каждого есть кто-то любимый, и не хочу никого обидеть), но хочу остановиться на одной интерпретации.

В 1958 году режиссёр Р.И.Тихомиров снял фильм-оперу «Евгений Онегин». Главный (и, в общем, единственный) упрёк у меня – для того, чтобы получился односерийный фильм, оперу подчас «резали по живому». Всё остальное, мне кажется, замечательно: и великолепные съёмки, и подбор исполнителей. Кроме Гремина (которого и поёт и играет прославленный бас И.И.Петров), роли исполняют драматические артисты (по возрасту очень близкие к своим героям), а поют солисты ГАБТ СССР. Г.П.Вишневская, записавшая для фильма партию Татьяны, вспоминала, что первоначально должна была и играть эту роль, но не смогла из-за рождения дочери. До сих пор не могу решить, огорчаться или радоваться… С одной стороны, мы могли бы увидеть (а не только услышать) замечательную певицу в пору её расцвета, а с другой, Галине Павловне было уже за тридцать, в фильме же снялась 20-летняя А.В.Шенгелая, и, по-моему, она прекрасна:

Мне (и я знаю, что не только мне) нравятся и другие исполнители:

И, конечно, заглавный герой, которого сыграл любимейший актёр того времени В.А.Медведев, кстати, ровесник своего героя (в конце), ставший для многих эталонным Онегиным:

Опера давно уже сделалась самостоятельным произведением и, думается, ещё много великолепных исполнителей её появится…

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

Опера «Евгений Онегин» - это выдающееся произведение русской классической музыки. Сюжет предложила певица Лавровская. Чайковский поначалу отверг это предложение. Однако перечитав «Онегина», он увлекся сюжетом, быстро написал сценарий и с Шиловским написал либретто. Опера была написана за восемь месяцев. Чайковский не стремился все содержание романа перенести в оперу. Он хотел лишь раскрыть драму трех героев – Татьяны, Онегина и Ленского. Он делает акцент на лирико-психологическую сторону.

Основной героиней оперы стала Татьяна. Чайковский даже начал писать оперу со сцены письма и хотел назвать оперу «Татьяна Ларина». Но лишь уважение к Пушкину помешало изменить название. Образ Татьяны Чайковский показывает в движении в развитии. Свое понимание этого образа он изложил в письме «Она – полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни; это мечтательная натура, ищущая смутно идеала и страстно гоняющаяся за ним. Не видя ничего подходящего к идеалу, она остается неудовлетворенной, но покойной. Но стоило появиться лицу, по внешности отличающемуся от среды пошло – провинциальной, она вообразила, что это – идеал, и страсть охватила до самозабвения. Пушкин превосходно, гениально изобразил мощь этой девической любви, и я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны после появления Онегина».

Первая характеристика Татьяны намечается в сжатой инструментальной интродукции к опере, построенной на единственной теме.

Это – лейтмотив, неоднократно появляющийся далее. Обычно эту тему называют темой мечтаний Татьяны о счастье. Нежная задумчивая мелодия совпадает с представлением о юной девичьей душе, мечтающей о счастье и любви.

В первой картине вокальная партия Татьяны не так обширна. Вторая картина полностью посвящена Татьяне. Эта картина является кульминацией в развитии лирического образа Татьяны. В музыке отражено движение внутренней душевной жизни девушки, постепенный расцвет ее большого чувства.

Оркестровое вступление к этой картине основано на скорбном, стонущем мотиве, подобном тягостным вздохам, который переходит в знакомую мелодию мечтаний Татьяны. Татьяна разговаривает с няней, все ее фразы полны задумчивости и тайной печали. Внезапно в партии Татьяны появляется мелодия полная увлечения и огня, она ширится и растет. Это – будущая тема любви Татьяны.

Сцена письма - одна из самых впечатляющих сцен в русской и мировой оперной литературе. Чайковский правдиво и поэтично воплотил в музыке все переходы юной девушки из одного душевного состояния в другое.

С точки зрения оперной драматургии сцена письма является в высшей степени новаторской. Эта сцена глубоко динамична и органически связана с развитием лирического действия.

Сцена начинается с проведения темы любви оркестром. Вот то чувство, которое заставляет Татьяну писать. Страстно звучит ариозо «Пускай погибну я». Затем идет контрастный раздел с горестными сомнениями, который приводит к поразительной теме «Я к вам пишу». Татьяна как бы беседует со своим любимым, преодолевая тревожное сомнение, приходит к уверенности в своем чувстве. В заключении сцены в оркестре ярко, ликующе звучит тема любви. Сцена письма раскрывает глубину и многогранность чувств Татьяны.

Новые черты образа Татьяны выступают в третьем действии, где она появляется как княгиня Гремина. Композитор нарисовал внешний облик Татьяны, облик прекрасной молодой женщины полной достоинства, нежной и спокойной простоты. Но, увидев Онегина ,в ее душе появляется внезапное смятение. Татьяна владеет собой и внешне остается спокойной.

В седьмой картине раскрыта вся глубина, вся горечь переживаний Татьяны. В сцене с Онегиным большое значение приобретает музыкальная тема из оркестрового вступления к седьмой картине, раскрывающая всю силу горя Татьяны и характеризующая ее возвышенный нравственный облик. Видя Онегина у своих ног ,в душе Татьяны возрождается чувство к нему. Борьба чувства любви с чувством долга правдиво и драматично выражена в напевной величавой теме «Онегин, в вашем сердце есть и гордость и прямая честь» она овладевает собой, в ее партии появляются энергичные волевые интонации: «Моя судьба уж решена, я буду век ему верна!» В характере Татьяны появились новые черты: чувство собственного достоинства, воля, глубина и сила ума.

Татьяна – один из самых привлекательных образов в мировой оперной литературе. Опера получила огромную популярность при жизни композитора вероятно по тому, что музыкальный язык ее близок городскому , бытовому романсу. Опера была поставлена силами студентов Московской консерватории и имела большой успех.

Диалоги о Музыке

"Евгений Онегин" Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах).

С юности Чайковский страстно любил театр. Театр притягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздействовать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайковский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для композитора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».

Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу композитор рассказывал:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».
В составлении либретто принимал участие его друг, литератор К. С. Шиловский.

В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но композитора в первую очередь привлекала лирическая драма героев — и именно она заняла центральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».

Диалоги о Музыке

В основу либретто легли лишь некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в основном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в облике Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторженность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объединяет общими интонациями. Музыкальные образы персонажей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяжении всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Музыкальный язык оперы тесно связан с характерными особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказывает» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.

В исполнении оперы композитор стремился достичь наибольшей искренности и простоты, поэтому постановка «Евгения Онегина» была по желанию автора осуществлена силами студентов Московской консерватории. Премьера состоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубинштейна.

Диалоги о Музыке

Петр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев - Татьяны, Онегина, Ленского - на фоне деревенского быта или картин столичной жизни. Несмотря на то, что опера названа "лирическими сценами", действие ее развивается очень целеустремленно.

В опере семь картин (три действия).

Краткое содержание.
Действие первое. Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.
Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.
Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча.

Действие второе.Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.
Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Действие третье.Картина шестая. Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассеять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изумлением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и представляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с честью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.

Картина седьмая. Дом Греминых. Татьяна в смятении читает письмо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.


П. И. Чайковский

Вы видите портреты двух великих гениев 19 века: А. С. Пушкин, П.И. Чайковский. Литературный замысел поэмы "Евгения Онегина"создал А.С. Пушкин в 1830 году, а П.И Чайковский создаёт оперу в 1878 году.

ЗАДАНИЕ 1 ответь письменно в тетради

1.1. Подумай и вспомни,что такое опера?

1.2. Как называется литературный текст оперы?

1.3.Какие оперы тебе известны?

Самопроверка по ссылке.

Обратимся к роману Пушкина. С чего начинаться роман? Кто главный герой?

У А.С. Пушкина роман начинается со вступления,в котором поэт знакомит нас со своим героем - Евгением Онегиным


Запиши в тетрадь:В опере тоже есть вступление-это УВЕРТЮРА, что значит "открытие" в переводе с французского.

ЗДЕСЬ прослушай начало увертюры,чья это музыкальная характеристика?

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны.Тема мечтаний звучит нежно,лирично, Это центральный в опере образ. Чем объяснить тот факт,что героиней увертюры является Татьяна,а не Онегин ,как у Пушкина?

В первой картине оперы происходит встреча Онегина с Татьяной Лариной. После этой встречи девушка влюбляется и пишет письмо своему избраннику,рассказывая о вспыхнувших чувствах. Перечитаем "Письмо Татьяны" ещё раз.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.


2.1 Прослушайте СЦЕНУ ПИСЬМА ЗДЕСЬ Либретто Сцены письма ЗДЕСЬ

2.2.При прослушивании Сцены письма обратите внимание на частые смены эмоциональных состояний в музыке.Подумайте,чем они обусловлены.

2.3. Выпишите из музыкального анализа "Сцены Письма" интонационные характеристики каждого раздела

Письмо представляет собой свободно развивающийся монолог, это небольшая моно-опера. 1-ый раздел - ариозо "Пускай погибну я " (такого текста нет у Пушкина в письме) -передаёт порыв, неудержимость чувств, воодушевление, решительность, смелость девушки, силу первой любви. Это начало письма, Татьяна ищет слова, чтобы рассказать Онегину о своей любви. Написав несколько строчек, она пугается своей смелости и рвёт листок.

2-ой раздел - "Я к вам пишу" - в миноре, в оркестре солирует гобой - тема письма. Характер лирический, печальный, трогательный, простой.

3-ий раздел - "Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердца я " -романсовый, Татьяна верит в своё чувство.

4-ый раздел - "Кто ты? Мой ангел ли хранитель или коварный искуситель"- светлый, созерцательный, нежный, Татьяна надеется на взаимность. Кода - решительная. . страшно перечесть . но мне порукой - ваша честь. Наступает утро, Татьяна передаёт письмо няне, её внук бежит к Онегину.

2.4. Во время очередной телепередачи "Что? Где? Когда?" знатокам интеллектуальной игры был предложен вопрос: "Какой музыкальный инструмент начинает звучание фрагмента "Я вам пишу чего же больше?" Ответьте на него.

ТАТЬЯНА - провинциальная барышня, воспитанная французскими романами, она создаёт в своём воображении идеальный образ Онегина. Мечтательная и робкая в 1-ой картине, она неожиданно становится смелой и решительной, потому что любит и хочет доказать, что это действительно так. Её чувство настоящее, сильное, первое. В письме много об Онегине и всё - с нежностью, добром, любовью, очень бережно. Чайковский очень любил образ Татьяны и наделил её прекрасной музыкой.
Домашнее задание: Выполнить задания 1 и 2 .Файл с выполненной работой прикрепить в ЭШ с пометкой УРОК 8.5

Читайте также: