Как построить поверхность седло в excel

Обновлено: 07.07.2024

Принцип построения поверхностных диаграмм в Excel можно сравнить с рельефными картами. Где положение пункта определяется не только долготой и широтой, но и третьей величиной – высотой.

Данное сравнение поможет понять, как создать на первый взгляд сложную поверхностную диаграмму в Excel и как ее использовать.

Построение поверхностной диаграммы в Excel

Практический пример применения и создания поверхностной диаграммы в Excel.

Напряжение излучения в квадратной комнате определено формулой z=[sin(x)*y] 2 . Начало осей координат расположено центру комнаты.

Визуально сложно определить место в комнате, где наиболее интенсивное излучение. Создадим графическое представление ситуации, которое будет читабельно даже для дилетантов.

Сначала выполним все необходимые расчеты и вычисления в таблице. А поверхностную диаграмму построим на основе уже полученных данных.

  1. Заполните таблицу как указано на рисунке.
  2. Выделите диапазон B2:L12 так, чтобы B2 активной ячейкой выделенного диапазона (выделяйте с верхнего левого угла B2 диапазона к нижнему правому углу до ячейки L12).
  3. Не снимая выделения, введите в строку формул: =(SIN(B$13)*$A2)^2 и нажмите комбинацию клавиш CTRL+Enter. Обратите внимание, как мы используем в аргументах формулы смешанные ссылки на ячейки.
  4. Между столбцами A и B вставьте новый столбец и заполните его вторую ячейку формулой: =" "&A2 (не забудьте поставить пробел между кавычками). Скопируйте эту формулу во все ячейки столбца до 12-ой строки (то есть заполните этой формулой диапазон ячеек B2:B12).
  5. Выделите диапазон: B2:M12 и выберите инструмент: «Вставка»-«Диаграммы»-«Другие»-«Поверхность».

Теперь четко видно на диаграмме что наибольшая интенсивность излучения находится в углах комнаты.

Чтобы правильно настроить горизонтальную ось X, щелкните по диаграмме, чтобы ее активировать и выберите инструмент: «Работа с диаграммами»-«Конструктор»-«Выбрать данные».

Выбор источника данных.

В появившемся окне «Выбор источника данных» в правом разделе «Подписи горизонтальной оси (категории)» щелкните на кнопку «Изменить».

Изменить.

В окне «Подписи оси» измените значение, выделив диапазон ячеек C13:M13 и на всех диалоговых окнах нажмите ОК.

Пример.

Краткое описание примера

Стоит отметить! При создании поверхностной диаграммы мы изменили числовые значения столбца A в текстовые, поместив их в столбец B с помощью формулы . Если бы мы этого не сделали, то Excel воспринял бы эти числовые значения (столбца A) как данные для построения поверхностной диаграммы, а не как подписи данных.

Если бы мы просто присвоили текстовый формат для значений столбца A (вместо дополнительного столбца с формулами), тогда мы просто получили бы ошибку при расчетах.

Вот в такой нехитрый способ мы красиво сделали подписи для осей диаграммы и не допустили ошибок при расчетах.

Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?

Как ввести формулу в Excel?

Что такое функциональная зависимость у = f(х)? Какая переменная является зависимой, а какая независимой?

Как ввести функцию в Excel?

Что такое график функции у = f(х)?

Как построить график функции одной переменной в Excel?

Назначение табличного процессора?

Как определяется адрес ячейки?

Что такое относительная адресация ячеек?

Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?

Как ввести формулу в Excel?

Что такое функциональная зависимость у = f(х)? Какая переменная является зависимой, а какая независимой?

Как ввести функцию в Excel?

Что такое график функции у = f(х)?

Как построить график функции одной переменной в Excel?

Назначение табличного процессора?

Как определяется адрес ячейки?

Что такое относительная адресация ячеек?

Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?

Как ввести формулу в Excel?

Что такое функциональная зависимость у = f(х)? Какая переменная является зависимой, а какая независимой?

Как ввести функцию в Excel?

Что такое график функции у = f(х)?

Как построить график функции одной переменной в Excel?

Назначение табличного процессора?

Как определяется адрес ячейки?

Что такое относительная адресация ячеек?

Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?

Как ввести формулу в Excel?

Что такое функциональная зависимость у = f(х)? Какая переменная является зависимой, а какая независимой?

Как ввести функцию в Excel?

Что такое график функции у = f(х)?

Как построить график функции одной переменной в Excel?

Выбранный для просмотра документ План.doc

Тема урока «Трехмерные графики в MS Excel ».

Фронтальный опрос по вопросам.

Объяснение нового материала.

Практика. Инструктаж по ТБ.

Просмотр презентации «Поверхности».

Показ работ ребят по теме «Табулирование функций. Статистическая обработка данных».

Знакомство с таблицей оценки результатов своей работы.

Построение параболоида вращения.

Оценка результатов своей работы. Выставление оценок в журнал.

Выбранный для просмотра документ Практическая работа.doc

Практическая работа «Построение трехмерных изображений»

Задание № 1 . Построить поверхность, называемую параболоидом вращения.

Составить таблицу табулирования функции двух переменных на отрезке [-5;5] для х, на отрезке [-9;9] для y c шагом 0,5.

hello_html_m51b53e8b.jpg

Выполнить построение с помощью Мастера диаграмм. Выделить ячейки А1: V 38.

Вызвать мастер диаграмм.

Для построения трехмерных картинок надо выбрать тип диаграммы – поверхность.

Далее следовать указаниям Мастера диаграмм. Ввести название диаграммы «Параболоид вращения». Удалить легенду.

В результате построения вы должны получить следующее изображение:

Результат занесите в таблицу оценки результатов своей работы, которая находится на Рабочем столе.

Задание № 2 . Построить поверхность, называемую "седлом".

Для этого в ячейке В2 заменить формулу на . Растянуть полученную формулу на всю таблицу. Обратите внимание, что график поверхности изменился автоматически. Вам необходимо только заменить название диаграммы.

В результате построения вы должны получить следующее изображение:

Результат занесите в таблицу оценки результатов своей работы, которая находится на Рабочем столе.

Выбранный для просмотра документ Самостоятельная работа.doc

Самостоятельная работа

"Построение графика функции одной переменной"

Задание № 1 . Построить график функции, заданной уравнением y= sin x 2 на отрезке [-5;5] c с шагом табуляции 0,5.

Алгоритм выполнения задания:

Составить таблицу табуляции функции.

Построить график функции, используя Мастер диаграмм. Задать название диаграммы «График функции одной переменной». Удалить легенду.

Сравнить полученный график с образцом.

Результат занесите в таблицу оценки результатов своей работы, которая находится на Рабочем столе.

Самостоятельная работа

"Построение графика функции одной переменной"

Задание № 1 . Построить график функции, заданной уравнением y= cos x 2 на отрезке [-5;5] c с шагом табуляции 0,5.

Алгоритм выполнения задания:

Составить таблицу табуляции функции.

Построить график функции, используя Мастер диаграмм. Задать название диаграммы «График функции одной переменной». Удалить легенду.

Сравнить полученный график с образцом.

Результат занесите в таблицу оценки результатов своей работы, которая находится на Рабочем столе.

Выбранный для просмотра документ Трехмерные графики.doc

Предмет : информатика и математика .

Цели урока: изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний .

Задачи урока:

Образовательные:

повторить построение графиков функций одной переменной с помощью табличного процессора Excel;

доказать практическую значимость изучаемой темы;

познакомить учащихся с понятием «функция двух переменных»; примерами алгебраических поверхностей второго порядка; областью применения параболоида вращения;

научить применять табличный процессор Excel для построения трехмерных графиков.

формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления;

развитие познавательного интереса к предмету;

развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;

развитие умения планировать свою деятельность.

воспитание умения самостоятельно мыслить;

нести ответственность за выполняемую работу;

воспитание аккуратности при выполнении работы;

формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока : лекция, практикум.

Технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

Технические и программные средства:

электронные таблицы Excel;

программа создания презентаций PowerPoint ;

проект «Алгебраические поверхности второго порядка», уч-ся 11 класса Петроченкова Олеся.

Раздаточный материал:

карточки с заданиями на построение графиков функций одной переменной и прогнозируемым результатом работы;

карточки с заданиями на построение графиков функций двух переменных и прогнозируемым результатом работы.

Оформление кабинета.

Плакаты:

портреты ученых, внесших вклад в развитие понятия «функция»;

примеры трехмерных графиков;

практическое использование поверхностей вращения на примере параболоида вращения;

таблица табулирования функции двух переменных;

результаты построения трехмерного графика по таблице табуляции;

таблица оценки результатов своей работы.

Оборудование урока: компьютеры, локальная сеть.

Литература, использованная при подготовке к уроку :

«Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами», ресурсы сети Интернет.

Информатика, приложение к 1 сентября, №24, 2006 год.

Евдокимов В.И., Федотов А.Н. Точечный массаж. Тула, Приокское книжное издательство, 1991

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: Творческий центр «Сфера», 1999

Вестник образования, №6, 2006 год.

Организационный момент – 3 мин.

Проверка домашнего задания –5 мин.

Объяснение нового материала –10 мин.

Применение полученных знаний –10 мин.

Самостоятельная работа – 10 мин.

Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Вопросы для проверки.

Назначение табличного процессора?

Как определяется адрес ячейки?

Что такое относительная адресация ячеек?

Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?

Как ввести формулу в Excel?

Что такое функциональная зависимость у = f(х)? Какая переменная является зависимой, а какая независимой?

Как ввести функцию в Excel?

Что такое график функции у = f(х)?

Как построить график функции одной переменной в Excel?

3. Объяснение нового материала.

Учитель: На предыдущих уроках вы выяснили, что одной из главных задач, решаемых с помощью программы Microsoft Excel , является построение диаграмм и графиков. А можно ли построить в Microsoft Excel трехмерное изображение?

В нашей жизни все объекты – пространственные (объёмные), поэтому очень важно уметь представлять, как будет выглядеть тот или иной объект, т.е. иметь пространственное воображение. Помочь в этом нам сможет программа Microsoft Excel . Построим поверхность, которая называется параболоидом вращения, получена путем вращения параболы вокруг оси симметрии. Парабола обладает рядом интересных свойств, которые широко применяются в технике. Например, на оси симметрии параболы есть точка, которую называют фокусом параболы. Если в этой точке находится источник света, то все отраженные от параболы лучи идут параллельно.

Где на практике используется это свойство параболы?

hello_html_m7e03345a.jpg

Это свойство используется при изготовлении прожекторов, локаторов и других приборов. Форму параболоида вращения имеют спутниковые антенны.

hello_html_m30801c01.jpg

Но прежде чем рассказать о том, как строятся поверхности в Microsoft Excel , надо немного поговорить о так называемых функциях двух переменных. Такая функция имеет вид z = f ( x , y ), где х, y - координаты точки на плоскости, а z - значение функции. Например, функция, параболоид вращения, записывается так:

Кроме параболоида вращения, существует огромное количество различных поверхностей, которые вы можете видеть на доске. Это - … Далее мы приступаем к работе за компьютерами.

Применение полученных знаний.

4.1. Краткий инструктаж по ТБ.

Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.

Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.

Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.

Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.

Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.

В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – подозвать учителя .

4.2. Просмотр презентации «Алгебраические поверхности второго порядка» , выполненной ученицей 11 класса МОУ СОШ № 4 Петроченковой Олесей в программе PowerPoint . Это проект, который был предложен ученикам нашей школы как зачетный по данной теме.

Выполняя практическую работу «Табулирование функций и статистическая обработка данных в М S Excel », учащиеся должны были оформить эту работу в ТР MS Word , используя умения копировать объекты из одного приложения в другие.

4.3. Практическая работа «Построение трехмерных изображений».

Давайте познакомимся с «Таблицей оценки результатов своей работы», которая находится у вас на рабочем столе.

4.3.1. Построить поверхность, которая называется параболоидом вращения. Определим интервалы, в которых будут изменяться значения x и y . Пусть это будет симметричный интервал [-5,5] для х и другой симметричный интервал [-9,9] для y . Шаг, с которым будут изменяться значения x и y (шаг табуляции), установим равным 0,5. Теперь на рабочем листе Excel зададим значения этих координат в виде строки В1: V 1 для х и столбца А2:А38 для y .

Так должна выглядеть таблица табулирования функции f ( x , y ) в режиме отображения значений:

hello_html_5d602677.jpg

В режиме отображения формул:

hello_html_15ef069b.jpg

Теперь введем в ячейку В2 формулу. Необходимо предварительно продумать адресацию ячеек, ведь этой формулой мы потом заполним весь диапазон B 2: V 38.

Итак, формула. При заполнении интервала по горизонтали (оси х) формулы во всех ячейках должны ссылаться на соответствующую ячейку верхнего ряда, следовательно, она должна иметь абсолютную адресацию по номеру строки, а по номеру столбца – относительную адресацию. Напомню, что абсолютная адресация обозначается знаком $ перед соответствующей координатой адреса ячейки. В нашем случае адресация выглядит так: B $1. Что касается y , то здесь, наоборот: абсолютным должен быть номер столбца. А номер строки – относительным, т.е. адрес имеет вид: $ A 2. Теперь соберем формулу. Чтобы не использовать дополнительных функций, в квадрат будем возводить простым умножением:

= B $1* B $1+$ A 2*$ A 2. Этой формулой заполняем весь прямоугольник от В2 до V 38. Таблица табулирования функции готова.

hello_html_m51b53e8b.jpg

Теперь можно строить диаграмму. Выделяем ячейки А1: V 38. Вызываем мастер диаграмм. Для построения трехмерных картинок надо выбрать тип диаграммы – поверхность. Далее следовать указаниям Мастера диаграмм. В результате построения вы должны получить следующее изображение:

Физкультминутка.

Крепко сомкнуть веки, а затем в течение нескольких секунд часто моргать.

Без усилий, но плотно сомкнуть веки и прикрыть их ладонями, чтобы на одну минуту полностью исключить воздействие на глаза света.

Сделать массаж век, легко поглаживая их указательным пальцем в направлении от носа к виску.

Построить поверхность «седло», которая задается формулой . Сравнить полученный вами результат с тем, который представлен у вас в карточке. Для построения вам надо только изменить значение ячейки В2 и растянуть формулу на весь прямоугольник В2: V 38. График функции автоматически изменить с параболоида вращения на поверхность, называемую «седлом». Необходимо будет только изменить название.

Воспользоваться таблицей оценки результатов своей работы.

4.4. Самостоятельная работа «Построение графика функции одной переменной».

Работа по карточкам. Построить график функции, заданной уравнением (см. карточку).

Сравнить полученный график, с тем который изображен на карточке.

Воспользоваться таблицей оценки результатов своей работы.

Итоги урока и домашнее задание.

Оцените, пожалуйста, результаты своей работы и покажите их учителю.

Учитель выставляет полученные учениками оценки на уроке. При этом используется таблица оценки результатов работы учащихся.

Домашнее задание: создать презентацию на тему «Алгебраические поверхности второго порядка», оформить самостоятельную работу «Построение графика функции одной переменной» в MS Word .

Выбранный для просмотра документ плакаты.doc

Рене Декарт

hello_html_m616f0827.jpg

первым заметил, что введение системы координат на плоскости и задание фигур их уравнениями позволяет свести многие задачи геометрии к исследованию уравнений геометрических фигур.


Исаак Ньютон

hello_html_5b982fd1.jpg

Великий английский учёный И.Ньютон, исследуя зависимость координат движущейся точки от времени, фактически уже занимался исследованием функции.

Готфрильд Лейбниц

hello_html_649e92a5.jpg

Великий немецкий математик и философ Г. Лейбниц впервые ввёл сам термин «функция» (в 1673 г. в рукописи, в 1692 г. в печати) для названия различных параметров, связанных с положением точки на плоскости.

hello_html_708f762f.jpg

Швейцарский математик И. Бернулли постепенно приходит к пониманию функции как аналитического выражения и даёт такое определение: «Функцией переменной величины называется количество, составленное каким угодно способом из этой переменной и постоянных».

hello_html_699940df.jpg

Л. Эйлер

в своей книге «Введение в анализ» формулировал определение функции так: «Функция переменного количества есть аналитическое выражение, составленное каким-либо способом из этого переменного количества и чисел постоянных

Н.И.Лобачевский и Л.Дирихле

Современное определение числовой функции, в котором это понятие уже освобождалось от способа задания, было дано независимо друг от друга русским математиком Н.И. Лобачевским и немецким математиком Л. Дирихле.

hello_html_m289b4e1.jpg

Современное понятие функции с произвольными областями определения и значений сформировалось, по существу, совсем недавно в первой половине XX века, после работ создателя теории множеств Г. Кантора.

hello_html_m7e03345a.jpg

Фокус параболы

Цель работы: изучить основные возможности приложения Microsoft Excel 2010 для построения поверхностей.

Краткие теоретические сведения

По умолчанию адреса в формулах рассматриваются как относительные. Это означает, что при копировании формулы адреса автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии. Например, пусть в ячейке B2имеется формула с адресом A3. Ячейка A3 относительно ячейки B2 находится на один столбец левее и на одну строку ниже. При копировании формулы в любую ячейку такое относительное расположение адресов сохранится.Например, при копировании формулы в ячейку C4 адрес в формуле автоматически изменится, и будет указывать на ячейку, которая находится на один столбец левее и на одну строку ниже C4, т.е. B5.

В некоторых случаях такое автоматическое изменение адресов при копировании не требуется. Чтобы запретить автоматическое изменение адреса, используется абсолютный адрес. Перед строкой или столбцом, изменение которых необходимо запретить, ставится символ $. Для изменения способа адресации при редактировании формулы символ $ можно вводить непосредственно с клавиатуры, а можно выделить адрес в формуле и нажать функциональную клавишу F4. При последовательных нажатиях клавиши F4 адрес, например, A1, будет модифицироваться, как показано в таблице 4.1.

Изменение адреса A1 при последовательных нажатиях клавиши F4

Адрес Способ адресации
$A$1 Абсолютный
A$1 Относительный по столбцу, абсолютный по строке
$A1 Абсолютный по столбцу, относительный по строке
A1 Относительный

Примеры

4.2.1. Построить поверхность, заданную уравнением

которая называется эллиптическим параболоидом, при p = q = 1,

Методические рекомендации

2. Сохраните рабочую книгу в своей рабочей папке на диске или на личном внешнем носителе: вкладка Файл – команда Сохранить как. Дайте имя файлу Л.р.№4-пример.

3. Замените имя текущего рабочего листа. Для этого дважды щелкните левой кнопкой мыши по ярлычку рабочего листа с надписью Лист1 и наберите имя листа Эллиптический параболоид.

4. Сформируйте массив значений x. Для этого в ячейку с адресом A2занесите значение -1, а в ячейку с адресом A3 – значение -0,9. Затем выделите диапазон ячеек A2:A3, наведите курсор мыши на маркер заполнения и протяните его вниз с нажатой левой кнопкой мыши до ячейки с адресом A22 включительно.

5. Сформируйте массив значений y. Для этого в ячейку с адресом B1занесите значение -1, а в ячейку с адресом C1 значение -0,9. Затем выделите диапазон ячеек B1:C1, наведите курсор мыши на маркер заполнения и протяните его направо с нажатой левой кнопкой мыши до ячейки с адресом V1 включительно.

6. Пользуясь вкладками Шрифт, Число и Ячейки, добейтесь, чтобы сформированные массивы значений x и y выглядели так, как показано на рисунке 4.1. (для минимизации изображения строки 6 – 18 на рисунке скрыты).


Рис. 4.1. Массивы значений x и y


7. Сохраните рабочую книгу. Для сохранения книги под своим текущим именем используется кнопка с пиктограммой в левом верхнем углу (Панель быстрого доступа), или команда Сохранить вкладки Файл.

Рекомендация! Чтобы избежать потери данных в аварийных ситуациях, связанных, например, с выключением питания, зависанием компьютера и т. д., сохраняйте файл после каждого успешного действия.

8. В ячейку с адресом B2 занесите формулу (1) используя абсолютную адресацию значений x по столбцу A и значений y по первой строке: =$A2^2+B$1^2.

Использование абсолютной адресации необходимо чтобы запретить изменение соответствующего адреса при последующем копировании формулы.

9. Выделите ячейку с адресом B2 и, пользуясь маркером заполнения, заполните формулой диапазон ячеек B2:V2. Для этого наведите курсор мыши на маркер заполнения и протяните его направо с нажатой левой кнопкой мыши до ячейки с адресом V2 включительно. Выделяя последовательно несколько ячеек диапазона B2:V2 проанализируйте как изменяются адреса при использовании абсолютной адресации.

10. Выделите диапазон ячеек B2:V2 и, пользуясь маркером заполнения, заполните формулой диапазон ячеек B2:V22. Для этого наведите курсор мыши на маркер заполнения и протяните его вниз с нажатой левой кнопкой мыши до ячейки с адресом V22 включительно. Выделяя последовательно несколько ячеек диапазона B2:V22 проанализируйте как изменяются адреса при использовании абсолютной адресации.

11. Для построения диаграммы выделите диапазон ячеек с данными A1:V22 и перейдите на вкладку Вставка. На вкладке Диаграммы откройте список Гистограмма в котором выберите значение Все типы диаграмм …. Укажите тип диаграммы Поверхность и нажмите кнопку OK.

12. Отредактируйте построенную диаграмму. Для этого наведите курсор мыши на любую линию сетки и дождитесь всплывающей подсказки Вертикальная ось (значений) – основные линии сетки. Нажмите правую кнопку мыши и в меню укажите пункт Удалить. С правой стороны диаграммы располагается элемент диаграммы Легенда, который при наличии одного графика на диаграмме, не имеет смысла. Для удаления легенды наведите курсор на изображение легенды, дождитесь появления всплывающей подсказки «Легенда», или «Ряд Yi Элемент легенды», выделите легенду и нажмите клавишу Delete на клавиатуре.

13. Расположите диаграмму на листе так, как показано на рисунке 4.2.

14. Наведите курсор на любую границу диаграммы, дождитесь появления всплывающей подсказки Область диаграммы и нажмите правую кнопку мыши. В появившемся меню укажите пункт Поворот объемной фигуры …. Выясните, как элементы управления влияют на изображение поверхности.

Самостоятельная работа

Задание 1. Построить поверхность, заданную уравнением

которая называется гиперболическим параболоидом, при p = q = 1,

Расположите диаграмму на листе Гиперболический параболоид, как показано на рисунке 4.3.


Рис. 4.2. Таблица значений Z уравнения (1) и диаграмма поверхности «Эллиптический параболоид»


Рис. 4.3. Таблица значений Z уравнения (2) и диаграмма поверхности «Гиперболический параболоид»

Задание 2. Построить поверхность, заданную уравнением


Расположите диаграмму на листе Конус, как показано на рисунке 4.4. Рис. 4.4. Таблица значений Z уравнения (3) и диаграмма поверхности «Конус»

Задание 3. Построить поверхность, заданную уравнением

Расположите диаграмму на листе Обезьянье седло, как показано на рисунке 4.5.


Рис. 4.5. Таблица значений Z уравнения (4) и диаграмма поверхности «Обезьянье седло»

Если нужно на одной диаграмме изобразить разные ряды данных (по величине, по типу), то добавляется вспомогательная ось. Ее масштаб соответствует значениям связанного ряда. Excel позволяет добавить ось значений (вертикальную) и категорий (горизонтальную). Последний вариант используется при построении точечных и пузырьковых диаграмм.

Чтобы визуализировать разные типы данных в одной области построения, используются разные типы диаграмм. Тогда сразу видны значения, добавленные на вспомогательную ось. Рассмотрим, как сделать диаграмму с двумя осями в Excel.

Диаграмма с двумя вертикальными осями

Чтобы построить диаграмму с двумя вертикальными осями для примера построим таблицу следующего вида:

Продажи за год.

Столбцы В и С имеют ряды разного типа: рубли (числовые значения) и проценты. На основе таблицы построим простой график с маркерами:

График с маркерами.

Чтобы добавить вспомогательную вертикальную ось на данную область построения, нужно выбирать плоские виды диаграмм. На объемную диаграмму не получится добавить вспомогательную ось.

Как в диаграмме сделать две оси:

  1. Щелкнуть по графику, который отображает долю продаж в процентах. Нажать правую кнопку мыши. Выбрать инструмент «Формат ряда данных».
  2. В открывшемся меню перейти на вкладку «Параметры ряда». Назначить отображение данных этого ряда «По вспомогательной оси».
  3. В результате проделанной работы в области построения появляется вторая вертикаль значений с процентами. Масштаб соответствует значениям столбца «Доля».
  4. Чтобы «разделить» визуальное отображение двух рядов данных, изменим тип графика. Необходимо щелкнуть по области построения, чтобы активизировалась вкладка «Конструктор». Нажать кнопку «Изменить тип диаграммы».
  5. Откроется окно с различными шаблонами. Выберем для одного из графиков гистограмму с группировкой.

После нажатия кнопки ОК диаграммы приобретают следующий вид:

Пример.

Верхние точки столбиков гистограммы и маркеры графика совпали, т.к. доля продаж за каждый месяц – это процентное выражение объема в рублях за каждый месяц. Одни и те же значения, только имеющие разное выражение.

Теперь в параметрах редактирования диаграмм появилась возможность работать со вспомогательной осью:

Вспомагательная ось.

Чтобы удалить вспомогательную вертикальную ось, можно выделить ее, щелкнуть правой кнопкой мыши – нажать «Удалить».

Еще один способ. Перейти на вкладку «Макет». Для изменения форматирования и разметки каждой оси выбрать инструмент «Оси». Далее – «Вспомогательная вертикальная» - «Не показывать».

Вспомогательная горизонтальная ось

Чтобы добавить вторую горизонтальную ось (категорий), в области построения уже должна отображаться вспомогательная.

Оси.

  1. Щелкнуть по графику, который построен по вертикальной вспомогательной оси. Перейти на вкладку «Макет» и открыть группу «Оси».
  2. Раскрыть пункт «Вспомогательная горизонтальная». По умолчанию при добавлении второй оси значений Excel не показывает вторую ось категорий. Но пункт становится доступным для пользователя. Раскрыв его, выбираем подходящий вариант отображения.

На рисунке это будет выглядеть так:

Пример1.

Удалить дополнительную горизонталь значений можно теми же способами, что и вспомогательную вертикальную.

На любой вспомогательной оси можно показать лишь один ряд данных. Если необходимо отобразить несколько рядов, то для каждого процедуру добавления повторяют сначала.

Для дальнейшего применения построенную диаграмму с двумя осями можно сохранить в виде шаблона. Для этого нужно щелкнуть по области построения. На вкладке «Конструктор» нажать кнопку «Сохранить как шаблон».

Далее программа предложит место сохранения шаблона. Пользователь должен назначить имя и нажать ОК.

Читайте также: