Как посчитать экстенсивный показатель в эксель

Обновлено: 07.07.2024

При работе с данными в Excel у вас часто возникают проблемы с обработкой выбросов в вашем наборе данных. Выбросы довольно часто встречаются для всех видов данных, и важно идентифицировать и обрабатывать эти выбросы, чтобы убедиться, что ваш анализ правильный и более значимый.

В этом руководстве я покажу вам, как находить выбросы в Excel , а также некоторые методы, которые я использовал в своей работе для обработки этих выбросов.

Что такое выбросы и почему их важно найти?

Приведу простой пример.

Сейчас где-то посередине нашего маршрута автобус останавливается, и в него садится Билл Гейтс.

Как вы думаете, как это повлияет на средний вес и средний доход людей в автобусе?

Хотя средний вес вряд ли сильно изменится, средний доход пассажиров автобуса резко вырастет.

Это связано с тем, что доход Билла Гейтса является исключением в нашей группе, и это дает нам неправильную интерпретацию данных. Средний доход каждого человека в автобусе составит несколько миллиардов долларов, что намного превышает реальную стоимость.

При работе с фактическими наборами данных в Excel вы можете иметь выбросы в любом направлении (например, положительный выброс или отрицательный выброс).

И чтобы убедиться, что ваш анализ верен, вам нужно каким-то образом идентифицировать эти выбросы, а затем решить, как лучше всего их лечить.

Теперь давайте посмотрим несколько способов найти выбросы в Excel.

Найдите выбросы путем сортировки данных

А поскольку выбросы могут быть в обоих направлениях, убедитесь, что вы сначала сортируете данные в порядке возрастания, а затем в порядке убывания, а затем просматриваете верхние значения.

Позвольте мне показать вам пример.

Ниже у меня есть набор данных, в котором у меня есть продолжительность звонков (в секундах) для 15 звонков в службу поддержки.


Ниже приведены шаги по сортировке этих данных, чтобы мы могли идентифицировать выбросы в наборе данных:

Вышеупомянутые шаги сортируют столбец продолжительности звонка с наивысшими значениями вверху. Теперь вы можете вручную просмотреть данные и посмотреть, есть ли выбросы.


В нашем примере я вижу, что первые два значения намного выше остальных значений (а два нижних намного ниже).

Примечание. Этот метод работает с небольшими наборами данных, где вы можете вручную сканировать данные. Это не научный метод, но он хорошо работает

Поиск выбросов с помощью функций

Теперь давайте поговорим о более научном решении, которое поможет вам определить, есть ли какие-то выбросы.

В статистике квартиль составляет четверть набора данных. Например, если у вас есть 12 точек данных, то первый квартиль будет тремя нижними точками данных, второй квартиль будет следующими тремя точками данных и так далее.

Ниже приведен набор данных, по которому я хочу найти выбросы. Для этого мне нужно будет вычислить 1-й и 3-й квартили, а затем с его помощью вычислить верхний и нижний предел.


Ниже приведена формула для вычисления первого квартиля в ячейке E2:


и вот тот, который вычисляет третий квартиль в ячейке E3:


Теперь я могу использовать два вышеупомянутых вычисления, чтобы получить межквартильный размах (который составляет 50% наших данных в пределах 1-го и 3-го квартилей).


Теперь мы будем использовать межквартильный диапазон, чтобы найти нижний и верхний предел, который будет содержать большую часть наших данных.

Все, что выходит за эти нижние и верхние пределы, будет считаться выбросом.

Ниже приведена формула для расчета нижнего предела:

который в нашем примере становится:


И формула для расчета верхнего предела:

который в нашем примере становится:


Теперь, когда у нас есть верхний и нижний предел в нашем наборе данных, мы можем вернуться к исходным данным и быстро определить те значения, которые не лежат в этом диапазоне.

Я использовал приведенную ниже формулу ИЛИ, чтобы получить ИСТИНА для тех значений, которые являются выбросами.


Теперь вы можете фильтровать столбец Outlier и отображать только те записи, для которых значение TRUE.

В качестве альтернативы вы также можете использовать условное форматирование, чтобы выделить все ячейки, в которых значение TRUE.

Примечание. Хотя это более распространенный метод поиска выбросов в статистике. Я считаю этот метод немного непригодным для использования в реальных сценариях. В приведенном выше примере нижний предел, рассчитанный по формуле, равен -103, в то время как набор данных, который у нас есть, может быть только положительным. Таким образом, этот метод может помочь нам найти выбросы в одном направлении (высокие значения), он бесполезен при выявлении выбросов в другом направлении.

Поиск выбросов с помощью функций НАИБОЛЬШИЙ / МАЛЕНЬКИЙ

Если вы работаете с большим количеством данных (значения в нескольких столбцах), вы можете извлечь 5 или 7 наибольших и наименьших значений и посмотреть, есть ли в них выбросы.

Если есть какие-либо выбросы, вы сможете их идентифицировать, не просматривая все данные в обоих направлениях.

Предположим, у нас есть приведенный ниже набор данных, и мы хотим знать, есть ли какие-либо выбросы.


Ниже приведена формула, которая даст вам наибольшее значение в наборе данных:

Точно так же второе по величине значение будет равно

Если вы не используете Microsoft 365, в котором есть динамические массивы, вы можете использовать приведенную ниже формулу, и она даст вам пять наибольших значений из набора данных с помощью одной единственной формулы:


Точно так же, если вам нужны 5 наименьших значений, используйте следующую формулу:

или следующее, если у вас нет динамических массивов:

Когда у вас есть эти значения, очень легко обнаружить любые выбросы в наборе данных. Хотя я решил извлечь 5 наибольших и наименьших значений, вы можете выбрать 7 или 10 в зависимости от размера вашего набора данных.

Я не уверен, является ли это приемлемым методом для поиска выбросов в Excel или нет, но это метод, который я использовал, когда мне приходилось работать с большим количеством финансовых данных на моей работе несколько лет назад. По сравнению со всеми другими методами, описанными в этом руководстве, я считаю этот наиболее эффективным.

Как правильно обращаться с выбросами

До сих пор мы видели методы, которые помогут нам найти выбросы в нашем наборе данных. Но что делать, если вы знаете, что есть выбросы.

Вот несколько методов, которые вы можете использовать для обработки выбросов, чтобы ваш анализ данных был правильным.

Удалить выбросы

Это более жизнеспособное решение, когда у вас большие наборы данных и удаление пары выбросов не повлияет на общий анализ. И, конечно же, перед удалением данных обязательно создайте копию и выясните, что вызывает эти выбросы.

Нормализовать выбросы (отрегулировать значение)

Это гарантирует, что я не удаляю данные, но в то же время я не позволяю этому искажать мои данные.

Чтобы дать вам реальный пример, если вы анализируете маржу чистой прибыли компаний, где большинство компаний находится в пределах от -10% до 30%, а есть несколько значений, превышающих 100%, я просто изменит эти выбросы на 30% или 35%.

Итак, вот некоторые из методов, которые вы можете использовать в Excel для поиска выбросов .

После того, как вы определили выбросы, вы можете углубиться в данные и посмотреть, что их вызывает, и в то же время выбрать один из методов обработки этих выбросов (который может удалить их или нормализовать, изменив значение)

4. Заполните графу «Абс. Значение 1% прироста». Для этого введите в ячейку F4 формулу: =B3/100.

5. В графу «Показатель наглядности» заносится отношение (в%) каждого уровня к исходному уровню на 1985 г. Для этого введите в ячейку G3 формулу: =B4/65,8*100 или B4/$B$3*100. Знак $ включается в формулу, чтобы адрес ячейки B3 не изменялся, как обычно при копировании.

6. Скопируйте формулы из ячеек с уже вставленными формулами в пустые ячейки (например: копируете ячейку D4 и вставляете ее в ячейки D5-D9).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Дайте определение динамического ряда. Какие Вы знаете типы динамических рядов?

Что такое преобразование динамического ряда?

Какие Вы знаете методы выравнивания динамического ряда? Какой из методов выравнивания является более точным?

Какие показатели свидетельствуют о скорости изменений уровней динамического ряда?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. 1. Динамический ряд — это:

а) значения количественного признака (варианты), расположенные в определенном порядке и отличающиеся друг от друга по своему значению; б) ряд, состоящий из однородных сопоставимых значений признака,

характеризующих изменение какого-либо явления (процесса) во времени; в) атрибутивные значения признака, характеризующие качественное

состояние явления в динамике.

2. Динамический ряд может быть представлен: а) абсолютными величинами; б) средними величинами; в) относительными величинами.

3. Способы выравнивания динамического ряда: а) укрупнение интервалов; б) расчет групповой средней;

в) вычисление скользящей величины; г) метод наименьших квадратов.

4. Основными показателями скорости изменений явления в динамическом ряду являются:

а) темп роста; б) абсолютный прирост;

в) темп прироста; г) значение 1% прироста;

д) средний темп прироста.

5. При сравнении нескольких динамических рядов с разными исходными уровнями необходимо рассчитывать показатель динамического ряда: а) темп роста; б) абсолютный прирост;

в) темп прироста; г) значение 1% прироста;

д) средний темп прироста.

6. С какой целью должно проводиться выравнивание динамического ряда:

а) для выявления частоты распространения явлений или событий; б) для установления тенденций при изучении явлений и процессов; в) для доказательства влияния факторов; г) для определения скорости изменения процесса.

7. Преобразование динамического ряда — это действия необходимые: а) для установления тенденций за каждый период времени; б) для установления тенденций по отношению к одному периоду, принятому за единицу (100%); в) для установления закономерностей динамики процесса;

г) для выявления влияния факторов.

Контрольные задания Задача 1. При анализе ежемесячной заболеваемости скарлатиной детей

в возрасте до 7 лет в городе Н. в изучаемом году были получены следующие показатели динамического ряда: абсолютный прирост = + 0,5, темп прироста = +8,0%; темп роста = 7,0%.

1. По каким из представленных показателей можно судить о скорости изменения заболеваемости во времени?

2. Достаточно ли представленных в условии задачи данных для Вашего заключения о необходимости срочного планирования мероприятий по снижению заболеваемости скарлатиной на следующий год?

Задача 2. За последнее десятилетие отмечается увеличение числа выпуска врачей различного профиля в медицинских вузах № 1 и № 2, особенно увеличился выпуск в позапрошлом и прошлом годах.Показатели

динамики выпуска врачей вуза № 1 за последний год составили: абсолютный прирост = 50 человек, темп прироста = +8%, а вуза № 2 за последний год — абсолютный прирост = 60 человек, темп прироста = +10%.

1. Можно ли сделать вывод, что вуз № 2 более быстро решает проблему недостаточной численности подготовленных врачей? Какими показателями Вы воспользовались?

2. Достаточно ли представленных данных в условии задачи для суждения о приоритете в тенденциях по подготовке врачей в вузах?

Задача 3. В условиях реформирования здравоохранения в районах А. и Б. было проведено сокращение коечного фонда с увеличением при этом объема внебольничной помощи. 1% снижения (убыли) коечного фонда в районе А. составил 2%, в районе Б. — 3%, а средний темп снижения (убыли)

— 5 и 7,5%, соответственно.

1. В каком из районов сокращение коечного фонда идет быстрее. На основании какого показателя Вы сделали этот вывод?

2. Какие еще показатели дополнят анализ процесса сокращения коечного фонда в 2 районах?

Задача 4. В городе Н. численность населения за последние 5 лет составляла в динамике: 1-й год - 100 000 человек, 2-й год - 90 000, 3-й год - 80 000, 4-й год — 70 000 и 5-й год — 60 000 человек. Обеспеченность врачами за этот же период составила соответственно: 25, 23, 24, 18 и 20 на 10 000 населения.

1. Являются ли исходные данные основой для составления динамического ряда и его последующего анализа?

2. Какие показатели динамического ряда необходимо рассчитать для углубленного анализа изменений численности населения и обеспеченности врачами?

1. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: Учебник. М: изд. "Академия", 2009.

2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В.З.Кучеренко. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. –

1. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г. Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. – Спб: ООО «Издательства ФОЛИАНТ», 2003. – 432 с.

2. Карась С.И. Информационные основы принятия решений в медицине: Учебное пособие. – Томск: Печатная мануфактура, 2003.- 145с.

3. Чернов В.И., Родионов О.В., Есауленко И.Э. и др. Медицинская информатика: Учебное пособие.- Воронеж, 2004. – 282с.: ил.

5. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. – СПб: Питер, 2001. -480с. – (Серия "Национальная медицинская библиотека").

6. Богданов А.К., Проценко В.Д. Практические применения современных методов анализа изображений в медицине: Учебное пособие. – М.: РУДН,

7. Санников А.Г., Егоров Д.Б., Скудных А.С., Рухлова С.А. Практикум по медицинской информатике: автоматизированное рабочее место врача и системы поддержки принятия врачебного решения. – Тюмень: П.П.Ш., 2009.

Таким образом, общая рождаемость в городе составила 7.4%.

Среда - всего 1.308.400 человек

Явление –умерло 22508 человек

Общая смертность: 22508/1308400х1000=17,2%

Таким образом, общая смертность составила 17,2%.

Задача 2. Рассчитайте интенсивные и экстенсивные показатели, если численность населения города С. составляет – 2.181.300 человек. Из них: городское население – 1.201.200 человек; сельское население - 980.100 человек

Вся совокупность: 2.181.300 человек – 100%

Удельный вес городского населения составит:

1201200 х100 / 2181300 = 55%

Удельный вес сельского населения составит:

908100 х 100 / 2181300 = 45%

Показатель общего количества городского населения:

1201200 / 2181300 х 100 = 55%

Показатель общего количества сельского населения:

908100 / 2181300 х 100 = 45%

Вся совокупность: 300 000 человек – 100%

По поводу болезней сердечно-сосудистой системы 98000

По поводу болезней органов дыхания 110000

травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин 55000

болезней нервной системы 22000

других причин 15000

Интенсивный показатель

Показатель общего количества заболевших

Показатель соотношения.

98000 / 500000 х 10000 = 1960

На 10000 населения в городе обращаются с заболеваниями ССС 1960 человек.

110000 / 500000 х 10000 = 22000

На 10000 населения в городе обращаются с заболеваниями органов дыхания 22000 человек.

55000 / 500000 х 10000 = 1100

На 10000 населения в городе обращаются по причине травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин 1100 человек.

22000 / 500000 х 10000 = 440

На 10000 населения в городе обращаются с заболеваниями нервной системы 440 человек.

15000 / 500000 х 10000 = 300

На 10000 населения в городе обращаются по другим причинам 300 человек.

Вся совокупность: 6290 детей – 100%

от 0 до 1 года – 350 детей, то есть 5,6%

от 1 до 3 лет – 830 детей, то есть 13,2%

от 4 до 6 лет – 1510 детей, то есть 24%

от 7 до 10 лет – 1850 детей, то есть 29,4%

от 11 до 14 лет – 1750 детей, то есть 27,8%

Задача 5. Пользуясь приведенными данными, рассчитайте структуру причин смерти населения города Н., если умерли 1660 человек, в том числе:


от болезней системы кровообращения

940 человек

от злокачественных новообразований

220 человек;

от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин

200 человек;

от болезней органов дыхания

80 человек;

от болезней органов пищеварения

40 человек;

от болезней нервной системы

25 человек;

от инфекционных и паразитарных болезней

20 человек;

от прочих причин

135 человек.

Экстенсивные показатели.

Вся совокупность: 1660 смертей– 100%

от болезней системы кровообращения 940 человек = 56,6%

от злокачественных новообразований 220 человек = 13,3%

от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин 200 человек = 12%

от болезней органов дыхания 80 человек = 4,9%

от болезней органов пищеварения 40 человек = 2,4%

от болезней нервной системы 25 человек = 1,5%

от инфекционных и паразитарных болезней 20 человек = 1,2%

от прочих причин 135 человек = 8,1%

Ответить на вопросы:

1. показания к применению относительных величин;

Относительные величины используются для: а) анализа состояния здоровья населения; б) анализа качества оказываемой медицинской помощи; в) анализа эффективности профилактических мероприятий; г) сравнения абсолютных размеров явления в различных совокупностях; д) выявления закономерностей изучаемого явления.

2. виды относительных показателей;

Различают четыре вида относительных величин:

-Показатель наглядности.
3. методы отбора выборочной совокупности;


  • ИНТЕНСИВНЫЙ показатель характеризует частоту явления в среде, где это явление наблюдается.

ОБЩИЕ коэффициенты характеризуют явление в целом (например, общий коэффициент рождаемости (смертности) и т.д.).


  • ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ характеризует численное соотношение не связанных между собой совокупностей, сопоставляемых только по их содержанию.

  • ЭКСТЕНСИВНЫЙ показатель характеризует отношение части к целому.

  • ПОКАЗАТЕЛЬ НАГЛЯДНОСТИ: применяется для анализа однородных чисел и используется, когда необходимо «уйти» от показа истинных величин (абсолютных чисел, относительных, средних величин). Как правило, эти величины представлены в динамике.

Для вычисления показателей наглядности одна из сравнимых величин принимается за 100% (обычно это исходная величина), а остальные рассчитываются в процентном отношении к ней.

Особенно их целесообразно использовать, когда исследователь проводит сравнительный анализ и тех же показателей, но в разное время или на разных территориях.

Для получения показателя соотношения нужны две совокупности (No1 и No2). Абсолютная величина, характеризующая одну совокупность (совокупность No1), делится на абсолютную величину, характеризующую другую, с ей не связанную совокупность (совокупность No2) и умножается на множитель (100, 1000, 10 000 и т.д.).

Для расчета интенсивного показателя необходимо иметь данные об абсолютным размере явления и среды. Абсолютное число, характеризующее размер среды, внутри которой произошло данное явление, и умножается на 100, 1000 и т.д.

Таким образом для расчета интенсивного показателя всегда нужны две статистические совокупности (совокупность No1 – явление, совокупность No2 – среда), причем изменение размера может повлечь за собой изменение размера явления.

Множитель (основание) зависит от распространенности явления в среде – чем реже оно встречается, тем больше множитель. В практике для вычисления некоторых интенсивных показателей множители (основания) являются общепринятыми (показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности рассчитываются на 100 работающих или учащихся, показатели летальности, частоты осложнений и рецидивов заболеваний – на 100 больных, демографические показатели заболеваемости – на 1000 населения).

Для расчета экстенсивного показателя необходимо иметь данные о численности всей совокупности и составляющих ее частях (или отдельной части всей этой совокупности). Рассчитывается обычно в процентах, где совокупность в целом принимается за 100%, а отдельные части – за «х».

Способ получения экстенсивной величины:

Экстенсивный - Часть совокупности (явления или среды) х100%

показатель = Вся совокупность (явление или среда)

Таким образом, для получения экстенсивного показателя нужна одна совокупность и ее составные части или отдельная часть. Экстенсивный показатель отвечает на вопрос, сколько процентов приходится на каждую конкретную часть совокупности.
6. требования к составлению графиков;

Так как экстенсивный показатель – показатель статики, то графически он изображается в виде внутристолбиковой или секторальной (круговой) диаграмм, которые являются разновидностями плоскостных диаграмм, которые представляют цифровые данные в виде геометрических фигур в двух измерениях.

Графически интенсивные показатели могут быть представлены в виде любых из названных ниже диаграмм при наличии необходимой информации:

1. линейная диаграммы (график);

2. столбиковой или ленточной диаграммы;

3. радиальной диаграммы;

Графически показатель соотношения может быть представлен такими же диаграммами, как и интенсивный показатель.

Графически полученные данные показателя наглядности можно представить на оси координат или в виде столбиковой диаграммы.
7. наиболее частые ошибки в применении и анализе относительных величин .

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал на каждого студента.

Ход урока

Преподаватель предлагает осмыслить информацию: текстовую, табличную, графическую.

Задаёт вопрос в каком случае лучше усваивается информация и почему?

Назовите виды статистических величин

Дать краткую характеристику статистическим величинам

Назовите формулы для вычисления величин

Определение функции Excel

Статистические функции: определение и значение функций

Ввод функций и определение аргументов функции: способы введения функций.

Решение задачи с применением статистических функций, делая ссылки на опорный конспект

Преподаватель предлагает оформить решение задачи с помощью графиков и диаграмм.

  1. Безручко В.Т. Практикум по курсу “Информатика” М.2002-272с.
  2. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel СПб.2003-544с.
  3. Могилёв А.В. и др. Практикум по информатике: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений. М. 2001-608с.
  4. Практикум по технологии работы на компьютере под ред. Макаровой Н.В. М. 2003-256С.
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике СПб. 2002-432с.
  6. Кодле Я.К. Практикум по статистике. М.:Высшая школа 1991.
  7. Иванков В.И. Сборник лекций по статистике М.2001.
  8. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика Ростов- на Дону: Феникс 2001.
  9. Годин А.М. Статистика М.: 2003.

План-конспект

Организационный момент (1-2мин)

Целевая установка (1-3 мин)

Тема сегодняшнего занятия “Статистические функции в MS Excel”

Цель нашего занятия:

Формировать умение обработки статистических данных с помощью информационных технологий.

Мотивация (5-7 мин)

Ответьте на вопрос (преподаватель читает очень быстро): На территории Уральского федерального округа проживает 12244214человек. Из них в Курганской области 979908 человек, в Свердловской области 4409731 человек, в Тюменской области 3323303человека, в Ханты-Мансийском округе 1478178 человек, в Ямала-Ненецком автономном округе 530655 человек, в Челябинской области3531272 человека. Какая из областей наиболее многочисленна?

Посмотрите на экран, где представлены данные в виде таблицы и диаграммы (Приложение 1).

В каком случае лучше усваивается информация и почему?

Графическая информация усваивается лучше, благодаря наглядности.

Цель нашего урока: научиться обрабатывать статистические данные с помощью программы MS Excel.

Повторение изученного материала.

  • Абсолютные величины.
  • Относительные величины.
  • Средние величины.

Дайте краткую характеристику данных величин.

Какие величины не были названы?

Какие ошибки были замечены в ответах?

Ребята, я предлагаю вам решить задачу с помощью компьютера. (Приложение 2), (Приложение 3), (Приложение 4).

Я попрошу трех человек быть помощниками – консультантами. По ходу выполнения задания консультанты будут помогать вам, а в конце работы выставят оценки.

Ребята, вы посмотрели задачу, можете ли вы приступить к решению?

Нет, поэтому сейчас я вам расскажу, как выполнить решение.

Функция. В общем случае — это переменная величина, значение которой зависит от аргументов. Функция имеет имя (например, СТЕПЕНЬ, СУММ) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки — обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Если аргументов несколько, один аргумент отделяется от другого запятой. В качестве аргументов функции могут использоваться числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции.

Excel предлагает большой (несколько сотен) набор стандартных (встроенных) функций, которые можно использовать в формулах, например: математические, финансовые, статистические, текстовые, логические и многие другие.

Ввод функций можно осуществить несколькими способами

Способ 1

Выбор функции из списка функций использовавшихся последними (список появляется при входе в режим ввода формул)

Имя функции выбирается из списка

Если в списке нет нужной функции, выберите Другие функции, чтобы перейти в окно Мастер функций

Способ 2

Для упрощения ввода функций в Excel предусмотрен специальный Мастер функций, который можно вызвать либо нажатием кнопки на панели инструментов “Стандартная” или в строке формул, либо командой Вставка, Функция.

Для поиска функции опишите действие, которое она должна выполнить и нажмите Найти

Если функция известна, сначала выбирается категория, затем имя функции

Можно просмотреть синтаксис выбранной функции и прочитать её краткое описание

Способ 3

Непосредственный ввод функции вручную в строке формул. Этот способ используется редко, т.к. это достаточно трудно запомнить все имена функций

Если функция вводится не вручную, то для ввода аргументов используется диалоговое окно Аргументы функций, с помощью которого можно не только ввести данные, но и увидеть значения аргументов, результат вычисления значения функции, краткое описание текущей функции и текущего аргумента.

При обработке данных довольно часто возникает необходимость определения различных статистических характеристик. Поэтому в состав Excel встроен ряд функций, применяемых при решении задач статистического анализа. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми статистическими функциями, которые вам понадобятся для решения задачи

СРЗНАЧ (число 1; число 2;. ) соответствует среднему значению в статистике – возвращает среднее значение аргументов

МАКС (число 1; число 2;. ) соответствует максимальному значению в статистике – возвращает наибольшее значение в списке аргументов

МИН (число 1; число 2;. ) соответствует минимальному значению в статистике – возвращает наименьшее значение в списке аргументов

РАНГ (число, ссылка, порядок) – возвращает ранг числа в списке чисел: его порядковый номер относительно других чисел в списке (есть показатели, каждому из них присваивается место)

А сейчас я покажу использование данных функций на практическом примере (Приложение 6). Ваша задача внимательно слушать, наблюдать за моими действиями (преподаватель показывает с помощью проектора решение задачи, а студенты смотрят). Также у вас на столах лежат опорные конспекты (Приложение 7), и по ходу рассказа я буду делать на них ссылки.

Посмотрите на задачу здесь представлены названия стран, площадь страны, население, плотность.

Первое что мы должны сделать это рассчитать среднюю плотность населения. Для этого используем первый способ ввода функции (схема 1). В строке формул ставим знак =. Обратите внимание, что вместо поля имени появляется поле функции и из списка выбираем нужную нам функцию это СРЗНАЧ. В появившееся окне в поле Число 1 необходимо указать блок ячеек для подсчёта среднего в нашей таблице и нажимаем ОК (схема 2).

Затем мы должны найти максимальную плотность. Для этого используем второй способ ввода функции (схема 3). Данный способ заключается в использовании мастера функции. Выберете в окне мастера функций в поле Категория Статистические. В списке Функция выберите строку МАКС и щёлкните ОК. В появившееся окне в поле Число 1 необходимо указать блок ячеек для подсчёта максимального в нашей таблице и нажимаем ОК (схема 4)

Дальше мы должны найти минимальную плотность. Для этого мы используем третий способ (схема 5). Необходимо в строке формул поставить знак = с клавиатуры ввести имя функции МИН поставить (и указать блок ячеек для подсчёта минимального значения, закрыть ( и нажать ОК.

И последнее нам необходимо расставить страны по местам, в зависимости от плотности населения. Нажимаем кнопку вставка функций в строке формул. Выберете в окне мастера функций в поле Категория Статистические. В списке Функция выберите строку РАНГ и щёлкните ОК. В появившееся окне в поле Число необходимо указать значение для которого определяется ранг это у нас число в ячейке Е2. В поле Ссылка необходимо указать блок ячеек для подсчёта максимального в нашей таблице и нажимаем ОК (схема 6)

Мы рассмотрели статистические функции, которые вам понадобятся для решения задач.

Вы можете приступать к работе, если у вас возникнут трудности при решении задач, вы можете воспользоваться помощью консультантов.

Студенты решают задачи.

При решении различных задач, подготовке отчётов нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

Давайте вернёмся к нашей задаче (которую решали при объяснении статистических функций) и вспомним основные этапы построения диаграмм. Нам необходимо будет построить диаграмму, отражающую плотность населения каждой страны.

Для построения диаграммы обычно используется Мастер диаграмм

Необходимо выделить ячейки, содержащие данные, которые должны быть отражены в диаграмме

Необходимо выбрать команду меню Вставка/Диаграмма или кнопку на панели инструментов, а затем следовать инструкциям мастера:

Шаг 1. Выбор типа диаграммы

Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы: если данные не выбраны перед шагом один, то выделите столбцы и строки с необходимыми данными и щелкните по кнопке Далее.

Шаг 3. Задание параметров диаграммы: выполните необходимые настройки параметров, используя вкладки Заголовки, Оси, Линии сетки, Легенда, Подписи данных, Таблицы данных, затем щелкните на кнопке Далее.

Шаг 4. Размещение диаграммы: определите место для диаграммы и щелкните на кнопке Готово.

Ребята, вы можете приступить к построению диаграмм для своей задачи, если возникают трудности, то вы можете обратиться к блок – схеме.

Заканчиваем работу, студенты – консультанты, прошу подвести итоги по решению задачи в соответствии с критериями оценки (Приложение 8).

Прошу I консультанта предоставить отчет о работе студентов, решавших первую задачу.

Посмотрим на лучшую работу, преподаватель проводит оценку работы.

Прошу II консультанта предоставить отчет о работе студентов, решавших вторую задачу.

Посмотрим на лучшую работу, консультант проводит оценку работы, в соответствии с критериями оценки первой работы.

Прошу III консультанта предоставить отчет о работе студентов, решавших третью задачу.

Посмотрим на лучшую работу, консультант проводит оценку работы; преподаватель спрашивает консультанта другой группы, согласен ли он с оценкой.

Ребята, вы решили задачу. Обратите внимание на экран (Приложение 9), где представлены статистические данные за 2007 год. Можно сделать вывод, что почти 10% населения города является не здоровыми. Наша с вами задача, сделать так, чтобы данный процент с каждым годом становился меньше. И в заключении мне бы хотелось прочитать вам стихотворение

Что есть жизнь - это вечный вопрос,
Но решать его надо всерьез.
Жизнь прекрасна и бесконечна,
Если только она человечна!

Посмотри! Как прекрасна земля!
Реки, горы, леса и поля
Это все – наша жизнь и вовек
Ты в ответе за жизнь человек!

Но какая-то страшная сила
Человеческий разум затмила,
Краски радуги тьмой заменила,
И шагаем мы в бездну уныло.

Мы забыли, зачем родились
Что перед нами прекрасная жизнь
Человек! Взрослый ты иль дитя,
Жизнь одна только есть у тебя,
Ты в ответе один за себя!

Кто сказал, что все надо попробовать?
Кто сказал, что все надо познать?
Нужно верную выбрать дорогу,
Чтобы твердо по жизни шагать!

Читайте также: