Как оформить отстранение от работы за отказ от вакцинации в 1с 8

Обновлено: 03.07.2024

Эксперты Роструда разъяснили, в каком порядке работодатель может оформить отстранение от работы сотрудника, отказавшегося от вакцинации.

Ведомство напоминает, что Трудовым кодексом предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. В абзаце 8 части 1 статьи 76 ТК РФ уточнено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ.

В частности, одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. То есть, вакцина необходима в тех случаях, когда речь идет о высоком риске заболевания и его дальнейшем распространении.

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в регионе вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

Соответственно, если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Сегодня такие постановления приняты более чем в 10 регионах страны. Соответственно в этих регионах для тех сотрудников, которые указаны в постановлении, вакцинация становится обязательной.

Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы. При этом процедура отстранения работника от работы нормативно не регламентирована. Как правило, на практике применяется следующий порядок:

  • выявляется и фиксируется основание для отстранения;
  • оформляется приказ об отстранении;
  • заполняется табель учета рабочего времени;.
  • вносится запись об отстранении работника в личную карточку.

Обязанность работодателя вносить такую запись прямо не предусмотрена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Однако данная информация понадобится при подсчете стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Кроме того, зафиксировать информацию об отстранении работника (основание и период отстранения) можно в разделе 10 «Дополнительные сведения» формы № Т-2, если работодатель использует эту унифицированную форму.

Такие разъяснения привел Роструд на своем сайте , отвечая на вопросы работников и работодателей.


Кратко остановимся на понятиях, которыми будем оперировать в статье.

Вакцина — это препарат, предназначаемый для обеспечения выработки иммунитета против какой-либо болезни путем стимулирования выработки антител.

Прививка — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням для предупреждения возникновения и распространения этих заболеваний. Попросту это введение вакцины.

Иммунизация — это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно путем введения вакцины.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИММУНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Порядок проведения иммунизации регулируется Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 28.11.2018; далее — Федеральный закон № 157-ФЗ). При реализации его положений как со стороны работника, так и со стороны работодателя очень часто возникают вопросы относительно прав и обязанностей обеих сторон трудовых отношений в части необходимости проведения профилактических прививок.

С одной стороны, в силу положений ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ работник, как любой гражданин, имеет право отказаться от профилактических прививок. Однако злоупотребление этим правом может привести к серьезным правовым последствиям.

С другой стороны, работодатель должен соблюдать санитарные нормы и обеспечивать безопасные условия труда для работников (ст. 22, 212 ТК РФ). Кроме того, он обязан оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц[1].

Возникает противоречие: прививка — дело добровольное, и гражданин вправе отказаться от вакцинации, однако работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации работников. Означает ли это, что работника необходимо принудить сделать прививку?

Для разрешения этой дилеммы вновь обратимся к Федеральному закону № 157-ФЗ, где в ч. 2 ст. 5 указано, что отказ от прививки может повлечь временный отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.99 № 825 (в ред. от 24.12.2014).


Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п.), что нормативно регулируется санитарными правилами и постановлениями санитарного врача.

С 1 сентября 2017 г. в отношении профилактики гриппа действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2017 № 92 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2017–2018 годов», пунктом 5 которого руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовано :

  • организовать иммунизацию сотрудников против гриппа;
  • принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях;
  • в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ, и обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками).


В рамках национального календаря профилактических прививок (против дифтерии, кори, краснухи, вирусного гепатита В, гриппа работающим по отдельным профессиям и должностям) иммунизация осуществляется бесплатно — вакцина закупается за счет средств, поступающих из федерального бюджета, — в медицинских учреждениях по месту прикрепления населения.

Если работодатель будет игнорировать проведение прививок по эпидемическим показаниям, это может послужить основанием для привлечения его к административной ответственности[3]. Хотя имеет место и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии был отнесен строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания[4].

Будет ли прививка от коронавируса COVID-19 обязательной?

Вакцинация против коронавирусной инфекции может стать компонентом национального календаря профилактических прививок. Об этом еще 25.09.2020 заявлял главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Минздрава Александр Чуланов.

Минпросвещения России в письме от 24.09.2020 № МП-П-3394 дало следующее разъяснение: «…По информации, представленной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ежлова Е. Б., письмо от 09.09.2020 № 02/18666-2020-23), обязательное лабораторное обследование (сдача тестов на COVID-19 и антитела) учителей и других работников образовательных организаций перед началом учебного года или в течение учебного процесса не предусмотрено.

Иммунизация от COVID-19 не входит в перечень профилактических прививок национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденных Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н.

Вместе с тем при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в т. ч. и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, а должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, — предписания о дополнительных противоэпидемических мероприятиях, в т. ч. проведении профилактических прививок и обследований (подп. 6 п. 1 ст. 51, ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

При вынесении указанного постановления/предписания граждане, не выполняющие требования вышеуказанных документов, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.

. Увольнение или отстранение от работы сотрудника образовательного учреждения за отказ от иммунизации от COVID-19, отказ от сдачи тестов на коронавирус и на антитела ТК РФ не предусмотрено».

В случае затруднений ориентируйтесь, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т. п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре.

Таким образом, чтобы избежать ответственности, необходимо:

  1. Потребовать от работников соблюдать закон о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами: от создания приказа до направления письменного уведомления).
  2. Получить от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации.
  3. Отстранить работников, не прошедших вакцинацию, от работы.


[1] Статьи 11, 24, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2020).

[3] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2014 по делу № А60-16173/2014.

[4] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013.

С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ О возможности отстранения от работы не привитых от COVID-19 работников


Обзор документа

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ О возможности отстранения от работы не привитых от COVID-19 работников

1. Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ). В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ). Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение № 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

2. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закон N 52-ФЗ Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.

Например, в 60% работников, указанных в пункте 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление N 1), учитываются исключительно работники (независимо от условий, определяющих характер работы), получившие вакцинацию. Исключения предусмотрены в отношении работников, имеющих медицинские противопоказания.

Таким образом, сотрудники, работающие удаленно (дистанционно), отказавшиеся от вакцинации и не имеющие противопоказаний могут быть отстранены от работы.

3. В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы. Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно. В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения.

До издания приказа следует получить от работника письменный отказ от вакцинации.

С приказом об отстранении следует ознакомить работника под подпись.

4. Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главными государственными санитарными врачами субъектов.

Например, из пункта 2.1 Постановления N 1 следует, что руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, обязаны в срок до 15 июля 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.

Полагаем, что отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации должно быть оформлено с 15 августа 2021 г. в случае, если работником в указанную дату не предоставлены сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к такой вакцинации.

Перечень, форма, содержание, а также лица, имеющие право выдавать такие документы определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

5. При отказе сотрудника от обязательной вакцинации работодатель должен запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы.

6. На основании части третьей статьи 76 ТК РФ отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

7. Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний. Перевод на дистанционный труд не является альтернативой отстранению.

8. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.

9. Согласно части второй статьи 76 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, работодатель вправе отстранить работника, выразившего отказ от проведения вакцинации, на период эпиднеблагополучия.

10. Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы (пункт 1 настоящего Письма)

11. Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами ГАМ-КОВИД-ВАК, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.

Полагаем, что работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае, если работник отказывается предоставлять вышеуказанные документы, он подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.

За дополнительной информацией по вопросу перечня, формы, содержания документов, подтверждающих противопоказания к вакцинации от COVID-19, Ассоциация "Некоммерческое партнёрство "Объединение Корпоративных Юристов" вправе обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Настоящее письмо не является правовым актом.

Обзор документа

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных категорий граждан (работников отдельных отраслей). Количество работников, которые должны быть привиты, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.

Сотрудники, в т. ч. работающие удаленно, отказавшиеся от вакцинации и не имеющие противопоказаний к ней, могут быть отстранены от работы без сохранения зарплаты. В этом случае работодателю необходимо издать соответствующий приказ, форму которого он может разработать самостоятельно. В приказе указывается ФИО и должность работника, основания отстранения от работы, его срок. До издания приказа от работника следует получить письменный отказ от вакцинации. С приказом об отстранении работник должен быть ознакомлен под подпись. Дата отстранения от работы зависит от сроков проведения вакцинации, определенных главными санитарными врачами субъектов.

Обязательная вакцинация не распространяется на граждан с противопоказаниями к ней, подтвержденными медицинским заключением. В этом случае работодатель вправе требовать от работников подтверждающие медицинские документы. При отказе в их предоставлении работник подлежит отстранению от работы без сохранения зарплаты.

Совсем недавно (23 июля 2021 г.) Минтруд России и Роспотребнадзор по итогам заседания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ направили разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных.

В данных разъяснениях утверждалось, в частности, что группы граждан, определенные в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, должны пройти вакцинацию, отказавшиеся от вакцинации должны быть отстранены от работы, что именно работодателям необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива. Законность этих и ряда других тезисов, содержащихся в разъяснениях, вызвала определенные сомнения.

Минтруд России в своем новом письме пояснил, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 августа 2021 г. № 14-2/ООГ-7691).

Мы уже неоднократно говорили о том, что не содержит такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, на который ссылались госорганы как на основание для отстранения от работы непривитых сотрудников, позволяет отстранять от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (то есть актами федерального уровня). Возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений санврачей субъектов РФ ТК РФ не предусматривает. К тому же, и сами постановления главных санитарных врачей субъектов РФ ничего про отстранение от работы не говорят. В настоящий момент прививка против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, а необходимость вакцинации от COVID-19 определяет санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации – если санврачом принято решение о ее проведении, – чреват отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825. Дополнительное основание для отстранения от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, предусмотрено п. 2 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Однако оснований для отстранения работников, отказывающихся от вакцинации, данный закон не содержит.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от от 17 сентября 1998 г. 157-ФЗ сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом России. Между тем постановления главных санитарных врачей субъектов РФ, как правило, содержат более широкий перечень категорий работников, чем тот, который содержится в приказе Минздрава России о включении вакцинации против COVID-19 в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Однако данный факт органами госвласти игнорировался.

Также мы отмечали, что действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, работодатели в этом списке не упомянуты.

В письме Минтруда России также сообщается, что вопросы, связанные с проведением вакцинирования против COVID-19, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор, туда и направлено соответствующее обращение.

Читайте также: