Как открыть синтаксис помощник в 1с

Обновлено: 07.07.2024

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: установка 1С и ваша первая программа на языке 1С

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

Если вы не читали введение к урокам - пожалуйста, прочтите его: ссылка.

Установка учебной версии 1С

Для обучения программированию нам понадобится 1С 8.3 (не ниже 8.3.13.1644).

Если у вас есть установленная 1С версии 8.3 - используйте её. Если нет - скачайте и установите учебную версию, которую фирма 1С выпускает специально для образовательных целей.

Задание №1: скачать и установить учебную версию 1С 8.3.

Инструкция для выполнения: ссылка на инструкцию.

После выполнения Задания №1 на вашем рабочем столе должен появиться вот такой ярлык:

Поздравляю! Платформа 1С установлена и очень скоро вы сможете написать первую программу.

Первая программа

Это уже стало традицией для программистов - изучая новый язык, первое, что на нём пишут это программу, печатающую на экране фразу "Hello, World!".

Не станем исключением и мы. Но, будучи русскими программистами, заставим компьютер вывести на экран фразу "Привет, Мир!".

Задание №2: написать программу на языке 1С 8.3, которая при запуске выводит на экран фразу "Привет, Мир!".

Инструкция для выполнения:

1. Запустите ярлык "1С:Предприятие" на вашем рабочем столе.

02

3. Выберите пункт "Создание новой информационной базы" и нажмите кнопку "Далее".

03

4. Выберите пункт "Создание информационной базы без конфигурации . " и нажмите кнопку "Далее".

04

5. В качестве имени базы укажите "Учебная" и нажмите кнопку "Далее".

05

06

7. Укажите вариант аутентификации "Выбирать автоматически", режим запуска "Толстый клиент". В качестве версии 1С:Предприятия ничего не указывайте, нажмите кнопку "Готово".

01

08

9. В открывшемся окне, выберите через меню "Конфигурация"->"Открыть конфигурацию".

09

10. В открывшейся слева панели нажмите правой кнопкой мыши на слове "Конфигурация" и выберите из списка "Открыть модуль управляемого приложения".

10

Внимание! Если вы используете версию 1С, отличную от той, что мы используем в школе, у вас этот пункт меню может называться "Открыть модуль приложения". Не пугайтесь, это то же самое - выбирайте его.

11. Открылось окно с редактором. Сюда можно писать текст! С ним мы и будем работать в дальнейшем.

11

12. Теперь, не задумываясь, просто перепишите в это окно следующий текст:

12

13. Отлично! Код нашей первой программы готов. Запустим его на выполнение. Через меню "Отладка"->"Начать отладку" (или клавиша F5).

13

14. На вопрос ответим утвердительно.

14

15. Спустя секунду или две запустится 1С и в окне снизу появится надпись "Привет, Мир!". Мы добились от компьютера того, чего хотели. Поздравляю вас с первой программой!

15

Обращение преподавателя

Уровень сложности уроков идёт снизу вверх. Поэтому старайтесь заниматься последовательно, ничего не пропуская и не откладывая на потом.

Обязательно выполняйте все тесты и домашние задания, старайтесь улучшить свои результаты. Сверяйтесь с эталонными решениями только после самостоятельного выполнения задач.

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: синтакс-помощник 1С

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

Мы подошли к такому этапу изучения языка 1С на котором пора научиться пользоваться встроенным синтакс-помощником. Синтакс-помощник - это справочная система по языку 1С 8.3, встроенная в конфигуратор.

Синтакс-помощник описывает сам язык и правила его использования. В нём перечислены все команды и их параметры, даны примеры использования.

Научитесь использовать и понимать синтакс-помощник и это существенно сэкономит время, которое вы потратите на освоение языка. Умение пользоваться документацией по языку программирования отличает профессионала от любителя. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь.

Использование синтакс-помощника 1С

Пускай мы пишем или просматриваем код с использованием массива и забыли, что такое массив, какие у него есть команды и как им пользоваться.

Можно, конечно, полезть в книжки и интернет, но, поверьте, в таких ситуациях нет ничего быстрее и проще, чем прибегнуть к встроенному синтакс-помощнику.

Для этого установите курсор на интересующее слово (сейчас нас интересует тип данных Массив, поэтому установим курсор на него):

Синтакс-помощник в 1С 8.3 1

Нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш Ctrl + F1.

Клавиши нажимаются так:

  1. Нажимаете Ctrl.
  2. Удерживая Ctrl жмёте F1.
  3. Отпускаете все клавиши.

Тогда в правой части окна откроется окно синтакс-помощника с описанием типа данных Массив:

Синтакс-помощник в 1С 8.3 2

Обратите внимание на то, что в этом окне дана исчерпывающая информация по массивам: полное описание, команды и примеры использования.

Такую информацию вы можете получить по любому из объектов встроенного языка 1С 8.3. Достаточно устанавливать курсор на интересующую вас конструкцию и нажать Ctrl + F1.

Давайте представим, что нам нужно написать команду по вводу даты. Мы не знаем её полного названия, но знаем, что она начинается со слова "Ввести".

Давайте напишем слово "Ввести", а затем нажмём на клавиатуре комбинацию клавиш Ctrl + Пробел. Как видите, перед нами открылось окно возможных вариантов команд, которые начинаются со слова "Ввести".

Синтакс-помощник в 1С 8.3 3

Выберем подходящую нам ВвестиДату и нажмём Enter. И команда вставится в редактор автоматически. Причём компьютер сам откроет круглую скобку, подсказывая, что мы ввели команду и нужно указать параметры её вызова. И тут же откроется окно подсказки параметров вызова.

Синтакс-помощник в 1С 8.3 4

А давайте нажмём Esc, чтобы подсказка параметров вызова закрылась:

Синтакс-помощник в 1С 8.3 5

Как теперь открыть её снова? Очень просто. Для этого поместите курсор после круглой скобки и нажмите Ctrl + Shift + Пробел. Подсказка появится вновь:

Синтакс-помощник в 1С 8.3 6

Из подсказки следует, что команда ввода даты принимает три параметра, но все ли они являются обязательными? Как это выяснить?

А давайте посмотрим более полное описание команды в синтакс-помощнике. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. Для этого установим курсор на название команды:

И нажмём Ctrl + F1. Откроется окно синтакс-помощника с полным описанием команды ВвестиДату:

Синтакс-помощник в 1С 8.3 8

Из описания видно, что обязательным является только первый параметр: переменная в которую будет возвращено значение введенное пользователем. Кроме того, мы видим, что сама команда вернёт значение Истина в том случае, если пользователь ввёл дату, и Ложь, если пользователь отказался от ввода даты.

Но и это ещё не всё. В верхней части синтакс помощника (который открывается по Ctrl + F1) на закладке Содержание можно увидеть оглавление, в котором собраны все разделы помощника.

Синтакс-помощник в 1С 8.3 9

Нас сейчас в первую очередь интересует общее описание встроенного языка. Раскройте его:

Синтакс-помощник в 1С 8.3 10

Здесь можно ещё раз прочитать про уже изученные нами конструкции и узнать много нового.

Многим программистам не нравится синтакс-помощник языка 1С. Они находят его неудобным, но поверьте - к нему нужно просто привыкнуть и тогда любую информацию по языку 1С вы сможете находить в два счёта.

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: использование диалогов в 1С

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

Давайте определимся, что же такое диалог? Вызов команды Сообщить является диалогом? А вызов команды ВвестиЧисло? А вызов ОткрытьЗначение?

Итак, диалог - это прежде всего элемент графического интерфейса , окно . А следовательно вызов Сообщить - диалогом не является, так как у него нет своего отдельного окна.

Диалог - это не просто окно. Это окно, которое открывается пользователю с целью вывода информации и (или) получения ответа.

Вопрос

Для того чтобы показать какой-либо диалог необходимо вызвать команду соответствующую этому диалогу и передать ей необходимые параметры. Команда - это обычная процедура или функция, только написанная не нами, а программистами фирмы 1С. Мы не можем менять эти команды, мы можем их только вызывать.

Предупреждение

Отличным примером диалога является вывод предупреждения пользователю:

Что мы видим? Вызов команды Предупреждение, в которую в качестве параметра передаётся строка "Осторожно".

Когда компьютер дойдёт до строчки, в которой вызывается эта команда, пользователю отобразится диалог предупреждения. И до тех пор, пока пользователь не закроет этот диалог, компьютер будет ожидать на этой же строчке. Только после закрытия диалога - выполнение программы продолжится и начнётся выполнение строки, следующей за вызовом диалога.

К примеру, пусть у нас есть такой код:

Как он будет выполняться?

В начале компьютер дойдёт до строчки №1 и выполнит команду Предупреждение с параметром "1". В этот момент пользователю покажется диалоговое окно с текстом "1", а компьютер замрёт на этой строчке и будет ожидать, пока пользователь закроет диалог. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь.

После закрытия диалога компьютер перейдёт к выполнению строчки №2 и выполнит команду Предупреждение уже с другим параметром "2". Пользователю снова покажется диалоговое окно, но уже с текстом "2", а компьютер замрёт уже на второй строчке и будет ожидать, пока пользователь закроет диалог.

Затем компьютер перейдёт к третьей строчке. Ну и так далее.

У команды Предупреждение параметр, отвечающий за текст, который выводится - не единственный. Есть ещё два дополнительных параметра:

Таймаут - означает количество секунд, через которое диалог закроется сам, если этого не сделает пользователь.

Заголовок - подменяет стандартный заголовок "1С:Предприятие" на строку пользователя.

К примеру, такой код:

покажет диалог с текстом "Осторожно." и заголовком "Внимание!", а также закроется через 5 секунд, если пользователь не сделает этого раньше:

А что если мы хотим задать только текст и заголовок окна, а таймаут не задавать?

Во-первых, мы можем передать в качестве таймаута ноль:

А во-вторых, мы можем просто оставить пустое место вместо параметра и система сама поймёт, что нужно оставить его значение по умолчанию:

Для того, чтобы узнавать обо всех возможных параметрах встроенных команд 1С - пользуйтесь синтакс-помощником так, как это описано в одном из предыдущих уроков (ссылка).

Ввод числа

Некоторые диалоги не только выводят какую-то информацию от нас пользователю, но и наоборот возвращают некий результат взаимодействия с пользователем. Примером такого диалога является ввод числа.

К примеру, напишем:

02

Зачем мы передаём в команду параметр Число? Во-первых, для того, чтобы отобразить начальное значение ввода в диалоге. А, во-вторых, чтобы вернуть в эту переменную значение, которое ввёл пользователь. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь.

Но что если пользователь отказался от ввода и нажал кнопку "Отмена"? Как об этом узнать? Оказывается, функция ВвестиЧисло не только показывает диалог ввода числа, но ещё и возвращает нам Истина в том случае, если пользователь нажал кнопку "ОК" и Ложь, если он отменил ввод, нажав кнопку "Отмена".

Таким образом, более правильным будет такой код:

В переменную Результат (имя могло быть любым) возвращается Истина или Ложь в зависимости от того какую кнопку нажал пользователь ("ОК" или "Отмена").

В переменную Число возвращается число введенное пользователем.

Вопрос

Заключительным диалогом, который мы рассмотрим, будет является диалог вопроса пользователю.

Имя команды, которая вызывает этот диалог нам известна - Вопрос.

Теперь давайте посмотрим в синтакс-помощнике какие параметры принимает эта команда:

ТекстВопроса - это сам вопрос в текстовом виде, который увидит пользователь.

Кнопки - это одно из предопределенных значений, которые также можно посмотреть в синтакс-помощнике. Например, если передать в этот параметр:

    • РежимДиалогаВопрос.ДаНет - в диалоге будет всего две кнопки Да и Нет.
    • РежимДиалогаВопрос.ДаНетОтмена - три кнопки Да, Нет и Отмена.
    • РежимДиалогаВопрос.ОкОтмена - две кнопки Ок и Отмена.
    • И другие варианты кнопок.

    Таймаут - этот параметр нам уже знаком.

    КнопкаПоУмолчанию - это кнопка, на которой будет фокус при показе окна. Её значения могут быть такими:

      • КодВозвратаДиалога.Нет
      • КодВозвратаДиалога.Да
      • КодВозвратаДиалога.Отмена
      • И другие кнопки.

      Заголовок - этот параметр нам уже знаком.

      КнопкаТаймаута - если задать значение этой кнопки и параметр Таймаут, то именно на ней будет отображаться количество оставшихся секунд до закрытия диалога. У неё могут быть такие же значения как и у параметра КнопкаПоУмолчанию.

      Уфф. Как видите, параметров много. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. Но необязательно использовать их все. Как следует из синтакс-помощника обязательными к заполнению являются только первые два:

      Вопрос

      Вопрос-то мы задали. Хорошо бы теперь получить ответ - выспался пользователь или нет Из того же синтакс-помощника мы узнаём, что кнопка которая была нажата возвращается в качестве результата вызова команды Вопрос:

      Модальность

      Все примеры диалогов, которые мы рассмотрели - являются модальными, потому что компьютер, показывая диалог, замирает на той же строчке и не идёт дальше, пока диалог не закроется.

      Ещё можно сказать, что когда мы показываем модальный диалог - пользователь может работать только с этим диалогом. Работа со всей остальной частью системы блокируется, пока не закроется диалог.

      Таким недостатком не обладают немодальные версии диалогов, но к ним переходить нам ещё рано.

      Синтакс-помощник — один из инструментов разработки. Он позволяет быстро получить подсказку по синтаксису встроенного языка в процессе написания кода программы.

      Синтакс-помощник

      Синтакс-помощник реализован в составе конфигуратора и содержит информацию об объектах встроенного языка, их свойствах, методах и связанных с ними событиях. В верхней части окна синтакс-помощника в виде дерева отображается список элементов встроенного языка: операторов, управляющих конструкций, процедур и функций, системных констант и др. Для удобства все элементы встроенного языка объединены в тематические разделы, представленные в виде ветвей дерева.

      В нижней части окна синтакс-помощника для каждого свойства, метода или события отображается подробная информация о синтаксисе, параметрах и особенностях использования элемента встроенного языка, выбранного в верхнем окне. В синтакс-помощнике поддерживаются гиперссылки на упоминаемые объекты встроенного языка, что позволяет быстро переходить к интересующей информации.

      Отбор по контексту

      Синтакс-помощник может отображать всю информацию или только ее часть, относящуюся к выбранным контекстам исполнения:

      Синтакс-помощник

      Например, можно просматривать только те объекты, методы и свойства, которые можно использовать в тонком клиенте.

      Настроить отображаемый контекст можно прямо из окна синтакс-помощника или командой Сервис — Параметры — Справка в конфигураторе.

      Синтакс-помощник

      Поиск по началу фразы

      Синтакс-помощник позволяет осуществлять поиск по строке с последующим выбором конкретного объекта встроенного языка, описание которого интересует.

      Синтакс-помощник

      Полнотекстовый поиск

      Также имеется возможность полнотекстового поиска по синтакс-помощнику. Найденные слова автоматически выделяются в тексте.

      Синтакс-помощник

      Быстрое получение справки при редактировании текста программы

      Открыв в текстовом редакторе программный модуль, можно установить курсор на интересующую конструкцию встроенного языка и по контекстному меню, или по горячей клавише, сразу перейти к описанию этой конструкции в синтакс-помощнике.

      Синтакс-помощник

      После этого, с помощью кнопки Найти текущий элемент в дереве, можно открыть дерево синтакс-помощника на просматриваемом элементе.

      Синтакс-помощник

      Размещение готовых конструкций встроенного языка в тексте программы

      Готовые конструкции встроенного языка можно размещать в модуле просто перетащив их мышью из синтакс-помощника.

      Синтакс-помощник

      В результате в текст программы будет вставлена заготовка выбранного метода или функции.

      Синтакс-помощник

      Быстрое получение справки в палитре свойств

      Находясь в палитре свойств можно быстро получить справку по выбранному методу, свойству или событию с помощью контекстного меню палитры свойств.

      Синтакс-помощник

      Следует заметить, что это возможно не для всех свойств, методов, событий, перечисленных в палитре свойств, а только для тех, которые доступны из встроенного языка.

      Методические ссылки

      В синтакс-помощнике, в конце каждого описания появилась ссылка Методическая информация:

      Синтакс-помощник

      По этой ссылке открывается окно браузера, в котором отображаются ссылки на методические материалы для выбранного раздела синтакс-помощника и для его родителей («смотри также:»):

      Синтакс-помощник

      Есть некоторое количество механизмов платформы и есть сопутствующие технологии, которые не представлены во встроенном языке. Информацию по ним можно получить с помощью поиска по категориям (по тэгам) в этом же окне:

      Читайте также: